УДК 378:338.48
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ (ПРЕДДИПЛОМНОЙ) ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ 43.03.02 «ТУРИЗМ» В КУБАНСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА
Е. А. Еремина, кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета сервиса и туризма, М. В. Коренева, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры социально-культурного сервиса и туризма,
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, Россия, г. Краснодар, ул. Буденного, 161, e-mail: maria koreneva@list.ru
Данная статья посвящена педагогическим преобразованиям в организации производственной (преддипломной) практики студентов, обучающихся по направлению 43.03.02 «Туризм» в Кубанском государственном университете физической культуры, спорта и туризма, в аспекте реализации новых образовательных стандартов, ориентированных на компетентностный индивидуально-развивающий подход, поскольку именно сформиро-ванность компетенций у выпускников вуза является одной из наиболее важных сторон профессиональной подготовки кадров в современном вузе.
Авторы статьи указывают, что новая парадигма системы высшего образования, связанная с переструктурированием, ведет к необходимости внесения корректив в педагогическую технологию и методику проведения практик.
Актуальные преобразования в Программе практики, разработанной сотрудниками кафедры социально-культурного сервиса и туризма ФГБОУ вО КГУФКСТ, воплощены на основании комплементар-ности требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования и профессиональных стандартов по туризму.
Разработанная программа ставит целевой ориентир на подготовку к написанию выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы) и раскрывает структуру планируемых результатов
обучения бакалавров по направлению 43.03.02 «Туризм».
Ключевые слова: производственная (преддипломная) практика; студенты вуза; направление «Туризм»; компетенции; бакалавр.
Производственная (преддипломная) практика завершает цикл всех видов практики и дает возможность студентам аккумулировать все полученные ими знания, умения и владения в области разработки, продвижения и реализации туристского продукта, а также организации комплексного туристского обслуживания в основных секторах туриндустрии. Она также играет важную роль в подготовке выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы), которая выполняется на базе теоретических знаний и практических навыков, полученных студентами в течение всего срока обучения, в том числе во время практики.
Модель подготовки бакалавров в ФГБОУ ВО КГУФКСТ по направлению 43.03.02 «Туризм» представляет собой практикоориентированный систематизированный комплекс современных педагогических подходов. В современных условиях требования к уровню компетентности выпускников значительно выросли и претерпели изменения в связи с переходом на ФГОС ВО и введением Федеральных профессиональных стандартов по туризму, что создало необходимость формирования новой траектории прохождения и корректировки содержания учебной и производственной практик.
Таблица
Планируемые результаты обучения при прохождении производственной (преддипломной) практики
Код компетенции Содержание компетенций Знания,умения,владения
ОК-2 Способность использовать основы экономических знаний при оценке эффективности результатов деятельности в различных сферах Знать: отраслевое предназначение объекта практики, его организационно-штатную структуру и характер управленческих связей. Особенности туристского продукта, его конкурентоспособность, особенности инфраструктуры туристской индустрии, экономические условия и основные формы осуществления предпринимательства в туризме, экономические основы функционирования предприятий туриндустрии, особенности деятельности малых предприятий. Уметь: ориентироваться в общих вопросах организации деятельности предприятия, его предназначении и порядке обслуживания потребителей услуг. Разрабатывать экономическую стратегию развития турпредприятия с учетом рыночных условий. Составить отчет о результатах производственной (преддипломной) практики на основе собранного в ходе практики материала. Владеть: навыками пользования нормативными документами в своей профессиональной деятельности, методикой расчета себестоимости и цены турпродукта.
ОК-5 Способность к самоорганизации и самообразованию Знать: основы корпоративной культуры и этики делового общения, внутренний распорядок рабочего дня и технику безопасности. Теоретические основы психологии делового общения, коммуникативные техники делового общения в туризме. Основы конфликтологии. Уметь: работать с информационными источниками. Использовать продуктивные коммуникативные техники. Владеть: высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности.
ОК-6 Способность использовать общеправовые знания в различных сферах деятельности, в том числе с учетом социальной политики государства, международного и российского права Знать: источники правового регулирования и правоотношений в сфере туризма. Нормативно-техническую базу туристско-рекреационного проектирования. Уметь: ориентироваться в законодательстве, составлять договорную документацию для всех контрагентов туристской деятельности, компетентно определять необходимую структуру и содержание туристского продукта, использовать международные системы бронирования услуг в туризме. Владеть: навыками пользования нормативными документами.
ОК-7 Способность поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности; пропаганды активного долголетия, здорового образа жизни и профилактики заболеваний Знать: научно-технические основы физической культуры и здорового образа жизни; методов и средств для укрепления здоровья; основных понятий о физической культуре человека и общества, их истории и роли в формировании здорового образа жизни; социально-психологические основы физического развития и воспитания личности; особенности эффективного выполнения двигательных действий, воспитание физических качеств для занятий по различным оздоровительным системам и конкретным видам спорта. Уметь: творчески использовать средства и методы физического воспитания для профессионально-личностного развития, физического самосовершенствования, формирования здорового образа и стиля жизни; осуществлять самоконтроль состояния организма и использовать средства физической культуры для оптимизации собственной работоспособности; использовать личный опыт физкультурно-спортивной деятельности для повышения своих функциональных и двигательных возможностей, для достижения жизненных и профессиональных целей. Владеть: средствами и методами укрепления индивидуального здоровья, физического самосовершенствования; ценностями физической культуры личности для успешной социально-культурной и профессиональной деятельности; средствами самостоятельного методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья.
Код компетенции
Содержание компетенций
Знания, умения,владения
ОК-!
Готовность пользоваться основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий
Знать: основы корпоративной культуры и этики делового общения, внутренний распорядок рабочего дня и технику безопасности. Нормативные и организационные основы безопасности туризма, механизм и технологии обеспечения безопасности. Уметь: организовывать и осуществлять защитные мероприятия при возникновении угроз, обеспечивать безопасность туристов. Владеть: навыками обеспечения безопасности в производственных, бытовых условиях и в условиях ЧС.
ОПК-1
Способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности, использовать различные источники информации по объекту туристского продукта
Знать: офисные технологии и специальное программное обеспечение туристской деятельности, Интернет-технологии. Электронную коммерцию в
туризме.
Уметь: работать с информационными программными продуктами, решающими
отдельные задачи, информационно-поисковыми системами и офисной оргтехникой. Пользоваться основными специализированными программами. Владеть: навыками пользования нормативными документами в своей профессиональной деятельности. Навыками работы с российскими и зарубежными системами бронирования.
ОПК-2
Способность к разработке туристского продукта
Знать: понятия, состав и особенности продукта в определенном сегменте туристического бизнеса. Уметь: использовать полученные знания при создании отдельных туристских
продуктов и услуг.
Владеть: приемами создания и управления продукта в туристическом бизнесе.
ОПК-3
Способность организовать процесс обслуживания потребителей и (или) туристов
Знать: технологию обслуживания в санаторно-курортной сфере. Коммуникативные техники делового общения в туризме. Индивидуальные
потребности и психофизические возможности человека, структуру обслуживания с учетом социальных факторов, классификации услуг, теорию
обслуживания.
Уметь: организовывать обслуживание в курортной сфере, изучать мнение клиентов об оказанных услугах. Ориентироваться в вопросах организации деятельности предприятия и обслуживания потребителей услуг. Владеть: способностью организовывать обслуживание клиентов по основным структурным сервисным подразделениям. Навыками пользования нормативными документами.
ПК-2
Способность обрабатывать
и интерпретировать с использованием базовых знаний математики и информатики данные, необходимые для осуществления проектной деятельности в туризме
Знать: офисные технологии и специальное программное обеспечение туристской деятельности, Интернет-технологии.
Уметь: работать с информационными программными продуктами, решающими отдельные задачи, информационно-поисковыми системами и офисной оргтехникой. Проектировать различные виды туров. Составить отчет о результатах производственной (преддипломной) практики на основе
собранного в ходе практики материала. Владеть: навыками анализа эффективности применяемых прикладных
программ.
ПК-3
Готовность к реализации проектов в туристской индустрии
Знать: современное состояние курортного дела, ресурсную базу отрасли и курортологический потенциал региона. Теоретические основы психологии делового общения, коммуникативные техники делового общения в туризме. Принципы формирования и продвижения туристского продукта, его
особенности.
Уметь: определять структуру туристского продукта. Планировать деятельность, формировать турпродукт с учетом нормативной базы и требований клиента. Взаимодействовать с турфирмами и другими партнерами.
Владеть: формированием турпакета, путевки, пакета услуг. Методами организации обслуживания потребителей в соответствии с их потребностями. Продвижением, навыками реализации.
Код компетенции Содержание компетенций Знания,умения,владения
ПК-4 Способность организовать работу исполнителей, принимать решение в организации туристской деятельности, в том числе с учетом социальной политики государства Знать: функциональные обязанности, объем, характер и специфику труда, регламент работы на конкретном рабочем месте в структуре объекта практики. Абстрактно оценивать ситуации при работе с персоналом организации, анализировать возможности предприятия, синтезировать аналитические данные в практическое применение. Уметь: разрабатывать планы развития отдельных подразделений организации, организовывать исполнение задач, поставленных перед подразделениями. Владеть: навыками пользования нормативными документами, работы в коллективе фирмы, умением руководить менеджерами турфирмы; принимать оптимальные управленческие решения с учетом политической ситуации и с использованием последних решений в области социальной политики государства.
ПК-5 Способность рассчитать и проанализировать затраты деятельности предприятий туристской индустрии, туристского продукта в соответствии с требованиями потребителя и (или) туриста, обосновать управленческое решение Знать: составляющие туристического продукта. Требования к организации туров. Особенности формирования себестоимости и ценообразования, формирования и оценки финансовых результатов предприятий. Экономическую оценку деятельности персонала в туризме. Уметь: составить расчет и оценку затрат по организации деятельности предприятия, туристского продукта в соответствии с требованиями потребителя. Обосновывать управленческое решение. Производить отчет о результатах производственной (преддипломной) практики на основе собранного материала. Диагностировать и выявлять различные типы проблемных ситуаций, разрабатывать меры по их предупреждению и преодолению, планировать и осуществлять контроль реализации проекта, обеспечивать координацию действий со всеми функциональными подразделениями предприятий. Владеть: навыками принятия управленческих решений, пользования нормативными документами. Методами анализа внешней и внутренней среды.
ПК-6 Способность находить, анализировать и обрабатывать научно-техническую информацию в области туристской деятельности Знать: возможности и сферу применения различных информационно- коммуникационных систем. Функциональные возможности специализированных программных продуктов, используемых в сфере туризма. Офисные технологии и специальное программное обеспечение туристской деятельности, Интернет-технологии. Уметь: составить отчет о результатах производственной (преддипломной) практики на основе собранного материала. Диагностировать и выявлять различные типы проблемных ситуаций, разрабатывать меры по их предупреждению и преодолению, планировать и осуществлять контроль реализации проекта, обеспечивать координацию действий со всеми функциональными подразделениями предприятий. Владеть: навыками пользования нормативными документами в профессиональной деятельности. Методами анализа внешней и внутренней среды деятельности предприятия. Навыками анализа эффективности применяемых прикладных программ, работы с прикладными программными средствами.
ПК-7 Способность использовать методы мониторинга рынка туристских услуг Знать: понятийный аппарат и экономические категории для принятия решений. Критерии оценки явлений и событий экономического развития страны. Уметь: анализировать социально-экономические проблемы и процессы экономики общества, интерпретировать полученную эмпирическую информацию. Оценить степень достижения поставленных целей в подготовке и реализации коммерческих проектов в условиях выделенных ресурсов. Составить отчет о результатах производственной (преддипломной) практики на основе собранного в ходе практики материала. Владеть: навыками пользования нормативными документами в своей профессиональной деятельности. Навыками формулирования и обоснования контрактов, договоров, соглашений. Навыками подготовки обзоров и аннотаций, составления доклада и выступлений перед аудиторией.
Код компетенции Содержание компетенций Знания, умения,владения
ПК-8 Готовность к применению прикладных методов исследовательской деятельности в туризме Знать: методы сбора, обработки, контроля и проверки качества статистической информации. Методы информации. Международные рекомендации по статистике туризма. Расчетные методы оценки. Уметь: составить отчет о результатах производственной (преддипломной) практики на основе собранного материала. Применять методы математической статистики. Проводить обследования на основе анкетирования. Владеть: методами анализа внешней и внутренней среды деятельности туристского предприятия. Применением полученных знаний в организации своей профессиональной деятельности.
ПК-9 Готовность к применению инновационных технологий в туристской деятельности и новых форм обслуживания потребителей и (или) туристов Знать: инновационные технологии организации в индустрии туризма и новые формы обслуживания потребителей. Уметь: анализировать рыночную информацию о продуктах и конкурентах, инновациях в туриндустрии. Владеть: навыками пользования нормативными документами в своей профессиональной деятельности. Методами организации обслуживания потребителей в соответствии с их потребностями. Отбирать и внедрять инновации.
Студенты при прохождении производственной (преддипломной) практики распределяются на предприятия индустрии гостеприимства (туристские компании, предприятия транспорта, развлечений, ресторанного и гостиничного бизнеса), а часть студентов - в органы исполнительной власти в сфере туризма, такие как Министерство курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края.
Прохождение производственной (преддипломной) практики предшествует проведению итоговой государственной аттестации выпускника, проводится в течение 6 недель по окончании теоретического обучения, трудоемкость составляет 9 зачетных единиц.
Коллективом кафедры СКСТ была разработана Программа производственной (преддипломной) практики в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. №1367 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования -программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры», учебного плана КГУФКСТ и с учетом требований ФГОС ВО по направлению подготовки 43.03.02 «Туризм», утвержденным 14 декабря 2015 года в Министерстве образования и науки Российской Федерации (приказ № 1463), зарегистрированным в Минюсте 19 января 2016 года (регистрационный № 40639), приказом Минобрнауки РФ от 27 ноября 2015 года № 1383 «Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих образовательные программы высшего образования», методическими рекомендациями Минобрнауки РФ от 22 января 2015 г. № ДЛ-1/05вн по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных про-
фессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов.
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы бакалавриата студент должен овладеть следующими компетенциями при прохождении производственной (преддипломной) практики, которые представлены в таблице.
Новая парадигма системы высшего образования, связанная с переструктурированием, ведет к необходимости внесения корректив в педагогическую технологию и методику проведения практики.
Преобразования коснулись структуры рабочей программы дисциплины, были разработаны фонды оценочных средств для оценки освоения компетенций по уровням: пороговый, продвинутый, высокий, индивидуализирован подход к определению базы практики и дальнейшему распределению выпускников. Актуализированы отчетные документы, приведены в соответствие с профессиональным стандартом.
Таким образом, производственная (преддипломная) практика играет важную роль в профессиональном становлении будущих работников сферы туризма. В процессе практики углубляются, расширяются и укрепляются теоретические знания студентов, формируются их умения и владения, а также профессионально-личностные качества, развиваются мышление, творческая активность и самостоятельность.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Еремина Е. А. Современные проблемы развития отраслевой системы подготовки кадров для индустрии туризма / Е. А. Еремина, О. Н. Костюкова // Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 2016. - Часть II. - С. 173179.
2. Иванова И. С. Профессиональный рост специалистов индустрии туризма Южного Федерального округа в
контексте этно-социальной политики / И. С. Иванова, 5. А. В. Литвинова // Сборник материалов VII Всероссийской научно-практической конференции «Связи с общественностью в спорте: образование, тенденции, международный опыт». - Краснодар, 2015. - С. 40-44.
3. Кружков Д. А. Анализ компетенций, развиваемых в процессе подготовки кадров для индустрии туриз- 6. ма и гостеприимства в вузах Краснодарского края
/ Д. А. Кружков, Г. Г. Мовсесян, Н. А. Арзамасцева // Материалы конференции ППС КГУФКСТ. - Краснодар: КГУФКСТ, 2014. - Том 1. - С. 45-47.
4. Нестеренко Т. В. Подготовка компетентного работника в области спортивно-оздоровительного туризма
к использованию позитивных последствий крупных 7. спортивных форумов / Т. В. Нестеренко, Д. А. Кружков // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2011. -№ 4. - С. 137-145.
Поддубная Т. В. Инновационная компетентностная модель выпускника высшей школы (на примере бакалавра) / Т. В. Поддубная, О. Ю. Крынина // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Педагогика и психология». - 2012. - Вып. 1. - С. 111118.
Поддубная Т. В. Показатели и критерии оценки сфор-мированности компетенций у бакалавров по направлению подготовки 43.03.02 «Туризм» в контексте ФГОС ВО 3+ / Т. В. Поддубная, О. В. Агошкова, Ф. Р. Хатит, С. Б. Ожева // Вестник Майкопского государственного технологического университета. - 2016. -Вып. 1. - С. 76-81.
Тарасенко А. А. Состояние и перспективы профессиональной подготовки персонала для индустрии туризма / А. А. Тарасенко, Е. А. Еремина, О. Н. Костюкова, А. И. Кузьменко // Tourism in Transition Economies: Issues and Challenges for Destination Competitiveness: Conference Proceedings. Caceres, Spain. - 2015. - P.121-125.
EDUCATIONAL REFORMATION IN THE ORGANIZATION OF STUDENTS' PROFESSIONAL (PRE-GRADUATION) INTERNSHIP, STUDYING IN THE PREPARATION DIRECTION 43.03.02 «TOURISM» AT THE KUBAN STATE UNIVERSITY OF PHYSICAL EDUCATION, SPORTS AND TOURISM
Е. Eremina, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Dean of the Services and Tourism Faculty, Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar M. Koreneva, Candidate of Pedagogical Sciences, Senior Lecturer, Social and Cultural Services and Tourism Department, Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar Contact information for correspondence: 350015, Krasnodar, Budennogo st. 161, e-mail: maria koreneva@list.ru
This article focuses on educational reformation in the organization of students' professional (pre-graduation) internship, studying at the educational direction 43.03.02 «Tourism» at the Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism in the aspect of implementation of the new educational standards, oriented on the competence individual developmental approach, because exactly graduates' competence formation is one of the most important parts of professional training in a modern university.
The authors point out, that a new paradigm of higher education, related to the restructuring, leads to the need for corrective action in the educational technology and methodology of internship organization.
Recent changes in the internship program, developed
by the lecturers of the of the Social and Cultural Services and Tourism Department of the Federal State Educational Institution of Higher Education «Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism», implemented on the basis of the complementarity requirements of the Federal State Educational Standards of Higher Education and Professional Standards for Tourism.
The developed program puts targets on the preparation for the writing of the final qualifying work (bachelor thesis) and reveals the structure of the planned results of the undergraduate education at the direction 43.03.02 «Tourism».
Keywords: professional (pre-graduation) internship, university students, direction «Tourism», competences, bachelor.
References:
1. Eremina E. A., Kostyukova O. N. Modern problems of development of industry system of training for the tourism industry. Materialy Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem [Materials of the All-Russian scientific and practical conference with the international participation], 2016, part II, pp. 173179. (in Russian).
2. Ivanova I. S., Litvinova A. V. Professional growth of specialists of the industry of tourism of the Southern Federal District in the context of ethno-social policy(policies). Sbornik materialov VII Vserossiiskoi nauchno-praktiches-koi konferentsii «Sviazi s obshchestvennost'iu v sporte: obrazovanie, tendentsii, mezhdunarodnyi opyt» [The Collection of materials VII of the All-Russian scientific and practical conference "Public relations in sport: education, tendencies, international experience"], Krasnodar, 2015, pp. 40-44. (in Russian).
3. Kruzhkov D. A., Movsesyan G. G., Arzamastseva N. A. The analysis of the competences developed in the course of training for the industry of tourism and hospitality in higher education institutions of Krasnodar Krai. Ma-terialy konferentsii PPS KGUFKST [Materials of the PPS KGUFKST conference], Krasnodar, KGUFKST, 2014, vol. 1, pp. 45-47. (in Russian).
4. Nesterenko T. V., Kruzhkov D. A. Training of the competent worker in the field of sports tourism to use of positive consequences of large sports forums Vestnik Adygeiskogo gosudarstvennogo universiteta [The Bulletin of Adyghe State University], 2011, no. 4, pp. 137-145. (in Russian).
5. Poddubny T. V., Krynin O. Yu. Innovative competence-based model of the graduate of the higher school (on the example of the bachelor). Vestnik Adygeiskogo gosudarstvennogo universiteta [The Bulletin of Adyghe State University], 2012, issue 1, pp. 111-118. (in Russian).
6. Poddubny T. V., Agoshkov O. V., Hatit F. R., Ozhev S. B. Indicators and criteria for evaluation of formation of competences at bachelors in the direction of preparation 43.03.02 "Tourism" in the context of FGOS VO 3+. Adygeiskogo gosudarstvennogo universiteta [The Bulletin of Adyghe State University], 2016, issue 1, pp. 76-81. (in Russian).
7. Tarasenko A. A., Eremina E. A., Kostyukova O. N., Kuz-menko A. I. A condition and the prospects of professional training of personnel for the tourism industry. Tourism in Transition Economies: Issues and Challenges for Destination Competitiveness: Conference Proceedings. Caceres, Spain, 2015, pp. 121-125.