Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА'

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шелехова Людмила Валерьевна, Бочарова-Лескина Анна Леонидовна, Бочаров Александр Васильевич

Стремительное развитие цифровых технологий и необходимость их внедрения в сферу образовательных услуг ставит перед системой профессионального образования задачи по выявлению новых требований к формам и методам организации образовательного процесса в условиях цифровой трансформации общества. На фоне утверждений о необходимости цифровизации образовательного процесса остается малоизученным такой важный аспект, как повышение квалификации профессорско-преподавательского состава в части применения цифровых технологий, что способствует повышению конкурентоспособности образовательных организаций в российском образовательном пространстве. Методологической основой исследования являлся анализ результатов анкетирования преподавателей ВУЗов и ССУЗов, проходивших в 2020-2021 годах курсы повышения квалификации на базе ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» и ФГБОУ ВО «Кубанский государственный технологический университет». Объём выборочной совокупности составил 232 преподавателя ВУЗов и 198 преподавателей ССУЗов. Сопутствующими методами эмпирического исследования являлись: беседа с преподавателями по результатам анкетирования; научный семинар «Роль цифровых технологий в образовательном процессе», проведенный на базе корпоративной платформы Microsoft Teams Куб ГУ. Рассмотрено влияние цифровых технологий на возможности образовательных организаций реализовать свой потенциал в создании конкурентоспособного образовательного продукта. Изучено отношение преподавателей к внедрению цифровых образовательных технологий в учебный процесс. Установлено, что факторами эффективности цифровизации системы образования является способность курсов повышения квалификации осветить весь спектр возможностей, возникающих при применении тех или иных цифровых технологий в учебном процессе, а также готовность преподавателей активно применять их в своей профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шелехова Людмила Валерьевна, Бочарова-Лескина Анна Леонидовна, Бочаров Александр Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADVANCED TRAINING OF TEACHING STUFF IN THE CONDITIONS OF DIGITALIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS

The rapid development of digital technologies and the need for their implementation in the sphere of educational services poses challenges to the vocational education system to identify new requirements for the forms and methods of organizing the educational process in the context of digital transformation of society. However, against the background of statements about the need for digital transformation of the educational process for its optimization, the important aspect of disclosing the role of digital technology as a reason to improve the qualification of the teaching staff in order to increase their competitiveness in the Russian education sector remains poorly understood. The methodological basis of the study the analysis of the results of a questionnaire survey of university and secondary school teachers taking advanced training courses in 2020-2021 at the Kuban State University and at the Kuban State Technological University. The volume of the sample totaled 232 university teachers and 198 secondary school teachers. The accompanying methods of empirical research were a conversation with teachers based on the results of a questionnaire; a scientific seminar "The role of digital technologies in the educational process", based on the Microsoft Teams corporate platform of KubSU. Such aspects of the problem were considered as the positive and negative impacts of digital technology on the ability of educational organizations to realize their potential in creating a competitive educational product. The attitude of teachers to the inclusion of digital educational technologies in the educational process was studied. It is revealed that one of the factors of the effectiveness of the digitalization process of the education system is the ability of the educational program of advanced training courses to reveal the possibility of using specific digital technologies in the real educational process and form the readiness of teachers to actively use digital technology in their professional activities.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»

Педагогика

УДК 378:004

доктор педагогических наук, профессор Шелехова Людмила Валерьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кубанский государственный университет» (г. Краснодар); кандидат технических наук Бочарова-Лескина Анна Леонидовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кубанский государственный университет» (г. Краснодар); старший преподаватель Бочаров Александр Васильевич Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кубанский государственный университет» (г. Краснодар)

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА В УСЛОВИЯХ

ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация. Стремительное развитие цифровых технологий и необходимость их внедрения в сферу образовательных услуг ставит перед системой профессионального образования задачи по выявлению новых требований к формам и методам организации образовательного процесса в условиях цифровой трансформации общества. На фоне утверждений о необходимости цифровизации образовательного процесса остается малоизученным такой важный аспект, как повышение квалификации профессорско-преподавательского состава в части применения цифровых технологий, что способствует повышению конкурентоспособности образовательных организаций в российском образовательном пространстве. Методологической основой исследования являлся анализ результатов анкетирования преподавателей ВУЗов и ССУЗов, проходивших в 2020-2021 годах курсы повышения квалификации на базе ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» и ФГБОУ ВО «Кубанский государственный технологический университет». Объём выборочной совокупности составил 232 преподавателя ВУЗов и 198 преподавателей ССУЗов. Сопутствующими методами эмпирического исследования являлись: беседа с преподавателями по результатам анкетирования; научный семинар «Роль цифровых технологий в образовательном процессе», проведенный на базе корпоративной платформы Microsoft Teams Куб ГУ. Рассмотрено влияние цифровых технологий на возможности образовательных организаций реализовать свой потенциал в создании конкурентоспособного образовательного продукта. Изучено отношение преподавателей к внедрению цифровых образовательных технологий в учебный процесс. Установлено, что факторами эффективности цифровизации системы образования является способность курсов повышения квалификации осветить весь спектр возможностей, возникающих при применении тех или иных цифровых технологий в учебном процессе, а также готовность преподавателей активно применять их в своей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: повышение квалификации преподавателей, цифровые технологии, непрерывное профессиональное образование, конкурентоспособность образовательных организаций.

Annotation. The rapid development of digital technologies and the need for their implementation in the sphere of educational services poses challenges to the vocational education system to identify new requirements for the forms and methods of organizing the educational process in the context of digital transformation of society. However, against the background of statements about the need for digital transformation of the educational process for its optimization, the important aspect of disclosing the role of digital technology as a reason to improve the qualification of the teaching staff in order to increase their competitiveness in the Russian education sector remains poorly understood. The methodological basis of the study the analysis of the results of a questionnaire survey of university and secondary school teachers taking advanced training courses in 2020-2021 at the Kuban State University and at the Kuban State Technological University. The volume of the sample totaled 232 university teachers and 198 secondary school teachers. The accompanying methods of empirical research were a conversation with teachers based on the results of a questionnaire; a scientific seminar "The role of digital technologies in the educational process", based on the Microsoft Teams corporate platform of KubSU. Such aspects of the problem were considered as the positive and negative impacts of digital technology on the ability of educational organizations to realize their potential in creating a competitive educational product. The attitude of teachers to the inclusion of digital educational technologies in the educational process was studied. It is revealed that one of the factors of the effectiveness of the digitalization process of the education system is the ability of the educational program of advanced training courses to reveal the possibility of using specific digital technologies in the real educational process and form the readiness of teachers to actively use digital technology in their professional activities.

Key words: professional development of teachers, digital technology, continuing professional education, competitiveness of educational institutions.

Введение. В период цифровой трансформации всех сфер экономик Российской федерации перед системой профессионального образования ставятся задачи по выявлению новых требований к формам и методам организации образовательного процесса в условиях цифровой трансформации общества и освоению их профессорско-преподавательским составом ВУЗов и ССУЗов.

Некоторые исследователи полагают, что основным мотивом, побуждающим к потреблению образовательных услуг может стать использование цифровых технологий, так как они несут в себе новые возможности для построения образовательного процесса и решения целого комплекса образовательных задач, вызванных цифровой трансформацией социально-экономической инфраструктуры социума [4, 5]. Возможность образовательных организаций реализовать свой потенциал в создании ценности для потребителей с учетом потребностей государства в сфере образования может быть осуществлена с помощью, например, технологий Data Science и Big Data, позволяющих сформировать систему персонализированного мониторинга, которая является основой оптимизации образовательного процесса и динамики развития обучающегося [12]. Использование технологий искусственного интеллекта в образовательном процессе позволяет, с одной стороны, сформировать пакеты данных о выпускниках, предназначенных для потенциальных работодателей при поисках сотрудников [3, 8]; с другой стороны - способствовать планированию эффективной финансово-хозяйственной деятельности, учету освоения дополнительных общеобразовательных программ, электронной отчетности и т.д. В следствие этого субъекты образовательной деятельности получают инструменты эффективного контроля над своим информационным пространством и его совместным использованием [6, 11]. Средства цифровых коммуникаций способствуют более тесному взаимодействию как между обучающимися, так и между обучающимися и преподавателями в независимости от места их нахождения, что может послужить основой для построения образовательного процесса посредством активного совместного поиска информации, разработки совместных проектов и обмена полученной информацией [7].

Процесс подготовки кадров в сфере высшего и среднего образования, обусловленный исключительно потребностями федерального рынка труда, хотя и признается одним из приоритетных, но в то же время не является единственным показателем эффективности профессионального образования, так как не учитывает такое направление деятельности профессиональных образовательных организаций, как предоставление образовательных услуг для взрослых (основных программ профессионального обучения, дополнительных профессиональных программ), ориентированных на потребности образовательных организаций в повышении квалификации своих сотрудников и их профессиональной переподготовке [1, 2, 10]. Таким образом, на фоне утверждений о необходимости цифровой трансформации образовательного процесса, направленного на повышение квалификации преподавателей с целью его оптимизации, остается малоизученным такой важный аспект, как обоснование ценности цифровых технологий на основе собственного опыта субъектов образовательного процесса, конкуренции внутри профессорско-преподавательского сообщества и требований к компетенциям, необходимым для успешной конкурентоспособности преподавателя в цифровом обществе [9, 13]. В связи с этим целью исследования выступило изучение мнения субъектов образовательного процесса относительно повышения квалификации преподавателей высшей школы в части влияния внедряемых цифровых образовательных технологий на различные сферы их деятельности.

Изложение основного материала статьи. С целью оценки необходимости внедрения цифровых технологий в образовательный процесс было проведено онлайн-анкетирование с использованием google-форм среди преподавателей ВУЗов и ССУЗов, проходивших в 2020-2021 годах курсы повышения квалификации на базе ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», ФГБОУ ВО «Кубанский государственный технологический университет» по программам, рассматривающим вопросы цифровой трансформации образовательной среды высших и средних учебных заведений. Объём выборочной совокупности составил 232 преподавателя вузов и 198 преподавателей учреждений СПО. Анкетирование проводилось на добровольной и анонимной основе. В качестве сопутствующих методов эмпирического исследования выступили: беседа с преподавателями по результатам анкетирования, научный семинар «Роль цифровых технологий в образовательном процессе», проведенный на базе корпоративной платформы Microsoft Teams Куб ГУ, а также анализ степени сформированности и востребованности электронной образовательной среды ВУЗов и ССУЗов в условиях непрерывного образования.

Исходя из анализа ответов слушателей можно предположить, что администрация ВУЗов акцентирует внимание преподавателей, прежде всего, на необходимости соответствия современным требованиям к вузам (92,67%) и учета экономической эффективности (84,05%) в условиях жесткой конкуренции в области высшего образования. В ССУЗах рассматривается концепция, предполагающая учет всех аспектов цифровизации, при условии её недостаточной популяризации среди преподавателей (не превышает 60%). В то же время надо признать, что воздействовать на восприятие, личностную позицию и поведение субъектов образовательной среды достаточно трудно, так как данные факторы обладают высокой степенью устойчивости и не склонны к быстрым изменениям, несмотря на административные усилия. Поэтому непродуманные действия по повсеместному внедрению цифровых технологий может вызвать у субъектов образовательного процесса ощущение ухудшения уровня образовательных услуг, нарушения успешного функционирования ВУЗа (ССУЗа). С целью предотвращения подобной ситуации в рамках курсов повышения квалификации были проведены мероприятия (беседы, круглые столы, вебинары), разъясняющие как необходимость использования, возможности и преимущества цифровых технологий в образовательном процессе, так и особенности стратегии по цифровизации образовательного процесса, разработанные и реализуемые в конкретных учебных заведениях. В результате проведенных мероприятий была выявлена так же потребность со стороны слушателей в использовании цифровых технологий при решении управленческих задач, возникающих при прохождении ими курсов повышения квалификации. В отличие от преподавателей ВУЗов, которые сочли в качестве незначительного фактора обучение в комфортной и привычной обстановке (19,4%), преподаватели ССУЗов помимо аналогичного фактора (36,36%) не считают достаточно существенными технологичность процесса обучения (использование информационных технологий) (55,56%) и получение практических навыков, связанных с основной работой в условиях цифровизации социума (49,49%). В результате проведенных бесед также удалось уточнить, что подобное распределение приоритетов среди преподавателей ССУЗов обусловлено отсутствием практического опыта работы с современными цифровыми технологиями и необходимостью самостоятельно разбираться в достаточно сложной для них проблеме.

Исходя из анализа результатов опроса также можно предположить, что основные усилия слушатели курсов предпочитают направлять на изучение возможностей интернет-ресурсов с целью рекомендации использования их при написании обучающимися учебных проектов, на освоение навыков по созданию презентаций, необходимых для демонстрации учебного материала, и онлайн-тестов. При этом, если преподаватели ССУЗов акцентирую свое внимание на совершенствовании своих образовательных продуктов исключительно с использованием мобильных приложений и сетевых сервисов (Skype, Teams, e-mail, блоги) (98,48%), то преподаватели ВУЗов помимо данных средств обучение (65,5%), так же уделяют внимание развитию навыков работы с образовательной платформой MOODLE (72,41%). По мнению слушателей курсов, все вышеперечисленные технологии открывают новые возможности для оптимизации образовательных ресурсов, а также для работы над сложными проектами совместно с другими учебными заведениями и партнерскими организациями. При этом если преподаватели ВУЗов чаще всего применяют сетевые сервисы и web-технологии (100%), то преподаватели ССУЗов помимо данных показателей (96,97% и 94,95%) активно внедряют в образовательный процесс «электронный журнал» (84,85%).

В то же время все без исключения опрошенные осознают, что для повышения конкурентоспособности они должны уделять особое внимание демонстрации своих возможностей в сфере предоставления образовательных услуг посредством всех современных цифровых технологий (интернет; инструменты Web 2.0 - блоги, вики, подкастинги, социальные сети и т.п.; облачные сервисы - Dropbox, Google Диск, Mega и т.п.; устройства VR, AR и искусственного интеллекта). При этом наибольший интерес у преподавателей вызывают обучающие специализированные программы (55,6% - ВУЗ, 44,9% -ССУЗ), технологии дополненной реальности (39,66% - ВУЗ, 47,47% - ССУЗ) и учебные тренажеры и стимуляторы, основанные на цифровых технологиях (46,12% - ВУЗ, 36,87% - ССУЗ).

Выводы. Проведённое исследование позволяет сделать вывод о том, что рассмотрение цифровых образовательных технологий как на отдельных занятиях курсов повышения квалификации, так и необходимость создания новых курсов, отвечающих потребностям потенциальной целевой аудитории, обусловлены необходимостью повышения квалификации профессорско-преподавательского состава ВУЗов и ССУЗов с целью увеличения их конкурентоспособности в российском образовательном пространстве. При этом важными факторами эффективности цифровизации системы образования является способность курсов повышения квалификации осветить весь спектр возможностей, возникающих при применении тех или иных цифровых технологий в учебном процессе, а также готовность преподавателей активно применять их в своей профессиональной деятельности.

Литература:

1. Валеева, И.А. Дополнительное профессиональное образование педагогических работников в условиях цифровизации / И.А. Валеева, И.Н. Пустовалова // Учебный эксперимент в образовании. - 2021. - № 1(97). - С. 7-12.

2. Волобуева, Т.Б. Проектирование модели веб-интеграции для повышения квалификации педагогов // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2021. - №4 (49). - С. 31-41.

3. Донина, И.А. Искусственный интеллект в современном образовании: возможности и угрозы / И.А. Донина, С.Н. Воднева, М.Н. Михайлова // Психолого-педагогический поиск. - 2021. - №1 (57). - С. 17-29. - URL: http://doi.Org/10.37724/RSU.2021.57.1.002

4. Ивашкина, Т.А. Цифровизация как структурная составляющая инновационных моделей повышения квалификации педагогов профессионального образования / Т.А. Ивашкина // Мир науки, культуры, образования. - 2021. - №4 (89). -С. 140-142. - URL: http://doi.org/10.24412/1991-5497-2021-489-140-142

5. Леонова, И.А. Мотивация научно-педагогического состава вуза на цифровизацию образовательного процесса / И.А. Леонова // Обзор педагогических исследований. - 2021. - Т.3. - № 7. - С. 181-184.

6. Михнев, И.П. Информационная безопасность в современном экономическом образовании / И.П. Михнев // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2013. - № 4. - С. 111-113. - URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=3492

7. Нагаева, И.А. Виртуальное образовательное пространство вуза как эффективная форма организации педагогического процесса // Инновационные технологии / под ред. В.Г. Выскуба. - Вып. №5. - М.: НОУ ВПО "ИГУПИТ". -2012. - С. 160-165.

8. Радугин, А.А. Применение искусственного интеллекта в образовательном процессе вуза: технологии, потенциал и проблемы / А.А. Радугин, О.А. Радугина // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. - 2021. - №4. - С. 84-87.

9. Соколова, Ю.В. Оценка готовности педагогических кадров российских технических вузов к применению информационных технологий в новой цифровой парадигме / Ю.В. Соколова, О.А. Чалова // Мир науки. Педагогика и психология. - 2021. - Т.9. - №4. - URL: https://mir-nauki.com/PDF/39PDMN421.pdf

10. Цифровизация профессионального образования: перспективы и незримые барьеры / Л.М. Андрюхина, Н.О. Садовникова, С.Н. Уткина, А.М. Мирзахмедов // Образование и наука. - 2020. - Т. 22. - № 3. - С. 116-147. - URL: http://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-3-116-147

11. Harpreet, Kaur. Digitalization of education: Advantages and disadvantages / Kaur Harpeet // International Journal of Applied Research. - 2019. - No. 4. - P. 286-288.

12. Pat, Nakamoto. BIG DATA: The revolution that is transforming our work, market and world. Data Analysis. Kindle Edition. - 2013. - 212 p.

13. Zhao, Yu. Digital competence in higher education research: A systematic literature review / Yu Zhao, Ana Maria Pinto Llorente, Maria Cruz Sanchez Gomez // Computers & Education. - 2021. - Vol. 168, No. 5. - URL: https://doi.org/10.1016/j.compedu.2021.104212

Педагогика

УДК 372.881.1:374

кандидат педагогических наук, доцент Шимичев Алексей Сергеевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); ассистент Елхимова Елена Михайловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Нижегородский государственный лингвистический университети мени Н.А. Добролюбова» (г. Нижний Новгород)

ТВОРЧЕСКИЕ ФОРМЫ РАЗВИТИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В УСЛОВИЯХ

ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ЛАГЕРЯ

Аннотация. В статье рассматривается вопрос организации учебно-воспистательного процесса по иностранным языкам в условиях лингвистического лагеря. Обучение в лагере рассматриавется в контексте внеурочной деятельности, дидиактический потенциал которой мало используется в практике преподавания иностранных языков. В этой связи особую актуальность приобретают инновационные формы. Утверждается, что система дополнительного образования, составной частью которой являются лагерные смены, находится в тесном взаимоотношении с основным образованием.Однако она имеет более широкий спектр форм и методов реализации учебных программ. Описана номенклатура качеств личности учащегося, влияние на которые оказывает пребывание в лингвитсическом лагере.Предлагается перечень нетрадиционных форм деятельности, способствующих развитию иноязычной коммуникативной компетенции. Дано их кратное описание. Делается вывод о том, что учебно-воспитательная среда лингвистического лагеря, основанная на творческих формах работы с учащимися, способствует коммуникативному развитию личности учащихся.

Ключевые слова: лингвистический лагерь, обучение иностранным языкам, внеурочная деятельность, творческие формы работы, дополнительное образование.

Annоtation. The article deals with the organizing of the foreign languages educational process in the conditions of a linguistic camp. Training in the camp is considered in the context of extracurricular activities, which didactic potential is little used in the practice of foreign languages teaching. In this regard, innovative forms are becoming relevant. It is argued that the system of additional education, including linguistic camp, is in close relationship with the main educational programs. However, it has a wider range of forms and methods of implementing training. Itis described the nomenclature of the student's personal qualities, which are influenced by the stay in the linguistics camp. It is also proposed a list of non-traditional forms of activity contributing to the development of foreign language communicative competence. Their brief description is given. It is concluded that the educational environment of the linguistic camp, based on creative forms of work with students, contributes to the communicative development of students' personality.

Key words: linguistic camp, foreign languages teaching, extracurricular activities, creative forms of work, additional education.

Введение. С целью достижения качественно нового уровня лингвистического образования и повышения результативности овладения иностранными языками большую востребованность на сегодняшний день получают различные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.