66
ВЕСНІК МДПУ імя I. П. ШАМЖІНА
ПЕДАГАГІЧНЫЯ НАВУКІ
УДК 37.032
ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ
С. Я. Астрейко
кандидат педагогических наук, доцент,
зав. кафедрой методики технологического образования УО МГПУим. И. П. Шамякина
В статье даётся определение творческого потенциала личности; рассматривается формирование творческого потенциала личности в процессе развития технического интереса учащихся; раскрываются основные признаки технического интереса; выделяются этапы и уровни развития технического интереса у учащихся; анализируется динамика развития технического интереса учащихся в технологическом и обычном классах общеобразовательной школы.
Введение
В настоящее время формирование творческой личности зависит от того, насколько организация учебно-воспитательного процесса способствует развитию творческого потенциала учащихся. Творческий потенциал неразрывно связан с процессами саморазвития и самореализации творческой личности. Но данные процессы несут в себе противоречия между необходимостью передачи молодому поколению увеличивающегося объёма знаний и соответствием его индивидуальному потенциалу каждого учащегося; между закономерностями развития процессов трудового обучения и воспитания и индивидуальным педагогическим опытом и мастерством.
Разрешение данных противоречий как переход из сферы возможного в сферу действительного осуществляется в результате межсубъектных отношений, в которых происходит формирование творческого потенциала личности в процессе развития технических интересов учащихся.
Результаты исследования и их обсуждение
На современном этапе социально-экономического и научно-технического развития нашего общества одной из приоритетных составляющих личностного потенциала является творческий потенциал, при формировании которого усиливается активность учащихся, познавательный и технический интерес к учебному предмету «Трудовое обучение. Технический труд».
Творческий потенциал личности представляет собой совокупность знаний, умений, навыков, интересов и способностей учащихся, связанных с преобразованием и улучшением окружающего мира в различных сферах человеческой деятельности.
Основным видом различных отношений человека к окружающей действительности является потребность, которая определяется внутренним состоянием личности и побуждением к деятельности. Потребность, сконцентрировавшая внимание личности на конкретных фактах и обстоятельствах действительности, опредмечивается. Эту опредмеченную потребность принято называть интересом.
И. Ф. Харламов указывал, что «интерес - это окрашенная положительными эмоциями и прошедшая стадию мотивации потребность, придающая человеческой деятельности увлекательный характер» [I, 91]. По мнению учёного-педагога, стимулирующая роль интереса заключается в том, что основанная на нём деятельность и достигаемые при этом результаты вызывают у субъекта чувство радости, эмоционального подъёма и удовлетворения, что и побуждает его к проявлению активности.
ПЕ ДАТ АГГЧНЫЯ НАВУКІ
67
Для изучения особенностей интереса необходимо его рассмотрение в разнообразных видах деятельности: научной, художественной, технической и др. В процессе технической деятельности роль интереса к технике исключительно велика. Для выявления уровней сформированности технического интереса учащихся раскроем его основные признаки:
- избирательное отношение учащихся к учебной деятельности (предпочтение отдельным предметам технологического цикла: трудовому обучению, физике, черчению и др.);
- сосредоточенность внимания на объектах техники и технической деятельности (концентрация мыслей на объектах интереса);
- быстрое и качественное выполнение учащимися всех заданий, относящихся к объекту интереса (оперативность в действиях, острота и логика ума, целеустремлённость, повышенный энтузиазм и т. п.);
- избирательная направленность в использовании свободного времени (занятия в технических кружках и факультативах, чтение научно-технической литературы, участие в проведении различных массовых мероприятий по технике);
- повышенная активность умственной и практической деятельности в области техники (стремление принять участие в обсуждении поставленных проблем, решении технических задач, желание качественно выполнить практическую работу и т. п.);
- желание продолжать интересную работу (беседы с учителями и сверстниками по теме прошедших учебных и внеклассных занятий);
- стремление учащихся сходить с экскурсией на производство, встретиться со специалистами высокой квалификации (рационализаторами и изобретателями);
- желание приобрести в будущем профессию или специальность технического профиля.
Учитывая характер учебно-познавательной деятельности школьников на уроках и
внеклассных занятиях по трудовому обучению (технический труд), можно выделить также основные этапы деятельности по развитию технического интереса у учащихся: созерцательно-интуитивный, познавательно-теоретический, манипулятивно-практический, преобразовательнотворческий.
Созерцательно-интуитивный этап - первоначальная стадия в развитии технического интереса - носит ситуативный, эпизодический характер. Он возникает с впечатлениями к внешним, ярким сторонам техники и технической деятельности. Предмет интереса в этом случае глубоко не осознаётся, не выделяется главное и существенное в наблюдаемых объектах и явлениях.
Познавательно-теоретический этап обусловлен потребностью в обогащении техническими знаниями. Интерес к теоретическим вопросам техники проявляется уже у подростков, когда учащиеся, помимо трудового обучения, начинают изучать черчение, физику, химию и др.
Манипулятивно-практический этап вызван потребностью в овладении учащимися специальными практическими умениями и навыками. Большое число подростков проявляют данный вид интереса к технике. С психо лого-педагогической точки зрения это объясняется тем, что практика наиболее доступна учащимся подросткового возраста.
Преобразовательно-творческий этап - это высшая стадия развития технического интереса, на которой творческое устремление учащихся в основном проявляется в умении решать сложные технические задачи, обосновав их с точки зрения конструктивных, технологических, экономических и эстетических показателей. У одних это раскрывается в конструировании различного рода моделей машин, приборов, приспособлений и т. д. У других - в усовершенствовании самого процесса труда, улучшении технологического процесса, совершенствовании практических умений и навыков. У третьих - в организаторской работе, и естественно, что из данной группы чаще всего выдвигаются инициаторы перестройки производства, активные сторонники повышения производительности труда, улучшения качества продукции.
В процессе экспериментальной работы, которая проводилась на базе СОШ№13 г. Жлобина и СОШ № 7 г. Мозыря Гомельской области, одной из главных задач являлось изучение динамики развития технического интереса учащихся через анализ отношения школьников к различным видам технико-технологической, творческо-конструкторской деятельности в теоретическом и практическом аспектах.
В процессе анкетирования учащимся предлагалось ответить на вопросы в анкете следующего содержания:
68
ВЕСШК МДПУ імя I. П. ШАМЯК1НА
Любите ли Вы? Нравится ли Вам?
1. Наблюдать за процессом ручной и механической обработки древесины и металлов?
2. Анализировать действия квалифицированного токаря, фрезеровщика, столяра, слесаря и др.?
3. Посещать выставки технического творчества молодежи, олимпиады по трудовому обучению и т.п.?
4. Смотреть телепередачи о новинках в области науки и техники?
5. Читать такие научно-популярные журналы как: «Юный техник», «Моделист-конструктор», «Техника-молодежи», «Изобретатель» и другие издания технического характера?
6. Узнавать из специальной литературы о новых материалах, инструментах, машинах, оборудовании, а также о новинках в области ресурсосберегающих технологий?
7. Искать различные варианты решения какой-либо технической (графической, технологической, конструкторской) задачи?
8. Самостоятельно или с кем-нибудь ремонтировать механизмы велосипедов, бытовой техники, часов, электрооборудования и др.?
9. Изготавливать различные детали и сборочные единицы оборудования в мастерских, а также приспособления, механизмы?
10. Заниматься авто-, авиа- и судомоделированием?
11. Проектировать различные механизмы и машины с приложением соответствующих технических рисунков и чертежей?
12. Разрабатывать технологический процесс на изготовление более усовершенствованных технических устройств?
13. Конструировать новые технические модели, механизмы машин и другие объекты техники?
Структура и содержание вопросов в анкете были согласованы с этапами деятельности по развитию технических интересов. На каждый этап предлагалось по три-четыре вопроса: 1-4 вопросы - созерцательно-интуитивный этап, 5-7 вопросы - познавательно-теоретический этап, 8-10 вопросы - манипулятивно-практический этап, 11-13 вопросы - преобразовательнотворческий этап. Положительные ответы учащихся сосредотачивались на тех этапах, которые соответствовали их приоритетной деятельности.
Для осуществления сравнительного анализа анкетирование проводилось в технологическом классе (11 кл., СОШ №13 г. Жлобин) и в обычном классе (9 кл., СОШ№7 г. Мозырь). Результаты исследования представлены графически (рисунки 1, 2).
□ созерцательноинтуитивный интерес
В познавательнотеоретический интерес
□ манипулятивно-практический интерес
□ преобразовательнотворческий интерес
область технических интересов учащихся
Рисунок 1 - График развития технического интереса учащихся в технологическом классе
(11 кл., СОШ № 13 г. Жлобин)
ПЕ ДАТ АГГЧНЫЯ НАВУКІ
69
5^
«
CJ
и
5
3
св
в-
90%
80%
70%
60%
50%
40%
30%
20%
10%
0%
80% 74%
47% 49%
1
□ созерцательноинтуитивный интерес
В познавательнотеоретический интерес
□ манипулятивно-практический интерес
□ преобразовательнотворческий интерес
область технических интересов учащихся
Рисунок 2 - График развития технического интереса учащихся в обычном классе
(9 кл., СОШ № 7 г. Мозырь)
Результаты экспериментальной работы показали, что большую часть учащихся (74-82%) привлекает технико-технологическая деятельность. Они восхищаются мастерством специалистов высокой квалификации, точностью и аккуратностью изготовленного изделия, новизной и своеобразием протекания технологического процесса и др.
Значительная часть учащихся находится на манипулятивно-практическом этапе развития технического интереса (80-86%), т. е. школьников привлекает практическая техническая деятельность. Учащиеся с удовольствием ремонтируют различные механизмы, велосипеды, бытовую технику, электрооборудование и т. п.; с большой охотой изготавливают детали и сборочные единицы оборудования мастерских, проявляют интерес к занятиям в кружках по авто-, авиа- и судомоделированию.
Существенно меньшее число учащихся (47-60%) находится на познавательно-теоретическом этапе развития технического интереса, т. е. всего лишь около половины учеников привлекает специальная техническая литература, остальные же ограничиваются простым изготовлением изделий.
На высшем этапе развития технического интереса находится 49-53% учеников. Эти ученики стараются и решают сложные технические задачи, обосновывая их с точки зрения конструктивных, технологических, экономических и эстетических показателей. Одни учащиеся конструируют различного рода модели машин, приборов, приспособлений и т. д. другие совершенствуют процессы труда, улучшают технологические процессы, совершенствуют практические умения и навыки. Для этих учеников характерно органическое сочетание теоретического изучения техники с практической деятельностью. Чаще всего именно у учащихся технические интересы совпадают с профессиональными интересами и становятся ведущими среди других интересов, являясь одним из мотивов их всестороннего развития.
Динамику развития технического интереса учащихся общеобразовательных школ можно представить в виде схемы на рисунке 3.
Анализируя полученные данные, можно заключить, что учителям технического труда необходимо больше внимания уделять рассмотрению теоретических вопросов техники и технологии в процессе познавательной и творческой деятельности учащихся. Отмечен тот факт, что ученики недостаточно работают с технической литературой, редко самостоятельно составляют технологические и маршрутные карты, чаще изготавливают изделия по уже готовой графической и технологической документации без предварительного изучения теоретического материала по данной теме. Подобные действия учителя не раскрывают значимости технико-технологических знаний, умений и навыков, т. е. не развивают устойчивого технического интереса, ориентированного на формирование творческого потенциала личности.
Обучение учащихся в классах с технологическим уклоном связано с увеличением количества учебных часов на сведения технологического и естественнонаучного цикла. На уроках
70
ВЕСНІК МДПУ імя I. П. ШАМЖІНА
в данном классе учащиеся получают первоначальные технические сведения в большем объеме, чем в обычном классе. Вследствие этого цифры, отражающие динамику развития технического интереса, выше в технологическом классе по сравнению с обычным классом.
Рисунок 3 - Схема динамики развития технического интереса учащихся общеобразовательных школ
Выводы
Таким образом, технический интерес учащегося является качественной характеристикой личности и одним из главных факторов формирования её творческого потенциала.
Исходя из динамики развития технического интереса, можно условно выделить три уровня его развития: низкий, средний и высокий (см. рисунок 3).
Низкий уровень характерен для учащихся, находящихся на первоначальном этапе развития технического интереса - созерцательно-интуитивном.
К учащимся со средним уровнем развития технического интереса относятся те, которые находятся на познавательно-теоретическом или манипулятивно-практическом этапах его развития.
Высокий уровень развития технического интереса имеют учащиеся, проявляющие элементы творчества в области технической деятельности с целью создания объектов труда, обладающих субъективной или объективной новизной.
Литература
1. Харламов, И. Ф. Педагогика / И. Ф. Харламов. -М. : Высш. школа, 1990. - 576 с.
Summary
In article determination of creative potential of the personality is given; formation of creative potential of the personality in development of technical interest of pupils is considered; the main signs of technical interest reveal; stages and levels of development of technical interest at pupils are allocated; dynamics of development of technical interest of pupils in technological and usual classes of comprehensive school is analyzed.
Поступила в редакцию 08.11.13