Научная статья на тему 'Педагогические условия эффективного функционирования модели информационной среды в профессиональном обучении'

Педагогические условия эффективного функционирования модели информационной среды в профессиональном обучении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
147
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / MODEL / INFORMATION ENVIRONMENT / PROFESSIONAL TRAINING / COMPETENCE / PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Правдюк В. Н., Хмызова Н. Г., Хмызова А. А.

В настоящее время, производство и общество предъявляет высокие требования к подготовке специалистов профессионального образования. Поэтому важно, не только дать обучающимся необходимые знания, но и создать определенные условия, при которых они развиваются как конкурентные специалисты, владеющие сложными профессиональными технологиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Правдюк В. Н., Хмызова Н. Г., Хмызова А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF EFFECTIVE FUNCTIONING OF THE MODEL OF INFORMATION ENVIRONMENT IN VOCATIONAL TRAINING

At present, production and society have high requirements for the training of specialists of vocational education. Therefore, it is important not only to give students the necessary knowledge, but also to create certain conditions under which they develop as competitive specialists with complex professional technologies.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия эффективного функционирования модели информационной среды в профессиональном обучении»

УДК 378 ПРАВДЮК В.Н.

доктор педагогических наук, профессор кафедры профессионального обучения и бизнеса, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: [email protected], ХМЫЗОВА Н.Г.

кандидат педагогических наук, доцент кафедры профессионального обучения и бизнеса, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: [email protected], ХМЫЗОВА А.А.

магистр кафедры профессионального обучения и бизнеса, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева

E-mail: [email protected]

UDC378 PRAVDYUK V.N.

Doctor of pedagogical Sciences, Professor Department of vocational training and business Orel State University E-mail: [email protected], KHMYZOVA N.G.

Candidate of pedagogical Sciences, associate Professor Department of vocational training and business, Orel State

University

E-mail: [email protected], KHMYZOVA A.A.

Master of the Department of professional training and

business, Orel State University E-mail: [email protected]

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МОДЕЛИ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF EFFECTIVE FUNCTIONING OF THE MODEL OF INFORMATION

ENVIRONMENT IN VOCATIONAL TRAINING

В настоящее время, производство и общество предъявляет высокие требования к подготовке специалистов профессионального образования. Поэтому важно, не только дать обучающимся необходимые знания, но и создать определенные условия, при которых они развиваются как конкурентные специалисты, владеющие сложными профессиональными технологиями.

Ключевые слова: модель, информационная среда, профессиональное обучение, компетентность, педагогические условия.

At present, production and society have high requirements for the training of specialists of vocational education. Therefore, it is important not only to give students the necessary knowledge, but also to create certain conditions under which they develop as competitive specialists with complex professional technologies.

Keywords: model, information environment, professional training, competence, pedagogical conditions.

Процесс профессиональной подготовки обучающегося в учреждениях СПО в настоящее время имеет практико-ориентированный характер. Поэтому для его осуществления необходимо развитие у студентов способностей решать ряд проблем:

- логико-рефлексивные задачи, в ходе который студент понимает логику традиционных схем решения профессиональных проблем;

- поисково-рефлексивные задачи, в результате которых обучающийся самостоятельно извлекает новые профессиональные знания и способы решения проблем;

- рефлексивные задачи, в ходе которых обучающийся приходит к независимым выводам, представляющим интерес для профессиональной практики;

- рефлексивно-творческие - очень проблематичные задачи, решение которых обеспечивает формирование профессионально-творческой личности.

Под профессионально-ориентированным обучением в системе СПО, подразумеваем решение тех образовательных, воспитательных и развивающих задач, которые вызваны жизненно практической необходимостью и будут

востребованы конкретной организацией и работодателями учреждений.

Готовность будущего специалиста к самостоятельной профессиональной деятельности формируются в процессе теоретической и практической подготовки и реализуются в соответствии с этапами обучения будущего специалиста: социальная и учебно - практическая адаптация, профессионализация, специализация, профессиональное мастерство.

Комплекс профессионально ориентированных задач может быть представлен в рамках информационно-иредметная среда учебного учреждения (рис. 1).

Информационно предметная среда образовательного учреждения

Образовательная среда обучающегося «^Технологический бло»Г^>-* Информационная öaia Теоретические блоки Практические блоки Контролирующие блоки Методические блоки

Образовательная среда препеодавателя

Рис. 1. Структура информационно-предметной среды образовательного учреждения. Информационно-предметная среда включает в себя совокупность программных и аппаратных средств и систем, компьютерных, информационных (локальных, глобальных)

© Правдюк В.Н., Хмызова Н.Г., Хмызова А.А. © Pravdyuk V.N., Khmyzova N.G., Khmyzova A.A.

13.00.00 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 13.00.00 - PEDAGOGICAL SCIENCES

сетей и каналов связи, организационных и методологических элементов системы образования и прикладной информации об определенной (конкретной) предметной области.

Функционирование информационно-предметной среды определяется следующим фактором: реализацией информационного взаимодействия между пользователем (пользователями) как между собой (в рамках образовательных взаимодействий), так и с точки зрения исследуемых объектов с использованием инструментов ИКТ.

Учебная среда педагога формируется на основе информационно-предметной среды образовательного учреждения и включает в себя электронные рефераты теоретических исследований, электронную библиотеку, систему задач для организации самостоятельной деятельности, средства мониторинга процесса обучения.

Учебная среда обучающегося включает тематические видеокурсы, семинары по решению проблем, адаптивные системы тестирования. Информационные инструменты этой среды обеспечивают следующие функции: конфигурирование курса по просьбе обучающегося, воспроизведение мультимедийных и анимационных фрагментов курса, самотестирование и самоконтроль знаний студентов на всех этапах учебного курса, и т. п.

Информационная база содержит исходные модули, определенные типом учебного материала: теоретическим, практическим, контрольным и методологическим.

Технологическая единица включает учебные средства, используемые в информационно-предметной среде (в частности, использование современных информационных технологий, включая телекоммуникационные сети).

Содержание системно-активного подхода к обучению не ограничивается изолированием отдельных структурных элементов образовательной деятельности, но предполагает установление отношений между ними, определение положительного элемента формирования системы, построение модели обучения с преподавательской и управленческой деятельностью и учебных мероприятий студентов (рис. 2).

Цель: повышение качества обучения предмету на ^основе системно-деятельносгного подхода

Ценностно-мотпваппонный блок

Отбор содержания учебного материала

Организация деятельности обучающихся

Аудиторная Внеаудиторная деятельность

деятельность

Образовательная среда обучающегося Образовательная среда преподавателя! [Йнформаппонная база |Условпя и средства ИПС

Активизация познавательных процессов

. т

Информационный блок

Контрольно-аналитический блок

Рис. 2. Схема построения информационно-предметной среды образовательного учреждения.

Компоненты информационно-предметной среды, которые способствуют повышению качества образования, представлены в виде информационных, оценочно-мотивационных и контрольно-аналитических блоков. Эта композиция обусловлена ориентацией на личностное воспитание, обучение, развитие, социализацию, самореализацию обучающегося.

Информационный блок представляет собой набор предметных знаний, навыков и способностей, которые формируют основу для формирования учебных компетенций, характеризующих успех целей образовательной деятельности: демонстрация системы и целостность представлений о предметной области; овладение способами обучения; способность осуществлять индивидуальную учебную деятельность; готовность анализировать информацию для решения проблем обучения и т. д.

Ценностно-мотивационный блок представляет собой набор методов, форм и средств обучения, направленных на формирование личностных качеств обучающегося, которые определяют меру его мотивации к обучению, акцент на саморазвитие и самосовершенствование, ориентацию на самообразование путем изменения и расширения сфер деятельности, способствующих формированию личных компетенций: ответственность за принятие решений; готовность к практическому анализу логики рассуждений; владение навыками аргументации, ведение дискуссий; владение системой эвристических методов; критичность суждений, творчества и т. д.

Контрольно-аналитическая блок представляет собой набор методов, форм и средств мониторинга и диагностики результатов обучения, которые определяют степень достижения целей. Содержание этого блока направлено на формирование следующих компетенций: способность самостоятельно анализировать результаты обучения; определить причины недостаточного уровня ассимиляции материала; способность организовывать самоконтроль и т. д.

Блок коррекции - набор методов, форм и инструментов, направленных на изменение образовательной деятельности, повышение качества образования и формирование компетенций, которые характеризуют отражение обучающихся: способность анализировать пути и способы повышения эффективности обучения; готовность применять набор дидактических средств для улучшения результатов обучения; способность самостоятельно моделировать стратегию и технологию обучения; способность прогнозировать результаты обучения и т. д.

Создание и использование информационной среды в организации учебного процесса позволяет осуществлять цикличность учебного процесса, тем самым реализуя важнейшее требование современного образования - развитие индивидуального стиля деятельности, культуры самоопределения среди субъектов учебного процесса и способствуют личностному развитию.

Применение информационно-предметной среды в контексте подхода к системной активности является одним из факторов индивидуализации деятельности обучающегося, его мотивационного, личного регулирования.

Успех учебной деятельнос ти достигается, если есть поисковая деятельность, которая рождается из мотиваци-онной сферы. Мотивация использования информационно-предметной среды в обучении предмета: более высокая

интенсивность работы, ее организация, активность, независимость, а также нетрадиционные формы ведения и подготовки к занятиям. Создание таких условий в профессиональном образовательном учреждении улучшит качество образования и усилит формирование ключевых компетенций студентов.

Построение элементов окружающей среды для каждого этапа профессиональной подготовки будущих специалистов с применением информационных технологий на основе педагогической непрерывности должно обеспечиваться последовательным освоением всего комплекса образовательных программ и государственных образовательных стандартов различных уровней и направлений, которые, в соответствии с законодательством Российской Федерации «Об образовании», являются важной элементной системой образования в России.

Эффективность информационно-предметной среды образовательного учреждения во многом зависит от комплекса педагогических условий.

С нашей точки зрения, «под педагогическими условиями информационно-предметной среды образовательного учреждения (СПО) следует понимать условия, при которых происходит реализация учебно-воспитательных задач подготовки будущего специалиста на основе инновационных технологий».

В ходе выявления педагогических условий, который способствует эффективному функционированию модели информационной и предметной среды для профессиональной подготовки будущего специалиста, необходимо учитывать влияние следующих факторов:

- требования, предъявляемые обществом к современному специалисту;

- понимание сущности и содержания концепции профессиональной подготовки будущего специалиста с применением информационных технологий и особенностей их формирования;

- необходимость реализации основных положений моделирования информационно-предметной среды.

В комплекс педагогических условий включены: общепедагогические, методико-технологические, практико-ориентированные.

Общепедагогические условия направлены на воспитание будущего специалиста:

- развитие профессионально-педагогического общения;

- расширение информационного обеспечения, развивающего интерес у обучающихся к будущей профессии, мотивацию к обучению и профессиональную рефлексию.

Методико-технологические условия требуют от преподавателя знаний и умений использовать компьютерные технологии во взаимосвязи с педагогическими и информационными технологиями, чтобы:

- использовать в учебном процессе наглядную производственную информацию в режиме «Онлайн»;

- вовлекать обучающихся в самостоятельный процесс обучения и самоконтроля с помощью 1Т - технологий;

- приобщать обучающихся самостоятельно добывать специальную информацию и использовать ее в учебных и практических целях.

Практико-ориентированные условия предполагают распространение производственных связей с работодателями:

- приближение учебной практики к реальной обстановке с помощью виртуальных программ;

- создание условий для развития производственных отношений на производственной практике;

- привлечений работодателей в учебный процесс.

Таким образом, предлагаемый комплекс педагогических условий эффективного функционирования модели информационной среды в профессиональном обучении - это не только условия овладения будущей профессиональной деятельностью, но и определенное отношение к использованию потенциала информационно-предметной среды в форме методического механизма мотивации студентов к независимой самостоятельной учебной деятельности.

Библиографический список

1. Буслова Н.С., Клименко Е.В., Пилипец Л.В. Информационно-предметная среда в реализации компетентностного подхода в обучении // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 2.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=12763 (дата обращения: 23.09.2018).

2. Давлеткиреева Л.З. Информационно-предметная среда в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов в университете [Электронный ресурс] Режим доступаhttp://window.edu.ru/resource/016/71016/files/Davletkireeva_monografiya_all.pdf#5 5498 (дата обращения: 10.05.2018).

3. Профессиональное обучение: стратегические приоритеты и социальный запрос / Л.И. Губарева, Е.П. Лидинфа, Н.Г. Хмызова и др. /под. ред. В.Н. Правдюк. Орел: «ОГУ им. И.С. Тургенева», 2017. 288 с.

References

1. Buslova N.S., Klimenko E.V., Pilipets L.V. information-subject environment in realization of competence approach in training. Modern problems of science and education. 2014. № 2.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=12763 (date accessed: 23.09.2018).

2. DavletkildeevL.Z. Information-subject environment in the process of professional training of future specialists in the University [Electronic resource] Mode доступа http://window.edu.EN/resource/016/71016/files/Davletkireeva_monografiya_all.pdf#5 5498 (date accessed: 10.08.2018).

3. Professional training: strategic priorities and social inquiry / L. I. Gubareva, E. P. Lidinfa, N. G. Khmyzova? etc. /under. edited by V.N. Pravdyuk. - Orel: «OSU them. I. S. Turgeneva», 2017. 288 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.