Научная статья на тему 'Показатели и критерии оценки сформированности компетенций у бакалавров по направлению подготовки 43. 03. 02 «Туризм» в контексте ФГОС во 3+'

Показатели и критерии оценки сформированности компетенций у бакалавров по направлению подготовки 43. 03. 02 «Туризм» в контексте ФГОС во 3+ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1021
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИИ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ / ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ / COMPETENCE / COMPETENCE APPROACH / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF HIGHER EDUCATION / PLANNED LEARNING OUTCOMES / ASSESSMENT OF FORMATION OF COMPETENCE IN THE DISCIPLINE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Поддубная Татьяна Николаевна, Агошкова Ольга Владимировна, Хатит Фатима Рамазановна, Ожева Светлана Борисовна

Статья посвящена проблеме разработки процедуры сформированности компетенций у выпускников вуза в аспекте ФГОС ВО 3+; раскрывает показатели и критерии оценки сформированности компетенций у бакалавров по направлению подготовки 43.03.02 «Туризм» на примере дисциплины «Основы социальной работы в туризме».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Поддубная Татьяна Николаевна, Агошкова Ольга Владимировна, Хатит Фатима Рамазановна, Ожева Светлана Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Indicators and evaluation criteria of competence formation of the program track 43.03.02 “tourism” bachelors in the context of fses he 3+

The article considers the problem of development of competence formation procedure of high school graduates in the context of FSES HE 3+, and reveals the formation of indicators and competence formation evaluation criteria in training bachelors in 43.03.02 “Tourism” on an example of the discipline "Fundamentals of social work in tourism."

Текст научной работы на тему «Показатели и критерии оценки сформированности компетенций у бакалавров по направлению подготовки 43. 03. 02 «Туризм» в контексте ФГОС во 3+»

УДК 378:338.48 ББК 74.58 П-48

Поддубная Татьяна Николаевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры социально-культурного сервиса и туризма ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма», е-mail: fondcb@mail. ru;

Агошкова Ольга Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы и туризма Адыгейского государственного университета, е-mail: agoshkovaolga1@rambler.ru;

Хатит Фатима Рамазановна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и социальной психологии Адыгейского государственного университета;

Ожева Светлана Борисовна, кандидат социологических наук, доцент кафедры социальной работы и туризма Адыгейского государственного университета.

ПОКАЗАТЕЛИ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ СФОРМИРОВАННОСТИ

КОМПЕТЕНЦИЙ У БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 43.03.02 «ТУРИЗМ» В КОНТЕКСТЕ ФГОС ВО 3+

(рецензирована)

Статья посвящена проблеме разработки процедуры сформированности компетенций у выпускников вуза в аспекте ФГОС ВО 3+; раскрывает показатели и критерии оценки сформированности компетенций у бакалавров по направлению подготовки 43.03.02 «Туризм» на примере дисциплины «Основы социальной работы в туризме».

Ключевые слова: компетенции, компетентностный подход, Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования, планируемые результаты обучения, оценка сформированности компетенций по дисциплине.

Poddubnaya Tatiana Nicholaevna, Doctor of Pedagogics, professor of the Department of Social and Cultural Service and Tourism of FSBEI HE "Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism", e-mail: fondcb @ mail. ru;

Agoshkova Olga Vladimirovna, Candidate of Pedagogics, assistant professor of the Department of Social work and Tourism of Adygh State University, e-mail: agoshkovaolga1@rambler.ru;

Khatit Fatima Ramazanovna, Candidate of Pedagogics, assistant professor of the Department of Pedagogy and Social Psychology of Adygh State University;

Ozheva Svetlana Borisovna, Candidate of Sociology, assistant professor of the Department of Social work and Tourism of Adygh State University.

INDICATORS AND EVALUATION CRITERIA OF COMPETENCE FORMATION OF THE PROGRAM TRACK 43.03.02 "TOURISM" BACHELORS IN THE CONTEXT OF

FSES HE 3+

(reviewed)

The article considers the problem of development of competence formation procedure of high school graduates in the context of FSES HE 3+, and reveals the formation of indicators and competence formation evaluation criteria in training bachelors in 43.03.02 "Tourism" on an example of the discipline "Fundamentals of social work in tourism."

Keywords: competence, competence approach, Federal State Educational Standard of Higher Education, planned learning outcomes, assessment of formation of competence in the discipline.

Современное отечественное образование претерпевает серьезные изменения в целях, содержании, структуре, доминантным ориентиром которого выступают «свободное развитие человека», раскрытие и применение его творческого потенциала, самостоятельность обучающихся, адаптивная мобильность будущих специалистов, конкурентоспособность. Сегодня глобальной задачей обеспечения продуктивной адаптации человека в быстро меняющемся мировом пространстве является формирование «компетентности (компетенции)» как некоего социально-интегрированного результата [1]. Компетенция как инновационная норма образовательного стандарта ВПО призвана оценивать результаты образования с учетом современных требований к качеству подготовки выпускника, и является характеристикой, дающей возможность будущему выпускнику вуза эффективно реализовывать свои профессиональные возможности [3].

Новые ФГОС ВО 3 + содержат ряд требований к процедуре оценки сформированности компетенций. Одним из таких требований является разработка планируемых результатов обучения по дисциплине через триаду «знать, уметь, владеть» [4]. Другое требование к показателям и критериям оценивания компетенций на этапе изучения дисциплины. Эти требования легли в основу разработки новых рабочих программ дисциплин в соответствии с ФГОС ВО 3 +. Данная статья раскрывает авторский взгляд на разработку показателей и критериев оценки сформированности компетенций у бакалавров по направлению подготовки 43.03.02 «Туризм» по дисциплине «Основы социальной работы в туризме» в контексте новых образовательных стандартов.

Рабочая программа дисциплины «Основы социальной работы в туризме» разработана в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.12.2012 г. №273 -ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. №1367 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программа специалитета, программам магистратуры», учебного плана Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма и с учетом требований ФГОС ВО по направлению подготовки 43.03.02 «Туризм». В результате освоения образовательной программы бакалавриата обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Основы социальной работы в туризме» (таблица 1).

Ориентируясь на исследование Т.Н. Поддубной и О.Ю. Крыниной [2], в соответствии с данными планируемыми результатами обучения были разработаны показатели и критерии оценивания компетенций на этапе изучения дисциплины на основе таксономии целевых результатов образования применительно к каждой компетенции, проявляющихся в триаде: знать, уметь, владеть.

Причем, таксономия целевых результатов образования представлена как характеристика уровней освоения той или иной компетенции у выпускника вуза применительно к дисциплине «Основы социальной работы в туризме» (таблица 2).

Такой подход позволяет более детально отслеживать сформированость целевых результатов обучения у бакалавров по каждой дисциплине. Вместе с тем, открытым остается вопрос самой измерительной процедуре оценки сформированности компетенций и необходимости разработки универсальной методики оценки результатов обучения. Все

это позволяет нам констатировать факт окончательной неразработанности данной проблемы.

Переход к многоуровневому образованию требует новых разработок, вскрывает целый пласт нерешенных проблем и новых потенциальных возможностей повышения его качества, ориентируя педагогов и ученых на непрерывные поиски [2].

Таблица 1 - Планируемые результаты обучения по дисциплине

Планируемые результаты освоения ОПОП (компетенции), достижение которых обеспечивает дисциплина Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине

Код компетенции Содержание компетенций (формулировка компетенций приводится в соответствии со стандартом) Знать: Уметь: Владеть:

ОК-4 способность работать в команде, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия Знать: - особенности работы в трудовом коллективе предприятий туристской индустрии; навыки формирования корпоративной культуры; - современное состояние и тенденции развития социальной работы в современном мире в контексте социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий. Уметь: - формировать корпоративную культуру с помощью технологий социальной работы; - транслировать общечеловеческие ценности внутри туристской организации. Владеть: - навыками применения знаний в области социальной работы для укрепления имиджа туристской организации и для предотвращения и разрешения конфликтов в деловом общении; - навыками организации социальной работы в туризме в контексте социокультурных различий.

ОПК -3 способность организовывать процесс обслуживания потребителей и (или) туристов Знать: - приемы, формы и методы организации социальной работы в контексте обслуживания туристов. Уметь: - использовать теоретические знания в области социальной работы при организации процесса обслуживания потребителей и (или) туристов. Владеть: - теоретическими знаниями, методами анализа и отбора материала для применения в практической деятельности - навыками разработки туристского продукта для различных целевых групп с использованием современных технологий социальной работы.

ПК-4 способность организовывать работу исполнителей, принимать решение в организации туристской деятельности, в том числе с учетом социальной политики государства Знать: - закономерности, особенности, технологию организации социальной работы в туризме с учетом культурно-ценностных ориентиров и социальной политики Российской Федерации. Уметь: - проводить аналитическую и исследовательскую работу по оценке состояния социальной работы исполнителей в сфере туризма; - планировать, организовывать, координировать процессы, связанные с оказанием социальных услуг (работ) в туристско-гостиничной деятельности. Владеть: - навыками подбора рациональных и современных подходов к организации социальной работы в туризме; - навыками рационального выбора и экономичного использования различных производственных ресурсов при оказании социальных услуг (работ) в туристско-гостиничной деятельности.

Таблица 2 - Показатели и критерии оценивания компетенций на этапе изучения дисциплины

Критерии оценивания

Показа- Уровень освоения Средства

тели Пороговый Продвинутый Высокий оценивания

(«удовлетворительно») («хорошо») («отлично»)

ОК-4

Знания: Знает особенности Знает особенности Знает особенности

работы в трудовом работы в трудовом работы в трудовом

коллективе предприятий коллективе коллективе

туристской индустрии; предприятий предприятий

навыки формирования туристской индустрии; туристской

корпоративной навыки формирования индустрии; навыки

культуры; современное корпоративной формирования

состояние и тенденции культуры; современное корпоративной

развития социальной состояние и тенденции культуры;

работы в современном развития социальной современное

мире в контексте работы в современном состояние и

социальных, этнических, мире в контексте тенденции развития

конфессиональных и социальных, социальной работы в

культурных различий с этнических, современном мире в

существенными конфессиональных и контексте

ошибками. культурных различий с социальных,

несущественными этнических,

ошибками. конфессиональных и

культурных различий

на высоком уровне.

Умения: Умеет Умеет Умеет Теоретический

формировать формировать достаточно хорошо опрос.

корпоративную культуру корпоративную формировать Экспресс-опрос.

с помощью технологий культуру с помощью корпоративную Индивидуальное

социальной работы; технологий социальной культуру с помощью собеседование.

транслировать работы; транслировать технологий Письменные

общечеловеческие общечеловеческие социальной работы; ответы на

ценности внутри ценности внутри транслировать вопросы.

туристской организации туристской общечеловеческие Тестирование.

с существенными организации с ценности внутри Реферат.

затруднениями. некоторыми туристской Доклады.

затруднениями. организации.

Навыки: Владеет Владеет Владеет

навыками применения навыками применения навыками

знаний в области знаний в области применения знаний в

социальной работы для социальной работы для области социальной

укрепления имиджа укрепления имиджа работы для

туристской организации туристской укрепления имиджа

и для предотвращения и организации и для туристской

разрешения конфликтов предотвращения и организации и для

в деловом общении; разрешения предотвращения и

навыками организации конфликтов в деловом разрешения

социальной работы в общении; навыками конфликтов в

туризме в контексте организации деловом общении;

социокультурных социальной работы в навыками

различий на низком туризме в контексте организации

уровне. социокультурных социальной работы в

различий в туризме в контексте

достаточном объеме. социокультурных

различий в полном

объеме.

ОПК-3

Знания: Знает Знает Знает Теоретический

приемы, формы и методы приемы, формы и приемы, формы и опрос. Экспресс-

организации социальной методы организации методы организации опрос.

работы в контексте социальной работы в социальной работы в Индивидуальное

обслуживания туристов с контексте контексте собеседование.

существенными ошибками. обслуживания туристов с несущественными ошибками. обслуживания туристов на высоком уровне. Письменные ответы на вопросы. Тестирование. Реферат. Доклады.

Умения: Умеет использовать теоретические знания в области социальной работы при организации процесса обслуживания потребителей и (или) туристов с существенными затруднениями. Умеет использовать теоретические знания в области социальной работы при организации процесса обслуживания потребителей и (или) туристов с некоторыми затруднениями. Умеет достаточно хорошо использовать теоретические знания в области социальной работы при организации процесса обслуживания потребителей и (или) туристов.

Навыки: Владеет теоретическими знаниями, методами анализа и отбора материала для применения в практической деятельности; навыками разработки туристского продукта для различных целевых групп с использованием современных технологий социальной работы на низком уровне. Владеет теоретическими знаниями, методами анализа и отбора материала для применения в практической деятельности; навыками разработки туристского продукта для различных целевых групп с использованием современных технологий социальной работы в достаточном объеме. Владеет теоретическими знаниями, методами анализа и отбора материала для применения в практической деятельности; навыками разработки туристского продукта для различных целевых групп с использованием современных технологий социальной работы в полном объеме.

ПК-4

Знания: Знает закономерности, особенности, технологию организации социальной работы в туризме с учетом культурно-ценностных ориентиров и социальной политики Российской Федерации с существенными ошибками. Знает закономерности, особенности, технологию организации социальной работы в туризме с учетом культурно-ценностных ориентиров и социальной политики Российской Федерации с несущественными ошибками. Знает закономерности, особенности, технологию организации социальной работы в туризме с учетом культурно -ценностных ориентиров и социальной политики Российской Федерации на высоком уровне. Теоретический опрос. Экспресс-опрос. Индивидуальное собеседование. Письменные ответы на вопросы. Тестирование. Реферат. Доклады.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Умения: Умеет проводить аналитическую и исследовательскую работу по оценке состояния социальной работы исполнителей в сфере туризма; планировать, организовывать, координировать процессы, связанные с оказанием социальных услуг (работ) в туристско-гостиничной деятельности с существенными затруднениями. Умеет проводить аналитическую и исследовательскую работу по оценке состояния социальной работы исполнителей в сфере туризма; планировать, организовывать, координировать процессы, связанные с оказанием социальных услуг (работ) в туристско-гостиничной деятельности с некоторыми затруднениями. Умеет достаточно хорошо проводить аналитическую и исследовательскую работу по оценке состояния социальной работы исполнителей в сфере туризма; планировать, организовывать, координировать процессы, связанные с оказанием социальных услуг (работ) в туристско-гостиничной деятельности.

Навыки: Владеет Владеет Владеет

навыками подбора рациональных и современных подходов к организации социальной работы в туризме; навыками рационального выбора и экономичного использования различных производственных ресурсов при оказании социальных услуг (работ) в туристско-гостиничной деятельности на низком уровне

навыками подбора рациональных и современных подходов к организации социальной работы в туризме; навыками рационального выбора и экономичного использования различных производственных ресурсов при оказании социальных услуг (работ) в туристско-гостиничной деятельности в достаточном объеме

навыками подбора рациональных и современных подходов к организации социальной работы в туризме; навыками рационального выбора и экономичного использования различных производственных ресурсов при оказании социальных услуг (работ) в туристско-гостиничной деятельности в полном объеме

Литература:

1. Бегидова С.Н., Поддубная Т.Н., Агошкова О.В. Классификация общекультурных компетенций бакалавра по направлению подготовки 040400.62 «Социальная работа» как основа реализации компетентностного подхода в образовании // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия Педагогика и психология. 2011. Вып. 2. С. 33-40.

2. Поддубная Т.Н., Крынина О.Ю. Инновационная компетентностная модель выпускника высшей школы (на примере бакалавра) // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия Педагогика и психология. 2012. Вып. 1. С. 111-118.

3. Поддубная Т.Н. Компетентностный подход как методологический детерминант подготовки бакалавров социальной работы // Стандарты и мониторинг в образовании. 2014. №2. С. 57-60.

4. Поддубная Т.Н., Хатит Ф.Р., Шебанец Е.В. К проблеме формирования социальной компетентности подростков // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия Педагогика и психология. 2015. Вып. 2. С. 70-76.

References:

1. Begidova S.N., Poddubnaya T.N., Agoshkova O.V. Classification of general cultural bachelor competences in program track 040400.62 "Social work" as a basis for the implementation of the competence approach in education // Bulletin of Adygh State University. Pedagogy and Psychology series. 2011. Vol. 2. P. 33-40.

2. Poddubnaya T.N., Krynina O.Y. Innovative competence model of high school graduates (for example, Bachelors) // Bulletin of Adygh State University. Pedagogy and Psychology series. 2012. Iss. 1. P. 111-118.

3. Poddubnaya T.N. Competence approach as a methodological determinant of social work bachelors // Standards and monitoring in education. 2014. № 2. P. 57-60.

4. Poddubnaya T.N., Khatit F.R., Shebanets E.V. On the problem offormation of social competence of adolescents// Bulletin of Adygh State University. Pedagogy and Psychology series. 2015. Vol. 2. P. 70-76.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.