Научная статья на тему 'К вопросу о вере как духовно-нравственной основе для профессионального становления педагога'

К вопросу о вере как духовно-нравственной основе для профессионального становления педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
38
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
BELIEF AS VALUE / SPECIALIST EDUCATION / SOCIETY / PERSON / EDUCATIONAL CONCEPTS / SPIRITUALITY / ВЕРА КАК ЦЕННОСТЬ / ОБРАЗОВАНИЕ СПЕЦИАЛИСТА / ОБЩЕСТВО / ЧЕЛОВЕК / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КОНЦЕПЦИИ / ДУХОВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абраменко Н.Ю.

В данной статье предпринята попытка проанализировать один из важных элементов в отношениях между наставниками и их воспитанниками это доверие к слову и действию педагога. Автор рассматривает веру как ценность, которая определяет духовную направленность содержания образования. По утверждению автора, вера изменяет не только самого человека, но и характер всей его деятельности, так как она требует принципиально других представлений о ценности человеческой личности. В связи с этим, обосновывается мысль о необходимости произвести пересмотр ценностей, которые связаны с установлением приоритета личности перед лицом общества и государства. Автор приходит к выводу, что история становления и развития отечественного образования отчётливо показывает, что вера занимала важнейшее место в ряду духовных ценностей, оказавших влияние на его сущность и содержание

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE BELIEF AS A SPIRITUAL AND MORAL BASIS FOR PROFESSIONAL FORMATION OF A TEACHER

The article attempts to analyze one of the important elements in the relationship between mentors and their pupils is the trust in the word and action of the teacher. The author considers a belief as a value that determines the spiritual orientation of the contents of education. According to the author, the belief changes not only a person, but also the nature of all his activities, as it requires fundamentally different ideas about the value of a person. In this regard, the idea of the need to revise the values that are associated with the establishment of the priority of the individual in the face of society and the state. The author comes to the conclusion that the history of the formation and development of the Russian education clearly shows that the belief occupied an important place among the spiritual values that influenced its meaning and contents.

Текст научной работы на тему «К вопросу о вере как духовно-нравственной основе для профессионального становления педагога»

Экспериментальная работа показала, что студентам Астраханского колледжа культуры и искусств очень трудно следовать определённым шаблонам. Наличие образца большинство из них приводит к состоянию противоречия. Таких студентов нельзя ставить в жёсткие рамки, требовать следования жёстким инструкциям при выполнении заданий. В ходе занятий им надо давать возможность выбора, самореализации. Их следует только направлять, предлагая инструменты для выполнения заданий. При наличии свободы результаты поражают своей оригинальностью и нестандартным подходом [8].

Библиографический список

Таким образом, для формирования медиакультуры студентов был разработан проект «Моя специальность - Библиотековедение» в рамках дисциплины «Мультимедийные технологии», в ходе которого осуществлено системное взаимодействие преподавателя и студентов. С использованием возможностей медиатехнологий в проектной деятельности занятия в Астраханском колледже культуры и искусств проходят более эффективно, творчески, продуктивно, что позволяет формировать медиакультуру всех участников образовательного процесса.

1. Михалкина Е.В., Никитаева А.Ю., Косолапова Н.А. Организация проектной деятельности: учебное пособие. Ростов-на-Дону: Южный федеральный университет, 2016; 146. Available at: http://www.iprbookshop.ru/78685.html

2. Кохановская Д.Р Развитие креативности студентов университета при изучении дисциплины «Информационные технологии». Available at: http://vestnik.osu. ru/2013_2/25.pdf

3. Мельников О.Н., Чибисова В.Г Насколько эффективно формирование творческой активности студентов в процессе обучения в высшей школе. Креативная экономика. 2015; Т. 9; 4: 539 - 552. Available at: http://journals.creativeconomy.ru/ index.php/ce/article/view/211/

4. Кириллова Н.Б. Медиаполитика государства в условиях социокультурной модернизации: учебное пособие. Электронные текстовые данные. Екатеринбург: Уральский федеральный университет, 2015. Available at: http://www.iprbookshop.ru/68441.html

5. Булатова Е.А. Проектная деятельность как способ развития личности студентов и их профессиональной подготовки: методические указания. Электронные текстовые данные. Нижний Новгород: Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, 2015. Available at: http://www.iprbookshop.ru/54955.html

6. Требования к оформлению презентаций. Available at: http://uchitel.edu54.ru/node/87027

7. Методические рекомендации по составлению и оформлению буклетов Available at: https://poisk-ru.ru/s21525t9.html

8. Коломина М.В., Кирилина Ю.П., Везиров Т.Г Опыт реализации кейс-метода на уроках информатики в Астраханском колледже культуры и искусств. Педагогический журнал. Москва. 2017; № 2А: 278 - 291.

References

1. Mihalkina E.V., Nikitaeva A.Yu., Kosolapova N.A. Organizaciya proektnoj deyatel'nosti: uchebnoe posobie. Rostov-na-Donu: Yuzhnyj federal'nyj universitet, 2016; 146. Available at: http://www.iprbookshop.ru/78685.html

2. Kohanovskaya D.R. Razvitie kreativnosti studentov universiteta pri izuchenii discipliny «Informacionnye tehnologii». Available at: http://vestnik.osu.ru/2013_2/25.pdf

3. Mel'nikov O.N., Chibisova V.G. Naskol'ko 'effektivno formirovanie tvorcheskoj aktivnosti studentov v processe obucheniya v vysshej shkole. Kreativnaya 'ekonomika. 2015; T. 9; 4: 539 - 552. Available at: http://journals.creativeconomy.ru/ index.php/ce/article/view/211/

4. Kirillova N.B. Mediapolitika gosudarstva v usloviyah sociokul'turnoj modernizacii: uchebnoe posobie. 'Elektronnye tekstovye dannye. Ekaterinburg: Ural'skij federal'nyj universitet, 2015. Available at: http://www.iprbookshop.ru/68441.html

5. Bulatova E.A. Proektnaya deyatel'nost'kaksposob razvitiya lichnostistudentoviihprofessional'nojpodgotovki: metodicheskie ukazaniya. 'Elektronnye tekstovye dannye. Nizhnij Novgorod: Nizhegorodskij gosudarstvennyj arhitekturno-stroitel'nyj universitet, 2015. Available at: http://www.iprbookshop.ru/54955.html

6. Trebovaniya koformleniyu prezentacij. Available at: http://uchitel.edu54.ru/node/87027

7. Metodicheskie rekomendacii po sostavleniyu i oformleniyu bukletov Available at: https://poisk-ru.ru/s21525t9.html

8. Kolomina M.V., Kirilina Yu.P, Vezirov T.G. Opyt realizacii kejs-metoda na urokah informatiki v Astrahanskom kolledzhe kul'tury i iskusstv. Pedagogicheskij zhurnal. Moskva. 2017; № 2A: 278 - 291.

Статья поступила в редакцию 29.10.18

УДК 376

Abramenko N.Yu., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Amur State University n.a. Sholom-AJeichem (Birobidzhan, Russia), E-mail: vampismo2004@yandex.ru

ABOUT THE BELIEF AS A SPIRITUAL AND MORAL BASIS FOR PROFESSIONAL FORMATION OF A TEACHER. The article attempts to analyze one of the

important elements in the relationship between mentors and their pupils is the trust in the word and action of the teacher. The author considers a belief as a value that determines the spiritual orientation of the contents of education. According to the author, the belief changes not only a person, but also the nature of all his activities, as it requires fundamentally different ideas about the value of a person. In this regard, the idea of the need to revise the values that are associated with the establishment of the priority of the individual in the face of society and the state. The author comes to the conclusion that the history of the formation and development of the Russian education clearly shows that the belief occupied an important place among the spiritual values that influenced its meaning and contents. Key words: belief as value, specialist education, society, person, educational concepts, spirituality.

Н.Ю. Абраменко, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики, Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема, г. Биробиджан, E-mail: vampismo2004@yandex.ru

К ВОПРОСУ О ВЕРЕ КАК ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ОСНОВЕ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ПЕДАГОГА

В данной статье предпринята попытка проанализировать один из важных элементов в отношениях между наставниками и их воспитанниками - это доверие к слову и действию педагога. Автор рассматривает веру как ценность, которая определяет духовную направленность содержания образования. По утверждению автора, вера изменяет не только самого человека, но и характер всей его деятельности, так как она требует принципиально других представлений о ценности человеческой личности. В связи с этим, обосновывается мысль о необходимости произвести пересмотр ценностей, которые связаны с установлением приоритета личности перед лицом общества и государства. Автор приходит к выводу, что история становления и развития отечественного образования отчётливо показывает, что вера занимала важнейшее место в ряду духовных ценностей, оказавших влияние на его сущность и содержание. Ключевые слова: вера как ценность, образование специалиста, общество, человек, образовательные концепции, духовность.

Очень важным элементом в отношениях между наставниками и их воспитанниками является доверие к слову и действию педагога. Чтобы сформировать доверие педагога к своей деятельности, необходимо самому педагогу верить в то, к чему он призывает, так как вера является отражением сформированного в процессе общения, обучения, всей предшествующей жизни индивидуального внутреннего опыта. При этом основание веры заключено в том, что она как бы заложена в человеке изначально и «сквозит в любом движении, в котором видна уверенность... Вера такого рода спонтанна, ибо живое, ступающее по земле, выросло на ней и ничего другого не знает Вера сознания - акт решимости начала и

выбора или акт свободы воли. Именно тогда, когда я не уверен, какого рода перспектива открывается передо мной (просто таких перспектив много), я вынужден конституировать свою веру - свою веру как необходимое условие своей жизни. Так мы доверяем Другому, верим в свое дело, в свой народ, в справедливость, в Добро, в Истину, в Любовь, в Бога... В одном случае потому, что перед нами свободная воля другого, во втором - воля Творца. Именно состав неуверенности принуждает человека к внутреннему (внутренне очевидному) различению позиций веры, мысли, чувства и воли. Вера требует достоверного чувства, разумного обоснования и решимости выбора [1, с. 115].

Рассматривая веру как ценность, определяющую духовную направленность содержания образования, мы имеем в виду не альтернативу технологиям, ориентирующимся на передачу знаний и на формирование религиозного человека, а преследуем совсем другие цели и ценностные установки. «Подчеркнем нашу главную мысль: установка веры сама по себе вполне бессознательна, она просто схватывает исходное условие отдельной жизни как зависимой от рода, среды, универсума. Человеческая осознанная вера сопряжена с неуверенностью, которая рождена отчетливым расщеплением установок веры, мысли, чувства, воли. Осознанная вера - не исходный пункт, а конечный результат устремления умного решительного переживания в русло веры [1, с. 122].

Вера изменяет не только самого человека, но и характер всей его деятельности, так как она требует принципиально других представлений о ценности человеческой личности. «Базисные ценности составляют генотип социальной жизни. Её генетический код, в соответствии с которым воспроизводятся основные социальные структуры, образ жизни, типы мышления и типы личностей. Если изменяется понимание деятельности и её стратегий, то нужно ставить вопрос о том, какие новые мысли обретет понимание творчества и идеал личности» [2, с. 21]. В связи с этим требуется произвести пересмотр ценностей, которые связаны с установлением приоритета личности перед лицом общества и государства. Утверждая, что «всякий человек выше общества, выше государства и чисто человеческий интерес выше интереса общественного и государственного», Н.А. Бердяев писал: «Общество держится верованиями, а не силой. Когда оно начинает держаться исключительно силой, оно кончается и умирает. Но общество держится не только истинными, но и ложными верованиями. Таковы все верования о примате общества и государства, представляющихся священными, над человеком, над личностью. Кризис этих верований означает кризис, перелом и даже катастрофу в существовании общества» [3, с. 190]. В свое время В.В. Розанов очень точно заметил, что религия может быть и ложной, но верующая душа является истинной.

С.Е. Ячин утверждает: «Вера обретает религиозную форму только тогда, когда мысль, чувство и воля собраны вокруг нее (человек, который своей экзистенциальной конституцией склонен к такому типу собирания, - это и есть собственно «человек веры»)» [1, с. 122]. При этом им подчёркивается, что «собственно ум и понимается как вера», а тот «способ, которым вера являет себя мысли, есть понимание» [1, с. 118]. Это утверждение опирается на многовековую историю замещения религиозного образования образованием научным. Распад средневековой религиозно-символической картины мира в Новое время предопределяет постепенное вытеснение религии из школьного образования.

По-настоящему научное образование с одной стороны предполагает, а с другой стороны требует, чтобы концепция образования на протяжении всей жизни органично согласовывалась «с другой часто предлагаемой концепцией общества, основанного на знании, где все должно служить приобретению знаний, т. е. образование на протяжении всей жизни должно использовать все возможности, предоставляемые обществом. Подобное образование, помимо необходимости адаптации к изменениям профессиональной деятельности, должно превратиться в процесс непрерывного развития человеческой личности, знаний и навыков, а также способности выносить суждение и предпринимать различные действия. Оно должно позволить человеку понять самого себя и окружающую его среду и содействовать выполнению его социальной роли в процессе труда и жизни в обществе» [4 с. 21]. При этом приоритетную и функциональную роль приобретают этико-психологические аспекты образовательно-воспитательной подготовки специалистов. Вместе с тем овладение профессиональными, в том числе нормативными знаниями представляется нам лишь как один из аспектов, который создает базу вхождения специалиста в сферу профессиональной деятельности. В этом плане мы разделяем мнение ПН. Филонова, который настаивает на том, что в процессе формирования профессиональных качеств будущего специалиста «существенна другая сторона его профессионализации, дающая надежные ориентиры в выборе морально-этических норм и соответствующих им действий в решении проблем» [5, с. 47].

Таким образом, образование специалиста как «человека веры» необходимо рассматривать как «творение не только «книжной», но и «обиходной» (А.М. Панченко) культуры, проявляющееся в каждом обществе на двух уровнях способа передачи социокультурного опыта. Первый - через специально органи-

Библиографический список

зованную образовательную систему, которая в профессионально подготовленной и социально организованной системе концентрированно определяет и выражает иерархию ценностей данного общества и систему знаний, необходимых для выполнения социально-значимых функций с помощью «языков» науки... Второй путь «образования человека» - складывается стихийно в его повседневной жизни, фиксируется и передается через систему традиций, обычаев, обрядо-во-ритуальных действий или в речевом выражении. В этой сфере передаются и «повседневные» формы культуры, воспроизводятся «архетипы»., сообщается зачастую сложная система вне научных способов познания, оценок и привычек поведения» [6, с. 18].

Именно стремясь понять человека в его многомерных отношениях с Миром, которые в той или иной степени сопряжены с верой в Высшее Благо, М.И. Шведов пишет: «Человек существуют не в аутическом пространстве самодостаточности, но во внешнем мире, предъявляющем ему свои требования. Выделяя необходимый и достаточный исходный набор инвариантных характеристик человека в ипостаси нашего Я - Человек-Творец, Человек-Критик, Человек-Творение, Человек- Материал, исследователь относит как к внутренним параметрам единого индивидуального Я, и как распределяемые роли в процессе межличностной коммуникации.

Многовековая история становления и развития отечественного образования отчетливо показывает, что вера занимала важнейшее место в ряду духовных ценностей, оказавших влияние на его сущность и содержание. При рассматривании эволюционирования аксиологических представлений, связанных с верованиями россиян, перед нами во всем многообразии отчетливо и противоречиво предстает сложный процесс перехода от сотерии к эвдемонии, который на протяжении всей истории России сопровождался насильственной модернизацией и бурными социальными потрясениями.

Тем не менее, обучая, мы по-прежнему продолжаем ориентироваться на овладение научными знаниями, так как нет «моделей образования, где бы воспитание человека в школе и вузе было бы отделено от приращения знаний. и где бы морализаторские акценты доминировали над акцентами овладения истинными знаниями» [2, с. 25]. Вероятнее всего, на длительное время будет сохранен «вариант, когда сведения о религии ученики будут получать на уроках физики, астрономии, истории, биологии, литературы и т. д. В конце концов, религия всегда была органически связана со всеми формами культуры: с наукой, политикой, литературой, моралью, искусством, и достоверное объяснение таких связей входит в задачу преподавателей соответствующих предметов» [7, с. 33]. Правда, если учитель соответствующим образом подготовлен и сформирован как «человек веры». Именно человек веры способен к тому, что в нашем сознании рассматривается как подвижничество. «Подвижничество образует экзистенциальный каркас человека веры, и, соответственно, движущая сила его поступков в том, чтобы найти «предмет служения». Если таковым не становится Бог то его место замещается тем ближайшим, чему этот человек принадлежит (государству, идеологии, профессиональному делу, семье)» [1, с. 125].

Сложившаяся у нас система образования в большей степени ориентирована на западные образцы и основывается на приоритете усвоения научных знаний. В то же время отечественная философская мысль искала не только рациональный подход к решению проблемы воспитания и образования человека, обращаясь к его чувственной сфере, сердцу, интуитивному восприятию мира. Другими словами все более ощущается необходимость ориентироваться на парадигму, в основании которой положен фундаментальный культурологический подход.

Сегодня более чем отчетливо ощущается, что некритические заимствования из Западной Европы и США не стыкуются с интересами стран и народов (в том числе и российского), которые ориентируются на многополярный мир. В связи с этим актуализируется поиск образовательных концепций, которые бы обеспечивали культурное многообразие, несмотря на тенденции, отражающие сложный и противоречивый процесс глобализации. Каковы бы ни были эти концепции, центральным или системообразующим их элементом является личность педагога, чей духовный и творческий потенциал определяется верой и любовью, как дарованными свыше, так и сформированными педагогическим сообществом, которые в этих ценностях усматривают универсальную связь поколений.

1. Ячин С.Е. Человек в последовательности событий жертвы, дара и обмена. Владивосток: Дальнаука, 2001.

2. Степин В.С. Проблема аксиологического базиса современного образования. Философия, культура и образование (материалы «круглого стола»). Вопросы философии. 1999; 3: 20 - 25.

3. Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии. Страницы истории философской мысли. Антология. Часть II. Владивосток. Издательство Дальневосточного университета, 1998: 169 - 194.

4. Рябов Г.П. Высшее образование - путь к интеграции. Вестник Московского Университета. Серия 20. Педагогическое образование. 2004; 1: 3 - 9.

5. Филонов ГН. Социальное образование и современность. Философия, культура, образование (материалы «круглого стола»). Вопросы философии. 1999; 3: 47 - 49.

6. Буева Л.П. Кризис образования и проблемы философии образования. Философия, культура, образование (материалы «круглого стола»). Вопросы философии. 1999; 3: 12 - 19.

7. Митрохин Л.Н. Школа и религия. Философия, культура и образование (материалы «круглого стола»). Вопросы философии. 1999; 3: 31 - 34. References

1. Yachin S.E. Chelovek v posledovatel'nosti sobytijzhertvy, dara i obmena. Vladivostok: Dal'nauka, 2001.

2. Stepin V.S. Problema aksiologicheskogo bazisa sovremennogo obrazovaniya. Filosofiya, kul'tura i obrazovanie (materialy «kruglogo stola»). Voprosy filosofii. 1999; 3: 20 - 25.

3. Berdyaev N.A. O rabstve i svobode cheloveka. Opyt personalisticheskoj filosofii. Stranicy istorii filosofskojmysli. Antologiya. Chast' II. Vladivostok. Izdatel'stvo Dal'nevostochnogo universiteta, 1998: 169 - 194.

4. Ryabov G.P. Vysshee obrazovanie - put' k integracii. Vestnik Moskovskogo Universiteta. Seriya 20. Pedagogicheskoe obrazovanie. 2004; 1: 3 - 9.

5. Filonov G.N. Social'noe obrazovanie i sovremennost'. Filosofiya, kul'tura, obrazovanie (materialy «kruglogo stola»). Voprosy filosofii. 1999; 3: 47 - 49.

6. Bueva L.P. Krizis obrazovaniya i problemy filosofii obrazovaniya. Filosofiya, kul'tura, obrazovanie (materialy «kruglogo stola»). Voprosy filosofii. 1999; 3: 12 - 19.

7. Mitrohin L.N. Shkola i religiya. Filosofiya, kul'tura i obrazovanie (materialy «kruglogo stola»). Voprosy filosofii. 1999; 3: 31 - 34.

Статья поступила в редакцию 16.10.18

УДК 378

Abdulov M.R., senior teacher, Derbent Branch of Dagestan State University (Derbent, Russia), E-mail: gulia.abdulova7@mail.ru

PREVENTION OF DRUG ABUSE AMONG STUDENTS BY MEANS OF PHYSICAL EDUCATION. The article deals with approaches of prevention of drug addiction among students by means of physical education. Psychological, physiological and personal characteristics of students give a certain specificity of the spread of negative manifestations in their society. Dependence on drug addiction, alcohol, nicotine brings great harm not only to their mental and physical condition and health, but also to the spiritual inner world of the young man. The author concludes that the social importance of physical education and sports activities is represented not only in the classes themselves, but also in what social orientations this activity carries, how it contributes to the ethical formation of students, including the prevention of bad habits.

Key words: drug Addiction, physical education and sport, prevention, social and spiritual development.

М.Р. Абдулов, ст. преп., Дагестанский государственный университет, филиал в г. Дербенте, E-mail: gulia.abdulova7@mail.ru

ПРОФИЛАКТИКА НАРКОМАНИИ СРЕДИ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

В статье рассматриваются подходы организации профилактики наркомании среди студентов средствами физической культуры. Психологические, физиологические и личностные характеристики студентов придают определенную специфику распространения в их обществе негативных проявлений. Зависимость от наркомании, алкоголя, никотина приносит большой вред не только их психическому и физическому состоянию и здоровью, но, а также и духовному внутреннему миру молодого человека. Автор делает вывод о том, что общественная значимость физкультурной и спортивной деятельности представляется не только в самих занятиях, но и в том, какие общественные ориентации несёт в себе эта деятельность, как она содействует этическому формированию обучающихся, в том числе профилактике вредных привычек.

Ключевые слова: наркомания, физическая культура и спорт, профилактика, социальное и духовное развитие.

Современная молодёжь, особенно студенты, находящиеся под прессовым воздействием хронических, постоянно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от их последствий. Это побуждает искать те средства, которые помогают уходить от постоянных тягостных переживаний и стрессов. В данной конкретной ситуации, на главное место вышла наркотизация студенческой молодежи, и также разные виды злоупотреблений психоактивными веществами и алкоголем.

Наркопотребление в нашей стране особо локализовано в возрастной группе от 18 до 30 лет, который представляет собой основной трудовой резерв и фонд нашего государства. Наиболее высокий уровень наркопотребления, по результатам социологических исследований, зафиксирован среди безработной молодежи (41%). Велик процент наркопотребителей среди старшеклассников (29%), учащихся ПТУ (36%), техникумов и колледжей (28%). В вузовской среде, эти параметры составляют - 16%. Из-за этого, перед всеми основными ступенями образования, в том числе конечно и высшего, обществом и государством поставлены задачи профилактики наркомании, что естественно отражается в очень многих руководящих документах. Так, в соответствии с приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки №1938 от 30.09.2005 г, профилактическая работа является составной частью показателя «Воспитательная деятельность образовательного учреждения» [1; 2].

В большинстве учебных заведений, как показал анализ отчетов самоаттестации 20 вузов страны за 2010-2017 годы, эта работа носит исключительно декларативный характер. Так, любые проводимые мероприятия, будь то спортивные состязания или игра КВН, выделяются как различные формы профилактики. А с другой стороны, обществом ставиться требование целенаправленного воздействия на сознание и подсознание студента, с главной целью формирования у него негативного отношения к употреблению психоактивных веществ (ПАВ).

Целью проводимых исследований были обоснованные возможности формирования антинаркотической позиции студентов. В начале, были изучены возможности для проведения профилактической работы. Определено, что в рамках лекционного курса «Основы физической культуры», имеется возможность трансляции знаний о причинах и, конечно же, последствиях употребления ПАВ. Для этого эффективнее не монологическое преподнесение материала, а применение иллюстрационных и наглядных моделей. И именно с этой целью создаются банки научно-популярных и художественных видеофильмов и роликов о наркомании, которые демонстрируются первокурсникам. Начинать профилактическую работу нужно именно с первого курса, потому что он является сложным этапом адаптации студентов к новейшим условиям обучения, где от них требуется большая ответственность и также, предоставляется большая свобода выбора и действий в организации и проведении своего внеаудиторного времени и досуга.

На практических занятиях студентам предложили провести ряд упражнений в специально подобранных для этой цели очках, моделирующих алкогольное

и наркотическое опьянение. И тогда, как участвовавшие в тесте, так и наблюдающие, могли наглядно лицезреть очень непристойную картину своего поведения. Этим и шло воздействие на мотивационную сферу учащихся, многие из которых считали, что редкое употребление не причиняет вреда здоровью.

В начале наблюдения учащимся предложили ответить на вопросы анкеты, где содержалось 69 вопросов и утверждений, которые были разработаны для определения группы риска. С помощью этой анкеты, можно было изучить ближайшее окружение, атмосферу в семье, свободный досуг, окружение, и конечно же индивидуальные и поведенческие особенности студентов-испытуемых.

Эксперименты с разными видами проведения профилактических мероприятий показали, что такие занятия необходимо проводить со всеми учащимися всей группы. Тем самым, «группа риска» находится под воздействием сразу с двух сторон: со стороны преподавателя и со стороны вполне нормальных и успешных однокурсников.

Направленные на профилактику наркомании мероприятия, включают в себя и научно-исследовательскую деятельность учащихся в сфере антинаркотического воспитания, также и участие в конкурсах научных работ.

И после всех проведенных мероприятий по формированию антинаркотической позиции учащихся, уже можно будет прилагать усилия по внедрению студентов в деятельность спортивных обществ и клубов учебного заведения. Исходя из общественного заказа нашего социума на здоровье, как главнейшую общественную ценность становления иммунитета, к таким отрицательным явлениям, как курение, употребление алкоголя, наркомания, оказывающим крайне отрицательное воздействие на нравственное и физическое здоровье, имеет особое значение. Психологические, физиологические и личностные характеристики учащихся придают определенную специфику распространения в их обществе негативных проявлений. Зависимость от наркомании, алкоголя, никотина приносит большой вред не только их психическому и физическому состоянию и здоровью, но также и духовному внутреннему миру молодого человека. И поэтому такая ситуация требует конкретно продуманной системы мероприятий, которые должны быть направленны на предупреждение и борьбу с сегодняшними отрицательными негативными явлениями.

Опыт работы в вузе показывает, что противодействовать воздействию губительных привычек можно способом внедрения студентов в практическую деятельность, которая в свою очередь дала бы им высокий положительный статус, соответствовала бы их заинтересованностям и была бы добровольно воспринята самой молодежью. И все более привлекательными становятся занятия физической культурой и спортом, как один из видов такого рода деятельности для студентов.

Нынешние педагогическая и психологическая науки анализируют физическую культуру и спорт как особенный вид деятельности, содействующий воспитанию наилучших физических, нравственных, психических качеств, которые связаны с формированием самого человека и его характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.