Научная статья на тему 'Теоретическая модель формирования научно-экономическои культуры у будущего бакалавра'

Теоретическая модель формирования научно-экономическои культуры у будущего бакалавра Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
27
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАКАЛАВР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ / КРИТЕРИИ / ПОДХОДЫ / ПОКАЗАТЕЛИ / ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / BACHELOR OF VOCATIONAL TRAINING / CRITERIA / APPROACHES / INDICATORS / THEORETICAL MODEL / ECONOMIC CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Суганова М.И., Хмызова Н.Г., Правдюк В.Н.

В статье рассматривается роль теоретической модели формирования научно-экономической культуры у будущих бакалавров. Структура модели выстроена таким образом, что она постоянно может динамично развиваться и тем самым эффективно решать поставленные задачи на основе инновационных технологий обучения. Определены требования, подходы, этапы, уровни, обеспечивающие высокий результат подготовки бакалавра профессионального обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Суганова М.И., Хмызова Н.Г., Правдюк В.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORETICAL MODEL OF FORMATION OF SCIENTIFIC AND ECONOMIC CULTURE OF THE FUTURE BACHELOR

The article deals with the role of the theoretical model of the formation of scientific and economic culture of future bachelors. The structure of the model is built in such a way that it can constantly develop dynamically and thus effectively solve the tasks on the basis of innovative learning technologies. Requirements, approaches, stages, levels providing high result ofpreparation of the bachelor of professional training are defined.

Текст научной работы на тему «Теоретическая модель формирования научно-экономическои культуры у будущего бакалавра»

УДК 378 СУГАНОВА М.И.

кандидат экономических наук, доцент, кафедра маркетинга, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: m-suganova@mail.ru ХМЫЗОВА Н.Г.

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра профессионального обучения и бизнеса, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail:trinity_57@mail.ru ПРАВДЮК В.Н.

доктор педагогических наук, профессор, кафедра развития образовательных систем, БУ ОО ДПО «Институт развития образования» E-mail: m-suganova@mail.ru

UDC378 SUGANOVA M. I.

Candidate of economic Sciences, the department of

marketing, Orel State University E-mail: m-suganova@mail.ru KHMYZOVA N.G.

candidate of pedagogical Sciences, associate Professor, Department of vocational training and business, Orel State

University E-mail: trinity_57@mail.ru PRAVDYUK V. N.

Doctor of pedagogical Sciences, Professor, Department of educational systems development, OO BOU DPO "Institute of

education development» E-mail: m-suganova@mail.ru

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

У БУДУЩЕГО БАКАЛАВРА

THE ORETICAL MODEL OF FORMATION OF SCIENTIFIC AND ECONOMIC CULTURE OF THE FUTURE BACHELOR

В статье рассматривается роль теоретической модели формирования научно-экономической культуры у будущих бакалавров. Структура модели выстроена таким образом, что она постоянно может динамично развиваться и тем самым эффективно решать поставленные задачи на основе инновационных технологий обучения. Определены требования, подходы, этапы, уровни, обеспечивающие высокий результат подготовки бакалавра профессионального обучения.

Ключевые слова: бакалавр профессионального обучения, критерии, подходы, показатели, теоретическая модель, экономическая культура.

The article deals with the role of the theoretical model of the formation of scientific and economic culture of future bachelors. The structure of the model is built in such a way that it can constantly develop dynamically and thus effectively solve the tasks on the basis of innovative learning technologies. Requirements, approaches, stages, levels providing high result ofpreparation of the bachelor of professional training are defined.

Keywords: bachelor of vocational training, criteria, approaches, indicators, theoretical model, economic culture.

Образовательная, профессиональная и социальная среда Орловского государственного университета представляет собой целостное пространство, в которое входят различные инновационные образовательные, научно-исследовательские, научно-производственные центры и лаборатории. В них регулируются научные, теоретические, производственные и практические аспекты учебной деятельности будущих бакалавров; си-стематизируетсяход инновационных процессов обучения как в университете, так и на факультете технологии, предпринимательства и сервиса [3].

Разработанная, в ходе научного исследования теоретическая модель формирования научно-экономической культуры у будущих бакалавров по профилю «экономика и управление», состоит из целевого, содержательного и результативного компонентов. Структура модели выстроена таким образом, что она постоянно может динамично развиваться и тем самым эффективно решать поставленные задачи на основе инновационных техно-

логий обучения [1, 2, 4].

Для разработки данной модели потребовалось определить требования, обеспечивающиевысокий результат процесса подготовки бакалавра профессионального обучения к работе в системе среднего профессионального образования (СПО):

- формирование компетенций, направленных на общенаучную предметную подготовленность;

- развитие профессиональных трудовых умений и навыков, опыта осмысленного самовосприятия педагогической деятельности в условиях техникума;

- развитие творческих и организаторских способностей в решении учебно-воспитательных задач;

- развитие личности преподавателя, с профессиональными экономическими знаниями и, владеющего опытом обучения на основе современных инновационных технологий.

Цель теоретическоймодели: формирование научно-экономической культуры будущего бакалавра профес-

© Суганова М.И., Хмызова Н.Г., ПравдюкВ.Н. © Suganova M. I., Khmyzova N.G., Pravdyuk V. N.

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

сионального учебного учреждения.

Выполнению, поставленных задач: формирование профессионально-педагогической подготовки и формирование научно-экономической культуры, способствуют инновационные технологии применяемые в процессе обучения. Сам процесс обучения опирается на обозначенные специальные принципы, которые в большей степени способствует развитию мотивации обучения и научно познавательных интересов студентов. Этими принципами являются:

- адаптация будущих бакалавров к работе в про-фессиональномучебном учреждении;

- индивидуальная работа с разновозрастными учащимися.

Подготовка бакалавра к обучению экономическим дисциплинам в учреждениях СПО выступает в интеграции с общедидактическими принципами.

Поскольку формирование у будущих бакалавров научно-экономической культуры - это процесс нерядовой и сложный, то целесообразно проводить его последовательно, поэтапно:

- на ориентировочном (первом) этапе необходимо постепенное ознакомление с научными вопросами по дисциплинам, согласно учебному плану;

- на продуктивном (втором) этапе следует вовлекать студентов в научную деятельность: участие в научных конференциях, олимпиадах, в творческом проектировании, в написании научных статей и их издании;

- на научно-творческом (третьем) этапе необ-ходимоусилить самостоятельную научно-творческую активность студентов. Результаты проделанной ими научной работы используются в курсовых и выпускных квалификационных работах;в коллективном творчестве. Исследование проводится в ходе педагогической и преддипломной практик. Третий этап,по сути,носит и результативный характер.

Мотивация студентов на педагогическую деятельность в системе профессионального образования предопределена в его системной подготовке:

- личность будущего бакалавра развивается в целостном педагогическом процессе;

- усиливается педагогическое сотрудничество, которое очень важно в научной деятельности;

- система обучения в университете, в целом, предполагает, изначально и до завершения обучения, формирование научной культуры у будущих бакалавров;

- комплекс, выявленных педагогических условий, направлен на научное развитие и научное самовыражение будущих бакалавров.

Не маловажным в процессе обучения являются подходы, на пример: системный, компетентностный, креативный, научный, деятельностный, личностно-ориентированный. Они, в целом, определяют развитие научной культуры бакалавра.

При системном подходе процесс формирова-нияу будущих бакалавровкомпетенций научно-исследовательской деятельности предполагает выделение двух плоскостей воспитательного взаимо-

действия: воспитательная система университета; индивидуальная система развития молодого ученого.

Деятельностный подход означает организацию целенаправленной разнообразной самостоятельной работы будущих бакалавров и управление ею. Суть заключается в выработанной ими научной цели и методах решения поставленных задач. При этом воспитательный процесс в подготовке бакалавров направлен на проектирование, конструирование и создание ситуаций воспитывающей деятельности.

Теоретическая модель предусматривает современные формы и методы обучения. Наряду с известными традиционными формами подготовки студентов, аудиторными (лекция, семинар, практические занятия) и внеаудиторными, большой интерес среди студентов и преподавателей приобрели: различные веб-квесты, кластеры, информационные, педагогические и компьютерные технологии.

Критериально-оценочный блок теоретической модели содержит критерии и, соответствующие им,показатели формирования научно-экономической культуры у будущих бакалавров в ходе выполнения научно-исследовательской деятельности:

- мотивационный критерий и его показатели: устойчивость интереса к научной деятельности в условиях профессионального учебного учреждения; сложившийся интерес к углубленному формированию научных компетенций; убежденность в высокой значимости экономической науки в педагогической практике профессиональных учебных учреждений; уверенность, в том, что научная деятельность способствует самоутвердится в профессиональной среде и отвечает важным жизненным позициям;

- когнитивный критерий и его показатели: знание и осмысление особенностей будущей профессии педагога в профессиональном учреждении; четкое понимание научной работы в повышении карьерного роста и профессиональной стратегии; творческий подход к организации работы педагогического коллектива и управления им; владение инновационными технологиями, средствами и методами научно-педагогического сотрудничества;

- рефлексивно-оценочный критерий и его показатели: оценка своих научных знаний в области педагогики и экономики; научная корректность, воля к достижению цели исследования: психологическая устойчивость; участие в олимпиадах; предоставление результатов исследования в открытой печати; своевременная подготовка выпускной квалификационной работы; личный вклад в проводимое научное исследование, внедрение результатов исследования в процесс подготовки будущих специалистов в профессиональном учебном учреждении.

Нами выделены уровни сформированности научно-экономической культуры у будущих бакалавров профессионального обучения:

высокий уровень - студент умет использовать информационные технологии для получения, хранения, передачи и использования научно-экономического и

профессионально педагогического материала по теме исследования для участия в научно-практических студенческих конференциях, круглых столах, семинарах;

знает актуальность изучаемой темы, ее проблему, цель и задачи для ее выполнения, гипотезу, методы, в том числе методы математической статистики для обработки данных, полученных в процессе педагогического исследования;самостоятельноделает выводы и предложения для практического внедрения в процесс обучения будущих специалистов;

средний уровень характеризуется тем, что в требованиях к высокому уровню обнаруживается отсутствие самостоятельных качеств в умении определять актуальность и проблему исследования, формулировать цель, выстраивать гипотезу, ставить задачи;

низкий уровень не сформирована мотивация и интерес к научной деятельности в области экономики; сомневается в необходимости самостоятельного участия в развитии научно-экспериментальных умений и навыков; плохо осознает значение обучения основам экономических знаний специалистов неэкономического профиля в профессиональных учебных учреждениях.

Разделение по данным уровням позволяет преподавателям выявить причины отсутствия эффективного осознанного формирования научной культуры у будущих бакалавров и своевременно изменить ситуацию. В процессе подготовке будущих бакалавров к научной работе возникают вопросы:

- какие условия должны быть разработаны для научной подготовки?;

- какие основы научных исследований должны

быть заложены в процессе обучения экономическим дисциплинам?;

- как развивать научно-экономические качества у студентов в соответствии с требованиями ФГОС ВО РФ к будущему бакалавру, а также в связи с их готовностью продолжать образование в магистратуре?

Чтобы ответить на эти и другие вопросы, были уточнены некоторые позиции в организации научно-исследовательского аспекта в процессе обучения:

- с помощью информационных технологий усилить ознакомление с научной информацией, и перевести ее на качественно новую ступень использования;

- обратить внимание на роль и значение нетрадиционных инновационных технологий (кластер, веб-квест и других), актуальных в развитии научно-познавательной активности студентов.

Результативный компонент теоретической модели показывает уровень сформированности научно-экономической культуры и уровень подготовленности будущего бакалавра к самостоятельной научной деятельности в сфере профессионального учебного учреждения и жизненной среде.

Следует отметить, что инновационная научная подготовка будущих бакалавров происходит на основе радикальных изменений в системе образования. Студентыосознанно понимают, что сегодня на рынке труда все более востребованной становится творчески активная личность.Поэтому в подготовке бакалавров предлагаемая теоретическая модель учитывает требования образования и производства, региональные социально-экономические особенности рынка труда.

Библиографический список

1. Лысак О.Г, Правдюк В.Н. Технология разработки теоретической модели подготовки будущих бакалавров профессионального обучения на основе формирования естественнонаучных математических компетенций / О.Г Лысак, В.Н. Правдюк //Ученые записки Орловского государственного университета. No1 (70). 2016 г. С. 214-218.

2. Правдюк В.Н. Теоретическая модель подготовки будущего педагога профессионального обучения к инновационной деятельности / В.Н. Правдюк // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2013. №3-2. С. 277-284

3. ПравдюкВ.Н., ХмызоваН.Г., МитяеваА.М., КовешниковаЕ.Н., СугановаМ.И. Формирование научной культуры у будущих магистров /V.N. Pravdyuk, N.G. Khmyzova, A.M. Mityeva, E.N. Koveshnikovaand M.I. Suganova, 2016. Formation of Scientific Culture in the Process of Preparation of Would be Masters. TheSocialSciences, 11: 6970-6975.

4. ХмызоваН.Г. Формирование научно-исследовательской культуры у будущих педагогов профессионального обучения /Автореф. дисс. на соиск уч. степ. канд.пед. наук. Тула. 2013. 23с.

References

1. Lysak O. G., Pravdyuk V. N. Technology of development of a theoretical model of training future bachelors of vocational training on the basis of the formation of natural science mathematical competencies / O. G. Lysak, V. N. Pravdyuk / / Scientific notes of Orel state University. No. 1 (70). 2016 Pp. 214-218.

2. Pravdyuk V. N. Theoretical model of training of the future teacher of vocational training to innovative activity / V. N. Pravdyuk / / news of Tula state University. Humanities. 2013. №3-2. Pp. 277-284.

3. Pravdyuk N.G. Khmyzova A.M. Mityeva E.N. Koveshnikovaand M.I. Suganova, 2016. FormationofScientificCultureintheProcess of Preparation of Would be Masters. TheSocialSciences, 11: 6970-6975.

4. Khmyzova N.G. Formation of research culture of future teachers of vocational training /author. Diss. on competition of a scientific degree academic step. kand. ped. sciences'. Tula. 2013. 23 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.