_РЕГИОН крупным ПЛАНОМ ..._
УДК 37.015.324
Найн Альберт Яковлевич
Доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики Уральского государственного университета физической культуры, Заслуженный деятель науки России, dissovet-2006@rambler. т, Челябинск
Барышев Андрей Викторович
Кандидат педагогических наук, докторант кафедры педагогики Уральского государственного университета физической культуры, [email protected], Челябинск
Артемьева Людмила Федоровна
Директор физкультурно-спортивного Центра (ФСЦ), соискатель кафедры педагогики Уральского государственного университета физической культуры, [email protected], Челябинск
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИя КОНЦЕПЦИИ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ
культуры, спорта и туризма
Аннотация. В материале статьи приведена краткая характеристика состояния проблемы наркомании в Уральском регионе. Показана значимость физической культуры, спорта и туризма в профилактике наркомании детей, подростков и студенческой молодежи. Приведены педагогические основания авторской концепции профилактики наркомании в подростковой и молодежной среде. Основное внимание уделяется методологическому обоснованию концепции, принципам профилактической антинаркотической деятельности, приоритетным направлением реализации концепции. Отвечая на современные вызовы общества и государства по профилактике наркомании, сформулированы основные мероприятия, оздоровительной, физкультурной и спортивной направленности в ходе реализации концепции.
Ключевые слова: педагогические основания, концепция, подростки, профилактика наркомании, физическая культура, спорт и туризм.
Nayn Albert Yakovlevich
Doctor of pedagogical sciences, professor, head of pedagogy of the Ural state university of physical culture,Honored Scientist of Russia, [email protected], Chelyabinsk
BaryshevAndreyViktorovich
Candidate ofpedagogical science, doctoral candidate ofpedagogy of the Ural state university ofphysical culture, [email protected], Chelyabinsk
ArtemevaLyudmila Fedorovna
Director of Physical Culture and Sports Center (PCSC), applicant ofpedagogy of the Ural state university of physical culture, [email protected], Chelyabinsk
PEDAGOGICALFOUNDATIONS OF THE CONCEPTION OF DRUG PREVENTIONOF TEENAGERS BY MEANS OFPHYSICAL CULTURE, SPORTSAND TOURISM
Abstract. The article shows the brief characteristic of the state of the problem of drug addiction in the Urals region. Shows the significance of physical culture, sport and tourism in the prevention of drug abuse by children, teenagers and students. Given the pedagogical foundation of the author's conception and prevention of drug addiction among teenagers and the youth. The main attention is paid to the methodological substantiation of the concept of the principles of preventive anti-drug activities, the priority direction of realization of the concept. Responding to the challenges of society and the state for the prevention of drug addiction, main principles of activities, health, physical culture and sports orientation in the course of implementation of the concept.
Keywords: pedagogical foundations, the concept, teenagers, drug prevention, physical culture, sport and tourism.
В первом квартале 2012 года областным Центром диагностики и консультирования, действующем при Министерстве образования и потенциального риска относится 30 % подростков и студентов. Особенность Челябинской области состоит в «открытости» протяженной границы с Казахстаном и другими среднеазиатскими республиками, что позволяет наркоторговцам использовать область как перевалочную базу для распространения наркотических средств по всей России. По официальным данным, согласно анализу развития наркоситуации на территории Челябинской области за 6 месяцев 2012 года, в Челябинском областном наркологическом диспансере состоит на учете 9176 наркоманов, из них женщин - 2118. Наркоманов, живущих в сельской местности, -409 человек. Злоупотребляющих психотропными средствами - 3242 человека, из них женщин - 635 человек, а жителей сельской местности - 219 человек (пресс-служба УФСКН по Челябинской области, 2012 г.). Проведенные исследования в рамках международного научного проекта «Здоровье и поведение школьников» позволили установить, что приверженность школьников Челябинской области вредным привычкам с возрастом увеличивается. Так, пробовали курить хотя бы однажды 18,0 % среди учащихся седьмых классов, 40,6 % и 69 % среди учащихся восьмых и десятых классов соответственно [10].
Анализ положительного опыта работы по профилактике наркомании свидетельствует о том, что наиболее предпочтительным являются программы, направленные на пропаганду здорового образа жизни и ориентированные на антинаркотическую профилактику путем привлечения подростков и студенческой молодежи к систематическим занятиям физической культурой и спортом [2; 8; 9]. Анализ опыта показывает также, что привлечение к профилактике наркомании учителей физической культуры, тренеров, спортсменов стало одним из поворотных событий в развитии антинаркотической программы. Ключевая роль спортивного педагога в становлении личности подростка, формировании его мировоззрения, ценностных ориентаций и жизненных приоритетов отмечается и в нормативных документах [4; 6; 7]. Уровень численности наркоманов
среди подростков, занимающихся физической культурой и спортом, более чем в 20 раз ниже среднего уровня наркомании среди подростков по стране. Поэтому как можно большее привлечение учащейся молодежи к систематическим занятиям спортом само по себе уже является профилактикой наркомании [5, с. 211-212].
В рамках анализа проблемы потребления и формирования устойчивого негативного отношения к потреблению психоактивных веществ важно учитывать характер времяпрепровождения, занятости подростков и молодежи. Результаты исследования, проведенного управлением ФСКН по Челябинской области, показали, что на территории области более 70 % молодых людей до потребления наркотиков ничем системно не занимались во внеучебное и внерабочее время, а 58 % свободное время проводили вне дома. Только до 30 % молодых людей системно уделяют внимание развивающим формам досуга. Остальные свободное время проводят на улице и в различных развлекательных комплексах, т. е. там где порядка 80 % опрошенных в ходе исследования наблюдали следы употребления наркотиков.
Придавая огромное значение и важность организации профилактики подростковой наркомании, в физкультурно-спортивном Центре (ФСЦ) вуза разработана и апробирована в 2008 году Концепция профилактики наркомании подростков средствами физической культуры, спорта и туризма [1, с. 73-79]. Приоритетной целью Концепции является создание условий для социально-психологической адаптации подростков и учащейся молодежи к здоровьесберегающей жизнедеятельности средствами физической культуры, спорта и туризма, обеспечивающих отвлечение от наркомании, вредных привычек. Занятия физической культурой и спортом, здоровый образ жизни - продукт духовных усилий самого человека. Физическое здоровье человека во многом определяется тем, как он относится к миру и к самому себе, имеется ли (сформирована ли) у подростка потребность в духовном самосовершенствовании и физическом самовоспитании, познании самого себя, познании других [Там же. С. 74-75].
Основой концепции выступают общенаучные принципы системного и личностно-
деятельного подходов при исследовании процессов развития личности в сфере образования, включая дополнительное образование, использование принципа интеграции функций обучения, воспитания, развития и здоровьесбережения, а также философские, социологические и педагогические концепции обучения, воспитания, развития как сферы социальной жизни, создающие внешние и внутренние условия для развития индивидуума в процессе освоения ценностей культуры, включая физическую культуру; психологическая теория самоактуализации личности; концепции личностной ориентации в образовании; концепции интегральной индивидуальности и индивидуализации воспитания; концепции развития самобытной активной личности средствами физической культуры (Л. С. Выготский, С. П. Евсеев, Ю. С. Мануйлов, Л. Г. Логинова, Н. А. Сирота, Л. А. Шипилина, И. С. Якиманская).
Становление человека, включенного в образовательный процесс, определяется рядом факторов. С одной стороны, они выступают как совокупность внешних движущих сил развития (социально-экономические, психолого-педагогические и эколого-вале-ологические), а с другой - совокупность действующих сил внутреннего развития, изменяющего индивидуальное самосознание человека. В результате у него открывается возможность самостоятельного освоения новых социальных ценностей, раскрытия своих интеллектуальных и физических способностей, утверждения своего индивидуального своеобразия (Т. М. Каневская) [3].
Особую роль в сложном и многофакторном процессе формирования индивидуальности человека (ребенка, подростка, старшего школьника) призвано сыграть физическое образование. Оно создает фундамент здоровья для развития других сторон культуры человека; обеспечивает внутренние гарантии продуктивности учебно-познавательной деятельности и общения в сложной социально-экономической и экологической обстановке; способствует накоплению первичного опыта адаптации будущего работника к условиям рыночных отношений и рынка труда. При этом мы имеем в виду, что в практике познания важно то, каким образом может быть выявлена взаимосвязь части и целого и, следовательно, в какой мере «актуализация»
может быть соотнесена, или может иметь структурное сходство, с подструктурами (частями) образовательного процесса - обучением, воспитанием, развитием, оздоровлением организма обучающегося.
Понятие актуализации определяется отношением перехода принципиальной возможности самовоспитания в действительность физического самовоспитания -в мотивированный, индивидуализированный и саморегулируемый процесс физического самоопределения, саморазвития, самосовершенствования - в самоактуализацию. Основные принципы профилактической антинаркотической деятельности:
- комплексность: согласованное взаимодействие на межведомственном уровне, на профессиональном уровне, в системе образования;
- дифференцированность: дифференциация целей, задач, средств и планируемых результатов профилактики с учетом возраста, пола, степени вовлечения в наркогенную ситуацию;
- ценностная ориентация: формирование у детей и подростков мировоззренческих представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, уважении к человеку, окружающей среде, Отечеству, семье и др., которые являются ориентирами и регуляторами их поведения;
- многоаспектность: социальный, психологический, валеологический и образовательный аспекты и т.д.; направленность ее воздействия на различные уровни в поле субъект-объективных взаимодействий и субъект-субъективных взаимоотношений (тренер-ученик);
- этапность: цели и задачи должны быть разделены на общие стратегические и частные.
Реализация поставленных целей и задач по определению эффективных технологий профилактики наркомании средствами физической культуры, спорта и туризма по отвлечению детей, подростков и молодежи Челябинской области от употребления наркотиков, психоактивных веществ, предупреждения асоциального поведения обусловили выбор в качестве приоритетных следующие направления реализации концепции:
- повышение физкультурно-спортивной активности детей и молодежи, централь-
ный интерес путь ее решения - повышение привлекательности для них физкультурно-спортивной деятельности на основе учета разнообразных интересов, склонностей, физического и психического состояния различных групп детей и молодежи;
- повышение значения занятий физической культурой и спортом для духовного и физического оздоровления детей и молодежи, их воспитания;
- разработка программ физкультурно-профилактической работы среди детей, подростков и молодежи средствами физической культуры, спорта и туризма;
- осуществление научно-методического и информационного обеспечения профилактической антинаркотической деятельности среди различных категорий населения.
Основные мероприятия оздоровительной, физкультурной и спортивной направленности в ходе реализации концепции оценивались через:
- систему образовательных учреждений различного типа;
- организацию работы с подростками и студенческой молодежью по месту жительства;
- организацию работы с допризывной молодежью;
- организацию работы консультативных центров (проведение лекториев, бесед по данной проблеме);
- освещение работы в средствах массовой информации (СМИ).
Программные мероприятия профилактики наркомании средствами физической культуры, спорта и туризма включали:
- организацию и проведение социологических опросов с целью выявления отношения различных возрастных групп школьников и молодежи к проблеме наркомании;
- разработку технологий различных моделей физкультурно-профилактической работы среди молодежи средствами физической культуры, спорта и туризма в Уральском регионе;
организацию и проведение физкультур-но-спортивных мероприятий и соревнований по пропаганде здорового образа жизни с целью профилактики наркомании;
- организацию и проведение туристских слетов, походов выходного дня, палаточных лагерей в летнее время с детьми и подрост-
ками, включая детей группы риска под девизом «Территория, свободная от наркотиков»;
- проведение соревнований по спортивно-военному многоборью учащихся муниципальных образовательных учреждений и средних специальных учебных заведений «Защитники Отечества» на базе летних загородных лагерей;
- организацию проведения фестиваля-соревнования по физической подготовке, спортивному ориентированию, туристскому многоборью среди детей, подростков и молодежи с целью профилактики наркомании;
- организацию и проведение научно-практических конференций «Профилактика наркомании и асоциального поведения подростков средствами физической культуры и туризма»;
- информационно-пропагандистское обеспечение, включая разработку и издание плакатов, брошюр, сотрудничество со СМИ с целью пропаганды здорового образа жизни и профилактических мер против употребления наркотиков (телевидение, радио, пресса, выставки);
- организацию смотров-конкурсов на лучшую физкультурно-профилактическую работу по номинациям: ДЮСШ, физкультурно-оздоровительный спортивный клуб по месту жительства (педагогический отряд), спортивный клуб специального учебного заведения под девизом «Я выбираю жизнь без наркотиков»;
- организацию курсов повышения квалификации учителей физической культуры, инструкторов по видам спорта и туризма по проблемам профилактики наркомании;
- проведение курса «Профилактика наркотической зависимости в современной школе» для студентов физкультурных вузов и факультетов физической культуры;
- организацию досуга деятельности среди различных категорий населения, включая совместные занятия детей и родителей: организация физкультурно-оздоровительных и спортивных кружков, секций, клубов, пробегов, походов, семейных клубов по интересам со спортивной направленностью, спортивных праздников, организация и проведение летнего отдыха детей в спортивно-оздоровительных лагерях, туристские походы и др.;
- информационно-методическую работу: школа здорового образа жизни, подготовка
инструкторов по новым специальностям, связанным с методикой антинаркотической профилактической работы с детьми и подростками, разработка и выпуск специальных информационных вестников для детей, педагогов дополнительного образования, тренеров, родителей по основам формирования здорового образа жизни, методике самоконтроля состояния здоровья, физической самоподготовке и т. д.
Для стабилизации ситуации, замедления роста наркоманий необходимы комплексные программы превентивных и реабилитационных мероприятий. Следует своевременно и качественно использовать коррекционно-воспитательные технологии, психолого-педагогические и психотерапевтические методы. Профилактика наркомании в подростково-молодежной среде - комплексная задача. Это задача семьи, педагогов, специалистов в области профилактики и лечения наркомании. Следует более активно разрабатывать и внедрять в учебно-воспитательный процесс инновационные методы профилактики наркомании в школьной и студенческой среде, продумывать программы проведения конференций, семинаров, круглых столов и консультаций с участием специалистов для педагогической, родительской и ученической общественности по проблемам профилактики наркозависимости в детской, подростковой и молодежной среде.
И наконец, результаты исследования подтверждают вывод о необходимости создания или модернизации информационной базы достоверных, объективных данных по учету наркозависимых детей и подростков, доступной для педагогической и родительской ответственности. Сокрытие факторов наличия в школьных и студенческих коллективах наркозависимых юношей и девушек или отсутствие информации о них будет только
способствовать обострению и разрастанию проблемы.
Библиографический список
1. Артемьева Л. Ф. Педагогические условия организации профилактики наркомании студентов: новые направления исследования // Педагогическая наука и образование: тематический сбор.науч. трудов / под ред. А. Я. Найна. -Вып. 13. - Челябинск: УралГУФК, 2013. - С. 73-79.
2. Журлова И. В. Социально-педагогическая виктимология : курс лекций. - Мозырь: ОМГПУ им. И. П. Шамякина, 2010. - 172 с.
3. Каневская Т. М. Психолого-педагогические условия профилактики аддиктивного поведения в студенческой среде педагогического вуза // Сибирский педагогический журнал. - 2012. -№ 12. - С. 223- 227.
4. Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде // Диалоги о воспитании: Наркомания: Ситуация, опыт, профилактика. - М.: ВХТЦ, 2000. -№ 1. - С. 3-47.
5. Компетентностный подход в образовании как основа качественной подготовки специалистов физической культуры: монография / отв. ред. А. Я. Найн. - Челябинск: УралГУФК, 2012. - 340 с.
6. Концепция Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-20015 годы». -М.: Минспорттуризма, 2008. - 39 с.
7. Стратегия развития Физической культуры и спорта на период до конца 2020 года. - М.: Министерство физической культуры, туризма и молодежной политики, 2009. - 34 с.
8. Тесля А. И. Социальная работа: введение в социальную виктимологию // учеб.-метод. пособие. - Минск: БГПУ, 2009. - 134 с.
9. Утков П. Ю. Роль и место социально-педагогической виктимологии в процессе подготовки специалистов с высшим образованием // Юридическое образование и наука. - 2007. - № 1. -С. 15-18.
10. Федоров А. И. Здоровье и поведение школьников: международный научный проект. -Челябинск: УралГУФК, 2009. - 34 с.