Научная статья на тему 'Этапы и структура проектной деятельности студентов в процессе обучения'

Этапы и структура проектной деятельности студентов в процессе обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2008
267
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТАПЫ / STAGES / СТРУКТУРА / STRUCTURE / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROJECT ACTIVITIES / СТУДЕНТЫ / STUDENT / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ / LEARNING PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Магомедалиева М. Р., Булуева Ш. И.

В статье выявлены этапы и сконструирована структура проектной деятельности студентов в процессе обучения. Сделан вывод о том, что проектная деятельность студентов это процесс, основанный на многоэтапной деятельности педагога вуза: разработка, проведение и оценка результатов проекта; формулирование учебной проблемы, уточнение целей и задач проектной деятельности; определение конечного вида образовательного продукта; отбор содержания; постановка проблемной ситуации; консультирование студентов; установление межличностного и делового общения между студентами; оценка промежуточных результатов и коррекция проекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STAGES AND STRUCTURE OF DESIGN ACTIVITY OF STUDENTS IN THE LEARNING PROCESS

In the article stages are revealed and the structure of project activity of students in the process of training is constructed. It is concluded that the project activity of students is a process based on the multi-stage activities of the teacher of a university: development, implementation and evaluation of the project results; formulation of educational problems, clarification of the goals and objectives of the project activity; determination of the final type of educational product; selection of content; statement of the problem situation; advising students; establishment of interpersonal and business communication between students; evaluation of interim results and project correction.

Текст научной работы на тему «Этапы и структура проектной деятельности студентов в процессе обучения»

ватории, и дискуссионное обсуждение великолепных музыкальных постановок по каналу «Культура», народные филармонии, университеты культуры, студенческие театры миниатюр, проекты социализации.

В Астраханском государственном университете на протяжении нескольких десятилетий совместно с консерваторией проводились так называемые «Музыкальные среды», которые, согласно анкетным анализам изменили пассивное отношение студентов к классическому музыкальному искусству, сформировали духовную потребность посещения филармонии, музыкального театра, образовательных программ консерватории.

Проекты социализации организуются в Астраханском университете с 2012 года. Очередной программой фестивалей проектов социализации стал проект «Шекспировский фестиваль: визуализация и классический микс», на котором на протяжении сентября - ноября 2017 года выступили студенты всех без исключения факультетов. Спектакли с великолепным музыкальным сопровождением, с прекрасной актерской игрой указывали на высокий уровень совершенствования духовного мира личности студента. Одним из ярких музыкальных спектаклей стала постановка комедии У. Шекспира «Укрощение строптивой» студентами факультета педагогики и социальной работы, который, в определенной мере, дал в иронической форме «информацию к размышлению» для студенческой молодежи.

Центральной задачей музыкально-эстетического образования и духовного просвещения является развитие у студенческой

Библиографический список

молодежи музыкально-эстетических чувств, привитие интереса к музыкальному искусству, умение разбираться в качественном уровне музыкальной информации, что, несомненно, будет содействовать формированию их художественных вкусов, становлению духовной культуры, развитию нравственно-эстетических качеств личности.

Эстетическое наслаждение музыкально-прекрасным, стремление к гармонии и красоте является проявлением духовности, глубинной потребностью студента в самосовершенствовании, эволюционном саморазвитии личности. Восприятие музыкальных произведений способствует гуманизации личности, возвращению к исконным традициям национального мировоззрения, истинного патриотизма.

Музыкальных примеров достаточно много в «золотом фонде» мировой музыкальной культуры, стоит лишь студенту проявить интерес, желание, а затем и возникшую потребность совершенствовать личностные духовные качества прослушиванием и осознанием соответствующих музыкальных произведений. То есть, важным аспектом в проблеме духовности являются потребности индивида, как выражение совершенствования его личностных духовных качеств и отражение духовных реалий мироздания, в котором осуществляется его жизнедеятельность [9].

Духовность - ничем не заменимая общечеловеческая ценность бытия, слагаемыми которой являются, прежде всего, нравственные категории - Разумное, Доброе, Вечное.

1. Бондаренко В. И. Формирование духовности будущих специалистов в условиях высшего учебного заведения. Молодой учёный. 2014; 4: 919 - 923.

2. Новиков А.М. Культура как основание содержания образования. Педагогика. 2011; 6: 3 - 21.

3. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. РАН: Литературные памятники. Москва: Наука; Санкт-Петербург: Logos, 2006.

4. Белинский В.Г. Ничто о ничем: Статьи и рецензии. Собрание сочинений в 13 т. Москва, 1953; Т. 1: 31 - 59.

5. Востроилова Е.В. Смысловой аспект духовно-нравственных ориентиров воспитательной работы в вузе. European social science journal. 2017; Т. 2,: 153 - 160.

6. Святейший Патриарх Кирилл: Голос совести, присущий каждому человеку - подлинный базис, объединяющий все народы и культуры. Available at: http://www.patriarchia.ru/db/text/5037930.html

7. Ильин И. А. Путь духовного обновления. Москва, 1993.

8. Лаптев И.Г. Музыка как фактор воспитания духовно-нравственных чувств. Материалы по результатам XXXVII научной конференции: International Research Journal. Екатеринбург, 2015; № 3 (34); Часть 4; 29 - 31.

9. Бондырева С., Колесов Д. Окружающий мир, потребности, духовность. Москва: Издательство МПСИ, 2007.

References

1. Bondarenko V. I. Formirovanie duhovnosti buduschih specialistov v usloviyah vysshego uchebnogo zavedeniya. Molodoj uchenyj. 2014; 4: 919 - 923.

2. Novikov A.M. Kul'tura kak osnovanie soderzhaniya obrazovaniya. Pedagogika. 2011; 6: 3 - 21.

3. Lihachev D.S. Pis'ma o dobrom iprekrasnom. RAN: Literaturnye pamyatniki. Moskva: Nauka; Sankt-Peterburg: Logos, 2006.

4. Belinskij V.G. Nichto o nichem: Stat'i i recenzii. Sobranie sochinenij v 13 t. Moskva, 1953; T. 1: 31 - 59.

5. Vostroilova E.V. Smyslovoj aspekt duhovno-nravstvennyh orientirov vospitatel'noj raboty v vuze. European social science journal. 2017; T. 2,: 153 - 160.

6. Svyatejshij Patriarh Kirill: Golos sovesti, prisuschij kazhdomu cheloveku - podlinnyj bazis, ob'edinyayuschij vse narody i kul'tury. Available at: http://www.patriarchia.ru/db/text/5037930.html

7. Il'in I. A. Put'duhovnogo obnovleniya. Moskva, 1993.

8. Laptev I.G. Muzyka kak faktor vospitaniya duhovno-nravstvennyh chuvstv. Materialypo rezul'tatam XXXVIInauchnojkonferencii: International Research Journal. Ekaterinburg, 2015; № 3 (34); Chast' 4; 29 - 31.

9. Bondyreva S., Kolesov D. Okruzhayuschijmir, potrebnosti, duhovnost'. Moskva: Izdatel'stvo MPSI, 2007.

Статья поступила в редакцию 25.02.18

УДК 378

Magomedalieva M.R., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Informatics and Information Technologies, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

Bulueva Sh.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Psychology, Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: [email protected]

THE STAGES AND STRUCTURE OF DESIGN ACTIVITY OF STUDENTS IN THE LEARNING PROCESS. In the article stages are revealed and the structure of project activity of students in the process of training is constructed. It is concluded that the project activity of students is a process based on the multi-stage activities of the teacher of a university: development, implementation and evaluation of the project results; formulation of educational problems, clarification of the goals and objectives of the project activity; determination of the final type of educational product; selection of content; statement of the problem situation; advising students; establishment of interpersonal and business communication between students; evaluation of interim results and project correction. Key words: stages, structure, project activities, student, learning process.

М.Р. Магомедалиева, канд. пед. наук, доц. каф. информатики и информационных технологий, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: [email protected] Ш.И. Булуева, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики и психологии, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный, E-mail: [email protected]

ЭТАПЫ И СТРУКТУРА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

В статье выявлены этапы и сконструирована структура проектной деятельности студентов в процессе обучения. Сделан вывод о том, что проектная деятельность студентов это процесс, основанный на многоэтапной деятельности педагога вуза: разработка, проведение и оценка результатов проекта; формулирование учебной проблемы, уточнение целей и задач проектной деятельности; определение конечного вида образовательного продукта; отбор содержания; постановка проблемной ситуации; консультирование студентов; установление межличностного и делового общения между студентами; оценка промежуточных результатов и коррекция проекта.

Ключевые слова: этапы, структура, проектная деятельность, студенты, процесс обучения.

Современные социально-экономические условия, оказывающие значительное влияние на существующие требования к процессу профессиональной подготовки будущих специалистов, необходимость в профессионалах, которые способны самореализовываться, обуславливает потребность увеличения степени готовности обучающихся к ведению проектной деятельности. Данное направление очень важно для будущих педагогов, которые применяют проектирование в учебном процессе как один из важнейших видов профессиональной деятельности.

С использованием компьютерных технологий обучение проектной деятельности будущих педагогов происходит более эффективно, что объясняется тем фактом, что с помощью данных технологий существует возможность создавать виртуальный образ какого-либо объекта, комбинировать его составные элементы, варьировать размерность, ориентацию, функциональную направленность проекта, степень индивидуальности обучения, увеличить скорость обработки информации и её количество. Сегодня в процессе обучения студенты уже применяют некоторые составляющие проектной деятельности в процессе работы с компьютерными программами. Так как эта деятельность реа-лизовывается будущими педагогами профессионального обучения фрагментарно, то не принимается во внимание возможность вариативного проектирования виртуального образа объекта, а также не осуществляется деятельная информатизация этого процесса.

Проектная деятельность студентов должна быть ориентирована на выполнение учебного проекта, который является частью одного или нескольких учебных курсов, будучи организационной формой работы по закреплению материала из пройденного учебного раздела.

В ходе работы над проектом студенты осуществляют как самостоятельную, так и групповую деятельность учебно-познавательного и творческого характера, ориентированную на выполнение поставленной цели и достижение желаемого результата. При этом следует отметить, что рост популярности информационных технологий, телекоммуникаций в образовательном процессе обусловил популярность использования в современных высших учебных заведениях метода проектов. В последнее время стало частым употребление педагогами термина «учебный телекоммуникационный проект». Он представляет собой совместную деятельность обучающихся учебно-познавательного, творческого или игрового характера, которая осуществляется посредством использования компьютерной телекоммуникации и характеризуется общей целью, проблемой, методами и способами деятельности, ориентированными на получение общего желаемого результата.

Рассмотрим подробнее этапы выполнения проекта.

1 этап. Обсуждают и выбирают проблемную область, определяют круг проблем, решение которых будет осуществляться в процессе проектной деятельности учащихся, формулируются гипотезы, которые впоследствии следует доказать или опровергнуть (касается исследовательских проектов). Подчеркнём, что следует принимать во внимание в ходе выполнения проекта знания на практике.

2 этап (организационный). Происходит выбор и организация групп - участников проекта, ищутся партнеры в сети (касается телекоммуникационных проектов), определяются направления работы, для каждой группы ставятся конкретные задачи, даются рекомендации в отношении способов поиска информационных источников. В конце этого этапа возможно проведение презентации, на которой будут представлены участники проекта. Все группы поочередно выступают перед аудиторией (либо используют для связи сеть), информируя слушателей о составе группы и распределении в ней ролей, стоящих перед ней задачах и возможных способах их выполнения.

Итогом прохождения первых двух этапов может стать создание web-сайта проекта, где будет представлена информация, касающаяся темы проекта, его целей и задач, этапов выполнения и группах-участниках. Важным элементом такого сайта являются размещенные ссылки на дополнительные источники информации. Кроме того, по ходу проекта информация будет постоянно обновляться, будут сообщаться промежуточные результаты. Актуальность содержащейся на сайте информации является еще одной важной особенностью.

3 этап. Ведётся поиск и сбор необходимой информации, изучаются теоретические положения, ознакомление с которыми требуется для дальнейшего решения стоящих задач. Студенты изучают литературные источники по интересующей их в рамках проекта теме, обращаются за информацией к удаленным базам данных, осуществляют поиск телеконференций, проводимых по данной тематике, работают с интернет-ресурсами, проводят социологические опросы и анкетирование, при проведении телекоммуникационных проектов - связываются с другими участниками проекта по электронной почте для выяснения их точки зрения по какому-либо проектному вопросу.

4 этап. Определяются способы обработки полученной информации. Чтобы более наглядно представить обработанные статистические данные, показать полученные зависимости и построить диаграммы, рекомендуется обратиться к разнообразным электронным средствам, таблицам и т. д. Результаты проекта оформляются в виде мультимедийной презентации для наглядного представления аудитории. Презентация освещает план проведения студенческих исследований, в ней используются фото-и видеоматериалы, диаграммы, таблицы, эффекты анимации, цель которых привлечь внимание слушателей, гиперссылки на различные дополнительные информационные источники, к которым участники обращались в процессе выполнения проекта. В том случае если конечным продуктом деятельности учащихся становится печатное издание (журнал, газета), также возможно использовать программные средства для издательской деятельности. В дальнейшем выполненные студентами презентации и публикации могут быть размещены на страницах сайта проекта [1].

5 этап. Проведение дискуссии по поводу достигнутых результатов. Оформленные работы представляются остальным участникам проекта в форме доклада, проведения ролевой игры или телеконференции, по электронной почте. После проведения презентации и выступления происходит обсуждение и анализ представленной информации, докладчику задаются различные вопросы. Проверяются гипотезы, сформулированные в начале проекта, обсуждаются возможности практического использования полученных результатов (таблица 1).

Таким образом, исходя из сказанного выше, мы можем сконструировать структуру проектной деятельности студентов (таблица 1).

В процессе применения метода проектов, для обучения в рамках небольшого или крупного блока содержания, педагогу необходимо, прежде всего, подобрать и разработать учебный проект. При этом он должен понимать, что, с одной стороны, не всякое содержание может быть преподано с помощью проектного метода, а с другой стороны, есть знания, умения и навыки, которые можно приобрести только в процессе проектной деятельности, в процессе групповой работы [2].

Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным: в одних случаях эта тематика может формулироваться специалистами органов образования в рамках утвержденных программ; в других - выдвигаться педагогом с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей студентов; в-третьих, тематика проектов может предлагаться и самими студентами, которые ориентируются при этом на собственные интересы, не

Таблица 1

Структура проектной деятельности студентов в процессе обучения

Стадия Задачи Деятельность обучающихся Деятельность педагога

1. Подготовительная Определение темы, уточнение целей, исходного положения. Выбор рабочей группы Уточняют информацию. Обсуждают задание Мотивирует студентов. Объясняет цели проекта. Наблюдает

2. Анализ проблемы Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Распределение в команде Формирует задачи. Уточняют информацию источники). Выбирают и обосновывают свои критерии успеха Помогает в анализе и синтезе (по просьбе). Наблюдает

3. Сбора информации Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернативы («мозговой штурм»). Выбор варианта. Уточнение планов Работают с информацией. Проводят анализ и синтез. Выполняют исследование Наблюдает. Консультирует

4. Разработки варианта Выполнение проекта Выполняют исследование и работают над проектом. Оформляют проект. Наблюдает. Советует (по просьбе)

5. Оценки результатов Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого. Анализ достижения поставленной цели Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке Наблюдает. Направляет процесс анализа (если необходимо)

6. Подготовка к защите Подготовка доклада, обоснование процесса проектирования. Объяснение полученных результатов. Коллективная защита проекта. Оценка. Защищают проект. Участвуют в коллективной оценке результатов проекта. Участвуют в коллективном анализе и оценке результатов проекта.

только чисто познавательные, но и творческие, прикладные. Проектная деятельность студентов с использованием информационных технологий используется на различных формах обучения студентов [3 - 5].

Таким образом, организацию проектной деятельности студентов мы рассматриваем как процесс, основанный на многоэтапной деятельности педагога вуза: разработка, проведение и

Библиографический список

1. Пахомова Н.Ю. Развитие методики использования «учебных проектов» при обучении информатике в общеобразовательной школе. Москва, 1997.

2. Петрова Н.П. Открытое образование и его функции в информационном обществе. Гуманитарные и социально-экономические науки. 2007; 5: 120 - 124.

3. Бондарева Г.А., Петрова Н.П. Информационная насыщенность образовательного процесса в вузе в современный период информатизации образования. Kant. 2016; 3 (20): 24 - 29.

4. Корчинский А.А., Петрова Н.П. Тенденции развития современного высшего профессионального образования. Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. 2014; 5 (37): 24 - 37.

References

1. Pahomova N.Yu. Razvitie metodiki ispol'zovaniya «uchebnyh proektov» pri obuchenii informatike v obscheobrazovatel'noj shkole. Moskva, 1997.

2. Petrova N.P. Otkrytoe obrazovanie i ego funkcii v informacionnom obschestve. Gumanitarnye i social'no-'ekonomicheskie nauki. 2007; 5: 120 - 124.

3. Bondareva G.A., Petrova N.P. Informacionnaya nasyschennost' obrazovatel'nogo processa v vuze v sovremennyj period informatizacii obrazovaniya. Kant. 2016; 3 (20): 24 - 29.

4. Korchinskij A.A., Petrova N.P. Tendencii razvitiya sovremennogo vysshego professional'nogo obrazovaniya. Obrazovanie. Nauka. Innovacii: Yuzhnoe izmerenie. 2014; 5 (37): 24 - 37.

Статья поступила в редакцию 16.02.18

УДК 378

Magomedova M.G., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Psychology, Dagestan State Technical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

THE SPECIFICS OF ADAPTATION OF STUDENTS AT EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF DIFFERENT DIRECTIONS. The

article reveals the specific features of a personality's adaptation among students at educational institutions of various specialization. The work examines the structure of the formation of the students' professional and pedagogical culture. The author concludes that the successful formation of the professional pedagogical culture in future teachers is believed to stimulate motivation of pedagogical activity, a complex of internal and external factors of professional-personal formation and interrelation of theoretical and practical training.

Key words: student, professional-pedagogical culture, adaptation.

М.Г. Магомедова, канд. пед. наук, доц. каф. психологии, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный технический университет», г. Махачкала, E-mail: [email protected]

оценка результатов проекта; формулирование учебной проблемы, уточнение целей и задач проектной деятельности; определение конечного вида образовательного продукта; отбор содержания; постановка проблемной ситуации; консультирование студентов; установление межличностного и делового общения между студентами; оценка промежуточных результатов и коррекция проекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.