УДК 378 СУГАНОВА М.И.
кандидат экономических наук, доцент, кафедра маркетинга, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: [email protected] ХМЫЗОВА Н.Г.
Кандидат педагогических наук, доцент, кафедра профессионального обучения и бизнеса, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: [email protected] ПРАВДЮК В.Н.
доктор педагогических наук, профессор, кафедра развития образовательных систем, БУ ОО ДПО «Институт развития образования» E-mail: [email protected]
UDC378 SUGANOVA M. I.
Candidate ofeconomic Sciences, the department of marketing,
Orel State University E-mail: [email protected] KHMYZOVA N. G.
Candidate of pedagogical Sciences, associate Professor, Department of vocational training and business, Orel State
University E-mail: [email protected] PRAVDYUK V. N.
Doctor of pedagogical Sciences, Professor, Department of educational systems development, OO BOU DPO "Institute of
education development» E-mail: [email protected]
КОМПЛЕКС ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
У БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ
COMPLEX OF PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION SCIENTIFIC AND ECONOMIC CULTURE
OF FUTURE BACHELORS
В статье рассматривается значение педагогических условий, при которых совершенствуется учебно-воспитательный процесс будущего бакалавра профессионального обучения; они представляют комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих условий: общепедагогических, социально-педагогических и инновационных.
Ключевые слова: бакалавр профессионального обучения, педагогические условия, научно-экономической культура.
The article deals with the importance of pedagogical conditions under which the educational process of the future bachelor of vocational training is improved; they represent a complex of interrelated and complementary conditions: General pedagogical, socio-pedagogical and innovative.
Keywords: bachelor of professional training, pedagogical conditions, scientific and economic culture.
Роли и значению педагогических условий в образовательном процессе посвящено не мало работ. Тем не менее, проблема выявления конкретных педагогических условий, направленных на подготовку и формирование компетенций у обучающихся в вузе, остается открытой. Обычно, исследователи обращаются к этому вопросу,в случае разработки той или иной модели подготовки бакалавров, магистров, специалистов и в других научно-обоснованных ситуациях [1, 2, 3, 4].
Педагогические условия, нами рассматриваются, как условия, при которых совершенствуется учебно-воспитательный процесс будущего бакалавра профессионального обучения. Для этого необходимо выявить комплекс педагогических условий,которые взаимосвязаны между собой и дополняли друг друга; которые можно было бы расширять, дополнять, корректировать. По своей сути они должны быть доступными в образовательном процессе и иметь динамичный характер. Иными словами -отвечать динамичности той модели, по которой формируется научно-экономической культу-
ра бакалавра профессионального обучения.
Педагогические условия в теоретической модели формирования научно-экономической культуры у будущего бакалавра профессионального обучения являются ключевыми компонентами. Во-первых, они обуславливают возможность выполнения намеченных целей и задач - в целом и реализацию содержания, форм и методов - в частности; во-вторых, они представляют собой комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих условий: общепедагогических, социально-педагогических и инновационных.
Общие педагогические условия, направлены на повышения уровня воспитания будущих педагогов в процессеобучения, на основе взаимосвязи аудиторной учебной работы и внеаудиторной: на педагогической практикев техникуме, при выполнении научной и творческой работы. В целом, формируется рефлек-сиябудущего педагога, преподавателя экономических дисциплин; формируется у студентов общее представление о воспитательной работе в профессиональном
© Суганова М.И., Хмызова Н.Г., Правдюк В.Н. © Suganova M. I., Khmyzova N. G. , Pravdyuk V. N.
13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
учреждении; так же развивается креативное и научно-творческое мышление.
К этим условиям относим:
- ориентацию студентов на приоритеты педагогической работы в учреждениях СПО;
- влияние преподавателей университета и техникума (в ходе педагогической практики) на активность студентов в самостоятельной деятельности;
- разработка и внедрение в образовательный процесс вуза инновационных средств, методов и содержания, рекомендованных в теоретической модели формирования научно-экономической культуры бакалавров;
- вовлечение в воспитательный процесс, путем приобщения студентов к профессионально-педагогической деятельности: развитие научных исследований в области профессионального образования; проведение маркетинговых исследований; участие в решении социальных вопросов, обучающихся в учреждениях СПО.
Социально-педагогические:
- адаптация знаний по экономическим дисциплинам в практической жизненной ситуации (разработка творческих проектов, выполнение мониторинга, по проблеме научного исследования, участие в совместных проектах с образовательными учреждениями и работодателями);
- обобщение содержания обучения, при котором формируется профессиональная конкурентная способность в новых социально-экономических условиях среды;
- привлечение работодателей к формированию профессионального мастерства и трудоустройства выпускников.
Инновационные условия ВУЗА:
- обеспечение научной деятельности будущего педагога в среде вуза (материально-техническое обеспечение, научные лаборатории, компьютерные классы, электронные библиотеки, педагогическое сотрудничество);
- выявление специфики инновационных учреждений СПО и университета; их влияние на активность обучающихся (современные методы и технологии обучения: дистанционное обучение, обучение в режиме ОпЬше, участие в различных программах по стандартам УеЬ-куез!
применение кластерного, виртуального обучения, использование бизнес - симулятора и тому подобное;
- обновление содержательного и технологического компонентов модели подготовки будущих специалистов (инновационные формы и методы аудиторной и внеаудиторной работы обучающихся);
- внедрение различных образовательных и контролирующих программ, расширение возможностей компьютерных, информационных, интерактивных технологий и их взаимосвязь с педагогическими технологиями.
Комплекс, выше перечисленных педагогических условий, всецело влияетна формирование научно-экономической культуры у обучающихся будущих в ходе прохождения ими педагогической или преддипломной практики в техникуме. Именно здесь они ре-
шают воспитательные, образовательные, развивающие задачи, которые стимулируют педагогическое, творческое и научное саморазвитие бакалавров: провести педагогический эксперимент, мониторинг, поучаствовать в научно-педагогическом наблюдении за работой обучающихся, приобщиться к методике преподавания, приобрести практический опыт, овладеть новыми технологиями, выполнить задание по выпускной квалификационной работе и много другое.
Научному развитию студентов входе практики в техникуме во многом способствуетих тесное учебно-воспитательное сотрудничество спреподавателями и мастерами производственного обучения учебных учреждений города Орла или Орловской области.
По факту, представленных отчетов по педагогической практике и выпускным квалификационным работам студентов по направлению подготовки: профессиональное обучение (экономика и управление), можно констатировать, что в них представлена научная информация, касающаяся развитию инновационных технологий в образовании. Так за последние три года студенты активно принимают участие в разработке творческих проектов с элементами коучинга, бизнес-проектирования, бизнес-симулирования, технологии блокчейн.
Все это, на наш взгляд, повышает эффективность формирования профессиональных компетенции в проектировочной и научной деятельности, развивает научный, творческий, организаторский, управленческий потенциал будущих бакалавров профессионального обучения.
Традиционно, научная работа, выполняемая студентами, сосредоточена на следующем:
- разработка учебно-методического комплекса;
- составление индивидуальный заданий, тестов, электронных презентаций;
- проведение наблюдений за самостоятельной деятельностью обучающихся;
- разработка мероприятий: конкурса, олимпиады, различных проектов.
С целью повышениякачества научной деятельности студентов выделены некоторые направленияих самостоятельной работы:
- поисково-познавательное - расширяет и углубляет кругозор и знания; формирует научный и экономический интерес по различным проблемам производства;
- профессиональное - развивает целостную рефлексию;
- экономическое - формирует уверенность и быструю адаптацию в условиях социальной и экономической среды, путем освоения профессиональных основ менеджмента и маркетинга; повышает конкурентную способность;
- социальное расширяет кругозор и общение в окружающей среде,круг общения с работодателями; профессиональную ориентацию;
- технологическое - формирует когнитивное мышление; позволяет сделать самооценку своей пригодности в среде экономических технологий в профессии.
Данные направления, носят концептуальный характер и не противоречат компетентностному подходу в обучении экономики будущих педагогов.
Отмечаем, что, выдвинутые педагогических условия теоретической модели формирования научно-экономической культуры у будущего бакалавра-позволяют им развиваться по данным направлениями, в целях конкретизации научного исследования. Студенты, сосредоточенные в том или ином направлении своего исследования, могут свободно ориентироваться в большом потоке информации, хранить его и пользоваться им, а накопленный опыт использовать для продолжения обучения в магистратуре и далее в аспирантуре.
Кроме того, педагогическое сотрудничество преподавателя и студентов в научной и творческой работе помогает будущему бакалавру овладеть:
- современными методами поиска научно-экономической информации;
- правилами написания и оформления теоретического, методического, практического материала и его экономического обоснования в выпускной квалификационной работе;
- методикой педагогического эксперимента;
- навыками разработки творческих проектов в области экономики;
- методами математической обработки статистических данных;
- высоким уровнем социальной активности и мно-
гое другое.
Следовательно, педагогическое сотрудничество оказывает существенное влияние на научное развитие студентов, повышает уровень сформированности личность бакалавра, как начинающего исследователя.
Качество педагогического сотрудничества можно определить по ряду показателей:
- своевременно использование в учебном процессе результатов научных исследований отечественных и зарубежных ученых в области экономических знаний и способы внедрения их в практическую деятельность;
- участие научного руководителя в оказании консультативной и методической помощи, в проведении контроля по выполнению исследовательской работы будущих бакалавров по экономическим аспектам, подтверждающие научные результаты;
- внедрение инновационных технологий в формировании научно-экономических знаний, на пример: бизнес симуляторы, внешняя и внутренняя экспертиза, проектный коучинг и другие;
- пример научного руководителя и других преподавателей, как ученых,развивает у студентов положительные качества: дисциплинированность, ответственность, целеустремленность, усидчивость и другое;
- внедрение в учебный процесс бакалавров комплекса педагогических условий для успешного восприятия студентами цели научного исследования и решения поставленных задач.
Библиографический список
1. Гаврилова И.С., Правдюк В.Н. Педагогические условия повышения компетентности посредством блочно-модульного обучения будущих педагогов. / И.С. Гаврилова, В.Н. Правдюк // «Известия Тульского государственного университета» научные периодические издания журнала «Известия ТУЛГУ. Педагогика», выпуск 1, 2014. С.13-17.
2. Гаврилова И. С., Правдюк В.Н., Дерепаско С.В. Педагогические условия и инновационные подходы в подготовке педагогов профессионального обучения. / И.С. Гаврилова //«Известия Тульского государственного университета» научные периодические издания журнала «Известия ТулГУ. Гуманитарные науки» Выпуск 4, часть 2, 2014. С.51-58.
3. Правдюк В.Н., Дерепаско С.В., Ковешникова Е.Н. Педагогические условия формирования профессиональных компетенций у будущих бакалавров профессионального обучения Известия Тульского государственного университета. Педагогика. 2016. № 3. С. 88-93.
4. Суганова М.И., Волобуева А.А. Педагогические условия подготовки бакалавров и магистров для профессиональных учебных учреждений /Суганова М.И., Волобуева А.А. // СБ. материалов Международной научной конференции и студенческой олимпиады /Путь в науку. Профессиональное образование и бизнес: траектория развития / Под ред. К.э.н. Е.П. Лиденфа. Орел: 2017. 291 с.
References
1. Gavrilova I.S., Pravdyuk V.N. Pedagogical conditions for increasing competence through block-modular training of future teachers. / I.S. Gavrilova, V. N. Pravdyuk / / «news of Tula state University» scientific periodicals of the journal « news of TULSU. Pedagogy», issue 1, 2014. Pp. 13-17.
2. Gavrilova I.S., Pravdyuk V.N., Derepasco S.V. Pedagogical conditions and innovative approaches in the training of teachers of vocational training. / I. S. Gavrilova / / «news of Tula state University» scientific periodicals of the journal « news of Tulgu. Humanities « Issue 4, part 2, 2014. Pp. 51-58.
3. Pravdyuk V.N., Derepasko S.V., Koveshnikova E.N. Pedagogical conditions of formation professional competence of future bachelors of vocational training Izvestiya of the Tula state University. Pedagogy. 2016. No. 3. Pp. 88-93.
4. SuganovaM.I., Volobueva A.A. Pedagogical conditions of preparation of bachelors and masters to professional educational institutions / Suganova M. I., Volobueva, A. A. // proc. materials of the International scientific conference and student competition /the Path to science. Vocational education and business: the trajectory of development / Under the editorship of C. E. S. E. P. Licinfo. : 2017. 291 p.