Научная статья на тему 'СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ В ОБЛАСТИ ЕСТЕСТВЕННОМАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН'

СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ В ОБЛАСТИ ЕСТЕСТВЕННОМАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
106
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональная компетентность / учитель начальных классов сельской школы / интегративно-компетентностный подход / естественно-математические дисциплины / интегративное мышление / professional competence / primary school teacher in rural schools / integrative competence approach / natural and mathematical disciplines / integrative thinking

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Д Б. Темуркаева

Нормативным условием ФГОС СПО третьего поколения является компетентностная подготовка выпускников, способных интегрироваться в образовательную среду на высоком уровне профессионализма и образованности. В связи с этим актуальным представляется интегративно-компетентностный подход к организации учебно-образовательного процесса по дисциплинам, изучающим в начальных классах. Компетентностная парадигма образования ориентирована на углубленную подготовку по междисциплинарному курсу «Теоретические основы математики с методикой преподавания», сконструированному на тесном переплетении математических и естественнонаучных знаний. Предлагаемая экспериментальная программа «Формирование естественнонаучных понятий в процессе решения текстовых задач» ориентирована на формирование профессионально важных качеств у будущих учителей начальных классов как системы общих и профессиональных компетенций, способствующих управлению продуктивной мыслительной деятельностью в области применения полученных естественнонаучных знаний в различных ситуациях при обучении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Д Б. Темуркаева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VOCATIONAL EDUCATION SYSTEM FOR FUTURE PRIMARY SCHOOL TEACHERS IN SCIENCE AND MATHEMATICS

The normative condition of the third-generation of the Federal state educational standard is the competence-based training of graduates who are able to integrate into the educational environment at a high level of professionalism and education. In this regard, an integrative-competence approach to the organization of the educational process in the disciplines studied in primary classes is relevant. The competence paradigm of education is focused on an in-depth training in the interdisciplinary course “Theoretical foundations of mathematics with teaching methods”, designed on the close intertwining of mathematical and natural science knowledge. The proposed experimental program “Formation of natural science concepts in the process of solving text problems” is focused on the formation of professionally important qualities of future primary school teachers, as a system of general and professional competencies to manage productive mental activity in the field of applying the obtained natural science knowledge in various situations during training.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ В ОБЛАСТИ ЕСТЕСТВЕННОМАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН»

Под активной формой обучения мы понимаем форму взаимодействия студента и преподавателя, при которой студенты являются не пассивными слушателями, а активными участниками обучающего процесса. Здесь преподаватель и обучающиеся находятся на равных уровнях. Активные формы обучения больше предполагают демократический стиль общения преподавателя. Примером активной формы обучения могут служить диалог, дискуссия, разбор кейсов и др.

Результатом включения данной формы в работу со студентами становится активность студента, дополнительная его мотивация, приобретение и развитие таких коммуникативных навыков, как установление контакта, поддержание беседы, изложение собственных мыслей, выражение и отстаивание своих позиций по различным вопросам. Студенты учатся пользоваться невербальными средствами общения и пр.

Многие преподаватели между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия.

Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов.

Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности, способ познания, осуществляемый в форме совместной деятельности студентов. Все участники обучающего процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия других и собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблемы. Одной из причин включения данной формы обучения в образовательный процесс является создание комфортных условий, таких, при которых студент чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность, что делает более продуктивным сам процесс обучения. Учебный процесс организован таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают [6].

Особенность интерактивных методов - это высокий уровень взаимно направленной активности сотрудничества, эмоциональное, духовное единение участников. По сравнению с традиционными формами ведения занятий в интерактивном обучении меняется взаимодействие преподавателя и обучаемого: активность педагога уступает место активности обучаемых, а задачей педагога становится создание условий для развития их инициативы.

Библиографический список

В ходе диалогового обучения студенты учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, слушать, общаться друг с другом, другими людьми, учатся просить, избегать или гасить конфликты и др. [5].

Методом для реализации данной формы обучения на занятиях может служить организация парной или групповой работы, ведение проектной и исследовательской деятельности, включение в программу ролевых игр, тренингов, «мозгового штурма».

При использовании данных форм обучения студент становится полноправным участником учебного процесса. Преподаватель перестает предлагать готовые знания и решения, он побуждает студентов к самостоятельному поиску на основе собственных знаний, умений и навыков.

Именно на данном этапе подросток раскрывает в себе все, что было заложено и сформировано в нем ранее, а также стремится развить или приобрести новые навыки, знания и применить их на практике.

Активные и интерактивные формы обучения необходимо внедрять в образовательный процесс, поскольку большинство студентов техникумов самостоятельно не могут улучшить свои коммуникативные навыки, не говоря уже о формировании основ профессионального общения (табл. 1).

Мы считаем, что наилучший способ усвоения и развития коммуникативных навыков - это практика. Практика в общении и постоянный анализ собственных действий под руководством и с учетом внесения корректировок преподавателями в дисциплины техникума. Введение в процесс обучения студентов в учреждениях среднего профессионального образования активных и интерактивных форм способствует эффективному освоению и развитию коммуникативных навыков, а также формированию ключевых основ профессионального общения и возможности использования их практике.

В заключение необходимо отметить, что активные и интерактивные формы при обучении студентов включают разные виды работы, которые требуют четкого распределения времени, сил, материала. Поэтому, включая данные формы в рабочие программы, преподавателям следует провести огромную работу, в том числе и со студентами. Также при явных преимуществах активных и интерактивных форм работы со студентами не стоит забывать о необходимости их использования в комплексе с другими формами организации обучения и только как определенную составляющую.

1. Везиров Т.Г, Богатырева Ж.В. Учет репрезентативной системы при организации информационно-коммуникационной среды вуза в подготовке специалистов. Мир науки, культуры, образования. 2015; № 6 (55): 69 - 70.

2. Козлова РП. Преодоление барьеров профессионального общения как фактор развития интегральной индивидуальности (исследование специалистов досуговых центров). Диссертация ... кандидата психологических наук. Пермь, 1994.

3. Монгинаите Л. Психология общения. Вильнюс: Техника. 2010.

4. Коммуникативная компетенция как методическое понятие. Available at: https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/12548/1/

5. Аболина Н.С., Акимова О.Б. Процесс профессионального обучения и формирование коммуникативной компетенции. Инновационные проекты в образовании. 2013; № 3.

6. Канжигитова А.М. Влияние интерактивных форм работы на развитие коммуникативных навыков учащихся. Молодой ученый. 2016; № 26.1 (130.1).

References

1. Vezirov T.G., Bogatyreva Zh.V. Uchet reprezentativnoj sistemy pri organizacii informacionno-kommunikacionnoj sredy vuza v podgotovke specialistov. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2015; № 6 (55): 69 - 70.

2. Kozlova R.P. Preodolenie bar'erov professional'nogo obscheniya kak faktorrazvitiya integral'noj individual'nosti (issledovanie specialistov dosugovyh centrov). Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Perm', 1994.

3. Monginaite L. Psihologiya obscheniya. Vil'nyus: Tehnika. 2010.

4. Kommunikativnaya kompetenciya kakmetodicheskoe ponyatie. Available at: https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/12548/1/

5. Abolina N.S., Akimova O.B. Process professional'nogo obucheniya i formirovanie kommunikativnoj kompetencii. Innovacionnyeproekty v obrazovanii. 2013; № 3.

6. Kanzhigitova A.M. Vliyanie interaktivnyh form raboty na razvitie kommunikativnyh navykov uchaschihsya. Molodojuchenyj. 2016; № 26.1 (130.1).

Статья поступила в редакцию 23.10.20

УДК 378

Temurkaeva D.B., Cand. of Sciences (Pedagogy), Department of Education and Psychology, Chechen State University (Grozny, Russia),

E-mail: [email protected]

VOCATIONAL EDUCATION SYSTEM FOR FUTURE PRIMARY SCHOOL TEACHERS IN SCIENCE AND MATHEMATICS. The normative condition of the third-generation of the Federal state educational standard is the competence-based training of graduates who are able to integrate into the educational environment at a high level of professionalism and education. In this regard, an integrative-competence approach to the organization of the educational process in the disciplines studied in primary classes is relevant. The competence paradigm of education is focused on an in-depth training in the interdisciplinary course "Theoretical foundations of mathematics with teaching methods", designed on the close intertwining of mathematical and natural science knowledge. The proposed experimental program "Formation of natural science concepts in the process of solving text problems" is focused on the formation of professionally important qualities of future primary school teachers, as a system of general and professional competencies to manage productive mental activity in the field of applying the obtained natural science knowledge in various situations during training.

Key words: professional competence, primary school teacher in rural schools, integrative competence approach, natural and mathematical disciplines, integrative thinking.

Д.Б. Темуркаееа, соискатель, Чеченский государственный университет, г. Грозный, E-mail: [email protected]

СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ В ОБЛАСТИ ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Нормативным условием ФГОС СПО третьего поколения является компетентностная подготовка выпускников, способных интегрироваться в образовательную среду на высоком уровне профессионализма и образованности. В связи с этим актуальным представляется интегративно-компетентностный подход к организации учебно-образовательного процесса по дисциплинам, изучающим в начальных классах. Компетентностная парадигма образования ориентирована на углубленную подготовку по междисциплинарному курсу «Теоретические основы математики с методикой преподавания», сконструированному на тесном переплетении математических и естественнонаучных знаний. Предлагаемая экспериментальная программа «Формирование естественнонаучных понятий в процессе решения текстовых задач» ориентирована на формирование профессионально важных качеств у будущих учителей начальных классов как системы общих и профессиональных компетенций, способствующих управлению продуктивной мыслительной деятельностью в области применения полученных естественнонаучных знаний в различных ситуациях при обучении.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, учитель начальных классов сельской школы, интегративно-компетентностный подход, естественно-математические дисциплины, интегративное мышление.

Введение ФГОС СПО третьего поколения стимулирует развитие инновационных педагогических идей при подготовке учителей начальных классов, целевым ориентиром которых является формирование компетенций выпускника. В этой связи проблема повышения профессиональной компетентности будущего учителя начальных классов сельской школы приобретает особую значимость на современном этапе развития среднего профессионального образования, поэтому разработано немало интегративно-педагогических концепций, на базе которых, в свою очередь, формируются интегративные технологии обучения, рассматриваемые в исследовании в области изучения естественно-математических дисциплин. В условиях модернизации педагогического образования развитие интегративного мышления у студентов становится важным компонентом формирования профессиональной компетентности будущего учителя начальной школы. В связи с этим исследуемая проблема профессиональной компетентности учителя начальной сельской школы рассматривается нами в аспекте инте-гративно-компетентностного подхода к освоению материала учебного предмета «Математика» как профилирующей дисциплины в изучении естественнонаучных дисциплин [1 - 3].

В контексте исследования понятие «подход» можно рассматривать как методологическую основу стратегического и тактического аспектов организации образовательного процесса. Стратегический аспект, определяющий цель и результат естественнонаучного образования в педагогическом колледже, в нашем исследовании представлен целостным, компетентностным, аксиологичским подходами, а в качестве основы построения его содержания выбраны интегратив-ный, деятельностный подходы (тактический аспект).

Интегративно-компетентностный подход, рассматриваемый в исследовании как стратегический аспект формирования профессиональной компетентности, позволяет проводить интегрированное обучение учащихся младших классов естественно-математическим дисциплинам, направленное на углубление взаимодействия межпредметных связей. Принципы интегрированного обучения отражаются в концепции формирования интегрированного мышления у студентов педагогического колледжа. Эта технология, как одно из новшеств современной методики, способна связывать на первый взгляд даже не смежные дисциплины. Не является исключением и математика.

Учебно-методический комплект по математике состоит из синтезированных знаний из разных наук, реальной повседневной жизни и методов интеграции, систематизированное и целостное восприятие которых способствует развитию целенаправленности, широты и активности мышления обучающихся. Анализ основной образовательной программы среднего профессионального образования приводит к пониманию тех проблем и недостатков в программно-методическом обеспечении профилирующих дисциплин, заключающихся в том, что на уровне современного колледжа в программно-методическом обеспечении начального курса математики не представлен интегрированный учебный материал, предназначенный для применения данного предмета в разных областях знания и практической деятельности в его преобразовательно-функциональном значении. Подобного рода противоречия в образовательном процессе учреждений среднего уровня требуют перехода на новую модель профессиональной подготовки, в которой предусматривается изменение характера профессионального образования будущих специалистов.

Опрос преподавателей Хасавюртовского педагогического колледжа, проведенный в 2014 году, позволил нам сделать вывод, что проблема формирования у студентов профессиональных компетенций будущего педагога начальной школы в области изучения естественнонаучных дисциплин представляет большой научно-практический интерес, так как наблюдается несогласованность стандартов начальной школы и среднего профессионального образования в представленных учебниках для педагогических колледжей, в которых далеко не полно представлены современные учебно-методические комплекты для обучения учащихся младших классов.

Для того чтобы формировать профессиональную компетентность будущих учителей начальной школы сельской школы, необходимо изменить содержание

образования в колледже на основе вариативного содержания принципов инте-гративного и деятельностного подходов в формировании профессиональных навыков и умений будущего специалиста через межпредметную подготовку, используя активную жизненную позицию студентов. Предметная подготовка и активная творческая позиция студента в деятельности в комплексе способствует формированию и развитию личностей будущих педагогов так, чтобы они освоили способы самосовершенствования и саморазвития, обеспечивая себе высокую эффективность функционирования в системе «человек-человек» в качестве субъекта-профессионала.

Анализ теоретических подходов к формированию профессиональной компетентности будущих учителей начальных классов сельской школы, практического опыта учительской деятельности молодых специалистов на селе выявил, что в сельской школе в неблагополучном состоянии находится междисциплинарная подготовка в естественнонаучной направленности учащихся младших классов, связующим звеном которых является дисциплина «Математика» как основа всех наук. В связи с этим возникает необходимость в формировании совокупности компетентностей, образующих содержание профессиональной компетентности будущих учителей начальных классов сельской школы [1].

Следовательно, в спектре интегрировано-компетентностного подхода к профессиональной подготовке будущего учителя начальных классов сельской школы назрела необходимость достижения высокого уровня образованности и профессионализма, в частности в области технологии организации инте-гративного учебного процесса по естественно-математическим дисциплинам с целью формирования осознанной и логически выстроенной системы инте-гративного мышления, которая возникает в процессе тесного взаимодействия знаний естествознания и математики, посредством которого происходит отражение объективного мира в логической системе понятий, суждений, умозаключений [2].

Данные обстоятельства вызывают необходимость наполнения процесса профессиональной подготовки будущих учителей интегративным содержанием в качестве технолого-методического инструментария формирования профессиональной компетентности будущего учителя с целью достижения высокого уровня предметной подготовленности и творческого саморазвития [3].

По нормативным требованиям ФГОС СПО третьего поколения в качестве основных целевых ориентиров подготовки является формирование условий для развития компетенций выпускника. Следовательно, одним из основных нормативов становится вопрос о методологических основах создания условий для приобретения знаний, умений и навыков в учебно-познавательной деятельности обучающихся педагогического колледжа в процессе изучения естественно-математических дисциплин.

В формировании профессиональной компетентности будущего учителя начальных классов сельской школы чрезвычайно важной является целостная организация образовательного процесса педагогического колледжа. В этой части актуальность придается интеграции математических и естественнонаучных знаний в рамках Федеральных образовательных стандартов третьего поколения как одного из эффективных средств формирования предметно-методической компетенции будущего специалиста.

В связи с тем, что целостностная система обучения естественно-математическим дисциплинам охватывает принципы интегративно-компетентностного, деятельностного и аксиологического подходов, культивирующих соответствие квалификационных требований к подготовке учителя начальных классов индивидуальному уровню предрасположенности студентов к продуктивной мыслительной деятельности по применению полученных знаний в различных ситуациях, следует проектировать содержание учебных программ по данным дисциплинам на основе интегрированного материала с учетом решения прикладных задач, рассматриваемых в данных областях знаний, отражающих специфику направления подготовки [1].

Глубокий анализ нормативных требований ФГОС третьего поколения к уровню профессиональной подготовки выпускников педагогического колледжа

позволил нам спроектировать программу «Формирование естественнонаучных понятий у младших школьников в процессе решения текстовых задач» как экспериментальный раздел междисциплинарного курса «Теоретические основы начального курса математики с методикой преподавания», сконструированный на учебном материале предметов «Математика» и «Естествознание».

Настоящая программа разработана для экспериментального апробирования в учебном процессе Хасавюртовского педагогического колледжа как инте-грированно-компетентностная форма междисциплинарной подготовки учителей начальной школы, обеспечивающая новейшие образовательные технологии по введению интегрированных форм преподавания начального курса математики с основами естествознания в систему начального образования.

В качестве эффективной технологии рассматриваются методы проектирования, логического решения текстовых задач, многомерного решения примеров, обеспечивающие успешное развитие предметно-методической компетенции студентов. Это объясняется тем, что ряд тем в дисциплинах естественно-математического цикла (математика-информатика-естествознание) тесно переплетаются и требуют интегрированного мышления. Использование данных математических способов освоения учебного материала позволяет развивать способности подходить к решению задач с разных аспектов (обычных классических математических методов и различных пакетов прикладных программ), при этом стержневую позицию сохраняет продуктивная мыслительная деятельность.

Программа содержит два модуля (базовый и элективный), которые в логическом сочетании успешно обеспечивают повышение уровня предметно-методической компетенции будущих учителей начальных классов, показателем чего является развитое интегрированное мышление. Программа может быть представлена в следующей схеме:

I-блок (базовая часть) - пороговый уровень преподавания предмета;

II-блок (элективная часть) - повышенный уровень преподавания предмета.

Разделы первого модуля обязательны для изучения всеми студентами педагогического колледжа:

1) общие вопросы обучения младших школьников решению задач;

2) общие вопросы методики решения текстовых задач.

Второй модуль «Методика обучения решению текстовых задач на интегра-тивной основе» является вариативной частью, которая состоит из самостоятельных тем, отражающих интегрированные формы преподавания начального курса математики и основ естествознания, раскрывающего особенности математического языка и математического моделирования реальных процессов. Данный модуль носит формирующую направленность и предназначен для студентов экспериментальной группы. Следовательно, параллельное освоение базовых и элективных модулей программы обеспечивает познавательную самостоятельность студентов, мотивируя их к достижению высшего уровня профессиональной подготовки.

В предлагаемой программе на первый план выдвигается формирование у студентов интегрированного мышления.

Программа рассчитана на 228 часов, в том числе инвариантная часть программы - 102 (50 теоретических/32 практических) часов, вариативная часть -222 часов самостоятельной работы обучающегося.

Составной частью программы является примерный учебно-тематический план по модулям, который можно использовать при составлении конкретного учебно-тематического плана. В тематическом плане раскрывается последовательность параллельного изучения разделов и тем программы для достижения повышенного уровня предметно-методической компетенции студентов.

В данной программе для формирования естественнонаучных понятий в процессе решения текстовых задач предлагаются возможности многомерного выбора решения, способствующие развитию гибкости и оригинальности мышления. Альтернативность решений будет влиять на развитие активности, критичности, организованности, рациональности, экономии мышления, что, в свою очередь, поможет разумно выбирать способы действий и рационально использовать время к достижению цели [3].

Таким образом, интегрированная программа обучения математике позволяет студентам в теоретических основах ее начального курса осмыслить ту базу, на которой строится обучение естественнонаучным дисциплинам в тесной взаимосвязи двух предметов, глубже проникнуть в суть методики преподавания математики, осознать особую значимость методико-математической подготовки в избранной профессии.

Таблица 1

Тематический план

Наименование разделов и тем Общее количество ч. часов Всего ч. Лаб.р./ Пр.зан. ч. Самостоятельная работа студента Уровень освоения

Модуль 1 2 3 4 6 6

Раздел 4. Понятие текстовой задачи и процессы ее решения 45 30 14 15 1 - 2

Тема 4.1. Текстовая задача и способы ее решения 15 6 4 5

Тема 4.2. арифметические способы поэтапного решения текстовых задач 30 10 10 10

Раздел 5. Методика обучения решению текстовых задач 57 20 18 19 1 - 2

Тема 5.1. Формирование у учащихся понятия простой задачи. Обучение общим приемам работы с простой задачей 24 8 8 8

Тема 5.2. Методика обучения решению текстовых задач, раскрывающих смысл действий сложения и вычитания 10 3 4 3

Тема 5.3. Методика обучения решению задач, раскрывающих связи между компонентами и результатом арифметических действий 12 5 3 4

Тема 5.4 Этапы решения тестовых заданий на бытовом, научном и синтетическом уровне: - восприятие и анализ содержания задачи; - поиск и составление плана решения задачи; - выполнение плана решения задачи; - проверка решения задачи 10 4 3 3

Модуль 2 2 - 3

Тема 2.1. Решение текстовых задач на интегративной основе 122 45 77 56

Тема 2.2. Обучение решению задач, раскрывающих смысл природоведческих представлений и понятий 28 12 16 14

Тема 2.3. Методика обучения решению текстовых задач, раскрывающих смысл отношений в окружающем мире 46 10 21 15

Тема 2.4. Формирование естественнонаучных понятий в процессе решения текстовых задач 53 14 22 17

Тема 2.5. Математическое моделирование реальных процессов 19 4 9 6

Тема 2.6. Показательный урок по теме «Приемы работы по формированию естественнонаучных понятий в решении текстовых задач» 2 2 1 - 3

Зачет по темам 2 2 1 - 3

Библиографический список

1. Ладин РА., Снежкина О.В., Бочкарева О.В., Титова Н.В. Математика и междисциплинарные связи. Молодой ученый. 2014; № 1: 550 - 552.

2. Монахов В.М. Методология проектирования педагогической технологии: аксиоматический подход. Школьные технологии. Москва, 2000; № 3: 57 - 71.

3. Программно-методические материалы. Математика. Начальная школа. Составитель И.А. Петрова. Москва, 2000.

References

1. Ladin R.A., Snezhkina O.V., Bochkareva O.V., Titova N.V. Matematika i mezhdisciplinarnye svyazi. Molodoj uchenyj. 2014; № 1: 550 - 552.

2. Monahov V.M. Metodologiya proektirovaniya pedagogicheskoj tehnologii: aksiomaticheskij podhod. Shkol'nye tehnologii. Moskva, 2000; № 3: 57 - 71.

3. Programmno-metodicheskie materialy. Matematika. Nachal'naya shkola. Sostavitel' I.A. Petrova. Moskva, 2000.

Статья поступила в редакцию 15.10.20

УДК 378

Bulueva Sh.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Psychology, Chechen State University (Grozny, Russia),

E-mail: [email protected]

Mutuskhanova R.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Interfaculty Language Department, Grozny State Oil Technical University n.a. Academician

M.D. Millionshchikov (Grozny, Russia), E-mail: [email protected]

Yusupova R.Ya., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia),

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

E-mail: [email protected]

POTENTIAL OF CREATIVE ACTIVITY OF STUDENTS IN DEVELOPING THEIR PROFESSIONAL SKILLS. The article studies the potential of students' creative activity in the development of their professional skills. Ways to activate the creative work of students is the widespread introduction into the educational process of active forms and methods of learning, motivation of students with possible material bonuses when they achieve certain successes in professional competitions. It is concluded that a modern university graduate must have the ability to think creatively, carry out creative activities, change stereotypes, predict the results of his professional activities, and solve a wide range of problems outside the box. The researchers have considered the following creative methods of enhancing the educational process: problem learning, independent work of students, game technologies, analysis of specific situations, project technology, problem lecture, discussions, brainstorming, TRIZ, case method, etc.

Key words: creative activity, student, creative tasks, professional skills.

Ш.И. Булуева, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный, E-mail: [email protected]

Р.М. Мутусханоеа, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Грозненский государственный нефтяной технический университет

имени академика М.Д. Миллионщикова», г. Грозный, E-mail: [email protected]

Р.Я. Юсупова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», г. Грозный, E-mail: [email protected]

ПОТЕНЦИАЛ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В РАЗВИТИИ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ

В статье изучен потенциал творческой деятельности студентов в развитии их профессиональных навыков. Способами активизации творческой работы студентов является повсеместное внедрение в учебный процесс активных форм и методов обучения, мотивация обучающихся возможными материальными бонусами при достижении ими определённых успехов в олимпиадах и конкурсах профессионального мастерства. Сделан вывод о том, что современный выпускник вуза должен обладать способностью творчески мыслить, осуществлять творческую деятельность, изменять стереотипы, прогнозировать результаты своей профессиональной деятельности, нестандартно решать широкий круг задач. Нами рассмотрены следующие творческие методы активизации учебного процесса: проблемное обучение, самостоятельная работа студентов, игровые технологии, анализ конкретных ситуаций, проектная технология, проблемная лекция, дискуссии, мозговая атака, ТРИЗ, кейс-метод и др.

Ключевые слова: творческая деятельность, студент, творческие задачи, профессиональные навыки.

В настоящее время современному обществу необходимо постоянно решать проблемы в различных сферах жизни, в том числе на производстве и в образовании. Для формирования профессиональных навыков студентов очень важно применять в процессе обучения современные технологии, активные методы обучения, развивающие личностную, познавательную, коммуникативную активность обучающихся. Перспективным направлением для решения этой задачи можно считать использование в процессе обучения студентов различного рода творческих заданий. Практико-ориентированное направление подготовки кадров по новому ФГОС приводит к необходимости внесения существенных изменений в организацию учебного процесса профессиональных образовательных учреждений, разработки для проведения образовательного процесса новых рабочих программ и т.д. [1 - 12].

Важным становится осмысление опыта обучающегося, обсуждение его с другими обучающимися, применение новых знаний для решения нестандартных проблемных ситуаций. Таким образом, происходит активизация учебного процесса. В последнее время в процессе формирования профессиональных навыков студентов вуза, и не только, «все большую актуальность приобретают понятия «креативная личность», «креативная деятельность», «креативные способности»». Сейчас они довольно часто используются в современных педагогических и экономических источниках. Вместе с тем следует отметить, что эти понятия имеют весьма важное практическое содержание.

Ещё совсем недавно, буквально лет 10 - 20 назад, выпускнику вуза или колледжа достаточно было просто быть носителем определённых профессиональных знаний и обладать в соответствии со своей специальностью набором профессиональных умений и навыков для достаточно успешного участия в профессиональной деятельности. В настоящее время для достижения успеха в профессиональной деятельности студенту или выпускнику колледжа технической направленности на предприятии необходимо развивать и проявлять свои

творческие способности. Исследование потенциала творческой деятельности позволяет раскрыть ее особенности. С точки зрения Е.А. Ракитиной, основными особенностями отличия творческой деятельности в процессе формирования профессиональных навыков от всех других видов образовательной деятельности являются следующие: «во-первых, в творческой деятельности всегда обнаруживается стремление выражать и обозначать сущность неизвестного при помощи известного; во-вторых, необходимость измерять все то, что может быть измерено, указывать численное соотношение изучаемого и известного; в-третьих, всегда обозначать место изучаемого в системе известного» [1, с. 65 - 69].

По мнению И.В. Шумовой, «успешность осуществления творческой деятельности студентов в процессе формирования их профессиональных навыков будет зависеть от уровня развития у них творческих способностей, которые возможно рассматривать как комплекс трех относительно автономных составляющих: поисковая активность; дивергентное мышление; конвергентное мышление» [2, с. 57 - 58].

Конвергентное мышление имеет наименьшее отношение к решению творческих задач, так как это просто решение задач по заданному алгоритму, поэтому далее в данной работе не будет подробно рассматриваться.

Мотивационная составляющая, безусловно, является своеобразным «пусковым механизмом», определяющим дальнейшие действия обучающегося. При весьма высокой мотивации студент может решать достаточно сложные проблемы.

Наличие у студента способности к дивергентному мышлению позволит ему весьма эффективно генерировать перспективные идеи, выдвигать интересные гипотезы, успешно решать кейсы, активно и в то же время продуктивно участвовать в дискуссиях. Можно констатировать, что мотивация и дивергентное мышление (креативность) - психологические качества обучающихся, наличие которых позволит им достичь высоких результатов не только в профессиональной сфере,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.