Научная статья на тему 'Декоративный рисунок как способ формирования композиционного и творческого мышления у будущих художников традиционного прикладного искусства'

Декоративный рисунок как способ формирования композиционного и творческого мышления у будущих художников традиционного прикладного искусства Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1155
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКАДЕМИЧЕСКАЯ ШКОЛА / АКАДЕМИЧЕСКИЙ РИСУНОК / ДЕКОРАТИВНЫЙ РИСУНОК / ДЕКОРАТИВНОЕ РЕШЕНИЕ / КОМПОЗИЦИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ломакин М.О.

В статье рассматривается вопрос о роли преподавания декоративного рисунка в формировании композиционного и творческого мышления у будущих художников традиционного прикладного искусства. Прослеживается связь декоративного рисунка с академическим рисунком, мастерством и проектированием, раскрывается его связующая функция. На материале содержания учебной дисциплины показана необходимость изучения декоративного рисунка как основы художественного профессионализма будущих художников традиционного прикладного искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Декоративный рисунок как способ формирования композиционного и творческого мышления у будущих художников традиционного прикладного искусства»

Ломакин М.О., доцент кафедры рисунка и живописи Высшей школы народных искусств (института).

ДЕКОРАТИВНЫЙ РИСУНОК КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПОЗИЦИОННОГО И ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У БУДУЩИХ ХУДОЖНИКОВ ТРАДИЦИОННОГО ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА.

Аннотация. В статье рассматривается вопрос о роли преподавания декоративного рисунка в формировании композиционного и творческого мышления у будущих художников традиционного прикладного искусства. Прослеживается связь декоративного рисунка с академическим рисунком, мастерством и проектированием, раскрывается его связующая функция. На материале содержания учебной дисциплины показана необходимость изучения декоративного рисунка как основы художественного профессионализма будущих художников традиционного прикладного искусства.

Ключевые слова: академическая школа, академический рисунок, декоративный рисунок, декоративное решение, композиция.

Lomakin M., associate professor of the Drawing and Painting Department, High School of Folk Arts (the Institute), e-mail: mihail.lomakin@inbox.ru.

DECORATIVE DRAWING AS THE METHOD OF THE CREATIVE COMPOSITION INSIGHT FORMATION IN THE TRADITIONAL APPLIED ART STUDENTS' EDUCATION.

Abstract. The article deals with the role of the decorative drawing as the method of the formation of composite and creative thinking of future traditional applied art students' education. It underscores the connection between the academic and decorative drawing, special composition and professional designing. The necessity of studying the decorative

drawing as the basis of art professionalism of future artists of traditional applied arts is shown on the contents of this academic discipline.

Key words: academic school, academic drawing, decorative drawing, decorative design, composition

В современных условиях художники традиционного прикладного искусства призваны сохранять и развивать национальные художественные традиции. Перед ними встают новые задачи, возможность решения которых предполагает высокий уровень профессиональной подготовки.

Развить у учащихся способность к созданию художественного изделия, в котором бы традиции русского прикладного искусства обрели бы новое, современное звучание, новые творческие идеи и новые приемы художественного воплощения этих идей, является одной из основных целей художественного образования в сфере традиционного прикладного искусства. Художник традиционного прикладного искусства должен владеть не только профессиональными техническими приемами исполнительского мастерства, передаваемыми из поколения в поколение, но и быть способным творчески мыслить, понимать природу художественного творчества, и следственно, создавать самобытные, творческие произведения неповторимо-индивидуального авторского искусства [7, с.5]. Ведущая роль в формировании этих творческих компетенций принадлежит учебной дисциплине «Декоративный рисунок», преподавание которой в этом качестве ведется в Высшей школе народных искусств в Санкт-Петербурге уже в течение пяти лет.

Одним из основных условий успеха в педагогической подготовке художников традиционного прикладного искусства, воспитания истинных профессионалов, является применение инновационных методик обучения.

Методам обучения, от которых зависит немалый успех работы преподавателя

в целом, посвящен не один десяток фундаментальных исследований, как в теории

педагогики, так и в частных методиках преподавания отдельных учебных

предметов. В настоящее время в педагогической литературе выделено довольно

89

большое число методов обучения и воспитания, определяется целая группа дидактических методов организации занятий, интенсивно разрабатываются эвристические методы (мозгового штурма, эмпатии, инверсии, эвристических вопросов и др.).

Но, несмотря на это, проблема методов обучения, как в теории обучения, так и в реальной педагогической практике преподавания декоративного рисунка для будущих художников декоративно-прикладного искусства, остается актуальной. Особую роль приобретает декоративный рисунок как средство формирования у студентов творческого мышления [8, с.10].

Метод - в самом общем значении - способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность.

Целью учебной дисциплины является формирование у студентов понимания, особой специфики декоративного рисунка в контексте современного состояния, а также перспектив развития современного традиционного прикладного искусства. Результатом обучения становится умение использовать выразительные средства декоративного рисунка при создании декоративных переработок натурных изображений с учетом требований различных профилей традиционного прикладного искусства, художественных и художественно-технологических особенностей этих профилей. Развитие понимания дальнейшего поступательного движения декоративных разработок при создании проектов по специальности придает учебной дисциплине «Декоративный рисунок» роль в формировании творческого элемента, необходимого мыслительного и созидательного импульса, без которого немыслима какая-либо индивидуальная художественная деятельность

[3, ^14].

Важнейшими составляющими методики являются содержание, методы и формы обучения.

При определении содержания, форм и методов обучения следует в первую очередь исходить из требований конкретного профиля, вида традиционного прикладного искусства. Знания и навыки, необходимые для эффективной

профессиональной деятельности, для успешного творческого развития, должны составить содержание учебной дисциплины.

К важнейшим характеристикам изучаемого материала могут быть отнесены его содержание, сложность, степень структурированности.

Степень структурированности учебного материала, то есть то, насколько он хорошо систематизирован и насколько четко, логично и последовательно организован, также оказывает значительное влияние на успех обучения. Чем лучше структурирован учебный материал, тем легче он воспринимается и усваивается обучающимися. Учебный материал должен быть организован так, чтобы не только передать обучающимся основные сведения по изучаемой теме, но и помочь им легче установить связи между разными частями программы, сформировать системное, комплексное понимание изучаемого предмета.

Декоративный рисунок является одним из видов художественного творчества в области пространственных искусств, искусства графики. В нем проявляются закономерности эстетического отношения человека к действительности и искусства к действительности, общие с живописью, скульптурой, архитектурой [4, а26].

Декоративный рисунок, в плане познания художником условной декоративной формы, имеет для традиционного прикладного искусства не меньшее значение, чем академический рисунок, так как каждую вещь традиционное прикладное искусство видит не только как предмет определённой видимой формы, но и как условно-символическое, декоративное выражение видимой формы и внутреннего содержания этого предмета [5, а8]. Принципы декоративного выявления условности формы позволяют дать то направление, которое обусловлено спецификой обучения будущих художников традиционного прикладного искусства. Декоративный рисунок способен отразить на плоскости всё богатство композиционного, линейно-пятнового и орнаментального содержания видимой формы.

В огромной степени содержание учебной дисциплины «Декоративный

рисунок» связано с содержанием дисциплины «Академический рисунок».

91

Содержание выстроено в тематической последовательности, в зависимости от выполненных заданий по рисованию с натуры, строятся на базе программы учебной дисциплины «Академический рисунок», за которыми они следуют. В этом состоит специфика подхода к обучению декоративному рисунку в подготовке художников традиционного прикладного искусства.

«Декоративный рисунок» в плане своего содержания неотступно следует за содержанием дисциплины «Академический рисунок», органично и неразрывно связан с ним. Однако, функции этих дисциплин в обучении несут различную нагрузку, выполняют различную роль. В первую очередь это обусловлено тем, что дисциплина «Академический рисунок» является для художников традиционного прикладного искусства общепрофессиональной, вспомогательной. Она призвана, в первую очередь, способствовать развитию их общей профессиональной культуры, дать твердую основу для развития профессиональных навыков в их будущей творческой и преподавательской работе. Предмет «Декоративный рисунок», является связующим звеном между предметами профессионального цикла -специальной композицией, проектированием и мастерством. Учебный предмет «Декоративный рисунок» в данном случае представляет собой следующий шаг в создании проекта изделия. Первым шагом здесь является рисунок с натуры, а завершающим - проект изделия традиционного прикладного искусства.

В связи с появлением новой учебной дисциплины «Декоративный рисунок»

в программе бакалавриата возникла необходимость систематизации некоторых

теоретических установок, рассчитанных на специфику конкретных профилей

традиционного прикладного искусства и на различный уровень подготовки

обучающихся, в котором можно было бы ознакомиться с основными законами

построения декоративной композиции. Особую важность получают вопросы

стилизации, переработки природных форм в различных видах декоративных

решений, формирование представления о многообразии графических

возможностей в декоративных решениях изображений объектов предметного мира,

вопросы художественного использования графических средств, усиливающих

выразительные пластические и декоративные особенности изображаемого.

92

В искусстве термин декоративность может употребляться в двух смыслах. В первом случае декоративное изображение выполняется на плоскости с использованием двухмерной перспективы, что хорошо показывает связь предметов с пространством, например в интерьере и экстерьере зданий. Во втором случае термин «декоративность» прежде всего, указывает на художественный метод, направленный на создание объемного художественного образа. Таким образом, декоративной является такая композиция как панно, витраж, вышивка, роспись или кружево, которая служит для придания гармонии и законченности, обогащения предметов, одежды, книжной, журнальной и рекламной продукции [4, а12].

Также декоративная композиция может быть выполнена чеканкой, резьбой по дереву, камню, кости и другим материалам. Декоративная композиция, которая выполнена на плоскости, является разновидностью декоративно-прикладного искусства. Полностью готовая декоративная композиция представляет собой самостоятельное произведение искусства, которое передает зрителю эмоции, мысли и чувства. Композиция представляет собой строение, соотношение частей произведения искусства, находящихся в единстве. Для всех без исключения видов искусства, композиция произведения играет определяющую роль для восприятия зрителя. Не зависимо от стиля и направления произведения первой задачей при его создании является построение правильной композиции, динамики, движения. В композиции не должно быть чего-то недостающего или лишнего. Необходимо, чтобы каждая деталь имела свое место, цвет, тон, чтобы все части согласовывались и подчинялись целому [6, а21].

Таким образом, законам композиции подчиняются, в числе прочих искусств, и декоративный рисунок, с одной стороны, и искусство традиционных народных промыслов, с другой. Законы композиции - первое, что должно быть воспринято художником традиционного прикладного искусства при изучении дисциплины «Декоративный рисунок». После ознакомления с общими композиционными законами, учащийся знакомится более детально и с принципами композиции декоративной, которая обладает рядом особенностей.

В процессе исторического развития графического декоративного рисунка сложились и некоторые универсальные законы (принципы) и правила композиций. Это принципы и правила, соблюдение которых обеспечивает в формах такие свойства, как целостность, гармоничность и соразмерность [2, а34].

По своей эстетической специфике декоративный рисунок очень близок традиционному прикладному искусству, характерному для народного искусства эстетическому восприятию вещей и обстановки. В частности, обобщенность и заостренность образов свойственна всему народному изобразительному творчеству, в котором изображаемое воспринимается укрупнено, цельно, без мелочей. Лаконичность форм, украшений, смысловая точность, конкретность и интенсивность тона, контрасты в фактурной проработке отдельных элементов композиции - эти и другие черты органически присущи и народному изобразительному творчеству, и высокому профессиональному декоративному рисунку [1, а13]. Притягательной силой декоративного рисунка является разнообразие и практичность многих его методов и приемов.

Методика преподавания дисциплины «Декоративный рисунок» представляет собой новый раздел методики преподавания образовательной области «Декоративно-прикладное искусство». Можно утверждать, что наряду с общеизвестными педагогическими принципами в нее должны быть включены следующие специальные положения:

- опора на изучаемую специализацию традиционного прикладного искусства и его каноны;

- связь с теоретическими положениями эстетики;

- формирование понятийного аппарата;

- целенаправленное развитие интересов;

- рациональный выбор учебных заданий.

Для приобретения четкой и уверенной графической техники и навыков в рисунке работать следует главным образом пером, так как работа им требует особенно твердой и уверенной руки. Самостоятельное значение декоративный

рисунок приобретает при создании самостоятельного декоративного решения на основе авторского рисунка с натуры.

Особенности каждого вида традиционного прикладного искусства одновременно являются и основными закономерностями композиции декоративных работ. Это относится к таким принципам, как утилитарность изображений, так как изображения на предметах быта, а также сами произведения декоративно-прикладного и народного искусства не являются самостоятельными, какими являются произведения станковой живописи или станковые графические листы.

Изображения декоративного характера служат украшению предметов. Поэтому при рассмотрении этой закономерности следует разъяснить студентам, что изобразительные элементы на изображаемых предметах не могут доминировать, закрывать форму предмета. В этом случае следует привести примеры удачного и неудачного решения художественной разработки предметов на примерах произведений графического и декоративно-прикладного искусства.

Существуют средства композиции, в основном связанные с декоративным искусством, где очень важна ритмическая организация целого. Стилизация — обобщение и упрощение изображаемых фигур по рисунку и цвету, приведение фигур в удобную для орнамента форму. Стилизованные формы — средство дизайна, монументального искусства. Наконец, стилизация применяется в станковом изобразительном искусстве для усиления декоративности. Для декоративной стилизации характерно абстрагирование - мысленное отвлечение от несущественных, случайных с точки зрения художника признаков с целью заострения внимания на более значимых, отражающих суть изображаемого объекта деталях. При декоративной стилизации необходимо стремиться, чтобы композиция отвечала принципу архитектоничности, нужно выстраивать систему связей отдельных частей и элементов в единую целостность произведения.

Роль стилизации в сфере традиционного прикладного искусства необыкновенно важна, так как оно целиком строится на создании стилистически

цельного, эстетически значимого произведения.

95

Любые орнаментальные композиции представляют собой упорядоченные и закономерные построения. Большую роль в них играют разрабатываемые мотивы, из которых выстраиваются орнаменты. От того, насколько выразительно изображаются мотивы в композиции, зависит всего орнаментального построения.

Характер декоративной переработки изображения зависит, прежде всего, от его положения в композиции и пластической ролью, которую он играет для композиционного целого, является ли он доминантой, центральным элементом композиции, или является второстепенным, подчиненным. Например, в натюрморте предметы, составляющие центральное ядро композиции по отношению к фону или плоскости стола, или в портрете голова, руки к одежде или к окружению. На каких предметах уместны изображения различных растительных форм, на каких абстрактные декоративные элементы. Необходимо учитывать и форму предмета, его пластические особенности, его масштаб.

Композиция декоративного элемента для разработки какого-то конкретного предмета или вещи зависит также от материала, из которого они изготовлены, а также тоновой насыщенности фона, на котором изображен предмет.

С изложенными принципами композиции тесно переплетается вопрос о декоративной переработке форм растительного и животного мира. Степень декоративной переработки (трактовки) играет здесь важную роль, так как значительно влияет на выразительность композиции.

В декоративной работе очень важно как ее композиционное, пластическое и тоновое решение, так и профессиональное исполнение и правильная подача зрителю.

Все, о чем рассказывается в данной статье призвано подчеркнуть, в какой большой мере декоративному рисунку присуща творческая составляющая, как эта составляющая соединяет воедино содержание дисциплин учебной программы в обучении будущего художника традиционного прикладного искусства и формирует твердую профессиональную базу для его будущей профессиональной деятельности.

Список литературы:

1. Бардина Р.А. Изделия НХП и сувениры: учебник для ПТУ / Р.А. Бардина. - 4 изд., перераб. и доп. - М.: Высшая школа, 1990. - 302 с.: илл.

2. Бесчастнов Н.П.Черно-белая графика: Учебное пособие / Бесчастнов Н.П. -Москва: Владос, 2012. - 271 с.

3. Бредник Т.О. Основы художественного проектирования костюма и эскизой графики / Т.О. Бредник - Ростов н\Д, 2002. - 320 с.

4. Герчук, Ю.А. Что такое орнамент? / Ю.А. Герчук - М., 1998. - 302 с.

5. Звонцов В.М. Основы понимания графики / В.М. Звонцов - М.: 1963. - 62 с.

6. Кулебакин Г.М. Рисунок и основы композиции / Г.М. Кулебакин. - 3-е изд., М.: Высшая школа, 1983. - 128 стр.

7. Максимович В.Ф. Исторический аспект и современное состояние образования в области народной художественной культуры России [Текст]: [Моск. шк. художеств. ремесел]/ В.Ф. Максимович // Профессионал. -2001.

8. Рождественская С.Б. Русская народная художественная традиция в современном обществе / С.Б. Рождественская. - М.: Наука 1981. - 207 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.