4. Тенетилова B.C., Правдюк В.Н., Губарева Л.И. Бизнес -ориентированная подготовка будущих педагогов профессионального обучения в инновационном образовательном пространстве вуза. //Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Вып.1: в 2 ч. Ч.2. Тула: Изд-во ТулГУ, 2012. С. 67-74.
Губарева Людмила Ивановна, канд. пед. наук, доц., [email protected], Россия, Орел, Орловский государственный университет.
Правдюк Валентина Николаевна, д-р пед. наук, проф., [email protected], Россия, Орел, Орловский государственный университет
INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE EDUCATION OF FUTURE BACHELOR OF
TOURISM
V.N. Pravdyuk, L.I. Gubareva
The article deals with the process of training of bachelors and specialists and Masters of Tourism and Service. Considerable role in solving this significant social problem is to play the realization of innovative competence-oriented approach to the organization of education Bachelor tourism. Modern framework for the process of Bachelor learning are the introduction of information and computer technology, and thus the formation of the relevant competencies.
Key words: Bachelor tourism, professional activity, competency approach, information and computer technology.
Gubareva Lyudmila Ivanovna, candidate of pedagogical sciences docent., [email protected], Russia, Orel, Orel State University.
Pravdyuk Valentina Nikolaevna, doctor of pedagogical sciences, professor, [email protected], Russia, Orel, Orel State University
УДК 378
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В.Н. Правдюк
Теоретическая модель подготовки будущего педагога профессионального обучения к инновационной деятельности разработана на основе формирования системы знаний об инновационной профессионально-педагогической деятельности; на потребности в личностном развитии и совершенствовании профессиональнопедагогической деятельности. В ней представлены принципы, этапы, подходы, условия обучения.
Ключевые слова: педагог профессионального обучения, инновационная
деятельность, этапы, педагогические условия, подходы, педагогическая практика, теоретическая модель.
На современном этапе развития общества повышаются требования к образовательной сфере, а значит, и к подготовке педагогов профессионального обучения. В приоритетном национальном проекте
«Образование», Национальной доктрине образования Российской Федерации до 2025 года и других нормативно-правовых документах сферы образования обозначена подготовка высококвалифицированных специалистов, способных в условиях развития наукоемких технологий к непрерывному профессиональному росту и профессиональной мобильности.
Формирование творчески мыслящего педагога профессионального обучения, способного к самореализации, к непрерывному саморазвитию, самосовершенствованию, - таково требование времени. Современное развитие общества и образовательных технологий даёт возможность передавать информацию образовательного характера не только
традиционными средствами, но и более выразительными и эффективными средствами мультимедиа-визуализации.
Инновационная деятельность будущих педагогов
профессионального обучения направлена на:
- обеспечение высокой эффективности образовательного процесса в
профессиональном учебном учреждении путем освоения и применения современных педагогических, производственных, информационных технологий, методик теоретического, производственного и
профессионального обучения;
- разработку опережающего содержания профессионального обучения за счет мониторинга, изучения, анализа технических, технологических, организационно-управленческих, экономических новшеств;
- эффективную интеграцию общетеоретической,
общепрофессиональной и специальной (отраслевой) подготовки, теоретического и практического обучения, в том числе на основе интерактивных технологий;
- включение в научно-исследовательскую и творческую производственную деятельности с целью реализации своих достижений в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов; управление этими видами деятельности в условиях конкретного производства;
- разработку и совершенствование научно-педагогического, научно-методического, производственно-технического, инструкционнотехнологического сопровождения профессиональной отраслевой подготовки;
- создание современной образовательной среды профессионального учебного учреждения, обеспечивающей формирование мотивации к обучению в инновационной образовательной среде;
- управление личностно-профессиональным развитием учащихся посредством разработки индивидуальных образовательных маршрутов (по блокам, модулям), объединяющих учебную, практическую,
производственную деятельность, обеспечивающих эффективную социально-профессиональную адаптацию, становление личности
специалиста (бизнес-инкубаторы, технопарки и др.);
- освоение современного оборудования, организацию на нем производственного обучения;
- участие в конструкторских, инженерных, проектировочных, технических, технологических разработках с целью развития конкретного производства и отрасли в целом.
Анализ курсовых и дипломных работ будущих педагогов профессионального обучения (по отраслям) за последние три года показал, что у студентов сформирована система знаний об инновационной профессионально-педагогической деятельности: использование в ходе педагогической практики компьютерных и информационных технологий; оформление отчетов по практике и курсовых работ с представлением презентаций в электронном виде.
Кроме этого, развита потребность в личностном развитии и совершенствовании профессионально-педагогической деятельности:
- теоретическая и практическая готовность овладевать методикой профессионального обучения с целью успешного прохождения педагогической практики;
- распространять и создавать педагогические, экономические, технические, технологические инновации;
- совершенствовать знания и умения по научно-педагогической деятельности: анализировать, наблюдать, разрабатывать и применять методы научного исследования для подготовки дипломной работы, повышения уровня научной подготовки для продолжения обучения в магистратуре или аспирантуре.
Будущие педагоги ознакомлены с широким спектром условий университета для удовлетворения образовательных и профессиональных потребностей: создания индивидуальных траекторий личностно-
профессионального развития; осознанного восприятия и оценки социальных, экономических, технических и других условий, саморазвитие способностей их совершенствования; формирования умений самореализации и профессионально - карьерного роста.
Социально-профессиональная и научно-педагогическая среда Орловского государственного университета, состоящая из инновационных научно-образовательных, научно-исследовательских, научно-
производственных центров и лабораторий, которые регулируют научнотеоретические и производственно-практические аспекты подготовки студентов к инновационной деятельности в профессиональном учебном учреждении, систематизируют протекание инновационных процессов обучения в вузе [1,3].
При разработке модели инновационной подготовки будущего педагога профессионального обучения нами на основе проведенного исследования выделены требования, обеспечивающие результативность процесса инновационной подготовки в вузе педагога профессионального обучения к работе в учебных учреждениях:
- формирование профессионально-педагогической компетентности, общенаучной и предметной подготовленности, составляющей фундамент профессионализма педагога профессионального обучении;
- развитие духовно-нравственного потенциала будущего педагога, основанного на глубоких «корнях» русской и другой национальной культуры;
- развитие трудовых навыков, осмысленного восприятия их как основ педагогической деятельности преподавателя в условиях профессионального учебного учреждения;
- развитие творческих и организаторских качеств, способствующих объединению педагогического коллектива и коллектива учащихся для решения учебно-воспитательных задач;
- становление личности педагога, профессионально владеющего основными знаниями, умениями и навыками по инженерно-технологическим, экономическим, дизайнерским дисциплинам, методикой преподавания их с использованием современных инновационных педагогических технологий.
Выделенные выше требования были учтены нами при разработке модели подготовки в вузе будущего педагога профессионального обучения. Подготовка будущего педагога профессионального обучения включает профессионально-педагогическую подготовку по дисциплинам педагогического и инженерно-технологического цикла.
Инновационная подготовка предполагает следующие этапы:
первый - ориентировочный этап, где наряду с дисциплинами гуманитарными, социально-экономическими, математическими изучаются естественнонаучные, сельскохозяйственные и инженерные предметы, которые в последующем дают основу формирования практических знаний по технологии;
второй - продуктивный этап, где преимущественно предполагается освоение педагогических и психологических дисциплин, которые способствуют овладению методикой преподавания специальных дисциплин. Продолжается изучение специальных дисциплин. Студенты проходят технологическую и педагогическую практики, способствующие формированию подготовленности студентов к работе в профессиональном учебном учреждении;
третий - прогностически-творческий этап, где усиливается самостоятельная творческая деятельность студентов. Они выполняют курсовые работы, разрабатывают творческие проекты с использованием
инновационных технологий (электронные презентации) и готовят выпускные квалификационные (дипломные) работы.
Согласно модели обучение на всех этапах проводится в соответствии с принципами инновационной подготовки будущего педагога профессионального обучения. В сочетании с общедидактическими применяются специальные принципы, такие, как адаптация к работе в социуме профессиональных учебных учреждений, индивидуальная работа с учащимися, учет их разновозрастности. На наш взгляд, обучение на основе интеграции данных принципов в большей степени развивает мотивацию учения и познавательные интересы студентов.
В целом инновационная подготовка педагога профессионального обучения является сложным и системным процессом. Студенты закрепляют и углубляют свои знания и умения, что позволяет им на основе межпредметных связей расширить свою научную и творческую деятельность в соответствии с требованиями к будущей профессии.
В модели систематизированы основные подходы к профессионально-педагогической инновационной подготовке: системный, компетентностный, направленные на передачу знаний, умений и навыков через собственное творческое мастерство и видение, укрепляющее уверенность своих учеников в их профессионализме после окончания школы; креативный, (или творческий), который позволяет использовать в учебном процессе инновационные методы (деловые игры, семинарские занятия, разного типа экскурсии и др.), технические средства обучения, развивающие интерес студентов к учебной и познавательной деятельности и самостоятельную активность.
Ключевым компонентом предложенной модели выступают условия: общепедагогические, способствующие взаимосвязи учебных полевых и педагогических практик, в ходе которых у студентов формируется целостное представление о будущей профессии; развитие креативности при обучении предметам технологического цикла и методике преподавания; специально-педагогические, при которых происходит учет особенностей предметов по специальностям в профессиональноориентированном обучении студентов [2].
Особое значение в формировании инновационной деятельности будущих педагогов профессионального обучения придается одной из эффективных форм накопления педагогического мастерства, какой является педагогическая практика в профессиональных учебных учреждениях. В ходе своей практики студенты выполняют задания по психологии и педагогике и, кроме этого, занимаются исследовательской работой в соответствии с темой выпускной квалификационной работы. В период практики студенты имеют возможность самоутвердиться в правильности выбора педагогической профессии, опробовать свои знания
и умения, проявить свой творческий потенциал в работе с учащимися, провести педагогический эксперимент.
На педагогической практике создаются условия для реализации знаний, приобретенных в процессе обучения в университете, для формирования методических умений и развития качеств личности будущего педагога. Совместное участие в исследовательской работе студентов с преподавателями кафедры профессионального обучения и бизнеса в лицеях и техникумах г. Орла и Орловской области помогают студентам стать подготовленными к профессиональной деятельности педагогами.
В связи с этим обращаем внимание на некоторые аспекты научного исследования, которые осознанно воспринимаются студентами и являются достаточно доступными для выполнения, например: организация и проведения различных типов занятий в условиях профессионального лицея и их методическое обеспечение; разработка и изготовление натурнопрактических изделий как наглядных пособий по дисциплинам профессионального обучения; применение компьютерных технологий в процессе обучения; разработка и изготовление презентаций к учебному занятию; методика организации и проведения внеклассных мероприятий с учащимися; разработка творческих проектов и выставок совместно с учащимися и многие другие.
В результате анализа и наблюдений за самостоятельной практической деятельностью студентов нами выделены несколько направлений в содержании их работы:
- научно-познавательное направление дополняет и углубляет знания студентов по психолого-педагогическим и отраслевым дисциплинам; вызывает научный интерес к технологиям производственного процесса, к изучению проблем экологии и охраны труда;
- профессиональное направление способствует развитию интереса в области педагогики и в освоении дисциплин по отраслям (агроинженерия, дизайн, строительство);
- эстетическое направление воспитывает студентов бережно относиться к окружающей среде обитания (в учебных, офисных и производственных помещениях, лабораториях, цехах и во внешнем пространстве); воспитывает в них желание принять участие в культурном и эстетическом преобразовании и получать моральное удовлетворение от своего творческого труда и привлекать к нему своих товарищей;
- экономическое направление призвано расширить и углубить знания по экономике, предпринимательству, освоить основы менеджмента и маркетинга.
Широкий спектр научно-педагогического сотрудничества преподавателей факультета ТПС с педагогическими коллективами профессиональных учебных учреждений позволяет в целях
совершенствования педагогического мастерства проводить ознакомление будущего преподавателя с богатейшим новаторским опытом их работы. Студенты с развитой профессиональной культурой преподавателя и мастера производственного обучения, со сформированным духовным богатством рассматривают свою будущую педагогическую деятельность как процесс формирования у своих учащихся правильных жизненных позиций и отношений, процесс развития личности, готовой к реализации приобретенных знаний, умений и навыков.
По нашему мнению, информационная культура педагога профессионального обучения - это общий уровень развития личности педагога, готового к работе в инновационной образовательной среде профессионального учебного учреждения, к педагогическому сотрудничеству, обладающего комплексом приобретенных знаний, умений и навыков по информационным технологиям, получать, хранить и передавать любую информацию, и оставить её в своей педагогической деятельности с применением современных педагогических технологий.
Список литературы
1. Правдюк В.Н. Формирование научных знаний у будущих
педагогов профессионального обучения в соответствии с программой дисциплины «Основы научных знаний» // Вестник Брянского государственного университета. №1, 2012: Общая педагогика.
Профессиональная педагогика. Психология, частные методики. Брянск: РИО РГУ, 2012. С. 313-321.
2. Правдюк В.Н., Дерепаско С.В., Маслов С.И. Современные подходы и педагогические условия в подготовке педагога профессионального обучения // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Вып.1: в 2 ч. Ч.2. Тула: Изд-во ТулГУ, 2012. С. 63-67.
3. Хмызова Н.Г., Правдюк В.Н. Использование компьютерных технологий в активизации научно-исследовательской работы будущих педагогов профессионального обучения // Ученые записки Орловского государственного университета научный журнал №2 Орел: ОГУ, 2012.
С. 354-358.
Правдюк Валентина Николаевна, д-р пед. наук, проф., [email protected], Россия, Орел, Орловский государственный университет
THEORETICAL MODEL OF FUTURE VOCATIONAL TEACHER TRAINING IN AN
INNOVATIVE ENVIRONMENT
V.N. Pravdyuk
The theoretical model of training future teachers of vocational training to innovation developed on the basis of formation of knowledge system about the innovative vocational and educational activities; on the need for personal development and improvement of vocational and educational activities. It presents the principles, stages, approaches, learning environment.
Key words: teacher training, innovation, stages, pedagogical conditions,
approaches, pedagogical practice, the theoretical model.
Pravdyuk Valentina Nikolaevna, doctor of pedagogical sciences, professor, [email protected], Russia, Orel, Orel State University
УДК 378.147.091.313.
ЭЛЕКТРОННЫЙ ПРАКТИКУМ КАК ДИДАКТИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
В.Н. Ранних
Рассматриваются проблемы организации самостоятельной работы
студентов в вузе, а так же экспериментальный опыт, подтверждающий целесообразность применения электронных лабораторных работ с целью повышения качества обучения студентов.
Ключевые слова: виртуальная лабораторная работа, педагогическая
технология, критериальные показатели.
В процессе обучения одной из актуальных проблем в современной педагогике является, проблема организации самостоятельной деятельности студентов. На данный момент сложилась ситуация, когда устоявшиеся способы и формы проектирования и осуществления самостоятельной работы студентов требуют осмысления, коррекции и новых
педагогических решений [1,2]. Это связано с расширением поля самостоятельной деятельности студентов в условиях привлечения к процессу познания информационных и телекоммуникационных
компьютерных технологий, формирующих навыки самоорганизации и самообучения.
К таким технологиям относится виртуальный практикум, который реализуется с помощью комплекса, включающего персональный компьютер, программное, информационное и методическое обеспечения, и позволяет студенту на основе математической модели реального явления, процесса или устройства выполнить исследование, являющееся целью лабораторной работы, которую нельзя достичь с использованием реального оборудования [1, 3-4].
Виртуальный лабораторный практикум при значительно меньших материальных затратах может в той или иной степени решать все задачи реального практикума, а в сочетании с последним обеспечить гораздо