Научная статья на тему 'Формирование научно-профессиональных компетенции у будущих магистров профессионального обучения'

Формирование научно-профессиональных компетенции у будущих магистров профессионального обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУДУЩИЕ МАГИСТРЫ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / FUTURE MASTERS / RESEARCH ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Правдюк В. Н., Суганова М. И., Ковешников А. И.

В статье рассматриваются особенности формирования у будущих магистров как педагогов учреждений среднего профессионального образования, знаний, умений и навыков научно-исследовательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Правдюк В. Н., Суганова М. И., Ковешников А. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF SCIENTIFIC AND PROFESSIONAL COMPETENCES OF FUTURE MASTERS OF PROFESSIONAL TRAINING

The article deals with the features of the formation of future masters as teachers of secondary vocational education, knowledge, skills and research activities.

Текст научной работы на тему «Формирование научно-профессиональных компетенции у будущих магистров профессионального обучения»

УДК 378 ПРАВДЮК В.Н.

доктор педагогических наук, профессор, кафедра профессионального обучения и бизнеса, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: m-suganova@mail.ru СУГАНОВА М.И.

кандидат экономических наук, доцент, кафедра маркетинга, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: m-suganova@mail.ru КОВЕШНИКОВ А. И.

доктор педагогических наук, профессор, кафедра ландшафтной архитектуры, Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина E-mail: landshaft.osau@gmail.com

UDC378 PRAVDYUK V.N.

Doctor of pedagogical Sciences, professor, the department of professional learning and business, Orel State University

E-mail: m-suganova@mail.ru SUGANOVA M. I.

Candidate of economic Sciences, the department of

marketing, Orel State University E-mail: m-suganova@mail.ru KOVESHNIKOV A.I.

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Department of Landscape Architecture, Orel State Agrarian University

named after N.V. Parakhin E-mail: landshaft.osau@gmail.com

ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У БУДУЩИХ МАГИСТРОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

FORMATION OF SCIENTIFIC AND PROFESSIONAL COMPETENCES OF FUTURE MASTERS OF PROFESSIONAL TRAINING

В статье рассматриваются особенности формирования у будущих магистров как педагогов учреждений среднего профессионального образования, знаний, умений и навыков научно-исследовательской деятельности.

Ключевые слова: будущие магистры, научно-исследовательская деятельность.

The article deals with the features of the formation of future masters as teachers of secondary vocational education, knowledge, skills and research activities.

Keywords: future masters, research activity.

В приоритетном национальном проекте «Образование», Национальной доктрине образования Российской Федерации до 2025 года, и других нормативно-правовых документах сферы образования обозначена подготовка высококвалифицированных специалистов, способных в условиях развития наукоемких технологий к непрерывному профессиональному росту и профессиональной мобильности [1]. Поэтому на современном этапе социально-экономического развития общества повышаются требования в сфере высшего и профессионального образования.

В Орловском государственном университете имени И.С. Тургенева ведется подготовка магистров для учреждений среднего профессионального образования. Особое значение занимаетнаучно-методическая работа по совершенствованию подготовки магистров: разрабатываются и внедряются новые образовательные технологии на основе интеграции науки, образования и инновационной деятельности [2].

В ходе формирования у будущих магистров профессиональных компетенций, знаний, умений и навыков по научно-исследовательской деятельностинеобходимо принимать во внимание не только их базовую подготовку, но и развиватьнаучные знания в различных отраслях производства на основе экономических знаний. Это позволяет

будущим магистрам быть предприимчивым, мобильным, творчески активным и научно грамотным педагогом, умеющим рационально использовать потенциал своих знаний.

Глубокие и разносторонние научно-профессиональные знания и умения в различных областях производства способствуют в будущем магистрам принимать самостоятельные решения с учетом разнообразных педагогических и социально-экономических условий.

В процессе подготовки студентов по магистерской программе «Инновационные технологии профессионального образования» решаются следующие ключевые задачи:

- повысить качество обучения на основе углубления и расширения научных знаний по отраслевым дисциплинам;

- выявить и реализовать педагогические условияо-бучения: обще дидактические, научно-технологические, инновационно-педагогические (внедрение информационных, компьютерных и педагогических технологий);

- усилить самостоятельную активность студентов в учебном процессе применяя интерактивные формы и методы обучения, используя условия научно-образовательного пространства вуза;

- разработать формы и методы педагогического сотрудничества с целью мотивации студентов и преподавателей к научно-исследовательской деятельности, которая

© Правдюк В.Н., Суганова М.И., Ковешников А.И. © Pravdyuk V.N., Suganova M. I., Koveshnikov A.I.

13.00.00 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 13.00.00 - PEDAGOGICAL SCIENCES

повышает их научно-творческую мобильность;

- расширить научное сотрудничество с образовательными учреждениями, в том числе, международное;

- усилить сотрудничество с работодателями и повысить конкурентную способность магистров на отечественном и мировом рынке труда;

- расширить для выпускников перспективы самореализации в условиях социально-экономической среды региона, в научной и профессионально-педагогической деятельности.

В целом научно-исследовательская деятельность будущего магистра, как педагога профессионального обучения формирует и его культуру, которая подчеркивает общий уровень развития личности педагога, готового к работе в инновационной образовательной среде профессионального учебного учреждения, готового к профессионально-педагогическому инаучному сотрудничеству, обладающего комплексом приобретенных знаний, умений и навыков [3],

[4].

Своевременное вовлечение магистрантов в научно-исследовательскую деятельность, ознакомление их методами научного исследования, с умением находить научный материал в большом потоке информации, хранить его и пользоваться им, помогает им быстро адаптироваться в научной среде университета. На формирование активизации самостоятельной деятельности магистрантов большое влияние оказывают как сам научный руководитель, так и примеры научной деятельности преподавателей кафедр и факультетов университета.

Педагогическое сотрудничество по теме научного исследования помогает студентам: овладеть современными методами поиска научной информации, оформлению теоретических глав выпускной квалификационной работы; организовать в образовательном учебном учреждении постановку эксперимента и апробацию методических разработок, творческого проекта; освоить методы математической обработки статистических данных; овладеть более высоким уровнем личной социальной активности и многое другое.

Результатом педагогического взаимодействия является сформированная личность начинающего исследователя, его показателями являются:

- своевременная разработка темы научного исследования, выявление ее актуальности, степени разработанности, постановка противоречий, проблемы; выбор объекта и предмета исследования; формулировка гипотезы и задач;

- уровень участие научного руководителя в оказании консультативной помощи, в выполнении исследовательской работы будущих магистров;

- степень материально технической оснащенности кабинетов для обработки результатов исследования, внедрение информационных технологий в учебный процесс;

- личностные качества научного руководителя и других преподавателей как пример дисциплинированности, ответственности, целеустремленности, усидчивости и другие качества;

- наличие комплекса педагогических условий успешного формирования знаний и учений научной деятельности.

В связи с этим, предлагаем в процессе подготовки магистров выполнениеследующих задач:

- повысить мотивацию магистров к научно-творческой деятельности на примере изучения отраслевых иэкономических дисциплин с применением компьютерных технологий;

- внедрить в процесс обучения различные программы и средства контроля знаний;

- разнообразить тематику научных исследований, расширить ареал научной подготовки и углубить научно изыскательскую деятельность с помощью интернет - ресурса;

- разнообразить спектр форм апробации результатов научного исследования: участие в конференциях, олимпиадах, ЭДотЫБкЛЬ, в печатных изданиях и других формах;

- активизировать научно-исследовательскую деятельность с использованием различных методов (эксперимент, наблюдение, тестирование, анкетирование, интервьюирование, методы статистики и других методов).

Выполнение этих и других задач, по-нашему мнению, позволит студентам решить ряд значимых задач в развитии профессионального научно-творческого мышления, предвидеть развитие профессиональных, педагогических и экономических явлений, делать обоснованные выводы, рекомендации.

Таким образом, считаем, что в целях формирования профессиональных компетенций большую роль играют знания, умения и навыки научно - исследовательской деятельности будущих магистров профессионального обучения (по отраслям). На это, прежде всего, оказывают влияние инновационная образовательная среда вуза, научно-практическая компетентность преподавателей. Научным руководителям, целях совершенствования научно-педагогического мастерства у будущих магистров, необходимо расширитьознакомление с собственным опытом научной работы. Магистры, с развитой профессиональной научной культурой,способны рассматривать свою будущую педагогическую или производственную деятельность спозиций правильных жизненных отношений.

Библиографический список

1. Национальная доктринаобразованиявРоссийскойФедерациидо2025 [Электронный ресурс] http://sinncom.ru/content/reforma/ Мех5.Мт(дата обращения: 4.06.2018).

2. ЛяпинаИ.Р., СугановаМ.И. Применение маркетинговых исследований при формировании компетентностной модели выпускника /И.Р. Ляпина,М.И. Суганова// Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2013. №3-2. с.160-166.

3. Правдюк В.Н., Дерепаско С.В., Ковешникова Е.Н. Педагогические условия формирования профессиональных компетенций у будущих бакалавров профессионального обучения Известия Тульского государственного университета. Педагогика. 2016. № 3. С. 88-93

4. Правдюк В.Н., Хмызова Н.Г., Митяева А.М., Ковешникова Е.Н., Суганова М.И. Формирование научной культуры у будущих магистров//Скопус: Научный журнал, 11: 6970-6975. 2016.

References

1. National doctrine of education in the Russian Federation until 2025 [Electronic resource] http://sinncom.ru/content/reforma/index5.htm (date of circulation: 4.06.2018).

2. LyapinaI.R., SpanovaM.I. Application of marketing research in the formation of the competence model of a graduate /I. R. Lyapina, M. I. Suhanova // Izvestia of the Tula state University. Humanities. 2013. №3-2. Pp.160-166. 3.

3. Pravdyuk V. N., Derepasko S. V, Koveshnikova E. N. Pedagogical conditions of formation professional competence of future bachelors of vocational training Izvestiya of the Tula state University. Pedagogy. 2016. No. 3. P. 88-93

4. Pravdyuk V.N., N.G. KhmyzovaA.M. Mityeva, E.N. Koveshnikova and M.I. Suganova, 2016. Formation of Scientific Culture in the Process of Preparation of Would be Masters. TheSocialSciences, 11: 6970-6975.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.