Научная статья на тему 'Раскрытие понятия "декоративный рисунок" применительно к профессиональному образованию в области традиционного прикладного искусства'

Раскрытие понятия "декоративный рисунок" применительно к профессиональному образованию в области традиционного прикладного искусства Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
302
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКАДЕМИЧЕСКИЙ РИСУНОК / ACADEMIC DRAWING / ДЕКОРАТИВНЫЙ РИСУНОК / DECORATIVE DRAWING / GRAPHIC ARTS / DECORATIVE PROCESSING / КОМПОЗИЦИЯ / COMPOSITION / ТЕРМИНОЛОГИЯ / TERMINOLOGY / ДЕКОРАТИВНАЯ ГРАФИКА / ДЕКОРАТИВНОЕ РЕШЕНИЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ломакин М.О.

В статье рассматривается сущность понятия и значение термина «декоративный рисунок», появившегося в современной педагогической литературе, как наименование новой учебной дисциплины в профессиональном образовании. Дан сравнительный анализ содержания учебной дисциплины «Декоративный рисунок» в сравнении с дисциплиной «Академический рисунок»; показан процесс формирования изобразительных приемов декоративного рисунка на основе искусства декоративной графики с учетом специфики различных видов традиционного прикладного искусства; на основании изучения различных трактовок понятия «декоративный рисунок» выделена его характерная черта педагогическая природа; обоснована существенная роль «декоративного рисунка» в современной профессиональной подготовке бакалавров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Ломакин М.О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DISCLOSURE OF THE CONCEPT OF DECORATIVE DRAWING IN REGARD TO THE PROFESSIONAL EDUCATION I N THE FIELD OF THE TRADITIONAL APPLIED ARTS

The article handles some aspects of terminology in a comparatively new field of professional education of bachelor degree holders in the traditional applied arts. Terminological differences are shown between such branches of learning as “Academic drawing” and “Decorative drawing” in view to their mutual dependence on the artistic methods of the graphic arts. It represents the educational contents of the both disciplines in regard to the specificity of the different profiles of the traditional applied arts. The research is based on the study of various interpretations of the term “Decorative drawing”. The work highlights the characteristic pedagogical nature, demonstrates a significant role of “Decorative drawing” in the modern professional training of bachelors.

Текст научной работы на тему «Раскрытие понятия "декоративный рисунок" применительно к профессиональному образованию в области традиционного прикладного искусства»

- интеграция образования, науки и инновационной деятельности;

- формирование у выпускников профессиональных компетенций, обеспечивающих их конкурентоспособность на рынке труда [3].

Если рассматривать развитие инновационной системы вуза как необходимый компонент управления процессом профессионально-личностного развития преподавателя и студента путем создания благоприятных для этого условий, наиболее значимыми из них следует признать наличие инновационной системы в вузе и организованного инновационного пространства в окружающей субъектов инновационной деятельности среде, создаваемых и функционирующих на гуманистической основе.

Тем самым преподаватель вуза должен быть компетентным во многих областях. При этом, прежде всего, владеть системой общекультурных и профессиональных компетенций, связанных с направлением подготовки студентов, которое он осуществля-

Библиографический список

ет. Преподаватель должен чётко осознавать личную ответственность за проведение занятий; иметь активную социальную позицию и быть носителем общечеловеческих ценностей; быть эрудированным, осведомлённым в сфере образования для усовершенствования своей преподавательской деятельности.

Обобщённо общие требования к преподавателю вуза формируются следующим образом:

- высокая профессиональная компетентность;

- педагогическая компетентность;

- социально-экономическая компетентность;

- коммуникативная компетентность;

- высокий уровень профессиональной и общей культуры [4; 5].

Преподаватель высшей школы также должен быть готов функционировать в инновационном режиме, постоянно осваивая необходимые технологии, подходы к обучению, позволяющие осуществлять профессиональную подготовку студентов с учётом современных требований.

1. Коротков Э.М. Управление качеством образования: учебное пособие для вузов. 2-е изд. Москва, 2007.

2. Инновационная деятельность в классическом университете: термины и понятия. Под редакцией профессора В.А. Шаповалова. Ставрополь, 2008.

3. Паштаев Б.Д., Харченко Л.Н. Инновационные аспекты профессиональной деятельности преподавателя современного вуза. Научные проблемы гуманитарных исследований. 2011; 2: 188 - 191.

4. Казарьянц К.Э. Инновации в высшей школе. Университетские чтения. 2010; Часть 11.

5. Рулёва Я.С. Международная модель преподавателя высшей школы. ВестникКАСУ. 2008; 1.

References

1. Korotkov 'E.M. Upravlenie kachestvom obrazovaniya: uchebnoe posobie dlya vuzov. 2-e izd. Moskva, 2007.

2. Innovacionnaya deyatel'nost' v klassicheskom universitete: terminy i ponyatiya. Pod redakciej professora V.A. Shapovalova. Stavropol', 2008.

3. Pashtaev B.D., Harchenko L.N. Innovacionnye aspekty professional'noj deyatel'nosti prepodavatelya sovremennogo vuza. Nauchnye problemy gumanitarnyh issledovanij. 2011; 2: 188 - 191.

4. Kazar'yanc K.'E. Innovacii v vysshej shkole. Universitetskie chteniya. 2010; Chast' 11.

5. Ruleva Ya.S. Mezhdunarodnaya model' prepodavatelya vysshej shkoly. Vestnik KASU. 2008; 1.

Статья поступила в редакцию 01.04.17

УДК 378

Lomakin M.O., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Drawing and Painting Department, High School of Folk Arts

(Institute) (St. Petersburg, Russia), E-mail: mihail.lomakin@inbox.ru

THE DISCLOSURE OF THE CONCEPT OF DECORATIVE DRAWING IN REGARD TO THE PROFESSIONAL EDUCATION IN THE FIELD OF THE TRADITIONAL APPLIED ARTS. The article handles some aspects of terminology in a comparatively new field of professional education of bachelor degree holders in the traditional applied arts. Terminological differences are shown between such branches of learning as "Academic drawing" and "Decorative drawing" in view to their mutual dependence on the artistic methods of the graphic arts. It represents the educational contents of the both disciplines in regard to the specificity of the different profiles of the traditional applied arts. The research is based on the study of various interpretations of the term "Decorative drawing". The work highlights the characteristic pedagogical nature, demonstrates a significant role of "Decorative drawing" in the modern professional training of bachelors.

Key words: academic drawing, decorative drawing, graphic arts, decorative processing, composition, terminology.

М.О. Ломакин, канд. пед. наук, доц. каф. рисунка и живописи Высшей школы народных искусств (института),

Е-mail: mihail.lomakin@inbox.ru

РАСКРЫТИЕ ПОНЯТИЯ «ДЕКОРАТИВНЫЙ РИСУНОК» ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ В ОБЛАСТИ ТРАДИЦИОННОГО ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

В статье рассматривается сущность понятия и значение термина «декоративный рисунок», появившегося в современной педагогической литературе, как наименование новой учебной дисциплины в профессиональном образовании. Дан сравнительный анализ содержания учебной дисциплины «Декоративный рисунок» в сравнении с дисциплиной «Академический рисунок»; показан процесс формирования изобразительных приемов декоративного рисунка на основе искусства декоративной графики с учетом специфики различных видов традиционного прикладного искусства; на основании изучения различных трактовок понятия «декоративный рисунок» выделена его характерная черта - педагогическая природа; обоснована существенная роль «декоративного рисунка» в современной профессиональной подготовке бакалавров.

Ключевые слова: академический рисунок, декоративный рисунок, декоративная графика, декоративное решение, композиция, терминология

В течение всего времени своей преподавательской и научной работы, автору настоящей статьи неоднократно приходилось сталкиваться с непониманием слушателями и студентами значения термина «декоративный рисунок». Действительно,

в преподавательской практике до настоящего времени такое словосочетание не встречалось, или встречалось крайне редко, не отличаясь чёткостью формулировки. Декоративным рисунком чаще всего именуется отдельное произведение графического ис-

кусства, в котором значителен декоративно-условный элемент, либо, гораздо реже, весь жанр графического искусства, как целое, хотя для этого гораздо чаще применяется наименование «декоративная графика» [1, с. 10].

Последовательное и обоснованное применение термин «декоративный рисунок» получил в Высшей школе народных искусств с началом работы по подготовке бакалавров традиционного прикладного искусства, с возникновением учебной дисциплины «Декоративный рисунок». Содержание этой дисциплины соотносится с содержанием дисциплины «Академический рисунок», и в полной мере строится на его основе. Термины «академический рисунок», «декоративная графика» и «декоративный рисунок» известны всем, интересующимся изобразительным искусством, однако их роль в художественном образовании и функциональные различия между ними понимаются очень туманно, в том числе людьми, имеющими отношение к художественному образованию.

«Сущностно следует различать понятия «декоративный рисунок» и «декоративная графика». В истории искусства есть понятия - «академический рисунок», «декоративная графика» и «декоративный рисунок» [2, с. 16]. Взаимодействие этих понятий выстраивается следующим образом:

- академический рисунок в процессе подготовки художника традиционного прикладного искусства;

- декоративность традиционного прикладного искусства;

- особый вид декоративной графики, соотнесенный со спецификой различных видов традиционного прикладного искусства, получивший название «декоративный рисунок»;

- взаимодействие академического рисунка с декоративным рисунком;

- роль декоративного рисунка в подготовке художника в соответствии со спецификой различных профилей традиционного прикладного искусства.

История преподавания и дидактические принципы академического рисунка общеизвестны, его роль в подготовке художников самых различных художественных направлений - станковистов, графиков, архитекторов, дизайнеров - определена и установлена. Однако обучение академическому рисунку будущих художников традиционного прикладного искусства часто вызывает споры и вопросы о том, следует ли вообще обучать этих художников академическому рисунку. В традиционных центрах прикладного искусства - Мстёре, Холуе, Федоскино, где ведется обучение студентов в филиалах ВШНИ, в беседах автора с преподавателями и студентами высказывалось мнение, что академические принципы рисования способны прямо вредить самобытности традиционного искусства.

Попробуем разобраться в данной ситуации. Существует принципиальная необходимость изучения академического рисунка будущими бакалаврами традиционного прикладного искусства, и мнение это основано на понимании роли академического рисунка как единой профессиональной основы для сохранения и динамичного развития русских народных промыслов вне зависимости от его видов. В современных условиях развитие всех видов традиционного прикладного искусства, даже таких, как вышивка и кружевоплетение, на первый взгляд не связанных с большой рисовальной формой, но только на первый взгляд не связанных, должно основываться на профессиональной базе академического рисунка, как основе профессионализма и непременном условии его сохранения, существования и развития [3, с. 4]. В еще большей степени это относиться к таким видам искусства, как лаковая миниатюрная живопись, декоративная роспись или ювелирное искусство.

Общеизвестно, что сущностью академического рисунка является изучение конструктивной формы в пространстве [2; 4, с. 14]. Сущностью же традиционного прикладного искусства является декоративность, которая, помимо прочего, характеризуется упрощенностью и уплощенностью [5, с. 8]. Необходимо гармонически соединить уплощенность декоративности с объемным пониманием академического рисунка. Декоративная уплощенность характеризуется применением метода ритмической и орнаментальной организации плоскости, понятой через трансформацию видимого в природе пространственного объема. К этому добавляется разработка орнаментального содержания, трансформация, замкнутая, уравновешенная композиция. Первоначальное противоречие переходит во взаимодействие, в развитие, переработку видимого в условное, реалистического

в формальное изображение [6, с. 32]. Эта задача решается средствами декоративного рисунка, применением его собственных художественных возможностей. Декоративный рисунок является связующим звеном между академической базой и традиционным прикладным искусством, хотя может существовать и самостоятельно, как жанр искусства или учебная дисциплина, наравне с академическим рисунком.

В технологическом отношении декоративный рисунок отличается от более широко понимаемой декоративной графики тем, что он гораздо жестче привязан к конкретной реальности через реалистическое изображение, предварительно выполненное методом академического рисования с натуры. В законченном произведении декоративного рисунка сохраняются композиция, пропорции, характер изображаемых предметов, основное тональное решение. Что же принципиально нового, отличного от реалистичного изображения содержит в себе художественное произведение, выполненное таким образом? Первое - значительно больший элемент творческого начала. И второе - тесная художественно-технологическая связь с различными профилями традиционного прикладного искусства. Художественный поиск студента лежит в плоскости переработки конкретного изобразительного материала в сторону поиска формальной красоты и выразительности пятна, силуэта, ритма [7, с. 12]. Поиск остается композиционным, но приобретает большую конкретность, четкую направленность на решение сугубо прикладных задач. Следующим шагом станет поиск композиционных решений при создании произведения традиционного прикладного искусства - в вышивке, кружеве, лаковой миниатюре, ювелирном искусстве [8, с. 5].

Определение понятия «декоративная графика» широкое и неконкретное, под ним понимается жанр искусства графики в самом широком смысле, например, натурное рисование с применением особых графических материалов, создание печатных эстампов, каллиграфия, сюжетная станковая графика, оформление мебели, книжная, компьютерная и метал-лографика. Сущностное содержание понятий «декоративная графика», «декоративный рисунок» как учебной дисциплины не было разработано вплоть до настоящего времени, до начала деятельности Высшей школы народных искусств в Санкт-Петербурге.

В заключение приведем некоторые формулировки, может быть спорные, но дающие представление о сущности понятий и относящихся к ним терминов:

Академический рисунок - способ изображения видимой объемной пластической формы в пространстве при помощи графических средств [9, с. 12].

Декоративная графика - вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки. ... Кроме контурной линии, в графическом искусстве широко используются штрих и пятно, также контрастирующие с белой (а в иных случаях также цветной, чёрной, или реже - фактурной) поверхностью бумаги - главной основой для графических работ. Сочетанием тех же средств могут создаваться тональные нюансы. Наиболее общий отличительный признак графики - особое отношение изображаемого предмета к пространству, роль которого в значительной мере выполняет фон бумаги (по выражению советского мастера графики В. А. Фаворского, - «воздух белого листа») [10, с. 13; 2, с. 20].

Декоративный рисунок - учебная дисциплина в подготовке бакалавров традиционного прикладного искусства, содержание которой составляют рисование с натуры с применением приемов декоративной графики (точка, линия, пятно), либо композиционно-декоративная переработка натурного изображения средствами декоративной графики [2, с. 20].

Эти определения показывают, что основной чертой понятия «декоративный рисунок» является его педагогическая природа, и это понятие относится к учебной дисциплине, входящей составной частью в подготовку бакалавров традиционного прикладного искусства. В плане художественно-технологического содержания дисциплина «Декоративный рисунок» является соединением академического рисунка как вида искусства и фундаментальной учебной дисциплины и широко пользуется изобразительным арсеналом декоративной графики, как вида изобразительного искусства, точнее, как широкого поля различных художественных жанров.

Библиографический список

1. Звонцов В.М. Основы понимания графики. Москва, 1963.

2. Ломакин М.О. Декоративный рисунок в подготовке бакалавров по конкретным видам традиционного прикладного искусства. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург, 2016.

3. Максимович В.Ф. Исторический аспект и современное состояние образования в области народной художественной культуры России. Профессионал. 2001.

4. Радлов Н.Э. Рисование с натуры. Ленинград: «Художник РСФСР», 1978.

5. Рождественская С.Б. Русская народная художественная традиция в современном обществе. Москва: Наука 1981.

6. Бардина РА. Изделия НХП и сувениры: учебник для ПТУ. Москва: Высшая школа, 1990.

7. Бесчастнов Н.П. Черно-белая графика: учебное пособие. Москва: Владос, 2012.

8. Бредник Т.О. Основы художественного проектирования костюма и эскизной графики. Ростов-на-Дону, 2002.

9. Радлов Н.Э. Рисование с натуры. Ленинград: «Художник РСФСР», 1978.

10. Фаворский В.А. Об искусстве, о книге, о гравюре. Москва: Книга, 1986.

References

1. Zvoncov V.M. Osnovyponimaniya grafiki. Moskva, 1963.

2. Lomakin M.O. Dekorativnyj risunok v podgotovke bakalavrov po konkretnym vidam tradicionnogo prikladnogo iskusstva. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2016.

3. Maksimovich V.F. Istoricheskij aspekt i sovremennoe sostoyanie obrazovaniya v oblasti narodnoj hudozhestvennoj kul'tury Rossii. Professional. 2001.

4. Radlov N.'E. Risovanie s natury. Leningrad: «Hudozhnik RSFSR», 1978.

5. Rozhdestvenskaya S.B. Russkaya narodnaya hudozhestvennaya tradiciya vsovremennom obschestve. Moskva: Nauka 1981.

6. Bardina R.A. Izdeliya NHPisuveniry: uchebnik dlya PTU. Moskva: Vysshaya shkola, 1990.

7. Beschastnov N.P. Cherno-belaya grafika: uchebnoe posobie. Moskva: Vlados, 2012.

8. Brednik T.O. Osnovy hudozhestvennogo proektirovaniya kostyuma i 'eskiznoj grafiki. Rostov-na-Donu, 2002.

9. Radlov N.'E. Risovanie s natury. Leningrad: «Hudozhnik RSFSR», 1978.

10. Favorskij V.A. Ob iskusstve, o knige, o gravyure. Moskva: Kniga, 1986.

Статья поступила в редакцию 03.04.17

УДК 378

Lonchinskaya T.Ye., Cand. of Sciences (Pedagogy), Head of Artistic-Creative Research Laboratory, Innovation Center of Traditional Applied Art, High School of Folk Arts (Institute) (St. Petersburg, Russia), E-mail: lte05@mail.ru

THE FORMATION OF ETHNO-CULTURAL VALUES THROUGH RITES OF ISOKINETIC. The article is dedicated to a problem of formation of ethnic cultural values on the basis of the study of attributes by students of an art university. With regard to wedding ceremonies and attendant items of material culture the researcher shows the possibility of the development of traditions and folk art that are the necessary educational basis for the upbringing and education of younger generation. Training in traditional crafts is considered on the basis of traditional ethnic culture. The paper appeals to customs and spiritual roots of folk art that contribute to the formation of national consciousness of future artists decorative art to create their exquisite works of decorative art. Key words: education, works of decorative applied art, paraphernalia of rituals, tradition.

Т.Е. Лончинская, канд. пед. наук, зав. художественно-творческой лабораторией Научно-исследовательского инновационного центра традиционного прикладного искусства Высшей школы народных искусств (института), г. Санкт-Петербург, E-mail: lte05@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ АТРИБУТИКИ ОБРЯДОВ

Статья посвящена проблеме формирования этнокультурных ценностей на основе исследования атрибутики обрядов студентами художественного вуза. На примере изучения свадебного обряда и сопутствующих ему предметов материальной культуры показана возможность освоения традиций и народного искусства, являющихся необходимой образовательной основой воспитания и образования подрастающего молодого поколения. Обучение традиционному прикладному искусству рассмотрено на основе традиционной этнокультуры. Обращение к обычаям и духовным корням народного искусства способствует формированию национального самосознания будущих художников декоративно-прикладного искусства и созданию ими высокохудожественных произведений декоративно-прикладного искусства.

Ключевые слова: образование, произведения декоративно-прикладного искусства, атрибутика обрядов, традиция.

Организацией среды, формирующей национальное самосознание личности и осмысление принадлежности к определенной этнической общности, служат ознакомления с обычаями, обрядами и традициями своего народа. В утвержденных правительством РФ в декабре 2014 года «Основах государственной культурной политики» обозначены следующие цели: «укрепление гражданской идентичности; создание условий для воспитания граждан; сохранение исторического и культурного наследия и его использование для воспитания и образования; передача от поколения к поколению традиционных для российской цивилизации ценностей и норм, традиций, обычаев и образцов поведения» [1, с. 10].

Разработка направлений, способствующих развитию у студентов активного творческого восприятия в процессе общения с подлинными произведениями народного искусства, открывающих возможности для расширения общекультурного и профессионального кругозора, является одной из основных позиций педагогической воспитательной работы.

Общеизвестный факт, что соблюдение традиционного обряда требует наличия определенных постоянных необходимых признаков - атрибутов. На примере изучения одного из древнейших русских обрядов - свадебного, студентами рассматривались связанные с ним атрибуты - предметы материальной культуры прошлых столетий, являющиеся в современном мире произведениями народного искусства. Интересно, что «аНпЬи^» в переводе с латыни означает - приданое.

Любое произведение искусства, любое событие определяется, прежде всего, во времени и в пространстве. Мы говорим: «Кружевной подзор. Конец XIX в. Вологодская губерния», «Всероссийская кустарная выставка, 1913 г., Петроград». Для нас важен общественный, культурный, художественный пространственно-временной континуум, в котором «ключом служит этническая отнесенность памятника; условия его возникновения схватываются как момент социокультурной и художественной эволюции этнической общности» [2, с. 276]. Освоение культурных ценностей предусматривает знакомство с историей их про-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.