Научная статья на тему 'Творчески-деятельностныи подход в профессиональном обучении будущих специалистов в сфере индустрии питания'

Творчески-деятельностныи подход в профессиональном обучении будущих специалистов в сфере индустрии питания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
84
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ТВОРЧЕСКИ-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ТЕХНОЛОГ / СФЕРА ИНДУСТРИИ ПИТАНИЯ / VOCATIONAL TRAINING / CREATIVE AND ACTIVITY-ORIENTED APPROACH / TECHNOLOGIST / INDUSTRY FOOD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Губарева Л. И., Правдюк В. Н., Ужокина Л. В.

В статьерассматриваются аспекты обучения будущих специалистов в системе среднего профессионального образования на основе творчески-деятельностного подхода. Дается определение понятию: «творчески-деятельностный подход в подготовке будущих технологов продукции общественного питания»; приводятся принципы и факторы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Губарева Л. И., Правдюк В. Н., Ужокина Л. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATIVE-ACTIVITY APPROACH IN PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE SPECIALISTS IN THE FIELD OF FOOD INDUSTRY

The article deals with the aspects of training future specialists in the system of secondary vocational education on the basis of creative activity approach. The definition of the concept is given: “creative-activity approach in the preparation offuture technologists ofpublic catering products”; principles and factors are given.

Текст научной работы на тему «Творчески-деятельностныи подход в профессиональном обучении будущих специалистов в сфере индустрии питания»

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

УДК 378 ГУБАРЕВА Л.И.

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра профессионального обучения и бизнеса, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: [email protected] ПРАВДЮК В.Н.

доктор педагогических наук, профессор, кафедра развития образовательных систем, БУ ОО ДПО «Институт развития образования» E-mail: [email protected] УЖОКИНА Л.В.

магистр, кафедра профессионального обучения и бизнеса, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева

E-mail: E-mail: [email protected]

UDC 378 GUBAREVA L.I.

Candidate of pedagogical Sciences, associate Professor Department of professional learning and business, Orel State

University E-mail: [email protected] PRAVDYUK V.N.

Loctor of pedagogical Sciences, Professor, Department of educational systems development, OO BOU DPO "Institute of

education development» E-mail: [email protected] UJOKINA L.V.

Graduate student, Department of professional training and

business, Orel State University E-mail: [email protected]

ТВОРЧЕСКИ-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ ИНДУСТРИИ ПИТАНИЯ

CREATIVE-ACTIVITY APPROACH IN PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE SPECIALISTS

IN THE FIELD OF FOOD INDUSTRY

В статьерассматриваются аспекты обучения будущих специалистов в системе среднего профессионального образования на основе творчески-деятельностного подхода. Дается определение понятию: «творчески-деятельностный подход в подготовке будущих технологов продукции общественного питания»; приводятся принципы и факторы.

Ключевые слова: профессиональное обучение, творчески-деятельностный подход, технолог, сфера индустрии питания.

The article deals with the aspects of training future specialists in the system of secondary vocational education on the basis of creative activity approach. The definition of the concept is given: "creative-activity approach in the preparation offuture technologists ofpublic catering products"; principles and factors are given.

Keywords: vocational training, creative and activity-oriented approach, the technologist, industry food.

Профессиональное обучение в системе СПО, в целом, предполагает формирование общих и профессиональных компетенций, знаний, умений и навыков, опыта работы у будущих специалистов в соответствии с требованиями и характеристикой их профессиональной деятельности, обозначенных в федеральных образовательных стандартах профессионального образования по каждой специальности. В процессе обучения в техникумах или колледжах обучающиеся не только получают знания и выполняют практические задания, они, также, приобщаются к самостоятельному принятию решения по выполнению различного рода заданий. Это достигается путем активного участия в производственном и производительном труде; участия в конкурсах, профессионального мастерства; участия в научно-исследовательской и творческой работе.

Современная студенческая молодежь иначе подходит к выбору будущей профессии и специальности. Их, в первую очередь, интересуют: будущее трудоустройство, заработок, конкурентная способность, перспек-

тивность, карьерный рост, уровень профессиональной самостоятельности, возможность заниматься малым бизнесом. Поэтому, обучение в учреждениях профессионального обучения строится не только на теоретическом и практическом содержании в соответствии с учебным планом, но и на основе инновационных технологий педагогического сотрудничества. Студенты правильно осознают, что какие бы хорошие знания и навыки он не приобрел, работать ему придется самостоятельно в социальной среде, в обществе, которое будет предъявлять к нему, как профессионалу, высокие требования.

Вовлечение обучающихся в различные виды деятельности воспитывает и развивает у них ценные человеческие качества: быть общительными, доброжелательными, отзывчивыми. Кроме того, развиваются и ценностные профессиональные качества - это: предприимчивость, целеустремленность, деловитость, умение отстаивать профессиональные решения, обосновывать производственные приемы и действия, быть конкурент-

© Губарева Л.И., Правдюк В.Н., Ужокина Л.В. © Gubareva L.I., Pravdyuk V.N., Ujokina L.V

Ученые записки Орловского государственного университета. №1 (82), 2019 r. Scientific notes of Orel State University. Vol. 1 - no. 82. 2019

но способным и востребованным специалистом.

Деятельностный подход в обучении формирует и творческое начало обучающихся. У будущих специалистов «творчество», как правило связано с профессиональной деятельностью и специальностью. Если рассматривать специальность будущего технолога общественного питания, то творчество в ней занимает одно из ведущих мест, так как оно связано с различными объектами сферы индустрии питания.В свою очередь творчество в индустрии питания вязано со многими проблемами производства, в том числе и кулинарным, на пример:

- создание блюд с их художественное оформлением и привлекательность в соответствии с образом «здоровое питание»;

- разработка вкусных блюд в сочетании требованием «полезная пища».

Эти и другие кулинарные проблемы индустрии питания рассматриваются в различных сферах: в гостиничном, туристическом и ресторанном бизнесе; в сфере быстрого обслуживания населения готовыми продуктами через сеть кафе McDonalds, «Жар Пица» и другие; в службах производства продуктов и их доставки населению - «Ай, да пирог» и многих другие ;не менее важным остается организация питания в образовательных, лечебных, санаторно-курортных учреждениях.

Творчески-деятельностный подход в обучении и воспитании будущих специалистов развивает у них самостоятельность, планомерность, аналитические действия, самоопределение, рефлексию.

Учитывая основные требования к подготовке обучающихся техникума, нами сделано следующее определение понятию:«творчески-деятельностный подход в подготовке будущих технологов продукции общественного питания» - это «направление совместных действий педагогического коллектива и обучающихся через усвоение научно-практического опыта в сфере индустрии питания, затрагивающая социальную действительность человека и общества».

Реализация творческого и деятельностного подходов в образовательном учреждении основываться на дидактических и профессиональных принципах: деятельности, непрерывности, целостности, психологической комфортности, вариативности, творчества. Рассматривая данные принципы, применительно к подготовке технологов общественного питания следует отметить следующее факторы:

- развивать самостоятельную деятельность студентов методами компьютерных технологий. Компьютерные технологии помогают осуществлять поиск информационного материала, самостоятельно разрабатывать электронные презентации, обмениваться опытом в режиме Online и многое другое по заранее спланированным темам, на пример: «Здоровое питание студентов», «Питание молодежи, занимающихся спортом», «О полезной пище» и тому подобное,«Русская обрядовая кухня» и другие [1,2];

- преемственность обучения способствует укре-

плению межличностных отношений в группе учащихся и вне ее; обеспечивает возможность передачи опыта от старших - младшим по курсу обучающимся.

Это предполагает непрерывность в достижении поставленной цели; преемственность перехода от теории к практике.Эффективность преемственности в обучении во много зависит от мастера производственного обучения, который целенаправляет творческую деятельность студентов к осмыслению и накоплению творческого опыта в самостоятельной работе;

- целостный педагогический процесс формирует у будущих специалистов и целостное представление о профессии, о роли ее и значение в личной жизни и жизни общества; выстраивает перспективу профессионального самосовершенствования и карьерного роста [3,4];

- внедрение в учебно-воспитательный процесс различных мероприятий WorldSkills, «Бизнес симулирование: «Питание обучающихся техникума», web-quest: «Здоровое питание студентов» и других;

- психологическая комфортность в процессе обучения - это не только создание условий для снятия напряжения, но и создание условий для быстрой адаптации к обучению и приобретению практических навыков; это и формирование убежденности в правильности собственного выбора специальности и будущей профессии, в ее пользе в дальнейшей самостоятельной жизни, значение в карьерном росте.

Психологическая комфортность создается путем приобщения к профессиональной деятельности с помощью работодателей, специалистов сферы производства питания, которые привлекают их творческому мастерству кулинарного дизайна, цветовому оформлению пищевого продукта, эстетическому его оформлению, особенностям подачи и сервировки стола;

- творческая деятельность технолога общественного питания осуществляется на основе, полученных знаний и приобретенного опыта; желания внести собственный вклад в технологию изготовления какого-нибудь продукта, как, на пример: «Орловский хлеб».

Творчески-деятельностный подход направлен на формирование мотивационного когнитивного, деятельностного, творческого критериев в обучении.

Мотивация обучения строится на основе интересов обучающихся и развития интереса. Необходимо помнить, что развитие интереса студентов техникума к освоению специальностью основывается не на изучении одного какого-либо предмета, а на основе межпредметных связей, связи теории с практикой, учебной аудиторной с внеаудиторной самостоятельной деятельностью [5].

По когнитивному критерию можно оценить творческую деятельность обучающегося на научной основе поставленных: целей, задач, методов, содержания, выполнения творческого задания. Для технолога общественного питания осмысление производимого им продукта очень важно, уже в связи с тем, что «пища должна быть не только вкусной, но и полезной». В этом случае можно предложить творческие задания по те-

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

мам: «Диетическое питание младших школьников», «Питание туристов в двух-трех дневных походах», «Питание студентов во время сессии».

Деятельностный критерий направлен на оценку уровня самостоятельности студентов, на их умение осуществлять самоконтроль, умение профессионально выполнять профессиональные движения, действия и операции, умение добывать информацию, перерабатывать ее и передавать другим. С помощью деятель-ностного критерия оцениваются личностные качества обучающегося: его отношение в работе с товарищами, чувство ответственности, добросовестность, лидерские качества.

Творческий критерий тесно связан с деятельност-ным и распространяется не только на отдельного обучающегося, но и на всю творческую группу.По данному критерию можно оценить уровень творческих способностей, отношение исполнителя к творческому зданию, его любознательность, степень интереса к работе, пытливость ума, усидчивость, глубину знаний, знание нормативных документов, при выполнении проекта, знание

правил безопасного труда и многое другое.

Свой практический опыт, накопленный в ходе обучения, будущий технолог может профессионально применить в различных сферах питания (столовые, рестораны, кафе, буфет, на праздничных мероприятиях в детских и школьных учреждениях и других местах). Также он может, ориентированно, по целевому назначению, применить свой опыт творческого мастерства, личную инициативу к удовлетворению желаний и потребительских возможностей различным гостей и посетителей.

Следовательно, компетенции старшего техника технолога продукции питания отражают социальный заказ общества и сферы индустрии питания, в целом. Практико-ориентированный характер обучения дает возможность подготовить универсального специалиста, для успешного функционирования в сфере индустрии питания.Кроме этого, идеи творчески-деятельностного подхода не исключают собственное развитии будущего профессионала в связи с его карьерным ростом и повышением квалификации.

Библиографический список

1. Губарева Л.И. Традиционное питание народов Кавказа - рецепт здоровья и долгожительства / Учебное пособие для студентов ВУЗов. Орел: ПФ «Картуш». 2007.

2. Губарева Л.И. Факультативный курс «Русская обрядовая кухня» как средство развития познавательной самостоятельности учащихся. // Образование и общество. М.: 2004. №3. С.83-84.

3. Правдюк В.Н. Личностно-деятельностный подход в формировании профессиональных качеств обучающихся. /Путь в науку. Конфигурация профессионального образования под запросы бизнеса. Серия: Наука без границ. Выпуск - II (4). /Материалы Всероссийской научно практической конференции «Паритетность отношений в аграрном секторе экономики: научно-практическое обеспечение и механизмы реализации» (29-30 мая 2018 г.) Ч. 2. Орёл: ОГУ имени И.С. Тургенева. 2018. 228 с.

4. Правдюк В.Н. Профессиональное обучение: стратегические приоритеты и социальный запрос. /Л.И. Губарева, Е.П. Лидинфа, Н.Г. Хмызова др. /под. ред. В.Н. Правдюк. Орел: «ОГУ им. И.С. Тургенева». 2017. 288 с.

5. Губарева Л.И. Система самостоятельных работ как основа формирования и развития познавательной самостоятельности учащихся. Л.И. Губарева // М.: - Образование и общество. 2004. №2 С. 61-62.

References

1. Gubareva L. I. Traditional nutrition of the peoples of the Caucasus-a recipe for health and longevity. / textbook for University students. Eagle: PF "Cartouche". 2007.

2. Gubareva L. I. optional course "Russian ritual cuisine" as a means of development of cognitive independence of students. / / Education and society. M.: 2004. No. 3/ Pp. 83-84.

3. Pravdyuk V.N. Personal-activity approach in the formation of professional qualities of students /The way to science. Configuration professional education under the demands of the business. Series: Science without borders. Issue-II (4). / Proceedings of the all-Russian scientific practical conference "Parity of relations in the agricultural sector of the economy: scientific and practical support and implementation mechanisms" (29-30 may 2018) Part 2. Orel: OSU named I. S. Turgenev, 2018. 228 p.

4. Pravdyuk V.N. Professional training: strategic priorities and social inquiry /L. I. Gubareva, E. P. Lidinfa, N. G.Khmyzova. /under red. V.N. Pravdyuk. Orel: "OGU them. Ivan Turgenev," 2017. 288 p.

5. Gubareva L.I. the system of independent work as the basis for the formation and development of cognitive independence of students. L.I. Gubareva // M.: - Educationandsociety. 2004. No. 2. Pp.61-62.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.