МОДЕЛИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОГО ИНОЯЗЫЧНОГО ПРОСТРАНСТВА В РАМКАХ ТЕМАТИЧЕСКОЙ СМЕНЫ В ЛИНГВИСТИЧЕСКОМ ЛАГЕРЕ
О.В. Эпштейн, канд. филол. наук, доцент
Оренбургский государственный педагогический университет (Россия, г. Оренбург)
DOI:10.24412/2500-1000-2022-9-2-159-165
Аннотация. В статье поднимается проблема моделирования деятельности учреждений дополнительного образования на примере летнего лингвистического лагеря. Предлагается модель коммуникативного иноязычного пространства в рамках тематической смены на основе интеграции элементов кинодискурса с целью формирования иноязычной коммуникативной компетенции. Подчеркиваются отличия дополнительного лингвистического образования от школьного, учитываются психофизиологические особенности детей, детально описываются условия создания имитационной языковой среды и используемые для ее модельной реализации социально-педагогические технологии.
Ключевые слова: моделирование коммуникативного иноязычного пространства, лингвистический лагерь, дополнительное лингвистическое образование, коммуникативная компетенция, кинодискурс.
В настоящее время закладываются и укрепляются тенденции, направленные на развитие международных отношений в различных сферах общества, в том числе и в образовании. Любое международное взаимодействие предполагает использование иностранных языков, что повышает их значимость и определяет их ведущую роль в образовательном процессе. Согласно Федеральному образовательному стандарту, современное поколение должно обладать различными видами компетенций, в том числе и языковой, иметь развитые коммуникативные навыки и уметь свободно общаться и представлять свои культурные ценности на иностранном языке.
Данные требования предлагают не приобретение знаний, умений и навыков, а их практическую реализацию, что является одной из главных целей школьного образования. Однако ФГОС четко не регламентирует деятельность учреждений дополнительного образования, в том числе лингвистических. Таким образом, актуальность данного исследования заключается в более детальной проработке образовательных программ дополнительного лингвистического образования, а также в изучении их роли и места в образовательном процессе.
Цель исследования предполагает моделирование коммуникативного иноязычного пространства в рамках тематической смены в лингвистическом лагере. Предполагается, что соблюдение обозначенной модели при организации коммуникативного пространства в рамках тематической смены значительно повысит уровень овладения иноязычной коммуникативной компетенцией у детей, отдыхающих в лингвистическом лагере.
Современная классно-урочная форма развития языковой компетенции направлена на изучение иностранного языка как средства коммуникации в современном обществе, что необходимо для успешной социализации учащегося. Однако данная форма имеет ряд значительных ограничений, которые препятствуют полноценному формированию личности ребенка. В качестве дополнения к школьному языковому образованию выступает система дополнительного образования, а именно лингвистический лагерь [1, с. 38].
Тематическая направленность определённой лагерной смены является особенностью профильной программы лингвистического лагеря и должна отличаться четкой структурой, очевидной направленностью и логикой. Исследователи выде-
ляют различное количество этапов, но все подобные классификации организованы согласно линейному принципу от подготовительной работы к заключительной, или рефлексивной.
К подготовке педагогических кадров дополнительного образования выдвигается ряд требований. Большинство из них касаются формирования и подготовки куль-турно-досуговой программы профильной смены лингвистического лагеря. Несомненно, довольно сложно организовать профильную смену в лагере, которая бы понравилась каждому ребенку, ведь большинство детей приезжают в лагерь не по собственному желанию, а по желанию родителей, что отражается на результативности смены лингвистического лагеря. Исходя из этого, необходимо следовать современным реалиям и организовывать смену, основываясь на ценностных ориентирах и интересах современных детей, а также на их возрастных и психофизиологических особенностях [2, с. 26-30].
Главное сходство школьной программы и программы дополнительного образования в рамках обучения иностранным языкам - это формирование у обучающихся иноязычной коммуникативной компетенции. Коммуникативную компетенцию принято определять, как готовность учащихся осуществлять коммуникативную деятельность на иностранном языке. Однако, необходимо учитывать, что овладение иноязычными коммуникативными навыками предполагает также овладение тремя компонентами: интеллектуальными и личностными умениями, коммуникативной установкой [3].
Большинство исследователей придерживаются мнения о многоаспектности коммуникативной компетенции, которая включает в себя большой ряд субкомпетенций: лингвистическую, социокультурную, стратегическую, дискурсивную, социальную, прагматическую и пр. Вполне очевидно, что школьных ресурсов недостаточно для того, чтобы создать комфортную языковую среду для развития коммуникативной компетенции каждого учащегося. Соответственно, необходимо использовать средства внеурочной дея-
тельности для решения различных видов задач, в том числе практических и воспитательных, в гармонии с учебно-воспитательным процессом.
На сегодняшний день лагерь является одним из лучших средств внеурочной деятельности по созданию комфортной иноязычной коммуникативной среды для развития иноязычной компетенции, поскольку образовательная деятельность в лагере не ограничена классно-часовой формой и при изучении уделяется внимание всем видам иноязычной деятельности (аудирование, слушание, чтение, письмо и говорение). Помимо суггестивного воздействия лингвистический лагерь создает благоприятные условия для межличностного общения участников на иностранном языке, что является одной из главных форм развития и реализации иноязычной коммуникативной компетенции. Общение между участниками смены носит социальный характер и требует проявления коммуникабельности и самоуважения, кроме того, время общения детей в лагере не ограничено. Наконец, если в школе единственным источником развития иноязычной коммуникативной компетенции является учитель и ограниченное число форм взаимодействия с одноклассниками, то в лагере ребенок может найти собеседника согласно своему языковому уровню и интересам, используя различные виды и формы сотрудничества (переписка с зарубежными друзьями, чтение книг и просмотр фильмов на иностранном языке, ведение дневника и др.), что способствует оптимизации форм межличностного общения.
Повышению уровня владения иностранным языком также способствуют различные виды и формы работы, используемые для активизации развития иноязычной компетенции: коммуникативно-игровая деятельность, прикладная творческая деятельность, рефлексия, обучение в сотрудничестве, проектное обучение, обучение с использованием ИКТ, case-study обучение, занятие-диалог, занятие по развитию лексических навыков и навыков чтения, грамматическое занятие и т.д.
В последнее время тенденция использования элементов кинодискурса в изучении
иностранного языка начала набирать популярность, поскольку кино позволяет не только создать социальную ситуацию максимально близкую к реальным условиям, но и неоднократно воспроизводить определённые сцены кинофильма с целью изучения вербальных и невербальных компонентов коммуникативной деятельности носителей изучаемого языка [4]. Кино как средство изучения иностранного языка имеет ряд преимуществ, так как оно является одновременно и зрительным, и слуховым, т.е. аудиовизуальным средством, и задействует все виды рецепторов сразу, активизирует память и внимание, повышает мотивацию к изучению иностранного языка.
В рамках данного исследования для создания модели коммуникативного иноязычного пространства в рамках тематической смены в лингвистическом лагере предлагается взять в качестве кинодискурсивной основы фильм кинокомпании Marvel "The Avengers": Endgame («Мстители: Финал»). Выбор пал именно на этот фильм не только ввиду популярности всей серии фильмов о вселенной супергероев Marvel, но прежде всего ввиду его лингвистической, культурологической и дидактической ценности. Они заключаются в следующем:
1) фильм содержит образные и лингвистические коды языковых единиц (жаргон, диалекты и др.);
2) предоставляет возможность смоделировать иную социокультурную реальность (побывать в эпицентре действий супергероев);
3) освещает культурные аспекты и морально-нравственные проблемы (дружба, взаимовыручка и др.);
4) способствует преодолению стереотипов;
5) способствует реализации принципа событийности, то есть превращает обычное занятие в событие;
6) активизирует интеллектуальную и эмоциональную деятельность, непроизвольную память;
7) содействует снижению тревожности при изучении иностранного языка, так как в фильме присутствуют формы невербального общения (жесты, мимика, ситуация, музыкальное сопровождение и др.), способствующие эмоционально-логическому пониманию картины;
8) имеет воспитательную роль, т.к. стимулирует выработку ценностных ориентиров (проблемы воспитания, образования, отношения в семье, дружба, патриотизм, выбор будущей профессии и пр.);
9) несет лингвострановедческую и культурологическую нагрузку.
Овладение языковой компетенцией с помощью кинофильмов в рамках четырнадцатидневной тематической смены в лагере строится по традиционному принципу трех этапов: дотекстовый (допросмотро-вый), текстовый (просмотровый) и после-текстовый (послепросмотровый). Приведем несколько заданий в качестве примера организации работы над кинофильмом Marvel "Мстители: Финал" для овладения коммуникативной компетенцией на каждом из трех этапов для детей с разным уровнем владения языка.
Таблица 1. Примеры организации работы
Этапы Elementary Intermediate Upper-intermediate
До-просмотровый 1. Слова-ассоциации Look at the words and tell what the film is about. superheroes, world, save, team, power The film is about 2. Развитие лексических навыков Make up phrases. Iron Hulk Throw Strong Super The world Save Heroes Green Hammer Become Suit 1. Прогнози-рование Predict the plot of the film using expressions. I think, I'm sure, I'm convinced + The future Simple/be going to 2. Работа с лексикой Guess the meaning of the word. Scepter, helmet, shield, hammer 1. protection for the warriors head. 2. a tool for forging metal. 3. an ancient symbol of power (especially in Egypt) 4.weapon protection 1. Работа с лексикой Translate the words. xoleran elixir, tesseract 2. Прогнози-рование Predict the plot of the film and make a plan of action in the film (at least 6 points)
Просмотровый 3. Понимание контекста Answer the questions. 1. Who are the Avengers? (They are.......) 2. Are they strong? (They are.....) 3. Describe them (Hulk is......, Tony Stark has......, Thor has..), 4. What do they do? (They.......). 3. Понимание контекста Put into the correct order 1. The Avengers go after the Stones 2. The Avengers save the Universe 3. The Avengers attack Thanos 4. The Avengers join the team after 5 years 5. The team rescues Tony Stark and nebula 6 Scott Lang returns from the quantum world 3. Само-проверка Correct your plan and highlight the semantic parts of the film. 4. Понимание и усвоение контекста Remember the context oj using words xoleran elixir, tesseract
После-просмотровый 4. Синквейн с использованием изученной лексики Make up a cinquain (table in the form of a sun or a flower) and answer the question. What do you know now? Now I know (that) 4. Диалоговые формы работы Make up a dialogue on behalf of your favorite character using new words. 5. Эссе Predict the plan of action in the film and write an essay using Future simple (100-120 words) 5. Речевые навыки Retell the plot of the film on behalf of your favorite character.
Все виды мероприятий проводимых в рамках лагерной смены "The Avengers: Endgame" основаны на деятельностном подходе, который имеет блочную структуру получения знаний (учебный блок, творческий и проектный). Учебный блок предполагает следующие деятельностные формы:
- квизы («Forward to the past», «Супергеройский квиз»), викторины («Hulks intellectual quiz»),
- научные экскурсии («The history of the film universe», «Behind the scenes of the cinematic universe»),
- интеллектуальные конкурсы (Миссия-квест «The Stone of Reason»),
- проекты («The daily routine of superheroes»),
- ролевые игры (контролируемые ролевые игры с целью отработки лексического и грамматического материала, сценические ролевые игры и итоговая свободная ролевая игра с самостоятельным написанием сценария и организацией видеосъемки на импровизируемой съемочной площадке),
- метод дебатов (на самостоятельной основе и в рамках определенной деятельности),
- метод кейс-стади, реализуемый через форму квеста.
Любая деятельность участников смены подвергается оценке как внешней, так и самооценке. В зависимости от этапа работы применяются следующие типы формирующего оценивания:
1) Начальный, или ознакомительный этап: ассоциативные техники («светофор», «голосование» и др.);
2) Этап закрепления информации: традиционные письменные и устные типы контроля как индивидуальные, так и групповые;
3) Этап практического применения полученных знаний: техники оценивания, способствующие созданию проблемной ситуации для обучающихся («тестовые вопросы», «матрица запоминания»);
4) Итоговый этап: распределительные техники с целью получения общего понимания об уровне усвоения учащимися нового материала (например, сравнительный анализ собственной работы с образцом, классификационный анализ собственных ошибок и пр.).
Итак, ориентируясь на обозначенные выше методы и требования, была выстроена схема организации четырнадцатидневной тематической смены в лагере на тему «Мстители», основой для которой послужил креолизованный текст в виде фильма кинокомпании Marvel "The Avengers: Endgame". Предполагаемые герои смены: железный человек, Капитан Америка, Халк, Тор, Черная Вдова, Человек Муравей (количество героев зависит от количества отрядов).
Реализация рассматриваемой тематической лагерной смены предполагает учет следующих особенностей:
- Входное тестирование в день заезда для определения уровня владения иностранным языком и формирования отрядов.
- Разделение на отряды в театрализованной форме с закреплением за каждым отрядом определенного цвета супергеройских плащей.
- Подготовка отрядного уголка с плакатом, на котором впоследствии фиксируются бальные карточки «камни бесконечности» за каждое пройденное испытание.
- Распределение наградных очков в виде щита Капитана Америки, если каждый член отряда не переходит на русский язык при выполнении заданий и обязанностей, а также штрафных очков в виде скипетра Локи. Подсчет очков ведется вожатыми.
- Поддержание дисциплины за счет назначения старост, представляющих весь отряд, и составления графика дежурств, согласно которому ежедневно назначается дежурный отряд - команда супергероев, которая всегда спешит на помощь, дежурит в столовой и следит за порядком в лагере.
План-сетка состоит из множества связанных между собой мероприятий, направленных на введение, активизацию, закрепление и применение определенного языкового материала с помощью вышеупомянутых методов и деятельностных форм. Заключительный же этап данной лагерной смены представлен в виде супермиссии «Save the Galaxy» («Спасти Галактику») и организован в форме проекта. Поэтапная его реализация включает:
1) Целеполагание. Цель данного проекта - самостоятельно подобрать костюмы и локацию, написать сценарий и снять видео фрагмент, который станет частью общего видео. Начальный этап работы предполагает просмотр фрагмента фильма "The Avengers: Endgame" и его обсуждение, в ходе которого систематизируется полученная втечение смены лексико-грамматическая информация.
2) Планирование. Данный этап подразумевает выдачу реквизита в виде футбо-
лок, бумаги и декоративных элементов одежды, и как следствие перевоплощение каждого отряда в съемочную группу, которой предстоит написать сценарий и снять фрагмент.
3) Написание сценария. На данном этапе проводится жеребьевка для закрепления за каждым отрядом своего супергероя. Члены отряда решают, кто будет исполнять роль героя, что он будет говорить, как он будет выглядеть, и где будут проходить съемки. В помощь отрядам раздаются карточки, содержащие основные пункты реплик главного героя (имя, характерные особенности, орудие, его специфика и цель его использования). В случае невысокого уровня владения иностранным языком карточки могут содержать клише: My
name is......; I'm (существитель-
ное\прилагательное); I have a\an.....; It can
...... Перед началом работы участники
смены получают критерии, по которым будет оцениваться их видео-фрагмент. Всего представлено 9 критериев: костюм, локация, сценарий, наличие лексических и грамматических оборотов, правдоподобность, главный актер, актёрская игра, командная работа. Когда каждый в отряде получил свою функцию, начинается работа над сценарием, а затем над съемкой фрагмента. Вся деятельность должна осуществляться под контролем вожатых, которые также проверяют сценарий на наличие лексических или грамматических ошибок. Когда съемки фрагментов окончены, все работы сдаются вожатым для их объединения в одно видео.
4) Защита проекта. На этом этапе фрагменты демонстрируются в логическом порядке и оцениваются детьми.
5) Рефлексия. Традиционно, данный этап предполагает анализ проделанной работы, возникших трудностей и путей их решения, обмен впечатлениями и выстраивание перспектив самосовершенствования.
Анализ работы тематической смены летнего лингвистического лагеря позволил сделать вывод о том, что лингвистический лагерь является необходимым условием для совершенствования знаний, умений и навыков по иностранному языку, полученных обучающимися в школе, а также для стимулирования дальнейшего практического применения освоенных ЗУВ в различных других деятельностных формах (театральных, спортивных, игровых и пр.). Цель тематических смен, подобных рассмотренной, заключается в создании имитационной языковой среды и условий для стимулирования и поощрения учащихся к изучению иностранных языков.
В результате исследования была создана деятельностная модель коммуникативного иноязычного пространства, послужившая площадкой для интеграции кинодискурса и применения интерактивных социально-педагогических технологий для формирования иноязычной коммуникативной компетенции. Подобное моделирование дает возможности для преодоления языкового барьера, повышения уровня языковой и речевой компетенции обучающихся, получения опыта межличностного
общения и взаимодействия.
Библиографический список
1. Глумова Е.П. Языковой лагерь как форма организации дополнительного образования по иностранному языку в современных условиях // Проблемы романо-германской филологии, педагогики и методики преподавания иностранных языков. - 2020. - № 16. - С. 37-41.
2. Костина А.А. Особенности организации системы профильных смен в российских и зарубежных детских оздоровительных лагерях: опыт сравнительного анализа // Международный журнал экономики и образования. - 2019. - №3. - С. 23-35.
3. Мильруд Р.П., Максимова И.Р. Коммуникативная компетенция как готовность учащихся к общению на иностранном языке // Язык и культура. - 2017. - № 38. - С. 250-268.
4. Кислицына Н.Н. Лингвокогнитивные особенности кинодискурса (на материале англоязычных диалогов подростков) // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2019. - № 2 (78) - С. 513-520.
MODELING A COMMUNICATIVE FOREIGN LANGUAGE SPACE WITHIN THE THEME SESSION IN A LINGUISTIC CAMP
O.V. Epstein, Candidate of Philological Sciences, Associate Professor Orenburg State Pedagogical University (Russia, Orenburg)
Abstract. The article raises the problem of modeling the activities of additional education institutions on the example of a summer linguistic camp. A model of a communicative foreign language space is proposed within the framework of a thematic session based on the integration of film discourse elements in order to form a foreign language communicative competence. The paper emphasizes the differences between additional linguistic education and school education, takes into account the psychophysiological characteristics of children, gives a detailed description of the conditions for creating an imitated language environment and the socio-pedagogical technologies used for its modeling.
Keywords: modeling of a communicative foreign language space, linguistic camp, additional linguistic education, communicative competence, film discourse.