Научная статья на тему 'ТВОРЧЕСКИЕ ФОРМЫ РАЗВИТИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В УСЛОВИЯХ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ЛАГЕРЯ'

ТВОРЧЕСКИЕ ФОРМЫ РАЗВИТИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В УСЛОВИЯХ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ЛАГЕРЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
62
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ЛАГЕРЬ / ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТВОРЧЕСКИЕ ФОРМЫ РАБОТЫ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шимичев Алексей Сергеевич, Елхимова Елена Михайловна

В статье рассматривается вопрос организации учебно-воспистательного процесса по иностранным языкам в условиях лингвистического лагеря. Обучение в лагере рассматриавется в контексте внеурочной деятельности, дидиактический потенциал которой мало используется в практике преподавания иностранных языков. В этой связи особую актуальность приобретают инновационные формы. Утверждается, что система дополнительного образования, составной частью которой являются лагерные смены, находится в тесном взаимоотношении с основным образованием.Однако она имеет более широкий спектр форм и методов реализации учебных программ. Описана номенклатура качеств личности учащегося, влияние на которые оказывает пребывание в лингвитсическом лагере.Предлагается перечень нетрадиционных форм деятельности, способствующих развитию иноязычной коммуникативной компетенции. Дано их кратное описание. Делается вывод о том, что учебно-воспитательная среда лингвистического лагеря, основанная на творческих формах работы с учащимися, способствует коммуникативному развитию личности учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шимичев Алексей Сергеевич, Елхимова Елена Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATIVE FORMS OF FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATIVE COMPETENCE DEVELOPMENT IN THE CONDITIONS OF A LINGUISTIC CAMP

The article deals with the organizing of the foreign languages educational process in the conditions of a linguistic camp. Training in the camp is considered in the context of extracurricular activities, which didactic potential is little used in the practice of foreign languages teaching. In this regard, innovative forms are becoming relevant. It is argued that the system of additional education, including linguistic camp, is in close relationship with the main educational programs. However, it has a wider range of forms and methods of implementing training. Itis described the nomenclature of the student’s personal qualities, which are influenced by the stay in the linguistics camp. It is also proposed a list of non-traditional forms of activity contributing to the development of foreign language communicative competence. Their brief description is given. It is concluded that the educational environment of the linguistic camp, based on creative forms of work with students, contributes to the communicative development of students’ personality.

Текст научной работы на тему «ТВОРЧЕСКИЕ ФОРМЫ РАЗВИТИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В УСЛОВИЯХ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ЛАГЕРЯ»

Литература:

1. Валеева, И.А. Дополнительное профессиональное образование педагогических работников в условиях цифровизации / И.А. Валеева, И.Н. Пустовалова // Учебный эксперимент в образовании. - 2021. - № 1(97). - С. 7-12.

2. Волобуева, Т.Б. Проектирование модели веб-интеграции для повышения квалификации педагогов // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2021. - №4 (49). - С. 31-41.

3. Донина, И.А. Искусственный интеллект в современном образовании: возможности и угрозы / И.А. Донина, С.Н. Воднева, М.Н. Михайлова // Психолого-педагогический поиск. - 2021. - №1 (57). - С. 17-29. - URL: http://doi.Org/10.37724/RSU.2021.57.1.002

4. Ивашкина, Т.А. Цифровизация как структурная составляющая инновационных моделей повышения квалификации педагогов профессионального образования / Т.А. Ивашкина // Мир науки, культуры, образования. - 2021. - №4 (89). -С. 140-142. - URL: http://doi.org/10.24412/1991-5497-2021-489-140-142

5. Леонова, И.А. Мотивация научно-педагогического состава вуза на цифровизацию образовательного процесса / И.А. Леонова // Обзор педагогических исследований. - 2021. - Т.3. - № 7. - С. 181-184.

6. Михнев, И.П. Информационная безопасность в современном экономическом образовании / И.П. Михнев // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2013. - № 4. - С. 111-113. - URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=3492

7. Нагаева, И.А. Виртуальное образовательное пространство вуза как эффективная форма организации педагогического процесса // Инновационные технологии / под ред. В.Г. Выскуба. - Вып. №5. - М.: НОУ ВПО "ИГУПИТ". -2012. - С. 160-165.

8. Радугин, А.А. Применение искусственного интеллекта в образовательном процессе вуза: технологии, потенциал и проблемы / А.А. Радугин, О.А. Радугина // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. - 2021. - №4. - С. 84-87.

9. Соколова, Ю.В. Оценка готовности педагогических кадров российских технических вузов к применению информационных технологий в новой цифровой парадигме / Ю.В. Соколова, О.А. Чалова // Мир науки. Педагогика и психология. - 2021. - Т.9. - №4. - URL: https://mir-nauki.com/PDF/39PDMN421.pdf

10. Цифровизация профессионального образования: перспективы и незримые барьеры / Л.М. Андрюхина, Н.О. Садовникова, С.Н. Уткина, А.М. Мирзахмедов // Образование и наука. - 2020. - Т. 22. - № 3. - С. 116-147. - URL: http://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-3-116-147

11. Harpreet, Kaur. Digitalization of education: Advantages and disadvantages / Kaur Harpeet // International Journal of Applied Research. - 2019. - No. 4. - P. 286-288.

12. Pat, Nakamoto. BIG DATA: The revolution that is transforming our work, market and world. Data Analysis. Kindle Edition. - 2013. - 212 p.

13. Zhao, Yu. Digital competence in higher education research: A systematic literature review / Yu Zhao, Ana Maria Pinto Llorente, Maria Cruz Sanchez Gomez // Computers & Education. - 2021. - Vol. 168, No. 5. - URL: https://doi.org/10.1016/j.compedu.2021.104212

Педагогика

УДК 372.881.1:374

кандидат педагогических наук, доцент Шимичев Алексей Сергеевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); ассистент Елхимова Елена Михайловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Нижегородский государственный лингвистический университети мени Н.А. Добролюбова» (г. Нижний Новгород)

ТВОРЧЕСКИЕ ФОРМЫ РАЗВИТИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В УСЛОВИЯХ

ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ЛАГЕРЯ

Аннотация. В статье рассматривается вопрос организации учебно-воспистательного процесса по иностранным языкам в условиях лингвистического лагеря. Обучение в лагере рассматриавется в контексте внеурочной деятельности, дидиактический потенциал которой мало используется в практике преподавания иностранных языков. В этой связи особую актуальность приобретают инновационные формы. Утверждается, что система дополнительного образования, составной частью которой являются лагерные смены, находится в тесном взаимоотношении с основным образованием.Однако она имеет более широкий спектр форм и методов реализации учебных программ. Описана номенклатура качеств личности учащегося, влияние на которые оказывает пребывание в лингвитсическом лагере.Предлагается перечень нетрадиционных форм деятельности, способствующих развитию иноязычной коммуникативной компетенции. Дано их кратное описание. Делается вывод о том, что учебно-воспитательная среда лингвистического лагеря, основанная на творческих формах работы с учащимися, способствует коммуникативному развитию личности учащихся.

Ключевые слова: лингвистический лагерь, обучение иностранным языкам, внеурочная деятельность, творческие формы работы, дополнительное образование.

Annоtation. The article deals with the organizing of the foreign languages educational process in the conditions of a linguistic camp. Training in the camp is considered in the context of extracurricular activities, which didactic potential is little used in the practice of foreign languages teaching. In this regard, innovative forms are becoming relevant. It is argued that the system of additional education, including linguistic camp, is in close relationship with the main educational programs. However, it has a wider range of forms and methods of implementing training. Itis described the nomenclature of the student's personal qualities, which are influenced by the stay in the linguistics camp. It is also proposed a list of non-traditional forms of activity contributing to the development of foreign language communicative competence. Their brief description is given. It is concluded that the educational environment of the linguistic camp, based on creative forms of work with students, contributes to the communicative development of students' personality.

Key words: linguistic camp, foreign languages teaching, extracurricular activities, creative forms of work, additional education.

Введение. С целью достижения качественно нового уровня лингвистического образования и повышения результативности овладения иностранными языками большую востребованность на сегодняшний день получают различные

формы дополнительного образования, способствующие достижению целей основного общего образования и расширению границ возможностей обучающихся.

Возрастающая роль межкультурного взаимодействия в молодежной среде обусловливает увеличивающихся интерес к овладению школьниками иностранными языками. В этой связи содержание иноязычного образования претерпевает постоянное обновление с целью соответствия актуальному социальному заказу и повышения уровня качества иноязычной подготовки, его результативности и доступности. Для достижения столь комплексных целевых установок необходимо рассматривать процесс подготовки к межкультурному диалогу всеобъемлюще, не ограничиваясь лишь образовательным пространством школы.

Изложение основного материала статьи. Основная образовательная программа (ООП) для средней школы определяет набор генеральных целевых установок, номенклатуру задач, подлежащих решению, а также, планируемых результатов образовательного процесса. Помимо этого, в ООП описывается содержательное наполнение и организационные формы обучения. Реализация декларируемых положений находит воплощение во взаимосвязанной системе урочной и внеучебной деятельности. Согласно требованиям ФГОС, внеурочная занятость подростков организуется по направлениям развития личности обучающегося и реализуется в разнообразных формах взаимодействия педагога с обучающимися.

Отметим, что комплексный характер взаимодействия учебной и внеучебной деятельности обеспечивает:

1) развитие у школьников способности к самостоятельной познавательной активности и саморазвитию;

2) формирование и развитие системы личностно-значимых смысловых ориентиров и аксиологических установок, алгоритмы межличностного взаимодействия, совокупность универсальных учебных действий, а также готовности их использования для приобретения учебного, поискового и социально значимого опыта;

3) выработка умений автономного поэтапного планирования и осуществления учебной деятельности, базируясь на принципе партнерства с преподавателями и одногруппниками, моделирование индивидуальной образовательной траектории;

4) постановка задач общекультурного, личностного и учебно-познавательного развития;

5) высокую результативность овладения учащимися предметными знаниями и универсальными учебными действиями в области лингвистического образования, становление креативно-творческого и критического мышления, компетенций в предметных областях, учебной, поисково-исследовательской и социокультурной деятельности;

6) развитие умений в области автономной работы школьников по подготовке и общественной презентации индивидуальных проектов;

7) формирование стратегий подготовки к участию в творческих интеллектуальных конкурсах, олимпиадах, заседаниях научных кружков, конференциях, программах академической мобильности и др.), приобретение практического опыта и достижение поставленных задач;

8) прикладной характер проводимых исследований и индивидуальных проектов;

9) возможность практической реализации приобретенных коммуникативных навыков, навыков целеполагания, планирования и самоконтроля; подготовку к осознанному выбору направления профессионального образования и сферы будущей деятельности.

Современная ситуация такова, что помимо основного образования обучающиеся различных возрастных категорий обладают возможностью получения дополнительного образования, которое призвано расширить границы основного образования и функционирует как в бюджетных учреждениях, так и в коммерческих образовательных организациях.

Дополнительное образование, в частности лингвистическое, имеет большие возможности в части использования различных форматов организации образовательного процесса по иностранным языкам: элективные курсы, академическая мобильность, лингвистические кружки, научные конференции и молодежные форумы, языковые курсы, лингвистические лагеря и т.д. Каждая из перечисленных форм обучения адаптирована к конкретным условиям и потребностям обучающихся, в том числе учитывая индивидуальные психологические и возрастные особенности школьников.

Внеучебная деятельность по иностранным языкам является обязательным компонентом образовательного процесса. Несмотря на пристальное внимание к данному аспекту со стороны учителей иностранного языка остаются нерешенными многие проблемы ее организации. Эти проблемы зачастую связаны с большой загруженностью учащихся, нежеланием оставаться после уроков для участия во внеурочных мероприятиях [3]. Следует также констатировать факт, что нередко сами учителя недооценивают значение внеучебной работы, занимаются ей «по остаточному принципу». В практике многих педагогов внеурочная деятельность реализуется в виде разовых мероприятий и не имеет целостного характера.

В методической литературе внеучебная деятельность понимается как «система неоднородных по содержанию, назначению, методике проведения и формам учебно-образовательных и воспитательных мероприятий, выходящий за рамки обязательных учебных программ» [1]. При этом отмечается, что объединяющим началом используемых форматов, методов и видов внеучебной деятельности выступают целевые установки.

Традиционным комплексом целей обучения при реализации внеучебной деятельности школьников являются: практические, познавательные, развивающие и воспитательные. В зависимости от формата внеурочного мероприятия, а также с учетом организационных особенностей и конкретного содержательного наполнения представляется возможным выделение одной группы целей в качестве ведущей.

Не вызывает сомнения тот факт, что стратегическими задачами внеучебной деятельности в области иноязычного образования выступает, с одной стороны, формирование и развитие иноязычной коммуникативной компетенции (ИКК), а с другой стороны, поддержание устойчивого интереса и мотивации учащихся к дальнейшему изучению иностранных языков. Кроме того, иноязычное образование положительно влияет на развитие творческого потенциала и креативных способностей обучающихся, расширение эрудиции и повышение уровня общей культуры школьника, присвоение стратегий и тактик сомообразования и др. [6].

Согласно С.Н. Савиной, в качестве генеральных целевых установок при организации образовательного процесса по иностранным языкам во внеурочное время выступают такие положения, как:

- развитие и совершенствование элементов иноязычной коммуникативной компетенции;

- содействие увлеченности учащихся изучением иностранного языка и иноязычной культуры;

- развитие личности школьников как членов мультикультурного общества [5].

М.А. Ариян и А.Н. Шамов утверждают о существовании взаимосвязанной трехкомпонентной структуры содержания внеучебной деятельности, способствующей гармоничному развитию личности обучающихся при овладении иностранным языком. Авторы выделяют:

1) прагматический компонент, который находит отражение непосредственно в формировании иноязычных коммуникативных способностей и художественной деятельности, соответствующей возрастным особенностям;

2) гносеологический компонент, реализующийся посредством знакомства обучающихся со значимыми событиями в мире, о детских и молодежных организациях и др.;

3) аксиологический компонент, направленный на формирование системы ценностных ориентаций учащихся, устойчивых мотивов деятельности по иностранным языкам и т.д. [1].

Методически выверенная и оправданная внеурочная деятельность положительно сказывается на улучшении уровня владения обучающимися умениями устного взаимодействия и восприятия письменного текста, развивает увлеченность школьников при изучении иностранных языков, создает основательные мотивы учебно-познавательной деятельности обучающихся, активизирует автономную работу над языковым материалом, укрепляет и расширяет знания учащихся о социально-экономических, политических и культурных особенностях стран изучаемого языка, реализует значимое воспитывающее воздействие на подростков.

Внеучебная работа имеет ряд специфических характеристик, отличающих ее от традиционной классно-урочной системы организации образовательного процесса, в частности по иностранным языкам. К таким чертам следует отнести: а) отсутствие принудительного характера участия во внеурочных мероприятиях; б) время проведения внеурочной деятельности: как правило после уроков; в) большая автономия учащихся при подготовке и проведении мероприятий, а также большее проявлении инициативы при распределении и выполнении поручений учителя; г) свободный выбор места и формы реализации внеурочной работы; д) возможность альтернативного контроля знаний, навыков и умений [7].

Внешкольная занятость учащихся, так же, как и все формы факультативного языкового образования, ориентирована на выполнение главенствующей миссии - формирование поликультурной личности школьников, способных и готовых к успешной социализации и взаимодействию в мультикультурном пространстве современного общества. Однако в практике школьного образования наблюдается формальное отношение к данному виду работы, в то время как именно внеурочная деятельность способна учитывать индивидуальные особенности учащихся, их потребности и, одновременно с этим, нивелировать трудности и недостатки традиционных форм организации урока.

На настоящий момент, наиболее результативной и соответствующей требованиям учащихся формой организации внеучебной занятости по иностранным языкам представляется лингвистический лагерь. Являясь одним из видов программы досуговой деятельности детей подросткового возраста, его главной особенностью выступает овладение иностранным языком в условиях комфортной многоязычной среды, приближенной к реальным ситуациям «диалога культур». Подобная атмосфера обеспечивается за счет применения нестандартных форм обучения, отличных от традиционной классно-урочной деятельности [2].

Идентичность языковых лагерей заключается в идее о получение дополнительного иноязычного образования и практической актуализации имеющегося опыта, приобретенного в период освоения школьной ООП, при углублении в инокультурную лингвистическую атмосферу. Коммуникация в лингвистическом лагере реализуется на иностранных языках, что позволяет моделировать межкультурные кейсы и применять их в различных конфигурациях занятий и условиях взаимодействия. Одним из приоритетных назначений лингвистического лагеря является демонстрации учащимся иного образовательного формата, который отличается от традиционной школьной системы. Сегодня приоритетной задачей является подготовка детей к активной самореализации в социуме. Это предполагает значительное переосмысление и трансформацию дополнительного образования, а также наполнение программ, в частности по иностранным языкам, увлекательным и информативным контентом для совершенствования личностных качеств и повышения национального самосознания учащихся. Поскольку учебный процесс в лингвистическом лагере проходит в период летнего отдыха, изучение иностранных языков не следует рассматривать как продолжение классно-урочной системы обучения.

Востребованность лингвистических лагерей обусловлена: 1) повышением спроса на организованный отдых школьников; 2) модернизацией форм внеучебной деятельности; 3) необходимостью учета и развития личностного и творческого потенциала обучающихся в реализации целей и задач языкового лагеря.

Дополнительная образовательная программа в языковом лагере основывается на образовательных технологиях, способствующих формированию и развитию ИКК, заинтересованности учащегося и его автономности. Учебно-воспитательный процесс лингвистического лагеря в полной мере позволяет реализовать принцип интенсивного обучения за счет максимальной наполненности образовательного процесса урочными и внеурочными мероприятиями. Кроме этого, создается наиболее подходящий фон для детей различных возрастных групп, способствующий языковому развитию школьников в обстановке, аналогичной естественной коммуникации.

Чтобы в полной мере добиться поставленных результатов овладения иностранным языком в рамках лингвистического лагеря, представляется первостепенным продумывание программы пребывания учащихся с учетом возрастных и психофизиологические особенности современных школьников, для создания наиболее благоприятной среды совершенствования коммуникативных умений.

Учебное пространство языкового лагеря имеет огромный потенциал внедрения и реализации инновационных и творческих видов деятельности. В системе школьного образования учащимся не удается раскрыть свой творческий потенциал в полном объеме. Однако социальный заказ предъявляет высокие требования к освоению дисциплины Иностранный язык. При росте социальной конкуренции необходимо креативно применять знания и навыки, уметь преобразовать занятость таким образом, чтобы сделать ее более эффективной.

В основе нетрадиционных форм деятельности, способствующих развитию ИКК, лежат творческие способности обучающихся. Онтогенез креативности личности включает в себя совершенствование интеллектуальных, нравственных и эстетических качеств, иноязычных речевых способностей, академического кругозора и др. К главным составляющим многие ученые относят: гибкость и устойчивость интеллекта, глубину восприятия и самостоятельность.

Факторами онтогенеза креативности обучающихся в сфере иноязычного образования в лингвистическом лагере являются: новый учебный контент, отобранный с опорой на развивающе-мотивационную составляющую, практикоориентированная основа учебного материала и набор адекватных форм его освоения с использованием инновационных форматов занятий.

Благодаря внедрению креативных форму учащихся происходит развитие таких личностных качеств, как: творческое мышление, умение сотрудничать с партнерами, инициативность, уверенность в себе, адекватная самооценка.

Рассмотрим нестандартные формы обучения иностранному языку, способствующие формированию умений говорения и развитию творческих навыков обучающихся, целесообразные в условиях языкового лагеря.

1. Компетишн (Лингвистическоералли).

Целью данной формы деятельности является повторение и закрепление ранее изученного материала. Задания, предлагаемые на занятиях, должны быть знакомы учащимся. Главное для такой формы работы - создание комфортной дружественной атмосферы со здоровым духом соревнования. Для проведения «ралли» необходимо подготовить загадки, скороговорки, кроссворды, ребусы и разделить обучающихся на команды, если группа многочисленная, либо устроить турнир, где каждый играет сам за себя.

2. Гейминг.

Главной составляющей гейминга является игровая роль, которая способна воссоздать различные отношения между людьми в реальной жизни. В результате игры обучающиеся получат необходимые знания, умения и навыки, а учебные задачи могут легко быть замаскированы механикой игры. Игры стимулируют интерес к изучению иностранного языка, провоцируют непроизвольное внимание, улучшают дисциплинированность, поскольку требуют честного выполнения правил. Также игры порождают активность школьников, которую важно направить в продуктивное русло - на выполнение поставленной цели: усвоение языкового материала, практическое овладение языком в условиях, приближенных к реальной ситуации общения.

3. Квест.

Для развития познавательных интересов и углубления знаний обучающихся, перед проведением такого занятия учащихся можно разбить на группы и предложить каждой из них задание или несколько вопросов, на которые они должны ответить в ходе выполнения этапов квеста. Каждая группа, получив карту, идет своим маршрутом, во время которого выполняет задания и собирает нужные данные. По окончании группа решает поставленные перед ней задачи, используя полученную информацию.

4. Аукцион.

Обучающимся предлагается «продать» любой предмет. Обязательным условием является то, что обучающиеся должны уметь описать и презентовать свой «товар». Если у «покупателей» есть вопросы по поводу вещей, они задают их. Затем аукционист приступает к продаже. Такая игра способствует развитию навыка диалогового взаимодействия.

5. ЛингвоХакатон.

Различные формы проектной деятельности по иностранному языку привлекают все стороны личности обучающегося, влияя на развитие универсальных компетенций. Для педагога важно замотивировать и вовлечь обучающихся в совместную работу, в связи с чем лидирующую позицию в организации деятельности занимает актуальность темы проекта или исследования. Так, например, возможны проекты, связанные с профессиональной ориентацией, сравнением образа жизни со сверстниками из стран изучаемого иностранного языка, с поиском решений проблем современного общества. Основная задача педагога при организации проектной работы по иностранному языку - это развитие потребности обучающихся в использовании иностранного языка как средства общения, познания и социальной адаптации за пределами учебного занятия.

Организация проектной деятельности требует четкого разграничения ролей учителя и обучающихся, где учитель выполняет менторские функции, а обучающиеся выступают в роли активных автономных деятелей. Формирование у обучающихся навыков работы с различными видами проектов учит их работать с большим объемом информационного материала, извлекать информацию из иноязычных источников, классифицировать и систематизировать подобранный материал, делать собственные умозаключения, обобщения по исследуемой теме, а также совершенствовать знания по иностранному языку. Обучающиеся учатся ставить перед собой реальные цели и достигать результата. Проект может быть индивидуальным, парным или коллективным, над ним также может работать весь класс [4].

6. Мультиурок.

Особое внимание стоит уделить интегрированным занятиям. При их проведении различные виды деятельности служат реализации одной темы. Имеющийся у учащихся опыт находит воплощение не только при решении стандартных учебных кейсов, но и расширяется за счет выполнения креативных заданий, способствуя метальному продвижению подростков.

Интегративные занятия основаны на широком межпредметном взаимодействии образовательного контента различных сфер. Данный процесс предполагает два вектора применения: а) формирование целостного мировоззрения и ценностной сферы учащихся; б) создание условий межпредметного взаимодействия.

Мультиурок на интегративной основе открывает преподавателям возможности инновационного подхода к организации образовательного процесса, которые входят в проблемное поле в рамках традиционных подходов, а именно:

• стимулирование интереса школьников к учебной деятельности средствами неклишированных форматов работы на занятии;

• упорядоченная поэтапная работа по развитию когнитивных способностей: сопоставление, реферирование, систематизация, интерпретация, синтез и др.;

• создание междисциплинарных связей и их реализация при работе над учебно-творческими заданиями.

Выводы. Суммируя скажем, что креативные форматы работы для развития иноязычной коммуникативной

компетенции в контексте программ лингвистического лагеря способствуют стимулированию когнитивных и психических сторон личности подростка, положительно воздействуют на мотивационную и эмотивную и ценностную зоны. Высокий информативный потенциал учебно-воспитательного процесса в заявленных условиях, интенсивность и сосредоточение языкового и речевого материала, а также особая атмосфера, приближенная к естественной, совершенствуют базовые характеристики языковой личности школьников, соответствуют ожиданиям и усиливают интерес к приобретению новой информации, совершенствованию навыков и умений.

Литература:

1. Ариян, М.А Основы общей методики преподавания иностранных языков. Теоретические и практические аспекты: учебное пособие / М.А. Ариян, А.Н. Шамов. - М.: ФЛИНТА, 2019. - 224 с.

2. Глумова, Е.П. Языковой лагерь как форма организации дополнительного образования по иностранному языку в современных условиях / Е.П. Глумова, Е.М. Елхимова // Проблемы романо-германской филологии, педагогики и методики преподавания иностранных языков. - 2020. - № 16. - С. 37-41.

3. Данилова, Е.Е. Особенности мотивационной сферы современных российских школьников: содержание, возрастная динамика, роль образовательной среды / Е.Е. Данилова // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10. -№ 1(38). - URL: https://vestшk.mmmuшver.ш/joш'/artide/view/1328(дата обращения: 28.07.2022).

4. Елхимова, Е.М. Организация иноязычной проектной и научно-исследовательской деятельности в контексте нацпроекта "Образование"/ Е.М. Елхимова, А.С. Шимичев // Подготовка учителя иностранного языка в контексте национального проекта "Образование": Сборник научных трудов. - Н. Новгород: НГЛУ. - 2020. - С. 42-47.

5. Савина, С.Н. Внеклассная работа по иностранным языкам в средней школе / С.Н. Савина. - М.: Просвещение, 1991. - 162 с.

6. Шимичев, А.С. Межкультурные проекты в системе внеучебной деятельности по иностранным языкам учащихся среднего профессионального образования / А.С. Шимичев, С.С. Морозов // Современные проблемы науки и образования. -2020. - № 6. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30267 (дата обращения: 28.07.2022).

7. Шимичев, А.С. Творческие виды деятельности как основа обучения иностранным языкам на начальном этапе / А.С. Шимичев // Новые подходы в лингвистике и педагогическом образовании: Коллективная монография. - Н. Новгород: НГЛУ. - 2020. - С. 187-195.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.