Научная статья на тему 'Вопросы развития творческой самостоятельности будущего специалиста в сфере декоративно-прикладного искусства'

Вопросы развития творческой самостоятельности будущего специалиста в сфере декоративно-прикладного искусства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
279
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / ПЕДАГОГИКА / ТВОРЧЕСКАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / DECORATIVE AND APPLIED ARTS / PEDAGOGICAL SCIENCE / CREATIVE INDEPENDENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ивченко Елена Викторовна

В статье рассматривается категория самостоятельности как важная характеристика развития творческого потенциала студентов. Определяются особенности педагогической организации условий самостоятельности в изобразительной деятельности студентов. Дается содержательная характеристика реализации педагогических условий ориентации студентов на самостоятельную изобразительную деятельность в ходе поисково-опытной работы исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLIED ARTS FUTURE SPECIALISTS CREATIVE INDEPENDENCE DEVELOPMENT PROBLEMS

The article considers the category of independence as an important characteristic of students' creative potential development. The author points out peculiar features of pedagogical organization of conditions of independence in students graphic activities. He also gives a very detailed characteristic of realizing the pedagogical terms of orienting the students on independent graphic activities during prospecting-development research work.

Текст научной работы на тему «Вопросы развития творческой самостоятельности будущего специалиста в сфере декоративно-прикладного искусства»

Е. В. Ивченко

ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА В СФЕРЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

В статье рассматривается категория самостоятельности как важная характеристика развития творческого потенциала студентов. Определяются особенности педагогической организации условий самостоятельности в изобразительной деятельности студентов. Дается содержательная характеристика реализации педагогических условий ориентации студентов на самостоятельную изобразительную деятельность в ходе поисково-опытной работы исследования.

Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, педагогика, творческая самостоятельность.

The article considers the category of independence as an important characteristic of students’ creative potential development. The author points out peculiar features of pedagogical organization of conditions of independence in students graphic activities. He also gives a very detailed characteristic of realizing the pedagogical terms of orienting the students on independent graphic activities during prospecting-development research work.

Key words: decorative and applied arts, pedagogical science, creative independence.

Профессия специалиста декоративноприкладного творчества (ДПТ) связана с изобразительной деятельностью. Уровень творческого развития в этой области зависит от накопления индивидуального опыта и знаний, что требует от личности проявления самостоятельности в организации своей деятельности. Данная статья рассматривает проблему организации самостоятельности в изобразительной деятельности студентов, как важное условие развития творческого потенциала личности в профессиональной подготовке специалиста в сфере ДПТ.

Исследуя развитие творческих процессов, многие ученые выявляют механизмы самостоятельности через процессы самоорганизации. Б. М. Кедров выделяет механизм самоорганизации мышления через интуицию как преодоление психологических барьеров познания [4, с. 98]. Понимание самоорганизации творческого процесса мы встречаем в работах Е. Н. Князевой и С. П. Курдюмова. Творческий процесс здесь представлен как механизм самодост-раивания структуры визуальных и мысленных образов, идей, представлений в сфере мозга и сознания «не только чувственной и

интеллектуальной интуиции, но и процесса распознавания образов» [5, с. 110].

Функцию самоорганизации личности в творческом процессе выделял В. В. Давыдов [1, с. 55]. К психическим механизмам развития творчества относит процесс самоактуализации и известный американский психолог А. Г. Маслоу, рассматривая его как внутреннюю ориентацию личности на реализацию потенциала [6, с. 76]. Г. Л. Ер-маш, определяя механизмы художественного творчества, выделяет психические процессы эмоционально-волевых явлений, связанных с самоорганизацией личности [3].

В педагогике к характеристике самоорганизации можно отнести самостоятельную деятельность учащихся в достижении творческого уровня образовательного процесса. Самостоятельность выделяется как важное качество личности, выражающее способность действовать сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, способность принимать нестандартные решения [7, с. 309]. Следовательно, в профессиональной подготовке студентов это качество является одним из показателей уровня творческого развития личности. Поэтому, занимаясь самостоя-

62

тельной деятельностью, студенты развивают себя как личность.

Развитие самостоятельности в профессиональном образовании студентов включает в себя следующее:

- развитие сознания личности;

- развитие эмоционально-мотивационной сферы личности, ее отношение к учебно-профессиональной деятельности;

- познание своего внутреннего мира, своих возможностей и соотнесение их с внешней средой, отношением других людей;

- осмысление цели своей учебнопознавательной деятельности;

- познавательную направленность на расширение и углубление профессиональных знаний;

- сознательное освоение знаний;

- личностную ориентацию на профессиональные ценности;

- индивидуальную организацию, систематизацию знаний и навыков;

- развитие индивидуального характера деятельности;

- развитие волевой сферы личности студентов;

- умение добиваться поставленных целей собственными силами;

- оценку и регулирование личностной активности в профессиональном образовании.

К. Д. Ушинский трактует творчество как «высшую форму деятельности человека, характеризующуюся познавательной самостоятельностью» [9]. Он отмечал важность организации самостоятельности учащихся в процессе сознательного обучения.

Поскольку центральная идея образовательной практики ученым виделась как преемственность опыта поколений, ведущая роль в этом отводилась учителю. При этом перед педагогом ставилась задача сознательности обучения, привития учащимся способности к самостоятельному обретению знаний. К. Д. Ушинский говорил, что

педагог решает задачу «учить учиться» и помочь воспитаннику найти свое место в жизни. Ученый исходил из того, что «... следует передать ученику не только те или другие знания, но и развить в нем желание и способность самостоятельно, без учителя, приобретать новые познания» [Там же, с. 32]. К. Д. Ушинский рассматривал самостоятельную творческую деятельность учащихся как основу успешного обучения.

Развитие самостоятельности студентов в образовательном процессе зависит от того, в какой мере педагог перевел управление в самоуправление познавательной деятельностью студентов. Именно развитие самостоятельности обеспечивает студенту превращение из объекта в субъект образовательной деятельности, раскрывая потребность к самодеятельности и самообразованию. Личность студента рассматривается как субъект образования, когда он начинает самостоятельно мыслить, действовать,

управлять своим развитием.

Самоуправление в профессиональном образовании является обобщенным понятием, характеризующим личность творческого уровня и связанным с самопознанием, самообразованием, самовоспитанием, самообучением, самоконтролем, самооценкой и саморегуляцией; т. е. в основе самоуправления заложены рефлексивные механизмы. Эффективность педагогического процесса связана с рефлексивной деятельностью его участников. Рефлексия - это деятельность, направленная внутрь личности, характеризующаяся критическим осмыслением собственных действий, самопознанием духовного мира. Она определяется предметночувственной деятельностью человека, осознанием практики, предметного мира культуры [Там же, с. 499]. Рефлексия выявляет внутренние резервы и активизирует познавательную деятельность на самостоятельное пополнение знаний.

Поэтому самоуправление студентов основано на механизмах рефлексии, которая организует взаимодействие личности с внешним миром, тем самым активизируя интеллектуальный потенциал, развивая осознанность познавательной деятельности, ценностное освоение социокультурного опыта и нацеливая личность на самосовершенствование.

Переход на самоуправление в обучении связан с готовностью студентов к управленческому взаимодействию с педагогом и определяется степенью реализации нескольких факторов:

- готовности личности взять на себя ответственность в решении познавательных задач;

- умения актуализировать проблему, выбирать оптимальный алгоритм решения;

- осмысления сущности изучаемого материала, системы идей и понятий [2, с. 89].

Поэтому, ориентируя студентов на самостоятельную творческую деятельность, необходимо опираться на рефлексивные принципы в управлении образовательным процессом.

В образовании студентов, специализирующихся на декоративно-прикладном творчестве, большое значение имеет сознательное индивидуальное овладение знаниями, поскольку они готовятся в будущем к самостоятельным решениям возникающих профессиональных проблем, связанных с изобразительной деятельностью. В этом реализуется творческий потенциал личности специалиста и одновременно организуется перспектива его развития. Поэтому важно выделить ориентацию студентов на самостоятельность как необходимое условие организации обучения, развивающее будущего специалиста.

Педагогическая организация самостоятельности студентов рассматривается как перевод управления в самоуправление

изобразительной деятельностью и реализуется в процессе следующих действий:

- определения готовности студента к самостоятельной изобразительной деятельности (развитие инструментальных навыков, образного мышления и изобразительного восприятия);

- постановки цели самостоятельной изобразительной деятельности на основе уровня развития студента и образовательных задач профессионального развития;

- обучения студентов алгоритмам изобразительной деятельности, постановки творческой задачи, поиска средств изобразительной выразительности, коррекции и оценки результатов деятельности;

- обучения студентов переносу алгоритма развития деятельности с одной изобразительной проблемы на другую.

Необходимое условие развития самостоятельности - участие в той или иной деятельности. Для студентов ДПТ особое значение имеет освоение изобразительной деятельности. Как правило, в процессе работы студентам требуется принимать самостоятельные решения для достижения результата, и при этом возникает необходимость исправлять и переделывать что-то в ходе работы. Это закаляет волевые качества личности и развивает потребность к самоактуализации в творчестве. Поэтому проявление самостоятельности студентов в освоении изобразительной деятельности является показателем роста творческого уровня организации образовательного процесса.

Стремление студентов ДПТ к самостоятельному освоению творческого уровня изобразительной деятельности определяется следующими признаками:

- стремлением студента к практической реализации изобразительных задач;

- умением вести процесс через этапы, план работы, логику изобразительной деятельности;

- осмыслением изучаемого материала, пониманием изобразительных проблем;

- развитием рефлексивных процессов, позволяющих студенту корректировать свою деятельность.

Практическая организация процесса самостоятельной деятельности требует такого построения обучения, при котором происходит постепенный переход от репродуктивного типа учебной деятельности студентов к продуктивно-творческому. Процесс организации самостоятельной деятельности включает в себя следующие этапы:

- развития изобразительной деятельности с помощью педагога;

- обобщения навыков изобразительной деятельности, включая творческое решение учебных задач;

- самостоятельной изобразительной деятельности, включая поиск творческой проблемы и вариантов ее решения.

Смысл этапов организации самостоятельности строится на развитии образовательных отношений педагога и студентов, в ходе которых активные функции постепенно передаются обучаемым.

Введение педагогических условий ориентации студентов в самостоятельную изобразительную деятельность рассматривалось нами на третьем (заключительном) этапе поисково-опытной работы и выражалось в ориентировании учебной деятельности студентов на самоорганизацию и самоуправление изобразительным процессом.

Понимая, что данная категория требует от студентов осознанной деятельности, направленности на познавательное развитие, ценностное освоение эстетических категорий, мы организуем образовательное содержание третьего (заключительного) этапа поисково-опытной работы таким образом, что все задания обращаются в индивидуально-поисковую форму изобрази-

тельной деятельности. Это переводит про-

цесс обучения на самоорганизацию, что способствует развитию личности в субъект образовательной деятельности.

Содержание образовательной деятельности студентов на данном этапе основывается на пленэре как изобразительной практике, предусмотренной учебным планом подготовки специалистов по специальности «Народное художественное творчество».

Особенность пленэрной деятельности состоит в том, что она синтезирует все художественные задачи и на уровне эмоционального отклика на природную гармонию позволяет выделить основные изобразительные темы, соотнося их с личными ценностными ориентирами. Поэтому учебные задачи в условиях пленэра больше обращаются к индивидуальным качествам личности, что позволяет раскрыть и выявить свою уникальность в изобразительной деятельности студентов. Изображение природы сводится к изображению среды, уже переработанной индивидуальным представлением и измененной в пространственные формы воздействия.

Изменчивость природы заставляет студентов принимать самостоятельное решение в отборе впечатлений для продолжения работы. Это способствовует развитию визуальной памяти и активному отношению к возникающей изобразительности, соотнесению первичного впечатления с результатом через активизацию интеллектуальных процессов анализа и рефлексии.

Наблюдая за студентами в ходе работы на данном этапе поисково-опытной работы, мы видим, как меняется их отношение к изобразительной деятельности, проявляются активность, инициатива, познавательный интерес, настойчивость и ответственность.

Проведенный анализ данных, полученных нами в ходе эксперимента, показывает процесс качественного преобразования самостоятельности студентов. Сравнение

начала и конца эксперимента выявляют положительную динамику в развитии студентов.

Педагогическая ориентация студентов на самостоятельность в образовательной деятельности развивает творческое отношение к полученным знаниям, помогает их лучше усвоить, полнее запомнить, адаптировать для себя и успешно применять в дальнейшей профессиональной деятельности. Понимание практического значения полученных знаний дает устойчивую мотивировку к повышению уровня своего образования, внутреннюю потребность к обнов-

лению знаний. Это стимулирует развитие личности и способствует профессиональному становлению будущего специалиста.

Поэтому результаты исследований и проведенной экспериментальной работы позволяют сделать вывод о значимости самостоятельной деятельности студентов для организации процесса развития творческого потенциала, поскольку представленные условия составляют часть целостного процесса профессионального образования специалистов декоративно-прикладного творчества.

1. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. - М.: Интор, 1996.

2. Дуранов, М. Е. Педагогическое управление обучением студентов как социокультурный процесс: учеб. пособие / М. Е. Дуранов, И. С. Ломакина. - Челябинск: ЧГАКИ, 2003. - 121 с.

3. Ермаш, Г. Л. Творческая природа искусства / Г. Л. Ермаш. - М., 1977.

4. Кедров, Б. М. О творчестве в науке и технике / Б. М. Кедров. - М.: Мол. гвардия, 1987.

5. Князева, Е. Н. Интуиция как самодостраивание / Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов // Вопр. философии. - 1994. - № 2. - С. 110-122.

6. Маслоу, А. Г. Новые рубежи человеческой природы / А. Г. Маслоу, под общ. ред. Т. А. Балла. - М.: Смысл, 1999. - 428 с.

7. Российская педагогическая энциклопедия / под ред. А. П. Горкина. - М.: Большая Рос. энцикл., 1999. - Т. 2. - 672 с.

8. Ушинский, К. Д. Собр. соч.: в 11 т. / К. Д. Ушинский. - Л.: АПН РСФСР, 1948. - Т. 2. - 361 с.

9. Философская энциклопедия / под ред. Ф. В. Константинова. - М.: Совет. энцикл., 1967. - Т. 4. -815 с.

66

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.