2. Stepin V.S. Problema aksiologicheskogo bazisa sovremennogo obrazovaniya. Filosofiya, kul'tura i obrazovanie (materialy «kruglogo stola»). Voprosy filosofii. 1999; 3: 20 - 25.
3. Berdyaev N.A. O rabstve i svobode cheloveka. Opyt personalisticheskoj filosofii. Stranicy istorii filosofskojmysli. Antologiya. Chast' II. Vladivostok. Izdatel'stvo Dal'nevostochnogo universiteta, 1998: 169 - 194.
4. Ryabov G.P. Vysshee obrazovanie - put' k integracii. Vestnik Moskovskogo Universiteta. Seriya 20. Pedagogicheskoe obrazovanie. 2004; 1: 3 - 9.
5. Filonov G.N. Social'noe obrazovanie i sovremennost'. Filosofiya, kul'tura, obrazovanie (materialy «kruglogo stola»). Voprosy filosofii. 1999; 3: 47 - 49.
6. Bueva L.P. Krizis obrazovaniya i problemy filosofii obrazovaniya. Filosofiya, kul'tura, obrazovanie (materialy «kruglogo stola»). Voprosy filosofii. 1999; 3: 12 - 19.
7. Mitrohin L.N. Shkola i religiya. Filosofiya, kul'tura i obrazovanie (materialy «kruglogo stola»). Voprosy filosofii. 1999; 3: 31 - 34.
Статья поступила в редакцию 16.10.18
УДК 378
Abdulov M.R., senior teacher, Derbent Branch of Dagestan State University (Derbent, Russia), E-mail: [email protected]
PREVENTION OF DRUG ABUSE AMONG STUDENTS BY MEANS OF PHYSICAL EDUCATION. The article deals with approaches of prevention of drug addiction among students by means of physical education. Psychological, physiological and personal characteristics of students give a certain specificity of the spread of negative manifestations in their society. Dependence on drug addiction, alcohol, nicotine brings great harm not only to their mental and physical condition and health, but also to the spiritual inner world of the young man. The author concludes that the social importance of physical education and sports activities is represented not only in the classes themselves, but also in what social orientations this activity carries, how it contributes to the ethical formation of students, including the prevention of bad habits.
Key words: drug Addiction, physical education and sport, prevention, social and spiritual development.
М.Р. Абдулов, ст. преп., Дагестанский государственный университет, филиал в г. Дербенте, E-mail: [email protected]
ПРОФИЛАКТИКА НАРКОМАНИИ СРЕДИ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
В статье рассматриваются подходы организации профилактики наркомании среди студентов средствами физической культуры. Психологические, физиологические и личностные характеристики студентов придают определенную специфику распространения в их обществе негативных проявлений. Зависимость от наркомании, алкоголя, никотина приносит большой вред не только их психическому и физическому состоянию и здоровью, но, а также и духовному внутреннему миру молодого человека. Автор делает вывод о том, что общественная значимость физкультурной и спортивной деятельности представляется не только в самих занятиях, но и в том, какие общественные ориентации несёт в себе эта деятельность, как она содействует этическому формированию обучающихся, в том числе профилактике вредных привычек.
Ключевые слова: наркомания, физическая культура и спорт, профилактика, социальное и духовное развитие.
Современная молодёжь, особенно студенты, находящиеся под прессовым воздействием хронических, постоянно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от их последствий. Это побуждает искать те средства, которые помогают уходить от постоянных тягостных переживаний и стрессов. В данной конкретной ситуации, на главное место вышла наркотизация студенческой молодежи, и также разные виды злоупотреблений психоактивными веществами и алкоголем.
Наркопотребление в нашей стране особо локализовано в возрастной группе от 18 до 30 лет, который представляет собой основной трудовой резерв и фонд нашего государства. Наиболее высокий уровень наркопотребления, по результатам социологических исследований, зафиксирован среди безработной молодежи (41%). Велик процент наркопотребителей среди старшеклассников (29%), учащихся ПТУ (36%), техникумов и колледжей (28%). В вузовской среде, эти параметры составляют - 16%. Из-за этого, перед всеми основными ступенями образования, в том числе конечно и высшего, обществом и государством поставлены задачи профилактики наркомании, что естественно отражается в очень многих руководящих документах. Так, в соответствии с приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки №1938 от 30.09.2005 г, профилактическая работа является составной частью показателя «Воспитательная деятельность образовательного учреждения» [1; 2].
В большинстве учебных заведений, как показал анализ отчетов самоаттестации 20 вузов страны за 2010-2017 годы, эта работа носит исключительно декларативный характер. Так, любые проводимые мероприятия, будь то спортивные состязания или игра КВН, выделяются как различные формы профилактики. А с другой стороны, обществом ставиться требование целенаправленного воздействия на сознание и подсознание студента, с главной целью формирования у него негативного отношения к употреблению психоактивных веществ (ПАВ).
Целью проводимых исследований были обоснованные возможности формирования антинаркотической позиции студентов. В начале, были изучены возможности для проведения профилактической работы. Определено, что в рамках лекционного курса «Основы физической культуры», имеется возможность трансляции знаний о причинах и, конечно же, последствиях употребления ПАВ. Для этого эффективнее не монологическое преподнесение материала, а применение иллюстрационных и наглядных моделей. И именно с этой целью создаются банки научно-популярных и художественных видеофильмов и роликов о наркомании, которые демонстрируются первокурсникам. Начинать профилактическую работу нужно именно с первого курса, потому что он является сложным этапом адаптации студентов к новейшим условиям обучения, где от них требуется большая ответственность и также, предоставляется большая свобода выбора и действий в организации и проведении своего внеаудиторного времени и досуга.
На практических занятиях студентам предложили провести ряд упражнений в специально подобранных для этой цели очках, моделирующих алкогольное
и наркотическое опьянение. И тогда, как участвовавшие в тесте, так и наблюдающие, могли наглядно лицезреть очень непристойную картину своего поведения. Этим и шло воздействие на мотивационную сферу учащихся, многие из которых считали, что редкое употребление не причиняет вреда здоровью.
В начале наблюдения учащимся предложили ответить на вопросы анкеты, где содержалось 69 вопросов и утверждений, которые были разработаны для определения группы риска. С помощью этой анкеты, можно было изучить ближайшее окружение, атмосферу в семье, свободный досуг, окружение, и конечно же индивидуальные и поведенческие особенности студентов-испытуемых.
Эксперименты с разными видами проведения профилактических мероприятий показали, что такие занятия необходимо проводить со всеми учащимися всей группы. Тем самым, «группа риска» находится под воздействием сразу с двух сторон: со стороны преподавателя и со стороны вполне нормальных и успешных однокурсников.
Направленные на профилактику наркомании мероприятия, включают в себя и научно-исследовательскую деятельность учащихся в сфере антинаркотического воспитания, также и участие в конкурсах научных работ.
И после всех проведенных мероприятий по формированию антинаркотической позиции учащихся, уже можно будет прилагать усилия по внедрению студентов в деятельность спортивных обществ и клубов учебного заведения. Исходя из общественного заказа нашего социума на здоровье, как главнейшую общественную ценность становления иммунитета, к таким отрицательным явлениям, как курение, употребление алкоголя, наркомания, оказывающим крайне отрицательное воздействие на нравственное и физическое здоровье, имеет особое значение. Психологические, физиологические и личностные характеристики учащихся придают определенную специфику распространения в их обществе негативных проявлений. Зависимость от наркомании, алкоголя, никотина приносит большой вред не только их психическому и физическому состоянию и здоровью, но также и духовному внутреннему миру молодого человека. И поэтому такая ситуация требует конкретно продуманной системы мероприятий, которые должны быть направленны на предупреждение и борьбу с сегодняшними отрицательными негативными явлениями.
Опыт работы в вузе показывает, что противодействовать воздействию губительных привычек можно способом внедрения студентов в практическую деятельность, которая в свою очередь дала бы им высокий положительный статус, соответствовала бы их заинтересованностям и была бы добровольно воспринята самой молодежью. И все более привлекательными становятся занятия физической культурой и спортом, как один из видов такого рода деятельности для студентов.
Нынешние педагогическая и психологическая науки анализируют физическую культуру и спорт как особенный вид деятельности, содействующий воспитанию наилучших физических, нравственных, психических качеств, которые связаны с формированием самого человека и его характера.
Физическая культура в высших учебных заведениях должна деятельнее анализироваться не только как средство физического воспитания, но и как средство, приносящее вероятность применить его для нравственного воспитания молодёжи. Этого тяжело добиться, если физическую культуру не ввести в комплекс средств морального воспитания студентов. Касательно этого, разумно обозначить, что развитие негативного отношения к нездоровым привычкам основная часть морального воспитания. Средства физической культуры и спорта, введенные в систему борьбы за здоровый образ жизни осуществляют морально-воспитательную деятельность.
Воспитательный процесс по применению физической культуры и спорта как одного из возможностей профилактики негативных привычек должен быть намеренно скорректирован на такую целевую установку, но не в ущерб результативности физического развития.
Физическая культура выражается общепринятым средством свободного нравственного влияния на молодежь, оригинальным резервным средством, которое надо научиться результативнее применить, оживленнее вводить в область нравственного воспитания, воспитания отрицательного отношения к нездоровым привычкам.
Очень значимо в традиционно выработавшиеся формы работы на занятиях по физической культуре и во внеурочное время педагогически включать в эмоциональную и психологическую область личности молодежи социально значительные идеологические и нравственные указания, способствующие моральному становлению развития. Становление идеологических взглядов, идейно-нравственных мнений и убеждений молодежи - процесс сложный и разноречивый. В решении таковой задачи средства физической культуры и спорта должны занимать значительное место. Нравственное воздействие на современную молодежь выражают не средства физической культуры и спорта сами по себе, а именно их подключение в систему взаимодействия с прочими, которые несут в себе сильные нравственно-воспитательные возможности средствами. Средства физической культуры обязаны вливаться в моральную оценку своей существенности для слаженного формирования современной молодежи.
Общественная значимость физкультурной и спортивной деятельности представляется нам не только в самих занятиях ими, но и в том, какие общественные ориентации несет в себе эта деятельность, как она содействует этическому формированию обучающихся. Другими словами, значимость учебных занятий физической культурой и спортом для обучающихся находится не только под их влиянием на физическое состояние, но и в том, какое воздействие они выражают на вырабатывание суждений молодежи о своем моральном здоровье.
Библиографический список
В подобном качестве средства физической культуры обязаны свободнее включаться в систему этического воспитания, воспитания отрицательного отношения к нездоровым привычкам.
Физическая культура в образовательных организациях как образовательная сфера, как учебный предмет, основной базовый компонент гуманитарного образования, гармоничного развития личности учащегося, направлена на снабжение нужного уровня формирования жизненно значимых двигательных навыков и физических качеств, развитие таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое и психическое благополучие [3].
В данное время в ряду современных проблем в системе высшего профессионального образования значительное место выделяет проблема общественного управления развитием физической культуры молодежи, без которой не представляется поддержание и укрепление их состояния и здоровья. Это прежде всего разъясняется тем, что нынешний учебный процесс в высших учебных заведениях выделяется не только значительными умственными нагрузками, но и большими требованиями к физическому здоровью обучающихся, содействующие действенному усвоению ими профессиональных познаний и навыков с последующей их материализацией в трудовой деятельности. В решении данного вопроса основная роль относится к занятиям физической культурой, а именно: применению ее средств, форм и методов оздоровления, надлежащих целенаправленному росту уровня оздоровительной культуры молодежи [4 - 6].
Делается всё более несомненным, что классическая модель учебных занятий физической культурой и спортом в высших учебных заведениях не всегда адекватна нынешним запросам современного общества. На сегодняшний день, по мнению известных российских учёных, нужно искать новейшие пути модификации социальных, педагогических и философских мнений и суждений на организацию подобных занятий по физической культуре, которые содействовали бы вырабатыванию новых концепций образовательного процесса, разработке авторских программ социального и физического здоровья.
Подводя результаты, надлежит отметить, что процесс физического развития и формирования обучающихся, как основная часть воспитательного процесса в высших учебных заведениях в целом, является существенным условием социального и внутреннего формирования полноценной личности. Общественное правление данным процессом придает ему целенаправленный сформированный характер, увеличивает его результативность и качество. Потому большой уровень физической культуры определяется существенной составляющей профессионального и жизненного успеха.
1. Багулина В.А., Зайцев А.А. Формирование антинаркотической позиции у студентов технического вуза. Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. Вып. 5: Серия Педагогические и психологические науки. 2009: 89 - 93.
2. Комлев Ю.Ю. От социологического изучения феномена к обновлению антинаркотических практик. Социологические исследования. 2005; 6: 97.
3. Кузин В.В., Матицын О.В., Смоленский А.В. и др. Адаптационные возможности спортсменов-альпинистов Российской комплексной экспедиции «Антарктида-Рос-сия-2003». Теория и практика физической культуры. 2004; 1: 28.
4. Аппаратно-программный психодиагностический комплекс «Мультипсихометр-0.5». Москва, 2005.
5. Завьялова Е.К. Психологические механизмы социальной адаптации. Вестник Балтийской педагогической академии: материалы научной сессии посвященной памяти профессора А.С. Мозжукина. Санкт-Петербург, 2001: Вып. 40: 55 - 58.
6. Меерсон Ф.З., Пшенникова М.Г Адаптация к стрессорным ситуациям и физическим нагрузкам. Москва, 1988.
References
1. Bagulina V.A., Zajcev A.A. Formirovanie antinarkoticheskoj pozicii u studentov tehnicheskogo vuza. VestnikRossijskogo gosudarstvennogo universiteta im. I. Kanta. Vyp. 5: Seriya Pedagogicheskie i psihologicheskie nauki. 2009: 89 - 93.
2. Komlev Yu.Yu. Ot sociologicheskogo izucheniya fenomena k obnovleniyu antinarkoticheskih praktik. Sociologicheskie issledovaniya. 2005; 6: 97.
3. Kuzin V.V., Maticyn O.V., Smolenskij A.V. i dr. Adaptacionnye vozmozhnosti sportsmenov-al'pinistov Rossijskoj kompleksnoj 'ekspedicii «Antarktida-Rossiya-2003». Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury. 2004; 1: 28.
4. Apparatno-programmnyj psihodiagnosticheskij kompleks «Mul'tipsihometr-0.5». Moskva, 2005.
5. Zav'yalova E.K. Psihologicheskie mehanizmy social'noj adaptacii. Vestnik Baltijskoj pedagogicheskoj akademii: materialy nauchnoj sessii posvyaschennoj pamyati professora A.S. Mozzhukina. Sankt-Peterburg, 2001: Vyp. 40: 55 - 58.
6. Meerson F.Z., Pshennikova M.G. Adaptaciya k stressornym situaciyam i fizicheskim nagruzkam. Moskva, 1988.
Статья поступила в редакцию 29.10.18
УДК 378.147.88
Abramova N.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Pedagogical Institute, North-Eastern Federal University n.a. M. K. Ammosov (Yakutsk, Russia),
E-mail: [email protected]
THE DEVELOPMENT OF RESEARCH ACTIVITY MOTIVATION AMONG UNDERGRADUATE STUDENTS OF SPEECH PATHOLOGY PROFILE IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION. The article actualizes the importance to develop motivation to conduct research activities amongst students in accordance with the Federal state educational standard of higher education. The work reveals the contents of the teacher-defectologist, the priority tasks of improving the quality of training of future teachers-defectologists at a university. The paper characterizes the results of conducting pilot study with bachelor students who major in speech therapy at Teachers' Training College of the Northeast Federal University n.a. M.K. Ammosov on formation of readiness of students for research activity on the basis of competence-based approach. The author identifies the range of motivations to do research activities in a pedagogical university. The results of the survey, questioning of students and teaching staff of the pedagogical institute of NEFU, revealing the degree of interest of respondents in certain aspects of the organization and implementation of scientific research, are analyzed. The necessity of providing opportunities for students to choose an individual trajectory in research work is substantiated. The experience of creating an individual educational space for students in the center of psychological and pedagogical assistance to children with disabilities "Saidyy", student scientific circles operating at the Department of special (defectological) education. The achievements and victories of students in research activities at the national and international levels are described.