Научная статья на тему 'Организационные и педагогические условия подготовки магистра -учителя начальных классов'

Организационные и педагогические условия подготовки магистра -учителя начальных классов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
165
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PEDAGOGICAL EDUCATION / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCY-BASED APPROACH / КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMPETENCE / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА / PROFESSIONAL STANDARD OF A TEACHER / ПОДГОТОВКА ПРОГРАММЫ МАГИСТРАТУРЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / EDUCATIONAL PROGRAMME / PROGRAMME PREPARATION OF MASTER''S DEGREE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шалева Л. Б.

В статье рассматриваются организационно-педагогические условия подготовки и реализации компетентностного подхода в процессе проектирования и освоения образовательной программы магистра направления 44.04.01 Педагогическое образование. Раскрываются целевые, содержательные и технологические аспекты разработки и реализации профессиональной программы по профилю Теория и методика начального образования. Особое внимание уделяется вопросам практико-ориентированного обучения магистров учителей начальных классов. Статья адресована всем, кто заинтересован и участвует в профессиональной подготовке учителей в условиях двухуровневого обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шалева Л. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF THE PREPARATION OF A HOLDER OF A MASTER''SDEGREE AND AN ELEMENTARY SCHOOL TEACHER

The article considers some points of the organization and pedagogical conditions of the preparations and realization of the content approach in the process of the projecting and realization of the educational programme in the part 44.04.01 “Pegagogical education”. Purpose, content and technological aspects of the working out and realization of the professional programme in the sphere “The theory and methods of primary education” are exposed. Special attention is paid to the solution of the problems of the practice oriented character of the preparation of holders of a master''s degree. The article is aimed to all who are interested and take part in the professional preparation of teachers ofprimary education in the conditions of two-level education.

Текст научной работы на тему «Организационные и педагогические условия подготовки магистра -учителя начальных классов»

УДК 378.048.2 ШАЛЕВА Л.Б.

кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики начального общего и музыкального образования, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева

Е-mail: [email protected]

UDC 378.048.2

SHAIEVA L.B.

Department of theory and methodology of elementary general and musical education, Orel State University Е-mail: [email protected]

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРА -УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

ORGANIZATION AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF THE PREPARATION OF A HOLDER OF A MASTER'SDEGREE AND AN ELEMENTARY SCHOOL TEACHER

В статье рассматриваются организационно-педагогические условия подготовки и реализации компетентностного подхода в процессе проектирования и освоения образовательной программы магистра направления 44.04.01 Педагогическое образование. Раскрываются целевые, содержательные и технологические аспекты разработки и реализации профессиональной программы по профилю Теория и методика начального образования. Особое внимание уделяется вопросам практико-ориентированного обучения магистров - учителей начальных классов. Статья адресована всем, кто заинтересован и участвует в профессиональной подготовке учителей в условиях двухуровневого обучения.

Ключевые слова: педагогическое образование, компетентностный подход, компетентность, компетенция, профессиональный стандарт педагога, подготовка программы магистратуры, образовательная программа.

The article considers some points of the organization and pedagogical conditions of the preparations and realization of the content approach in the process of the projecting and realization of the educational programme in the part 44.04.01 "Pegagogical education". Purpose, content and technological aspects of the working out and realization of the professional programme in the sphere "The theory and methods of primary education" are exposed. Special attention is paid to the solution of the problems of the practice oriented character of the preparation of holders of a master's degree. The article is aimed to all who are interested and take part in the professional preparation of teachers ofprimary education in the conditions of two-level education.

Keywords: pedagogical education, competency-based approach, competence, professional standard of a teacher, programme preparation of master's degree, educational programme.

Образовательная программа подготовки магистров по направлению «Педагогическое образование» (профиль Теория и методика начального образования), разработана и реализуется в институте педагогики и психологии Орловского государственного университета имени И.С.Тургенева. Освоению этой программы предшествует подготовка бакалавров педагогического образования (профили Начальное образование Начальное образование и математика, Начальное образование и русский язык, дошкольное воспитание). Цель образовательной программы: обеспечить подготовку магистров - учителей, способных проектировать образовательный процесс и осуществлять педагогическую деятельность в образовательных организациях в соответствии с требованиями ФГОС ВО [4] для федеральных и региональных нужд. Рассматриваемая программа полностью соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования [4] и профессионального стандарта 01.001 Педагог (Педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании (Воспитатель, учитель). Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544 [5].

Опыт приема в магистратуру по профилям, связанным с подготовкой учителей начальных классов, показывает, что среди поступающих редко встречаются случайные люди. Основная

масса будущих магистрантов и магистров - это выпускники университета, имеющие специальное педагогическое образование (учителя начальных классов, средней школы, школьные психологи), ориентированные на совершенствование профессиональной подготовки. Большинство поступающих на вторую ступень высшего образования - это выпускники, закончившие бакалавриат по направлению Педагогическое образование, профиль: Начальное образование.

Среди поступающих в магистратуру примерно четверть не имеет базового педагогического образования. Среди них есть работники сферы образования, испытывающие необходимость в профессиональной педагогической подготовке и повышении профессионального статуса (несмотря на то, что среди них был студент - преподаватель, имеющий ученую степень кандидата наук и ученое звание). Двухуровневая система получения высшего педагогического образования привлекает выпускников всех вузов города, повышает степень профессиональной мобильности выпускников - учителей начальных классов, специалистов-практиков (логопеды и школьные психологи считают необходимым в своей профессиональной деятельности иметь второе специальное образование). Оно делает их более конкурентоспособными, а, следовательно, и более социально защищенными.

Образовательная программа ориентирована на выполнение комплекса требований к современному педагогу, его

* Статья публикуется по итогам работы Национального педагогического симпозиума «Образование и национальная безопасность». ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева», г. Орёл, 18-20 октября 2017 года.

© Шалевал.Б. © 8Ьа1еуа Ь.Б.

личности и профессиональной компетентности [4]. Процесс подготовки педагога, отвечающего требованиям школы, родителей, общества в целом, является длительным, целостным, динамичным и непрерывным. Результат - сформированность личностных качеств, профессиональных компетенций, готовность к непрерывному самообразованию и совершенствованию на протяжении всей профессиональной жизни [6].

Содержание образовательной программы подготовки магистра представлено учебным планом, основные структурные элементы которого изложены далее. При составлении учебного плана, рабочих программ учебных дисциплин, кроме вышеперечисленных условий реализации образовательной программы, нами были учтены следующие проблемы подготовки современного учителя [1], решение которых необходимо для образовательной деятельности на уровне начального общего образования в том числе. Укажем некоторые: неполное соответствие профессиональных компетенций выпускников большинства педагогических программ требованиям профессионального стандарта педагога и задачам ФГОС НОО; недостаточный уровень практической подготовки выпускников; репродуктивный (в основном) характер технологий подготовки будущих педагогов; недостаточная связь научно-исследовательской работы студентов с практикой в образовательных организациях; неотлаженность системы независимой оценки качества подготовки будущих магистров. Компетентностный подход может стать методологическим основанием решения этих сложных проблем.

Психолого-педагогическая составляющая подготовки магистрантов реализуется на базе Института педагогики и психологии. Предметная подготовка будущих педагогов осуществляется на базе профильных кафедр института, располагающих для этого необходимым научным, образовательным, кадровым потенциалом и материально-техническими ресурсами. Практическая подготовка магистрантов осуществляется на базе выпускающих кафедр и базовых школ г. Орла и г. Мценска через реальное школьно-университетское партнерство. Это дает возможность усилить практико-ориентированность подготовки будущих магистров-педагогов.

При составлении образовательной программы мы предвидели, что основная часть потенциальных магистрантов будут иметь базовую подготовку в виде специалитета по педагогическим специальностям или бакалавриата (Педагогическое образование) [3]. В обоих вариантах общая и/или специальная теоретико-методические подготовки достаточны для будущего учителя начальных классов. Однако уверенное владение учебным предметом является необходимой составляющей профессионального мастерства, сформированности профессиональных и специальных компетенций будущего учителя начальных классов. Это положение во многом определило подбор специальных дисциплин, представленных в учебном плане, усиливающих теоретическую и предметно-методическую подготовку магистранта. Кроме того, нами были учтены основные проблемы в работе учителя начальных классов, связанные с особенностями современных образовательных организаций, требованиями ФГОС НОО [2] и др.

Компетентностная модель подготовки учителя начальных классов [7] предполагает выстраивание определенной системы компетенций: (общекультурных, коммуникативных, информационных, диагностических), общепредметных (общепрофессиональных, методических, инновационных, рефлексивных), специальных и предметных.

Первая группа компетенций ключевых - является базовой, предполагающей освоение и развитие общечеловеческих ценностных понятий, формирование профессиональной культуры обучающегося, способность к профессиональной деятельности в соответствии с потребностями и культурой общества в целом.

Формирование коммуникативной компетенции предпола-

гает готовность осуществлять профессиональную коммуникацию в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности

Группа информационных компетенций связана со способностью формировать ресурсно-информационные базы для осуществления практической деятельности в различных сферах и способностью самостоятельно приобретать и использовать, в том числе с помощью информационных технологий, новые знания и умения, непосредственно не связанные со сферой профессиональной деятельности

Диагностическая компетенция предполагает готовность выпускника к использованию знаний о разработке и приемах реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса использования контрольно-измерительных материалов в организациях, осуществляющих образовательную деятельность .

Общепрофессиональные компетенции направлены на формирование готовности выпускника к решению образовательных и профессиональных задач с учетом достижений современной науки и образования; овладение способами и навыками взаимодействия с участниками образовательного процесса и социальными партнерами; навыками руководства коллективом, способностью толерантно воспринимать социальные, этноконфессиональные и культурные различия; навыками профессионального и личностного самообразования для проектирования образовательного маршрута и профессионального роста

Методические компетенции предполагают умение выпускников анализировать содержание учебных дисциплин, технологии, методики обучения и их проектирование; отбирать содержание учебных дисциплин, соответствующие технологии и методики; владение способами проектирования учебного содержания, образовательных технологий и конкретных методик обучения. Эти компетенции предполагают сформированность уменийразрабатывать и реализовы-ватьметодические модели, методики, технологии, приемы обучения и анализировать результаты их использования в образовательных заведениях различных типов с учетом накопленного отечественного и зарубежного опыта. Изучение новых подходов к обучению, освоение инновационных подходов, компьютерных технологий формирует инновационные компетенции у выпускника магистратуры.

Группа рефлексивных компетенций обеспечивает подготовку выпускников к владению современными методами сбора, обработки и систематизации, обобщения педагогического опыта; приемами внедрения и распространения передового педагогического опыта; навыками обобщения и распространения передового методического и научно-педагогического опыта ведущих зарубежных и российских педагогов. Предполагает формирование умения обобщать педагогический опыт; представлять результаты аналитической и исследовательской работы в различных формах; систематизировать накопленный методический опыт и применять его в профессиональной деятельности. Эта группа компетенций дает возможность учителю самому осмыслить необходимость педагогических действий, определить те, которые ведут к достижению цели, поставленной как учителем, так и учащимися.

Теоретическая подготовка магистрантов в учебном плане представлена базовыми дисциплинами:

- Современные проблемы науки и образования.

- Методология и методы научного исследования

- Инновационные процессы в образовании.

- Информационные технологии в профессиональной деятельности.

- Деловой иностранный язык.

Эта группа дисциплин формирует следующие компетенции: ОК-1; ОК-2; ОК-3; ОК-4; ОК-5; ОПК-1; ОПК-2; ОПК-3; ОПК-4; ПК-1; ПК-5; ПК-6.

Модуль обязательных дисциплин вариативной части представлен следующими предметами:

Компетентностный подход в образовании, Современные технологии и методики обучения в начальной школе, Состояния и проблемы современного начального языкового образования, Состояние и проблемы начального математического образовании, Теория и методика обучения русскому языку младших школьников, Теория и методика обучения математике младших школьников, Литературное чтение в начальной школе, Предмет «Окружающий мир» в начальной школе.Эта группа дисциплин формирует у обучающихся следующие компетенции: ОК-1; ОК-4; ОПК-1; ОПК-2; ОПК-3; ОПК-4; ПК-1; ПК-2; ПК-3; ПК-4; ПК-5; ПК-6; ПК-7; ПК-8; ПК-9; ПК-10; ПК-11; ПК-12.

Специальные (предметные) компетенции формируются дисциплинами по выбору:

Оценка качества результатов начального образования/ Организация контроля и оценки достижений младших школьников (ПК-1; ПК-4; ПК-9; ПК-11);

Технология проблемно-диалогового обучения младших школьников/ Технология учебно-творческой деятельности младших школьников при изучении дисциплин филологического цикла (ПК-1; ПК-2; ПК-3; ПК-4);

Организация учебной деятельности школьников в адаптационный период (Адаптационная специализированная дисциплина) (ПК-7);

Развитие связной речи школьников на основе текстового подхода к обучению /Теория и практика работы по развитию речи младших школьников на основе текстового подхода (ПК-1; ПК-2; ПК-12);

Моделирование и схематизация в школьном курсе математики/ Формирование навыков моделирования и схематизации при изучении математики (ПК-1; ПК-2; ПК-3; ПК-6);

Работа с данными. Математические и статистические методы обработки данных /Элементы теории вероятностей и математической статистики в психолого-педагогических исследованиях (ПК-1; ПК-4; ПК-5);

Художественно-творческие технологии в начальном образовании / Основные направления художественно-творческого образования младших школьников (ОПК-3; ПК-4; ПК-7; ПК-12);

Художественно-эстетическое образование младших школьников / Основные направления художественно-эстетического образования младших школьников (ОПК-3; ПК-4; ПК-10; ПК-12);

Административно / Правовые основы управления ОО (ПК-7; ПК-8);

Практики, в том числе научно-исследовательская работа (НИР) представлены следующими видами:

Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (ОК-3; ПК-3; ПК-4; ПК-5; ПК-6; ПК-7; ПК-8; ПК-9; ПК-10; ПК-11; ПК-12);

Научно-исследовательская работа (ОК-3; ОК-5; ОПК-4; ПК-5; ПК-6);

Педагогическая практика (ОК-2; ОПК-4; ПК-1; ПК-2; ПК-3; ПК-4);

Преддипломная практика (ПК-1; ПК-2; ПК-3; ПК-4; ПК-5; ПК-6; ПК-7; ПК-8; ПК-9; ПК-10; ПК-11; ПК-12);

Факультативный курс Научный дискурс в иноязычном поликультурном пространстве (ОПК-1).

Государственная итоговая аттестация (подготовка и защита выпускной квалификационной работы формирует и контролирует сформированность всех компетенций у выпускников образовательной программы. Отметим, что тематика выпускных квалификационных работ соответствует проблемам начальной школы в реализации ФГОС НОО: особенности работы с детьми в адаптационном периоде; изучение и оценка достижений младших школьников; средства активизации по-

знавательной деятельности учеников; формирование универсальных учебных действий у обучающихся и др.

По всем дисциплинам учебного плана разработаны рабочие учебные программы, в каждой из которых конечные результаты обучения представлены в соответствии с требованиями ФГОС ВО и тесной связи с осваиваемыми знаниями, умениями, приобретаемыми навыками и компетенциями.

Реализации компетентностного подхода в учебном процессе способствуют активные и интерактивные формы проведения занятий в контакте со студентами и в сочетании с самостоятельной работой. Для стимулирования активной самостоятельной деятельности магистрантов используются проблемные вопросы, проблемные ситуации, учебные занятия на основе "кейс-метода", учебные занятия проблемного характера, игровые технологии, ролевые игры и др.

Все учебные дисциплины предполагают использование интерактивных форм. В качестве примера можно указать:

- дискуссии по проблемам начального образования (обучение решению текстовых задач, формирование навыков устного счета, развитие речи ребенка средствами изучаемого предмета, развитие логического мышления школьников, работа с детьми, требующими поддержки);

- разработку, презентацию и защиту учебных проектов (числовые линии в действующих учебно-методических комплектах по математике);

- "мозговой штурм" по решению методических задач (определение целей изучения темы "Работа над сюжетной задачей", "Формирование метапредметных и предметных результатов у младших школьников при решении текстовых задач, их зависимость от способа решения задачи") и др.

В соответствии с требованиями ФГОС ВОпри подготовке магистров большое внимание уделяется различным видам самостоятельной работы студентов:

- самостоятельная работа, которая проходит под руководством преподавателя;

- внеаудиторная самостоятельная работа (научно-исследовательская работа);

- самостоятельная работа студентов в период прохождения производственных практик.

Эти виды самостоятельной работы предполагают выполнение анализа материалов ФГОС НОО, анализа компонентов различных учебно-методических комплектов по школьным дисциплинам, анализа учебных программ, в том числе и сравнительного, разработку образовательных программ, разработку рабочих учебных программ и технологических карт уроков по изучаемым темам, подготовку дополнительного материала и дополнительных заданий для учащихся (с различными целями), анализ готовых цифровых образовательных ресурсов по содержательно-методическим линиям, анализ готовых контрольно-измерительных материалов по учебным дисциплинам и разработку контрольно-измерительных материалов для промежуточного и итогового контроля достижений школьников.

Результаты самостоятельной работы магистрантов в период производственной практики представляются в виде реферативных сообщений по проблеме исследования (в том числе по проблеме магистерского исследования), терминологического словаря, защиты подготовленного документа (рабочей программы, плана проведения методического совещания, модели урока и т.д.), рукописи тезисов выступления на научно-практической конференции, рукописи статьи для печати.

Предложенная система самостоятельной работы способствует включению магистрантов в активную самостоятельную деятельность, формирует потребность в самообразовании и творческом подходе к будущей профессиональной деятельности.

Результатом учебной работы в целом являются знания

студентов, проверка и оценка которых происходит на этапах промежуточного контроля (текущий или рубежный в виде зачета/экзамена) и итоговой государственной аттестации, включающей защиту выпускной квалификационной работы.

Выпускники магистратуры, успешно освоившие основную образовательную программу, получают компетенции, достаточные для работы высококвалифицированным учителем начальных классов, учителем средней школы руководителем методического объединения учителей начальных классов, завучем, курирующим начальную школу (а в случае обучения в

двухпрофильномбакалавриате возможно курирование цикла естественно-математических и филологических дисциплин). Важно отметить, что при выборе программы магистерской подготовки нами была учтена потребность региона в учителях начальных классов и средней школы. Выпускник - магистр, успешно освоивший образовательную программу и защитивший выпускную квалификационную работу, может вести учебно-исследовательскую деятельность в школе и продолжить образование в аспирантуре по специальности 13.00.02 Теория и методика обучения и воспитания.

Библиографический список

1. Аналитическая справка о ходе реализации проекта модернизации педагогического образования в РФ. МГППУ, НИУ ВШЭ, Москва, 2015. Ийр://педагогическое образование.рф/news/show/lOS.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.: [Электронный ресурс].-Режим доступа:Й1р:// www. standart. edu. ru-Датадоступа: 12.11.2017.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр».: [Электронный ресурс] .- Режим доступа:Й1р:// www.edu.ru/db/mo/Data/d_11/prm46-1.pdf -Дата доступа: 14.11.2016.

4. Приказ Минобрнауки России от 21.11.2014 N 1505»0б утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры)» (Зарегистрировано в Минюсте России 19.12.2014 N 35263). Документ предоставлен КонсультантПлюсwww.consultant.ruДата сохранения: 31.03.2017.

5. Профессиональный стандарт 01.001 Педагог (Педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании (Воспитатель, учитель).Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544 н.

6. СавенковА.И., ЛьвоваА.С. Подготовка учителей начальной школы в бакалавриате и магистратуре // Начальная школа.2014.

№ 8.

7. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования //Народное образование. 2003. № 2. С.58-64.

References

1. Analytical report on the implementation of the modernization project pedagogical education in Russia. Education, NRU HSE, Moscow, 2015. http:// pedagogical education. Russia/news/show/105.

2. Federal state educational standard of primary General education.:[Electronic resource.]- Mode of access:http:// www. standart. edu. EN-date of access: 12.11.2017.

3. Federal state educational standard of higher professional education on training direction 44.03.05 Pedagogical education (qualification (degree) «bachelor».: [Electronic resource.]- Mode of access: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_11/prm46-1.pdf access date: 14.11.2015.

4. The Ministry of education of Russia dated 21.11.2014 No. 1505»0n approval of Federal state educational standard of higher education in the direction of training 44.04.01 teacher education (graduate level)» (Registered in Ministry ofjustice of Russia on 19.12.2014 N 35263) Document provided by Konsultantplyus.

5. Professional standard 01.001 crypto Teacher (Pedagogical activity in pre-school, primary General, basic General, secondary General education (Educator, teacher). Approved by the Ministry of labour and social protection of the Russian Federation of 18 0ctober 2013 N 544 n.

6. Savenkov A.I., Lvova A.S. Training of primary school teachers in the bachelor's and master // Elementary School. 2014. № 8.

7. Khutorskoy A.V. Key competences as a component of personality-oriented education paradigm //Narodnoeobrazovanie. 2003. No. 2. Pp. 58-64.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.