УДК 378.016:338.48 ББК 74.58+75.81 Ш-84
Шпырня Олег Валентинович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социального культурного сервиса и туризма факультета сервиса и туризма ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма», е-mail: [email protected]
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 3++ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 43.03.02 «ТУРИЗМ»
(рецензирована)
Статья посвящена вопросам перехода образовательных учреждений, ведущих подготовку кадров для индустрии туризма, на новые федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования 3++. Автор провел сравнительный анализ федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования 3+ и 3++ по направлению подготовки 43.03.02 «Туризм».
Ключевые слова: индустрия туризма, подготовка кадров, федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования 3++, направление подготовки 43.03.02 «Туризм».
Shpyrnya Oleg Valentinovich, Candidate of Pedagogy, an associate professor of the Department of Social Cultural Service and Tourism of the Faculty of Service and Tourism of FSBEI HE "Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism", e-mail: oleg [email protected]
ANALYTICAL REVIEW OF THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF HIGHER EDUCATION 3 ++ ON THE 43.03.02 "TOURISM" TRAINING PROGRAM
(reviewed)
The article is devoted to the issues of the transition of educational institutions training personnel for the tourism industry to the new federal state educational standards of higher education 3 ++. The author conducted a comparative analysis of federal state educational standards for higher education 3+ and 3 ++ in the field of training 43.03.02 "Tourism".
Key words: Tourism industry, personnel training, federal state educational standard of higher education 3 ++, field of training 43.03.02 "Tourism".
Потребности сферы туризма в новых условиях в значительной мере сосредоточены на необходимости адекватного кадрового обеспечения всех направлений развития видов и форм туризма [11]. В текущей ситуации развития рынка образовательных услуг в сфере туризма появляется проблема соответствия уровня квалификации специалистов требованиям индустрии туризма к системе подготовки кадров. Существующие отраслевые требования постоянно пересматриваются в сторону превалирования прикладного
характера и компетентностного подхода. В процессе обучения корректируются ценностно-нормативные установки мотивации обучающихся [2].
Новые реалии развития туристского бизнеса требуют от обучающихся освоения все новых компетенций в самых разнообразных сферах [12].
Индустрия туризма очень динамична. Происходит постоянное внедрение новых информационно-коммуникационных технологий. Каждый год совершенствуются процессы и процедуры обслуживания клиентов [8, 9, 10].
Отрасль не стоит на месте, соответственно профессиональное туристское образование должно соответствовать изменяющимся реалиям туристского рынка. Образовательное сообщество в лице Министерства образования и науки Российской Федерации реагирует введением новых образовательных стандартов. Восьмого июля 2017 года Министром образования и науки Российской Федерации был подписан приказ №516 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 43.03.02 Туризм» [1]. Он был зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 29.06.2017 г. под номером 47223. Опубликован на официальном интернет-портале правовой информации 30.06.17 г. Вступление в силу назначено на 30.12.2017 года.
Таким образом, с 2018 года система профессионального туристского образования будет формироваться по новому стандарту 3++. При этом введение нового ФГОС ВО 3++ по направлению подготовки 43.03.02 «Туризм» не означает автоматическую отмену стандарта предыдущего поколения 3+. Дело в том, что «старый стандарт» будет действовать до конца декабря 2018 года, что предоставляет возможность осуществлять прием обучающихся 1 сентября 2018 года как по новому образовательному стандарту 3++, так и по стандарту поколения 3+.
Что же изменилось в стандарте 3++ по сравнению с 3+ и так ли эти изменения отвечают потребностям отрасли в профессиональной подготовке кадров для индустрии туризма?
Важные изменения касаются области профессиональной деятельности выпускника, освоившего программу бакалавриата. Ранее под ней подразумевалась разработка, продвижение и реализация турпродукта, обладающего качествами, удовлетворяющими требования туристов, а также организация комплексного туристского обслуживания в основных сферах индустрии туризма.
В новом стандарте 3++ выделяются три базовых области профессиональной деятельности (или сферы профессиональной деятельности):
- культура и искусство (в сфере экскурсионной деятельности);
- сервис, оказание услуг населению (торговля, техническое обслуживание, ремонт, предоставление персональных услуг, услуги гостеприимства, общественное питание и пр.);
- сфера прикладных исследований [1].
Необходимо отметить, что изменился состав компетенций. На смену общекультурным компетенциям пришли универсальные компетенции. Их также восемь и по сути они достаточно взаимосвязаны. Причина на взгляд автора состоит в универсализации всей системы компетенций по различным уровням высшего образования - бакалавриат, магистратура, аспирантура.
При этом теперь добавляются категории универсальных компетенций:
- системное и критическое мышление;
- разработка и реализация проектов;
- командная работа и лидерство;
- коммуникация;
- межкультурное взаимодействие;
- самоорганизация и саморазвитие (в т.ч. здоровьесбережение);
- безопасность жизнедеятельности [1].
Это же касается и общепрофессиональных компетенций. Касаемо общепрофессиональных компетенций различия более значимы. Если ранее их было три, то теперь нам предлагают семь общепрофессиональный компетенций по следующим категориям:
- технологии;
- управление;
- качество;
- маркетинг;
- экономика;
- право;
- безопасность обслуживания [1].
Основные изменения касаются профессиональных компетенций. Предыдущий стандарт предлагал нам тринадцать профессиональных компетенций, соответствующих виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата: проектная деятельность, организационно-управленческая деятельность, научно-исследовательская деятельность, сервисная деятельность. Новый стандарт подразумевает, что профессиональные компетенции, которые устанавливает программа бакалавриата, должны формироваться на основе профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников, а также при необходимости, на основе анализа требований к профессиональным компетенциям, предъявляемых к выпускникам на рынке труда, обобщения российского и иностранного опыта, проведения консультаций с ведущими работодателями, объединениями работодателей отрасли, в которой востребованы выпускники, иных источников. Здесь возникает ряд проблем. Во-первых, в сфере туризма утвержден в настоящее время всего один профессиональный стандарта: «Экскурсовод-гид» (Приказ Минтруда России от 04.08.2014 №539н). При этом автором еще в 2013 году был разработан Квалификационный справочник должностей работников сферы туризма и санаторно-курортной отрасли Краснодарского края [5]. Во-вторых, формулировки достаточно размытые. Создается впечатление, что их писали, чтобы они могли подойти ко всем стандартам. В результате может произойти ситуация, что в ходе разработки ПООП будут сформированы обязательные профессиональные компетенции и вузы просто их будут использовать в своих программах.
Стоит отметить, что идея «привязать» компетенции к профессиональным стандартам, а именно к обобщенным трудовым функциям, отражает прикладной характер предлагаемой системы обучения, что для такой отрасли как туризм является положительным фактором. Официально понятие «профессиональные стандарты» появилось в Трудовом кодексе в конце 2012 года - тогда же началась их разработка. Этот
термин означает требования к работникам по уровню образования, стажу работы и набору умений (то есть описывается необходимая квалификация) [4]. В настоящее время раздел Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих «Квалификационные характеристики должностей работников организаций сферы туризма» представляет собой профессиональные характеристики должностей работников туристской индустрии, представляющих гостиничный, туроператорский, турагентский, экскурсионный бизнес [3].
При этом очень важно учитывать современные требования к кадровой структуре предприятия [7].
Следующим очень важным моментом, касающимся именно подготовки обучающихся являются изменения в требованиях к кадровым условиям реализации программы бакалавриата. Данное изменение является очень значимым, так как устраняет не всегда корректное жесткое требование к базовому образованию преподавателя, читающего ту или иную дисциплину. Теперь необходимо, чтобы не менее 70% кадрового состава вели научную, учебно-методическую и (или) практическую работу, соответствующую профилю преподаваемой дисциплины (модулю). То есть, устранена коллизия, когда преподаватель с ученой степенью кандидата экономических наук, множеством публикаций по экономике туризма, но имеющий базовое образование в другой сфере, в ряде случаев (например, если не вписывался в установленную 70-процентную норму) не мог преподавать предмет «Экономика туризма».
Остальные изменения носят достаточно условный характер. При этом можно сделать вывод о том, что Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования 3++ по направлению подготовки 43.03.02 «Туризм является инструментом, направленным на совершенствование системы профессиональной подготовки кадров в сфере туризма, отражает современные реалии развития туристского бизнеса. Новый стандарт устраняет ряд недостатков предыдущего, однако, ссылаясь на профессиональные стандарты, не учитывает практически полное отсутствие утвержденных профессиональных стандартов в сфере туризма.
Литература:
1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 43.03.02 «Туризм»: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.06.2017 г. №516.
2. Шпырня О.В. Обоснование и формирование содержания магистерской программы по направлению подготовки 43.04.02 «Туризм» // Физическая культура, спорт - наука и практика. 2016. №1. С. 100-105.
3. Шпырня О.В. Аналитический обзор квалификационных характеристик должностей работников организаций сферы туризма // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2015. Вып. 3. С. 138-141.
4. Шпырня О.В. К вопросу о формировании обобщенных трудовых функций для создания профессиональных стандартов работников санаторно-курортной и туристской индустрии Краснодарского края // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2015. Вып. 3. С. 142-150.
5. Шпырня О.В. Квалификационный справочник должностей работников сферы туризма и санаторно-курортной отрасли Краснодарского края. Краснодар: КГУФКСТ, 2013. 344 с.
6. Шпырня О.В., Евтушенко С.Ф. Организация кадровой структуры туроператорских и турагентских компаний // Курортно-рекреационный комплекс в системе регионального развития: инновационные подходы. 2012. №1. С. 325.
7. Шпырня О.В. Современные требования к кадровой структуре гостиничного предприятия // Курортно-рекреационный комплекс в системе регионального развития: инновационные подходы. 2012. №1. С. 353-357.
8. Шпырня О.В., Минченко В.Г. Технологии продаж в туристской индустрии. Краснодар: КГУФКСТ, 2012. 200 с.
9. Шпырня О.В. Использование глобальной компьютерной сети Internet в российской индустрии туризма // Информационно-вычислительные технологии и их приложения: сборник статей VI международной научно-технической конференции / под общ. ред. А Н. Кошева. Пенза, 2007. С. 188-189.
10. Шпырня О.В., Лысенко В.В Использование информационных технологий в туристской деятельности // Информационно-вычислительные технологии и их приложения: сборник статей VI международной научно-технической конференции / под общ. ред. А. Н. Кошева. Пенза, 2007. С. 189-190.
11. Шпырня О.В., Евтушенко С.Ф. Современные тенденции в системе подготовки и переподготовки кадров туристической индустрии // Современные технологии в российской системе образования: сборник статей V Всероссийской научно-практической конференции / под ред. Ф.Е. Удалова, В.В. Полукарова, В.В. Бондаренко. Пенза, 2007. С. 150-152.
12. Анализ информационно-технологической компетентности специалистов туриндустрии / О.В. Шпырня [и др.] // Культурная жизнь Юга России. 2007. №3. С. 35-38.
Literature:
1. On the approval of the federal state educational standard of higher education -Bachelor's degree in training field 43.03.02 "Tourism': the order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of 08.06.2017 № 516.
2. Shpyrnya O.V. Justification and formation of the content of the Master's program in the field of training 43.04.02 "Tourism" // Physical culture, sport - science and practice. 2016. No. 1. P. 100-105.
3. Shpyrnya O.V. Analytical review of qualifying characteristics of positions of workers in tourism organizations // Bulletin of Maikop State Technological University. 2015. Vol. 3. P. 138-141.
4. Shpyrnya O. V. On the question of formation of generalized labor functions for the creation of professional standards for workers in the sanatorium and tourist industry of the Krasnodar Territory // Bulletin of Maikop State Technological University. 2015. Vol. 3. P. 142-150.
5. Shpyrnya O. V. Qualification reference book ofpositions of workers of sphere of tourism and sanatorium branch of Krasnodar territory. Krasnodar: KSUFCST, 2013. 344p.
6. Shpyrnya O.V., Evtushenko S.F. Organization of the personnel structure of tour operators and travel agencies // Resort-recreational complex in the system of regional development: innovative approaches. 2012. № 1. P. 325.
7. Shpyrnya O.V. Modern requirements to the personnel structure of the hotel enterprise // Resort-recreational complex in the system of regional development: innovative approaches. 2012. № 1. P. 353-357.
8. Shpyrnya O.V., Minchenko V.G. Technologies of sales in the tourist industry. Krasnodar: KSUFCST, 2012. 200 p.
9. Shpyrnya O.V. Use of the global Internet computer network in the Russian tourism industry // Information-computing technologies and their applications: a collection of articles of the VI International Scientific and Technical Conference / under the total ed. of A.N. Kosheva. Penza, 2007. P. 188-189.
10. Shpyrnya O.V., Lysenko V.V. Use of Information Technologies in tourism activity // Information-Computing technologies and their applications: a collection of articles of the VI International Scientific and Technical Conference / under the total ed. of A. N. Kosheva. Penza, 2007. P. 189-190.
11. Shpyrnya O.V., Evtushenko S.F. Modern trends in the system of training and retraining of the personnel of the tourist industry. // Modern technologies in the Russian education system: a collection of articles of the V All-Russian Scientific and Practical Conference, Ed. byF.E. Udalov, V.V. Polukarov, V.V. Bondarenko. Penza, 2007. P. 150-152.
12. Analysis of information and technological competence of specialists of the tourism industry / O. V. Shpyrnya [and others] // Cultural life of the South of Russia. 2007. № 3. P. 35-38.