УДК 374
ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОМУ ТВОРЧЕСТВУ
В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
© 2019 З. А. Литова
докт. пед. наук, профессор кафедры профессионального обучения и методики преподавания технологии e-mail zalitova@yandex. ru
Курский государственный университет
В статье проведён анализ путей и средств развития технического творчества школьников на современном этапе, разработана система обучения школьников техническому творчеству, способствующая устойчивой мотивации обучающихся к трудовой деятельности, связанной с техникой, поэтапному развитию и формированию технических знаний, технического мышления, профессиональной ориентации на обучение техническим специальностям.
Ключевые слова: система обучения техническому творчеству, техническое мышление, конструкторско-технологическая деятельность, конструкторские и технологические задачи, внеклассная работа по технологии, кружковая работа в системе дополнительного образования.
В настоящее время в России особенно востребованы специалисты, обладающие инженерно-техническим мышлением. Формировать такого современного специалиста надо уже с младшего школьного возраста.
Задача, безусловно, трудная, и должна она решаться с общеобразовательной школы, где необходимо сформировать систему вооружения школьников техническими знаниями, проводить профориентационную работу на получение как рабочей, так и инженерной профессии.
Если посмотреть в историю нашей страны, то можно вспомнить, что для быстрейшей ликвидации технической неграмотности рабочих изданный в июле 1920 г. декрет «Об учебной профессионально-технической повинности» предписывал обязательное профессионально-техническое обучение всех рабочих в возрасте от 18 до 40 лет, если они не оканчивали до того ремесленное или не учились в техническом училище. Этот декрет послужил мощным толчком для развития всех форм профессионального обучения и в конечном счёте решения обозначенной проблемы. Были и другие мероприятия, способствующие техническому становлению страны.
Существующая ныне система технического творчества детей и подростков в нашей стране создавалась в течение многих десятилетий. Выдающиеся отечественные деятели науки и техники, конструкторы, талантливые инженеры, летчики-космонавты, такие как И.И. Артоболевский, С.В. Ильюшин, С.П. Королев, И.В. Курчатов, А.С. Яковлев, Ю.А. Гагарин и др., в школьные годы активно занимались в технических кружках.
Если раньше коллективы общеобразовательных школ, выполняя социальный заказ общества, вели ориентацию выпускников на рабочие профессии, то сейчас обстановка изменилась - идёт массированная ориентация на вузы, причём в первую очередь гуманитарного профиля. Ощущается острый дефицит рабочих профессий, затрагивающий практически все промышленные предприятия, тормозящий развитие производства. [Литова 1998].
Как выйти из этой ситуации? Необходимо вернуться к старому, но уже в другой плоскости, на другом уровне: усилить профориентационную работу в школе по техническому направлению, улучшить технологическую подготовку и материально-техническую базу предмета «Технология», продумать и внедрить систему многоступенчатого образовании, обратить особое внимание на развитие системы среднего профессионального образования, создать условия для подготовки высококвалифицированных рабочих кадров, активизировать работу объединений дополнительного образования технического направления [Там же].
Система вооружения школьников техническими знаниями должна содержать различные направления, некоторые из них мы только обозначим, а подробно остановимся на одной проблеме - формировании системы обучения техническому творчеству. В общеобразовательной школе она охватывает уроки технологии, физики и внеклассную работу по этим предметам, а также кружковую работу и работу объединений дополнительного образования по техническому направлению. Кроме вышеназванных направлений школьник развивает свои творческие способности в ходе самообразования.
По сущности и характеру техническое творчество школьников представляет собой вид деятельности, состоящий в решении и в форме материального воплощения какой-либо технической задачи, которая может включать в себя элементы как субъективной, так и объективной новизны. Решение это строится на основе использования знаний, приобретаемых в процессе учебы.
Творческое отношение к труду всегда было источником успеха в любом виде человеческой деятельности. Способность к творчеству, в том числе и техническому, можно сформировать и развить. Эта истина подтверждена психологами, педагогами, лучшим опытом педагогической практики. Различные аспекты проблемы технического творчества рассмотрены известными психологами: Б.Г. Ананьевым, Л.С. Выготским, В.В. Давыдовым, Л.В. Занковым, Е.Н. Кабановой-Меллер, Т.В. Кудрявцевым, А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном, Н.Ф. Талызиной, Д.Б. Элькониным и др.
Развитие технического творчества школьников как педагогическая проблема нашло глубокое освещение в трудах П.Р. Атутова, Ю.К. Бабанского, С.Я. Батышева,
A.И. Иванова, В.А. Полякова, АН. Прядехо, Т.И. Шамовой, В С. Шубинского, И.Я. Лернера.
Исследованию различных сторон процесса развития технической самодеятельности посвящены работы П.Н. Андрианова, И.Ф. Карпенко, И.Г. Китаева,
B.В. Колотилова, Д.М. Комского, В.Д. Путилина, Ю.С. Столярова.
А.М. Василевская даёт следующее определение техническому творческому (продуктивному) мышлению: «это преднамеренное и целенаправленное оперирование образами технических процессов и объектов как в их статическом, так и в динамическом состоянии с использованием имеющихся в этой области знаний, умений и навыков на таком уровне и таким способом, что в результате субъект мыслительной деятельности формирует и решает субъективно или объективно новую техническую задачу и разрабатывает субъективно или объективно новое, полезное и значимое техническое решение» [Василевская 1978: 14].
Техническому творчеству школьников присущ интегральный характер: оно представляет собой комплексную познавательно-преобразовательную деятельность, состоящую из взаимосвязанных компонентов, таких как теоретические исследования, эксперименты, решение технических задач, создание моделей и устройств реального применения с их последующими испытаниями. Благодаря этой деятельности школьники получают углублённые знания об окружающем мире; убеждаются в истинности (или ложности) выдвинутых ими теоретических предположений, которые
в процессе технического творчества подтверждаются или опровергаются практикой, приобретают очень важные умения и навыки [Техническое творчество... 1989].
В определении понятия «детское техническое творчество» существуют две точки зрения - педагогическая и психологическая
Педагоги рассматривают детское техническое творчество не только как вид деятельности, направленный на ознакомление учащихся с разнообразным миром техники, развитие их способностей, но и как один из эффективных способов трудового воспитания и политехнического образования. Психологи в детском техническом творчестве больше внимания уделяют своевременному выявлению у учащихся способностей к определенному виду творчества. В процесс управления творческой деятельностью учащихся психологи включают методы правильной диагностики творческих способностей, которые помогут понять, в каком виде деятельности и при каких условиях учащиеся смогут наиболее продуктивно проявить себя.
Таким образом, с учетом педагогической и психологической точек зрения, детское техническое творчество - это эффективное средство воспитания, целенаправленный процесс обучения и развития творческих способностей учащихся в результате создания материальных объектов с признаками полезности и новизны [Там же].
Новое в детском техническом творчестве в основном носит субъективный характер. Учащиеся часто изобретают уже изобретенное, а изготовленное изделие или принятое решение является новым только для его создателя, однако педагогическая польза от такой деятельности несомненна.
Техническое творчество способствует развитию технических способностей. Главными компонентами технических способностей являются: склонность к технике и техническому творчеству, техническое мышление, пространственное воображение, техническая наблюдательность, ярко выраженная зрительная и моторная память, точность глазомера, ручная умелость (ловкость).
Признаками, по которым учителя технологии и родители могут определить наличие технических способностей у ребёнка, являются: интерес и большая любознательность в области техники, склонность к технической деятельности, умение быстро постигать принцип действия какого-либо технического устройства, чтение технической литературы, просмотр телепередач с техническим содержанием, решение технических задач, головоломок, кроссвордов с техническим содержанием, посещение выставок технического творчества, занятий в технических кружках, умение пользоваться столярным и слесарным инструментом, изготовление поделок, умение разрабатывать и читать чертежи, технологические карты и др. [Литова 2013].
Вместе с тем нельзя категорически утверждать, что если имеются основные составляющие (компоненты) способностей, но нет действительного интереса, то лучше не заниматься технической деятельностью. Опыт показывает, что главное - включиться в техническое творчество, а интерес и даже склонность могут возникнуть потом.
Активная деятельность по техническому творчеству формирует у школьников на уроках технологии ряд качеств, которые в конечном итоге положительно скажутся на характере личности специалиста любой профессии. Однако было бы неправильно полагать, что воспитание творческих черт личности школьников возможно только в учебной деятельности. В процессе теоретического обучения в школе, даже самого творческого, нельзя в надлежащей мере развить творческие черты личности. Нужна непосредственная, практическая деятельность в конкретном виде творчества -техническом, художественном и т.д.
Работа по техническому творчеству на уроках технологии включает следующие направления: конструктивно-технологическая деятельность, решение технических задач, пробные и тренировочные упражнения и др.
Одним из путей развития способностей к технической деятельности является конструкторско-технологическая деятельность. Большое значение для обучения конструированию имеют задачи, в которых проводится обсуждение готовых конструкций деталей, изделий, механизмов и машин. Наиболее целесообразно их решать на начальном этапе обучения конструированию. Однако они могут оказаться полезными на всех этапах обучения и даже для профессионального конструктора.
Большое значение для подготовки к творческой конструкторской деятельности имеют задачи типа «проблемный ящик». При решении этих задач предполагается научить школьника рационально использовать имеющийся арсенал технических устройств для решения конкретной задачи. Методика решения этих задач заключается в следующем. Преподаватель предлагает задачу в виде графического изображения, на котором дано техническое устройство с пропущенными деталями или механизмами, выполняющими определенные функции. От обучаемых требуется подобрать из числа известных механизмов такие, которые обеспечили бы выполнение требуемых от устройства функций.
Особый интерес среди конструкторских задач представляют задачи на доконструирование и переконструирование. Правильно подобранная система задач обеспечивает развитие у человека умения решать множество отдельных конструкторских задач различной сложности. Задачи на переконструирование характерны тем, что в процессе их решения необходимо внести в техническое устройство конструктивные изменения. Это может быть связано с заменой материала отдельных деталей, преобразованием функций, отдельных узлов или всего устройства, изменением режима его работы и т.д.
Работая над созданием технического объекта, учащиеся знакомятся с логикой и структурой поисково-конструкторской деятельности, самостоятельно или под руководством учителя конструируют технические объекты. Это способствует умению действовать поэтапно, работать не только по алгоритму или технологической карте, но и находить нестандартные решения, мысленно строить свою конструкцию, чтобы потом выполнить её в материале. Умение решать технологические, конструкторские и организационные задачи поможет и в жизненных ситуациях, способствует выработке умений мыслить творчески, экономить время и средства для построения реального объекта.
В работах психологов, занимающихся изучением закономерностей протекания конструктивно-технической деятельности, сформировалось понятие «конструктивно-технические задачи».
К конструкторским задачам относят следующие:
- конструирование изделия по сокращенной технической документации (с пропущенными данными);
- проектирование деталей по образцу изделия;
- конструирование по чертежу и описанию;
- переконструирование изделия с целью его усовершенствования;
- конструирование изделия по заданным техническим условиям;
- конструирование по собственному замыслу.
Технологические задачи также разнообразны и имеют различные уровни сложности, к ним относят:
- выбор заготовки;
- выбор инструмента;
- выбор способа установки заготовок и инструментов;
- установление последовательности выполнения трудовых операций;
- разработку пооперационной технологии;
- самостоятельную разработку технологического процесса.
Одним из путей развития способностей к технической деятельности является решение нетрадиционных (нестандартных задач). Умение решать задачи характеризует в первую очередь способности учащихся применять свои теоретические познания в конкретной ситуации. Способность учащихся решать нестандартные задачи показывает их творческие возможности, умение мыслить оригинально и в целом их творческое развитие.
Большая роль в закреплении знаний отводится пробным и тренировочным упражнениям. Тренировочные упражнения по образцу и инструкции предусматривают самостоятельность учащихся в их выполнении, но эта самостоятельность не выходит за рамки установленной ситуации - точного копирования образца или соблюдения предусмотренных инструкцией приёмов и их последовательности. Более самостоятельными являются упражнения по заданию. К упражнениям этого типа можно отнести задания, требующие свободного выполнения без каких-либо подробных указаний учителя, без образца, но на готовом материале, с чётко сформулированными вопросами. Упражнения по заданию постепенно переходят в творческие упражнения.
Технические задачи на уроках технологии подразумевают предварительное изучение школьниками конструкции изделия и назначения отдельных его деталей, а также технологических свойств обрабатываемых материалов, инструментов, оборудования, способов и последовательностей обработки.
Учителю надо чаще ставить учеников в такие условия, при которых они могли бы решать творческие задачи, проявлять свои творческие способности, в результате чего из имеющихся знаний делаются новые выводы. В каждой творческой задаче заложено противоречие, разрешение которого приводит к решению. Характерным для технической задачи является то, что её содержание базируется на техническом материале, связано с большой неопределённостью области поиска, решение в большинстве случаев многовариантное, а процесс решения носит творческий характер.
Большое значение в организации творческой деятельности школьников имеет доступность предлагаемых технических задач и заданий. Сложность их должна быть согласована с «шагом» творческого развития школьников. Психологами установлено, что каждый человек имеет свой «шаг» творческого развития. Замедление развития, а тем более ускорение всегда приводят к нежелательным последствиям. Данное требование порождает новое - умелое сочетание индивидуальной и коллективной творческой деятельности школьников, которое хорошо выполняется в кружковой, внеурочной деятельности детей.
Развитию активности школьников в области техники способствует решение изобретательских задач, которые являют собой высший уровень развития творческой активности. Большое значение здесь имеет способность школьника найти решение, ту самую догадку, которая снимет проблему.
Одна из важнейших задач трудового воспитания - формирование у учащихся творческого отношения к труду, которое заключается в стремлении внести в работу своё, оригинальное, разумный отход от изживших себя стандартов и стереотипов, постоянный настрой на поиск нового, совершенного, делающий работу более качественной, красивой, лёгкой, приносящей удовлетворение [Литова 2008]. Эта задача должна ставиться на уроках технологии.
Большую роль в развитии технического творчества играет проектная деятельность. После внедрения предмета «Технология» нами было выпущено одно из
первых в стране учебно-методическое пособие, в котором было разработано организационно-методическое обеспечение работы с творческими проектами, история метода проектов, вопросы содержания деятельности учителя и ученика, выбора темы, этапов работы, оформление проекта, критерии оценки, экономическое обоснование, порядок защиты и др. [Литова 1997].
Основное внимание в нём уделено ориентации обучаемых на проекты технического и технологического содержания. С целью представления возможности школьнику большего времени для творческой деятельности, устранения рутинной работы вместо пояснительной записки заполняется рабочая тетрадь для 5-7 классов, которая может быть использована как для работы на уроках технологии, так и для выполнения домашних заданий по проектам [Литова 2004].
Позже было разработано научно-педагогическое обеспечение работы с творческими проектами; модель проектной деятельности и ее компоненты; структурные компоненты проектной деятельности; методы обучения школьников проектной деятельности; обоснован метод проектов как средство развития личности школьника на уроках технологии и др. [Литова 2011].
Анализ психолого-педагогических исследований позволяет прийти к выводу, что техническое творчество создает благоприятные условия для развития технического мышления, которое выполняет регулирующую, объединяющую функцию в отношении остальных компонентов. Оно базируется на обычном мышлении, то есть все компоненты обычного мышления присущи и техническому мышлению.
Одной из важных операций обычного мышления является сравнение, без которого немыслимо и техническое мышление. То же можно сказать и о таких операциях, как противопоставление, классификация, анализ, синтез и др. Характерным является только то, что перечисленные выше операции мышления в технической деятельности развиваются на техническом материале.
Техническое мышление - это процесс отражения в сознании производственно-технических процессов в сфере технических образов, оперирование этими образами с помощью приёмов умственной деятельности не только в их статическом, но и в динамическом состоянии. Техническое мышление - это также деятельность человеческого мозга, связанная с опосредованным отражением в нём орудий труда и совокупности приёмов, необходимых для воздействия на предмет труда, направленных на решение технических задач, возникающих в практической деятельности человека [Литова 2013].
Конкретным проявлением технического мышления является понимание структуры технического устройства, принципа его действия, обнаружение недостатков, неполадок, изъянов в технических устройствах и механизмах, улавливание сущности технологических способов создания технических объектов, определение поломок технического устройства по стуку, биению, шуму и т.д. [Литова 2008].
Без участия технического мышления невозможно конструирование новых и совершенствование уже действующих машин и технологических процессов, то есть немыслимо техническое творчество.
В то же время понятийно-образный аппарат обычного мышления не располагает теми понятиями и образами, которые необходимы для технического мышления. Да и сами понятия по характеру в обычном мышлении и техническом отличаются между собой. Например, понятия, взятые из технологии металлов, включают сведения из различных наук. Это не механический конгломерат сведений, а единство признаков технологического процесса или явления, рассматриваемое с точки зрения разных наук.
В техническом мышлении в отличие от обычного мышления существенно отличаются и образы, которыми оперирует учащийся. Сведения о форме технического
объекта, его размерах и др. задаются не готовыми образцами, как в обычном мышлении, а системой абстрактных графических знаков и линий - чертежом, причем чертеж не дает готового образа понятия, его нужно самостоятельно представить.
Технические образы, как правило, сложны по структуре, находятся в непосредственном взаимодействии, в динамике. Вот почему при решении производственно-технических задач трудно или невозможно представить конечный результат. Любое техническое решение должно быть подвергнуто практической проверке.
Как и в обычном мышлении, технические образы, являясь важнейшим компонентом технического мышления, не исключают абстрактного мышления. Техническое мышление должно формироваться не только в процессе обучения, но и во всех видах внеклассной работы по техническому творчеству. Особое внимание в процессе технического творчества учащихся должно уделяться формированию технических понятий, пространственных представлений, умений составлять и читать чертежи и схемы. В процессе технического творчества учащиеся неизбежно совершенствуют свое мастерство во владении станочным оборудованием, различными инструментами.
Большую роль техническое творчество играет для расширения политехнического кругозора школьников. В процессе технической деятельности учащиеся сталкиваются с потребностью в дополнительных знаниях о технике: в изучении специальной литературы, ознакомлении с новинками техники, в консультациях специалистов.
Техническое творчество способствует также приобретению опыта технической творческой деятельности, имеющего большое значение для формирования личности. Если с раннего возраста детей включать в творческую деятельность, то у них развиваются пытливость ума, гибкость мышления, память, способность к оценке предметов и явлений, предвидению и другие качества, характерные для человека с развитым интеллектом. С возрастом эти качества укрепляются, совершенствуются и становятся чертами личности человека.
В творческой деятельности большое значение имеет непрерывность творческого процесса. Практика показывает, что эпизодическая творческая деятельность малоэффективна. Она может вызвать интерес к работе, активизировать познавательную деятельность во время ее выполнения, может способствовать возникновению проблемной ситуации, но не приведет к развитию творческого отношения к труду, стремления к изобретательству и рационализации, экспериментаторской и опытнической работе, то есть к развитию творческих качеств личности. Только непрерывная систематическая творческая деятельность на протяжении всех лет обучения в школе, как свидетельствует опыт, непременно приведёт к воспитанию устойчивого интереса к творческому труду.
Требование результативности особенно важно, так как результат вызывает положительный эмоциональный настрой, стимулирует творческую активность учащихся. Результативность творческой деятельности следует рассматривать не только по отношению к конечному «продукту», но и применительно к каждому этапу выполнения творческого задания. Результат творческой деятельности учащихся -развитие технического мышления, творческой активности, стремление добывать знания и формировать умения для выполнения практической работы, самостоятельность в решении поставленной задачи, трудолюбие, изобретательность и др.
Кроме уроков технологии в системе обучения техническому творчеству в общеобразовательной школе мы выделили внеклассную работу по технологии. Задача внеклассной работы в школе состоит в привлечении учащихся к общественно полезной
деятельности, в стимулировании их инициативы и самостоятельности в развитии индивидуальных интересов, склонностей и способностей, включении школьников в различные виды творчества, развитии кругозора, интереса к технике и труду.
Задачи школьного курса технологии изложены в программах общеобразовательной школы. Основная цель организации внеклассной работы с учащимися по технологии - содействовать наиболее полной реализации этих задач и вместе с тем рассматривать их в комплексе с общими задачами учебно-воспитательной работы в школе.
Внеклассная работа по технологии способствует [Литова 2001]:
1) расширению и углублению знаний о предмете;
2) усилению практической направленности уроков;
3) улучшению профориентационной работы по техническому направлению;
4) улучшению трудового воспитания школьников;
5) привлечению школьников к кружковой работе;
6) развитию способностей обучающихся к творческой деятельности, творческой активности;
7) развитию коммуникативных связей;
8) развитию межпредметных связей с другими предметами (физикой, математикой, химией, биологией, изобразительным искусством и т. д.).
В качестве форм, способствующих развитию технического творчества в общеобразовательной школе, выделяют индивидуальные, групповые и массовые формы. Традиционными стали такие формы работы, как недели науки и техники, выставки технического творчества, конкурсы профессионального мастерства, викторины, олимпиады, конкурсы, соревнования, научно-технические конференции и др. Активно работают и объединения технического творчества как в учебных заведениях, так и в системе дополнительного образования детей
В начале 90-х гг. прошлого века система дополнительного образования была практически разрушена, и только к концу ХХ в. началось её возрождение и подъём. К сожалению, одно из ведущих направлений деятельности учреждений дополнительного образования - техническое творчество так и не удалось довести до уровня прошлых лет. Причин здесь много: это необходимость серьёзной материально-технической базы, станочного парка, высокая стоимость материалов и инструментов, низкая оплата педагогов дополнительного образования, а главное - падение интереса у части школьников к технике [Литова 2001]:.
Современная педагогика характеризует термином «дополнительное образование» всю ту сферу образования, которая находится за пределами общеобразовательного государственного стандарта. По своему содержанию дополнительное образование детей является всеохватывающим. Дополнительные занятия могут служить для удовлетворения потребностей, возникновение которых не связано с жизненными планами личности, а обусловлено актуальной ситуацией жизнедеятельности - эпизодический интерес, стремление принадлежать группе значимых сверстников, обрести новых друзей и т.п.
В системы обучения техническому творчеству в общеобразовательной школе мы включаем деятельность школьников в системе дополнительного образования технического и технологического направления.
По результатам анкетирования, учащиеся 5-7 классов школ № 57, 27, 32 г. Курска наибольший интерес проявляют к специальностям, связанным с информационными технологиями, конструированием, моделированием, техническими видами спорта (авиамоделизм, судомоделизм, робототехника). Эти направления востребованы и их следует развивать.
В организации детского технического творчества существует много проблем. Это резкое уменьшение количества кружков и замена технического направления другими, менее затратными, старение и износ материально-технической базы и отсутствие её пополнения современным оборудованием, снижение качественного состава педагогических кадров и др.
В учреждениях дополнительного образования также необходима разработка программы деятельности по развитию детского технического творчества, включающая комплекс организационно-педагогических, методических, научно-исследовательских мероприятий, обеспечивающих интеграцию концепций и подходов различных образовательных учреждениях в единую концепцию с созданием общих информационных средств, системы мероприятий для обучающихся, занимающихся техническим творчеством (соревнований, конкурсов, конференций др.), повышение квалификации и переподготовка руководителей объединений технического творчества.
Практика показывает, что в процессе обучения, многие щкольники имеют разносторонние знания по избранному профилю, которые получены ими путем самообразования. В процессе самообразования вырабатываются качества, которые во многом предопределяют дальнейшее развитие творческих черт личности. В процессе самостоятельной работы по приобретению знаний развиваются общее и техническое мышление, интеллект, которые способствует более глубокому пониманию причинно-следственных связей в явлениях природы, технических объектах.
На учителя технологии возлагается ведущая роль в организации детского технического творчества в школе. Его психолого-педагогическая, методическая и специальная подготовка во многом определяет технологическую активность учащихся. Для эффективного руководства детским техническим творчеством учитель технологии должен знать методы и приёмы развития технического мышления, смекалки и наблюдательности, уметь подобрать формы и методы организации творческой деятельности в конкретных условиях, привить интерес к творческому поиску.
В формировании системы обучения школьников техническому творчеству большое значение имеет подготовка учителей технологии. Необходимо включать в учебный план студентов индустриально-педагогического факультета творческо-конструкторские дисциплины: техническое творчество, методика разработки творческих проектов, организация внеклассной и кружковой работы по технологии, техническая эстетика, а также решать технические задачи на занятиях специальных дисциплин.
Общей целью творческо-конструкторских дисциплин является подготовка студентов к будущей самостоятельной творческой деятельности на уроках технологии. Эта цель достигается путём развития и совершенствования навыков и способностей студентов к самостоятельному поиску и творческому разрешению проблемных ситуаций, приобретения навыков организации работы и проведения занятий с применением методов развития технического творчества и т. д.
На факультетах физики, математики, информатики, индустриально-педагогическом факультетах желательно организовывать творческую практическую деятельность по выполнению проектов.
Сегодня есть интересные примеры в этом направлении. Московский политехнических университет - один из лидеров проектного обучения в России. «Проектная деятельность» - обязательная дисциплина в учебном плане. В расписании «Проектная деятельность» всегда стоит последней парой, так как студентам удобно задерживаться в мастерских до вечера. С первого курса студенты учатся работать в команде над конкретными задачами и защищать свои идеи перед потенциальными работодателями, партнерами вуза. Пропуском в следующий семестр становится
успешно завершенный проект: работающие прототип или мобильное приложение, напечатанная книга или жизнеспособная бизнес-модель. Во время сессии студенты также проходят аттестацию в формате WorldSkills, получают сертификаты компаний 1С, Autodesk, Microsoft [https://www.ucheba.ru/uz/5868].
Изменение модели деятельности школы по воспитанию будущих инженерных кадров и специалистов в промышленной сфере невозможно без изменений в воспитательной системе школы, усиления профориентации и роли инженерных специальностей и специальностей на стыке инженерных и других наук, ранней информированности об инженерных науках и рабочих специальностях через экскурсии, тренинги, практическую деятельность и т. д.
Этому способствуют профильные классы, которые сегодня есть почти во всех школах. Классическая профилизация началась в школах четверть века назад. Подготовка старшеклассников идет по разным направлениям: гуманитарное, социально-экономическое, физико-математическое, биолого-химическое. В последние годы стали активно развиваться проекты «Инженерный класс». Инженерные классы могут быть предпрофильные (8-9 классы) и профильные (10 класс).
В основе работы инженерных классов, которые уже проявили себя в школах Москвы, - проектно-исследовательская деятельность по техническому направлению. Она индивидуальна и обязательна. Обучаемые знакомятся с представителями и деятельностью ведущих проектных площадок («Лифт в будущее», Кванториумы, «Сириус»).
Принципы реализации проекта «Инженерный класс в московской школе» [https://docplayer.ru/60494939-Proekt-inzhenernyy-klass-v-moskovskoy-shkole-uchebnyy-god.html]:
- объединение усилий школ, университетов, технопарков, центров технологической поддержки образования, центров молодежного инновационного творчества, производственных предприятий;
- независимая оценка качества образования;
- интеграция ресурсов основных и дополнительных образовательных программ;
- организация эффективного выбора внеурочной деятельности;
- приобретение практических компетенций в процессе работы в лабораториях, выполнения проектов, прохождения практик;
- использование ресурсов города в организации профильного обучения;
- управление проектом на основе работы проектного офиса;
- оценка результатов проекта на основе показателей востребованности на рынке
труда.
Главный результат реализации проекта - подготовка компетентных специалистов, необходимых экономике города и востребованных на современном рынке труда.
Резюмируя вышеизложенное, сделаем вывод.
На наш взгляд, миссия системы технического творчества - в создании непрерывного обучения школьников, способствующего устойчивой мотивации обучающихся к трудовой деятельности, связанной с техникой, поэтапному развитию и формированию технических знаний, технического мышления, творческой активности, профессиональной ориентации на обучение техническим специальностям как в системе среднего, так и высшего образования с помощью организации технической деятельности на уроках технологи и во внеурочной работе по предмету, во время изучения основ наук, в системе дополнительного образования.
Система технического творчества включает следующие этапы.
1-й этап (начальная школа). Конструирование и моделирование простейших технических объектов на уроках технологии из бумаги (с помощью выкроек), пластилина, картона, выполнение эскизов объектов труда; работа с готовыми конструкторами, изучение основных узлов и механизмов работы технических устройств, изучение природного материала, экологическая направленность уроков; разработка творческих проектов технической направленности, занятия в подготовительных кружках (объединениях) с целью выявления способностей к тому или иному виду технического творчества; знакомство с некоторыми профессиями, знакомыми обучающимся.
2-й этап (5-8 классы). Уроки технологии. Дополнительно к основной программе использование на уроках проектного обучения, организация творческой деятельности, решение специально подобранной системы учебных и производственных технических задач, решение кроссвордов, головоломок, ребусов технической тематики; организация поисково-исследовательской деятельности, экскурсий на промышленные предприятия, привитие обучающимся интереса к изучению технической литературы; приоритет организации работы с творческими проектами технической тематики (для мальчиков) и декоративно-прикладного творчества (для девочек); организация внеурочной и кружковой деятельности по технологии и занятий в учреждениях дополнительного образования
3-й этап (9-11 классы). Введение профориентационных спецкурсов на основе идей продуктивного обучения, активизация работы по созданию профильной подготовки по технологическому профилю, введение спецкурска «Основы обучения школьников творческой деятельности»; сотрудничество с ресурсными центрами и мастерскими учреждений среднего профессионального образования (далее СПО), межшкольными учебно-производственными комбинатами, проектирование траекторий профессионального самоопределения, научно-исследовательская деятельность и инженерное проектирование на основе межпредметных связей; организация внеурочной деятельности по техническому направлению.
Для организации успешной работы по формированию системы технического творчества необходимо решать вопросы, связанные с организацией учебно-материальной базы мастерских, кабинетов профориентации; содействовать взаимодействию школы с учреждениями СПО, вузами, предприятиями различных форм собственности с целью организации экскурсий, выставок технического творчества, профессиональных конкурсов, творческих летних смен, проведению профессиональных проб, а также разработке нормативно-правовой базы по организации общественно-полезной, учебно-производственной деятельности
школьников; разработать и внедрить критерии оценивания результативности деятельности школ по организации технологического образования, работы по техническому творчеству и профориентационной работе со школьниками.
Наряду с развитием традиционных видов технического творчества в учреждениях дополнительного образования необходимо активно развивать новые направления и формы работы по развитию творческих способностей школьников, связанные с информационно-комуникационными технологиями, робототехникой, созданием инженерных классов и др.
Библиографический список
Василевская А.М. Формирование технического творческого мышления у учащихся профтехучилищ. М.: Высш. шк., 1978. 111 с.
Литова З.А. Педагогические условия адаптации учащихся общеобразовательных школ к труду в рыночной экономике: дис. ... канд. пед. наук. Брянск, 1998. 195 с.
Литова З.А. Внеклассная работа по технологии Курск: Изд-во Курск. гос. пед. ун-та, 2001. 60 с.
Литова З. А. Методика разработки творческих проектов в общеобразовательной школе: учеб. пособие. Курск: Изд-во Курск. гос. ун-та, 2011. 2-е изд. с грифом Президиума УМО по спец. пед. образ. прот. № 2 от 15 июня 2010. 163 с.
Литова З.А. Основы обучения школьников творческой деятельности Курск.: Изд-во Курск. гос. ун-та, 2008. 205 с. Изд. 2-е, доп. и перераб. 205 с.
Литова З.А. Техническое творчество учащихся: учеб. пособие. Курск: Изд-во Курск. гос. ун-та, 2013. I часть. 157 с.
Техническое творчество учащихся / под ред. Ю.С. Столярова и Д.М. Комского. М.: Просвещение, 1989. 223 с.
Литова З. А. Творческие проекты в курсе «Технология»: учеб.-методич. пособие Курск: Педсервис. 1997. 86 с.
Литова З. А. Рабочая тетрадь по творческим проектам (для мальчиков). Курск: Изд-во Курск. гос. пед. ун-та, 2004. 31 с.
[ https://www.ucheba.ru/uz/5868].
[https://docplayer.ru/60494939-Proekt-inzhenernyy-klass-v-moskovskoy-shkole-uchebnyy-god.html]: (дата обращения: 10.01.2019)