Научная статья на тему 'Комплекс педагогических условии формирования научно-экономическои культуры у будущих бакалавров'

Комплекс педагогических условии формирования научно-экономическои культуры у будущих бакалавров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
38
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАКАЛАВР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / НАУЧНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРА / BACHELOR OF PROFESSIONAL TRAINING / PEDAGOGICAL CONDITIONS / SCIENTIFIC AND ECONOMIC CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Суганова М.И., Хмызова Н.Г., Правдюк В.Н.

В статье рассматривается значение педагогических условий, при которых совершенствуется учебновоспитательный процесс будущего бакалавра профессионального обучения; они представляют комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих условий: общепедагогических, социально-педагогических и инновационных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Суганова М.И., Хмызова Н.Г., Правдюк В.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPLEX OF PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION SCIENTIFIC AND ECONOMIC CULTURE OF FUTURE BACHELORS

The article deals with the importance of pedagogical conditions under which the educational process of the future bachelor of vocational training is improved; they represent a complex of interrelated and complementary conditions: General pedagogical, socio-pedagogical and innovative.

Текст научной работы на тему «Комплекс педагогических условии формирования научно-экономическои культуры у будущих бакалавров»

УДК 378 СУГАНОВА М.И.

кандидат экономических наук, доцент, кафедра маркетинга, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: m-suganova@mail.ru ХМЫЗОВА Н.Г.

Кандидат педагогических наук, доцент, кафедра профессионального обучения и бизнеса, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: trinity_57@mail.ru ПРАВДЮК В.Н.

доктор педагогических наук, профессор, кафедра развития образовательных систем, БУ ОО ДПО «Институт развития образования» E-mail: m-suganova@mail.ru

UDC378 SUGANOVA M. I.

Candidate ofeconomic Sciences, the department of marketing,

Orel State University E-mail: m-suganova@mail.ru KHMYZOVA N. G.

Candidate of pedagogical Sciences, associate Professor, Department of vocational training and business, Orel State

University E-mail: trinity_57@mail.ru PRAVDYUK V. N.

Doctor of pedagogical Sciences, Professor, Department of educational systems development, OO BOU DPO "Institute of

education development» E-mail: m-suganova@mail.ru

КОМПЛЕКС ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

У БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ

COMPLEX OF PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION SCIENTIFIC AND ECONOMIC CULTURE

OF FUTURE BACHELORS

В статье рассматривается значение педагогических условий, при которых совершенствуется учебно-воспитательный процесс будущего бакалавра профессионального обучения; они представляют комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих условий: общепедагогических, социально-педагогических и инновационных.

Ключевые слова: бакалавр профессионального обучения, педагогические условия, научно-экономической культура.

The article deals with the importance of pedagogical conditions under which the educational process of the future bachelor of vocational training is improved; they represent a complex of interrelated and complementary conditions: General pedagogical, socio-pedagogical and innovative.

Keywords: bachelor of professional training, pedagogical conditions, scientific and economic culture.

Роли и значению педагогических условий в образовательном процессе посвящено не мало работ. Тем не менее, проблема выявления конкретных педагогических условий, направленных на подготовку и формирование компетенций у обучающихся в вузе, остается открытой. Обычно, исследователи обращаются к этому вопросу,в случае разработки той или иной модели подготовки бакалавров, магистров, специалистов и в других научно-обоснованных ситуациях [1, 2, 3, 4].

Педагогические условия, нами рассматриваются, как условия, при которых совершенствуется учебно-воспитательный процесс будущего бакалавра профессионального обучения. Для этого необходимо выявить комплекс педагогических условий,которые взаимосвязаны между собой и дополняли друг друга; которые можно было бы расширять, дополнять, корректировать. По своей сути они должны быть доступными в образовательном процессе и иметь динамичный характер. Иными словами -отвечать динамичности той модели, по которой формируется научно-экономической культу-

ра бакалавра профессионального обучения.

Педагогические условия в теоретической модели формирования научно-экономической культуры у будущего бакалавра профессионального обучения являются ключевыми компонентами. Во-первых, они обуславливают возможность выполнения намеченных целей и задач - в целом и реализацию содержания, форм и методов - в частности; во-вторых, они представляют собой комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих условий: общепедагогических, социально-педагогических и инновационных.

Общие педагогические условия, направлены на повышения уровня воспитания будущих педагогов в процессеобучения, на основе взаимосвязи аудиторной учебной работы и внеаудиторной: на педагогической практикев техникуме, при выполнении научной и творческой работы. В целом, формируется рефлек-сиябудущего педагога, преподавателя экономических дисциплин; формируется у студентов общее представление о воспитательной работе в профессиональном

© Суганова М.И., Хмызова Н.Г., Правдюк В.Н. © Suganova M. I., Khmyzova N. G. , Pravdyuk V. N.

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

учреждении; так же развивается креативное и научно-творческое мышление.

К этим условиям относим:

- ориентацию студентов на приоритеты педагогической работы в учреждениях СПО;

- влияние преподавателей университета и техникума (в ходе педагогической практики) на активность студентов в самостоятельной деятельности;

- разработка и внедрение в образовательный процесс вуза инновационных средств, методов и содержания, рекомендованных в теоретической модели формирования научно-экономической культуры бакалавров;

- вовлечение в воспитательный процесс, путем приобщения студентов к профессионально-педагогической деятельности: развитие научных исследований в области профессионального образования; проведение маркетинговых исследований; участие в решении социальных вопросов, обучающихся в учреждениях СПО.

Социально-педагогические:

- адаптация знаний по экономическим дисциплинам в практической жизненной ситуации (разработка творческих проектов, выполнение мониторинга, по проблеме научного исследования, участие в совместных проектах с образовательными учреждениями и работодателями);

- обобщение содержания обучения, при котором формируется профессиональная конкурентная способность в новых социально-экономических условиях среды;

- привлечение работодателей к формированию профессионального мастерства и трудоустройства выпускников.

Инновационные условия ВУЗА:

- обеспечение научной деятельности будущего педагога в среде вуза (материально-техническое обеспечение, научные лаборатории, компьютерные классы, электронные библиотеки, педагогическое сотрудничество);

- выявление специфики инновационных учреждений СПО и университета; их влияние на активность обучающихся (современные методы и технологии обучения: дистанционное обучение, обучение в режиме ОпЬше, участие в различных программах по стандартам УеЬ-куез!

применение кластерного, виртуального обучения, использование бизнес - симулятора и тому подобное;

- обновление содержательного и технологического компонентов модели подготовки будущих специалистов (инновационные формы и методы аудиторной и внеаудиторной работы обучающихся);

- внедрение различных образовательных и контролирующих программ, расширение возможностей компьютерных, информационных, интерактивных технологий и их взаимосвязь с педагогическими технологиями.

Комплекс, выше перечисленных педагогических условий, всецело влияетна формирование научно-экономической культуры у обучающихся будущих в ходе прохождения ими педагогической или преддипломной практики в техникуме. Именно здесь они ре-

шают воспитательные, образовательные, развивающие задачи, которые стимулируют педагогическое, творческое и научное саморазвитие бакалавров: провести педагогический эксперимент, мониторинг, поучаствовать в научно-педагогическом наблюдении за работой обучающихся, приобщиться к методике преподавания, приобрести практический опыт, овладеть новыми технологиями, выполнить задание по выпускной квалификационной работе и много другое.

Научному развитию студентов входе практики в техникуме во многом способствуетих тесное учебно-воспитательное сотрудничество спреподавателями и мастерами производственного обучения учебных учреждений города Орла или Орловской области.

По факту, представленных отчетов по педагогической практике и выпускным квалификационным работам студентов по направлению подготовки: профессиональное обучение (экономика и управление), можно констатировать, что в них представлена научная информация, касающаяся развитию инновационных технологий в образовании. Так за последние три года студенты активно принимают участие в разработке творческих проектов с элементами коучинга, бизнес-проектирования, бизнес-симулирования, технологии блокчейн.

Все это, на наш взгляд, повышает эффективность формирования профессиональных компетенции в проектировочной и научной деятельности, развивает научный, творческий, организаторский, управленческий потенциал будущих бакалавров профессионального обучения.

Традиционно, научная работа, выполняемая студентами, сосредоточена на следующем:

- разработка учебно-методического комплекса;

- составление индивидуальный заданий, тестов, электронных презентаций;

- проведение наблюдений за самостоятельной деятельностью обучающихся;

- разработка мероприятий: конкурса, олимпиады, различных проектов.

С целью повышениякачества научной деятельности студентов выделены некоторые направленияих самостоятельной работы:

- поисково-познавательное - расширяет и углубляет кругозор и знания; формирует научный и экономический интерес по различным проблемам производства;

- профессиональное - развивает целостную рефлексию;

- экономическое - формирует уверенность и быструю адаптацию в условиях социальной и экономической среды, путем освоения профессиональных основ менеджмента и маркетинга; повышает конкурентную способность;

- социальное расширяет кругозор и общение в окружающей среде,круг общения с работодателями; профессиональную ориентацию;

- технологическое - формирует когнитивное мышление; позволяет сделать самооценку своей пригодности в среде экономических технологий в профессии.

Данные направления, носят концептуальный характер и не противоречат компетентностному подходу в обучении экономики будущих педагогов.

Отмечаем, что, выдвинутые педагогических условия теоретической модели формирования научно-экономической культуры у будущего бакалавра-позволяют им развиваться по данным направлениями, в целях конкретизации научного исследования. Студенты, сосредоточенные в том или ином направлении своего исследования, могут свободно ориентироваться в большом потоке информации, хранить его и пользоваться им, а накопленный опыт использовать для продолжения обучения в магистратуре и далее в аспирантуре.

Кроме того, педагогическое сотрудничество преподавателя и студентов в научной и творческой работе помогает будущему бакалавру овладеть:

- современными методами поиска научно-экономической информации;

- правилами написания и оформления теоретического, методического, практического материала и его экономического обоснования в выпускной квалификационной работе;

- методикой педагогического эксперимента;

- навыками разработки творческих проектов в области экономики;

- методами математической обработки статистических данных;

- высоким уровнем социальной активности и мно-

гое другое.

Следовательно, педагогическое сотрудничество оказывает существенное влияние на научное развитие студентов, повышает уровень сформированности личность бакалавра, как начинающего исследователя.

Качество педагогического сотрудничества можно определить по ряду показателей:

- своевременно использование в учебном процессе результатов научных исследований отечественных и зарубежных ученых в области экономических знаний и способы внедрения их в практическую деятельность;

- участие научного руководителя в оказании консультативной и методической помощи, в проведении контроля по выполнению исследовательской работы будущих бакалавров по экономическим аспектам, подтверждающие научные результаты;

- внедрение инновационных технологий в формировании научно-экономических знаний, на пример: бизнес симуляторы, внешняя и внутренняя экспертиза, проектный коучинг и другие;

- пример научного руководителя и других преподавателей, как ученых,развивает у студентов положительные качества: дисциплинированность, ответственность, целеустремленность, усидчивость и другое;

- внедрение в учебный процесс бакалавров комплекса педагогических условий для успешного восприятия студентами цели научного исследования и решения поставленных задач.

Библиографический список

1. Гаврилова И.С., Правдюк В.Н. Педагогические условия повышения компетентности посредством блочно-модульного обучения будущих педагогов. / И.С. Гаврилова, В.Н. Правдюк // «Известия Тульского государственного университета» научные периодические издания журнала «Известия ТУЛГУ. Педагогика», выпуск 1, 2014. С.13-17.

2. Гаврилова И. С., Правдюк В.Н., Дерепаско С.В. Педагогические условия и инновационные подходы в подготовке педагогов профессионального обучения. / И.С. Гаврилова //«Известия Тульского государственного университета» научные периодические издания журнала «Известия ТулГУ. Гуманитарные науки» Выпуск 4, часть 2, 2014. С.51-58.

3. Правдюк В.Н., Дерепаско С.В., Ковешникова Е.Н. Педагогические условия формирования профессиональных компетенций у будущих бакалавров профессионального обучения Известия Тульского государственного университета. Педагогика. 2016. № 3. С. 88-93.

4. Суганова М.И., Волобуева А.А. Педагогические условия подготовки бакалавров и магистров для профессиональных учебных учреждений /Суганова М.И., Волобуева А.А. // СБ. материалов Международной научной конференции и студенческой олимпиады /Путь в науку. Профессиональное образование и бизнес: траектория развития / Под ред. К.э.н. Е.П. Лиденфа. Орел: 2017. 291 с.

References

1. Gavrilova I.S., Pravdyuk V.N. Pedagogical conditions for increasing competence through block-modular training of future teachers. / I.S. Gavrilova, V. N. Pravdyuk / / «news of Tula state University» scientific periodicals of the journal « news of TULSU. Pedagogy», issue 1, 2014. Pp. 13-17.

2. Gavrilova I.S., Pravdyuk V.N., Derepasco S.V. Pedagogical conditions and innovative approaches in the training of teachers of vocational training. / I. S. Gavrilova / / «news of Tula state University» scientific periodicals of the journal « news of Tulgu. Humanities « Issue 4, part 2, 2014. Pp. 51-58.

3. Pravdyuk V.N., Derepasko S.V., Koveshnikova E.N. Pedagogical conditions of formation professional competence of future bachelors of vocational training Izvestiya of the Tula state University. Pedagogy. 2016. No. 3. Pp. 88-93.

4. SuganovaM.I., Volobueva A.A. Pedagogical conditions of preparation of bachelors and masters to professional educational institutions / Suganova M. I., Volobueva, A. A. // proc. materials of the International scientific conference and student competition /the Path to science. Vocational education and business: the trajectory of development / Under the editorship of C. E. S. E. P. Licinfo. : 2017. 291 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.