Научная статья на тему 'Инновационная компетентностная модель выпускника высшей школы (на примере бакалавра)'

Инновационная компетентностная модель выпускника высшей школы (на примере бакалавра) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1115
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИИ / КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / БАКАЛАВР ТУРИЗМА / COMPETENСE MODEL OF THE GRADUATE OF THE HIGHER SCHOOL / COMPETENCES / BACHELOR OF TOURISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Поддубная Татьяна Николаевна, Крынина Ольга Юрьевна

В статье рассматривается специфика разработки и содержания компетентностной модели выпускника-бакалавра по направлению подготовки «Туризм»; раскрыты группы компетенций (общекультурные и профессиональные), соотносимые с требованиями к академической и профессиональной готовности бакалавра туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Поддубная Татьяна Николаевна, Крынина Ольга Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE COMPETENCE MODEL OF THE GRADUATE OF THE HIGHER SCHOOL (ON THE EXAMPLE OF THE BACHELOR)

The paper considers specifics of the development and maintenance of competence model of the graduate bachelor in specialization «Tourism»; discloses groups of competences (common cultural and professional) meeting the requirements of the academic and professional readiness of the bachelor of tourism.

Текст научной работы на тему «Инновационная компетентностная модель выпускника высшей школы (на примере бакалавра)»

УДК 378.14 ББК 74.580.22 П 44

Т.Н. Поддубная

Доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и социальной психологии Адыгейского государственного университета; E-mail: tpodd2mail.ru

О.Ю. Крынина

Кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой сервиса, туризма и связей с общественностью Майкопского государственного технологического университета; E-mail: nst-mgtu@rambler. ru

ИННОВАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ (НА ПРИМЕРЕ БАКАЛАВРА)

(Рецензирована)

Аннотация. В статье рассматривается специфика разработки и содержания компетентностной модели выпускника-бакалавра по направлению подготовки «Туризм»; раскрыты группы компетенций (общекультурные и профессиональные), соотносимые с требованиями к академической и профессиональной готовности бакалавра туризма.

Ключевые слова: компетенции, компетентностная модель выпускника высшей школы, бакалавр туризма

T.N. Poddubnaya

Doctor of Pedagogy, Professor of Pedagogy and Social Psychology Department, Adyghe State University; E-mail: tpodd2mail.ru

O.Yu. Krynina

Candidate ofPedadogy, Head of the Department of Services, Tourism and Public Relations,

Maikop State Technological University; E-mail: nst-mgtu@rambler. ru

INNOVATIVE COMPETENCE MODEL OF THE GRADUATE OF THE HIGHER SCHOOL (ON THE EXAMPLE OF THE BACHELOR)

Abstract. The paper considers specifics of the development and maintenance of competence model of the graduate bachelor in specialization «Tourism»; discloses groups of competences (common cultural and professional) meeting the requirements of the academic and professional readiness of the bachelor of tourism.

Keywords: competences, compete^e model of the graduate of the higher school, bachelor of tourism.

Актуальность данной статьи обусловлена процессом переориентации современного российского образования со «знаниевого» на компетентностный подход, что является главнейшим и необходимым условием модернизации и приведения его результатов в соответствие с международными нормами. Компетентностный подход к образованию рассматривается в контексте Болонского процесса, что, по мнению Н.А. Селезневой, «может способствовать преодолению традиционных когнитивных ориентаций высшего образования, ведет к новому видению самого содержания образования, его методов и технологий» [1]. При этом доминирующим вектором модернизации образования является изменение его содержания с точки зрения системы компетенций для эффективного и продуктивного решения профессиональных задач. Согласно позиции В.А. Болотова и В.В. Серикова, компетентностный подход актуализирует прагматический, действенный компонент

профессиональной культуры [2].

В ряде нормативных документов зафиксирована ориентация на компетентностный подход в образовании («Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг., федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения (ФГОС-3) и др.), в которых содержится переориентация оценки результата образования с дефиниций «знания», «умения», «навыки», «подготовленность», «образованность», «воспитанность» на дефиниции «компетенция», «компетентность».

Компетенция - ^mpetent (лат.) - соответствующий, способный; ^mpetence (англ.) -способность (компетенция). В федеральных государственных образовательных стандартах третьего поколения компетенция рассматривается как способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области. И.А. Зимняя определяет компетенцию как совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним [3]. Таким образом, в наиболее обобщенном понимании компетенции представляют ожидаемые и измеряемые достижения выпускников. От терминов «знание», «умение», «навык» категорию «компетенция» отличают интегративность (метапредметность или надпредметность), обобщенный характер (шире, чем ЗУНы) и качественные личностные характеристики (наряду со знаниями и способами деятельности).

Перед научно-педагогическими кадрами поставлена задача разработки компетентностной модели выпускника-бакалавра в контексте стандартов высшего профессионального образования третьего поколения. Как нам представляется, эта научнопедагогическая проблема требует более глубокого обсуждения. Данная статья представляет попытку авторов высказать собственный взгляд на исследуемую проблему на примере разработки компетентностной модели выпускника - бакалавра туризма по направлению подготовки 100400.62 «Туризм», профиль подготовки «Технология и организация туроператорских и турагентских услуг».

Квинтэссенцию предлагаемой компетентностной модели бакалавра составляет системообразующий результат в виде набора требуемых качеств (компетенций), которыми должен обладать выпускник вуза в соответствии с направлением и профилем подготовки. По сути, компетентностная модель бакалавра представляет не что иное, как некий результативно-целевой компонент профессионально-личностного становления студента на первой ступени высшего образования. Компетентностная модель выпускника-бакалавра основывается на бинарной классификации компетенций, содержащейся в проектах федеральных ГОС нового поколения, и представлена их дифференциацией на: а) общекультурные (ОК-14); б) профессиональные (ПК-16). Принимая во внимание тот факт, что компетенции являются многоаспектной дефиницией, о чем говорит их неоднозначное толкование, интегративная сущность компетенции детализируется в ее содержании и структуре, в которых она может иметь проявление. В предложенной модели для описания признаков проявления компетенции применяются ее содержание и структура, а также таксономия целевых результатов образования применительно к каждой компетенции, проявляющихся в триаде: знать, уметь, владеть. Причем таксономия целевых результатов образования представлена как характеристика обязательного порогового уровня сформированности той или иной компетенции у выпускника вуза, а применительно к блоку профессиональных компетенций - по обозначенным в ФГОС ВПО-3 следующим видам профессиональной деятельности: проектной; производственно-технологической;

организационно-управленческой; сервисной; научно-исследовательской. В таблице 1 представлена компетентностная модель выпускника-бакалавра по направлению подготовки 100400.62 «Туризм» и профилю подготовки «Технология и организация туроператорских и турагентских услуг».

Таблица 1.

Компетентностная модель выпускника-бакалавра туризма_________________

Код компе- тенции Название компетенции Краткое содержание и структура компетенции. Характеристика обязательного порогового уровня сформированности компетенции у выпускника вуза

ОК: ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ:

ОК-1 способность к интеллектуальному, культурному, нравственному, физическому и профессиональному саморазвитию и самосовершенствованию; Иметь: представление о сути и особенностях интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования; навыки реализации интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования. Пороговый уровень: Знать: приемы, формы и методы проведения индивидуальной и групповой работы в целях повышения интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального самосовершенствования. Уметь: вести самостоятельные исследования в целях повышения интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального самосовершенствования. Владеть: способностью и готовностью к диалогу и восприятию альтернатив, участию в дискуссиях по проблемам общественного и мировоззренческого характера, формировать и аргументированно отстаивать собственную позицию по различным проблемам; использовать положения и категории для оценивания и анализа различных социальных тенденций, фактов и явлений.

ОК-2 способность к достижению целей и критическому переосмыслению накопленного опыта; Иметь: представление о процессе постановки и достижения целей, критическом переосмыслении накопленного опыта. Пороговый уровень: Знать: закономерности, особенности, историю становления и общие культурно-ценностные ориентиры и историкокультурное наследие России, основные политические и социально-экономические направления и механизмы, характерные для исторического развития и современного положения Российской Федерации. Уметь: анализировать гражданскую и мировоззренческую позицию в обществе, формировать и совершенствовать свои взгляды и убеждения, переносить философское мировоззрение в область материально-практической деятельности. Владеть: методами философских, исторических и культурологических исследований, приемами и методами анализа проблем общества.

ОК-3

ОК-4

ОК-5

ОК-6

ОК-7

ОК-7

ОК-9

ОК-10

ОК-11

ОК-12

ОК-13

ОК-14

ПК: ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ:

Проектная деятельность:

ПК-1 владение теоретическими основами проектирования, готовностью к применению Иметь: представление о сути и особенностях проектирования в туристской индустрии, основных методах проектирования в туризме.

основных методов проектирования в туризме; Пороговый уровень: Знать: теоретические основы формирования турпродукта; технологию разработки туристского продукта; основные положения нормативно-правовой базы разработки турпродукта в РФ. Уметь: использовать знания об основных этапах разработки турпродукта при составлении проекта; организовать проектную деятельность в туристской индустрии; формировать и реализовывать программу поиска и изучения источников информации с целью определения основных параметров конкурентоспособного туристского продукта. Владеть навыками: анализа, оценки, организации деятельности по проектированию туристского продукта; воспроизводства процедуры реализации туристского продукта посредством разных каналов сбыта; оценки комплектности и соответствия нормативам документационного оформления реализации конкретного турпродукта; формирования на основе принципов планирования и прогнозирования программ развития туристской индустрии.

ПК-2

ПК-3 • ♦ ♦

ПК-4 • ♦ ♦

Производственно-технологическая деятельность:

ПК-5 готовность к разработке туристского продукта на основе современных технологий; Иметь: представление о сути и особенностях туристского продукта, специфике его разработки для различных целевых групп с использованием современных технологий. Пороговый уровень: Знать: современное состояние, особенности функционирования отдельных видов информационных технологий и их применение в индустрии сервиса. Уметь: оценивать рынок программного обеспечения, используемого в сфере сервиса; работать с программными продуктами, применяемыми в профессиональной сфере; оценивать эффективность и риски в использовании профессиональных программных продуктов. Владеть: навыками подбора рациональных и современных подходов к проектированию турпродуктов отдельных видов туризма; навыками рационального выбора и экономичного использования различных производственных ресурсов.

ПК-6 •

Организационно-управленческая деятельность:

ПК-7 способность к работе в трудовых коллективах предприятий туристской индустрии; Иметь: представление об особенностях работы в трудовом коллективе предприятия туристской индустрии; навыки организации работы трудовых коллективов туристской индустрии, навыки формирования корпоративной культуры, проведения аналитической и исследовательской работы по оценке ее состояния. Пороговый уровень: Знать: теоретические основы и закономерности развития и функционирования корпоративной культуры; основные элементы корпоративной культуры; роль руководителя в ее формировании; факторы, влияющие на особенности корпоративной культуры; современные методы ее диагностики; понятия и виды субкультур; направления и формы работы по формированию корпоративной культуры. Уметь: проводить аналитическую и исследовательскую работу по оценке состояния корпоративной культуры; формировать корпоративную культуру с помощью изученных технологий; использовать приемы изменения корпоративной культуры для оптимизации связей организации с общественностью; транслировать общечеловеческие

ценности внутри организации; использовать корпоративную культуру для укрепления имиджа организации. Владеть навыками: использования знаний психологии для предотвращения и разрешения конфликтов в деловом общении; определять индивидуально-психологические свойства личности и особенности неречевого поведения партнеров по общению; пользоваться диагностическими методиками для психологического исследования; проведения деловых бесед и переговоров на высоком уровне психологической культуры.

ПК-8

ПК-9 • ♦ ♦

Сервисная деятельность:

ПК-10 способность использовать нормативные документы по качеству, стандартизации и сертификации в туристской индустрии; Иметь: представление о сути, особенностях и значении нормативных документов по качеству, стандартизации и сертификации в туристской индустрии; специфике организации работы предприятий туристской индустрии в соответствии с требованиями и нормами нормативных документов по качеству, стандартизации и сертификации. Пороговый уровень: Знать: профессиональную терминологию, законодательные акты, нормативно-методические документы по стандартизации и сертификации, систему документации, а также услуг (работ) в сфере туристской деятельности. Уметь: планировать, организовывать, координировать процессы, связанные с лицензированием, стандартизацией, документационным обеспечением и оказанием услуг (работ) в туристской деятельности. Владеть: навыками документационного обеспечения (оформления) туристских услуг.

ПК-11 •

ПК-12 •

Научно-исследовательская деятельность:

ПК-13 способность находить, анализировать и обрабатывать научно-техническую информацию в области туристской деятельности с использованием информационнокоммуникационных технологий; Иметь: представление о сути, особенностях и значении научно-технической информации в области туристской деятельности; поиска, анализа и обработки научнотехнической информации в области туристской деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий. Пороговый уровень: Знать: методы научных исследований как неотъемлемую часть научного познания, их специфику применения в области туристской деятельности. Уметь: применять в ходе научного исследования различные виды методов научного познания. Владеть: навыками применения различных методов научных исследований в области туристской деятельности.

ПК-14 •

ПК-15 •

ПК-16 •

Предложенная модель носит интегративный характер и должна формироваться на всех дисциплинах, предусмотренных основной образовательной программой. Между тем считаем необходимым остановиться на некоторых вопросах, которые возникли при разработке представленной компетентностной модели выпускника и которые, по нашему мнению, могут стать предметом последующих научно-педагогических изысканий в процессе внедрения в учебный процесс новых образовательных стандартов. Развивая точку зрения С.Н. Бегидовой

с соавт. [4], в числе таких проблемных вопросов можно выделить следующие.

Первый вопрос касается привлечения работодателей к формированию, уточнению и обновлению набора компетенций. Не вполне ясна сама процедура их участия, а также то, насколько сами работодатели могут быть компетентными в данной области.

Другой вопрос касается измерительной процедуры оценки сформированности компетенции/компетенций. Очевидно, что компетенция как интегративный результат образовательной деятельности должна выступать предметом специальной диагностики и оценки. Однако остается открытым вопрос оценки компетенций для каждого профиля или разработки единой универсальной методики диагностики для любого профиля. Аналогичная проблема возникает и с оценкой двух бинарных групп компетенций - общекультурных и профессиональных, которые дополняют друг друга, но в то же время являются индифферентными.

Третьим значимым является вопрос о проектировании компетентностно ориентированного учебного процесса в направлении формирования заданного набора компетенций, владении педагогами методикой такого проектирования, определения содержания дисциплин, междисциплинарных модулей, а также применения педагогических технологий, адекватных новой модели подготовки кадров. Основная задача новой парадигмы образования заключается, по мнению экспертов, в необходимости обеспечения качественного образования людей со средними способностями на основе использования эффективных технологий и тренинговых методов обучения (М. Карпенко). На современного преподавателя по западному образцу возлагается функция ментора, который должен проецировать теоретические знания в практическую плоскость и активно осуществлять процесс подготовки студентов в инновационном формате, т.е. введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности педагога и студента и пр. (В.А. Сластенин). Вполне актуален вопрос: насколько современный преподаватель высшей школы готов к серьезной трансформации образовательного процесса?

Все это позволяет нам констатировать факт окончательной неразработанности данной проблемы. Теоретическое обоснование компетентностной модели выпускника - бакалавра находится в стадии становления, представленные на сегодня компетентностные модели еще далеки от совершенства, требуют дальнейшей тщательной доработки, впрочем, как и спектр содержащихся в федеральных государственных образовательных стандартах компетенций. Переход к многоуровневому образованию требует новых разработок, вскрывает целый пласт нерешенных проблем и новых потенциальных возможностей повышения его качества, ориентируя педагогов и ученых на непрерывные поиски.

Примечания:

1. Селезнева Н.А. Размышления о качестве образования: международный аспект // Высшее образование сегодня. 2004. № 4.

2. Сериков В.В., Болотов В.А. Размышления о педагогическом образовании // Педагогика. 2007. № 9. С. 3-11.

3. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. М.: Логос, 2003. 384 с.

4. Бегидова С.Н., Поддубная Т.Н. Агошкова О.В. Классификация общекультурных компетенций бакалавра по направлению подготовки 040400.62 «Социальная работа» как основа реализации компетентностного подхода в образовании // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. Майкоп, 2011. Вып. 2. С. 33-40.

5. Карпенко М. Новая парадигма образования XXI века // Высшее образование в России. 2007. № 7. С. 93-97.

References:

1. Selezneva N.A. Reflections on the quality of education: an international aspect // Higher education today. 2004. No.4.

2. Serikov V.V, Bolotov V.A. Reflections on pedagogical education // Pedagogy. 2007. No. 9. P. 3-11.

3. Zimnyaya I.A. Pedagogical psychology: a textbook for higher schools. M.: Logos, 2003. 384 pp.

4. Begidova S.N., Poddubnaya T.N., Agoshkova O.V. Classification of the bachelor’s general cultural competences in specialization 040400.62 «Social work» as the basis of realization of the competence approach in education // The Bulletin of the Adyghe State University. Series «Pedagogy and Psychology». 2011. Issue 2. P. 33-40.

5. Karpenko M. A new paradigm of education of the XXI-st century // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2007. No.7. P. 93-97.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.