Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОМ ИНОЯЗЫЧНОМ ОБРАЗОВАНИИ'

СПЕЦИФИКА КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОМ ИНОЯЗЫЧНОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
191
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАЧАЛЬНОЕ ИНОЯЗЫЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / САМООЦЕНКА / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / ЯЗЫКОВОЙ ПОРТФЕЛЬ / ИНТЕГРАЦИЯ / CONTROL-EVALUATION ACTIVITY / PRIMARY FOREIGN LANGUAGE EDUCATION / SELF-ESTEEM / PRIMARY SCHOOLCHILD / LANGUAGE PORTFOLIO / INTEGRATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пыхина Наталья Владимировна, Ермолаева Нина Дмитриевна

Рассматриваются особенности контрольно-оценочной деятельности в начальном иноязычном образовании. Описаны структура и содержание языкового портфолио для начальной школы. Представлена интегративная программа обучения иностранному языку младших школьников, направленная на формирование адекватной самооценки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пыхина Наталья Владимировна, Ермолаева Нина Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICITY OF CONTROL-EVALUATIONN ACTIVITY IN THE PRIMARY FOREIGN LANGUAGE EDUCATION

The article considers the peculiarities of the control-evaluation activity in the primary foreign language education. The structure and content of the language portfolio for primary school are described. The integrative programme of teaching primary schoolchildren a foreign language, which is aimed at the adequate self-esteem formation, is presented.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОМ ИНОЯЗЫЧНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

2. Клименских М.В. Педагогические конфликты в школе: учеб. пособие.

- Екатеринбург, 2015. - 76 с.

3. Корнелиус X., Фэйр Ш. Выиграть может каждый. - М.: Стрингер, 1992. - 215 с.

4. Савельечева Д.А., Юревич С.Н. Управление конфликтами в педагогическом коллективе // Материалы VI Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» [Электронный ресурс].

- URL: https://scienceforum.ru/2014/article/2014000857 (дата обращения: 17.05.2019).

5. Шейнов В.П. Управление конфликтами. - СПб.: Питер, 2014. - 576 с.

СПЕЦИФИКА КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОМ ИНОЯЗЫЧНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Пыхина Наталья Владимировна

канд. пед. наук, доцент кафедры методики преподавания, иностранных языков, педагогики и психологии, Нижегородский государственный лингвистический университет, г. Нижний Новгород

E-mail: natali.pykhina@yandex. ru

Ермолаева Нина Дмитриевна

студентка 403 (а) группы факультета английского языка, Нижегородский государственный лингвистический университет, г. Нижний Новгород

E-mail: ermolaevanina. ru@yandex. ru

SPECIFICITY OF CONTROL -EVALUATIONN ACTIVITY IN THE PRIMARY FOREIGN LANGUAGE EDUCATION

Natalia Pykhina, Ph.D Associate Professor, Foreign Languages Teaching, Methodology, Pedagogy and Psychology Department Nizhny Novgorod State Linguistic University, Nizhny Novgorod

E-mail: natali.pykhina@yandex. ru

Nina Ermolaeva

Student of the Faculty of the English Language, group 403 (a), Nizhny Novgorod State Linguistic University, Nizhny Novgorod

E-mail :ermolaevanina. ru@yandex. ru

Аннотация: рассматриваются особенности контрольно-оценочной деятельности в начальном иноязычном образовании. Описаны структура и содержание языкового портфолио для начальной школы. Представлена интегративная программа обучения иностранному языку младших школьников, направленная на формирование адекватной самооценки.

Ключевые слова: контрольно-оценочная деятельность, начальное иноязычное образование, самооценка, младший школьник, языковой портфель, интеграция.

Abstract: the article considers the peculiarities of the control-evaluation activity in the primary foreign language education. The structure and content of the language portfolio for primary school are described. The integrative programme of teaching primary schoolchildren a foreign language, which is aimed at the adequate self-esteem formation, is presented.

Key words: control-evaluation activity, primary foreign language education, self-esteem, primary schoolchild, language portfolio, integration.

Необходимость рассмотрения содержательно-организационной специфики контрольно-оценочной деятельности в иноязычном образовании обусловлена принятием новых целей развития образовательной системы России, модернизацией технологий и содержания обучения, созданием национальной системы языкового контроля. Аспекты организации и содержания контрольно-оценочной деятельности приобретают особую актуальность в контексте проблемы повышения качества образования. Правильно организованный контроль является важнейшим фактором повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Контроль имеет приоритетное значение для успешности процесса обучения. Совершенствование контрольно-оценочной деятельности является одной из наиболее актуальных проблем в обучении иностранному языку. Выдвижение коммуникативной компетенции в качестве цели и результата обучения иностранному языку актуализирует определение содержательно-организационных аспектов контроля. Организация контрольно-оценочной деятельности на этапе начального иноязычного образования обладает определенной спецификой, требующей учета возрастных особенностей обучающихся. Воспитательная функция контроля имеет особое значение для младшего школьника, так как не только осуществляет регулирование учебно-познавательного процесса, но и формирует важные личностные качества. Тем не менее осуществление контрольно-оценочной деятельности связано с определенными трудностями. Неоднозначность критериев оценки, влияние на результаты межличностных отношений и другие факторы не позволяют получить достоверных сведений об учебных достижениях обучающихся. В условиях оценивания по единичным показателям, фиксирующим актуальный уровень знаний и умений обучающихся, отмечается высокий процент ошибочных суждений, не позволяющих выявить реальный уровень сформированности иноязычной коммуникативной компетенции младших школьников. В традиционной системе оценивания не находят должного отражения проявления творческой деятельности младших школьников.

Таким образом, актуализируется необходимость разрешения противоречия между потребностью современной практики начального иноязычного образования в условиях реализации эффективной контрольно-оценочной деятельности и их недостаточной разработанностью применительно к данному этапу.

Организация контрольно-оценочной деятельности на этапе начального иноязычного образования имеет несколько специфических черт. Во-первых, она связана с применением игровых приемов контроля или же приемов, включающих в себя тот или иной игровой компонент. Игра может выступать как предшествующая выполнению контрольного задания мотивация, несмотря на то что ведущим видом деятельности в данном возрасте является учение. Более того, игровая и творческая формы контроля значительно активизируют интеллектуальную деятельность учащихся и способствуют снятию страха перед совершением ошибки.

Во-вторых, при осуществлении контрольно-оценочной деятельности учитываются некоторые особенности психического и речевого развития младших школьников, например, ограниченный объем оперативной памяти ребенка, преобладание диалогической речи над монологической, наглядно-действенных компонентов мышления над словесно-логическими и т.д. В частности, при формулировании заданий по контролю устной монологической речи необходимо предоставить учащимся максимальную опору на средства предметной или изобразительной наглядности, на план монологического высказывания, заданный тем или иным способом (например, с помощью серии связанных вопросов, картинок).

В-третьих, встает вопрос об открытом или закрытом контроле, т.е. осознаваемом или неосознаваемом учащимися. По отношению к обучающимся на начальной ступени иноязычного образования он должен носить закрытый характер, то есть вся работа проводится так, как это обычно принято на уроке, в то время как контрольные реакции учащихся незаметно для них фиксируются учителем.

Для эффективной реализации контрольно-оценочной деятельности необходимо учитывать психологические особенности младшего школьного возраста. Так как ребенок более чувствителен и эмоционален, в отличие от подростка или взрослого, для него большее значение имеют процесс и эмоции от этого процесса , чем результат. Таким образом, если ребенок будет получать удовольствие при овладении иностранным языком, процесс его изучения будет в большей степени эффективным. Следовательно, система проверки знаний также должна характеризоваться максимальным психологическим комфортом. По мнению Н.Д. Гальсковой и З.Н.Никитенко, спокойная реакция учителя на ошибки ученика, положительная оценка его знаний и внутренняя уверенность в собственном успехе определяют уровень комфортности общения для ребенка [1, с. 9]. Улучшение результатов может быть также достигнуто при условии, что учитель чаще хвалит детей и обращает внимание на успехи ребенка и группы в целом.

Основной характеристикой контроля в раннем обучении иностранному языку является его систематический, опосредованный характер. Как правило, в процессе осуществления контроля исследователи ориентировались на определенные уровни сформированности компетенций: коммуникативной, языковой, речевой, социокультурной или лингвострановедческой.

З.Н. Никитенко удалось осуществить наиболее полную диагностику развития личности младшего школьника при овладении иностранным языком. В ее исследовании представлена комплексная оценка нравственной, эмоционально -волевой и когнитивной сфер личности младшего школьника, а также развития иноязычной речевой способности и освоения культурного аспекта иноязычного образования [2]. Оценка развития нравственной сферы личности осуществлялась на основе следующих критериев: проявление качеств личности, необходимых для участия в межкультурном общении, выделение учеником морального содержания ситуации. Оценка развития когнитивной сферы личности младшего школьника производилась с опорой на развитие основных когнитивных процессов: восприятия, внимания, памяти, вероятностного прогнозирования. Показателем развития речевой способности являются умения обучающихся в различных видах речевой деятельности. Для оценки освоения младшими школьниками культурного аспекта З.Н. Никитенко предлагает использовать средство самооценки «Европейский языковой портфель», позволяющее ученку самостоятельно оценить свои успехи [3].

«Языковой портфель» для начальной школы был разработан с учетом возрастных особенностей детей и особенностей технологии начального обучения иностранному языку таким образом, чтобы ребенок мог:

• самостоятельно оценить свой уровень владения иностранным языком;

• осознанно овладевать иностранным языком и ощущать ответственность за процесс и результаты учения;

• осознавать важность изучения не только иностранного языка, но и языков народов России, этнических групп, проживающих рядом с ним;

• осознать языковое многообразие в классе/школе/регионе/стране и равноценность всех языков;

• работать с «Языковым портфелем» с интересом, при этом развиваясь интеллектуально и эмоционально [3].

«Языковой портфель» для младших школьников выглядит как красочно оформленный иллюстрированный дневник, содержащий ясные и интересные детям задания и удовлетворяющий их потребность в изобразительной деятельности. «Языковой портфель» содержит дескрипторы, позволяющие ученикам самостоятельно определить свой уровень владения иностранным языком при минимальной помощи учителя.

Рассмотрим структуру и содержание «Языкового портфеля» для начальной школы. «Языковой портфель» включает в себя три раздела, которым предшествует информация о целях «Языкового портфеля» и небольшая автобиографическая страничка ученика [3].

Раздел 1 — «Языковой паспорт» (в европейской терминологии) — носит название «Языки, которые я знаю». В нем детьми описывается опыт изучения языков и межкультурного общения, а также уровень владения соответствующим языком.

Раздел 2 — «Биография» — называется «Мои Успехи» и предназначен для самостоятельной оценки учащимися своего уровня владения иностранным языком.

Самооценивание происходит при помощи контрольных листов по четырем видам речевой деятельности: аудирование, говорение, чтение, письмо. В этом разделе используется система оценок, основанная на общеевропейских стандартах и на стандартах, представленных в российской программе по иностранному языку для начальной школы.

Раздел 3 — «Досье» — называется «Моя копилка». Представляет собой специальную папку, содержащую конкретные продукты деятельности, которые дети хотели бы сохранить и продемонстрировать другим.

Важность «Языкового портфеля» для детей объясняется Н.Д. Гальсковой и З.Н. Никитенко следующим образом [1]:

во-первых, «Языковой портфель» позволяет маленькому ученику ощутить и осознать успех, который может быть «осязаем», который можно подержать в руках, что крайне важно для детей;

во-вторых, «Языковой портфель» предоставляет ребенку возможность взаимодействовать со взрослыми в оценке своих результатов, что является условием развития его самооценки. Известно, что младшие школьники стремятся получить оценку себя и своей деятельности от взрослых;

в-третьих, «Языковой портфель» помогает маленькому ученику увидеть смысл своей деятельности, развивать свою ответственность;

в-четвертых, работа с иностранным языком развивает все психические процессы детей — восприятие, мышление, внимание, память и воображение.

Все вышеперечисленное обеспечивает развитие ребенка как личности, повышение его интереса и поддержание мотивации к изучению иностранного языка.

Процесс обучения младших школьников иностранному языку во многом творческий, поэтому на начальном этапе возможно использование изобразительной деятельности в качестве нетрадиционной формы контроля при овладении коммуникативными умениями, в частности при обучении чтению на иностранном языке. Рисование, являясь преимущественным видом детского творчества, позволяет повысить интерес и привлечь внимание обучающихся к чтению. При использовании рисования в качестве контролирующей формы реализуется контроль как уровня понимания прочитанного, так и степени сформированности языковых и речевых навыков. В процессе работы над иллюстрациями к тексту обучающиеся могут сопровождать свою деятельность речью.

В целях эффективного формирования иноязычной коммуникативной компетенции младших школьников нами была разработана и внедрена в лингвообразовательный процесс начальной школы программа обучения английскому языку, учитывающая специфику контрольно-оценочной деятельности.

Программа составлена с учетом действующих программ образовательных учреждений по предмету «Иностранный язык». При разработке программы учитывались психолого-педагогические закономерности усвоения знаний, их доступность для учащихся младшего школьного возраста.

Актуальность программы заключается в необходимости реализации адекватного контроля на этапе начального иноязычного образования. Формы контроля и его содержание должны быть ориентированы на возрастные особенности обучающихся. Необходимо учитывать ведущий вид деятельности младших школьников. Традиционные формы контроля знаний, умений и навыков не всегда эффективны в отношении младших школьников. Тем не менее овладение иноязычным общением в младшем школьном возрасте не может проходить без обратной связи учителя и учеников, которая демонстрирует уровень сформированности коммуникативных навыков. Для младших школьников важен процесс обучения иностранному языку и эмоции, которые они при этом испытывают. Таким образом, система контроля знаний, умений и навыков должна быть максимально психологически комфортной для детей. Использование портфолио направлено на эффективное осуществление оценки сформированности коммуникативных навыков. Видя конкретные результаты своей работы в портфолио, ученик концентрируется на своих успехах. Интерес к портфолио способствует повышению учебной мотивации младших школьников. В этой связи разработка программы формирования иноязычной коммуникативной компетенции младших школьников, включающей портфолио, представляется актуальной.

Цель программы - формирование иноязычной коммуникативной компетенции в единстве лексико-семантического, деятельностно-речевого и национально-культурного аспектов. Задачи:

• формировать у обучающихся положительную мотивацию к изучению английского языка;

• воспитывать уважение друг к другу;

• развивать творческие способности детей в различных предметных областях с использованием иностранного языка;

• развивать у обучающихся психические функции (память, внимание, воображение), познавательные способности, эмоциональную сферу;

• расширять общеобразовательный кругозор детей.

Программа состоит из трех блоков: обучающего, направленного на формирование иноязычной коммуникативной компетенции; интегративного, предусматривающего развитие творческих способностей; оценочного, имеющего целью формирования адекватной самооценки. Реализация программных блоков происходит комплексно, в течение урока.

Программа по формированию иноязычной коммуникативной компетенции младших школьников включает в себя интегративный блок, реализуемый во время основных занятий.

Цель интегративного блока: развитие творческих способностей младших школьников в процессе обучения иностранному языку.

Содержание интегративного блока предусматривает взаимодействие игровой и изобразительной деятельности, при этом иностранный язык выступает в качестве основного механизма интеграции.

□ В целях формирования адекватной самооценки младших школьников вводится система знаковых обозначений, используемых перед проведением текущего и итогового контроля.

□ Используя символические изображения солнца, ученики в конце занятия обозначают степень усвоения материала. Яркое солнце соответствует уверенному, безошибочному владению тем или иным языковым аспектом. Солнце, которое закрывают облака, свидетельствует о наличии некоторых затруднений в овладении видами речевой деятельности. Солнце, полностью закрытое тучами, сигнализирует о низком уровне освоенности темы.

□ При оценвании монологических высказываний творческого характера и рисунков обучающихся эффективным является использование технологии «Две звезды и желание». Следует сначала указать на два положительных момента - «две звезды», затем - на один момент, требующий доработки - «желание».

Интегративный характер программы способствует более прочному усвоению языкового материала и развитию творческих способностей обучающихся в изобразительной и игровой деятельности. Наличие рисуночных тестов оценочного характера направленно на формирование адекватной самооценки младших школьников. Таким образом, в программе учтены основные условия, определяющие специфику контрольно-оценочной деятельности в начальном иноязычном образовании.

Список литературы

1. Гальскова Н.Д., Никитенко З.Н. Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная школа: Методическое пособие. — М.: Айрис-пресс, 2004. — 240 с.

2. Никитенко З.Н. Европейский языковой портфель для начальной школы// Иностранные языки в школе. - 2008. - № 5. - С.8-14.

3. Никитенко З.Н. Концептуальные основы развивающего иноязычного образования в начальной школе: монография. - М.: МПГУ, 2011. - 192 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.