Библиографический список
1. Ладин РА., Снежкина О.В., Бочкарева О.В., Титова Н.В. Математика и междисциплинарные связи. Молодой ученый. 2014; № 1: 550 - 552.
2. Монахов В.М. Методология проектирования педагогической технологии: аксиоматический подход. Школьные технологии. Москва, 2000; № 3: 57 - 71.
3. Программно-методические материалы. Математика. Начальная школа. Составитель И.А. Петрова. Москва, 2000.
References
1. Ladin R.A., Snezhkina O.V., Bochkareva O.V., Titova N.V. Matematika i mezhdisciplinarnye svyazi. Molodoj uchenyj. 2014; № 1: 550 - 552.
2. Monahov V.M. Metodologiya proektirovaniya pedagogicheskoj tehnologii: aksiomaticheskij podhod. Shkol'nye tehnologii. Moskva, 2000; № 3: 57 - 71.
3. Programmno-metodicheskie materialy. Matematika. Nachal'naya shkola. Sostavitel' I.A. Petrova. Moskva, 2000.
Статья поступила в редакцию 15.10.20
УДК 378
Bulueva Sh.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Psychology, Chechen State University (Grozny, Russia),
E-mail: [email protected]
Mutuskhanova R.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Interfaculty Language Department, Grozny State Oil Technical University n.a. Academician
M.D. Millionshchikov (Grozny, Russia), E-mail: [email protected]
Yusupova R.Ya., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia),
E-mail: [email protected]
POTENTIAL OF CREATIVE ACTIVITY OF STUDENTS IN DEVELOPING THEIR PROFESSIONAL SKILLS. The article studies the potential of students' creative activity in the development of their professional skills. Ways to activate the creative work of students is the widespread introduction into the educational process of active forms and methods of learning, motivation of students with possible material bonuses when they achieve certain successes in professional competitions. It is concluded that a modern university graduate must have the ability to think creatively, carry out creative activities, change stereotypes, predict the results of his professional activities, and solve a wide range of problems outside the box. The researchers have considered the following creative methods of enhancing the educational process: problem learning, independent work of students, game technologies, analysis of specific situations, project technology, problem lecture, discussions, brainstorming, TRIZ, case method, etc.
Key words: creative activity, student, creative tasks, professional skills.
Ш.И. Булуееа, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный, Е-mail: [email protected]
Р.М. Мутусханова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Грозненский государственный нефтяной технический университет
имени академика М.Д. Миллионщикова», г. Грозный, Е-mail: [email protected]
Р.Я. Юсупова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», г. Грозный, Е-mail: [email protected]
ПОТЕНЦИАЛ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В РАЗВИТИИ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ
В статье изучен потенциал творческой деятельности студентов в развитии их профессиональных навыков. Способами активизации творческой работы студентов является повсеместное внедрение в учебный процесс активных форм и методов обучения, мотивация обучающихся возможными материальными бонусами при достижении ими определённых успехов в олимпиадах и конкурсах профессионального мастерства. Сделан вывод о том, что современный выпускник вуза должен обладать способностью творчески мыслить, осуществлять творческую деятельность, изменять стереотипы, прогнозировать результаты своей профессиональной деятельности, нестандартно решать широкий круг задач. Нами рассмотрены следующие творческие методы активизации учебного процесса: проблемное обучение, самостоятельная работа студентов, игровые технологии, анализ конкретных ситуаций, проектная технология, проблемная лекция, дискуссии, мозговая атака, ТРИЗ, кейс-метод и др.
Ключевые слова: творческая деятельность, студент, творческие задачи, профессиональные навыки.
В настоящее время современному обществу необходимо постоянно решать проблемы в различных сферах жизни, в том числе на производстве и в образовании. Для формирования профессиональных навыков студентов очень важно применять в процессе обучения современные технологии, активные методы обучения, развивающие личностную, познавательную, коммуникативную активность обучающихся. Перспективным направлением для решения этой задачи можно считать использование в процессе обучения студентов различного рода творческих заданий. Практико-ориентированное направление подготовки кадров по новому ФГОС приводит к необходимости внесения существенных изменений в организацию учебного процесса профессиональных образовательных учреждений, разработки для проведения образовательного процесса новых рабочих программ и т.д. [1 - 12].
Важным становится осмысление опыта обучающегося, обсуждение его с другими обучающимися, применение новых знаний для решения нестандартных проблемных ситуаций. Таким образом, происходит активизация учебного процесса. В последнее время в процессе формирования профессиональных навыков студентов вуза, и не только, «все большую актуальность приобретают понятия «креативная личность», «креативная деятельность», «креативные способности»». Сейчас они довольно часто используются в современных педагогических и экономических источниках. Вместе с тем следует отметить, что эти понятия имеют весьма важное практическое содержание.
Ещё совсем недавно, буквально лет 10 - 20 назад, выпускнику вуза или колледжа достаточно было просто быть носителем определённых профессиональных знаний и обладать в соответствии со своей специальностью набором профессиональных умений и навыков для достаточно успешного участия в профессиональной деятельности. В настоящее время для достижения успеха в профессиональной деятельности студенту или выпускнику колледжа технической направленности на предприятии необходимо развивать и проявлять свои
творческие способности. Исследование потенциала творческой деятельности позволяет раскрыть ее особенности. С точки зрения Е.А. Ракитиной, основными особенностями отличия творческой деятельности в процессе формирования профессиональных навыков от всех других видов образовательной деятельности являются следующие: «во-первых, в творческой деятельности всегда обнаруживается стремление выражать и обозначать сущность неизвестного при помощи известного; во-вторых, необходимость измерять все то, что может быть измерено, указывать численное соотношение изучаемого и известного; в-третьих, всегда обозначать место изучаемого в системе известного» [1, с. 65 - 69].
По мнению И.В. Шумовой, «успешность осуществления творческой деятельности студентов в процессе формирования их профессиональных навыков будет зависеть от уровня развития у них творческих способностей, которые возможно рассматривать как комплекс трех относительно автономных составляющих: поисковая активность; дивергентное мышление; конвергентное мышление» [2, с. 57 - 58].
Конвергентное мышление имеет наименьшее отношение к решению творческих задач, так как это просто решение задач по заданному алгоритму, поэтому далее в данной работе не будет подробно рассматриваться.
Мотивационная составляющая, безусловно, является своеобразным «пусковым механизмом», определяющим дальнейшие действия обучающегося. При весьма высокой мотивации студент может решать достаточно сложные проблемы.
Наличие у студента способности к дивергентному мышлению позволит ему весьма эффективно генерировать перспективные идеи, выдвигать интересные гипотезы, успешно решать кейсы, активно и в то же время продуктивно участвовать в дискуссиях. Можно констатировать, что мотивация и дивергентное мышление (креативность) - психологические качества обучающихся, наличие которых позволит им достичь высоких результатов не только в профессиональной сфере,
но и в жизни. В то же время можно предположить, что эти качества без наличия у студента определённого уровня творческого мышления, желательно достаточно высокоразвитого, будут, весьма вероятно, не очень эффективны. Тем не менее мотивация обучающихся преподавателем на участие в творческой деятельности: олимпиады, студенческие научно-исследовательские и научно-практические конференции по специальности, конкурсы профессионального мастерства, региональные соревнования, безусловно, будет способствовать росту их интеллектуальной и профессиональной активности.
В педагогической практике находят свое применение разнообразные творческие методы активизации учебного процесса. Например, среди подобных методов обучения можно выделить проблемный метод. Проблемное обучение предполагает тесное взаимодействие между студентом и преподавателем для решения поставленной проблемы или осуществления поисковой деятельности.
Также одним из действенных методов активизации учебной деятельности может служить организация творческой самостоятельной работы студентов. Весьма эффективным методом активизации образовательного процесса является творческая проблемная лекция. Суть её состоит в том, что в начале лекции задается проблемный вопрос и устанавливается проблема, которую необходимо решить в ходе лекции. Проблемные темы отличаются от проблемных вопросов тем, что содержат в себе задачи, которые нельзя решить с помощью тривиальных решений. К ним нельзя применить готовые схемы, которые использовались для решения похожих задач. Студентам необходимо творческое размышление, возможно, интуиция, чтобы найти верный ответ Обычные лекции отличаются от проблемных лекций наличием информации, которую необходимо просто законспектировать, запомнить и в нужный момент воспроизвести на экзамене или зачёте.
Преподаватель создаёт впечатление у студентов, что они открыли нечто новое для науки. Студент на лекции не только слушает материал, но и выполняет исследовательскую и поисковую деятельность. У него изменяется отношение к изучаемому материалу и активизируется мышление.
Для повышения заинтересованности в учебном процессе также целесообразно использовать дискуссию, задача которой выявить различные мнения студентов, возникшие при изучении темы. В ходе дискуссии рождается истина. И.В. Шумова делит дискуссии на два вида: «управляемые и спорные» [2, с. 57 - 58]. Программа и регламент управляемой дискуссии должны иметь следующие обязательные компоненты: цели; очерёдность выступлений; лимит времени на доклад.
В ходе групповой дискуссии обучающиеся разбиваются на мини-группы, участники которых независимо друг от друга обсуждают поставленные задачи. Можно предложить следующие варианты этого обсуждения: обсуждение одного вопроса; отдельное задание для каждой мини-группы.
Эффективным будет использование на занятиях в вузе «творческого диалога». Суть метода состоит в том, что преподаватель задаёт студентам несколько вопросов и мотивирует их на обсуждение и поиск возможных решений. Студенты сами делятся на мини-группы и начинают дискутировать по поставленным вопросам. По истечении определённого времени преподаватель возвращается, и вся аудитория слушает сообщение одного из студентов об итоге дискуссии.
Метод обучения «думай и слушай» - еще один творческий метод обучения. В этом методе слово предоставляется каждому студенту, дается некоторое время, за которое он высказывает свои идеи, связанные с решением предложенной проблемы. Выступающего докладчика не перебивают.
Ещё одним весьма эффективным методом активизации творческой деятельности студентов является «мозговая атака», или «мозговой штурм». Группа, принимающая участие в обсуждении проблемы, делится на две части: генераторы творческих идей и их критики. Идеи для решения проблемы высказывают генераторы. В это время критики осуществляют анализ предложенных идей, оценивают их, выбирают самые лучшие и более действенные, по их мнению.
«При достаточной подготовке студентов с ними можно проводить «беседы по Сократу». Этот метод предполагает задавание им целенаправленных вопро-
Библиографический список
сов в определённой последовательности, при которой каждый последующий вопрос исходит из их предыдущего ответа, что позволяет весьма незаметно помочь им находить правильный ответ для верного решения поставленной перед ними задачи. С помощью этого метода можно привести студента к правильному ответу и подчеркнуть неверные составляющие его решений. Узнавание студентом новой информации хорошо стимулирует его желание правильно решить проблему. Этот метод хорошо способствует формулировке правильных выводов и обобщений самими студентами».
Эффективным будет использование на занятиях метода «Студия активного случая». Метод предполагает подготовку студентами реального творческого проекта для улучшения работы подразделения образовательной организации. Студентам предоставляется возможность посещать рабочие места, опрашивать специалистов, знакомиться с учебно-методической, конструкторской, технической и технологической документацией для работы над этим проектом. Ю.В. Козырев отмечает, что «данный метод целесообразно применять, когда группа студентов имеет достаточное количество знаний в области проектирования и техники анализа» [3, с. 60 - 61].
Далее рассмотрим еще один достаточно продуктивный творческий метод обучения - теория решения изобретательских задач (ТРИЗ). Это метод основан на функционально-системном подходе, базой которого являются объективно действующие законы развития системы. При помощи этого подхода студенты погружаются в реальный мир с реальными потребностями, для удовлетворения которых им необходимо создавать конкретные объекты.
Рассмотрим ещё один перспективный метод. «Кейс-метод (Case-study)» -это метод анализа конкретных ситуаций, который получил достаточно широкое распространение в последнее время. Он предполагает разработку модели конкретной ситуации, произошедшей в реальной жизни, по определённым правилам.
Имитационные игровые занятия с элементами творческой деятельности -это игровое проектирование и деловая игра. Основной целью деловой игры по модулям и дисциплинам в образовательном учреждении среднего профессионального образования является обобщающая проверка и оценивание уровня подготовки обучающихся по ним.
Ещё един метод активного обучения - «игровое проектирование» [4, с. 89 - 90]. В качестве примера это могут быть, в частности, методические разработки или конструирование.
Основные этапы данного метода: вначале студентам излагается какая-либо проблема (инженерная, конструкторская, исследовательская, методическая); далее студенты делятся на мини-группы, и каждая независимо от других пытается решить поставленную проблему; методический совет, совместно с преподавателями - членами соответствующей предметно-цикловой комиссии проводят совещание, на котором все мини-группы защищают разработанные ими варианты решения проблемы.
Таким образом, на современном этапе развития образования одним из важных требований к будущему специалисту является способность к творческому решению различных задач. Современный выпускник вуза должен обладать способностью творчески мыслить, осуществлять творческую деятельность, изменять стереотипы с целью создания нового, воспринимать и чувствовать проблемы, новизну, прогнозировать результаты своей профессиональной деятельности, нестандартно решать широкий круг задач, которые ставит перед специалистом современное общество.
В педагогической практике высшего образования находят свое применение разнообразные творческие методы активизации учебного процесса, призванные формировать профессиональные навыки студентов. Среди творческих методов обучения основными являются следующие: проблемное обучение, самостоятельная работа студентов, игровые технологии, анализ конкретных ситуаций, проектная технология, проблемная лекция, дискуссии, мозговая атака, ТРИЗ, кейс-метод и др.
1. Ракитина Е.А., Попов А.И. Проблемы и перспективы использования интерактивных форм обучения в технических вузах. Университет имени В.И. Вернадского. 2016; № 1 (50): 65 - 69.
2. Шумова И.В. Активные методы обучения как способ повышения качества профессионального образования. Педагогика: традиции и инновации. 2016; № 5: 57 - 58.
3. Козырев Ю.В. Модель проведения уроков на основе технологии решения проектных задач. Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования. 2016; № 6: 60 - 61.
4. Герасимова Н.И. Деловая игра как интерактивный метод обучения речевой деятельности. Среднее профессиональное образование. 2016; № 1: 24 - 25.
5. Глузман А.В., Горбунова Н.В. Искусство педагогики. Гуманитарные науки. 2016; № 4 (36): 11 - 18.
6. Глузман Н.А., Горбунова Н.В. Профессионализм педагога: успешность и карьера: монография. Ялта, 2017.
7. Агибова И.М., Сорокопуд Ю.В., Филимонюк Л.А. Инновационные процессы в образовании. Ставрополь, 2014.
8. Агарагимова В.К., Алиева Г.М., Арипов М.А. и др. Педагогика: вчера, сегодня, завтра: коллективная монография. Москва, 2016.
9. Арипов М.А., Арипова Н.М., Асадулаева У.М. и др. Инновационные процессы в образовании: коллективная монография. Москва, 2017.
10. Абдулгалимов РМ., Абдулгалимова ГН., Алибекова З.Н. и др. Современные психолого-педагогические исследования - результаты, проблемы, прогнозы: коллективная монография. Москва, 2017.
11. Булуева Ш.И., Кучмезов РА., Нальгиева Л.А. Теоретические основы формирования учебной мотивации студентов. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 2 (81): 28 - 30.
12. Булуева Ш.И., Кучмезов Р.А., Озиева Л.С. К вопросу о профессионально-личностных качествах студентов. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 3 (82): 238 - 239.
References
1. Rakitina E.A., Popov A.I. Problemy i perspektivy ispol'zovaniya interaktivnyh form obucheniya v tehnicheskih vuzah. Universitet imeni V.I. Vernadskogo. 2016; № 1 (50): 65 - 69.
2. Shumova I.V. Aktivnye metody obucheniya kak sposob povysheniya kachestva professional'nogo obrazovaniya. Pedagogika: tradiciiiinnovacii. 2016; № 5: 57 - 58.
3. Kozyrev Yu.V. Model' provedeniya urokov na osnove tehnologii resheniya proektnyh zadach. Upravlenie kachestvom obrazovaniya: teoriya i praktika 'effektivnogo administrirovaniya. 2016; № 6: 60 - 61.
4. Gerasimova N.I. Delovaya igra kak interaktivnyj metod obucheniya rechevoj deyatel'nosti. Sredneeprofessional'noe obrazovanie. 2016; № 1: 24 - 25.
5. Gluzman A.V., Gorbunova N.V. Iskusstvo pedagogiki. Gumanitarnye nauki. 2016; № 4 (36): 11 - 18.
6. Gluzman N.A., Gorbunova N.V. Professionalempedagoga: uspeshnost'ikar'era: monografiya. Yalta, 2017.
7. Agibova I.M., Sorokopud Yu.V., Filimonyuk L.A. Innovacionnyeprocessy v obrazovanii. Stavropol', 2014.
8. Agaragimova V.K., Alieva G.M., Aripov M.A. i dr. Pedagogika: vchera, segodnya, zavtra: kollektivnaya monografiya. Moskva, 2016.
9. Aripov M.A., Aripova N.M., Asadulaeva U.M. i dr. Innovacionnye processy v obrazovanii: kollektivnaya monografiya. Moskva, 2017.
10. Abdulgalimov R.M., Abdulgalimova G.N., Alibekova Z.N. i dr. Sovremennyepsihologo-pedagogicheskie issledovaniya -rezul'taty, problemy, prognozy: kollektivnaya monografiya. Moskva, 2017.
11. Bulueva Sh.I., Kuchmezov R.A., Nal'gieva L.A. Teoreticheskie osnovy formirovaniya uchebnoj motivacii studentov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 2 (81): 28 - 30.
12. Bulueva Sh.I., Kuchmezov R.A., Ozieva L.S. K voprosu o professional'no-lichnostnyh kachestvah studentov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 3 (82): 238 - 239.
Статья поступила в редакцию 27.10.20
УДК 372.851
Podlipskii O.K., Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), senior lecturer, Moscow Institute of Physics and Technology (Dolgoprydny, Russia),
E-mail: [email protected]
FUNCTIONAL LITERACY AS A DIRECTION FOR THE DEVELOPMENT OF MATHEMATICS EDUCATION AT SCHOOL. The article reveals a problem of forming mathematical literacy as a component of functional literacy in the context of updating school mathematics education. It determines the relevance of including functional literacy in the general education system, various approaches to its understanding, and determines the content and structure of mathematical literacy. The characteristic of practice-oriented tasks aimed at the formation and assessment of mathematical literacy is given. The article analyzes problems and suggests ways to include mathematical literacy as a direction of development of mathematical education. The possibilities of extracurricular activities for the formation of mathematical literacy using the project method are considered and an example of a task is given. Conclusions are drawn about the results of introducing mathematical literacy in the process of teaching mathematics.
Key words: functional literacy, mathematical literacy, practice-oriented tasks, extracurricular activities.
О.К. Подлипекий, канд. физ.-мат. наук, доц., Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет),
г. Долгопрудный, E-mail: [email protected]
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ
В статье раскрывается проблема формирования математической грамотности как составляющая функциональной грамотности в контексте обновления школьного математического образования. Обосновывается актуальность включения функциональной грамотности в систему общего образования, различные подходы к ее пониманию, определяется содержание и структура математической грамотности. Дается характеристика практико-ориентированных заданий, направленных на формирование и оценку математической грамотности. Анализируются проблемы и предлагаются способы включения математической грамотности как направления развития математического образования. Рассматриваются возможности внеурочной деятельности по формированию математической грамотности с использованием метода проектов, приводится пример задания. Делаются выводы о результатах внедрения математической грамотности в процесс обучения математике.
Ключевые слова: функциональная грамотность, математическая грамотность, практико-ориентированные задания, внеурочная деятельность.
Современный мир характеризуется нестабильностью, неопределенностью, сложностью и неординарностью. Количество глобальных проблем, которые касаются всего населения планеты и требуют решения, непрерывно растет. При этом необходимы совместные усилия всех государств мира. Чтобы жить в этой сложной и быстрой реальности, сегодняшним школьникам требуются новые компетенции. Сложно предугадать, какие профессии будут нужны в будущем, какие профессиональные и прикладные навыки потребуются для построения успешной траектории развития. Но можно определенно говорить о том, что для продуктивной жизни в мире нестабильности требуется владение функциональной грамотностью.
В 1978 году в материалах Генеральной конференции ЮНЕСКО появляется понятие «функциональная грамотность»: «Функционально грамотным считается только тот, кто может принимать участие во всех видах деятельности, в которых грамотность необходима для эффективного функционирования его группы и которые дают ему также возможность продолжать пользоваться чтением, письмом и счётом для своего собственного развития и для дальнейшего развития общины (социального окружения)» [1].
Членом-корреспондентом РАО Н.Ф. Виноградовой функционально грамотный человек определяется как «человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» [2].
Математическая грамотность, как одна из составляющих функциональной грамотности, означает способность решать проблемы, логически рассуждать и анализировать информацию. Математическая грамотность является вторым по значимости компонентом функциональной грамотности вместе с читательской грамотностью. Она предполагает способность использовать математику, чтобы помочь решить реальные проблемы, включает также способность понимать «язык» математики.
Еще одно определение функциональной грамотности принадлежит А.А. Леонтьеву, академику РАО. По его мнению, это «способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений». Подход, используемый автором, соответствует определению, используемому в материалах Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment), которая проходит под патронажем Организации экономического сотрудничества и развития (ОСЭР). В рамках исследования PISA осуществляется оценка разных видов функциональной грамотности 15-летних школьников: естественнонаучной, математической, компьютерной, читательской и др. Круг исследований постоянно расширяется с учетом востребованности новых компетенций для адаптации в современном обществе. Так, в 2012 году была добавлена финансовая грамотность в 2015-глобальные компетенции, в 2021 ожидается креативность и критическое мышление.
Помимо стран, являющихся членами в ОСЭР, в исследованиях участвуют и страны, взаимодействующие с ней, включая Российскую Федерацию [3]. Количество стран, принимающих участие в исследовании, выросло с 32 в 2000 году до 78 в 2018 году. При этом Российская Федерация принимала участие во всех исследованиях, проводимых за эти годы. В них задействованы школьники, возраст которых составляет 15 лет. По мнению организаторов исследования, к этому возрасту во многих странах заканчивается обучение в «средней школе», что предполагает примерно одинаковый уровень знаний участников исследования.
Математическая грамотность в исследовании PISA, как и другие виды функциональной грамотности, определяется через компонентный состав и включает контекст, познавательные действия, математическое содержание целевую ориентацию - использование математического аппарата для принятия решений в реальной жизни.