Научная статья на тему 'Развитие памяти одаренных школьников на младшем этапе обучения (на материале экспериментального исследования)'

Развитие памяти одаренных школьников на младшем этапе обучения (на материале экспериментального исследования) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1436
208
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Филология и культура
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОДАРЕННОСТЬ / СПОСОБНОСТЬ / ТАЛАНТ / РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / GIFTEDNESS / ABILITY / TALENT / DEVELOPMENT OF MEMORY / COGNITIVE PROCESS / JUNIOR SCHOOLCHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фахрутдинова Резида Ахатовна, Ахмадуллина Римма Маратовна

В статье рассматриваются вопросы развития познавательных процессов одаренных школьников на младшем этапе обучения. Авторы работы представили теоретическое обоснование проблемы в аспекте углубления научных представлений о сущности данных процессов и реализации комплекса эффективных средств, форм и методов организации учебно-познавательной деятельности одаренных детей. При рассмотрении проблемы развития памяти одаренных детей выделяются виды памяти и их характеристики в соответствии с возрастными особенностями младших школьников. В статье подчеркивается, что совершенствование памяти в младшем школьном возрасте обусловлено прежде всего приобретением в ходе учебной деятельности различных способов и стратегий запоминания, связанных с организацией и обработкой запоминаемого материала. Особую ценность представляют результаты опытно-экспериментальной работы по развитию памяти одаренных школьников на младшем этапе обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фахрутдинова Резида Ахатовна, Ахмадуллина Римма Маратовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF MEMORY IN GIFTED SCHOOLCHILDREN IN THE EARLY STAGES OF LEARNING (BASED ON A PILOT STUDY)

This article discusses the development of cognitive processes in junior schoolchildren in the early stages of learning. The authors present a theoretical basis for the issue under study in terms of growing scientific understanding of the nature of these processes and implementation of effective tools, forms, and methods for training and learning activities of gifted children. Considering the issue of memory development in gifted children, the authors identify memory types and their age-related characteristics in junior schoolchildren. The article emphasizes that the improvement of memory in the early school years is primarily due to various methods and strategies of memorizing acquired during the learning activities and coming from the organization and processing of memorized material. Of special interest are the results of the experimental work on the development of memory in gifted schoolchildren in the early stages of learning.

Текст научной работы на тему «Развитие памяти одаренных школьников на младшем этапе обучения (на материале экспериментального исследования)»

ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2014. №3(37)

УДК 037

РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ ОДАРЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ НА МЛАДШЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ (НА МАТЕРИАЛЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)

© Р.А.Фахрутдинова, Р.М.Ахмадуллина

В статье рассматриваются вопросы развития познавательных процессов одаренных школьников на младшем этапе обучения. Авторы работы представили теоретическое обоснование проблемы в аспекте углубления научных представлений о сущности данных процессов и реализации комплекса эффективных средств, форм и методов организации учебно-познавательной деятельности одаренных детей. При рассмотрении проблемы развития памяти одаренных детей выделяются виды памяти и их характеристики в соответствии с возрастными особенностями младших школьников. В статье подчеркивается, что совершенствование памяти в младшем школьном возрасте обусловлено прежде всего приобретением в ходе учебной деятельности различных способов и стратегий запоминания, связанных с организацией и обработкой запоминаемого материала. Особую ценность представляют результаты опытно-экспериментальной работы по развитию памяти одаренных школьников на младшем этапе обучения.

Ключевые слова: одаренность, способность, талант, развитие памяти, познавательный процесс, младший школьник.

Динамичное развитие современного общества, потребность в активной творческой личности для обеспечения его конкурентоспособности и технологического прогресса актуализируют проблемы раннего выявления, обучения и воспитания одаренных и талантливых детей, составляющих интеллектуальный потенциал нации. Поэтому одним из приоритетных направлений совершенствования образовательной практики в России в настоящее время является организация комплексной поддержки и целостной системы работы с одаренными учащимися.

В последние годы одаренным детям уделяется много внимания как на общегосударственном, так и на региональных уровнях. Это находит отражение в законодательных актах федерального уровня: Федеральной целевой программе «Дети России», Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг. и др. [12]. В республиканской долгосрочной целевой программе «Дети Татарстана» в подпрограмме «Одаренные дети» поставлена ключевая задача создания структур по поиску и поддержке одаренных детей [3]. Она перекликается с задачей формирования системы работы с одаренными детьми, которая продекларирована в Стратегии развития образования в Республике Татарстан на 2010-2015 гг. и подразумевает создание целостной системы выявления, отбора, развития и поддержки одаренных детей; создание сети специализированных лицеев и гимназий, которые будут работать с одаренными детьми по специальным

учебным планам и образовательным программам повышенного уровня [4].

Особую роль в работе с одаренными учащимися должно сыграть сотрудничество школ, вузов и предприятий, основанное на принципе сетевого взаимодействия.

В Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг. (Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 №792-р. Москва. С.11.) в Подпрограмме 2 « Развитие дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей» поэтапно описывается система мероприятий, которые будут осуществлены в отношении одаренных учащихся. На первом этапе реализации подпрограммы в 2013-2015 гг. планируется разработка инструментов поддержки одаренных детей, на втором этапе, в 20162018 гг., планируется создание для работы с ними всероссийского интернет-ресурса (портала), на третьем этапе для работы с одаренными детьми планируется задействовать инфраструктуры ведущих университетов, инновационных предприятий, творческих индустрий [2].

Особый статус Казанского (Приволжского) федерального университета был отмечен в Концепции развития и реализации интеллектуально-творческого потенциала детей и молодежи в Республике Татарстан «Перспектива» от 2012 года, где планировалось создание на базе университета научно-образовательного центра для одаренных (талантливых) детей и молодежи. В настоящее

время в рамках университета условия для работы с одаренными реализует центр довузовского образования, в составе которого функционируют астрономическая школа, летняя школа-лагерь «Квант», Малый университет. Сетевое взаимодействие также реализуется на базе ^-лицея-интерната и лицея имени Н.И.Лобачевского [5].

Рассматривая интеллектуальное развитие одаренных школьников, важно отметить, что основная образовательная задача школы состоит в обеспечении активного, сознательного, прочного и систематического усвоения знаний. При этом особенностью успешности в обучении одаренных школьников является развитие познавательных процессов, а именно памяти, начиная с младшего школьного возраста.

Рассматривая проблему развития памяти одаренных детей, необходимо подчеркнуть, что виды памяти различают в зависимости от того, что запоминается, как запоминается и насколько долго помнится [6].

Рассмотрим образную память и ее подвиды -зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную и вкусовую. Зрительная и слуховая память наиболее отчетливо проявляется у всех людей, а развитие осязательной, обонятельной и вкусовой памяти связано преимущественно с различными видами профессиональной деятельности (например, у дегустаторов пищевой промышленности, специалистов парфюмерного производства) или наблюдается у людей, лишенных зрения и слуха.

Высокого развития достигает образная память у людей, занимающихся искусством: художников, музыкантов, писателей. Некоторые художники, например, могут писать портреты по памяти, не нуждаясь в том, чтобы люди позировали им. Композиторы Моцарт, М.А.Балакирев, С.В.Рахманинов могли запомнить сложное музыкальное произведение, прослушав его всего один раз [7].

Некоторые люди обладают очень ярко выраженной образной памятью, называемой эйдетической памятью (от греческого слова «эйдос» -образ). Эйдетические образы - следствие длительной инертности возбуждения центрального коркового звена зрительного или слухового анализатора. Поэтому человек-эйдетик некоторое время после восприятия продолжает совершенно отчетливо, во всех деталях видеть только что воспринятую картину, слышать прослушанную мелодию и т.д. [8].

Точность воспроизведения, т. е. соответствие образа оригиналу, существенно зависит от участия речи при запоминании. Самую важную роль здесь играет правильное объяснение и понима-

ние того, что воспринимается. Школьники, воспринимающие предмет вне словесного объяснения, как правило, воспроизводят его образ неточно, фрагментарно (отрывочно).

Словесно-логическая память выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей, понятий, словесных формулировок. Мысли, не существуют вне речи, вне тех или иных слов и выражений. Поэтому и вид памяти называют не просто логическим, а словесно-логическим [9].

Форма воспроизведения мысли зависит от уровня речевого развития. Чем менее развита речь школьника, тем труднее ему выразить смысл своими словами. Но в этом случае как раз и важно побуждать его пересказывать учебный материал своими словами [10].

Запоминание и воспроизведение смыслового материала тесно связано с процессами мышления, с умственным развитием человека, с запасом его знаний. Дети, особенно младшего школьного возраста, самостоятельно выделяют существенные признаки с большим трудом, им необходима помощь учителя. Что касается деталей, то дети запоминают и воспроизводят их нередко очень хорошо, придают им непропорционально большое значение, особенно когда эти детали обладают яркой наглядностью, конкретностью и эмоциональным воздействием.

Двигательная (моторная) память проявляется в запоминании и воспроизведении движений и их систем. Она лежит в основе выработки и формирования двигательных навыков (ходьбы, письма, трудовых и спортивных навыков и т.д.). Двигательная память позволяет, например, пианисту играть в полной темноте, гимнасту мысленно «ощутить» порядок движений в разученной комбинации [11].

Эмоциональная память - память на пережитые чувства. Она имеет большое значение в формировании личности человека, позволяет ему регулировать поведение в зависимости от ранее пережитых чувств. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают как побудительные силы либо к совершению того или иного действия, поступка, либо к отказу от действия, если с ним связаны отрицательные переживания в прошлом. Следовательно, эмоциональная память - важнейшее условие духовного развития человека [12].

Рассматривая непроизвольную и произвольную память, необходимо отметить, что в сознательной, активной деятельности, при усвоении системы знаний, умений и навыков (например, в учении) произвольная память занимает ведущее место [13].

Именно в младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения. Суть их

состоит в том, что память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредствованной. Преобразование мнемической функции обусловлено значительным повышением требований к ее эффективности, высокий уровень которой необходим при выполнении новых мнемических задач, возникающих в ходе учебной деятельности.

Совершенствование памяти в младшем школьном возрасте обусловлено прежде всего приобретением в ходе учебной деятельности различных способов и стратегий запоминания, связанных с организацией и обработкой запоминаемого материала. По мере усложнения учебных заданий установка «просто запомнить» перестает себя оправдывать, что вынуждает ребенка искать приемы организации материала. Важнейшими являются приемы смыслового запоминания, лежащие в основе логической памяти одаренных детей. Основу логической памяти составляет использование мыслительных процессов в качестве опоры и средства запоминания.

Таким образом, необходимость исследования данной проблемы обусловлена противоречиями между:

- потребностью развития памяти младших школьников в процессе обучения и недостаточной разработанностью образовательных технологий, содержания, форм и методов обучения одаренных детей, стимулирующих проявление их природной активности в аспекте развития памяти;

- образовательным потенциалом игровой деятельности как основной для детей данного школьного возраста и недостаточным уровнем ее реализации в аспекте развития их памяти и познавательной деятельности.

Таким образом, память еще более многоаспектна, чем внимание, и с помощью одной или двух методических проб, одного или двух частных показателей удовлетворительно оценить ее практически невозможно. При поступлении ребенка в школу для успешности его обучения в младших классах необходимо знать, как минимум, следующие виды памяти и их показатели:

1. Кратковременную зрительную и слуховую, включая их объем и способность удерживать информацию в соответствующих видах оперативной памяти. Без наличия хорошей кратковременной и оперативной зрительной и слуховой памяти любая информация, воспринимаемая с помощью основных органов чувств, - учебная, трудовая, социальная и другая - не будет попадать в долговременную память и надолго сохраняться там.

2. Опосредованную память, которая характеризуется наличием и самостоятельным, инициативным использованием ребенком различных средств запоминания, хранения и воспроизведения информации.

3. Важно также правильно и точно оценить динамические особенности процесса запоминания и припоминания, включая такие показатели, как динамичность заучивания и его продуктивность, количество повторений, необходимых для безошибочного припоминания определенного набора единиц информации.

Младший школьный возраст является сензи-тивным для становления высших форм произвольного запоминания, поэтому целенаправленная развивающая работа по овладению мнемиче-ской деятельностью одаренных детей в данном возрасте является наиболее эффективной.

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №64» Московского района г.Казани. В экспериментальной группе были представлены по результатам диагностики одаренные дети (33 человека), в контрольной - школьники, обучающиеся по традиционной программе (30 человек).

В рамках экспериментального исследования были использованы следующие методики:

A) Методика «Повторение цифр» (субтест VI теста Д.Векслера);

Б) Методика «Оперативная память» И.В.Дубровиной;

B) Методика «Группировка» Е.Л.Яковлевой.

В ходе проведенного констатирующего этапа

нашего исследования было выявлено, что прослеживается необходимость в использовании и применении развивающей работы с использованием различных форм организации игровой деятельности, направленной на развитие памяти детей младших школьников в экспериментальной группе.

Исходя из полученных данных, нами была разработана программа развивающего обучения средствами игровой деятельности для детей младшего школьного возраста, которая состояла из двух частей: первая - выделение смысловых опор, вторая - составление и использование плана как смысловой опоры мнемической деятельности одаренного школьника.

Итак, результаты сравнительно- сопоставительного анализа обследования по выше представленным методикам на констатирующем и контрольном этапах показывают положительную динамику по выделенным показателям в экспериментальной группе по сравнению с контрольной.

Результаты объема кратковременной памяти по методике "Повторение цифр" (субтест IV теста Д. Векслера) в экспериментальной группе

45% 40% 35% 30% 25% 20% 15% 10% 5% 0%

44%

Объем внимания

Объем внимания

кратковременной памяти

кратковременной памяти

□ Высокий

□ Средний

□ Низкий

Констатирующий этап

Контрольный этап

Рис. 1.

Результаты объема кратковременной памяти по методике "Повторение цифр" (субтест IV теста Д. Векслера) в контрольной группе

45% 40% 35% 30% 25% 20% 15% 10% 5%

0%

Объем Объем внимания Объем Объем внимания

кратковременной кратковременной

Констатирующий этап

Контрольный этап

□ Высокий

□ Средний

□ Низкий

Рис. 2.

Уровни развития памяти детей младшего школьного возраста по методике "Оперативная память" И.В. Дубровиной

60% 50% : 40% | 30% ш 20% 10% 0%

51%

41%

33%

26%

42%

37%

36%

27%

36% 37%

27%

Экспериментальная группа

Контрольная группа

констатирующим контрольный ко нстати р ующии контрольный

этапы

Рис. 3.

пвысокий

□ средний

□ низкий

Результаты методики "Группировка" Е.Л. Яковлевой в экспериментальной группе

150%

21%

37%

41%

24%

41%

47%

50%

69%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

40%

36%

14%

9%

Высокий

Высокий

Средний

Средний

Низкий

□ 'Животные' ' ■ "Деревья" □ ' 'Одежда" □ "По суда" ■ "Небосвод"

Низкий

Рис. 4.

34%

29%

100%

37%

33%

37%

39%

50%

0%

По данным контрольного этапа эксперимента нами был произведен подсчет коэффициента результативности в экспериментальной и контрольной группах по Критерию Фишера. Полученные данные доказывают эффективность проведенной работы по развитию памяти одаренных школьников.

Итак, память является основой психической деятельности личности, так как без нее невозможно понять основы формирования ее поведения, мышления, сознания, подсознания. Именно память связывает прошлое школьника как субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе его развития и обучения.

Публикация осуществлена при финансовой поддержке РГНФ и Правительства Республики Татарстан, проект №14-16-16009.

1. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (3 апреля 2012 года) // URL: http://kremlin.ru/news/14907 (дата обращения: 16. 07. 2014)

2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы (24 мая 2013 года) // URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE% D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D 1%82%D1%8B/3409 (дата обращения: 24.06.2014)

3. Долгосрочная целевая программа "Дети Татарстана" на 2011-2013 годы (утв. постановлением КМ РТ от 30 декабря 2010 г. N 1150).

4. Стратегия развития образования на 2010-2015 годы // URL: https://mon.tatar.ru/kilechek.htm (дата обращения: 05. 08. 2014)

5. Концепция развития и реализации интеллектуально-творческого потенциала детей и молодежи Республики Татарстан «Перспектива», Приложение № 1 к Указу Президента Республики Татарстан от «09» октября 2012 года № УП-862 // URL: http://kpfu.ru/docs/F363465792/la_s_16841 .pdf (дата обращения: 03.08. 2014)

6. Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие для студентов пед. институтов. Под ред. проф. А.В.Петровского. - М.: Просвещение, 1973. - 476 с.

7. Гальперин П.Я. Экспериментальное формирование внимания. / П.Я.Гальперин, С.Л.Кабыльниц-кая. - М.: Просвещение, 1974. - 287с.

8. Багдасарова С. К. Психология и педагогика. / С.К.Багдасарова, С.И.Самыгин, Л.Д.Столяренко.

- Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2006. - 596с.

9. Головей Л.А. Практикум по возрастной психологии. / Л.А.Головей, Е.Ф.Рыбалко. - СПб.:Питер, 2006. - 337с.

10. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения дошкольников и младших школьников.- М.: изд. «Ось-89», 1999. -237с.

11. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? -М.: Народное образование, 2005. - 361с.

12. Андрющенко Т.Ю. Коррекционно-развивающие игры для младших школьников. / Т.Ю.Андрющенко, Н.В.Карабекова. - Волгоград: [б.и.], 2001.

- 249 с.

13. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968. - 259 с.

THE DEVELOPMENT OF MEMORY IN GIFTED SCHOOLCHILDREN IN THE EARLY STAGES OF LEARNING (BASED ON A PILOT STUDY)

R.A.Fahrutdinova, R.M.Akhmadullina

This article discusses the development of cognitive processes in junior schoolchildren in the early stages of learning. The authors present a theoretical basis for the issue under study in terms of growing scientific understanding of the nature of these processes and implementation of effective tools, forms, and methods for training and learning activities of gifted children. Considering the issue of memory development in gifted children, the authors identify memory types and their age-related characteristics in junior schoolchildren. The article emphasizes that the improvement of memory in the early school years is primarily due to various methods and strategies of memorizing acquired during the learning activities and coming from the organization and processing of memorized material. Of special interest are the results of the experimental work on the development of memory in gifted schoolchildren in the early stages of learning.

Key words: giftedness, ability, talent, development of memory, cognitive process, junior schoolchildren.

1. Koncepcija obshhenacional'noj sistemy vyjavlenija i razvitija molodyh talantov (3 aprelja 2012 goda) // URL: http://kremlin.ru/news/14907 (data obrash-henija: 16. 07. 2014 ) (In Russian)

2. Gosudarstvennaja programma Rossijskoj Federacii «Razvitie obrazovanija» na 2013-2020 gody (24 maja 2013 goda) // URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0% BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/3409 (data obrashhenija: 24. 06. 2014) (In Russian)

3. Dolgosrochnaja celevaja programma "Deti Tatar-stana" na 2011-2013 gody (utv. postanovleniem KM RT ot 30 dekabrja 2010 g. N 1150) (In Russian)

4. Strategija razvitija obrazovanija na 2010-2015 gody // URL: https://mon.tatar.ru/kilechek.htm (data obrashhenija: 05. 08. 2014) (In Russian)

5. Koncepcija razvitija i realizacii intellektual'no-tvorcheskogo potenciala detej i molodezhi Respubliki Tatarstan «Perspektiva», Prilozhenie № 1 k Ukazu Prezidenta Respubliki Tatarstan ot «09» oktjabrja 2012 goda № UP-862 // URL: http://kpfu.ru/docs/ F363465792/la_s_16841.pdf (data obrashhenija: 03.08. 2014) (In Russian)

6. Vozrastnaja i pedagogicheskaja psihologija. Ucheb-noe posobie dlja studentov ped. institutov. Pod red.

prof. A.V.Petrovskogo. - M.: Prosveshhenie, 1973. -476 s. (In Russian)

7. Gal'perin P.Ja. Jeksperimental'noe formirovanie vnimanija. / P.Ja.Gal'perin, S.L.Kabyl'nickaja. - M.: Prosveshhenie, 1974. - 287s. (In Russian)

8. Bagdasarova S.K. Psihologija i pedagogika. / S.K.Bagdasarova, S.I.Samygin, L.D.Stoljarenko. -Moskva: IKC «MarT», Rostov n/D: Izdatel'skij centr «MarT», 2006. - 596s. (In Russian)

9. Golovej L.A. Praktikum po vozrastnoj psihologii. / L.A.Golovej, E.F.Rybalko. - SPb.Piter, 2006. - 337s. (In Russian)

10. Amonashvili Sh.A. Vospitatel'naja i obrazovatel'naja funkcija ocenki uchenija doshkol'nikov i mladshih shkol'nikov. - M.: izd. «Os'-89», 1999. - 237s. (In Russian)

11. Gippenrejter Ju.B. Obshhat'sja s rebenkom. Kak? -M.: Narodnoe obrazovanie, 2005. - 361s. (In Russian)

12. Andrjushhenko T.Ju. Korrekcionno-razvivajushhie igry dlja mladshih shkol'nikov. / T.Ju.Andrjushhenko, N.V.Karabekova. - Volgograd: [b.i.], 2001. - 249 s. (In Russian)

13. Bozhovich L.I. Lichnost' i ee formirovanie v detskom vozraste. - M.: Prosveshhenie, 1968. - 259 s. (In Russian)

Фахрутдинова Резида Ахатовна - доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и технологий гуманитарно-художественного образования Института филологии и межкультурной коммуникации Казанского федерального университета.

420008, Россия, Казань, ул. Кремлевская, 18. E-mail: fahrutdinova@list.ru

Fahrutdinova Rezida Ahatovna - Doctor of Pedagogy, Professor, Department of Theory and Technology of Humanities and Fine Arts Education, Institute of Philology and Intercultural Communication, Kazan (Volga Region) Federal University.

18 Kremlyovskaya Str., Kazan, 420008, Russia E-mail: fahrutdinova@list.ru

Ахмадуллина Римма Маратовна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и технологий гуманитарно-художественного образования Института филологии и межкультурной коммуникации Казанского федерального университета.

420008, Россия, Казань, ул. Кремлевская, 18. E-mail: akhrimma@mail.ru

Akhmadullina Rimma Maratovna - PhD in Pedagogy, Associate Professor, Department of Theory and Technology of Humanities and Fine Arts Education, Institute of Philology and Intercultural Communication, Kazan (Volga Region) Federal University.

18 Kremlyovskaya Str., Kazan, 420008, Russia E-mail: akhrimma@mail.ru

Поступила в редакцию 18.08.2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.