Научная статья на тему 'ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ КАК СПОСОБ ВОВЛЕЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В АКТИВНУЮ ТВОРЧЕСКУЮ КВАЗИПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ'

ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ КАК СПОСОБ ВОВЛЕЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В АКТИВНУЮ ТВОРЧЕСКУЮ КВАЗИПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
185
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ / ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ / КВАЗИПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зубова Светлана Павловна, Лысогорова Людмила Васильевна

Существует насущная необходимость вовлечения студентов в активную профессиональную деятельность для овладения профессиональными компетенциями, которые являются сложными образованиями, включающими не только когнитивные, но и деятельностные компоненты, а также опыт осуществления деятельности, в том числе и профессиональной. И здесь возникает трудность: с одной стороны, традиционные формы обучения в вузе (лекции, семинары) не всегда предусматривают организацию активной деятельности студентов, с другой стороны, возможности для осуществления профессиональной деятельности имеются только у студентов старших курсах во время производственной практики. Выходом из создавшейся ситуации может стать организация на семинарах и практических занятиях квазипрофессиональной деятельности студентов в разных формах: деловые игры, кейсы, специальные задания. Одним из способов вовлечения в активную квазипрофессиональную деятельность является выполнение обучающимися творческих заданий. В статье приводятся примеры творческих заданий по дисциплине «Методика обучения математике младших школьников». Выполняя их, студент осознает, что не всегда можно найти готовые методические материалы, часто для решения конкретной методической задачи требуется самостоятельно осуществить их разработку, и это является частью профессиональной деятельности учителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зубова Светлана Павловна, Лысогорова Людмила Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATIVE ASSIGNMENTS AS A WAY OF INVOLVING STUDENTS IN ACTIVE CREATIVE QUASI-PROFESSIONAL ACTIVITY

There is an urgent need to involve students in active professional activity in order to acquire professional competences, which are complex entities that include not only cognitive components, but also activity components, as well as experience in carrying out activities, including professional ones. There is a difficulty, because on the one hand traditional forms of higher education (lectures, seminars) are not always aimed at organizing active work of students, on the other hand opportunities for professional activities for students are available only in senior courses during on-the-job practice. The solution can be implementing quasi-professional activities of students at seminars and practical classes. At present, there are different ways to create such situations: business games, cases, special tasks. One way of involving students in active quasi-professional work is to suggest performing creative tasks. The article gives examples of creative tasks in the course “Methodology of Teaching Mathematics of Younger Schoolchildren”. Carrying out the task, the student realizes that it is not always possible to find ready-made methodological materials in literature, that often to solve a specific methodological task it is necessary to develop them independently - it is part of the professional activity of the teacher.

Текст научной работы на тему «ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ КАК СПОСОБ ВОВЛЕЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В АКТИВНУЮ ТВОРЧЕСКУЮ КВАЗИПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

УДК 378.1

ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ КАК СПОСОБ ВОВЛЕЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В АКТИВНУЮ ТВОРЧЕСКУЮ КВАЗИПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

CREATIVE ASSIGNMENTS AS A WAY OF INVOLVING STUDENTS IN ACTIVE CREATIVE QUASI-PROFESSIONAL ACTIVITY

© 2020

С.П. Зубова, Л.В. Лысогорова S.P. Zubova, L.V. Lysogorova

Существует насущная необходимость вовлечения студентов в активную профессиональную деятельность для овладения профессиональными компетенциями, которые являются сложными образованиями, включающими не только когнитивные, но и деятельностные компоненты, а также опыт осуществления деятельности, в том числе и профессиональной. И здесь возникает трудность: с одной стороны, традиционные формы обучения в вузе (лекции, семинары) не всегда предусматривают организацию активной деятельности студентов, с другой стороны, возможности для осуществления профессиональной деятельности имеются только у студентов старших курсах во время производственной практики. Выходом из создавшейся ситуации может стать организация на семинарах и практических занятиях квазипрофессиональной деятельности студентов в разных формах: деловые игры, кейсы, специальные задания. Одним из способов вовлечения в активную квазипрофессиональную деятельность является выполнение обучающимися творческих заданий. В статье приводятся примеры творческих заданий по дисциплине «Методика обучения математике младших школьников». Выполняя их, студент осознает, что не всегда можно найти готовые методические материалы, часто для решения конкретной методической задачи требуется самостоятельно осуществить их разработку, и это является частью профессиональной деятельности учителя.

Ключевые слова: методика обучения математике; творческие задания; квазипрофессиональная деятельность; творческая деятельность; профессиональные компетенции педагога.

There is an urgent need to involve students in active professional activity in order to acquire professional competences, which are complex entities that include not only cognitive components, but also activity components, as well as experience in carrying out activities, including professional ones. There is a difficulty, because on the one hand traditional forms of higher education (lectures, seminars) are not always aimed at organizing active work of students, on the other hand opportunities for professional activities for students are available only in senior courses during on-the-job practice. The solution can be implementing quasi-professional activities of students at seminars and practical classes. At present, there are different ways to create such situations: business games, cases, special tasks. One way of involving students in active quasi-professional work is to suggest performing creative tasks. The article gives examples of creative tasks in the course "Methodology of Teaching Mathematics of Younger Schoolchildren". Carrying out the task, the student realizes that it is not always possible to find ready-made methodological materials in literature, that often to solve a specific methodological task it is necessary to develop them independently - it is part of the professional activity of the teacher.

Keywords: teaching methodology; creative tasks; quasi-professional activity; creative activity; professional teacher's competences.

В Федеральном государственном об- тивнее деятельность, тем успешнее процесс

разовательном стандарте высшего образо- овладения ею [1]. Сказанное позволяет

вания в качестве образовательных резуль- утверждать, что для овладения профессио-

татов даны компетенции, которые являются нальными компетенциями студенты долж-

сложными образованиями, включающими ны быть вовлечены в активную профессио-

не только когнитивные, но и деятельност- нальную деятельность. И здесь возникает

ные компоненты, а также опыт осуществ- трудность: с одной стороны, традиционные

ления деятельности, в том числе и профес- формы обучения в вузе (лекции, семинары)

сиональной. В психологии известна зако- не всегда предусматривают организацию

номерность, сформулированная Л.С. Вы- активной деятельности студентов, с другой

готским: овладение деятельностью проис- стороны, возможности для осуществления

ходит в процессе деятельности, и чем ак- профессиональной деятельности имеются

только у студентов старших курсах во время производственной практики.

Выходом из создавшейся ситуации может стать организация на семинарах и практических занятиях квазипрофессиональной деятельности студентов. Под квазипрофессиональной деятельностью мы будем понимать деятельность, имитирующую профессиональную и осуществляемую в специально созданных ситуациях, для выхода из которых студенту необходимо выполнить действия, входящие в состав профессиональной деятельности.

В настоящее время существуют разные способы создания таких ситуаций: деловые игры, кейсы, специальные задания. Одним из способов вовлечения студентов в активную квазипрофессиональную деятельность является выполнение ими творческих заданий.

Под творческим будем понимать задание, направленное на организацию творческой деятельности. Творческая деятельность характеризуется следующими свойствами:

- ее результатом служит новый продукт, который может быть как материальным, так и идеальным. Для студента - будущего учителя начальных классов в качестве продуктом творческой деятельности могут стать методические материалы;

- алгоритм творческой деятельности часто заранее неизвестен, он вырабатывается в процессе деятельности;

- в процессе творческой деятельности активно задействуется мышление, как образное, так и вербальное (осуществляются анализ ситуации и прогнозирование результатов на его основе, создаются новые образы или способы действия, выполняются индуктивные или дедуктивные рассуждения с целью нахождения нового, выявления существенного отношения, формулируются выводы и осуществляется контроль своей деятельности).

Осуществляя квазипрофессиональную творческую деятельность, студент -будущий учитель начальных классов «открывает» новые способы профессиональ-

ной деятельности учителя, овладевает опытом их использования в незнакомых ситуациях, учится анализировать свою деятельность с целью выявления недочетов в ней и их коррекции.

Творческое задание отличается от деловой игры тем, что выполняется в спокойной обстановке, без временных ограничений - в аудитории или дома; оно может быть индивидуальным и групповым. Его также можно использовать в качестве задания для организации самостоятельной работы по выбору студента.

Приведем примеры творческих заданий по дисциплине «Методика обучения математике младших школьников».

Пример 1.

Просмотрите один из развивающих мультфильмов по математике для младших школьников (по своему выбору). Определите, каков развивающий потенциал этого ресурса (на формирование каких предметных умений он направлен, какого вида рассуждения использует ребенок при выполнении заданий из мультфильма). Разработайте вопросы к беседе по этому мультфильму так, чтобы, отвечая на них, ученик выполнил следующие действия:

- анализ;

- прогнозирование;

- сравнение;

- аналогию.

Выполняя данное задание, студент учится анализировать медиаресурс с позиций целесообразности его использования в образовательном процессе, создает новый методический ресурс (вопросы к беседе), способствующий целенаправленному формированию у младших школьников познавательных универсальных учебных действий в единстве с математическими умениями.

В настоящий момент владение учителем начальных классов таким способом профессиональной деятельности очень важно, поскольку сеть Интернет содержит множество так называемых «развивающих» видеороликов, бездумное использование

С.П. Зубова, Л.В. Лысогорова

которых в образовательном процессе может принести скорее вред, чем пользу.

Оценивать выполнение этого задания целесообразно по интервальной шкале: присваивать один балл за каждый разработанный вопрос, направленный на организацию активной учебной деятельности ученика.

Пример 2.

Проведите анализ работы учителя на уроке и выявите ошибки в использовании математических понятий и методические недочеты (в скобках указаны предполагаемые ответы младших школьников). Предложите свой вариант такой беседы.

Содержание беседы.

- Ребята, рассмотрите рисунок (рис. 1):

Рис. 1. Прямоугольники

- На какие группы можно разделить эти фигуры? (На квадраты, ромбы и прямоугольники.)

- Правильно. А сколько здесь квадратов? (1.)

- Сколько прямоугольников? (4.)

- Верно. А чем отличается прямоугольник от квадрата? (У квадрата все стороны равны, а у прямоугольника не все.)

- Молодцы.

Практика показывает, что студенты факультета начального образования не всегда умеют устанавливать верные отношения между математическими понятиями и, соответственно, неправильно выстраивают беседу с учениками на уроках, допускают ошибки в использовании математических понятий, нарушая принцип научности. Часто бывает и так, что студенты не умеют интегрировать математические и методические знания. Устранению такой ситуации и способствует приведенное задание. Выполняя его, студенты осуществляют анализ приведенной ситуации с целью поиска ошибок в использовании математических понятий и методических недочетов, определяют причину их возникновения и разрабатывают свой собственный методический продукт, что является частью профессиональной деятельности учителя. Деятельность, осуществляемая студентом, имеет все характеристики активной творческой деятельности: 1) в ней задействовано мышление, а именно такие

логические действия, как анализ (при поиске ошибок), дедукция (при аргументировании своего мнения), синтез и моделирование (при разработке собственного варианта беседы); 2) алгоритмы поиска ошибок, доказательства того, что это действительно ошибка, студентам заранее неизвестны, они вырабатываются в процессе выполнения задания; 3) у нее есть продукт - разработка нового варианта беседы.

Отметим, что это задание направлено также на интеграцию методических и математических знаний и может быть использовано на семинарах как по дисциплине «Математика», так и по дисциплине «Методика обучения математике младших школьников». Оно поможет студентам осознать тесную взаимосвязь между этими дисциплинами и необходимость серьезного отношения к изучению математики, которая некоторым обучающимся на факультете начального образования кажется слишком абстрактной и ненужной.

Оценивать приведенное задание целесообразно так же, как и предыдущее: за каждую найденную ошибку в использовании математических понятий или методическую неточность, вопрос для беседы -1 балл.

Пример 3.

Разработайте беседу для работы по исследованию уже решенной задачи: «Марья Царевна соткала для своих друзей

6 ковров. Два из них она подарила Василисе Премудрой. Сколько ковров осталось у Марьи Царевны?»

В начальном курсе математики обучение решению арифметических задач традиционно вызывает значительные затруднения учителя [2], возможно, по причине большого разнообразия их видов. В учебном плане вуза на овладение методикой обучения решению задач отводится не так много времени, поэтому специфику работы над каждым видом задач освоить трудно. В результате студенты, попадая на практику, часто теряются именно на этапе решения учениками арифметической задачи. Выходом из положения является направленность методических заданий на освоение будущими учителями начальных классов умения формировать у младших школьников обобщенный способ решения задачи и, соответственно, на разработку необходимых для этого методических материалов.

Выполнение задания, представленного в данном примере, требует от студентов поиска возможностей математического содержания для организации исследования решения задачи, то есть более глубокого анализа взаимосвязей между ее данными и искомым [3]. Сложность этого задания заключается в том, что задача относится к простым (решаемым в одно действие);

в методической же литературе очень мало примеров организации исследования уже решенной простой задачи, поэтому от студента требуется поиск новых решений, что является характеристикой творческой деятельности. Выполняя задание, студент осознает, что не всегда можно найти готовые методические материалы, часто для решения конкретной методической задачи требуется самостоятельно осуществить их разработку, а это является частью профессиональной деятельности учителя [4].

Таким образом, творческие задания, направленные на вовлечение студентов в активную квазипрофессиональную деятельность, одновременно выполняют следующие функции:

- способствуют осознанию студентами необходимости интеграции знаний из разных научных областей;

- дают студентам возможность понять, что осуществление творческой деятельности - неотъемлемая часть профессиональной деятельности учителя;

- позволяют будущим учителям начальных классов убедиться в необходимости вдумчивого анализа имеющихся ресурсов и их преобразования для достижения целей обучения и развития.

Поэтому считаем целесообразным использование таких заданий в образовательном процессе педагогического вуза.

* * *

1. Выготский Л.С. Психология развития человека. М. : Смысл : Эксмо, 2005. 1136 с.

2. Зубова С.П. Обучение решению задач в начальных классах : учебно-методическое пособие для студ. ф-тов нач. образования. Самара : СГПУ, 2003. 95 с.

3. Зубова С.П., Лысогорова Л.В. Формирование умения сравнивать у младших школьников // Детство как антропологический, культурологический, психолого-педагогический феномен : материалы V междунар. науч. конференции. Самара : НТЦ, 2019. С. 257-262.

4. Золотых Н.В., Нестеренко Д.И. Методика оценки учебных достижений студентов, способствующая повышению качества профессиональной подготовки // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2014. № 12(118). С. 83-87.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.