Научная статья на тему 'ЯЗЫКОВОЙ ЛАГЕРЬ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

ЯЗЫКОВОЙ ЛАГЕРЬ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
776
222
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯЗЫКОВОЙ ЛАГЕРЬ / ИНОЯЗЫЧНАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / LANGUAGE CAMP / FOREIGN-LANGUAGE COMMUNICATIVE COMPETENCE / TEACHING FOREIGN LANGUAGES / ADDITIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Глумова Елена Петровна, Елхимова Елена Михайловна

В статье рассматривается организация пребывания школьников в языковом лагере как наиболее эффективный способ формирования и развития иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся. Дается обоснование необходимости внедрения развлекательных и игровых технологий в образовательный процесс. Рассматриваются возрастные и психофизиологические особенности школьников, которые необходимо учитывать при организации их пребывания в лагере с целью помощи в преодолении языкового и психологического барьеров при осуществлении коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Глумова Елена Петровна, Елхимова Елена Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LANGUAGE CAMP AS A FORM OF ORGANIZATION OF ADDITIONAL EDUCATION IN A FOREIGN LANGUAGE IN MODERN CONDITIONS

The article considers organization of pupils’ staying in a language camp as the most efficient way of formation and development of their foreign-language communicative competence. The article justifies the necessity of implementation of entertaining and game technologies in educational process. The age and psychophysiological characteristics of schoolchildren are considered, which must be taken into account when organizing their stay in the camp in order to help them overcome language and psychological barriers in the implementation of communication.

Текст научной работы на тему «ЯЗЫКОВОЙ ЛАГЕРЬ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

ЯЗЫКОВОЙ ЛАГЕРЬ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Глумова Елена Петровна

канд. пед. наук, доцент, зав. кафедрой методики преподавания иностранных языков,

педагогики и психологии,

Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова,

г. Нижний Новгород E-mail:glumova@lunn. ru

Елхимова Елена Михайловна

Студентка гр. М101П факультета английского языка, Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова,

г. Нижний Новгород E-mail: elkhimova.em@gmail.com

LANGUAGE CAMP AS A FORM OF ORGANIZATION OF ADDITIONAL EDUCATION IN A FOREIGN LANGUAGE IN MODERN CONDITIONS

Elena Glumova, Ph.D.

Associate Professor, Methods of Teaching Foreign Languages,

Pedagogy and Psychology Department Linguistics University of Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod

E-mail: glumova@lunn.ru

Elena Elkhimova

Student of the English Language Faculty, group M101P Linguistics University of Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod

E-mail: elkhimova.em@gmail.com

Аннотация: в статье рассматривается организация пребывания школьников в языковом лагере как наиболее эффективный способ формирования и развития иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся. Дается обоснование необходимости внедрения развлекательных и игровых технологий в образовательный процесс. Рассматриваются возрастные и психофизиологические особенности школьников, которые необходимо учитывать при организации их пребывания в лагере с целью помощи в преодолении языкового и психологического барьеров при осуществлении коммуникации.

Ключевые слова: языковой лагерь, иноязычная коммуникативная компетенция, обучение иностранным языкам, дополнительное образование.

Abstract: the article considers organization of pupils' staying in a language camp as the most efficient way of formation and development of their foreign-language communicative competence. The article justifies the necessity of implementation of entertaining and game technologies in educational process.

© Глумова Е.П., Елхимова Е.М., 2020

The age and psychophysiological characteristics of schoolchildren are considered, which must be taken into account when organizing their stay in the camp in order to help them overcome language and psychological barriers in the implementation of communication.

Key words: language camp, foreign-language communicative competence, teaching foreign languages, additional education.

Обучение иностранным языкам на уровне основного общего образования претерпевает постоянное обновление в соответствии с принципами современной образовательной парадигмы, в основе которой лежит непрерывность образования личности. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего и дополнительного образования, национальный проект «Образование» выступают в роли фасилитаторов инновационных способов формирования поликультурной личности обучающегося [6].

Главной целью обучения иностранным языкам в школе является «сформированность у обучающихся иноязычной коммуникативной компетенции, необходимой для успешной социализации и самореализации как инструмента межкультурного общения в современном поликультурном мире» [5]. Поскольку классно-урочная деятельность имеет ряд ограничений, что затрудняет формирование иноязычной коммуникативной компетенции, необходимо привлекать различные формы дополнительного иноязычного образования, способствующего достижению цели основного общего образования.

Именно поэтому обучение иностранным языкам стоит рассматривать не только в рамках школы, но и привлекать формы дополнительного образования. Дополнительное образование существует как в условиях общеобразовательных учреждений среднего общего образования, так и в частных образовательных организациях, деятельность которых регулируется приказом Минобрнауки России № 1008 от 29.08.2013 г.

Существуют различные формы обучения иностранному языку в рамках дополнительного образования: языковые кружки, элективные занятия, научные конференции, школьный обмен, языковой лагерь и т.д. Все формы дополнительного обучения иностранному языку созданы в соответствии с социальным заказом общества и учитывают индивидуальные особенности обучающихся [1, 4].

В настоящий момент одной из наиболее популярных и эффективных форм дополнительного языкового образования является языковой лагерь -вариант программы отдыха детей и подростков, в котором овладение детьми иностранным языком является ключевой составляющей, так как в подобных условиях возможно создание аутентичной среды и поликультурного пространства, благодаря вовлечению всех сфер личности: мотивации, интеллекта, поведения, навыков и умений.

Языковой лагерь - это форма дополнительного образования, реализуемая зачастую в каникулярное время. Идентичность лингвистических лагерей объясняется особенностями изучения иностранного языка в условиях полного или частичного погружения в среду языка. Организация программы пребывания в лагере должна основываться на образовательных технологиях, способствующих развитию личности обучающихся, формированию иноязычной коммуникативной компетенции, повышению мотивации и автономности в овладении иностранным языком, например: эдьютейнмент -технология обучения, рассматриваемая как совокупность современных технических и дидактических средств обучения, которая основана на концепции обучения через развлечение [3]; развивающее обучение; технологию использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр; обучение в сотрудничестве; информационно-коммуникационные технологии и др.

Языковой лагерь предполагает принцип интенсификации, поскольку количество занятий и разнообразие видов деятельности по иностранному языку в несколько раз больше, чем в условиях школы. Большинство развлекательных мероприятий и учебных занятий могут иметь игровую, проектную и исследовательскую направленность. Языковой лагерь обладает всеми возможностями для формирования комфортной образовательной среды: овладение иностранным языком в естественных условиях; возможность общения на иностранном языке для обучающихся разных возрастов и языкового уровня. Несмотря на языковую направленность программы отдыха школьников, также создаются условия для развлечений, физического развития и оздоровления обучающихся (спортивные площадки, творческие мероприятия, киновечера, экскурсии, организуются режимы питания и сна).

Для успешной организации пребывания обучающихся в языковом лагере важно создание максимально комфортных условий, приближенных к естественным. Поскольку языковой лагерь предполагает пребывание обучающихся вдали от дома и близких, важно учитывать возрастные и психофизиологические особенности каждого школьника, а также создать условия преодоления языкового и психологического барьеров. Учитывая все перечисленные факторы, с целью достижения целей и задач дополнительного и основного общего образования возможно включение в программу языкового лагеря следующих мероприятий:

• Проведение учебно-развлекательных квестов (страноведческого характера).

• Разработка обучающимися совместного проекта. В рамках работы над проектом предполагается развитие критического мышления, навыков работы в команде и формирование лидерских качеств обучающихся.

• В течение смены предлагается организация и проведение ряда интеллектуальных игр, направленных на интенсификацию знаний страноведческого, лингвистического характера, а также коммуникативных умений и творческого потенциала обучающихся.

Многие программы обучения и организации отдыха в лингвистических лагерях однотипны и не учитывают реальные потребности обучающихся. С целью удовлетворения потребностей школьников и эффективности обучения необходимо создание следующих условий:

• входное тестирование для определения уровня владения иностранным языком и степенью сформированности иноязычной коммуникативной компетенции;

• создание программы с учетом психофизиологических и возрастных особенностей школьников;

• создание насыщенного содержания образовательной и культурно-развлекательной программы, включающее различные формы работы, такие как проекты, тренинги, фестивали, праздники и конкурсы поликультурной направленности (с целью постоянного вовлечения обучающихся в поликультурную языковую среду и формирования у детей принятия культурного плюрализма, терпимости к культурно-историческим традициям, обычаям, нравам, чувствам, идеям, определяющим национальную и гражданскую самоидентификацию) [2];

• интенсивная реализация педагогических и социокультурных функций (ценностно-ориентационная, оздоровительно-рекреационная, креативно-развивающая, аддитивно-образовательная, туристско-образовательная) в условиях поликультурного пространства, ограниченного временными рамками;

• замер результатов пребывания в языковом лагере, отражающий изменения в формировании иноязычной коммуникативной компетенции школьников и мотивации к изучению иностранного языка.

Результатом деятельности лингвистического лагеря при учете всех вышеперечисленных методических и психологических аспектов может стать успешное развитие поликультурной личности.

Таким образом, языковой лагерь как форма дополнительного языкового образования выступает в роли агрегатора лучших образовательных технологий, разнообразных форм культурно-досуговой деятельности, социально-педагогических технологий, направленных на расширение индивидуального опыта межкультурного общения обучающихся. Взаимодействие обучающихся в языковом лагере способствует проявлению инициативы, творческой и социальной активности, повышению мотивации и преодолению языкового и психологического барьеров, формированию автономности в обучении иностранным языкам.

Список литературы

1. Ахтян А.Г., Челышева Ю.В. Становление и развитие разных форм

организации дополнительного образования детей // Ученые записки Рос.

гос. соц. ун-та. - 2017. - Т. 16, № 3 (142). - С. 183-191.

2. Григорьев Д.Н. Поликультурное воспитание подростков в детском

международном центре: дис. ... канд. пед. наук. - Великий Новгород, 2015. - 197 с.

3. Кобзева Н.А. Edutainment как современная технология обучения [Электронный ресурс] // Ярослав. пед. вестник. - 2012. - № 4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/edutainment-kak-sovremennaya-tehnologiya-obucheniya (дата обращения: 25.05.2020).

4. Косарецкий С.Г., Гошин М.Е., Беликов А.А. Дополнительное образование детей в России: единое и многообразное / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т образования. - М.: ИД Высшей школы экономики, 2019. - 277 с.

5. Психология общения: Энциклопедический словарь / под общ. ред. А.А. Бодалева. - М.: Когито-Центр, 2011. - 72 с.

6. Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс]. - URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 25.05.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.