УДК 378.14.014.13
UDC 378.14.014.13
ГУБАРЕВА Л.И.
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра профессионального обучения и бизнеса, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: [email protected] ТЕНЕТИЛОВА В.С.
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра технологии и предпринимательства, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: [email protected] ДУГИНА С.Ю.
ассистент, кафедра профессионального обучения и бизнеса, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева
E-mail: [email protected] ПАРШУТИНА Е.И.
ассистент, кафедра технологии и предпринимательства, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: [email protected]
GUBAREVA L.I.
Candidate of pedagogical sciences, docent, Department of Vocational Training and Business, Orel State University E-mail: [email protected] TENETILOVA V.C.
Candidate of pedagogical sciences, docent, Department of Technology and Entrepreneurship, Orel State University
E-mail: [email protected] DYGINA S.Y.
Assistant, Department of Vocational Training and Business,
Orel State University E-mail: [email protected] PARSHYTINA E.I.
Assistant, Department of Technology and Entrepreneurship,
Orel State University E-mail: [email protected]
ОПТИМИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ПОТЕНЦИАЛА
ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
OPTIMIZATION OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS BASED ON THE POTENTIAL
OF INFORMATION TECHNOLOGY
Возможность обучения информационным технологиям позволяет выделить самостоятельную работу студента в рамках специально организованных мероприятий, что особенно актуально в современном образовании. Эффективность применения самостоятельной работы формирует стабильную мотивацию к обучению, активизирует познавательную и творческую активность, что ориентировано на профессиональную подготовку будущих специалистов.
Ключевые слова: источник образовательной информации, образовательная деятельность, симулятор формирования навыков и умений, виртуальная среда, технология профессионального обучения, профессиональная компетентность.
The possibility of learning information technology allows to highlight the independent work of the student in the framework of specially organized events, which is especially important in modern education. The effectiveness of independent work forms a stable motivation for learning, activates cognitive and creative activity, which is focused on the training of future professionals.
Keywords: source of educational information, educational activity, simulator of formation of skills and abilities, virtual environment, technology of professional training, professional competency.
В современных условиях реформирования и модернизации российской концепции создания прослеживается направленность к изменению организации образовательной работы обучающихся. Группировка компетентностного расклада в российское образование ориентирована на становление специалиста, способного к самообразованию в течение всей жизни. Данная задача делает еще более важным побуждением обучающихся к самостоятельной работе и формированию условий для его более рациональной организации [2].
Объем независимых учебных мероприятий мо-
жет быть значительно увеличен за счет использования информационно-коммуникационных технологий. Результаты проекта публикуются в блоге обучения группы где организовано обсуждение работы и отражаются в форме презентаций PowerPoint [3]. Одной из наиболее известных услуг Интернет считаются технологические процессы блога. В период обучения применяются онлайн-блоки педагога, индивидуальные онлайн-блок обучающихся и онлайн-дневники тренировочной категории. Обобщая, можно выделить несколько различных направлений деятельности по использованию ИКТ в
© Губарева Л.И., Тенетилова В.С., Дугина С.Ю., Паршутина Е.И. © Gubareva L.I., Tenetilova V.C., Dygina S.Y., Parshytina E.I.
13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
учебном процессе, перечислим их: использование презентаций; использование интернет-ресурсов в группе и подготовка к занятиям; использование компьютера при выполнении практической работы; использование компьютера во внеаудиторной деятельности; самоконтроль знаний. С появлением компьютерных сетей студенты и преподаватели получили новую возможность быстро находить информацию из любой точки мира. Через глобальную сеть интернет-электросвязи возможен мгновенный доступ к глобальным информационным ресурсам (электронные библиотеки, базы данных, хранилище файлов и т.д.). Нельзя не обозначить негативные последствия применения ИКТ в образовательном процессе. Частое использование компьютера в образовательной деятельности приводит к зависимости у студентов, что влияет на их здоровье. Нефильтрованная информация в Интернете может иметь вредоносное воздействие на обучающихся. Отметим, что использование мультимедийных технологий в учебном процессе приводит к повышению уровня наглядности; производительности; возможности организации проектной деятельности; мотивации образовательной деятельности за счет нетрадиционной формы подачи материала, элементов игровой деятельности; Все это затмевает негативные стороны информационно-коммуникационной технологии и повышает уровень индивидуализации обучения, позволяет обеспечить персонально-ориентированный подход. Под информационными технологиями понимается набор научных, технологических дисциплин изучающие методы эффективной организации [4]. Обобщая вышеизложенный материал, представим структуру информационных технологий наглядно (рис.1).
Применяя информационные технологии для активизации образовательной и познавательной деятельности, прежде всего, необходимо обосновать использование отобранных технологий для изучения конкретной дисциплины. Затем необходимо выбрать правильную форму для создания определенных профессиональных навыков, компетенций и навыков. Это может быть применение информационных технологий в учебном процессе (рис. 2).
На рисунке 2 видно применение информационных технологий в образовательном процессе. Теоретический анализ системы самостоятельной работы студентов с использованием информационных технологий помог создать модель информационной и образовательной среды (рис.3).
Самая главная цель образования на сегодняшний день, это знания, навыки и умения и основанная на них профессиональная компетентность - способность самостоятельно извлекать, анализировать и эффективно использовать информацию; способность жить и работать рационально в быстро меняющемся мире [5]. Поэтому, можно сказать, что современная система образования ориентирована на профессиональное обучение, самостоятельную работу студентов и увеличение ее объема.
Рис. 1. Структура информационной технологии.
Рис. 2. Применение информационных технологий в учебном процессе.
Необходимо отметить, что анализ научных и теоретических исследований по проблеме организации самостоятельной работы студентов позволил нам представить модель для организации самостоятельной работы с применением интернет-ресурсов. С учетом применения интернет-ресурсов необходимый критерий эффективности самостоятельной работы формирует стабильную мотивацию к обучению, способствует развитию навыков критического мышления, активирует познавательную и творческую деятельность студентов (рис. 4).
11 с но. I ыовя ннс н нфо р ма и нон н ых
11*1 IIO. EOI lilt Н |Н'И.1КИМ1 условиях
профрг гн oiiH.'i i.iinii деятел ь н ости
ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
Система информационного наполнения ресурсов
Электронные учебно-методические комплексы
Электронные мультимедийны е учебники
Электронные учебные пособия
Мультимедийные лабораторные практикумы
Имитационные модели
Учебные видеофильмы
Учебные видеозаписи
Система инструкций дистанционного обучения
Система тестирования и оценки знаний
Компьютерные тренажеры
Компьютерные тестирующие системы
Управляющая система
Система интерактивного преподавания
Занятия и консультации с
использованием тел екомму ннканионных средств
Offline
Электронная почта
Телеконференции
Web-форумы
On-line
Chat-техно л опта
Видеоконференции
Аудиоконференции
Рис. 3. Модель информационно-образовательной среды.
Рис. 4. Модель организации самостоятельной работы студентов в условиях системы информационных технологий.
13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
На рисунке 4, мы видим процесс организации самостоятельной работы студентов в виде модели, которая состоит из пяти блоков таких как: целевого, содержательного, технологического, блока педагогических условий и оценочного. Опираясь на разнообразные подходы к применению информационных технологий, можем сделать вывод, что применение информационных технология в организации самостоятельной работы обучающихся имеет ряд преимуществ. В первую очередь это возможность обучения в индивидуальном режиме в соответствии с интересами обучающихся, также повышение независимости и ответственности в создании образовательной среды, которая основана на интенсивной коммуникации; доступ к литературе; прослушивание текстов и развитие критического мышления.
Схематично структурные компоненты самостоятельной работы представлены на рисунке 5.
На рисунке 5 продемонстрированы структурные компоненты самостоятельной работы обучающихся. [1]. Применение Интернета в качестве источника учебных ресурсов подразумевает коммуникацию, то есть позволяет организовать реальное общение студентов с другими пользователями. Это и есть практика общения. Второй подход включает интеграцию аутентичных аудио, видео и текстовых материалов в традиционный образовательный процесс. Таким образом, информационные технологии в организации самостоятельной работы обучающихся профессиональных образовательных учреждений имеют огромное значение.
>1ОТИВДЦН ОН НЫЙ^
[кн^срияцндннп- rnifpMTf.l hH h] И J ^
[ процессу41ЛLIIL1ÏÏI \
[рефлекспышй]-
- проявление итсрсса к самостоятельной работе;
- потребность н самообразовании
/
- умение активировать свой положительный направленный опыт предпочтения, убеждения, умонастроения:
- видеть жизненный смысл в выполняемой
работе:
- поддерживать высокий уровень мотивации на всех этапах самостоятельной работы:
- 1 ил пне и использование приемов стимулирования и настройки работы собственного пнте.пет
- глубина осознания информации:
- гибкость мыслительной деятельности
У \
- умение проводить анализ, синтез, сравнение, обобщение:
- умение работать с информацией, а именно быстро чтение при сохранении высокой степени понимания текста:
- умение конспектировать. составлять тезисы, доклады и т.п.
"- самостоятельность выполнения операций:
- последовательность выполняемых операций
- осознанность действия в целом:
- полнота умения в целом
\
L \
- определять ооьем выполняемой работы, выделять этапы работы:
- умение ставить цели и задачи на каждом этапе деятельности:
- умение распределять время при выполнении задания:
- умение организовывать рабочее пространство:
- умение привлекать дополнительные средства для самостоятельного выполнения задания:
- определять уровень сформированности умения ^управлять собой_
- умения самостоятельной работы, которые предполагаю г умение определять границы известного н неизвестного с целью получения недостающей информации:
- критичность к умениям и действиям;
- умение оценивать качество, как конечного продукта, так и отдельных этапов самостоятельной работы:
- умение выбрать адекватные формы н методы оценки
Рис. 5. Структурные компоненты самостоятельной работы студентов.
Библиографический список
1. Инновационные технологии в профессиональном образовании. Коллективная монографии. Л.И. Губарева, В.Н. Правдюк, С.В. Дерепаско, А.А. Шелест, В.С. Никульникови др. Орел: Изд-во Орел, ООО ПФ «Картуш», 2015. 220 с.
2. Интерактивные технологии в профессиональном воспитании: учеб.-метод. пособие [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие / З.И. Исламова [и др.]. - Электрон.дан. Уфа : БГПУ имени М. Акмуллы, 2012. 212 с. - Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/42332.
3. Организация самостоятельной работы студентов: Материалы докладов II Всероссийской научно-практической интернет-конференции «Организация самостоятельной работы студентов» (6-9 декабря 2013 года) Саратов: Изд-во «Новый Проект», 2013. 188 с.- Режим доступа: http://docplayer.ru
4. Правдюк В.Н. Инновационные технологии в подготовке будущих специалистов. [Текст] / В.Н. Правдюк, В.С. Тенетилова // Теоретические и практические аспекты научно-исследовательской деятельности ученых ОГУ: Сб. статей преп. ОГУ Ч. 2. / Отв. Ред. Е.Н. Пузанкова. Орел изд. ОГУ. 2013. С. 222-227.
5. Хмызова Н.Г. Технология формирования профессиональных компетенций по средствам информационной среды. [Текст] / Хмызова Н.Г. Профессионально-личностное развитие персонала в контексте запроса современного бизнеса: стратегия и методы: Сб. статей преп. Выпуск 2 (4) 2018. 115 с.
References
1. Innovative technologies in professional education. Collective monograph. Gubareva L.I., Pravduk V.N., Derepasko S.V., Shelest A.A., Nikylnikov V.C. Orel: Publishing Orel, Limited liability company «Kartysh», 2015. Pp. 220.
2. Interactive technologies in professional education: educational and methodical manual [Electronic resource]: educational and methodical manual / Islamova Z.I. Ufa: BSPU named after M. Akmulla, 2012. Pp. 212 - Access mode: https://e.lanbook.com/book/42332.
3. Organization of independent work of students: Materials of reports of the II All-Russian Scientific and Practical Internet Conference «Organization of independent work of students» (December 6-9, 2013) Saratov: Publishing «New Project», 2013. Pp. 188 - Access mode:http:// docplayer.ru
4. Pravdyk V.N. Innovative technologies in the preparation of future specialists. / Pravdyk V.N., Tenetilova V.S. // Theoretical and practical aspects of research activities of scientists of OSU: Collection of articles of teachers OGU. Pyzankova E.N. Orel Publishing OGU. 2013. Pp. 222-227.
5. Khmyzova N.G. Technology of formation of professional competencies in the information environment. [Text] / Khmyzova N.G. Professional and personal development of staff in the context of the request of modern business: strategy and methods: Digest of articles. Number 2 (4) 2018. Pp. 115.