Научная статья на тему 'Учебная дисциплина «Рисунок» в подготовке магистров по различным профилям традиционного прикладного искусства'

Учебная дисциплина «Рисунок» в подготовке магистров по различным профилям традиционного прикладного искусства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
136
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
магистратура / рисунок / декоративная графика / декоративный рисунок / декоративно-прикладное искусство. / magistracy / drawing / decorative graphics / decorative drawing / arts and crafts

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М О. Ломакин

Статья посвящена содержанию и методике преподавания учебной дисциплины «Рисунок» студентам, обучающимся по направлению подготовки 54.04.02 – «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» (прикладная магистратура). Дается характеристика учебной программы, включающей задания по декоративному решению натурных рисунков, сформулирована роль учебной дисциплины «Рисунок» в качестве базового средства обучения будущих магистров, представленная как связующее звено между базовыми и профессиональными дисциплинами. Особое внимание автора сосредоточено на выявлении значения и специфических особенностей декоративного рисунка как средства обеспечения взаимосвязи между базовыми дисциплинами и различными профилями традиционного прикладного искусства, инструмента воспитания профессиональных качеств художника в этой области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ACADEMIC DISCIPLINE “DRAWING” IN THE MA STUDENTS’ EDUCATIONAL PROCESS IN RELATION TO THE DIFFERENT PROFILES OF THE TRADITIONAL APPLIED ART

The article handles the contents and methodology of the academic discipline “Drawing” in the MA students’ educational process of the Arts and crafts direction of training. The article gives characteristics of the educational program, which includes the decorative conversion assignments on the drawings from nature basis. It justifies the educational function of the drawing as the versatile instrument in the MA students’ training. The academic discipline “Drawing” is represented as the connecting link between basic and professional disciplines. Special attention of the author is focused on revealing of value and specific features of decorative drawing as means of providing interrelation between basic disciplines and various profiles of traditional applied art, the tool of education of professional qualities of the artist in this area.

Текст научной работы на тему «Учебная дисциплина «Рисунок» в подготовке магистров по различным профилям традиционного прикладного искусства»

- выразительности (цвет, светотень, материя).

Сбор и систематизация рабочих материалов.

Посещение мастерских и заводских цехов.

Область

Упражнения с «материей» и «материалами» (повторяющимися и чередующимися):

• «Материя»: отношения внешних проявлений материалов. Использование свойств структуры, фактуры, текстуры;

• «Материал»: конструирование для изучения функций материалов и возможностей их использования [7, с. 3 - 7].

Упражнения с «материей» строились на изучении внешнего проявления свойств материалов. Художник считал, что понятие «материя» приобретает конкретность лишь в сфере практического использования, а чувственное восприятие и геометрические параметры (Gestaltung) остаются в области абстрактного мышления. По существу, он исходил из неокантианской доктрины, придавая решающее значение практике, которую рассматривал как единственную возможность претворения «врожденной художественной интуиции».

Излюбленными материалами Альберса в качестве проработки конструктивных решений были бумага, гофрированный картон, проволочное плетение, целлофан, солома. Он отдавал предпочтение их нетрадиционным свойствам. Так,

Библиографический список

бумага использовалась им для построения разнообразных пространственных форм, обладающих конструктивной устойчивостью. В процессе работы студенты открывали для себя ее новые качества: гибкость, жесткость, эластичность и прочие. Следует отметить, что Альберс в этих упражнениях ставил задачу не просто найти новый технический прием, но добиться создания выразительной композиции, что соотносится с идеями авангарда.

Вслед за Иттеном и Мохоль-Надем Альберс особое внимание уделял способности находить разнообразные вариации из ограниченного числа заданных элементов. Для этого он часто использовал упражнения макетного характера. Альберс одним из первых вводит в художественную педагогику предварительное изготовление макетов, конструкций и отдельных композиций, что впоследствии будет широко применяться многими дизайнерскими и архитектурными школами.

Таким образом, педагогический опыт В. Кандинского, П. Клее и Й. Альберса доказывает, что принципы искусства аванграда обладают мощным потенциалом для формирования и развития творческой активности студентом, что делает его значимым для освоения. Между тем, теоретическое, художественное и педагогическое наследие художников классического авангарда еще недостаточно изучено и использовано в системе художественного образования. Но судя по тому интересу, который оно сейчас вызывает, очевидно, что оно не утратило своей актуальности и сегодня.

1. Дружкова Н.И. Художественно-педагогический потенциал искусства международного авангарда первой трети ХХ века. Электронный научный журнал «Педагогика искусства». 2014; № 4. Available at: http://www.art-education.ru/electronic-journal/hudozhestvenno-pedagogicheskiy-potencial-iskusstva-mezhdunarodnogo-avangarda

2. Дружкова Н.И. Программа по изучению искусства международного авангарда первой трети ХХ века для художественных ВУЗов и колледжей. «Международный авангард первой трети ХХ века». Изобразительное искусство в школе. 2011; № 5.

3. Дружкова Н.И. Из истории реформирования профессиональной художественной школы: создание системы художественно-промышленного образования в Германии. Изобразительное искусство в школе. 2013; № 6.

4. Дружкова Н.И. Специфика преобразования системы профессионального художественного образования в первой трети ХХ века. Диалог культур России - Востока -Запада в образовательной среде. Москва: ФГНУ ИХО РАО, 2014.

5. Дружкова Н.И. Из истории профессионального художественного образования: Баухауз - ВХУТЕМАС. Общность педагогических и формообразующих идей. Художественное образование в пространстве современной культуры: материалы конференции, 7 - 10 октября, Бойнице, Словакия; 2011.

6. Maldonado T. Ist das Bauhaus aktuell? Ulm. 1963; № 8-9: 5 - 13.

7. Albers J. Werklicher Formunterricht. Bauhaus 2-3.1928: 3 - 7.

References

1. Druzhkova N.I. Hudozhestvenno-pedagogicheskij potencial iskusstva mezhdunarodnogo avangarda pervoj treti HH veka. 'Elektronnyj nauchnyjzhurnal «Pedagogika iskusstva». 2014; № 4. Available at: http://www.art-education.ru/electronic-journal/hudozhestvenno-pedagogicheskiy-potencial-iskusstva-mezhdunarodnogo-avangarda

2. Druzhkova N.I. Programma po izucheniyu iskusstva mezhdunarodnogo avangarda pervoj treti HH veka dlya hudozhestvennyh VUZov i kolledzhej. «Mezhdunarodnyj avangard pervoj treti HH veka». Izobrazitel'noe iskusstvo v shkole. 2011; № 5.

3. Druzhkova N.I. Iz istorii reformirovaniya professional'noj hudozhestvennoj shkoly: sozdanie sistemy hudozhestvenno-promyshlennogo obrazovaniya v Germanii. Izobrazitel'noe iskusstvo v shkole. 2013; № 6.

4. Druzhkova N.I. Specifika preobrazovaniya sistemy professional'nogo hudozhestvennogo obrazovaniya v pervoj treti HH veka. Dialog kul'tur Rossii - Vostoka - Zapada v obrazovatel'nojsrede. Moskva: FGNU IHO RAO, 2014.

5. Druzhkova N.I. Iz istorii professional'nogo hudozhestvennogo obrazovaniya: Bauhauz - VHUTEMAS. Obschnost' pedagogicheskih i formoobrazuyuschih idej. Hudozhestvennoe obrazovanie v prostranstve sovremennoj kul'tury: materialy konferencii, 7 - 10 oktyabrya, Bojnice, Slovakiya; 2011.

6. Maldonado T. Ist das Bauhaus aktuell? Ulm. 1963; № 8-9: 5 - 13.

7. Albers J. Werklicher Formunterricht. Bauhaus 2-3.1928: 3 - 7.

Статья поступила в редакцию 04.12.19

УДК 378 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10106

Lomakin M.O., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Drawing and Painting Department, Higher School of FolkArts (Academy) (St. Petersburg, Russia),

E-mail: [email protected]

THE ACADEMIC DISCIPLINE "DRAWING" IN THE MA STUDENTS' EDUCATIONAL PROCESS IN RELATION TO THE DIFFERENT PROFILES OF THE TRADITIONAL APPLIED ART. The article handles the contents and methodology of the academic discipline "Drawing" in the MA students' educational process of the Arts and crafts direction of training. The article gives characteristics of the educational program, which includes the decorative conversion assignments on the drawings from nature basis. It justifies the educational function of the drawing as the versatile instrument in the MA students' training. The academic discipline "Drawing" is represented as the connecting link between basic and professional disciplines. Special attention of the author is focused on revealing of value and specific features of decorative drawing as means of providing interrelation between basic disciplines and various profiles of traditional applied art, the tool of education of professional qualities of the artist in this area.

Key words: magistracy, drawing, decorative graphics, decorative drawing, arts and crafts.

М.О. Ломакин, канд. пед. наук, доц., Высшая школа народных искусств (академия), г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]

УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА «РИСУНОК» В ПОДГОТОВКЕ МАГИСТРОВ ПО РАЗЛИЧНЫМ ПРОФИЛЯМ ТРАДИЦИОННОГО ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

Статья посвящена содержанию и методике преподавания учебной дисциплины «Рисунок» студентам, обучающимся по направлению подготовки 54.04.02 - «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» (прикладная магистратура). Дается характеристика учебной программы, включающей задания по декоративному решению натурных рисунков, сформулирована роль учебной дисциплины «Рисунок» в качестве базового средства обучения будущих магистров, представленная как связующее звено между базовыми и профессиональными дисциплинами. Особое внимание автора сосредоточено на выявлении значения и специфических особенностей декоративного рисунка как средства обеспечения взаимосвязи между базовыми дисциплинами и различными профилями традиционного прикладного искусства, инструмента воспитания профессиональных качеств художника в этой области.

Ключевые слова: магистратура, рисунок, декоративная графика, декоративный рисунок, декоративно-прикладное искусство.

Обучение рисунку будущих магистров декоративно-прикладного искусства и народных промыслов является одним из главных приоритетов в этом направлении подготовки. В настоящее время в учебном процессе будущих магистров декоративно-прикладного искусства необходимо создание прочной профессиональной базы высшего образования, основанной на принципах академического художественного обучения. В этом контексте большое значение приобретает вопрос об обучении студентов декоративно-прикладного искусства рисунку и живописи, которые должны рассматриваться как единая профессиональная база педагогической, научной и творческой деятельности будущих магистров [1, с. 15].

Темой статьи является содержание и методика преподавания учебной дисциплины «Рисунок» студентам прикладной магистратуры по направлению 54.04.02 - «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы».

Важнейшая роль учебной дисциплины «Рисунок» в подготовке художников самых разнообразных направлений общепризнана, и в утверждении ее важности нет ничего нового. Однако в Высшей школе народных искусств (академии) эта базовая дисциплина, благодаря специально разработанному содержанию, учитывающему специфику и художественно-технологические особенности каждого профиля традиционного прикладного искусства, приобретает особый статус.

Понятие «рисунок» чрезвычайно широко и включает в себя длинный ряд понятий - натурный рисунок и рисунок по памяти и представлению, зарисовка и набросок как подготовительный материал для курсовой или дипломной работы, эскизы курсовых и дипломных работ, учебные штудии с подробной проработкой анатомии и конструкции изображаемого и, наконец, декоративный рисунок [2, с. 6]. В настоящей статье автор попытается обосновать дидактическую роль декоративного рисунка как универсального инструмента, связующего звена между базовыми дисциплинами и различными профилями традиционного прикладного искусства.

Надо сказать, что в таком контексте декоративный рисунок не мыслится сам по себе, в отрыве от контекста интегрированного учебного процесса подготовки магистра декоративно-прикладного искусства. Понятие декоративного рисунка в истории мирового искусства охватывает широчайшие области и жанры и применяется по отношению к самым различным произведениям, от древнейших наскальных изображений до самых современных созданий концептуального искусства. Термином, наиболее точно выражающим сущность декоративного рисунка, приближенную к теме настоящей статьи, является «декоративная графика» [3, с. 18].

Изобразительные средства декоративной графики и изобразительные средства декоративно-прикладного искусства лежат в единой плоскости, которую можно охарактеризовать понятием «декоративность». Логическим следствием этого стало использованием приемов декоративной графики в учебном процессе подготовки магистров декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.

Магистры обучаются по единой учебной дисциплине «Рисунок», которая, наряду с рисованием с натуры, включает в себя также задания по декоративным решениям натурных рисунков. Обе эти части имеют равно большое значение в подготовке магистров данного направления.

Целью освоения данной учебной дисциплины, особенно ее декоративной части, является овладение законами изобразительной грамоты, практическими приемами как реалистического изображения окружающего мира, так и условно-плоскостной его переработки. Дисциплина на практическом материале знакомит с приемами выполнения декоративных решений натурных рисунков, что является необходимой профессиональной составляющей в творческой деятельности магистра декоративно-прикладного искусства и народных промыслов. Основная роль, которую выполняет обучение рисунку, - формирование творческого мышления, способности воспринимать мир эстетически, художественно. Рисунок помогает овладеть профессиональным творческим методом при работе в самых различных областях художественной и педагогической деятельности. Главным условием успешной работы в области рисунка является систематичный, каждодневный труд не только в условиях учебной аудитории, но при самостоятельной работе с натуры [4, с. 12]. Способность к условно-плоскостному, декоративному восприятию и изображению видимого мира также является неотъемлемой частью творческой деятельности магистра декоративно-прикладного искусства и народных промыслов и в образовательном аспекте мыслится в неотрывной связи с натурно-реалистическим.

Важной задачей курса рисунка в подготовке магистров как продолжения обучения на базе бакалавриата является дальнейшее изучение законов изображения объемной пластической формы в пространстве, анатомии, линейной и воздушной перспективы, техники и технологии натурного и декоративного рисунка. При обучении рисунку происходит знакомство с возможными методами его преподавания, поскольку педагогическая деятельность является неотъемлемой частью профессиональной деятельности магистра декоративно-прикладного искусства и народных промыслов. Для того чтобы приобрести необходимые знания и опыт, которые будущий магистр применит в своей творческой и педагогической практике, необходимо понимать всю важность настойчивой, систематической работы в сфере, которой будет посвящена профессиональная деятельность магистра. Изучение наследия великих мастеров мирового искусства, того, какими художественными средствами они владели и как их применяли, имеет первосте-

пенное значение. Это даст практическое понимание того, как следует решать художественные задачи как реалистические, так и условно-декоративные.

На уровне образования магистра, когда имеется уже значительный базис подготовки бакалавров, цель и задачи обучения уже несколько иные. Однако на всем протяжении обучения рисунку необходимо держать в поле зрения основной круг проблем, которые встают перед студентом в процессе рисования с натуры и выполнения декоративных решений.

При таких условиях обучение рисунку следует рассматривать под совершенно особым углом зрения, характерным именно для преподавания данной учебной дисциплины в Высшей школе народных искусств (академии). Как уже ранее говорилось, здесь в рамках одной дисциплины соединены натурное рисование и декоративная графика, техника которой изучается путем переработки рисунков с натуры в условно-плоскостное, орнаментированное изображение. Связь декоративной графики с рисунком с натуры в границах единой учебной дисциплины составляет специфику этой дисциплины в подготовке магистров.

Такой взгляд на специфику рисунка обусловливает структуру и содержание программы учебной дисциплины «Рисунок». Оно направлено на рассмотрение дисциплины «Рисунок» как единого, интегрированного материала, освоение которого, однако, требует применения различных методов учения, соединения различных подходов студентов к своей учебной деятельности. В первую очередь эти подходы рассчитаны на студентов, получивших базовые знания по рисунку и на этой базе продолжающих свое обучение. Эти подходы рассматриваются в принципиальной связи с условно-плоскостной декоративной переработкой. В программе определены общие для этих двух видов изобразительной деятельности основы, помогающие воспринять их в едином комплексе. Задания по натурному рисованию и декоративным решениям выстроены в программе в логической последовательности от простого к сложному с целью более эффективного раскрытия сути целостного мыслительного и изобразительного процесса в обоих направлениях. При анализе программы становится очевидным, что, продолжая изучение практических основ рисунка, следует постоянно мысленно возвращаться к теоретическим основам натурного рисования, которые на любом этапе практической работы обусловливают требования к рисующему в процессе наблюдения, изучения и изображения в рисунке объектов видимого мира.

Рисунок с натуры является осознанным творческим процессом, основанным на активном наблюдении и анализе видимого мира, его осмыслении и поэтапном воплощении в графическом изображении в соответствии с методом, выработанным реалистической художественной школой. Основой этого метода является идея конструкции трехмерной пространственной формы, учение о пропорциях, а также теория формообразования, разрабатывающая понятия светотеневой и тональной лепки объемной формы [5, с. 20]. Своеобразной противоположностью этого метода, но, тем не менее, непосредственно базирующимся на нем, является условно-плоскостное, орнаментальное понимание и изображение этой формы. Без понимания первого метода всякие попытки работать в условной, орнаментальной манере превращаются в чисто визуальное пассивное копирование видимых объектов, путем механического срисовывания отдельных деталей и применения шаблонных приемов без учета единства целого.

Это одна сторона вопроса о содержании программы обучения рисунку магистров декоративно-прикладного искусства и народных промыслов. Второй стороной является методика, которая, в свою очередь, тесно связана с необходимостью учитывать специфику различных профилей традиционного прикладного искусства. Необходимо увидеть то, как содержание учебной дисциплины и методика ее преподавания студентам-магистрам варьируются в соответствии с различными требованиями, которые предъявляют к ним художественно-технологические особенности того или иного вида традиционного прикладного искусства. Таким образом, выявляется существенная особенность содержания и методики учебной дисциплины - ее вариативность. Эта особенность с необходимостью обусловливает структуру программы, которая разделена на две части: базовую и вариативную. Базовая часть посвящена формированию общих компетенций, связанных с начальными принципами рисунка или с их повторным изложением, имеет пропедевтический характер и предполагает использование информационно-сообщающего и объяснительного методов обучения. Вариативная часть предполагает взаимодействие принципов рисунка и декоративной графики с принципами того или иного профиля традиционного прикладного искусства, то есть руководствуется художественно-технологическими особенностями этих профилей. На этапе освоения этой части применяется побуждающий метод обучения, предполагающий свободное владение студентом базовыми приемами декоративной графики и способность использовать их в творческом поиске в своей учебно-профессиональной деятельности.

Поскольку одной из тем настоящей статьи является зависимость методики обучения от художественно-технологических особенностей профилей, нас здесь в первую очередь должна заинтересовать вариативная часть программы.

Количество изобразительных средств декоративного рисунка более ограничено, чем в натурном рисунке. Это обусловлено более строгими требованиями, предъявляемыми к стилистическому решению декоративной композиции, при котором необходим и более строгий отбор изобразительных средств. Этот отбор предполагает осознанный выбор именно того изобразительного средства, которое нужно для выполнения конкретной изобразительной задачи [6, с. 31].

Художественные средства декоративного рисунка делятся на две группы: средства композиционные и инструментальные.

К композиционным средствам относятся: пятно (количество светлого и темного), силуэт, ритм.

К инструментальным средствам относятся: точка, линия, пятно; а также производные инструментальных средств: штрих, заливка, орнаментика.

Как следует из названий, композиционные изобразительные средства являются средствами мыслительными, инструментальные - исполнительными.

С помощью композиционных средств выстраивается общее решение декоративного изображения, ведется поиск его композиционного, стилистического, пластического содержания.

С использованием указанных средств применяется основной прием, который выражает собой движение от реалистического к условно-плоскостному изображению - трансформирование или трансформация. Трансформация относится к приемам базовым, общим для студентов всех профилей. Именно с помощью приема трансформации задается образное начало декоративной переработки, определяется степень условно-плоскостного, формально-композиционного изменения изображаемого объекта [7, с. 108].

Все другие изобразительные приемы, используемые студентами, различны для каждого вида традиционного прикладного искусства. Их дифференциация определяется художественно-технологическими требованиями каждого профиля этого искусства [7, с. 108].

В рамках одной статьи невозможно хотя бы бегло очертить специфику всех видов традиционного прикладного искусства. Однако на примере двух видов этого искусства - «Художественная вышивка» и «Лаковая миниатюрная живопись» - можно в достаточной степени показать вариативность применения приемов декоративного рисунка для решения изобразительных задач, обусловленных особенностями этих профилей.

Применение в декоративном решении точки и пятна разной величины, заполняющих плоскости, позволяют использовать силуэтно-пятновой прием. В силу своей графической специфики применение силуэтно-пятнового приема наиболее соответствует художественно-технологическим особенностям профиля «Лаковая миниатюрная живопись». Лаковая миниатюра из всех существующих профилей традиционного прикладного искусства наиболее фигуративна и близка к реалистической живописи. Построение композиции в лаковой миниатюре в значительной мере основывается на ритме динамических контрастных пятен, которые создают систему тональных и цветовых акцентов, целью которых является выделение главного в композиции и организации его в динамичном движении. Способы формообразования в лаковой миниатюре, особенно в Холуйской, близки к реалистическим, однако в отличие от реалистического, пространство этой миниатюры трактуется плоскостно и выстраивается на вза-

Библиографический список

имодействии больших силуэтов. Таким образом, очевидно, что именно силуэт-но-пятновой прием должен применяться при работе над декоративными решениями студентами-магистрами по профилю «Лаковая миниатюрная живопись». Содержание вариативной части программы по дисциплине «Рисунок» для этого профиля определяется необходимостью формирования соответствующих компетенций и разрабатывается с учетом особенностей данного художественного направления.

Изменениям различного характера наряду формой подвергается фактура изображения, что определяется технологией выполнения изделий. Так, для профиля «Художественная вышивка» более приемлемым является использование размеренной, четкой, однородной фактуры. Именно такая фактура стилистически соответствует произведениям художественной вышивки [7, с. 111]. Здесь используется четкая фактура, достаточно однородная и построенная на регулярном ритме, при котором равномерно чередуются участки поверхности различной орнаментальной структуры [7, с. 112].

Казалось бы, зависимость выбора изобразительного приема от специфики профиля очевидна и не требует столь подробного рассмотрения. Однако в реальной учебной практике, в которой необходимо выстроить учебный процесс на твердых дидактических принципах и логически оправданно направлять поисковую работу студента, встает задача четкого формирования и изложения этих принципов. Дело в том, в художественной практике ни один художественный прием, пятновой или линейный, никогда не используется в чистом виде, но всегда в сочетаниях. Следует также учитывать, что на занятиях по рисунку студент работает с конкретным объектом изображения - натюрмортом, интерьером, гипсовым слепком или с живой моделью, визуальное впечатление от которых может быть очень сильным и индивидуальным, способным увести творческий поиск в декоративном решении довольно далеко от требований профиля. Поэтому настоятельное формулирование художественной связи декоративного изобразительного приема со спецификой конкретного профиля даже на этапе освоения вариативной части учебной программы по рисунку представляется принципиально важным.

Одним из важнейших моментов при работе над декоративно-графическими решениями, в процессе движения от реалистического к условно-плоскостному изображению является осознанное применение приемов проектной графики каждого профиля. В проектной графике с особенной определенностью выражается специфика того или иного профиля традиционного прикладного искусства, и грамотное использование проектной графики при выполнении декоративного решения способствует более верному пониманию художественной задачи, дает возможность верно ее сформулировать и решить. Это относится к каждому профилю традиционного прикладного искусства и к каждому этапу выполнения вариативной части программы учебной дисциплины «Рисунок» [7, с. 113].

1. Ломакин М.О. Декоративный рисунок в подготовке бакалавров по конкретным видам традиционного прикладного искусства. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург, 2016.

2. Ростовцев Н.Н. Академический рисунок: Курс лекций: учебное пособие для студентов педагогических институтов. Москва: Просвещение, 1973.

3. Беда ГВ. Основы изобразительной грамоты. Москва: Просвещение, 1989.

4. Барщ А.О. Рисунок в средней художественной школе. Москва: Академия художеств СССР 1963.

5. Ростовцев Н.Н. Академический рисунок: Курс лекций: учебное пособие для студентов педагогических институтов. Москва: Просвещение, 1973.

6. Бесчастнов Н.П. Черно-белая графика: учебное пособие. Москва: Владос, 2005.

7. Ломакин М.О. Декоративный рисунок в подготовке бакалавров по конкретным видам традиционного прикладного искусства. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург, 2016.

References

1. Lomakin M.O. Dekorativnyjrisunok vpodgotovke bakalavrovpokonkretnym vidam tradicionnogoprikladnogoiskusstva. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2016.

2. Rostovcev N.N. Akademicheskijrisunok: Kurs lekcij: uchebnoe posobie dlya studentov pedagogicheskih institutov. Moskva: Prosveschenie, 1973.

3. Beda G.V. Osnovy izobrazitel'noj gramoty. Moskva: Prosveschenie, 1989.

4. Barsch A.O. Risunok v srednej hudozhestvennoj shkole. Moskva: Akademiya hudozhestv SSSR, 1963.

5. Rostovcev N.N. Akademicheskij risunok: Kurs lekcij: uchebnoe posobie dlya studentov pedagogicheskih institutov. Moskva: Prosveschenie, 1973.

6. Beschastnov N.P. Cherno-belaya grafika: uchebnoe posobie. Moskva: Vlados, 2005.

7. Lomakin M.O. Dekorativnyj risunok v podgotovke bakalavrov po konkretnym vidam tradicionnogo prikladnogo iskusstva. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2016.

Статья поступила в редакцию 04.12.19

УДК 378 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10107

Bulueva Sh.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Psychology, Chechen State University (Grozny Russia), E-mail: [email protected]

Magomedova P.K., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Department of Professional Pedagogy, Technology and Methods of Training, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

Tsamayeva A.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Chechen Institute for Advanced Training of Education Workers" (Grozny, Russia)

FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCIES AT STUDENTS. The article studies the process of formation of professional competencies of students in the learning process. New standards of vocational education are focused on the formation of professional and general competencies. In general competencies, it is customary to emphasize: humanitarian and communicative, defining a tendency to ethical values, tolerance, the ability to work in a team. In the implementation of the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.