УДК 378 ПРАВДЮК В.Н.
доктор педагогических наук, профессор, кафедра профессионального обучения и бизнеса, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: m-suganova@mail.ru ГУБАРЕВА Л.И.
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра профессионального обучения и бизнеса, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: gubareva16@mail.ru ГАВРИЛОВА И.С.
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра профессионального обучения и бизнеса, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: gavrilovais75@mail.ru СУГАНОВА М.И.
кандидат экономических наук, доцент, кафедра маркетинга, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: m-suganova@mail.ru
UDC378
PRAVDYUK V.N.
Doctor of pedagogical Sciences, professor, Department of professional learning and business, Orel State University, E-mail: m-suganova@mail.ru GUBAREVA L.I.
Candidate of pedagogical Sciences, associate Professor Department of professional learning and business, Orel State
University, E-mail: gubareva16@mail.ru GAVRILOVA I.S.
Candidate of pedagogical Sciences, associate Professor Department of professional learning and business, Orel State
University
E-mail: gavrilovais75@mail.ru SUGANOVA M.I.
Candidate of economic Sciences, Department of marketing, Orel
State University E-mail: m-suganova@mail.ru
РОЛЬ ИННОВАЦИОННОЙ ОТРАСЛЕВОЙ СРЕДЫ ВУЗА ДЛЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
THE ROLE OF THE INNOVATIVE INDUSTRY ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY FOR PRACTICE-ORIENTED TRAINING OF TEACHERS TO WORK IN SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION
В настоящее время актуальным является подготовка бакалавров и магистров как будущих педагогов профессионального обучения по различным отраслям. В связи с этим ведется планомерная научно-методическая работа по выявлению и совершенствованию педагогических условий и резервов их подготовки.
Ключевые слова: педагогические условия, бакалавр, магистр, педагогические условия, экономика.
Currently topical is a preparation of bachelors and masters as future teachers of vocational training in various sectors. In this regard, systematic scientific and methodological work on the identification and improvement of pedagogical conditions and provisions of their training.
Keywords: pedagogical conditions of bachelor, master, tourism, pedagogical conditions,economy.
Одним из основных приоритетов современного российского образования является повышение требований, предъявляемых к подготовке педагогов профессионального обучения. Цель государственной программы «Развитие образования» на 2013-2020 гг. «Изменение в отраслях социальной сферы, направленное на повышение эффективности образования и науки» (приказ МК РФ № 500 от 15.05.2013 «Дорожная карта»), ориентирует на обеспечение высокого качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития российского общества и экономики.
В этой связи особую важность приобретает задача изучения и развития инновационного образовательного простран-стваПервого опорного вуза, которым является Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева, которое располагает значительным интеллектуальным, научно-производственным, экономическим потенциалом и является той инновационной отраслевой средой для практико-ориентированной подготовки педагогов к работе в системе среднего профессионального образования.
Развитие отраслевого профессионального образования у будущих педагогов направлено на интеграции науки, образо-
вания и экономики. Но, в то же время, недостаток квалифицированных педагогов в сфере профессионального образования приводит к определенным проблемам подготовки специалистов, готовых к усвоению наукоемких технологий.
Наиболее оптимальной формой подготовки бакалавров и магистров, готовых к развитию у специалистов средних профессиональных учебных учреждений знаний о наукоемких технологиях и производственного опыта являются образовательные программыпо направлению подготовки - профессиональное обучение (по отраслям. Такой педагог обладает не только теоретическими знаниями по дисциплинам циклов общего, обшепрофессионального, профессионального и отраслевого обучения и хорошо знает современное материальное производство.
Педагог профессионального обучения в соответствии с ФГОС ВО является непосредственным участником учебно-воспитательного процесса, включающего подготовку обучающихся по профессиям в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы среднего и дополнительного профессионального образования, учебно-курсовой сети предприятий и организаций в центрах по подготовке, переподготовке и повышению квалификации ра-
© Правдюк В.Н., Губарева Л.И., Гаврилова И.С., Суганова М.И. © Pravdyuk V.N., Gubareva L.I., Gavrilova I.S., Suganova M.I.
бочих и специалистов, а также в службе занятости населения.
Формирование профессиональных компетенций у будущих педагогов профессионального обучения проводится в соответствии с решением важнейших педагогических задач в таких ведущих сферах профессиональной деятельности как: учебно-профессиональная; научно-исследовательская; образовательно-проектировочная; организационно-
технологическая; обучение по рабочей профессии.
Государственный заказ российского образования актуализирует проблему подготовки высококвалифицированных бакалавров и магистров для учреждений среднего профессионального образования со сформированными компетенциями, обладающих междисциплинарным научно-творческим видением, легко адаптирующихся и успешно функционирующих как в педагогической деятельности, так и в сфере материального производства и являются конкурентоспособными на рынке труда.
В настоящее время большим спросом пользуются специально подготовленные практико-ориентированные педагоги для работы в учреждениях среднего профессионального образования, со сформированными профессиональными отраслевыми компетенциями с инженерно-технологическими и экономическими знаниями и умениями, владеющие компьютерными технологиями, ориентированные как в смежных областях деятельности, так и готовые к профессиональному росту и квалификационной мобильности.
В ходе научных исследований, проводимых на кафедре профессионального обучения и бизнеса получены основные результаты научная новизна, которых состоит в том, что:
- раскрыты сущность и содержание процесса формирования профессиональных компетенций по отраслям у будущих бакалавров и магистров, как целенаправленного на развитие способностей студентовк осуществлению их профессионально-педагогической деятельности;
- обоснована и проверена теоретическая модель формирования профессиональных компетенций у будущих педагогов средних профессиональных учреждений путем реализации блочно-модульной технологии;
- определены критерии, показатели и уровни сформи-рованности профессиональных компетенций у будущих педагогов профессионального обучения;
- разработан и внедрен методический инструментарий в процесс обучения инженерно-технологическим и экономическим дисциплинам на основе блочно-модульной технологии;
- выявлены и научно обоснованы педагогические условия, способствующие эффективному формированию профессиональных компетенций по отраслям у будущихпедагогов профессионального обучения.
Результаты, полученные в ходе опытно-экспериментальной работы, носят универсальный характер и позволяют проводить подготовку бакалавров и магистров профессионального обучения по различным отраслям в соответствии с социальным заказом региона.
Как следствие, основное направление учебно-методической деятельности выражаться во внедрении в учебный процесс различных форм проектной деятельности, интерактивных методов обучения, в усилении отраслевой практико-ориентированной подготовки молодых специалистов посредством внедрения инновационных технологий (информационных, педагогических, компьютерных).
Анализ показателей эффективности использования механизма практико-ориентированной подготовки будущих педагогов в решении социальных проблем трудоустройства специалистов, доказывают целесообразность формирования инновационной отраслевой среды в образовательном пространстве вуза.
В Орловском государственном университете, как показывает опыт работы, возможна интеграция научной, обра-
зовательной, а также предпринимательской деятельности и имеет ряд положительных результатов. Во-первых, университет решает задачи, связанные с финансированием и улучшением материально-технической и учебно-методической базы. Во-вторых, в реально созданной отраслевой сфере производства задействованы преподаватели, аспиранты, студенты, которые свои научно-исследовательские и практические работы могут воплотить в реальные творческие проекты.
В тоже время приходится констатировать тот факт, что средние профессиональные образовательные учреждения испытывают определенные трудности в организации и осуществлении отраслевой подготовки специалистов к работе в новой социально-экономической среде. Это связано с незнанием законодательной базы, маркетинга и менеджмента образовательного учреждения, с неумением оформить документацию, отсутствием знаний и навыков ведения инновационных технологий. Очевидно, что одна из основных причин этого, отсутствие или недостаток педагогов, у которых сформированы профессионально-педагогические компетенции, направленные на отраслевую подготовку специалистов в образовательных учреждениях.
Наиболее оптимальное и простое решение, на наш взгляд, видится в практико-ориентированной подготовке бакалавров и магистров профессионального обучения. Именно такой преподаватель обладает не только теоретическими знаниями по естественнонаучным, психолого-педагогическим, технологическим, экономическим дисциплинам, но и хорошо знает современное материальное производство, и имеет возможность получить практический опыт в условиях инновационной отраслевой среды вуза.
В то же время, еще остаются вопросы: каким должно быть инновационное отраслевое образовательное пространство вуза, где и кем будет осуществляется такая подготовка, как построить процесс обучения, каким содержанием его наполнить, какие методы, средства и технологии использовать, чтобы подготовить педагога, готового к практико-ориентированной деятельности в системе СПО?
На кафедре профессионального обучения и бизнеса для того, чтобы поднять уровень подготовки специалистов в системе СПО и повысить их престижность,преподаватели, аспиранты, магистры в своих научных работах, решают следующие сложившиеся противоречиямежду:
- потребностью системы профессионального образования в педагогах, обучающих профессиональным дисциплинам, ориентированных на отраслевую (инженерную, технологическую экономическую и др.) подготовку студентов путем самореализации в производстве, как конкурентноспо-собных специалистов и традиционной системой их подготовки в вузе, не достаточно учитывающей профилизацию направления подготовки в системе СПО;
- между требованиями, определенными ФГОС ВО к уровню сформированности профессиональных компетенций бакалавров и магистров и недостаточной разработанностью методического инструментария их формирования;
- между требованиями к уровню сформированности профессиональных компетенций бакалавров и магистров и степенью разработанности педагогических технологий и педагогических условий их формирования по указанному направлению подготовки.
Проводимый теоретико-методологический анализ работ ученых педагогов, позволяет рассматривать инновационное образовательное пространство, как взаимодействие инновационных образовательных систем и их компонентов, обеспечивающих интеграцию образования, науки и экономики, а это в свою очередь, определяет применение новых форм образовательной деятельности.
Разработанная на кафедре теоретическая модель формирования профессиональных компетенций у будущих педагогов
средних профессиональных учреждений имеет динамический характер, позволяющая дополнять, корректировать формы, методы и средства обучения на основе инновационных технологий, направленных на овладение деятельностью в инженерно-технологической и экономической среде [1,3,6]. Выявлены, научно обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия, способствующие эффективному формированию профессиональных компетенций у будущих педагогов профессионального обучения.
Апробация и внедрениерезультатов исследования осу-ществляетсяс целью практико-ориентированной подготовки бакалавров и магистров на базе инновационной образовательной среды вуза и учреждений СПО; при преподавании спецдисциплин; при педагогическом сопровождении студентов в ходе педагогических практик. Текущие результаты исследования обсуждаются на заседании кафедры профессионального обучения и бизнеса факультета технологии, предпринимательства и сервиса. Тем не менее, в настоящее время, как показывает теоретический анализ экономической и социокультурной действительности позволяет утверждать, что формирование инновационной отраслевой среды вуза для практико-ориентированной подготовки педагогов к работе в системе СПО, реально в условиях инновационного образовательного пространства вуза, нуждается в развитии, совершенствовании и активном внедрении.
Нами выделена совокупность педагогических условий, способствующих эффективному формированию профессиональных компетенций у будущих бакалавров и магистров в учреждениях среднего профессионального образования [2,5,8]:
- осуществление образовательного процесса на основе разработанной теоретической модели;
- целенаправленное использование интерактивных форм и методов обучения в учебно-познавательной деятельности студентов;
- использование инновационных технологий (блочно-модульная технология обучения, кластеры, ШеЪ-квесты, творческое проектирование и другие), позволяющих эффективно реализовывать систему подготовки будущих педагогов СПО в университете;
- применение учебно-методического комплекса по инженерно-технологическим, экономическим и другим дисциплинам;
- систематическое осуществление ориентации студентов в учебно-воспитательном процессе на активное мотивированное овладение системой профессиональных знаний и умений, формирование рефлексии.
Эти и другие педагогические условия научной и образовательной среды Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева позволяют преподавателям, аспирантам и магистрам кафедры профессионального обучения и бизнеса решать следующие задачи:
- формирование положительной мотивации бакалавров и магистров к практико-ориентированной деятельности в учреждениях СПО;
- приобщение бакалавров и магистров к реальным социально-экономическим условиям, с учетом рабочего учебного плана направления подготовки, психолого-педагогического, методического, технологического иэкономического сопровождения;
- приобретение практического опыта в области профессионально-педагогического образования;
- развитие навыков командной работы и взаимодействия в междисциплинароной команде;
- создание притока квалификационных работодателей для развития высокотехнологичных сегментов рынка труда;
- создание возможности для формирования педагогического резерва из числа перспективных студентов для реализации сложных научно-технологических и экономических проектов;
- создание привлекательного образа предпринимателя на основе реальных «историй успеха».
Обращаем внимание на потенциальные возможности использования результатов исследования при решении прикладных задач [7,9,10]. Они заключается в том, что содержащиеся теоретические положения, выводы позволяют изучать, планировать и эффективно реализовывать процесс практико-ориентированной подготовки бакалавров и магистров профессионального обучения (по отраслям) в инновационном образовательном пространстве вуза; теоретическая модель может применяться в процессе подготовки бакалавров и магистров профессионального обучения по различным отраслям; выявленная совокупность педагогических условий может учитываться при разработке учебных планов, рабочих программ, учебно-методических комплексов, методических разработок, а также могут использоваться в других образовательных программах, на курсах подготовки, переподготовки и повышения квалификации. Кроме этого, результаты исследования планируется применять при организации и проведении ежегодных семинаров, конкурсов и олимпиад.
В итоге, следует отметить, что основные теоретические и практические результаты научного исследования, проводимого на кафедре профессионального обучения и бизнеса,отражены в публикациях в научных журналах, в материалах научно-практических международных, всероссийских, региональных, межвузовских, заочных Интернет-конференций, семинаров, форумов, мастер-классах, в учебно-методических пособиях, в методических рекомендациях, в программных материалах.
Работа в инновационной отраслевой среде вуза с целью практико-ориентированной подготовки педагогов к работе в системе среднего профессионального образованияпродолжается и носит инновационныйхарактер. В настоящее время теоретический анализ экономической и социокультурной действительности позволяет утверждать, что формирование инновационной отраслевой среды вуза для практико-ориентированной подготовки педагогов к работе в системе СПО реально и нуждается в развитии, совершенствовании и активном внедрении.
Библиографический список
1. Правдюк В.Н. Теоретическая модель подготовки будущего педагога профессионального обучения к инновационной деятельности. // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2013. №3-2. С. 277-284.
2. Правдюк В.Н. Современные подходы и педагогические условия в подготовке педагога профессионального обучения / Правдюк В.Н., С.В. Дерепаско, С.И. Маслов В.Н. //Известия Тульского государственного университета: Вып. 1, Ч. 2. Тула: изд-во ТулГУ 2012. С.63-67.0.25
3. Правдюк В.Н. Гаврилова И.С. Модель, формы и методы формирования инженерно-технологической подготовки будущих педагогов профессионального обучения. /Правдюк В.Н., Гаврилова И.С. Москва: Изд-во Международный журнал экспериментального образования №12, 2015. 72-73 с.
4. Правдюк В.Н., Губарева Л.И., Хмызова Н.Г Инновационные технологии в профессиональном образовании под общей редакцией В.С. Никульникова. Орел: Изд-во Орел, ООО ПФ«Картуш», 2015. 224 с.
5. Гаврилова И.С. Роль кейс-метода в подготовке будущих педагогов профессионального обучения. // «Известия Тульского
государственного университета» научные периодические издания журнала «Известия ТулГУ Педагогика» выпуск 1, 2014. С.8-13.
6. Гаврилова И. С. Теоретическая модель формирования инженерно-технологической подготовки будущей профессионально-педагогической деятельности. /И.С. Гаврилова //Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: гуманитарные и социальные науки, № 5 (61) 2014. С. 335-339.
7. Гаврилова И. С. Формирование инженерно-технологического мышления бакалавров на примере дисциплины «Гидравлика и гидравлические машины». // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: гуманитарные и социальные науки, № 1 (64) 2015. С. 289-292.
8. Гаврилова И.С., Правдюк В.Н. Педагогические условия повышения компетентности посредством блочно-модульного обучения будущих педагогов. / И.С. Гаврилова, В.Н. Правдюк // «Известия Тульского государственного университета» научные периодические издания журнала «Известия ТУЛГУ Педагогика», выпуск 1, 2014. С.13-17. (0,25 п.л.)
9. ПравдюкВ.Н., СугановаМ.И., Губарева Л.И. Особенности подготовки бакалавров на факультете технологии, предпринимательства и сервиса. /Совершенствование подготовки педагогических кадров и методики преподавания непрофильных учебных дисциплин: сб. ст. Междунар. заоч. науч.-практ. конф., Новополоцк, 15-16 мая 2017 г. / Полоц. гос. ун-т : редкол.: С.Э. Завистовский (отв. ред.), В. Э. Завистовский (зам. отв. ред.) Новополоцк: Полоцкий государственный университет, 2017. (С 72-76). 185с.
10. Хмызова Н.Г., Правдюк В.Н. Использование инновационных технологий в развитии профессиональной компетентности будущих педагогов профессионального обучения /Известия Тульского государственного университета. Педагогика. 2016. № 2. С. 128-136
References
1. Pravdyuk V. N. Theoretical model of preparation of future teacher of vocational training for innovative activity. // Izvestia of the Tula state University. Humanities. 2013. No. 3-2. Pp. 277-284.
2. Pravdyuk V. N. Modern approaches and pedagogical terms in training of the teacher of vocational training /Pravdyuk V.N., S.V. Derepasko, S.I. Maslov, V.N. //Izvestia of the Tula state University: Vol. 1, Part 2, Tula: Izd-voTulgu. 2012. Pp. 63-67.0.25
3. Pravdyuk V.N. Gavrilova I.S. Model, forms and methods of formation of engineering and technological training of future teachers of vocational training. /Pravdyuk V.N., Gavrilova S.I. Moscow: publishing house of international journal of experimental education №12, 2015. Pp. 72-73.
4. Pravdyuk V.N., Gubareva L.I., Khmyzova N.G. Innovative technologies in professional education under the General editorship of V.S. Nikul'nikov. - Orel: publishing house of the eagle, OOO PF «Cartouche», 2015. 224 p.
5. Gavrilova I.S. the Role of the case method in the training of future teachers of vocational training. / I. S. Gavrilova // «Izvestiya of the Tula state University» scientific periodicals of the journal «IzvestiyaTulgu. Pedagogy» issue 1, 2014. Pp. 8-13.
6. Gavrilova I.S. Theoretical model of formation of engineering-technological preparation for future vocational and educational activities. //Scientific notes of Orel State University. Series: Humanities and social Sciences, No. 5 (61) 2014. Pp. 335-339.
7. Gavrilova I.S. Formation of engineering thinking ofthe bachelors on the example of discipline «Hydraulics and hydraulic machines». / I. S. Gavrilova // Scientific notes of Orel State University. Series: Humanities and social Sciences, No. 1 (64) 2015. Pp. 289-292.
8. Gavrilova S.I., Pravdyuk V.N. Pedagogical conditions of improving competence through modular training of future teachers. // «Izvestiya of the Tula state University» scientific periodicals of the journal «Izvestiya TULGU. Pedagogy», issue 1, 2014. Pp. 13-17. (0.25 PP)
9. Pravdyuk V.N., Suganova M.I., Gubareva L.I. peculiarities of training of bachelors at the faculty of technology, entrepreneurship and service. Improvement of teacher training and methods of teaching non-core disciplines: collection of articles]. highest level.. scientific.-pract. Conf. Novopolotsk, may 15-16, 2017 / Poloz. stateUniv : redkol.: S.E. Zawistowski (resp. ed.), V.E. Zawistowski (Deputy ed. ed.) Novopolotsk: Polotsk state University, 2017. (72-76). 185 p.
10. Khmyzova N.G., Pravdyuk V.N. The use of innovative technologies in the development of professional competence of future teachers of vocational training /Izvestia of the Tula state University. Pedagogy. 2016. No. 2. Pp. 128-136.