Научная статья на тему 'Повышение качества образовательного процесса бакалавров средствами методико-математических дисциплин'

Повышение качества образовательного процесса бакалавров средствами методико-математических дисциплин Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
118
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД / ИНТЕГРАТИВНЫЕ КУРСЫ / ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ / МЕТОДИКО-МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ / ИНТЕГРАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МЕТОДИКО-МАТЕМАТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МЕТОДИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ / МЕТОДИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ / QUALITY OF THE EDUCATIONAL PROCESS / INTEGRATIVE APPROACH / INTEGRATIVE COURSES / TRAINING BACHELORS / TRAINING BACHELORS BY MEANS OF COURSES ON MATHS AND TEACHING METHODOLOGY / INTEGRATIVE ACTIVITY OF STUDENTS / PROFESSIONAL COMPETENCE / COMPETENCE TO TEACH MATHS / COURSES ON MATHEMATICS AND ITS TEACHING METHODOLOGY / ASSIGNMENTS ON TEACHING MATHS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Борзенкова Ольга Александровна, Лысогорова Людмила Васильевна

В статье особое внимание уделяется проблеме повышения качества образовательного процесса бакалавров, совершенствования профессиональной подготовки бакалавров дошкольного и начального образования, формированию их профессиональной компетентности. Цель статьи показать некоторые методические пути повышения качества процесса обучения бакалавров средствами методико-математических дисциплин. Перспективным направлением решения указанной задачи является разработка специальных интегративных и методико-математических заданий (в рамках изучения методико-математических дисциплин).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Борзенкова Ольга Александровна, Лысогорова Людмила Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Courses on mathematics and its teaching methodology as the means for raising quality of training bachelors

The article focuses on improving the quality of bachelor’s degree students training, enhancing effectiveness of the educational process providing qualified bachelors in preschool and primary education, developing their professional competence. The article is aimed at displaying some methods that can be of help in teaching those students in the courses on Mathematics and its teaching methodology. Elaborating specific integrative assignments on teaching Maths should contribute to solving the problem.

Текст научной работы на тему «Повышение качества образовательного процесса бакалавров средствами методико-математических дисциплин»

Роль инновационной деятельности в повышении качества социально-образовательной среды вуза

УДК 378.096

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА БАКАЛАВРОВ СРЕДСТВАМИ МЕТОДИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

COURSES ON MATHEMATICS AND ITS TEACHING METHODOLOGY AS THE MEANS FOR RAISING QUALITY OF TRAINING BACHELORS

© 2017

О.А. Борзенкова, Л.В. Лысогорова Самарский государственный социально-педагогический университет

(Россия, Самара)

O.A. Borzenkova, L.V. Lysogorova Samara State University of Social Sciences and Education (Russia, Samara)

В статье особое внимание уделяется проблеме повышения качества образовательного процесса бакалавров, совершенствования профессиональной подготовки бакалавров дошкольного и начального образования, формированию их профессиональной компетентности. Цель статьи - показать некоторые методические пути повышения качества процесса обучения бакалавров средствами методико-математи-ческих дисциплин. Перспективным направлением решения указанной задачи является разработка специальных интегративных и методико-математических заданий (в рамках изучения методико-математичес-ких дисциплин).

The article focuses on improving the quality of bachelor's degree students training, enhancing effectiveness of the educational process providing qualified bachelors in preschool and primary education, developing their professional competence. The article is aimed at displaying some methods that can be of help in teaching those students in the courses on Mathematics and its teaching methodology. Elaborating specific integrative assignments on teaching Maths should contribute to solving the problem.

Ключевые слова: качество образовательного процесса; интегративный подход; интегративные курсы; подготовка бакалавров; методико-математическая подготовка бакалавров; интегративная деятельность студентов; профессиональная компетентность; методико-математическая компетентность; методико-математические дисциплины; методико-математические задания.

Keywords: quality of the educational process; integrative approach; integrative courses; training bachelors; training bachelors by means of courses on Maths and Teaching Methodology; integrative activity of students; professional competence; competence to teach Maths; courses on Mathematics and its teaching Methodology; assignments on teaching Maths.

Проблема повышения качества образовательного процесса бакалавров актуальна и значима в современном педагогическом пространстве.

Поиск комплекса дидактических средств, обеспечивающих повышение качества образовательного процесса бакалавров, уровня сформированности профессиональной компетентности будущего педагога ДОО и начальной школы, несомненно, приобретает все большую актуальность.

В федеральном государственном стандарте высшего образования (с двумя профилями подготовки) представлена характеристика профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата; прописаны требования к результатам освоения программы бакалавриата.

На наш взгляд, повышению качества образовательного процесса бакалавров будет способствовать осуществление межпредметных связей, создание интегра-

тивных курсов, т.е. реализация интегра-тивной составляющей подготовки педагога дошкольной образовательной организации (ДОО) и начальной школы [1; 2].

К сожалению, на сегодняшний день высшее педагогическое образование имеет ряд недостатков (данные положения не отражены во ФГОС ВО):

- не решен вопрос об оптимальном соотношении и структурировании теоретической и практической подготовки;

- в процесс обучения бакалавров недостаточно включены личностные и информационные механизмы (учет индивидуальных способностей);

- не уделяется должного внимания практико-ориентированным технологиям обучения;

- недостаточно разработаны диагностические методики определения уровня готовности личности к научно-исследовательскому и педагогическому видам профессиональной деятельности;

- отсутствует система критериев и показателей, позволяющих оценить уровень готовности бакалавра к профессиональной деятельности в школе и дошкольной образовательной организации;

- в программах образовательного стандарта не уделяется должного внимания интегративным аспектам подготовки педагога ДОО и начальной школы [3; 4;

5; 6].

Заметим, что в рамках новой образовательной парадигмы модель будущего педагога по совмещенным профилям «Дошкольное образование» и «Начальное образование» представлена с позиции ком-петентностных характеристик. В результате освоения программы бакалавриата по совмещенным профилям у выпускников должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции.

Вместе с тем в условиях экономического и политического кризиса современная начальная школа и ДОО требуют компетентного педагога.

Процессу повышения качества образовательного процесса бакалавров способствует интеграция методико-математи-ческих дисциплин в обучении.

Эффективность и качество обучения дошкольников и младших школьников

математике зависят от многих факторов, среди которых ведущая роль принадлежит методико-математической подготовке педагога, формированию его методико-мате-матической компетентности.

Методико-математическая компетентность бакалавра ДОО и начальной школы - это интегративная характеристика, которая включает комплекс профессиональных компетенций; систему личностных и профессионально значимых качеств

[7; 8].

Задача целенаправленного формирования методико-математической компетентности бакалавра не может быть решена с помощью традиционных методов подготовки. Нужны новые подходы, требующие серьезных изменений в содержательном и технологическом аспектах учебно-воспитательного процесса вуза. Перспективным направлением решения поставленной проблемы, на наш взгляд, является применение в практике высшего образования интегративного подхода [9; 10].

Безусловно, реализация данного подхода в обучении дошкольников и младших школьников отвечает основным требованиям ФГОС ДО и ФГОС НОО к результатам обучения.

В исследованиях ряда ученых разработаны отдельные аспекты проблемы и теории становления интегративного подхода в образовании (А.К. Артемов, М.Н. Берулава, Е.И. Бражник, Б.Н. Воронин, А.И. Еремин, А.Я. Данилюк, С И. Жарков, Л.П. Ильенко, В Н. Куров-ский, А.Н. Непомнящий, Н.Б. Тиханова, А.В. Трумин, А.Л. Чекин и др.).

Технология реализации интегратив-ного подхода в образовательном процессе переживает сложный период. Изменились цели начального общего образования, разрабатываются новые учебные планы и стратегии в изучении дисциплин через интегративные образовательные системы. В системе начального образования появились новые цели, связанные с преобладанием ориентиров на высокое качество формирования универсальных учебных действий обучающихся.

Методы интегрирования становятся востребованными в начальной школе.

Весомый вклад в теорию и практику построения системы управления межпред-

метными связями внесли И. Коложвари, ИМ. Сеченов, В.П. Усанов, Ф.Ф. Харисов и др.

Модель формирования методико-математической компетентности бакалав-

ров образования представлена на рисунке 1. Данная модель отражает сформирован-ность ОК, ОПК, ПК (общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции).

Методико-математическая компетентность бакалавра

Концептуальный компонент

Рефлексивный компонент

понимание теоретических основ научных областей знаний (математика, методика обучения математике, дидактические основы обучения и воспитания, теория и методика обучения и воспитания младших школьников); знание основ профессиональной деятельности

умения применять полученные интегративные знания в обучении дошкольников и младших школьников математике

усвоение интегративных знаний (математических, методических, дидактических, психолого-педагогических, научно-исследовательских)

формирование ОК, ОПК, ПК

Интегративно-личностный компонент

способность к интеграции различных областей знаний, осуществление мировоззренческой функции обучения

стремление к профессиональному творчеству, профессиональному росту

осуществление профессиональной деятельности (педагогическая, проектная, научно-исследовательская, культурно-просветительская)

СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ

т

Содержание

1) интегративные (мето-дико-математические)

задания;

2) интегративные курсы («Технология развития

математических способностей и воображения», «Технология формирования УУД в обучении математике»)

"I-

Формы работы

1) индивидуальная и групповая работа бакалавров;

2) самостоятельная работа

бакалавров;

3) научно-исследовательская работа бакалавров

Условия

1) организационные (организация экспериментальной профессиональной деятельности; обеспечение процесса экспериментальной профессиональной деятельности; организация партнерства образовательных учреждений (вуз - ДОО, вуз - школа);

2) психолого-педагогические (осуществление межпредметной интеграции; реализация компетентностно-ориентированного подхода в обучении; формирование и развитие мотивов и потребностей профессиональной деятельности; актуализация рефлексии будущей профессиональной деятельности

X

КОНТРОЛЬ

КОРРЕКЦИЯ

Эффективная профессиональная деятельность

ы

к

о

м

и

п

н

е

т

т

е

е

г

н

т

н

о

т

с

и

т

в

н

н

о

о

р

Рис. 1. Модель формирования методико-математической компетентности

бакалавров образования

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Эффективность предлагаемой модели, безусловно, связана с разработкой системы специальных методико-математи-ческих заданий, направленных на реализацию интегративной деятельности студентов.

Под интегративной деятельностью следует понимать единство профессиональной и специфико-математической деятельности бакалавра, которое осуществляется в процессе выполнения методико-математических заданий.

Мы придерживаемся мнения, что курсы математики и методики обучения математике должны быть тесно взаимосвязаны, взаимодополняемы и согласованы.

Д. Пойа в своих исследованиях обращает внимание на интеграцию методи-ко-математических дисциплин в образовании. Ученый верно замечает, что «курсы методики должны быть тесно связаны с курсами математики или с практическим преподаванием; читать их должны лишь те преподаватели высших учебных заведений, которые имеют как опыт научно-исследовательской работы в области математики, как и опыт практического преподавания» [11].

Организация интегративной деятельности бакалавров наряду с выполнением собственно-математических и методических заданий требует создания и применения заданий, которые уже в процессе их выполнения способствуют соотнесению математических, методических, психологических и дидактических знаний и умений. Такие задания являются мето-дико-математическими. Предложим характеристику таких заданий (упражнения каждого вида расположены по возрастанию степени сложности).

Первыми предлагаются задания, в которых описана конкретная учебная ситуация вместе с вопросами педагога; здесь бакалаврам требуется проанализировать эту ситуацию с позиций приведенных в упражнении теоретических положений. В заданиях второго вида теоретические положения не приводятся, поэтому студентам необходимо при анализе беседы учителя и обучающихся или набора упражнений вскрыть общие положения, которые служат основой для приведенного способа организации обучения. Третий

вид заданий требует от будущих педагогов исправлений неточностей или методических ошибок; умений формулировать учебные задачи, составлять системы вопросов, комплексы заданий, фрагментов уроков в точном соответствии с психологическими закономерностями процесса усвоения знаний, дидактическими и методическими принципами, возрастными особенностями обучающихся. Четвертый вид предполагает умение студентов составлять программы, интегрированные методики, создавать собственные технологии или проекты [13; 14; 15; 16; 17; 18].

Рассмотрим некоторые из них.

Связь методики обучения математике с математикой

• На ознакомление обучающихся с какими свойствами натурального ряда чисел направлены следующие упражнения?

A. Найдите пропущенное число: 1, 2, 4, 5, 6, 7, ...

... , 22, 23, 24, 26, 27, ...

Б. Назовите соседей чисел 2, 8, 10, 19.

B. Назовите число, у которого только одно соседнее число.

Г. Назовите числа, предыдущие для чисел 2, 13, 18, 1, 0, 8. Для всех ли данных чисел можно назвать предыдущие?

Д. Назовите числа в порядке возрастания: 5, 15, 7, 17, 8, 18, 10, 11, 19.

• Определите, на осознание какого свойства действия направлены следующие упражнения.

А. Найдите значения выражений разными способами:

(5 + 2) + 4

(2 + 6) + 5.

Б. Найдите значения выражений удобным способом:

5 - 4 - 2

7 - 4 - 2.

Составьте свои упражнения, преследующие те же цели.

• Составьте три упражнения, направленные на осознание учащимися дистрибутивного свойства умножения относительно сложения.

• Определите, какое свойство умножения открывают учащиеся, выполняя следующие упражнения.

Замените умножение сложением и найдите значения выражений:

503 • 2

1007 • 4

5006 • 7.

Найдите общее в этих выражениях. Как это общее повлияло на сходство в решении? Можно ли было, не заменяя умножение сложением, найти значения данных выражений? Как это можно сделать? Ответ объясните. Используя найденный способ решения, выполните умножение:

305 • 7

22 • 4

25 • 6

Связь методики обучения математике с психологическими основами обучения математике

• Определите, в соответствии с какой психологической теорией следующие упражнения расположены именно в данной последовательности:

1. Положите на парту 3 кружка. Положите под ними столько же квадратов. Добавьте еще 2 квадрата. Сколько квадратов стало? (5). Как можно по-другому сказать о количестве квадратов? (Столько же, сколько кружков, да еще два). В этом случае говорят еще: квадратов на 2 больше, чем кружков.

2. Нарисуйте 3 треугольника. Под ними нарисуйте квадратов на 3 больше, чем треугольников, расскажите, как будете действовать? (Сначала нарисуем квадратов столько же, сколько треугольников, а затем еще 3 квадрата. Всего нарисовали 6 квадратов).

3. Посмотрите на рисунки. Сравните число фигур. Как можно сказать о количестве кружков и квадратов? На сколько больше кружков, чем квадратов?

4. Запишите выражение для решения задачи. У Кати 4 открытки, а у Тани на 2 больше. Сколько открыток у Тани?

• Определите последовательность следующих упражнений в соответствии с теорией поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина.

1. Положите три палочки. Добавьте к ним еще две. Сколько стало? На математическом языке это записывается так: 3 + 2s5. Число «3» показывает, сколько палочек сначала положили, знак «+» говорит о том, что добавили еще палочек, чис-

ло «2» показывает, сколько палочек добавили.

2. Найдите значения выражения, используя палочки:

5 + 3 = 7 + 2 = 4 + 1 =

3. Найдите значения выражений: 2 + 4, 4 + 2.

4. Записано на языке математики:

6 + 3.

Выполните действие с палочками. Как догадались, что нужно сделать? Объясните. Сколько всего палочек стало?

5. Как записать с помощью математических знаков следующее действие: к трем палочкам добавили одну, сколько палочек стало?

6. Составьте свои выражения со знаком «+». Найдите ответы.

Связь методики обучения математике с дидактическими основами обучения математике

• Учитель на уроке предложил учащимся упражнения в следующей последовательности:

A. Найдите значения выражений удобным способом:

(40 - 1) + 8 (90 - 2) + 6.

Б. Сравните способы решения: 59 + 6 = (60 - 1) + 6 = 60 + 6 - 1 = 65 38 + 7 = (40 - 2) + 7 = 40 + 7 - 2 = 45

B. Используя тот же способ, найдите значение выражений:

79 + 4 28 + 9.

Г. Найдите значения выражений: 189 + 7 298 + 36.

Какими дидактическими принципами руководствовался учитель?

• Проанализируйте раздел «Изучение таблицы умножения» в учебниках математики разных авторов и определите, какие дидактические принципы взяты за основу авторами.

Рассмотренные задания соответствуют основным требованиям ФГОС НОО к результатам обучения, а также основным требованиям подготовки бакалавров дошкольного и начального образования [19, 20].

Внедрение предложенных методи-ко-математических заданий в процесс

подготовки бакалавров образования будет петентности, повышению качества обра-

способствовать формированию и совер- зовательного процесса.

шенствованию их профессиональной ком-

Ä Ä Ä

1. Липенская И.А., Зубова С.П., Кочетова Н.Г. Формирование интеллектуальных умений как основа преемственности дошкольного и начального образования // Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2016. №5. С. 278-280.

2. Борзенкова О.А., Федорова Т.В. Формирование методико-математических компетенций педагога-методиста дошкольного образования // От проблем подготовки современного педагога к его профессиональной успешности : матер. Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. столетию вуза. Самара : ПГСГА, 2011. С. 165-173.

3. Зубова С.П. Организация продуктивной деятельности младших школьников в обучении математике // Молодой ученый. 2016. №5-6(109). С. 46-48.

4. Белоглазова Н.А., Борзенкова О.А. Теоретические положения интеграции предметных областей при знакомстве младших школьников с окружающим миром // Продуктивное обучение: опыт и перспективы. Самара. 2017. С. 22-23.

5. Борзенкова О.А. Дидактические возможности формирования методико-математической компетентности бакалавров образования // Молодой ученый. Спецвыпуск. VIII Междунар. науч. -практ. конф. Артемовские чтения «Организация продуктивного обучения: проблемы и решения». Самара, 18-19 февраля 2016 г. №5. Самара : АСГАРД, 2016. С. 12-14.

6. Борзенкова О.А. Формирование методико-математической компетентности бакалавров образования // Высшее гуманитарное образование XXI века: проблемы и перспективы : матер. IX междунар. науч.-практ. конф. Самара : ПГСГА, 2014. С. 72-74.

7. Борзенкова О.А. Формирование методико-математической компетентности будущего учителя начальных классов : дис. ... канд. пед. наук. Самара, 2007. 255 с.

8. Артемов А.К., Тихонова Н.Б. Основы методического мастерства учителя в обучении математике младших школьников : уч. пос. для учит. и студ. фак. -та педагогики и метод. нач. обр. Самара : СГПУ, 1999. 118 с.

9. Борзенкова О.А., Головачева И.А. Методические условия реализации интегративного подхода на уроках математики в начальной школе // Детство как антропологический, культурологический, психолого-педагогический феномен : матер. II междунар. науч. конф. Самара, 2016. С. 166-170.

10. Лысогорова Л.В. Технология подготовки будущего учителя к развитию математических способностей младших школьников : автореф. ... дис. канд. пед. наук : 13.00.08. Самара, 2007. 16 с.

11. Пойя Д., Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся // Дидактический анализ процесса и структуры воспроизведения и творчества. М. : Педагогика, 1972. 184 с.

12. Кузьмина Н.В. Формирование педагогических способностей. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1961.

97 с.

13. Зубова С.П., Кочетова Н.Г., Лысогорова Л.В. Развитие математических способностей младших школьников : учеб.-метод. пос. для студ. фак.-та нач. обр., обуч.-ся по спец. «Педагогика и методика начального образования». Самара : ПГСГА, 2011. 88 с.

14. Лысогорова Л.В. О факультативном курсе «Теория математических способностей» // Начальное образование Южного Урала : сб. науч. тр. Челябинск, 2007. С. 28-32.

15. Чекин А.Л. Профессиональная подготовка учителя начальных классов к обучению математике на основе интегративного подхода : автореф. ... докт. пед. наук : 13.00.02. М., 2006. 32 с.

16. Лысогорова Л.В. Педагогические условия развития математических способностей младших школьников // Сибирский педагогический журнал. 2007. №9. С. 228-233.

17. Борзенкова О.А. Формирование методико-математической компетентности будущего учителя начальных классов : автореф. ... канд. пед. наук : 13.00.08. Самара, 2007. 16 с.

18. Артемов А.К. Развивающее обучение математике в начальных классах. Самара : СГПУ, 1997.

118 с.

19. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования : текст с изм. на 2011 г. М. : Просвещение, 2011. 33 с.

20. Приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 №91 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата)» (Зарегистрировано в Минюсте России 02.03.2016 №41305).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.