Научная статья на тему 'Информационные технологии в процессе подготовки будущего бакалавра туризма'

Информационные технологии в процессе подготовки будущего бакалавра туризма Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
144
43
Поделиться
Ключевые слова
БАКАЛАВР ТУРИЗМА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Губарева Людмила Ивановна, Правдюк Валентина Николаевна

Рассматривается подготовка бакалавров, специалистов и магистров туризма и сервиса. Значительную роль в решении этой социально значимой задачи призвана сыграть реализация инновационного компетентностно-ориентированного подхода к организации подготовки бакалавров туризма. Современной основой процесса подготовки бакалавра являются внедрение информационных и компьютерных технологий, а соответственно и формирование компетенций.

INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE EDUCATION OF FUTURE BACHELOR OF TOURISM

The article deals with the process of training of bachelors and specialists and Masters of Tourism and Service. Considerable role in solving this significant social problem is to play the realization of innovative competence-oriented approach to the organization of education Bachelor tourism. Modern framework for the process of Bachelor learning are the introduction of information and computer technology, and thus the formation of the relevant competencies.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Губарева Людмила Ивановна, Правдюк Валентина Николаевна,

Текст научной работы на тему «Информационные технологии в процессе подготовки будущего бакалавра туризма»

5. Змеев С.И. Технология обучения взрослых. Андрогогика как наука об обучении взрослых. М., 2007. С. 31-65.

6. Левина М.М. О сущности методов обучения // Советская педагогика. 1970. № 2. С. 106-115.

7. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. 186 с.

8. Райков Б.Е. Общая методика естествознания. Руководство для высших педагогических учебных заведений. М.: Учпедгиз, 1947. 297 с.

9. Саранцев Г.И. Метод обучения как категория методики преподавания // Педагогика. 1998. № 1. С. 28-34.

Подлавильчева Надежда Петровна, ст. преподаватель, nadklass@yandex.ru, Россия, Тула, НОО ВПО НП ТИЭИ

SYSTEMATIZATION OF THE INFORMATION IN THE LEARNING PROCESS

N. P.Podlavilcheva

The classification of methods of training, efficiency of development of large volumes of information, the deductive method learning.

Key words: method of training, information, thinking, deductive method of teaching.

УДК 378.14

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ

ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО БАКАЛАВРА ТУРИЗМА

В.Н. Правдюк, Л.И. Губарева

Рассматривается подготовка бакалавров, специалистов и магистров туризма и сервиса. Значительную роль в решении этой социально значимой задачи призвана сыграть реализация инновационного компетентностно-ориентированного подхода к организации подготовки бакалавров туризма. Современной основой процесса подготовки бакалавра являются внедрение информационных и компьютерных технологий, а соответственно и формирование компетенций.

Ключевые слова: бакалавр туризма, профессиональная деятельность,

компетентностный подход, информационные и компьютерные технологии.

Современная подготовка бакалавра туризма, являясь составной частью системы образования России, решает актуальную задачу обеспечения кадрами, которые должны быть готовы к следующим видам профессиональной деятельности: сервисная; производственно -

технологическая; организационная. Условия образовательной среды вуза, обновление содержания образования, инновационные формы и методы обучения, все возрастающее требования к качеству знаний, к организации занятий - все это требует повышения профессиональной компетентности и

формирования готовности будущего бакалавра туризма к выполнению профессиональной деятельности, к объектам которой относятся: имущество, имущественные комплексы (предприятия, учреждения, организации) и иные объекты туристской индустрии; информация; результаты интеллектуальной деятельности, туристский продукт, нематериальные блага, принадлежащие субъектам туристской индустрии на праве собственности или ином законном основании (по договору и т.д.) и используемые ими для оказания услуг туристской индустрии, а также связанные с оказанием туристских услуг: средства размещения, средства транспорта; предприятия (учреждения, организации) питания, культуры, развлечения, спорта и т.п.; информационные ресурсы и системы, средства обеспечения автоматизированных информационных систем и их технологий и т.п.; иные объекты туристской индустрии [1].

Вхождение страны в рыночную экономику повлекло за собой радикальные изменения в общественной и индивидуальной жизни, трансформации системы образования, уровней профессиональной подготовки. Сегодня все более востребованной становится творчески активная личность, способная к работе в сложных условиях рыночных отношений. Многие учебные заведения переходят на новые образовательные модели, учитывающие требования, выдвигаемые как общими, так и региональными особенностями рынка труда.

В связи с этим одной из основных задач наряду с формированием гармонически развитой личности, является задача формирования профессионально компетентного бакалавра туризма. Определение выпускника, владеющего компетенциями, то есть тем, что он может делать, каким способом деятельности овладел, к чему он готов, - называют компетентностным подходом. Одним из концептуально важных способов управления качеством подготовки будущих педагогов профессионального обучения является реализация компетентностного подхода к модернизации содержания профессионального образования в вузе.

Учитывая выше сказанное, следует подчеркнуть, что на факультете технологии, предпринимательства и сервиса Орловского государственного университета ведется подготовка бакалавров, специалистов и магистров туризма и сервиса. Значительную роль в решении этой социально значимой задачи призвана сыграть реализация инновационного компетентностно-ориентированного подхода к организации подготовки бакалавров туризма.

Новые условия базисных социально-экономических изменений, формирование рынка труда требуют применения в процессе вузовской подготовки будущего бакалавра инновационного подхода, направленного на бизнес-ориентированное, сервис-ориентированное, социальноориентированное обучение в сферах сервисного обслуживании и развитие туризма [4].

Сравнительный анализ научной литературы показал, что на современном этапе развития образования, подготовленные таким образом специалисты, способные организовать малое предприятие в образовательных учреждениях. Будущий выпускник обладает не только теоретическими знаниями по естественнонаучным, психологопедагогическим, технологическим, экономическим дисциплинам, но и хорошо знает современное материальное производство, получает возможность получить практический опыт организации бизнеса.

Инновационный подход применяется в сочетании с компетентностно-ориентированным подходом, направленным на формирование ключевых компетенций. Исследования по подготовке будущих бакалавров проводятся в контексте с понятиями «компетенция» и «компетентность». Так, «компетенция» (от лат. competere добиваться, соответствовать, подходить) в широком смысле понимается как знания, опыт, осведомленность в какой-либо области, а также круг полномочий определенного органа или должностного лица, установленный законом, уставом, стандартом или иным актом. «Компетентность» (от лат. competentis способный) понимается обладание компетенцией, то есть знанием, опытом, позволяющим судить о чем-либо или обладание полномочиями в решении определенных вопросов.

С нашей точки зрения, компетентностный подход предусматривает такую организацию учебно-познавательного процесса, при которой студенты максимально вовлечены в процесс получения знаний, становятся активными участниками процесса формирования у них профессиональной и специальной компетентности. Современной основой процесса подготовки бакалавра являются внедрение информационных и компьютерных технологий, а соответственно и формирование соответствующих компетенций.

При подготовке выпускника недостаточно учитывать только современное состояние информатизации, необходимо ориентироваться на тенденции информационного развития. Необходимо готовить выпускника к оптимальной информационной деятельности, чтобы справляться с поставленными профессиональными задачами.

В процессе информатизации образования складываются определенные традиции, стереотипы информатизационного поведения, приоритетные источники информации и способы информационного обмена, получения и хранения информации. Все это отражается на формировании современного уровня информационной культуры будущего бакалавра.

В настоящее время основными источниками информации являются интернет-ресурсы. Знания и умения работы с современной компьютерной техникой определяют, в свою очередь компьютерную грамотность, основу которой составляют информационно-технические компоненты:

- владение навыками по использованию технических устройств;

- способность добывать информацию через интернет;

- умение извлекать информацию и хранить ее;

- умение представлять информацию в оригинале и переработанном виде, используя электронные презентации в доступном виде для обучающихся;

- эффективно использовать информацию в учебном процессе (средствами мультимедиа); знание особенностей информационных источников.

Следует подчеркнуть, что для формирования соответствующих способностей требуется значительное развитие личностных и профессиональных качеств:

- абстрактное, алгоритмическое, аналитическое мышление,

- саморефлексия,

- любознательность,

- интерес.

При этом одновременно развиваются умения к различным действиям:

- действовать автономно,

- использовать интерактивные режимы, работать в различных форматах,

- осваивать различные компьютерные программы,

- входить в различные социальные группы и функционировать в них и многое другое.

В целом, формирование информационной культуры будущего бакалавра туризма является одной из целей образования. При этом важно развивать у студентов самостоятельную активность по освоению информационных компьютерных технологий. На факультете технологии, предпринимательства и сервиса в связи с этим используются самые различные резервы:

- выполнение заданий в ходе самоподготовки к занятиям;

- выполнение курсовых работ;

- работа при выполнении дипломного проекта (поиск и анализ информации, обработка статистических данных; изготовление чертежей, графиков, диаграмм, разработка конспектов уроков и т.д.);

- творческая активность в ходе практик;

- составление и презентация отчетов;

- участие в научно-исследовательской работе;

- разработка различных видов электронных презентаций, как средств мультимедиа;

- организация и проведение различных выставок;

- участие в конкурсах по профессиональному мастерству.

Обращаем внимание на важность вовлечения студентов в самостоятельную работу с элементами научно-исследовательской деятельности, с активным использованием возможностей информационных технологий. Имеющиеся информационные ресурсы эффективно и рационально используются.

В связи с этим, следует отметить, что анализ работы профессорско-преподавательского коллектива факультета со студентами показал значительный рост активности по освоению информационных и компьютерных технологий как в учебной, так и исследовательской деятельности.

Разработанные студентами презентации к защите дипломных работ, носят творческий и научный характер. Здесь отсутствует формализм, а напротив, работа выстраивается на принципах научности, последовательности, перспективности, связи теории с практикой, индивидуального подхода к обучению и т.д. Применяемые информационные технологии подчиняются принципу технической адекватности, т.е. в процессе обучения необходимо поддерживать технические и программные средства на современном уровне.

Большое значение имеют подходы к формированию информационных и компьютерных компетенций [3]:

- системный подход,

- технологический подход,

- творческий подход,

- личностно-деятельностный подход.

В результате обучения в университете у будущего бакалавра туризма формируется готовность к самостоятельной профессиональной деятельности в области туризма и сервиса, которая включает мотивационный, когнитивный и деятельностный компоненты. Поэтому преподаватели факультета ТПС акцентируют внимание студентов на особенности и специфику работы. Они определяются целым рядом объективных факторов, оказывающих свое влияние на процесс и результаты обучения и воспитания в высшем профессиональном учебном учреждении.

Список литературы

1. Образовательный стандарт "Бакалавр туризма" [Электронный ресурс] http: //tis. sportedu.ru/content/obrazovatelnyi-standart-bakalavr-turizma (дата обращения: 17.07.2013).

2. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М., 2005.

3. Правдюк В.Н., Дерепаско С.В., Маслов С.И. Современные подходы и педагогические условия в подготовке педагога профессионального обучения // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Вып.1: в 2 ч. Ч.2. Тула: Изд-во ТулГУ, 2012. С. 63-67.

4. Тенетилова B.C., Правдюк В.Н., Губарева Л.И. Бизнес -ориентированная подготовка будущих педагогов профессионального обучения в инновационном образовательном пространстве вуза. //Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Вып.1: в 2 ч. Ч.2. Тула: Изд-во ТулГУ, 2012.

С. 67-74.

Губарева Людмила Ивановна, канд. пед. наук, доц., gubareva88@mail.ru. Россия, Орел, Орловский государственный университет.

Правдюк Валентина Николаевна, д-р пед. наук, проф., m-suganova@mail.ru, Россия, Орел, Орловский государственный университет

INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE EDUCATION OF FUTURE BACHELOR OF

TOURISM

V.N. Pravdyuk, L.I. Gubareva

The article deals with the process of training of bachelors and specialists and Masters of Tourism and Service. Considerable role in solving this significant social problem is to play the realization of innovative competence-oriented approach to the organization of education Bachelor tourism. Modern framework for the process of Bachelor learning are the introduction of information and computer technology, and thus the formation of the relevant competencies.

Key words: Bachelor tourism, professional activity, competency approach, information and computer technology.

Gubareva Lyudmila Ivanovna, candidate of pedagogical sciences docent., gubareva88@mail.ru. Russia, Orel, Orel State University.

Pravdyuk Valentina Nikolaevna, doctor of pedagogical sciences, professor, m-suganova@mail.ru, Russia, Orel, Orel State University

УДК 378

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В.Н. Правдюк

Теоретическая модель подготовки будущего педагога профессионального обучения к инновационной деятельности разработана на основе формирования системы знаний об инновационной профессионально-педагогической деятельности; на потребности в личностном развитии и совершенствовании профессиональнопедагогической деятельности. В ней представлены принципы, этапы, подходы, условия обучения.

Ключевые слова: педагог профессионального обучения, инновационная

деятельность, этапы, педагогические условия, подходы, педагогическая практика, теоретическая модель.

На современном этапе развития общества повышаются требования к образовательной сфере, а значит, и к подготовке педагогов профессионального обучения. В приоритетном национальном проекте