Научная статья на тему 'Профессиональная подготовка бакалавра педагогического образования в вузе как педагогическая проблема'

Профессиональная подготовка бакалавра педагогического образования в вузе как педагогическая проблема Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / БАКАЛАВР ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ШКОЛЬНИКОВ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROFESSIONAL TRAINING / FORMATION OF READINESS FOR PEDAGOGICAL ACTIVITY / BACHELOR OF TEACHER EDUCATION / TECHNOLOGICAL TRAINING FOR SCHOOLCHILDREN / TECHNOLOGICAL CULTURE / EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тенетилова В.С., Губарева Л.И., Паршутина Е.И., Дугина С.Ю.

Профессиональная подготовка бакалавра педагогического образования в инновационной образовательной среде вуза рассматривается как педагогическая проблема, в процессе анализа сущности и содержания технологического образования в двухуровневой системе подготовки педагогических кадров, выявлена проблема профессиональной адаптации педагогических кадров в системе высшего образования России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тенетилова В.С., Губарева Л.И., Паршутина Е.И., Дугина С.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL TRAINING OF THE BACHELOR OF PEDAGOGICAL EDUCATION IN HIGH SCHOOL AS A PEDAGOGICAL PROBLEM

Professional training of the bachelor of pedagogical education in the innovative educational environment of the University is considered as a pedagogical problem, in the process of analysis of the essence and content of technological education in the two-level system of training of pedagogical personnel, the problem of professional adaptation of pedagogical personnel in the system of higher education of Russia is revealed.

Текст научной работы на тему «Профессиональная подготовка бакалавра педагогического образования в вузе как педагогическая проблема»

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

УДК 378.14.014.13

UDC 378.14.014.13

ТЕНЕТИЛОВА В.С.

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра технологии и предпринимательства, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: tenetilova@list.ru ГУБАРЕВА Л.И.

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра профессионального обучения и бизнеса, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: gubareva16@mail.ru ПАРШУТИНА Е.И.

ассистент, кафедра технологии и предпринимательства, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: lesashi@yandex.ru ДУГИНА С.Ю.

ассистент, кафедра профессионального обучения и бизнеса, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева

E-mail: ms.samiraabd@mail.ru

TENETILOVA V.C.

Candidate of pedagogical sciences, docent, Department of Technology and Entrepreneurship, Orel State University

E-mail: tenetilova@list.ru GUBAREVA L.I.

Candidate of pedagogical sciences, docent, Department of Vocational Training and Business, Orel State University E-mail: gubareva16@mail.ru PARSHYTINA E.I.

Assistant, Department of Technology and Entrepreneurship,

Orel Sate University E-mail: lesashi@yandex.ru DYGINA S.Y.

Assistant, Department of Vocational Training and Business,

Orel State University E-mail: ms.samiraabd@mail.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ

КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

PROFESSIONAL TRAINING OF THE BACHELOR OF PEDAGOGICAL EDUCATION IN HIGH SCHOOL

AS A PEDAGOGICAL PROBLEM

Профессиональная подготовка бакалавра педагогического образования в инновационной образовательной среде вуза рассматривается как педагогическая проблема, в процессе анализа сущности и содержания технологического образования в двухуровневой системе подготовки педагогических кадров, выявлена проблема профессиональной адаптации педагогических кадров в системе высшего образования России.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, формирование готовности к педагогической деятельности, бакалавр педагогического образования, технологическая подготовка школьников, технологическая культура, учебно-профессиональная деятельность.

Professional training of the bachelor of pedagogical education in the innovative educational environment of the University is considered as a pedagogical problem, in the process of analysis of the essence and content of technological education in the two-level system of training of pedagogical personnel, the problem of professional adaptation of pedagogical personnel in the system of higher education of Russia is revealed.

Keywords: professional training, formation of readiness for pedagogical activity, bachelor of teacher education, technological training for schoolchildren, technological culture, educational and professional activities.

На современном этапе развития образования глубокого изучения сопряженных понятий «профессиональная подготовка» и «формирование профессиональных компетенций» требует исследование проблемы профессиональной подготовки бакалавра педагогического образования в условиях инновационной образовательной среды вуза.

Исследования в области профессионального образования бакалавров педагогического образования зафиксированы в работах В.И. Загвязинского, В.Г. Рындак. Изучение подготовки преподавателей высшего и среднего профессионального образования отражены в рабо-

тах В.С. Безруковой, В.В. Кузнецова, Н.В. Кузьминой, А.М. Новикова.

К.Д. Ушинский уделял большое внимание изучению вопроса подготовки учителей в отечественной педагогической литературе и рассматривал подготовку учителя через формирование готовности к будущей профессиональной деятельности. Но сам термин «готовность» в педагогической деятельности, в его трудах не встречается, но повсюду доминирует мысль о путях формирования такой готовности.

Обратимся к анализу основополагающих определений. Под термином «профессиональная подготовка» в

© Тенетилова В.С., Губарева Л.И., Паршутина Е.И., Дугина С.Ю. © Tenetilova V.C., Gubareva L.I., Parshytina E.I., Dygina S.Y.

Ученые записки Орловского государственного университета. №1 (82), 2019 r. Scientific notes of Orel State University. Vol. 1 - no. 82. 2019

психолого-педагогической литературе подразумевается научение, как формирование готовности к осуществлению будущей профессиональной деятельности; а готовность, как формирование компетентности для решения профессиональных задач. В.В. Сериков отмечает, что профессиональная подготовка как образовательно-педагогическая функция определяется с точки зрения «профессиональная готовность». Интегрируя эти понятия, необходимо отметить, что образовательной целью и результатом учебно-воспитательной деятельности выступает процесс формирования профессиональной готовности. Исходя из логики исследования, необходимо отметить, что профессиональная подготовка - это осво-полагающая функция учебно-воспитательного процесса как результат формирования профессиональной компетентности, развития профессионально-личностных качеств, компетентность будущего бакалавра педагогического образования, а, следовательно, и профессиональной готовности [3].

Исследованиями профессиональной готовности бакалавра педагогического образования в инновационной образовательной среде вуза занимались: Г. Д. Бухарова, Г.Н. Жуков, Л.А. Кандыбович, Е.А. Климов, В.В. Кузнецов, В.Г. Рындак и др. Например, подготовка изучалась с различных позиций: готовность к деятельности (М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович); готовность к непрерывному обучению (В .Г. Рындак); готовность к профессиональному самоопределению (Е.А. Климов); готовность к профессионально-педагогической деятельности (Г.Д. Бухарова, Г.Н. Жуков, В.В. Кузнецов).

В нашем исследовании готовность к профессиональной деятельности необходимо рассматривать как совокупность особенностей и способностей личности, которые выражаются через формирование профессионально-личностных качеств и свойства личности. В данном случае, способность будет анализироваться по отношению к свойствам личности и профессионально-личностным качествам.

Отечественные ученые рассматривают профессиональную готовность учителя как условие успешности последующей деятельности. Следовательно, готовность будущего педагога к педагогической деятельности -это устойчивая, интеративная характеристика, объединяющая психологическую, психофизиологическую и физическую готовность, а также теоретическую и практическую подготовку личности. Следовательно, профессиональная готовность - это совокупность требований к педагогу, выраженная через научно-теоретическую и практическую подготовку.

Понятие «профессиональная подготовка» трактуется как «профессиональная компетентность, личностно-профессиональные качества, трудовой опыт и нормы поведения, обеспечивающие возможность эффективной работы в определенной профессиональной деятельности. В структуру профессиональной компетентности будущего бакалавра педагогического образования (профиль: технология и экономика) входят два основных компонента, такие как технологический (знания и уме-

ния, основанные на технологии проектирования, изготовления и реализации результатов труда, изделий), педагогический (знания и владение педагогическими технологиями) [4].

Профессиональная подготовка по направлению «Педагогическое образование» (профиль: Технология и экономика) значительно отличается своей интегра-тивной составляющей. Выпускник данного направления подготовки должен обладать знаниями, умениями из различных областей человеческой деятельности; знать и обладать современными технологиями обработки традиционных и нетрадиционных материалов, проектировать, изготавливать и реализовывать изделия; обладать научно-техническим мышлением, совершенствовать технологии, средства и объекты труда, приобретать практических навыки работы с современным производственным оборудованием, инструментами и приспособлениями.

В рамках нашего исследования, также был проведен анализ структуры и содержания технологической подготовки бакалавров педагогического образования в 5 зарубежных странах (Китай, Германия, Швеция, Япония, Англия). Было выявлено, что образовательная модель подготовки строится на самостоятельном проектировании образовательного маршрута. Большое внимание уделяется вопросам изучения современных материалов, инновационных технологий работы с материалами, научно-техническому прогрессу. По выбранной той или иной образовательной траектории срок обучения бакалавров педагогического образования составляет 3-4 года обучения в университете или колледже и завершается защитой выпускной квалификационной работы; педагог со степенью магистра наук (как правило, 5 - 6 лет обучения, которое завершается защитой магистерской диссертации). Траектория бакалавра является базовым уровнем образования и начальной ступенью высшего профессионального образования [1].

Отметим, что в сфере профессиональной подготовки бакалавра педагогического образования (профиль: технология и экономика) реализуются принципы саморазвития и передачи моральных, нравственно-этических норм, формирование менталитета и востребованных обществом качеств личности. Профессионалы в сфере педагогического образования будут формировать и пропагандировать технологическую культуру предыдущих поколений последующим.

Внедрение образовательной области «Технология» в свойстве неотъемлемой дисциплины учебного плана общеобразовательных средних учебных заведений многих государств свидетельствует о признании технологии как 1-го из приоритетных направлений обучения. Образовательная политика разных государств, таких как Российская Федерация, Германия, ориентирована на то, чтобы такую образовательную область, как «Технология» считать предметом, который дает возможность учащимся осознать производство, технологическую среду. Результатом изучения образовательной области технологии, согласно работам В. Д. Симоненко,

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

является сформированная технологическая культура школьников.

В отечественной педагогике на сегодняшний день имеютмя разнообразные подходы к познанию сущности технологического образования. Основные особенности современных представлений отечественных педагогов, возникшие по мере изучения данной области науки о сути понятия «технологическое образование» представлены в работах И.В. Гладкой, С.П. Ильиной, Т. А. Бадаловой.

С.П. Ильина и И.В. Гладкая выделяют проектную культуру будущего бакалавра педагогического образования, которая проявляется в умениях строить личностно-ориентированный общеобразовательный процесс, прогнозировать, моделировать, предвидеть и реализовывать разнообразные варианты решения педагогических проблем. Также, согласно исследованию Т. А. Бадаловой, составной частью педагогической культуры будущего бакалавра педагогического образования (профили: технология и экономика) является проектная культура, которая реализуется в рамках педагогического проектирования [2].

Рассмотрим проектную деятельность как составляющую технологического образования. Проектная работа у школьников формирует и развивает следующие специализированные и общие способности: коммуникативные (консультации педагога, обсуждение проекта, защита, ответы на вопросы); организаторские (установление функций каждого участника во время подготовки проекта, организация коллективной деятельности для его реализации); технологические (уметь составлять и читать простые чертежи, разбираться в технических устройствах, решать простые технологические задачи) [5].

Таким образом, технологическое образование выполняет значительную роль в становлении личности ученика, оказывает положительное влияние на его профессиональную ориентацию в будущей деятельности, формируя при этом готовность к учебно-профессиональной деятельности. Анализирование вышеприведенных суждений свидетельствует, что боль-

шая часть исследователей связывают данное понятие с прогрессивными тенденциями развития российского общества, его производства, социальной сферы и содержания образования.

Для нашего исследования важным является положение о том, что готовность к педагогической деятельности будущего бакалавра педагогического образования (профили: технология и экономика) формируется благодаря его участию в различных видах деятельности. В рамках нашего исследования, значимым в формировании указанного качества является учебно-профессиональная деятельность. Учебно-профессиональная деятельность - это особый вид деятельности, предъявляющий специфические требования к качествам субъекта. Чтобы выделить эти требования, нужно понять, в чем состоят особенности самой деятельности.

Учебно-профессиональной деятельности обучающихся вузов и вопросам поиска эффективных путей ее активизации посвящены исследования многих ученых (С.И. Архангельский, В.С. Безрукова, А.А. Вербицкий, Э.Ф. Зеер).

Указанные исследователи считают, что цель профессионального развития бакалавра педагогического образования (профиль: технология и экономика) достигается в решении педагогических задач, связанных с будущей профессиональной деятельностью. Мы считаем, что готовность к педагогической деятельности будущего бакалавра педагогического образования (профиль: технология и экономика) формируется через методику создания и применения в образовательном процессе вуза комплекса уровневых учебно-профессиональных заданий.

В заключении, необходимо отметить, что профессиональная подготовка бакалавров педагогического образования как педагогическая проблема рассматривается нами через содержание учебно-профессиональной деятельности, эффективность реализации которой определяется актуализацией готовности к педагогической деятельности будущего бакалавра педагогического образования (профиль: технология и экономика).

Библиографический список

1. Адольф В.А. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя // Педагогика. 2008. №1. С. 74 - 78.

2. Архангельский С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. М.: Высшая школа, 1974. 384 с.

3. Андреев А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа // Педагогика. 2015. № 4. С. 27.

4. Барлева С. В. Профессионально-личностное развитие будущего учителя-бакалавра: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Казань, 2003.

22 с.

5. Овечкин В.П. Теоретические основы осуществления технологического образования школьников. // Технология и предпринимательство: Сб. научных ст. / отв. ред. В.П. Овечкин. Ижевск: Удмуртский университет, 2001. С.27 -39.

References

1. Adolf V.A. Formation of professional competence of the future teacher // Pedagogy. 2008. N»1. Pp. 74 - 78.

2. Arhangelsky S.I. Lectures on the theory of higher education. M.: Higher school, 1974. Pp. 384.

3. AndreevA.L. Competence paradigm in education: experience of philosophical and methodological analysis // Pedagogy. 2015. N 4. Pp. 27.

4. Barleva S.V. Professional and personal development of the future teacher-bachelor: candidate of pedagogics. Kazan, 2003. Pp. 22.

5. Ovechkin V.P. Theoretical basis for the implementation of technological education of pupils. // Technology and enterprise: Collection of scientific articles / responsible editor Ovechkin V.P. Izhevsk: Udmurt state University, 2001. Pp .27-39.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.