Художественные средства декоративного рисунка делятся на две группы: средства композиционные и инструментальные.
К композиционным средствам относятся: пятно (количество светлого и темного), силуэт, ритм.
К инструментальным средствам относятся: точка, линия, пятно; а также производные инструментальных средств: штрих, заливка, орнаментика.
Как следует из названий, композиционные изобразительные средства являются средствами мыслительными, инструментальные - исполнительными.
С помощью композиционных средств выстраивается общее решение декоративного изображения, ведется поиск его композиционного, стилистического, пластического содержания.
С использованием указанных средств применяется основной прием, который выражает собой движение от реалистического к условно-плоскостному изображению - трансформирование или трансформация. Трансформация относится к приемам базовым, общим для студентов всех профилей. Именно с помощью приема трансформации задается образное начало декоративной переработки, определяется степень условно-плоскостного, формально-композиционного изменения изображаемого объекта [7, с. 108].
Все другие изобразительные приемы, используемые студентами, различны для каждого вида традиционного прикладного искусства. Их дифференциация определяется художественно-технологическими требованиями каждого профиля этого искусства [7, с. 108].
В рамках одной статьи невозможно хотя бы бегло очертить специфику всех видов традиционного прикладного искусства. Однако на примере двух видов этого искусства - «Художественная вышивка» и «Лаковая миниатюрная живопись» - можно в достаточной степени показать вариативность применения приемов декоративного рисунка для решения изобразительных задач, обусловленных особенностями этих профилей.
Применение в декоративном решении точки и пятна разной величины, заполняющих плоскости, позволяют использовать силуэтно-пятновой прием. В силу своей графической специфики применение силуэтно-пятнового приема наиболее соответствует художественно-технологическим особенностям профиля «Лаковая миниатюрная живопись». Лаковая миниатюра из всех существующих профилей традиционного прикладного искусства наиболее фигуративна и близка к реалистической живописи. Построение композиции в лаковой миниатюре в значительной мере основывается на ритме динамических контрастных пятен, которые создают систему тональных и цветовых акцентов, целью которых является выделение главного в композиции и организации его в динамичном движении. Способы формообразования в лаковой миниатюре, особенно в Холуйской, близки к реалистическим, однако в отличие от реалистического, пространство этой миниатюры трактуется плоскостно и выстраивается на вза-
Библиографический список
имодействии больших силуэтов. Таким образом, очевидно, что именно силуэт-но-пятновой прием должен применяться при работе над декоративными решениями студентами-магистрами по профилю «Лаковая миниатюрная живопись». Содержание вариативной части программы по дисциплине «Рисунок» для этого профиля определяется необходимостью формирования соответствующих компетенций и разрабатывается с учетом особенностей данного художественного направления.
Изменениям различного характера наряду формой подвергается фактура изображения, что определяется технологией выполнения изделий. Так, для профиля «Художественная вышивка» более приемлемым является использование размеренной, четкой, однородной фактуры. Именно такая фактура стилистически соответствует произведениям художественной вышивки [7, с. 111]. Здесь используется четкая фактура, достаточно однородная и построенная на регулярном ритме, при котором равномерно чередуются участки поверхности различной орнаментальной структуры [7, с. 112].
Казалось бы, зависимость выбора изобразительного приема от специфики профиля очевидна и не требует столь подробного рассмотрения. Однако в реальной учебной практике, в которой необходимо выстроить учебный процесс на твердых дидактических принципах и логически оправданно направлять поисковую работу студента, встает задача четкого формирования и изложения этих принципов. Дело в том, в художественной практике ни один художественный прием, пятновой или линейный, никогда не используется в чистом виде, но всегда в сочетаниях. Следует также учитывать, что на занятиях по рисунку студент работает с конкретным объектом изображения - натюрмортом, интерьером, гипсовым слепком или с живой моделью, визуальное впечатление от которых может быть очень сильным и индивидуальным, способным увести творческий поиск в декоративном решении довольно далеко от требований профиля. Поэтому настоятельное формулирование художественной связи декоративного изобразительного приема со спецификой конкретного профиля даже на этапе освоения вариативной части учебной программы по рисунку представляется принципиально важным.
Одним из важнейших моментов при работе над декоративно-графическими решениями, в процессе движения от реалистического к условно-плоскостному изображению является осознанное применение приемов проектной графики каждого профиля. В проектной графике с особенной определенностью выражается специфика того или иного профиля традиционного прикладного искусства, и грамотное использование проектной графики при выполнении декоративного решения способствует более верному пониманию художественной задачи, дает возможность верно ее сформулировать и решить. Это относится к каждому профилю традиционного прикладного искусства и к каждому этапу выполнения вариативной части программы учебной дисциплины «Рисунок» [7, с. 113].
1. Ломакин М.О. Декоративный рисунок в подготовке бакалавров по конкретным видам традиционного прикладного искусства. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург, 2016.
2. Ростовцев Н.Н. Академический рисунок: Курс лекций: учебное пособие для студентов педагогических институтов. Москва: Просвещение, 1973.
3. Беда ГВ. Основы изобразительной грамоты. Москва: Просвещение, 1989.
4. Барщ А.О. Рисунок в средней художественной школе. Москва: Академия художеств СССР 1963.
5. Ростовцев Н.Н. Академический рисунок: Курс лекций: учебное пособие для студентов педагогических институтов. Москва: Просвещение, 1973.
6. Бесчастнов Н.П. Черно-белая графика: учебное пособие. Москва: Владос, 2005.
7. Ломакин М.О. Декоративный рисунок в подготовке бакалавров по конкретным видам традиционного прикладного искусства. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург, 2016.
References
1. Lomakin M.O. Dekorativnyjrisunok vpodgotovke bakalavrovpokonkretnym vidam tradicionnogoprikladnogoiskusstva. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2016.
2. Rostovcev N.N. Akademicheskijrisunok: Kurs lekcij: uchebnoe posobie dlya studentov pedagogicheskih institutov. Moskva: Prosveschenie, 1973.
3. Beda G.V. Osnovy izobrazitel'noj gramoty. Moskva: Prosveschenie, 1989.
4. Barsch A.O. Risunok v srednej hudozhestvennoj shkole. Moskva: Akademiya hudozhestv SSSR, 1963.
5. Rostovcev N.N. Akademicheskij risunok: Kurs lekcij: uchebnoe posobie dlya studentov pedagogicheskih institutov. Moskva: Prosveschenie, 1973.
6. Beschastnov N.P. Cherno-belaya grafika: uchebnoe posobie. Moskva: Vlados, 2005.
7. Lomakin M.O. Dekorativnyj risunok v podgotovke bakalavrov po konkretnym vidam tradicionnogo prikladnogo iskusstva. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2016.
Статья поступила в редакцию 04.12.19
УДК 378 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10107
Bulueva Sh.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Psychology, Chechen State University (Grozny Russia), E-mail: [email protected]
Magomedova P.K., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Department of Professional Pedagogy, Technology and Methods of Training, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Tsamayeva A.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Chechen Institute for Advanced Training of Education Workers" (Grozny, Russia)
FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCIES AT STUDENTS. The article studies the process of formation of professional competencies of students in the learning process. New standards of vocational education are focused on the formation of professional and general competencies. In general competencies, it is customary to emphasize: humanitarian and communicative, defining a tendency to ethical values, tolerance, the ability to work in a team. In the implementation of the
competently-oriented practical component, the content of the educational process is based on the development of competenceand and the acquisition of professional competence in the chosen specialty by graduates institutions of secondary vocational education, which will lead them to a motivated desire for continuous self-education, self-improvement, which will ensure the success of personal and professional growth in the future. A large role in this process is played by the willful mechanisms of the students' personality, the actualization of which makes it possible to develop an algorithm of their own activities in achieving goals, to conduct self-assessment of results and, if necessary, to carry out Adjustment.
Key words: professional self-education, professional competence, student.
Ш.И. Булуева, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный, E-mail: [email protected]
П.К. Магомедом, канд. пед. наук, ст. преп., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Грозный,
E-mail: [email protected]
А.А. Цамаева, канд. пед. наук, доц., ГБУ ДПО «Чеченский институт повышения квалификации работников образования», г. Грозный
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ СПО
В статье показан процесс формирования профессиональных компетенций у студентов в процессе обучения. Новые стандарты профобразования ориентированы на формирование профессиональных и общих компетенций. В общих компетенциях принято акцентировать внимание на гуманитарных и коммуникативных, определяющих склонность к этическим ценностям, терпимости, умению работать в коллективе. При реализации компетентностно ориентированной практической составляющей содержание образовательного процесса будет строиться на основе освоения компетенций и приобретения профессиональной компетентности по выбранной специальности выпускниками учреждений среднего профессионального образования, что приведет их к мотивированному стремлению к непрерывному самообразованию, самосовершенствованию, что и обеспечит в дальнейшем успешность личностного и профессионального роста. Большую роль в этом процессе играют волевые механизмы личности студентов, актуализация которых дает возможность разрабатывать алгоритм собственной деятельности в достижении целей, проводить самооценку результатов и при необходимости - корректировку.
Ключевые слова: профессиональное самообразование, профессиональная компетенция, студент.
В настоящий период времени с особым интересом работодатели рассматривают профессиональные качества выпускников. Сегодня новые стандарты профобразования ориентированы на формирование профессиональных и общих компетенций. В общих компетенциях принято выделять гуманитарные и коммуникативные, определяющие склонность к этическим ценностям, терпимости, умение работать в коллективе и т.д. Развитие у студентов общих компетенций берет начало с обучения программ общего гуманитарного цикла и изучения междисциплинарных курсов профессиональных модулей.
Особым условием и в то же время результатом формирования профессиональных компетенций выступают профессиональные качества субъекта профессиональной деятельности.
Главным приоритетом для специалиста является способность квалифицированно реализовывать профессиональную деятельность на практике, профессиональные знания, умения и применять в практической деятельности.
Для этого нам нужно определить, что такое компетенции в профессиональном образовании. В трудах Байденко В.И. говорится: «Компетенции и результаты образования - новые точки, «стягивающие образовательный процесс». При этом квалификация не исчезает. Она «снимается» в гегелевском смысле и переходит в качестве одной из ключевых групп в структуру компетенции.
Развитие профессионального образования всех уровней и ступеней предполагает освоение компетентностного подхода к разработке государственных образовательных стандартов» [1].
Д.А. Иванов, К.М. Митрофанов, О.В. Соколов определили, что компетент-ностная модель образования - это «акцентирование внимания образования на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях» [2].
Отсюда следует, что для реализации качества результатов образовательной деятельности профессиональными образовательными учреждениями признано необходимым уделять внимание профессиональной компетентностной модели.
Компетентностная модель образования, как отмечает И.С. Якиманская, означает для педагогов и обучаемых постепенную переориентацию доминирующей образовательной парадигмы с преимущественной трансляции и освоения знаний, умений и навыков на создание условий для овладения комплексом компетенций, способствующих формированию личности, способностей адаптироваться в условиях многофакторного социально-политического, рыночно-эконо-мического, информационно и коммуникационно насыщенного пространства [3].
Говоря о компетентности, а вернее о компетентностном подходе, такие ученые, как Д.А. Иванов, К.Г Митрофанов, О.В. Соколова определили способ достижения нового качества образования, определяющий направление изменения образовательного процесса, где выделяют четыре аспекта реализации ком-петентностного подхода в образовании:
1) формирование ключевых компетентностей надпредметного характера;
2) формирование обобщенных умений предметного характера;
3) усиление прикладного, практического характера образования;
4) обновление содержания образования для решения задачи овладения «жизненными навыками» [4].
Проблеме поиска более совершенных подходов к планированию и организации образовательного процесса, как в системе общего, так и в системе среднего профессионального образования уделялось пристальное внимание та-
кими известными педагогами-исследователями, как А.А. Вербицкий, И.А. Зимняя, ГЛ. Ильин, Н.В. Кузьмина, А.М. Митина, А.К. Маркова и др.
Использование в образовательном процессе средних профессиональных учреждений на протяжении четырех лет опыта организационно-педагогического обеспечения при подготовке будущих специалистов в области логистики дает основания полагать, что именно данная педагогическая форма учитывает специфические особенности личности.
В качестве основных способов формирования общих компетенций можно выделить такие как аудиторный, внеаудиторный способы и самостоятельная работа.
Сущность аудиторного способа состоит в применении таких средств, как манипуляционный тренинг решение проблемно-ситуационных задач, ролевые игры, семинары, кейс-задачи. Данные способы повышают интерес обучающихся к будущей профессии, активизируют их мышление, стимулируют развитие личностных качеств. В качестве значимого метода, применяемого в образовательном процессе, выступает заслушивание ответов докладчиков с последующей их оценкой. Процесс дискуссии между обучающимися дает возможность высказать свою жизненную позицию, а также сформировать компетенции в области коммуникативных навыков. Аргументация своих убеждений позволяет развить логику изложения мыслей.
В процессе внеаудиторной работы студенты получают навыки поиска информации в различных источниках, в том числе сети Интернет, учебной литературе, справочных изданиях, статистических сборниках, вырабатываются навыки усидчивости, а также такие навыки, как рефлексия, концентрация внимания, коммуникативные способности.
При выполнении аудиторной и внеаудиторной работ у обучающихся формируется комплекс общих и профессиональных компетенций.
Словарь иностранных слов под редакцией И.В. Лехина трактует понятие «компетентность» как обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо, высказывать веское, авторитетное мнение [5].
Применение компетентностного подхода к формированию цели и содержания профессионального образования уже давно используется в образовательном процессе в отечественной практике.
Общие компетенции находятся на более высоком иерархическом уровне, нежели профессиональные компетенции, позволяя сформировать такие личные качества, как самостоятельное принятие решений, стремление обучающихся к постоянному формированию и совершенствованию знаний, гибкости и системности мышления, развитию коммуникативных навыков, получению, обобщению, систематизации и передаче информации различными доступными способами.
Фундаментом для формирования профессиональных компетенций служит сформированный ранее комплекс общих компетенций. Профессиональные компетенции, которые должны быть развиты у выпускников, освоивших основную образовательную программу по специальности, стандартом описываются с учётом особенностей профессий [5].
Идеи компетентностного подхода в профессиональном образовании через ориентацию учреждений среднего профессионального на освоение умений, обобщенных способов деятельности рассмотрены в научных трудах П.Я. Гальперина, В.В. Краевского, Г.П. Щедровицкого. В области теории и практики развивающего обучения научные исследования С.Т. Шацкого, Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова были фактически предвестниками компетентностного подхода.
Ведущим направлением в реализации компетентностной модели в профессиональном образовании становится переход среднего профессионального образования, ориентированного на передачу готовых знаний, на студента, умеющего находить знания и применять их в ситуациях, имитирующих реальную профессиональную деятельность. Можно утверждать, что реализация компетентностного подхода позволит перейти от классической трансляции знаний и формирования навыков к конструированию содержания профессионального образования, разработке и построению мониторинга, систем контроля качества профессионального образования. При реализации компетентностно ориентированной практической составляющей содержание образовательного процесса будет строиться на основе освоения компетенций и приобретения профессиональной компетентности по выбранной специальности выпускниками учреждений среднего профессионального образования, что приведет их к мотивированному стремлению к непрерывному самообразованию, самосовершенствованию, что и обеспечит в дальнейшем успешность личностного и профессионального роста.
Алгоритм разработки образовательной программы и формирования перечня профессиональных компетенций состоит из ряда последовательно выполняемых действий.
На первом этапе производится выявление потребностей отраслевых организаций.
На втором этапе реализуется описание академического и профессионального профиля подготовки отраслевого специалиста и формирование компе-тентностной модели отраслевого специалиста.
На третьем этапе делается описание ожидаемых результатов обучения.
На четвертом этапе проводится моделирование общих и профессиональных компетенций.
На заключительном этапе осуществляется разработка системы оценочных показателей.
Образовательный процесс в учреждениях среднего профессионального образования предусматривает проведение лекционных и практических занятий, а также самостоятельное изучение материала по предложенной преподавателем тематике.
Аудиторные занятия, проводимые в форме лекций, должны способствовать формированию у студентов представления об их будущей профессии. На лекционных занятиях преподаватель не только излагает систематизированные научные знания по дисциплинам теоретического модуля, но и знакомит слушателей с передовым практическим опытом, накопленным в области теории и практики профессиональной деятельности. Большое значение следует уделять лекционным занятиям, проводимых с использованием интерактивных форм обучения, та-
Библиографический список
ких, например, как лекция-дискуссия, проблемная лекция, лекция-визуализация или лекция с заранее запланированными ошибками.
В соответствии с положением об активных и интерактивных формах проведения учебных занятий, а также требованиями и рекомендациями по применению интерактивных форм обучения, удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, должен составлять от 20 до 40% аудиторных занятий.
Применение вышеописанной формы обучения дает возможность студентам самостоятельно осмысливать информацию, транслируемую преподавателем на лекционных занятиях.
Выполнение практических занятий, сформированных с учетом различных уровней освоения, дает возможность студентам получать необходимый объем знаний, используя совокупность информационных профессиональных образовательных ресурсов (учебников и учебно-методических пособий, нормативно-правовых источников, справочных пособий; публикаций периодических изданий; материалов профессиональных конференций, выставок; Интернет-ресурсов) в удобном режиме. Среди интерактивных форм, применяемых в настоящее время при проведении практических занятий по логистике, можно выделить деловые игры; анализ производственных ситуаций; компьютерное моделирование; групповые дискуссии и проч.
В рамках применяемых методик организации личностно ориентированного обучения особое внимание должно уделяться созданию студентами собственного индивидуального профессионального пространства, что, несомненно, позитивно сказывается на степени их мотивации к приобретению выбранной специальности и качестве образовательных результатов.
Проектные практикумы предусматривают индивидуальную работу обучающихся с использованием методических указаний и консультаций с преподавателем, в рамках которой производится решение как реальных, так и приближенных к реальным практических производственных задач.
Выполнение студентами задач, прежде всего, может быть классифицировано как по объекту и предмету исследования, так и по уровню сложности, что дает возможность реализовать личностно ориентированную форму организации образовательного процесса, а также приобрести совокупность общекультурных и профессиональных компетенций.
Таким образом, основу получения студентами знаний должны составлять волевые механизмы, актуализация которых дает возможность разрабатывать алгоритм собственной деятельности в достижении целей, проводить самооценку результатов и при необходимости проводить корректировку. При этом особую актуальность приобретает личностно ориентированное обучение, позволяющее целенаправленно формировать у студентов среднего профессионального образования необходимые компетенции.
1. Байденко В.И., Оскарсон Б. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса. Профессиональное образование и формирование личности специалистов: научно-методическое пособие. Санкт-Петербург - Москва, 2002: 25 - 30.
2. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий: учебно-методическое пособие. Москва: АПК и ППРО, 2003.
3. Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. Москва: Сентябрь, 1996.
4. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий: учебно-методическое пособие. Москва: АПК и ППРО, 2003.
5. Князева О.Г Компетентностный подход в профессиональном образовании в условиях реализации ФГОС СПО. Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Международной научной конференции. Пермь: Меркурий, 2015: 236 - 237.
References
1. Bajdenko V.l., Oskarson B. Bazovye navyki (klyuchevye kompetencii) kak integriruyuschij faktor obrazovatel'nogo processa. Professional'noeobrazovanie iformirovanie lichnosti specialistov: nauchno-metodicheskoe posobie. Sankt-Peterburg - Moskva, 2002: 25 - 30.
2. Ivanov D.A., Mitrofanov K.G., Sokolova O.V. Kompetentnostnyj podhod v obrazovanii. Problemy, ponyatiya, instrumental: uchebno-metodicheskoe posobie. Moskva: APK i PPRO, 2003.
3. Yakimanskaya I.S. Lichnostno orientirovannoe obuchenie v sovremennoj shkole. Moskva: Sentyabr', 1996.
4. Ivanov D.A., Mitrofanov K.G., Sokolova O.V. Kompetentnostnyj podhod v obrazovanii. Problemy, ponyatiya, instrumental uchebno-metodicheskoe posobie. Moskva: APK i PPRO, 2003.
5. Knyazeva O.G. Kompetentnostnyj podhod v professionalem obrazovanii v usloviyah realizacii FGOS SPO. Problemy i perspektivy razvitiya obrazovaniya: materialy VI Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Perm': Merkurij, 2015: 236 - 237.
Статья поступила в редакцию 04.12.19
УДК 378 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10108
Ehaeva R.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Psychology, Chechen State University (Grozny, Russia),
E-mail: [email protected]
Aldieva M.Sh., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Foreign Languages, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia)
Tsamayeva A.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Chechen Institute for Advanced Training of Education Workers (Grozny, Russia)
EDUCATION QUALITY AS A FACTOR OF COMPETITIVENESS OF A UNIVERSITY GRADUATE. The article studies a concept of "quality of education" as a factor in the competitiveness of a university graduate. It is concluded that the formation of a competitive graduate is carried out at the following stages: before entering a university; while studying at a university; after graduation. Thus, in order to form competent competent specialists, it is necessary to purposefully influence universities, employers, parents on students. Only joint efforts will achieve the common goal - to achieve high competitiveness of university graduates in the labor market and as a result of their successful employment in accordance with the education received at the university. Only through complex efforts: professionalism of the teaching