изведения, высвечиванию его содержания. В. Ван Гог так писал о своей картине «Ночное кафе в Арле»: «Я пытался показать, что кафе - это то место, где можно погибнуть, сойти с ума или совершить преступление. Словом, я пытался, сталкивая контрасты нежно-зеленого и веронезе с жёлто-зеленым и жёстким сине-зелёным, воспроизвести атмосферу адского пекла, цвет бледной серы, передать демоническую мощь кабака-западни» [10, с. 144].
Что касается сюжета произведения живописи, то мы должны отличать его от темы. В изобразительном искусстве сложились «вечные» темы, к которым обращались и обращаются художники: любовь, самопожертвование, борьба добра и зла, материнство и др. Сюжет произведения - внешняя канва, которая - всего лишь «мостик, проложенный к существу (содержанию) произведения» [10, с. 30]. Сюжет и тема произведения искусства легко переводимы на язык слов, содержание же неизмеримо глубже. Известно, что сюжет в произведении живописи может вовсе отсутствовать, как это бывает в т.н. беспредметном искусстве.
Система нашей работы в рамках преподавания дисциплин «Теория и технологии развития детской изобразительной деятельности» и «Практикум по изобразительной деятельности» включала теоретические (лекционные), семинарские и практические занятия, причем приоритет был отдан двум последним формам обучения, где инициатива принадлежала самим обучающимся.
Библиографический список
Для проведения семинарских занятий и практикумов мы разработали ряд специальных тем и заданий. Мы просили студентов подготовить электронные презентации на тему: «Что такое живопись», «Язык живописи», «Открытие» пространства в живописи Возрождения», «Великие живописцы прошлого», «Свет и цвет в живописи», «Импрессионизм - новое миропонимание», «Колорит в живописи», «Что такое беспредметная живопись» и др., в которых должна была проявиться индивидуальность обучающихся, их оригинальное понимание задания. Практикумы посвящались таким темам: «Техника «вливания цвета в цвет (акварель)», «Мы - импрессионисты (раздельный мазок в живописи, гуашь)», «Три плана в живописи (рисуем воздух)», «Можно ли нарисовать невидимое», «Рисуем чувства», «Как услышать живопись», «Как увидеть музыку» и др.
Наша система работы заканчивалась ещё одним эссе «Мой любимый художник 2». Студенты написали, что многое узнали на наших занятиях, заинтересовались непривычными для себя видами искусства, в частности, т.н. беспредметной живописью, «открыли» ее для себя. Выбор любимых художников на этот раз включал такие имена как К. Моне, В. Кандинский, Г. Климт, что свидетельствует о расширении художественного кругозора, большем понимании искусства и интересе к высокохудожественным творениям великих мастеров. Всё это подтвердило эффективность проведенной нами работы, подбора наших заданий, направленных на развитие художественно-эстетического вкуса будущих воспитателей детского сада.
1. Киященко, Н.И. Эстетика жизни: в 3-х ч. Москва, 2000; Ч. 3.
2. Скатерщиков В.К. Об эстетическом вкусе. Москва, 1974.
3. Кошелева Л.Ю. Проблема развития художественного вкуса будущих педагогов. Мир науки, культуры, образования. 2013; 6(43): 58-61.
4. Неменский Б.М. Педагогика искусства. Москва, 2007.
5. Гусев Е.О. Творческий процесс и художественное восприятие. Ленинград, 1978.
6. Паустовский К.Г. Собрание сочинений: в 6 т. Москва, 1978; Т. 2.
7. Осмоловский Ю., Юон К.Ф. Москва, 1983.
8. Гегель, Сочинение. Москва; Ленинград. 1933; Т. I: § 133.
9. Полева Н.С. Цвет как язык живописи в психологии искусства Н.Н. Волкова - Культурно-историческая психология. 2007; 2: 93-100.
10. Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты: Язык и смысл изобразительного искусства. Москва, 1998.
References
1. Kiyaschenko, N.I. 'Estetika zhizni: v 3-h ch. Moskva, 2000; Ch. 3.
2. Skaterschikov V.K. Ob 'esteticheskom vkuse. Moskva, 1974.
3. Kosheleva L.Yu. Problema razvitiya hudozhestvennogo vkusa buduschih pedagogov. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2013; 6(43): 58-61.
4. Nemenskij B.M. Pedagogika iskusstva. Moskva, 2007.
5. Gusev E.O. Tvorcheskijprocess i hudozhestvennoe vospriyatie. Leningrad, 1978.
6. Paustovskij K.G. Sobranie sochinenij: v 6 t. Moskva, 1978; T. 2.
7. Osmolovskij Yu., Yuon K.F. Moskva, 1983.
8. Gegel', Sochinenie. Moskva; Leningrad. 1933; T. I: § 133.
9. Poleva N.S. Cvet kak yazyk zhivopisi v psihologii iskusstva N.N. Volkova - Kul'turno-istoricheskaya psihologiya. 2007; 2: 93-100.
10. Gerchuk Yu.Ya. Osnovy hudozhestvennojgramoty: Yazykismyslizobrazitel'nogo iskusstva. Moskva, 1998.
Статья поступила в редакцию 27.01.15
УДК 378
Magomedalieva M.R., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Department of IT, Dagestan State Pedagogical University
(Mahachkala, Russia), E-mail: [email protected]
ANALYSIS OF THE READINESS OF FUTURE TEACHERS DURING THEIR VOCATIONAL TRAINING TO PROJECT ACTIVITIES. The article analyzes the state of readiness of future teachers of vocational training to the project activities using the potential of computer technology. The computer is a powerful teaching device, greatly enhancing the potential of the student in project activities. Application of modern technologies in education creates favorable conditions for the formation of the personality of the future teacher that implies the ability to competently use information sources to assess its accuracy, to relate new information with prior knowledge, the ability to organize the information process. To analyze the potential of computer technology in preparing future teachers of vocational training to the project activity showed that the computer is a powerful teaching device, greatly enhancing the potential of students, who are going to be future teachers, in project activities.
Key words: project, project activities, project method, computer technology.
М.Р. Магомедалиева, канд. пед. наук, ст. преп. каф. информационных технологий ФГБОУ ВПО «ДГПУ», г. Махачкала,
E-mail: [email protected]
АНАЛИЗ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ К ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье анализируется состояние готовности будущих педагогов профессионального обучения к проектной деятельности с использованием потенциальных возможностей компьютерных технологий. Компьютер является мощным учебно-техническим устройством, значительно повышающим потенциал студента в проектной деятельности. Применение современных технологий в образовании создаёт благоприятные условия для формирования личности будущего педагога, что подразумевает - умение грамотно пользоваться источниками информации, оценивать её достоверность, соотносить новую информацию с полученными ранее знаниями, умение правильно организовать информационный процесс. Анализ потенциальных возможностей компьютерных технологий в подготовке будущих педагогов профессионального обучения к проектной деятельности показал, что компьютер является мощным учебно-техническим устройством, значительно повышающим потенциал студента - будущего педагога в проектной деятельности.
Ключевые слова: проект, проектная деятельность, метод проектов, компьютерные технологии.
Перед отечественным образованием поставлена важная задача: подготовить подрастающее поколение к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации. Ключевую роль в решении данных задач играет владение современным студентом ИКТ. В связи с изменением доминанты профессиональной деятельности необходимо готовить будущих педагогов профессионального обучения к разнообразным видам деятельности, в том числе, к проектной деятельностью, связанной с обработкой информации, освоении средств информатизации и ИКТ. Большинство выдающихся людей, политических лидеров обладают проектным типом мышления. В современном педагогическом вузе есть «все возможности для развития проектного мышления будущих педагогов с использованием информационно-компьютерных технологий, открывающих для преподавателя новые возможности в преподавании своего предмета» [1, с. 98].
С использованием компьютерных технологий обучение проектной деятельности будущих педагогов профессионального обучения происходит более эффективно, что объясняется тем фактом, что с помощью данных технологий существует возможность создавать виртуальный образ какого-либо объекта, комбинировать его составные элементы, варьировать размерность, ориентацию, функциональную направленность проекта, степень индивидуальности обучения, увеличить скорость обработки информации и её количество. Сегодня в процессе обучения студенты уже применяют некоторые составляющие проектной деятельности в процессе работы с компьютерными программами. Так как эта деятельность реализовывается будущими педагогами профессионального обучения фрагментарно, то не принимается во внимание возможность вариативного проектирования виртуального образа объекта, а также не осуществляется деятельная информатизация этого процесса. Успешное решение задач готовности будущего педагога профессионального обучения к проектной деятельности может быть достигнуто только при переходе к использованию достижений информационно-коммуникационных технологий, твердотельным моделированием и компьютерными базами знаний. Студенческий юношеский возраст обладает необходимыми волевыми качествами, чтобы преодолевать возникающие трудности и не утрачивать интерес к длительной работе, способен не терять из поля зрения интересующую их значимую цель. Проектная деятельность позволяет удовлетворить важные потребности будущего педагога профессионального обучения, учесть его психологические особенности и минимизировать отрицательные проявления адаптации к вузовской жизни. Для большей заинтересованности студента проект должен иметь личностно значимую цель, сформулированную в виде проблемы, решая которую, автор работы определяет свою стратегию и тактику, самостоятельно распределяет время, привлекает необходимые ресурсы, в том числе ИКТ. В прежние годы «серьёзную трудность представлял поиск информации в условиях её дефицита, то спецификой сегодняшнего дня становится работа в условиях её обилия. Это приносит свои плоды, так как развивает навыки критического подхода к источнику информации, приучает к проверке достоверности, отсеиванию второстепенных или сомнительных сведений, делает проектировщика устойчивым к разного рода побочным влияниям, в том числе и к агрессивной рекламе» [2, с. 44]. Тем самым проектные компетенции являются важными профессиональными компетенциями, которые включаются в образовательные программы подготовки педагогов на
всех ступеней многоуровневого обучения [3].
В рамках развития проектной деятельности в вузе с помощью внедрения ИКТ появилась необходимость разработки системы принципов дидактической технологии: научность(необхо-димость включения фундаментальных положений современной науки, а также вопросов перспектив ее развития, при этом способы усвоения учебного материала должны быть адекватны современным научным способам познания); системность (структурированность изложения материала и выделение основных понятий, связей, основа для разработки содержания компьютерной обучающей программы, а также метод современного научного познания); индивидуальная доступность(возможность достижения цели обучения, наличие разветвлений, путей и скоростей прохождения учебного курса, оказание помощи в виде пояснений, дополнительных указаний и задач, постоянный контроль и поддержка на необходимом уровне мотивации студента); интерактивная наглядность (позволяет увидеть то, что не всегда возможно в реальной жизни даже с помощью чувствительных и точных приборов, осуществить различные действия, изучить их не только статичное изображение, но и динамику развития в различных условиях, вычленить главные закономерности изучаемого предмета или явления, так и рассмотреть его в деталях).
Вместе с тем интерактивная наглядность позволяет говорить о новом инструменте познания - когнитивной компьютерной графике, которая не только представляет знания в виде образов-картинок и текста, а также позволяет визуализировать те человеческие знания, для которых ещё не найдены текстовые описания, или которые требуют высших ступеней абстракции.
Принцип систематичности и последовательности (определяет организацию учебного материала, так и с систему действий обучаемого по его усвоению; последовательность специфических действий - восприятие информации с экрана дисплея, работа в знаковых моделях, ввод ответа с клавиатуры. Последовательность получила свой смысл в информационных технологиях обучения, где понимается очерёдность выдачи учебных фрагментов обучающей программой, построение и корректировка наиболее эффективной последовательности при самостоятельной работе обучаемого в интеллектуальных учебных средах. В зависимости от содержания учебного материала, последовательность предоставления знаний студенту могут строиться либо по индуктивному, либо по дедуктивному методу; сознательность (принцип обеспечен методикой организующей стратегии, в которой отдаётся предпочтение современным информационным технологиям обучения, направлена на воспитание стратега, который рассматривает предметы и явления в их взаимосвязи, самостоятельно изучает материал, дополняя полученные в учебном заведении знания). Для реализации принципа сознательности студенту сообщаются цели и задачи обучения, сведения о предметной деятельности и основных этапах её осуществления. Его успешность реализации зависит от теоретического уровня курса, полноты раскрытия изучаемых понятий и их взаимосвязей.
Завершающим этапом проекта может стать его презентация. Студент готовит аннотацию, тезисы проектной разработки, знакомит с ней представителей жюри. При разработке презентации учитывается, что она: быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами; вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации; усиливает воздействие выступления.
Анализ потенциальных возможностей компьютерных технологий в подготовке будущих педагогов к проектной деятельности
показал, что компьютер является мощным учебно-техническим устройством, значительно повышающим потенциал студента в проектной деятельности [4]. «Между студентом и машиной создаётся симбиоз, в котором каждый делает то, что лучше может сделать. При этом ведущая роль остаётся за педагогом вуза» [5].
На начальном этапе изучалась проблема востребованности использования проектирования в образовании.
1. Изучение главных дидактических требований к формированию круга специальных учебно-методических задач позволило нам определить учебно-методическую задачу как такую задачу, которая ставится перед обучаемым в ходе методической подготовки при осуществлении проектной деятельности, чьи условия определяют компоненты деятельности преподавателя информатики, в то время как решение отвечает итогам этой деятельности и направлено на формирование готовности студентов к организации проектной деятельности.
2. Обучение основам проектной деятельности студентов наиболее разумно организовать при выполнении конкретного проекта. Вместе с тем дефицит учебного времени приводит к тому, что трудоёмкость проектной деятельности не позволяет освоить её полноценно.
3. Под организацией проектной деятельности студентов мы будем рассматривать как процесс, основанный на многоэтапной деятельности педагога вуза: создание, проведение учебного про-
Библиографический список
екта, и оценивание результатов этого проекта; формулирование учебной проблемы, уточнение целей и задач проектной деятельности студентов; определение конечного вида образовательного продукта, которые создают студенты; отбор содержания, структурирование содержательной части проекта (конструктивно-проектировочная деятельность); постановка проблемной ситуации совместно со студентами и формулирование активизирующих вопросов, приводящих к диалогу, дискуссии, организации групповой и парной работы (организационная деятельность); консультирование студентов в процессе разработки проекта и организация самооценки работ студентов (организаторская деятельность) и т.д.; установление межличностного и делового общения между студентами, создание положительного отношения к работе (коммуникативная деятельность); оценка промежуточных результатов и коррекция проекта, конечных результатов проектной деятельности студентов, анализ эффективности применяемых методов, приёмов и средств обучения (гностическая деятельность).
Анализ потенциальных возможностей компьютерных технологий в подготовке будущих педагогов профессионального обучения к проектной деятельности показал, что компьютер является мощным учебно-техническим устройством, значительно повышающим потенциал студента в проектной деятельности.
1. Кимишкез Ю.И. Информационно-компьютерные технологии в проектной и научно-исследовательской деятельности учащихся современной школы. Томск, 2010.
2. Лапчик М.П. Методика преподавания информатики. Москва, 2001.
3. Игропуло И.Ф., Сёмина И.С., Сорокопуд Ю.В., Шаповалов В.К. Проектирование магистерской программы по направлению «Педагогическое образование» в контексте методологии TUNING (опыт Северо-Кавказского Федерального университета). Мир науки, культуры, образования. 2014; 1(44): 26-28.
4. Сорокопуд Ю.В. Новые требования к подготовке преподавателей высшей школы в контексте современных образовательных реалий. Мир науки, культуры, образования. 2013; 4(41): 98-200.
5. Скок Г. Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность. Российское педагогическое агентство. Москва, 1998.
References
1. Kimishkez Yu.I. Informacionno-komp'yuternye tehnologii v proektnoj i nauchno-issledovatel'skoj deyatel'nosti uchaschihsya sovremennoj shkoly. Tomsk, 2010.
2. Lapchik M.P. Metodika prepodavaniya informatiki. Moskva, 2001.
3. Igropulo I.F., Semina I.S., Sorokopud Yu.V., Shapovalov V.K. Proektirovanie magisterskoj programmy po napravleniyu «Pedagogicheskoe obrazovanie» v kontekste metodologii TUNING (opyt Severo-Kavkazskogo Federal'nogo universiteta). Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 1(44): 26-28.
4. Sorokopud Yu.V. Novye trebovaniya k podgotovke prepodavatelej vysshej shkoly v kontekste sovremennyh obrazovatel'nyh realij. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2013; 4(41): 98-200.
5. Skok G.B. Kak proanalizirovat'sobstvennuyu pedagogicheskuyu deyatel'nost'. Rossijskoe pedagogicheskoe agentstvo. Moskva, 1998.
Статья поступила в редакцию 19. 01.15
УДК 37.014.53
Naumov A.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Special Pedagogy and Psychology Department, Perm State Humanities and Pedagogy University (Perm, Russia), E-mail: [email protected]
Voroshnina O.R., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Special Pedagogy and Psychology Department, Perm State Humanities and Pedagogy University (Perm, Russia), E-mail: [email protected]
COMPARATIVE ANALYSIS AND MODERN TRENDS IN EDUCATION OF CHILDREN WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS IN RUSSIA AND ABROAD. The article analyzes the formation and development of the education of children with special educational needs in Norway, USA, Canada, Germany, India and Russia. The research tasks are to correlate features of the educational policies of these countries and to compared them with some of the provisions of the educational legislation, particularly personnel policy. In the course of the study the authors identified general trends in the education of children with special educational needs and found that special and mass education as a rule comprise one system where special and general educational principles merge. The researchers also note that there is an increase in the number of children who need special methods in school. The paper is based on the analysis that presents trends and prospects of further development of the education of children with special educational needs in Russia. Key words: inclusive education, persons with special educational needs, policy of inclusion, special school.
А.А. Наумов, канд. пед. наук, доц. каф. специальной педагогики и психологии Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета, г. Пермь, E-mail: [email protected]
О.Р. Ворошнина, канд. псих. наук, доц., зав. каф. специальной педагогики и психологии Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета г. Пермь E-mail: [email protected]