Научная статья на тему 'ТВОРЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ СИСТЕМЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ'

ТВОРЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ СИСТЕМЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
62
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕНСИФИКАЦИЯ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР / ЭВРИСТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / КОНСТРУИРОВАНИЕ / ЭСКИЗ / ПРОТИВОРЕЧИЯ / ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА / МАШИНОВЕДЕНИЯ / ГИДРАВЛИКА / ПНЕВМАТИКА / ТЕХНИЧЕСКАЯ ТВОРЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Турдыев Э.Ж., Бердиев А.Х., Рузимуродов О.Т., Астанова М.М.

В статье изложены социально-педагогические проблемы развитие технического творчества учащихся, основными направлениями проблемного обучения в технологической подготовке учащихся, создание проблемных ситуаций на урока технологического обучения, решение определенных проблем активизирует учащихся организационные основы технического творчество, развитие способности учащихся при восполнение недостающее звено конструкции, нахождение возможности воплощения идеи в материале, формирование умения учащихся учитывать многочисленные факторы, влияющие на конструктивное решение задачи и методы развития технического творчества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Турдыев Э.Ж., Бердиев А.Х., Рузимуродов О.Т., Астанова М.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТВОРЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ СИСТЕМЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ»

УДК 37.013.75

Э.Ж.Турдыев

канд. пед. наук, доцент КарГУ, г. Карши, Узбекистан А.Х.Бердиев преподаватель КарГУ, г. Карши, Узбекистан М.М.Астанова преподаватель КарГУ, г. Карши, Узбекистан О.Т.Рузимуродов преподаватель КарГУ, г. Карши, Узбекистан

ТВОРЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ СИСТЕМЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация

В статье изложены социально-педагогические проблемы развитие технического творчества учащихся, основными направлениями проблемного обучения в технологической подготовке учащихся, создание проблемных ситуаций на урока технологического обучения, решение определенных проблем активизирует учащихся организационные основы технического творчество, развитие способности учащихся при восполнение недостающее звено конструкции, нахождение возможности воплощения идеи в материале, формирование умения учащихся учитывать многочисленные факторы, влияющие на конструктивное решение задачи и методы развития технического творчества.

Ключевые слова:

интенсификация, человеческий фактор, эвристическая беседа, технологический процесс, конструирование, эскиз, противоречия, инструкционная карта, машиноведения, гидравлика,

пневматика, техническая творчества.

В условиях научно-технического процесса и в результате интенсификации производства, широкого применения высокопродуктивных технологией происходит процесс сознательного и творческого участия рабочих в развитии технологических, экономических, социальных и научно-технических условий трудового процесса. Постепенно возникают новые условия для массового развития и применения творчества трудящихся. Одновременно техническое творчество в форме трудовых достижений высокоодаренных научно-технических специалистов и носящего массовый характер повышения качества работы всех трудящихся относится к факторам роста и движущим силам общества [1].

В реализации программы обновлении нашего общества ведущая роль принадлежит "человеческому фактору". Причем реализация его возможна при условии непрерывного роста, развития, увеличения творческого потенциала и реальных творческих способность, как отдельных специалистов, так и коллективов. Задача школы в нынешних условиях - всемерно способствовать активизации "человеческого фактора" и, следовательно, добиваться существенного повышения эффективности в формировании и развитии творческих способностей учащихся. В решении этой задачи школа неизбежно переходит на новые технологии обучения и воспитания, обеспечивающие нормативный характер творческой деятельности учащихся.

Развитие реальных творческих возможностей школьников предполагает обучение самостоятельному переносу усвоенных знаний в новую ситуацию, умению видеть проблему, в привычных условиях, выделить новые возможности знакомого явлении, комбинировать новый способ решения из известных. Для такого обучения необходимо систематическое решение школьниками доступных задач, повышение удельного веса

в обучении эвристической беседы и проблемного изложения. Крайне важна выработка у школьников оригинальности и смелости мышления, способности противостоять психологической инерции.

Активное участие школьников в техническом творчестве способствует всестороннему развитию личности, поскольку оно требует от учащегося широкой эрудиции, гибкости и свободы мышления, то есть одним из важнейших требований педагогически организуемого процесса технического творчества является его развивающая функция. Техническое творчество является интегральным показателем технологической подготовки школьников с одной стороны. А с другой стороны, оно вносит свой вклад в общее технологическое образование в рамках отдельных учебных предметов. Участия школьников в техническом творчестве способствует углублению знаний по общеобразовательным предметам, развивает интерес к определенным видам деятельности. Техническое творчество всегда связывает друг с другом две сферы деятельности: общественные потребности и имеющиеся естественные условия, которые определяют технические решения. Техническое решение представляет собой не просто синтез законов, оно содержит еще и творческую идею. Проект решения идее и ее оптимизация характеризуют специфику технического творчества, творческого в трудовом процессе. Это творчество не менее значительно в развитии личности я не в меньшей мере является выражением личности, чем в случае художественного или научного творчества. Творческая деятельность состоит из структурных элементов, имеет предпосылки, способствующие достижению конечного результата. К структурным элементам относятся анализ технической проблемы, выявления проекта идеи решения, оптимизация этой идеи в соответствии с имеющимися условиями и, наконец, продуктивная реализация этой идеи.

В процессе обучения в школе используются различные возможности для обеспечения интеграции этих элементов.

Так, в ходе Общественно-полезного производительного труда школьников при технологическом обучении во всех классах ставится задача привлечения учащихся к умственной деятельности, создания возможности для самостоятельных. и оригинальных проектов решений. Важным является создание возможности и условий для творчества, размышлений, исследований, поисков и изобретений. При этом существенным является не формальное соединение производительного труда с усвоенными на уроках знаниями, повышение уровня технических знаний и умений.

В связи с этим возникает необходимость повышения технического уровня подготовки к труду. Обеспечение повышения технического уровня связано правде своего с увеличением объема технологических знаний, сочетание традиционных разделов технологического обучения о новейшая его содержанием, отвечающим в определенной мере современному техническому уровню производительности труда.

Одной из форм активизации творческой деятельности учащихся является выполнение зачетных заданий по темам технологического обучения и защиту их учащимися. Задания имеют обычно общественно полезное значение, носят, технологический характер, их выполнение требует применения сознательного и творческого применения технологических знаний, способствует соединению обучения с производительным трудом на основе творческой деятельности. Зачетные проектные работы пробуждают потребность у учащихся в знаниях, развивают умения приобретать их самостоятельно и творчески применять.

Создание проблемных ситуаций на уроках технологического обучения, решение определенных проблем активизирует учащихся, развивает их самостоятельность и техническое мышление.

Основными направлениями проблемного обучения в технологической подготовке учащихся являются проблемное изложение учебного материала учителем и решение проблем в ходе обсуждения различных вариантов технологического процесса. Кроме того, мастер может сам предложить учащимся для решения ряд проблем.

Например, при разработке технологического процесса изготовления ручки крючка учитель может предложить три различных варианта технологической последовательности обработки.

Применение на уроках технологического обучения поискового метода во многом зависит от условий средств обучения, уровня технологических знаний.

Приступая к выполнению трудового задания, учащиеся пользуются готовыми сведениями и часто в

полной мере не могут осознать все преимущества того или иного инструмента и приспособления.

Учитель трудового обучения, внедряя в учебный процесс эффективные инструменты и приспособления, рассказывая об их устройстве, принципе действия, предлагает учащимся задание на поиск - определить эффективность инструментов, установить, насколько они облегчают труд и улучшают качество выполняемых работ. Результаты мастер разбирает с учащимся на текущем и заключительном инструктаже. На заключительном инструктаже учащиеся рассказывают о результатах своего поиска, делают общий вывод: приспособлении позволяет увеличить скорость резания, вспомогательное время сокращается в два-три раза, время на нарезание резьбы сокращается в два раза. Варианты примерных структур урока трудового обучения, где может применяться поисковый метод, дан в приложении. Такой подход расширяет технологически знания у школьников, способствует развитию их творческой деятельности.

Сложат отмстить, что технологическое обучение осуществляется на только тогда, когда рассматривается применение приспособлений в практике, но и когда школьников привлекают к их совершенствованию, конструированию. Одним из важных методов в осуществлении творческой направленности технологической подготовки являться, формеруется у школьников умений работать с технологическими картами, в которых пропущены технические характеристики изготавливаемого объекта.

При работе учащихся по документации с неполными данными дается чертеж детали, указываются инструменты, а учащиеся определяют последовательность операций. Из технологической карты могут быть исключены также чертеж или рисунок, указания о размерах заготовок, сведения об инструментах. Исключают, как правило, данные, которые учащиеся могут самостоятельно найти, используя усвоенные знания. Таким заданием может быть и самостоятельное составление чертежа (эскиза) и технология изготовления, анализ, готового изделия. Например, школьникам дается готовое изделие - крючок, лопаточка, ящик и ставится задача: сделать чертеж, составить технологию изготовления.

Работа учащихся по документации с неполными данными развивает у них способности восполнять недостающее звено конструкции, находить возможности воплощения идеи в материале, формирует умения учитывать многочисленные факторы, влияющие на конструктивное решение задачи.

С учетом перспективы совершенствования программ трудового обучения очевидна важность включения в их содержание элементов машиноведения, гидравлики и пневматики.

Ознакомление учащихся с элементами машиноведения, гидравлики и пневматики является одним из направлений расширения технологического кругозора учащихся, повышения их технической грамотности. При выполнении лабораторно-практических работ по машиноведению, гидравлике, пневматике школьники работают с письменной инструкцией, технической документацией, занимаются сборкой и разборкой натурных узлов и деталей. Лабораторно-практические работы проходят успешнее, если использовать при сборке и разборке узлов обучающие игры.

Цель лабораторно-практических работ по машиноведению заключается в том, чтобы исходья из заданных условий работ деталей и сборочных единиц получить навыки, их расчета и конструирования, изучить методы, правила и нормы проектирования, обеспечивающие изготовление надёжные экономных конструкций. При проведении лабораторно-практических работ используются технологические знания, приобретенные учащимися в процессе изучения общеобразовательных предметов» В процессе проведения лабораторно-практических работ удаляется значительное внимание применению комплекта' моделей механизмов - и передач, использованию натурных деталей и механизмов, включению в инструкционные карты заданий нацеливающих учащихся на ознакомление с производственными характеристики изучаемых машин и механизмов, приемам обращения с ними на производство, сообщение учащимся сведений сравнительного характера о машинах и механизмах имеющих место, как на предприятиях, так и в школьных мастерских. В лабораторно-практических работах используются задания на конструирование, которые учащиеся выполняют самостоятельно на уроках, а завершают на внеклассных занятиях.

В процессе технологической подготовки, имеющей творческую направленность, воспитываются различные качества личности. Мы предлагаем акцентировать внимание на формировании творческой активности. Творческая активность характеризуется стремлением учащегося к применению новых приемов -( «4 )-

решения поставленной задачи» поиском путей преодоления затруднений, потребностью вносить элементы новизны в конструкцию изделий, способы выполнения задания, умением применять знания и навыки в новой ситуации. Для оценки результатов по формированию у учащихся творческой активности приняты три уровня ее оценки. На основе этих уровней проводится сравнение учащихся до начала, процессе проследования и на завершающем этапе.

Одним из аспектов творческой направленности технологической подготовки является рационализаторская и изобретательская деятельность. Рационализаторскую деятельность делят на три этапа: выбор задачи, определение технического противоречия, устранение технического противоречия. При этом учитывается необходимость включения учащихся в совместную с наставниками рационализаторскую деятельность, что способствует не только созданию новых конструкций, совершенствованию технологии и организации труда, но что значительно важнее в план воспитания совершенствование семой личности, воспитание творческой активности.

Воспитание творческой активности является одним из методов подготовки учащихся к творчеству. В процессе занятий учитель контролирует деятельность учащихся, устраняет ошибки, постоянно побуждает учащихся к дискуссии, в том числе и при обсуждении предстоящего задания, использует проблемные вопросы.

В процессе решения творческих задач школьников учат применять логические приемы анализа, сравнения, классификации, абстрагирования, использовать технические рисунки, чертежи, схемы, графики, рассматривают технические объекты о точки зрения соответствия их различным требованиям к конструированию выявлению преимуществ одних конструкций перед другими. Список использованной литературы:

1. В.Н.Ероменко Особенности технологического образования в формировании творческих возможностей учащихся. Научный журнал "Современные наукаёмкие технологии" №3 М-2016

2. Ю.С.Столяров, и др. Техническое творчество учащихся. М:."Просвещение" 1989.

3. А.П.Журавлева, Л.А.Болотина Начальное техническое моделирование. М:."Просвещение" 1982.

4. Ю.А.Хотунцов Современное технологическое образовании. М-2019

5. Ю.А.Хотунцов Технологическое образования школьников. М-2014

6. В.Ф.Кузнецов Интеграция образования М-2013

© Турдыев Э.Ж., Бердиев А.Х., Астанова М.М., Рузимуродов О.Т., 2020

УДК51

Шинкарева Н.В.

учитель математики МБОУ СОШ №4 г.Белгород, Почётный работник общего образования РФ,

Шевченко В.И.

учитель математики МБОУ СОШ №4 г.Белгород,

Чанышева С.Р.

учитель математики МБОУ СОШ №4 г.Белгород,

Ефременко А.В. учитель математики МБОУ СОШ №4 г.Белгород,

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕНИКОВ

Аннотация

Обществу нужны образованные граждане, самостоятельно принимающие ответственные решения в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.