Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ'

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
290
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
одаренные дети / любознательность / творческие способности / младший школьный возраст / начальная школа / gifted children / curiosity / creativity / primary school age / primary school

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — И А. Нальгиева, А Б. Курбанова

В статье изучен процесс развития творческих способностей одаренных детей в начальной школе. Основной особенностью одаренных детей в младшем школьном возрасте является любознательность. Уроки в начальной школе, должны быть яркими и насыщенными, полными разнообразных интересных и творческих заданий. Развивать способности одаренных детей – это задача, которая должна осуществляться на протяжении всего обучения в начальной школе. Процесс развития творческих способностей одаренных младших школьников будет наиболее продуктивным, если организовать обучение исходя из особенностей одаренных детей, используя изученные стратегии обучения. Авторы делают вывод о том, что процесс развития творческих способностей одаренных младших школьников будет наиболее продуктивным, если организовать обучение исходя из особенностей одаренных детей, используя стратегии обучения, доказавшие свою эффективность в отечественной и мировой образовательной практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — И А. Нальгиева, А Б. Курбанова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES OF GIFTED CHILDREN IN PRIMARY SCHOOL

The article studies the process of developing the creative abilities of gifted children in primary school. The main feature of gifted children at primary school age is curiosity. Lessons in elementary school should be bright and rich, full of a variety of interesting and creative tasks. Developing the abilities of gifted children is a task that should be carried out throughout the entire education in primary school. The process of developing the creative abilities of gifted primary schoolchildren will be most productive if education is organized based on the characteristics of gifted children, using the studied learning strategies. The authors conclude that the process of developing the creative abilities of gifted junior schoolchildren will be the most productive if one organizes education based on the characteristics of gifted children, using learning strategies that have proven to be effective in domestic and world educational practice.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

6. Knyaz'kova O.I. Sovershenstvovanie professional'no orientirovannoj inoyazychnoj kommunikativnoj kompetencii obuchayuschihsya agrarnyh vuzov posredstvom razvitiya universal'nyh uchebnyh dejstvij. Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. 2017; № 2: 186 - 191.

7. Bogdanova Yu.Z. Wasser. Tyumen', 2009.

8. Bogdanova Yu.Z. Aquakultur. Tyumen', 2014.

9. Bogdanova Yu.Z. Natürliche und künstliche Gewässer: uchebnoe posobie dlya vneauditornogo chteniya. Tyumen', 2015.

Статья поступила в редакцию 09.10.20

УДК 378

Nalgieva I.A., Cand. of Sciences (Psychology), Senior Lecturer, Department of Psychology, Ingush State University (Magas, Russia), E-mail: [email protected]

Kurbanova A.B., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Psychology of Primary Education Dagestan State

Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

Bulueva Sh.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Psychology, Chechen State University (Grozny, Russia),

E-mail: [email protected]

DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES OF GIFTED CHILDREN IN PRIMARY SCHOOL. The article studies the process of developing the creative abilities of gifted children in primary school. The main feature of gifted children at primary school age is curiosity. Lessons in elementary school should be bright and rich, full of a variety of interesting and creative tasks. Developing the abilities of gifted children is a task that should be carried out throughout the entire education in primary school. The process of developing the creative abilities of gifted primary schoolchildren will be most productive if education is organized based on the characteristics of gifted children, using the studied learning strategies. The authors conclude that the process of developing the creative abilities of gifted junior schoolchildren will be the most productive if one organizes education based on the characteristics of gifted children, using learning strategies that have proven to be effective in domestic and world educational practice.

Key words: gifted children, curiosity, creativity, primary school age, primary school.

И.А. Нальгиева, канд. психол. наук, ст. преп., ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет», г. Магас, E-mail: [email protected]

А.Б. Курбанова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала,

E-mail: [email protected]

Ш.И. Булуева, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный, E-mail: [email protected]

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В статье изучен процесс развития творческих способностей одаренных детей в начальной школе. Основной особенностью одаренных детей в младшем школьном возрасте является любознательность. Уроки в начальной школе, должны быть яркими и насыщенными, полными разнообразных интересных и творческих заданий. Развивать способности одаренных детей - это задача, которая должна осуществляться на протяжении всего обучения в начальной школе. Процесс развития творческих способностей одаренных младших школьников будет наиболее продуктивным, если организовать обучение исходя из особенностей одаренных детей, используя изученные стратегии обучения. Авторы делают вывод о том, что процесс развития творческих способностей одаренных младших школьников будет наиболее продуктивным, если организовать обучение исходя из особенностей одаренных детей, используя стратегии обучения, доказавшие свою эффективность в отечественной и мировой образовательной практике.

Ключевые слова: одаренные дети, любознательность, творческие способности, младший школьный возраст, начальная школа.

В недавнем прошлом существовало мнение, что эмоциональное и интеллектуальное развитие у различных детей является идентичным. Следует лишь научить их сопереживанию, а также решению сложных логических задач. Практика педагогической деятельности свидетельствует, что уровни развития детей различны. К моменту начала обучения в школе интеллектуальные способности некоторых детей являются более значительными, чем у других. Подобные дети стремятся активно участвовать в образовательной деятельности, получать новые знания, искать ответы на возникающие у них вопросы.

Достаточно часто педагоги ориентируются на ученика с усредненными способностями, содействуя повышению уровня всех учащихся. При этом учащимся с неординарными способностями не уделяется должного внимания. Среди обучающихся начальной школы выделяются любознательные дети, которые часто задают вопросы, хотят узнать что-то новое, постоянно спрашивают: «Почему?», «Как?», «Зачем?» и др. Как показывает практика современной школы, с возрастом у детей пропадает эта любознательность, они не так активно стремятся получить новую информацию, творчески проявить себя. Как и всем, наиболее способным детям необходимо развивать свой потенциал. Для этого требуется программа, которая будет способствовать стремлению узнавать и учиться чему-то новому, но зачастую школа лишь предлагает «среднюю» программу.

Комплекс личностных и мыслительных качеств, позволяющих развивать способность к творчеству, носит наименование креативности. Креативность выступает в качестве способности к оперативному разрешению проблемных ситуаций, выработке необычных идей, отказу от использования шаблонных схем мышления. Следует отметить вклад в научную разработку вопросов, связанных с развитием способностей, творческим мышлением, одаренностью К.К. Платонова, Б.П Теплова, А.Г. Ковалева, С.Л. Рубинштейна, В.А. Крутецкого, Б.П Ананьева. Творческое мышление изучалось и представителями зарубежной науки - Тор-рансом, Голлахом, Гилфордом, Коганом, Мессиком, Джаксопом [1 - 9].

Согласно современным представлениям об одаренности, ее диагностику следует анализировать в таких аспектах, как психометрический, организационно-педагогический, концептуальный [3, с. 47]. Состав и характеристика принципов, на основе которых необходимо основывать деятельность по выявлению одаренных детей, представлены А.И. Савенковым:

1. Всесторонность обследования. Существует необходимость изучения степени развития не отдельных конкретных способностей, но многообразных способностей, и в этой связи обследование должно быть всесторонним. Всесторонность обеспечивается и за счет качественной составляющей оценивания. Необходимо выявлять, как соотносятся уровни развития различных способностей.

2. Систематичность оценивания. Необходимо обеспечивать систематичность диагностики. Однако уровень методического обеспечения, теоретической разработанности процесса оценивания, существующие на современном этапе, не обеспечивают подобной возможности.

3. Применение тренинговых заданий и методов в рамках оценивания. Традиционные методики оценивания созданы для разового применения. Цель применения тренинговых заданий и методов иная, они в первую очередь ориентированы на развитие. В рамках данного развития необходимо осуществлять систематическую оценку, что позволит устранить ряд затруднений, с которыми связано однократное оценивание.

4. Учет потенциальных возможностей. Исследователи в большинстве своем указывают на необходимость оценки присущих ребенку потенциальных возможностей, диагностика которых в сопоставлении с диагностикой способностей, демонстрируемых ребенком на момент диагностики, имеет более существенное значение.

5. Использование экологически валидных методов. В качестве подобных выступают методы, которые реализуются в среде, являющейся естественной для ребенка.

6. Участие в оценивании различных специалистов. Необходимо, чтобы диагностика осуществлялась как психологами, так и учителями и родителями. Применительно к каждому типу участвующих в оценивании лиц следует предусмотреть соответствующие средства оценивания.

7. Участие детей в оценке собственных способностей. В процессе оценивания дети выступают в большинстве случаев исключительно в качестве оцениваемых. Отмечается необходимость самооценки ребенком собственных возможностей.

Далее представляется необходимым охарактеризовать, как можно организовать оценивание одаренности в младших классах. В рамках диагностики целесообразным является применение следующих методик. Одной из предло-

женных отечественными и зарубежными психологами является методика диагностики творческого мышления. Диагностическая методика, связанная с вариантами использования предметов, позволяет оценивать оригинальность и скорость принятия решений. Методики диагностики творческого мышления предложены Дж. Гилфордом [2, с. 46].

Первая предполагает перечисление последствий воображаемой ситуации. Ребенку необходимо вообразить, что было бы, если бы у птиц, животных была способность общаться на языке людей.

Вторая методика предполагает придумывание предложений из четырех слов, при этом каждое слово начинается с определенной буквы.

Третья методика представляет собой задание, при выполнении которого ребенок должен дать несколько определений (как можно больше) для слов, являющихся общеупотребительными (например, обозначающих предметы) (методика словесных ассоциаций).

Четвертая методика связана с составлением изображений, задание предусматривает рисование определенных объектов с использованием предусмотренного набора фигур (полукруга, круга, прямоугольника, треугольника).

Пятая методика также графическая, на рисунке представлен набор фигур, и требуется данный набор превратить в изображение предметов.

При выявлении одаренных в творческом отношении детей необходимо наличие у педагога навыков наблюдения, знаний в сфере психологии. Для развития одаренных в литературном отношении детей выработано множество форм работы, обеспечивающих возможность развития их мышления, творчества, речи. В процессе работы с одаренными детьми требуется принимать во внимание присущие им психологические особенности, выявлять их, использовать специальные приемы работы с учащимися данной категории.

По мнению известных психологов, особенностью одаренных детей в младшем школьном возрасте является любознательность. Уроки в начальной школе должны быть яркими и насыщенными, полными разнообразных интересных и творческих заданий. В педагогике сложилось несколько стратегических линий разработки содержания учебной деятельности одаренных детей. Исходя из того, что в современных школах дети разного уровня развития, выделяют два различных подхода к обучению одаренных детей: один базируется на изменении количественных, другой - качественных характеристик. К количественным характеристикам содержания образования относятся в первую очередь объем учебного материала и темп обучения; к качественным - соотношение различных направлений моделирования содержания, характер его подачи (алгоритмизированный, эвристический).

На основе изменения количественных параметров содержания образования выделено две основные стратегии:

«Стратегия ускорения». Заключается в увеличении скорости прохождения образовательной программы. К идее ускорения в дидактике естественным образом привело представление о детской одаренности как об опережении сверстников по темпам (скорости) созревания. Организационными вариантами ускорения являются следующие: переход ребенка, обладающего выраженными способностями, через класс или несколько классов; повышение темпа изучения учебного материала всем классом.

«Стратегия интенсификации». Данная стратегия предполагает увеличение интенсивности процесса обучения. В определенной мере данная стратегия представляет собой альтернативу вышеуказанной стратегии. По мнению педагогов, рассматривающих данный подход как наиболее верный, если у ребенка имеются значительные способности, необходимо увеличивать объем изучаемого, сохраняя срок обучения. Так, ребенок может проходить не обычный курс математики, но курс для высших учебных заведений, изучать более одного иностранного языка и др. На основе анализа практики обучения и результатов соответствующих исследований следует отметить, что обучение одаренных детей предполагает необходимость изменять не только количественные составляющие обучения.

Библиографический список

Вышеуказанные направления решения вопросов, связанных с обучением одаренных детей (повышение интенсивности обучения, увеличение темпа прохождения традиционных программ), являются недостаточными. В качестве результата подобного педагогического поиска выступает выявленное значимое требование, которое необходимо соблюдать, разрабатывая содержание учебных программ для одаренных детей. Обозначенное требование состоит в том, что необходимы качественные особенности методик, программ для детей данной категории [1, с. 22].

В публикациях зарубежных авторов применительно к обучению одаренных детей отражена необходимость качественных отличий методов, форм организации содержания обучения данных детей [4, с. 257]. Х. Пассов полагает, что в рамках учебной программы для детей анализируемой категории требуется предусмотреть необходимость развития самосознания, сознания, понимания связей с культурой, природой, другими людьми и др.; всестороннего, углубленного изучения ключевых идей, интегрирующих знания со структурами мышления; поощрения самостоятельности и инициативы в учебной деятельности; развития продуктивного мышления, навыков его применения на практике; наличия соответствующих источников и их свободного использования; прививать стремление приобретать знания, давать возможность приобщаться к новой информации, постоянно изменяющемуся знанию. Существенное значение отводится таким аспектам, как исполнительное мастерство детей, их способности к творчеству.

«Стратегия индивидуализации обучения». На протяжении последнего времени все больше сторонников получают представление о необходимости индивидуального подхода, потребности в учете в рамках образовательно-воспитательных систем, присущей каждому индивиду неповторимости. В качестве следствия выступает тенденция, предусматривающая переход от унификации к индивидуализации. Вследствие отсутствия возможности обучать, воспитывать творческую личность в условиях унификации возникает необходимость поиска соответствующих указанной задаче образовательных моделей в первую очередь применительно к одаренным детям.

В качестве одного из ведущих направлений изменения содержания образования одаренных детей выступает, таким образом, индивидуализация обучения. Индивидуализация, рассматриваемая с точки зрения реализации такого подхода к образованию, как личностно ориентированный, представляет собой одну из ведущих тем педагогических исследований последних лет.

«Стратегия обучения мышлению». В числе получивших распространение средств качественного изменения образования детей с неординарными способностями следует выделить подход, предполагающий обучение мышлению. Данный подход предполагает необходимость целенаправленно развивать присущие детям интеллектуально-творческие способности. Существует прямая связь данного подхода с решением вопроса обучения детей с неординарными способностями. В рамках указанного подхода разрабатываются средства, позволяющие диагностировать интеллектуально-творческие способности, осуществлять их коррекцию. Данный подход завоевывает все больше сторонников [5 - 12].

С учетом изложенного требуется обратить внимание на наличие связи традиционного содержания образования с социокультурной средой. Следствием модернизации является нарушение существующего равновесия. В этой связи при обеспечении позитивных результатов по одному направлению возможно получение негативных эффектов по другим, способных ухудшить ситуацию в целом и нивелировать достижения. В этой связи необходимо решать вопросы, связанные с обучением одаренных детей, не модернизируя содержание, но обеспечивая эволюционное и традиционное для российской школы обогащение содержания. Итак, развивать и совершенствовать способности одаренных детей - это задача, которая должна осуществляться на протяжении всего обучения в начальной школе. Процесс развития творческих способностей одаренных младших школьников будет наиболее продуктивным, если организовать обучение исходя из особенностей одаренных детей, используя стратегии обучения, доказавшие свою эффективность в отечественной и мировой образовательной практике.

1. Антонова М.Г. Научное общество младших школьников - форма работы с одаренными детьми. Начальная школа. 2018; № 4: 21 - 23.

2. Иванова А.В. Развитие творческих способностей одаренных детей в рамках психолого-педагогического сопровождения. Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2016; № 51: 45 - 48.

3. Илькевич Т.П., Доля Т.Л. Выявление одаренности учащихся как проблема современной школы. Одаренные дети: диагностики и мониторинг развития: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Орехово-Зуево, 2016: 45 - 49.

4. Психология одаренности и творчества: монография. Москва; Санкт-Петербург: Нестор-История, 2017.

5. Богоявленская Д.Б., Шадриков В.Д., Бабаева Ю.Д., Холодная М.А. и др. Рабочая концепция одаренности. Москва, 2003.

6. Булуева Ш.И., Юсупова РЯ., Балаева Х.М. Взаимодействие семьи и школы как условие нравственного воспитания школьников. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 2 (81): 43 - 45.

7. Глузман А.В., Горбунова Н.В. Искусство педагогики. Гуманитарные науки. 2016; № 4 (36): 11 - 18.

8. Агибова И.М., Сорокопуд Ю.В., Филимонюк Л.А. Инновационные процессы в образовании. Ставрополь, 2014.

9. Глузман Н.А., Горбунова Н.В. Профессионализм педагога: успешность и карьера: монография. Ялта, 2017.

References

1. Antonova M.G. Nauchnoe obschestvo mladshih shkol'nikov - forma raboty s odarennymi det'mi. Nachal'naya shkola. 2018; № 4: 21 - 23.

2. Ivanova A.V. Razvitie tvorcheskih sposobnostej odarennyh detej v ramkah psihologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya. Psihologiya i pedagogika: metodika i problemy prakticheskogo primeneniya. 2016; № 51: 45 - 48.

3. Il'kevich T.P., Dolya T.L. Vyyavlenie odarennosti uchaschihsya kak problema sovremennoj shkoly. Odarennyedeti: diagnostikiimonitoringrazvitiya: sbornik materialov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Orehovo-Zuevo, 2016: 45 - 49.

4. Psihologiya odarennosti i tvorchestva: monografiya. Moskva; Sankt-Peterburg: Nestor-Istoriya, 2017.

5. Bogoyavlenskaya D.B., Shadrikov V.D., Babaeva Yu.D., Holodnaya M.A. i dr. Rabochaya koncepciya odarennosti. Moskva, 2003.

6. Bulueva Sh.I., Yusupova R.Ya., Balaeva H.M. Vzaimodejstvie sem'i i shkoly kak uslovie nravstvennogo vospitaniya shkol'nikov. Mirnauki, kultury, obrazovaniya. 2020; № 2 (81): 43 - 45.

7. Gluzman A.V., Gorbunova N.V. Iskusstvo pedagogiki. Gumanitarnye nauki. 2016; № 4 (36): 11 - 18.

8. Agibova I.M., Sorokopud Yu.V., Filimonyuk L.A. Innovacionnye processy v obrazovanii. Stavropol', 2014.

9. Gluzman N.A., Gorbunova N.V. Professionalizmpedagoga: uspeshnost'ikar'era: monografiya. Yalta, 2017.

Статья поступила в редакцию 27.10.20

УДК 378

Gamidov L.Sh., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Programming and Info/communication Technologies, Chechen State University

(Grozny, Russia), E-mail: [email protected]

Magomedalieva M.R., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Information Technologies, Economics and Design, Dagestan State

Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

Kuchmezov R.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Department of Organization of Law Enforcement Activities of the North Caucasus Institute for

Advanced Studies, Branch of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Nalchik, Russia), E-mail: [email protected]

BASICS AND STRUCTURE OF THE CONCEPT "RESEARCH CULTURE OF A UNIVERSITY STUDENT". The article studies the basics and structure of the concept of "research culture of a university student". The formation and development of the research culture of students is necessary for the implementation of active and competent approaches in learning. It is concluded that research culture is a personality trait that manifests itself in the process of collecting and analyzing information to generate new knowledge, and characterizes the researcher in terms of his interest, activity, internal and external readiness to solve professional problems using the methods of scientific research. The following components are identified that determine the degree of development of the research culture of students: motivational-value, cognitive, communicative, creative-creative, communicative. The integrated structure of their relationship determines the integrity of the development of the entire research culture and is a single process.

Key words: research culture, student, culture, research, component.

Л.Ш. Гамидое, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный, E-mail: [email protected]

М.Р. Магомедалиееа, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала,

E-mail: [email protected]

Р.А. Кучмезое, канд. пед. наук, ст. преп., Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета

МВД России, г. Нальчик, E-mail: [email protected]

СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ПОНЯТИЯ «ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА СТУДЕНТА ВУЗА»

В статье изучена сущность и структура понятия «исследовательская культура студента вуза». Сделан вывод о том, что исследовательская культура -свойство личности, которое проявляется в процессе сбора и анализа информации для выработки новых знаний, характеризует исследователя с точки зрения его заинтересованности, активности, внутренней и внешней готовности к решению профессиональных задач с использованием методов научного исследования. Выделены следующие компоненты, определяющие степень развития исследовательской культуры студентов: мотивационно-ценностный, когнитивный, коммуникативный, креативно-творческий, коммуникативный. Интегрированная структура их взаимосвязи определяет целостность развития всей исследовательской культуры и является единым процессом.

Ключевые слова: исследовательская культура, студент, культура, исследование, компонент.

В настоящее время большое количество работ посвящено изучению механизмов развития исследовательской культуры студентов, так как на это есть запросы современного общества. Почему в настоящее время формирование и развитие исследовательской культуры студентов стало одной из важнейших задач профессорско-преподавательского состава? Указ Президента Российской Федерации №204 от 07.05.2018 гласит, что в период до 2024 года российское образование должно стать конкурентоспособным на мировом уровне, а по качеству общего образования Россия должна войти в первую десятку ведущих стран мира [1].

Система образования в Российской Федерации на всех уровнях в настоящее время находится в состоянии реформирования, длящегося уже не один десяток лет. Неоднократное изменение стандартов, призванное улучшить качество образования, привело на данный момент к следующим результатам:

1. Роль большей части российских вузов в инновационном развитии регионов и отраслей очень незначительна.

2. По уровню читательской, математической и естественнонаучной грамотности показатели в России и других странах составляют 1,7% и 6,5% соответственно.

3. Менее 50% выпускников российских вузов имеют опыт проектной деятельности.

Решение проблем системы российского образования возложено на национальный проект «Образование», в процессе реализации которого должны внедряться практико-ориентированные гибкие образовательные программы в совокупности с повышением уровня профессионализма педагогических работников.

Осуществление профессиональной деятельности в реалиях настоящего времени сопряжено с концепцией непрерывного обучения. Повышение квалификации и переподготовка не «для галочки», а приводящая к реальным ощутимым результатам, возможны только при определенном уровне культуры личности, сформированном и развитом у молодого специалиста во время обучения в вузе. Исследовательская культура, являясь частью культуры личности, во многом определяет способность человека к овладению новыми знаниями при высоком

уровне мотивации. Причем эти знания должны быть «добыты» самостоятельно, в процессе глубокого, всестороннего изучения какой-либо темы.

Формирование и повышение уровня исследовательской культуры студентов в процессе обучения в техническом вузе является актуальной проблемой, тем более в условиях перехода на ФГОС 3++, реализация которого подразумевает применение компетентностного и деятельностного подходов в системе высшего образования.

Профессорско-преподавательский состав, в обязанности которого входит не только обучение, но и воспитание студента как высококультурной гармоничной личности, способной как к осуществлению профессиональной деятельности, так и к коммуникации на всех уровнях, к работе в коллективе, в настоящее время постоянно сталкивается с необходимостью поиска новых подходов, методов и техник при организации образовательного процесса. Высокий уровень развития исследовательской культуры позволяет личности, ей обладающей, вырабатывать самостоятельно новые знания в результате поиска, сбора и анализа информации. Для осуществления такого вида деятельности необходимо иметь высокий уровень заинтересованности, активности, быть готовым применять методы научного исследования для решения учебных и профессиональных задач.

Формирование и развитие исследовательской культуры студентов необходимо для реализации деятельностного подхода в обучении, концепцию которого разработал Д. Дьюи. Он считал, что у человека есть четыре базовых инстинкта для обучения: социальный, инстинкт конструирования, художественного выражения и исследовательский. Каждый человек удовлетворяет инстинктивные потребности, сообразуясь со своей индивидуальностью, для чего в процессе обучения ему нужно предоставить определенные возможности. Человек, как ребенок, так и взрослый, для удовлетворения этих потребностей вынужден будет овладеть определенными знаниями, умениями и навыками. По сути своей этот метод обучения можно отнести к проектным. Полученный результат не всегда соответствует ожиданиям, но всегда имеет особую ценность для самого исследователя, так как получен самостоятельно. Формирование исследовательских компетенций рассматривается в работах М.А. Байдан, В.Д. Дудышева, Б.В. Гнеденко, С.И. Зи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.