Научная статья на тему 'Проектная деятельность как средство формирования медиакультуры студентов'

Проектная деятельность как средство формирования медиакультуры студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
211
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MEDIA TECHNOLOGIES / MEDIA CULTURE / MEDIA TEXTS / MEDIA CREATIVITY / TUTOR / FACILITATOR / PROJECT ACTIVITIES / MULTIMEDIA TECHNOLOGIES / LIBRARY SCIENCE / MICROSOFT POWERPOINT / MICROSOFT PUBLISHER / MICROSOFT WORD / МЕДИАТЕХНОЛОГИИ / МЕДИАТЕКСТЫ / МЕДИАТВОРЧЕСТВО / ТЬЮТОР / ФАСИЛИТАТОР / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / БИБЛИОТЕКОВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кирилина Ю.П., Везиров Т.Г.

В статье рассмотрен один из аспектов формирования медиакультуры студентов средней профессиональной образовательной организации. В качестве такого средства рассматривается проектная деятельность в рамках дисциплины «Мультимедийные технологии» Астраханского колледжа культуры и искусств. Проектная деятельность ориентирована на самостоятельную деятельность обучающихся и представляет собой учебную, исследовательскую, воспитательную, конструктивную, творческую деятельность. Именно проектная деятельность позволяет студенту раскрыть свой творческий потенциал, проявить свои знания, исследовательские способности, умение работать в команде, самостоятельность, активность, креативность, умение стратегически планировать свою деятельность и добиваться ожидаемых результатов. В статье показано, как развивать медиакультуру студентов с использованием проектной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кирилина Ю.П., Везиров Т.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT ACTIVITY AS A MEANS OF FORMATION OF MEDIA CULTURE OF STUDENTS

The article describes one of the aspects of forming media culture of students of an average professional educational organization. The project activity within the discipline “Multimedia technologies” of the Astrakhan College of Culture and Arts is considered as such tool. Project activity is focused on the independent activities of students and is learning, research, educational, constructive, creative activity. It is the project activity that allows the student to unleash their creative potential, to show their knowledge, research skills, ability to work in a team, independence, activity, creativity, ability to strategically plan their activities and achieve the expected results. The article shows how to develop students’ media culture using project activities.

Текст научной работы на тему «Проектная деятельность как средство формирования медиакультуры студентов»

и умений в определении категориально-методологического аппарата - 65%, на конец эксперимента по окончании спецкурса процент методологической грамотности возрос до 74%).

В целом экспериментальное исследование, связанное с организацией научно-педагогического сопровождения процесса формирования исследова-

Библиографический список

тельской компетенции студентов педвуза позволило нам выявить, обосновать, проверить и доказать то, что при организации соответствующих педагогических условий, обозначенных выше, у студентов формируется исследовательская компетенция, которая является важной составляющей успешности в рамках профессионально-педагогической деятельности.

1. Лобова ПН. Основы подготовки студентов к исследовательской деятельности. Москва, 2000.

2. Лазарев В.С., Коноплина Н.В. Деятельностный подход к формированию содержания педагогического образования. Педагогика. 2000; 3: 27 - 34.

3. Комарова Ю.А. Научно-исследовательская компетентность специалистов: функционально-содержательное описание. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Санкт-Петербург, 2008, сентябрь; Выпуск 11 (68): 69 - 77.

4. Чикунова ПК. Подготовка учителя к исследовательской деятельности в процессе повышения квалификации. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2003.

5. Шадриков В.Д. Модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход. Высшее образование сегодня. 2006; 8: 27 - 31.

6. Черняева Л.А. Формирование исследовательской компетенции студентов педагогического колледжа. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Новокузнецк, 2011.

7. Лагусева Н.Н. Научно-педагогическое сопровождение профессионального образования в гуманитарном вузе. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург 2007.

8. Елагина В.С. Формирование исследовательской компетенции в процессе профессиональной подготовки студентов педагогического вуза. Концепт. 2012; 8 (август). Available at: http://www.covenok.ru/koncept/2012/12102.htm

9. Лукашенко С.Н. Модель развития исследовательской компетентности студентов вуза в условиях многоуровневого обучения (на примере изучения математических дисциплин). Образование и наука. 2012; 1 (90): 76.

10. Савельев П.А. Учебно-исследовательская деятельность как способ формирования исследовательских компетенций у студентов педагогического колледжа. Среднее профессиональное образование. 2014; 3: 17 - 20.

11. Шнейдер Е.М., Димитрюк Ю.С. Методы формирования исследовательской компетентности студентов высшей школы. Современные проблемы науки и образования. 2017; 6. Available at: http://science-education.ru/ru/article/view?id=27049

References

1. Lobova G.N. Osnovypodgotovkistudentov kissledovatel'skojdeyatel'nosti. Moskva, 2000.

2. Lazarev V.S., Konoplina N.V. Deyatel'nostnyj podhod k formirovaniyu soderzhaniya pedagogicheskogo obrazovaniya. Pedagogika. 2000; 3: 27 - 34.

3. Komarova Yu.A. Nauchno-issledovatel'skaya kompetentnost' specialistov: funkcional'no-soderzhatel'noe opisanie. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. Sankt-Peterburg, 2008, sentyabr'; Vypusk 11 (68): 69 - 77.

4. Chikunova G.K. Podgotovka uchitelya k issledovatel'skoj deyatel'nosti v processe povysheniya kvalifikacii. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2003.

5. Shadrikov V.D. Model' specialista: innovacionnaya podgotovka i kompetentnostnyj podhod. Vysshee obrazovanie segodnya. 2006; 8: 27 - 31.

6. Chernyaeva L.A. Formirovanie issledovatel'skoj kompetencii studentov pedagogicheskogo kolledzha. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Novokuzneck, 2011.

7. Laguseva N.N. Nauchno-pedagogicheskoe soprovozhdenie professional'nogo obrazovaniya v gumanitarnom vuze. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg 2007.

8. Elagina V.S. Formirovanie issledovatel'skoj kompetencii v processe professional'noj podgotovki studentov pedagogicheskogo vuza. Koncept. 2012; 8 (avgust). Available at: http:// www.covenok.ru/koncept/2012/12102.htm

9. Lukashenko S.N. Model' razvitiya issledovatel'skoj kompetentnosti studentov vuza v usloviyah mnogourovnevogo obucheniya (na primere izucheniya matematicheskih disciplin). Obrazovanie i nauka. 2012; 1 (90): 76.

10. Savel'ev P.A. Uchebno-issledovatel'skaya deyatel'nost' kak sposob formirovaniya issledovatel'skih kompetencij u studentov pedagogicheskogo kolledzha. Srednee professional'noe obrazovanie. 2014; 3: 17 - 20.

11. Shnejder E.M., Dimitryuk Yu.S. Metody formirovaniya issledovatel'skoj kompetentnosti studentov vysshej shkoly. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2017; 6. Available at: http://science-education.ru/ru/article/view?id=27049

Статья поступила в редакцию 02.11.18

УДК 377

Kirilina Yu.P, teacher, Astrakhan College of Culture and Art; teaching assistant, Department of Applied Mathematics, Computer Science and Quality

Management, Astrakhan State University (Astrakhan, Russia), E-mail: serene06@mail.ru

Vezirov T.G., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: timur.60@mail.ru

PROJECT ACTIVITY AS A MEANS OF FORMATION OF MEDIA CULTURE OF STUDENTS. The article describes one of the aspects of forming media culture of students of an average professional educational organization. The project activity within the discipline "Multimedia technologies" of the Astrakhan College of Culture and Arts is considered as such tool. Project activity is focused on the independent activities of students and is learning, research, educational, constructive, creative activity. It is the project activity that allows the student to unleash their creative potential, to show their knowledge, research skills, ability to work in a team, independence, activity, creativity, ability to strategically plan their activities and achieve the expected results. The article shows how to develop students' media culture using project activities.

Key words: media technologies, media culture, media texts, media creativity, tutor, facilitator, project activities, multimedia technologies, library science, Microsoft PowerPoint, Microsoft Publisher, Microsoft Word.

Ю.П. Кирилина, преподаватель, ГБПОУ АО «Астраханский колледж культуры и искусств», ассистент кафедры прикладной математики,

информатики и управления качеством, ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет», г. Астрахань, E-mail: serene06@mail.ru

Т.Г. Везиров, д-р пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: timur.60@mail.ru

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МЕДИАКУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ

В статье рассмотрен один из аспектов формирования медиакультуры студентов средней профессиональной образовательной организации. В качестве такого средства рассматривается проектная деятельность в рамках дисциплины «Мультимедийные технологии» Астраханского колледжа культуры и искусств. Проектная деятельность ориентирована на самостоятельную деятельность обучающихся и представляет собой учебную, исследовательскую, воспитательную, конструктивную, творческую деятельность. Именно проектная деятельность позволяет студенту раскрыть свой творческий потенциал, проявить свои знания, исследовательские способности, умение работать в команде, самостоятельность, активность, креативность, умение стратегически планировать свою деятельность и добиваться ожидаемых результатов. В статье показано, как развивать медиакультуру студентов с использованием проектной деятельности.

Ключевые слова: медиатехнологии, медиатексты, медиатворчество, тьютор, фасилитатор, проектная деятельность, мультимедийные технологии, библиотековедение, Microsoft PowerPoint, Microsoft Publisher, Microsoft Word.

Для того чтобы учебный процесс был творческим, интересным и познавательным, необходимо вовлечь в него обучающихся. Учебные занятия должны быть более разнообразными и увлекательными с использованием современных медиатехнологий. Однако традиционная система обучения не всегда способна развить творческие способности личности, т. к. в основном строится на запоминании и накоплении информации.

Использование интерактивных, ориентированных на запросы студентов педагогических методик и технологий является непременным атрибутом подготовки креативных, адаптивных и гибких в применении своих компетенций выпускников, личностные характеристики которых в полной мере соответствуют требованиям быстро меняющейся глобальной экономики [1]. В современном обществе в различных отраслях профессиональной деятельности креативность выступает как один из ведущих факторов успешности человека [2]. При этом сам преподаватель должен быть творческой личностью, способной к социальному взаимодействию со студентами как будущими интеллектуально-креативными ресурсами современной российской экономики [3].

Поэтому в современном образовательном процессе становится важным повышать медиакультуру как преподавателей, так и обучающихся. Н.Б. Кириллова даёт определение понятия «медиакультура»: это совокупность информационно-коммуникационных средств, выработанных человечеством в ходе культурно-исторического развития, способствующих формированию общественного сознания и социализации личности. Медиакультура включает в себя культуру передачи информации и культуру её восприятия, она может выступать и системой уровня развития личности, способной «читать», анализировать и оценивать ме-диатексты, заниматься медиатворчеством, усваивать новые знания посредством медиа и т. д. [4].

С развитием медиатехнологий особенный интерес представляет проек-тно-ориентированное обучение. Проектно-ориентированное обучение является необходимой компонентой в формировании профессиональных компетенций будущего специалиста. Проектная деятельность как разновидность проектно-ори-ентированного обучения всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся - индивидуальную или групповую, которая выполняется в течение определенного отрезка времени. Следовательно, образовательный процесс строится не в логике учебной дисциплины, а в логике деятельности. Преподаватель при этом становится не просто активным участником процесса, а тьютором и фасилитатором, который сопровождает и активизирует самостоятельную деятельность студентов по решению практически или теоретически значимой проблемы [1].

Проектная деятельность представляет собой учебную, исследовательскую, воспитательную, конструктивную, творческую деятельность. Именно данный вид деятельности позволяет студенту раскрыть свой творческий потенциал, проявить свои знания, исследовательские способности, умение работать в команде, самостоятельность, активность, креативность, умение стратегически планировать свою деятельность и добиваться ожидаемых результатов.

Для развития творческих способностей студентов III курса специальности 51.02.03 «Библиотековедение» углублённой подготовки был разработан практи-ко-ориентированный (прикладной) проект по дисциплине «Мультимедийные технологии», который является средством формирования медиакультуры студентов.

Описание проекта:

Проект «Моя специальность - Библиотековедение»

Общая характеристика проекта: данный проект представляет собой такую форму организации занятий, которая предусматривает индивидуальный характер деятельности всех его участников по получению информации о специальности «Библиотековедение» за определённый промежуток времени. Его основу составляет создание информационного продукта (буклета) с использованием медиатехнологий по дисциплине «Мультимедийные технологии», с помощью которого у студентов будет формироваться медиакуль-тура.

Цель проекта: сформировать у обучающихся навыки и умения грамотного написания, оформления и представления результатов проекта, в ходе которого у студентов будет формироваться медиакультура.

Авторы, координаторы и организаторы проекта: преподаватель дисциплины «Мультимедийные технологии» первой квалификационной категории Кирилина Юлия Павловна.

Участники проекта: студенты III курса, обучающиеся по специальности 51.02.03 «Библиотековедение» (квалификация - библиотекарь, специалист по информационным ресурсам).

Формы взаимодействия организаторов проекта с его участниками: очная (лекционные занятия по дисциплине «Мультимедийные технологии», практические и лабораторные занятия, еженедельные консультации по графику) и дистанционная (по e-mail).

Сроки реализации проекта: 2 семестр учебного 2017/18 года.

Этапы проекта и виды деятельности его участников:

1. Подготовительный этап. Определение сферы интересов в мультимедийных технологиях членами проектной группы. Формулировка темы проекта, её обсуждение с преподавателем и конкретизация. Знакомство с процедурой разработки проекта и критериями его оценки. Выработка плана действий. Формулировка цели и задач проекта.

На данном этапе студенты высказывают максимальное количество идей, выраженных в словесных формулировках, соответствующих требованиям проекта. Обучающиеся выдвигают разнообразные идеи, что позволяет переходить от одного аспекта проблемы к другому, использовать разнообразные стратегии решения проблем.

2. Поисково-исследовательский этап. Поиск и сбор информации о специальности 51.02.03 «Библиотековедение». На данном этапе студенты показывают способность к выдвижению идей, отличающихся от очевидных, банальных или твёрдо установленных. Обучающиеся показывают высокую интеллектуальную активность и неконформность; способность делать большие умственные «скачки» при поиске решения, но это не означает импульсивности, оригинальность решений предполагает способность избегать очевидных и тривиальных ответов.

3. Заключительный этап. Техническое оформление материалов проекта. Реализация проекта с применением медиатехнологий в электронном виде в форме буклета. Публичный показ проекта. Подведение итогов: оценка результатов и самого процесса проектной деятельности, коллективное обсуждение и самооценка. На данном этапе студенты показывают разработанность материала, который отражает детализацию вещей в виде готового проекта.

Результаты проекта, формы и сроки их представления: в электронном виде (Ю. П. Кирилиной - до 15 апреля 2018 г.).

На CD/DVD диске создается папка с названием темы проекта, содержащая:

- промежуточные отчёты проектной группы с указанием работы, выполненной каждым её участником;

- краткий отчёт руководителя проектной группы о деятельности её членов.

В устной форме: c 16 по 20 апреля 2018 г - на занятиях по дисциплине

«Мультимедийные технологии» (по расписанию). Публичный показ готового информационного продукта (буклета).

Требования к электронному варианту работы

Во всей работе должен быть использован единый дизайн: единое стилевое решение, композиция, учёт психологических особенностей восприятия информации человеком.

1. При работе над проектом в обязательном порядке должна быть использована программа Microsoft PowerPoint.

В презентации (объём 15-20 слайдов) должна быть представлена тема проекта и отражена его основная суть. Использовать рекомендуемые требования к оформлению презентаций [6]. Формат компьютерной презентации - PPT или PPTX.

2. При работе над проектом в обязательном порядке должна быть использована программа Microsoft Publisher. В приложении необходимо создать информационный буклет по своей специальности.

Информация в буклете должна быть изложена точно, ясно и кратко, без излишней терминологии. Использовать рекомендуемые требования к оформлению буклета [7]. Формат буклета - PUB.

3. При работе над проектом в обязательном порядке должен быть использован текстовый процессор Microsoft Word. В текстовом процессоре оформляем отчёт о проделанной работе.

Формат страницы - А4, шрифт Times New Roman, кегль - 14. Выравнивание по ширине, междустрочный интервал - 1,5. Абзацные отступы по всему тексту - 1,25. Текст следует размещать по ширине на одной стороне листа бумаги с соблюдением следующих размеров полей: левое - 3 см, правое - 1 см, верхнее - 2 см, нижнее - 2 см. При оформлении работы необходимо соблюдать равномерную плотность, контрастность и чёткость изображения по всей работе. Не должно быть сокращения слов, за исключением общепринятых.

Все основные структурные элементы работы должны начинаться с новой страницы, для этого в обязательном порядке используем возможности текстового процессора. Заголовки и подзаголовки отделяются от основного текста одним полуторным интервалом, располагаются по центру и выделяются полужирным шрифтом.

Компьютерная презентация, информационный буклет, а также текстовый документ предоставляются на цифровых носителях информации - CD/DVD. Носители информации должны быть заранее проверены на наличие вирусов и не должны содержать иную вредоносную информацию.

Каждый студент выполняет проект во всех трёх программах.

Критерии оценки работы участников проекта

- актуальность темы, значимость выдвинутых проблем, их адекватность изучаемой тематике;

- чёткость структуры, полнота раскрытия темы;

- креативность (оригинальность) проекта;

- качество выполнения;

- разнообразие применяемых информационных источников;

- соответствие предъявляемым требованиям.

В ходе анализа всех рисунков было выявлено, что студенты справились с проектом, несмотря на сложности в работе. Кто-то выполнил задание быстрее остальных, по принципу «сделать и получить оценку», кто-то старательно работал над каждым объектом буклета. Буклеты получились у всех разные, и это прекрасно, т. к. каждый обучающийся - это индивид, который думает по-своему, уникально. Все работы отличаются друг от друга художественным замыслом, расположением объектов, выбором фона.

Экспериментальная работа показала, что студентам Астраханского колледжа культуры и искусств очень трудно следовать определённым шаблонам. Наличие образца большинство из них приводит к состоянию противоречия. Таких студентов нельзя ставить в жёсткие рамки, требовать следования жёстким инструкциям при выполнении заданий. В ходе занятий им надо давать возможность выбора, самореализации. Их следует только направлять, предлагая инструменты для выполнения заданий. При наличии свободы результаты поражают своей оригинальностью и нестандартным подходом [8].

Библиографический список

Таким образом, для формирования медиакультуры студентов был разработан проект «Моя специальность - Библиотековедение» в рамках дисциплины «Мультимедийные технологии», в ходе которого осуществлено системное взаимодействие преподавателя и студентов. С использованием возможностей медиатехнологий в проектной деятельности занятия в Астраханском колледже культуры и искусств проходят более эффективно, творчески, продуктивно, что позволяет формировать медиакультуру всех участников образовательного процесса.

1. Михалкина Е.В., Никитаева А.Ю., Косолапова Н.А. Организация проектной деятельности: учебное пособие. Ростов-на-Дону: Южный федеральный университет, 2016; 146. Available at: http://www.iprbookshop.ru/78685.html

2. Кохановская Д.Р Развитие креативности студентов университета при изучении дисциплины «Информационные технологии». Available at: http://vestnik.osu. ru/2013_2/25.pdf

3. Мельников О.Н., Чибисова В.Г Насколько эффективно формирование творческой активности студентов в процессе обучения в высшей школе. Креативная экономика. 2015; Т. 9; 4: 539 - 552. Available at: http://journals.creativeconomy.ru/ index.php/ce/article/view/211/

4. Кириллова Н.Б. Медиаполитика государства в условиях социокультурной модернизации: учебное пособие. Электронные текстовые данные. Екатеринбург: Уральский федеральный университет, 2015. Available at: http://www.iprbookshop.ru/68441.html

5. Булатова Е.А. Проектная деятельность как способ развития личности студентов и их профессиональной подготовки: методические указания. Электронные текстовые данные. Нижний Новгород: Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, 2015. Available at: http://www.iprbookshop.ru/54955.html

6. Требования к оформлению презентаций. Available at: http://uchitel.edu54.ru/node/87027

7. Методические рекомендации по составлению и оформлению буклетов Available at: https://poisk-ru.ru/s21525t9.html

8. Коломина М.В., Кирилина Ю.П., Везиров Т.Г Опыт реализации кейс-метода на уроках информатики в Астраханском колледже культуры и искусств. Педагогический журнал. Москва. 2017; № 2А: 278 - 291.

References

1. Mihalkina E.V., Nikitaeva A.Yu., Kosolapova N.A. Organizaciya proektnoj deyatel'nosti: uchebnoe posobie. Rostov-na-Donu: Yuzhnyj federal'nyj universitet, 2016; 146. Available at: http://www.iprbookshop.ru/78685.html

2. Kohanovskaya D.R. Razvitie kreativnosti studentov universiteta pri izuchenii discipliny «Informacionnye tehnologii». Available at: http://vestnik.osu.ru/2013_2/25.pdf

3. Mel'nikov O.N., Chibisova V.G. Naskol'ko 'effektivno formirovanie tvorcheskoj aktivnosti studentov v processe obucheniya v vysshej shkole. Kreativnaya 'ekonomika. 2015; T. 9; 4: 539 - 552. Available at: http://journals.creativeconomy.ru/ index.php/ce/article/view/211/

4. Kirillova N.B. Mediapolitika gosudarstva v usloviyah sociokul'turnoj modernizacii: uchebnoe posobie. 'Elektronnye tekstovye dannye. Ekaterinburg: Ural'skij federal'nyj universitet, 2015. Available at: http://www.iprbookshop.ru/68441.html

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Bulatova E.A. Proektnaya deyatel'nost'kaksposob razvitiya lichnostistudentoviihprofessional'nojpodgotovki: metodicheskie ukazaniya. 'Elektronnye tekstovye dannye. Nizhnij Novgorod: Nizhegorodskij gosudarstvennyj arhitekturno-stroitel'nyj universitet, 2015. Available at: http://www.iprbookshop.ru/54955.html

6. Trebovaniya koformleniyu prezentacij. Available at: http://uchitel.edu54.ru/node/87027

7. Metodicheskie rekomendacii po sostavleniyu i oformleniyu bukletov Available at: https://poisk-ru.ru/s21525t9.html

8. Kolomina M.V., Kirilina Yu.P, Vezirov T.G. Opyt realizacii kejs-metoda na urokah informatiki v Astrahanskom kolledzhe kul'tury i iskusstv. Pedagogicheskij zhurnal. Moskva. 2017; № 2A: 278 - 291.

Статья поступила в редакцию 29.10.18

УДК 376

Abramenko N.Yu., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Amur State University n.a. Sholom-AJeichem (Birobidzhan, Russia), E-mail: vampismo2004@yandex.ru

ABOUT THE BELIEF AS A SPIRITUAL AND MORAL BASIS FOR PROFESSIONAL FORMATION OF A TEACHER. The article attempts to analyze one of the

important elements in the relationship between mentors and their pupils is the trust in the word and action of the teacher. The author considers a belief as a value that determines the spiritual orientation of the contents of education. According to the author, the belief changes not only a person, but also the nature of all his activities, as it requires fundamentally different ideas about the value of a person. In this regard, the idea of the need to revise the values that are associated with the establishment of the priority of the individual in the face of society and the state. The author comes to the conclusion that the history of the formation and development of the Russian education clearly shows that the belief occupied an important place among the spiritual values that influenced its meaning and contents. Key words: belief as value, specialist education, society, person, educational concepts, spirituality.

Н.Ю. Абраменко, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики, Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема, г. Биробиджан, E-mail: vampismo2004@yandex.ru

К ВОПРОСУ О ВЕРЕ КАК ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ОСНОВЕ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ПЕДАГОГА

В данной статье предпринята попытка проанализировать один из важных элементов в отношениях между наставниками и их воспитанниками - это доверие к слову и действию педагога. Автор рассматривает веру как ценность, которая определяет духовную направленность содержания образования. По утверждению автора, вера изменяет не только самого человека, но и характер всей его деятельности, так как она требует принципиально других представлений о ценности человеческой личности. В связи с этим, обосновывается мысль о необходимости произвести пересмотр ценностей, которые связаны с установлением приоритета личности перед лицом общества и государства. Автор приходит к выводу, что история становления и развития отечественного образования отчётливо показывает, что вера занимала важнейшее место в ряду духовных ценностей, оказавших влияние на его сущность и содержание. Ключевые слова: вера как ценность, образование специалиста, общество, человек, образовательные концепции, духовность.

Очень важным элементом в отношениях между наставниками и их воспитанниками является доверие к слову и действию педагога. Чтобы сформировать доверие педагога к своей деятельности, необходимо самому педагогу верить в то, к чему он призывает, так как вера является отражением сформированного в процессе общения, обучения, всей предшествующей жизни индивидуального внутреннего опыта. При этом основание веры заключено в том, что она как бы заложена в человеке изначально и «сквозит в любом движении, в котором видна уверенность... Вера такого рода спонтанна, ибо живое, ступающее по земле, выросло на ней и ничего другого не знает Вера сознания - акт решимости начала и

выбора или акт свободы воли. Именно тогда, когда я не уверен, какого рода перспектива открывается передо мной (просто таких перспектив много), я вынужден конституировать свою веру - свою веру как необходимое условие своей жизни. Так мы доверяем Другому, верим в свое дело, в свой народ, в справедливость, в Добро, в Истину, в Любовь, в Бога... В одном случае потому, что перед нами свободная воля другого, во втором - воля Творца. Именно состав неуверенности принуждает человека к внутреннему (внутренне очевидному) различению позиций веры, мысли, чувства и воли. Вера требует достоверного чувства, разумного обоснования и решимости выбора [1, с. 115].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.