УДК 378+373.3/.5
Левых Алёна Юрьевна
Кандидат биологических наук, доцент кафедры биологии, географии и методик их преподавания, ТИшимский педагогический институт им. П. П. Ершова (филиал) Тюменского государственного университета, aljurlev @mail.ru, Ишим
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ В РАМКАХ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗА И ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ
Аннотация. На основе отечественного и зарубежного опыта проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях разного уровня показана ведущая роль указанных видов деятельности в формировании функциональной характеристики выпускников, соответствующей запросам современного рынка труда. На основе анализа литературных источников и авторского опыта организации научно-исследовательской и проектной работы студентов педагогического института определены условия, при которых можно получить наилучшие результаты проектной и исследовательской деятельности. Показана модель включения проектной и исследовательской деятельности в целостную систему учебно-воспитательной работы в инновационно-образовательной среде педагогического вуза, которая может послужить основой для организации сетевого взаимодействия вуза с общеобразовательными учреждениями. Опорной структурой для такого взаимодействия в области биологии и экологии может выступить «Центр развития естественно-научного образования», включающий научные лаборатории, на базе которых работают творческие студенческие группы.
Ключевые слова: системно-деятельностный подход, проектная деятельность, исследовательская деятельность, сетевое взаимодействие, творческая группа, учебные модули, образовательная программа, научно-образовательный центр, педагогическое образование, повышение квалификации.
Методологической основой современной концепции образования является системно-деятельностный подход, базирующийся на активных личностно-ориентированных образовательных технологиях и нацеленный на формирование личностно-деятельност-ной (функциональной) характеристики выпускника, соответствующей запросам рынка труда в условиях всеобщей информатизации и развития наукоемких технологий. Образным выражением системно-деятельностной парадигмы являются слова немецкого ученого и публициста Г. К. Лихтенберга: «Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения» [9, с. 47] и английского поэта Р. Олдингто-на: «Ничему тому, что важно знать, научить нельзя - все, что может сделать учитель, -это указать дорожки» [11, с. 178].
Анализ отечественного и зарубежного опыта реализации системно-деятельност-ного подхода на разных уровнях образования показывает, что ведущее значение в формировании у обучающихся творческого и критического мышления, способности
к овладению различными способами деятельности в меняющейся социокультурной среде, навыков учебного сотрудничества имеют проектная и исследовательская деятельность [1-6; 10; 17; 19-22]. Эти виды деятельности способствуют формированию у обучающихся умения учиться, в том числе овладевать новыми знаниями самостоятельно, т. е. базовой компетенции, обеспечивающей овладение другими компетенциями, что по существу является основным результатом и критерием инновационного образования.
Значимость названных видов деятельности подчеркивается, с одной стороны, рамочным документом деятельности учителя - «Профессиональным стандартом педагога» (утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н), с другой стороны, федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (утв. Приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 413). Владение обучающихся навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности является одним из планируемых метапредметных резуль-
татов освоения основной образовательной программы.
К настоящему времени разработаны теоретико-методологические основы организации исследовательской и проектной деятельности [2; 8; 12-14], накоплен значительный фактический материал, отражающий опыт реализации соответствующих видов деятельности по отдельным предметам и на ме-тапредметном уровне в различной образовательной среде [1; 3-6; 10; 17; 19-22].
Обобщение опыта общеобразовательной практики и вузов свидетельствует о том, что наилучшие результаты проектной и исследовательской деятельности могут быть получены при соблюдении следующих основных условий:
1) при включении этих видов деятельности в целостную систему учебно-воспитательной работы;
2) при наличии у педагога высокой квалификации в сфере осуществления собственной исследовательской и проектной деятельности;
3) при реализации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в контексте решения реальных научных и социально значимых задач в составе профессиональных творческих коллективов.
Для осуществления исследовательской деятельности в области естественных наук большое значение имеет также наличие лабораторной базы, обеспечивающей современный научно-методический уровень исследований.
Первые два условия могут быть выполнены на базе отдельных образовательных учреждений через коллективное проектирование и согласование содержания образовательных программ, повышение научно-методической квалификации педагогов. Третье условие реализуемо лишь при сетевом взаимодействии образовательных и научно-производственных учреждений. Качество материально-технической базы можно повысить за счет интеграции имеющихся ресурсов общеобразовательных, научно-исследовательских учреждений и вузов, что также возможно при их сетевом взаимодействии.
Анализ опыта работы Ишимского педагогического института им. П. П. Ершова (филиала) ФГБОУ ВО «Тюменский государственный университет» показывает, что
ключевую функцию в организации, координации и научно-методическом сопровождении сетевого взаимодействия может выполнять педагогический вуз, имеющий опыт проектирования и реализации прак-тико-ориентированных образовательных программ подготовки студентов по направлению «Педагогическое образование», программ курсов повышения квалификации и научно-методических семинаров для учителей школ, педагогов дополнительного образования и руководителей образовательных учреждений, а также инновационную инфраструктуру, обеспечивающую условия для выполнения научно-исследовательских и проектно-изыскательских работ.
Фактически в педагогическом вузе сформировалась модель системной подготовки будущих педагогов к осуществлению и организации исследовательской и проектной деятельности.
Поскольку большие возможности для организации исследовательской и проектной работы содержат естественные науки, рассмотрим содержание и структуру соответствующей деятельности на примере биологии и экологии.
Включение проектной и исследовательской деятельности в целостную систему обучения и воспитания студентов осуществлено через модульную структуру учебных планов. Так, учебный план подготовки бакалавров по направлению «Педагогическое образование», профилям «Биология, химия» содержит модули (дисциплины), способствующие овладению научно-методическими основами проектной и исследовательской деятельности: «Тренинг целеполагания», «Коммуникативный тренинг», «Ведение в психологию с практикумом по самопознанию и саморазвитию», «Современные информационные технологии в обучении и воспитании биологии и химии», «Организация исследовательской деятельности по биологии», «Школьный химический эксперимент», «Основы математической обработки информации», «Методы статистической обработки информации в экологии», «По-пуляционная экология», «Системная экология», «Химия окружающей среды», «Экологический мониторинг» и др.
Для реализации системного подхода к организации проектной и исследовательской
деятельности в школе необходимо предусмотреть освоение обучающимися следующих учебных модулей: «Введение в метод проектов», «Основы научных исследований», «Источники и приемы работы с информацией», «Речевое оформление проектов», «Подготовка презентации». Указанные модули могут быть включены в программы базовых учебных дисциплин или элективных курсов.
Внеучебная научно-исследовательская и проектная деятельность студентов осуществляется в составе проблемных студенческих групп. Под руководством преподавателей кафедры биологии, географии и методик их преподавания работают творческие студенческие группы «Фауна и экология животных Приишимья», «Фиторазноо-бразие и фитоиндикация экотопов наземных и водных экосистем южной зоны Тюменской области», «Биоиндикация городских экосистем», «Мониторинг морфофункционально-го состояния и психофизического развития школьников и студентов», «Методическое сопровождение деятельности учителя биологии на современном этапе развития образования».
В составе творческих групп занимаются обучающиеся школ г. Ишима. На базе творческой группы «Фауна и экология животных Приишимья» подготовлена работа школьницы МАОУ СОШ № 5 г. Ишима Т. С. Соловьёвой «Оценка качества воды реки Ишим методом зооиндикации», отмеченная дипломом за лучшую работу в области геоэкологии Всероссийского форума научной молодежи «Шаг в будущее» (г. Москва, 25-29 марта 2013 г.) [16]. Исследовательские работы, научные и прикладные проекты студентов, выполненные на базе творческих групп, получили высокую оценку на межвузовских студенческих конкурсах регионального и всероссийского уровней, что свидетельствует об их должном научно-методическом уровне и эффективно-
сти работы проблемных групп. Результаты научно-исследовательских работ студентов в составе коллективных НИР опубликованы в журналах, рекомендуемых ВАК МОиН РФ для опубликования результатов диссертационных исследований [15]. Все это указывает на наличие кадрового потенциала для осуществления руководства совместной исследовательской и проектной деятельностью школьников и студентов при сетевом взаимодействии вуза и общеобразовательных учреждений.
Исследования и проектные изыскания обучающихся выполняются на базе научных лабораторий «Экологического мониторинга и биоразнообразия», «Физиологии человека и спортивной медицины», «Экологии и географии», являющихся структурными подразделениями инновационного научно-образовательного центра «Центр развития естественно-научного образования» (ЦРЕО) [7]. ЦРЕО, созданный в рамках реализации «Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г.» (утв. Распоряжением Правительства РФ от 8.12.2011 г. № 2227-р), «Государственной программы РФ "Развитие образования" на 2013-2020 гг.» (утв. Распоряжением Правительства РФ от 15.05.2013 г. № 792-р) и вузовской «Программы развития качества подготовки педагогических кадров на 2013-2018 гг.», в настоящее время играет роль координирующего центра в интеграции научно-исследовательской, инновационной и образовательной деятельности вуза и обеспечении его взаимодействия с общеобразовательными и производственными учреждениями. Обобщение опыта работы научно-образовательного центра позволяет рассматривать его как опорную площадку для сетевого взаимодействия вуза с общеобразовательными учреждениями г. Ишима и южных районов области, способствующего повышению качества проектной и исследовательской деятельности школьников и студентов [18].
Библиографический список
1. Аржаник А. Р., Новожилов Э. Д., Хомякова А. А. Организация совместной проектной деятельности по физике учащихся общеобразовательных школ и студентов младших курсов // Вестник Томского государственного педагогического университета. Серия «Психология». -2007. - Вып. 10-73. - С. 123-126.
2. Борзенко В. И., Обухов А. С. Насильно мил не будешь. Подходы к проблеме мотивации в школе и учебно-исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: методический сборник. - М.: Народное образование, 2001. - С. 80-88.
3. Булдыгина С. В. Развитие исследователь-
ского мышления школьников как результат проектной деятельности [Электронный ресурс] // Электронный научный журнал «Apriori. Серия Гуманитарные науки». - 2015. - № 4. - С. 1-8. -URL: http://www.apriori-journal.ru/seria1/4-2015/ Buldygina.pdf. (дата обращения: 15.05.2016).
4. Зверева И. В. Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся в образовательном учреждении. - Волгоград: Корифей, 2007. - 112 с.
5. Колчин А. А. Современная российская школа и подготовка социально активной молодежи через организацию учебно-исследовательской и проектной деятельности // Уровень жизни населения регионов России. - 2011. - № 2. - С. 121-125.
6. Корепанова А. А. Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся по биологии и химии // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2010. - № 5. -С. 68-70.
7. Левых А. Ю., Ведерникова Л. В. Роль научно-образовательного центра в инновационном развитии вуза // Высшее образование в России. -2013. - № 11. - С. 118-121.
8. Леонтович А. В. Концептуальные основания моделирования исследовательской деятельности учащихся // Школьные технологии. -2006. - № 5. - С. 63-71.
9. Лихтенберг Г. К. Афоризмы. - М.: Наука, 1964. - 206 с.
10. Лукина И. Г. Организация проектной деятельности на уроке как способ раскрытия творческого потенциала учащихся // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. - 2007. - Т. 17, № 43 (2). -С. 144-148.
11. Напутствие в жизнь. Афоризмы для юношества. - М.: Олма Медиа групп, 2012. - 178.
12. Организация исследовательской деятельности учащихся по биологии / отв. ред. А. Ю. Левых. - Ишим: Изд-во филиала ФГБОУ ВПО «ТюмГУ» в г. Ишиме, 2015. - 258 с.
13. Плигин А. А. Исследовательская деятельность школьников в модели личностно-ориенти-рованного образования [Электронный ресурс]. -
URL: http://www.pligin.ru/artides/pligin%20issl. html (дата обращения: 05.06.2016).
14. Палат Е. С. Метод проектов // Иностранные языки в школе. - 2000. - № 2, 3. - С. 3-10.
15. Пузынина Г. Г., Левых А. Ю., Барабанщи-кова Н. С. Эпигенетический полиморфизм как показатель влияния антропогенных загрязнителей на биологические системы // Известия Самарского научного центра. - 2013. - Т. 15, № 3 (6). -С. 1912-1920.
16. Соловьёва Т. С. Оценка экологического состояния реки Ишим по индикаторным признакам рыб // Полевые и экспериментальные исследования биологических систем: материалы V Всероссийская конференция студентов, аспирантов и молодых ученых. - Ишим: Изд-во ИГПИ им. П. П. Ершова, 2012. - С. 61-68.
17. Фирсова М. М. Исследовательская деятельность учащихся гимназии [Электронный ресурс] // Эйдос: интернет-журнал. - 2002. - URL: http://www.eidos.ru. (дата обращения: 12.04.2016).
18. Шилов С. П. Приоритетные направления развития педагогического вуза в структуре классического университета // Человек и образование. - 2015. - № 3. - С. 30-33.
19. ChanLin Lih-Juan. Technology integration applied to project-based learning in science // Innovationsin Education and Teaching International. - 2008. - № 45. - P. 55-65.
20. Kramer I. (n. d.). Constructivist Teaching and Biology. Retrievedon Feb. 2 2009 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.cellbiol.eu/docs/ Constructive_teachingKramer.pdf. (дата обращения: 12.04.2016).
21. Stepien W. J., Gallagher S. A., & Workman D. Problem-based learning for traditional and interdisciplinary classrooms // Journal for the Education of the Gifted. - 1993. - № 16. -Р. 338-357.
22. Thomas J. W. A review of research on project-based learning. Report prepared for The Autodesk Foundation. Retrieved May 18, 2009 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.bie.org/index.php/site/ RE/pbl_research/29 (дата обращения: 12.04.2016).
Поступила в редакцию: 06.06.2016
Levykh Aljona Yuryevna
Cand. Sci. (Biology), Assoc. Prof. of the Department of Biology, Geography and Methods, Ishim State Pedagogical Institute named after P. P. Ershov (the branch) of Tyumen State University, [email protected], Ishim
ORGANIZING RESEARCH AND PROJECT ACTIVITY OF PUPILS AND STUDENTS THROUGH THE NETWORK COLLABORATION OF A HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION AND INSTITUTIONS OF GENERAL COMPREHENSIVE EDUCATION
Abstract. The leading role of research and project activity in the formation of the functional characteristics of the graduates, relevant to the requirements of the modern labor market are shown on the basis of domestic and foreign experience of research and project activity of students in educational institutions of different levels. The article determines the conditions under which it is possible to get the best results from the research and project activities on the basis of the literature review and the author's experience in organizing research and project work of students of a teacher training higher educational institution. It presents the model of how to include research and project activity into a coherent system of training students in innovative educational environment of a teacher training higher educational institution, which can serve as the basis for organizing network collaboration of higher educational institutions with general comprehensive institutions of secondary education. "The Center for Science Education", which includes science labs where creative student groups work, can act as the reference framework for such collaboration in the field of Biology and Ecology.
Keywords: system-activity approach, project activity, research activities, network collaboration, creative group, training modules, educational program, education and research center, teacher training education, in-service education.
References
1. Arzhanik, A. R., Novozhilov, E. D., Khomyak-ov, A. A., 2007. Organizaciya sovmestnoj proektnoj deyatel'nosti po fizike uchashhixsya obshheobrazo-vatel'nyx shkol i studentov mladshix kursov [Organization of joint project activities of secondary school students and undergraduates on Physics]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogichesko-go universiteta. Seriya "Psixologiya" [Bulletin of Tomsk State Pedagogical University. "Psychology" series], 10-73, pp. 123-126 (in Russ.).
2. Borzenko, V. I., Obukhov, A. S., 2001. Nas-il'no mil ne budesh'. Podxody k probleme moti-vacii v shkole i uchebno-issledovatel'skoj deyatel'nosti [Love cannot be unwilling. Approaches to the problem of motivation in school and teaching and research activities]. Razvitie issledovatel'skoj deyatel'nosti uchashhixsya [The development of research activity of pupils]. Moscow: Education Publ., pp. 80-88 (in Russ.).
3. Buldygina, S. V., 2015. Razvitie issledo-vatel'skogo myshleniya shkol'nikov kak rezul'tat proektnoj deyatel'nosti [The development of the research school of thought as a result of project activities]. E'lektronnyj nauchnyj zhurnal "Apriori. Seriya Gumanitarnye nauki" [Electronic scientific journal "Apriori. Humanities Series"], 4, pp. 1-8 [online]. Available at: http://www.apriori-journal.
ru/seria1/4-2015/Buldygina.pdf (Accessed 01 June 2016) (in Russ.).
4. Zvereva, I. V., 2007. Organizaciya ucheb-no-issledovatel'skoj deyatel'nosti uchashhixsya v obrazovatel'nom uchrezhdenii [Organization of teaching and research activities of students in the educational establishments]. Volgograd: Coryphaeus Publ., 112 p. (in Russ.).
5. Kolchin, A. A., 2011. Sovremennaya rossi-jskaya shkola i podgotovka social'no aktivnoj molo-dyozhi cherez organizaciyu uchebno-issledova-tel'skoj i proektnoj deyatel'nosti [Modern Russian school and the training of socially active young people through the organization of academic research and project activity]. Uroven' zhizni naseleniya re-gionov Rossii [The standard of living of the population of Russia], 2, pp. 121-125 (in Russ.).
6. Korepanova, A. A., 2010. Organizaciya proektnoj i issledovatel'skoj deyatel'nosti uchashhixsya po biologii i ximii [Organization of research and project activities of students in Biology and Chemistry]. Innovacionnye proekty i programmy v obrazovanii [Innovative projects and programs in education], 5, pp. 68-70 (in Russ.).
7. Levykh, A. Yu, Vedernikova, L. V., 2013. Rol' nauchno-obrazovatel'nogo centra v innovacionnom razvitii vuza [The role of the scientific and educa-
tional center in the innovative development of the university]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia], 11, pp. 118-121 (in Russ.).
8. Leontovich, A. V., 2006. Konceptual'nye os-novaniya modelirovaniya issledovatel'skoj deya-tel'nosti uchashhixsya [Conceptual bases of modeling research activity of pupils]. Shkol'nye texnologii [School technology], 5, pp. 63-71 (in Russ.).
9. Lichtenberg, G. K., 1964. Aforizmy [Aphorisms]. Moscow: Nauka Publ., 206 p. (in Russ.).
10. Lukina, I. G., 2007. Organizaciya proek-tnoj deyatel'nosti na uroke kak sposob raskrytiya tvorcheskogo potenciala uchashhixsya [Organization of project activities in the classroom as a way of unlocking the creative potential of students]. Izvestiya RGPU im. A. I. Gercena [News of RGPU n. a. Herzen], 17, 43 (2), pp. 144-148 (in Russ.).
11. Naputstvie v zhizn'. Aforizmy dlya yunosh-estva [Lead in to life. Aphorisms for the youth]. Moscow: Olma Media Group Publ., 2012, 178 p.
12. Levykh, A. Yu., ed., 2015. Organizaciya issledovatel'skoj deyatel'nosti uchashhixsya po bi-ologii [The research activities of students in Biology]. Ishim: Branch of Tyumen State University in the town of Ishim Publ., 258 p. (in Russ.).
13. Pligin, A. A. Issledovatel'skaya deyatel'nost' shkol'nikov v modeli lichnostno-orientirovannogo obrazovaniya [Research activity of schoolboys in the model of student-centered education] [online]. Available at: http://www.pligin.ru/articles/pligin%20 issl.html (Accessed 06 May 2016) (in Russ.).
14. Polat, E. S., 2000. Metod proektov [Method of projects]. Inostrannye yazyki v shkole [Foreign languages at school], 2, 3, pp. 3-10 (in Russ.).
15. Puzynina, G. G., Levykh, A. Yu., Baraban-shchikova, N. S., 2013. E'pigeneticheskij poli-morfizm kak pokazatel' vliyaniya antropogennyx zagryaznitelej na biologicheskie sistemy [Epigenet-ic polymorphism as an indicator of the impact of anthropogenic pollutants on biological systems].
Izvestiya Samarskogo nauchnogo centra [Proceedings of the Samara Scientific Center], 15, 3 (6), pp. 1912-1920 (in Russ.).
16. Solovyova, T. S., 2012. Ocenka e'kolog-icheskogo sostoyaniya reki Ishim po indikatornym priznakam ryb [Assessment of the ecological state of the river Ishim on indicator signs of fish]. Polevye i e'ksperimental'nye issledovaniya biologicheskix sistem [Field and experimental studies of biological systems]. Ishim: ISPI n. a. P. P. Ershov Publ., pp. 61-68 (in Russ.).
17. Firsova, M. M., 2002. Issledovatel'skaya deyatel'nost' uchashhixsya gimnazii [Research activities of gymnasium pupils]. E'jdos: internet-zhurnal [Eidos: Internet Journal] [online]. Available at: http:// www.eidos.ru (Accessed 12 April 2016) (in Russ.).
18. Shilov, S. P., 2015. Prioritetnye napravleniya razvitiya pedagogicheskogo vuza v strukture klas-sicheskogo universiteta [Priority directions of development of a teachers training higher educational institution in the structure of a classical university]. Chelovek i obrazovanie [Man and education], 3, pp. 30-33 (in Russ.).
19. ChanLin Lih-Juan, 2008. Technology integration applied to project-based learning in science. Innovations in Education and Teaching International, 45, pp. 55-65.
20. Kramer, I. (n. d.), 2009. Constructivist Teaching and Biology. Retrievedon Feb. 2 [online]. Available at: http://www.cellbiol.eu/docs/Construc-tive_teachingKramer.pdf (Accessed 12 April 2016).
21. Stepien, W. J., Gallagher, S. A., Workman, D., 1993. Problem-based learning for traditional and interdisciplinary classrooms. Journal for the Education of the Gifted, 16, pp. 338-357.
22. Thomas, J. W., 2009. A review of research on project-based learning. Report prepared for The Autodesk Foundation [online]. Retrieved May 18. Available at: http://www.bie.org/index.php/site/RE/ pbl_research/29 (Accessed 12 April 2016).
Submitted 06.06.2016