Научная статья на тему 'Формирование экономического мышления школьников в процессе преподавания технологии'

Формирование экономического мышления школьников в процессе преподавания технологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2204
224
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ / ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Литова З. А.

В статье рассматриваются вопросы формирования экономического мышления школьников на уроках и во внеклассной работе по технологии; приводится анализ экономической подготовки школьников, рассматриваются изменения в структуре подготовки с учётом реалий сегодняшнего дня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование экономического мышления школьников в процессе преподавания технологии»

УДК 37

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ

© 2012 З. А. Литова

докт. пед. наук профессор каф. методики преподавания технологии e-mail: zcililQVCi'ayandex.ru

Курский государственный университет,

В статье рассматриваются вопросы формирования экономического мышления школьников на уроках и во внеклассной работе по технологии; приводится анализ экономической подготовки школьников, рассматриваются изменения в структуре подготовки с учётом реалий сегодняшнего дня.

Ключевые слова: экономическое мышление, экономическая подготовка на уроках технологии; профориентация, экономическое обоснование творческих проектов, деловые игры.

Вопросы экономического образования и экономического воспитания в качестве самостоятельных направлений работы стали разрабатываться в 60-е годы ХХ столетия. При этом вопрос ставился не об экономическом воспитании школьников, а об экономической подготовке всех трудящихся (Л.Н. Пономарёв, Л.Е. Эпштейн) и широко освещался прежде всего в научно-популярной литературе по экономике, обращённой к широкой молодёжной аудитории (А.М. Бирман, В.П. Гранев, В.П. Локтев, А.П. Пономарёв и др.).

В 70-80 гг. прошлого столетия в педагогической литературе появляется ряд исследований, посвящённых экономическому образованию и воспитанию школьников. В этих исследованиях экономическое образование рассматривается:

- как часть элемента трудового воспитания (Ю.К. Васильев, Н.П. Кулакова);

- как синтез трудового, нравственного, идейно-политического воспитания (В.К. Розов);

- как самостоятельное направление, составная часть системы воспитания (А.Ф. Аменд, И.А. Барило, З.А. Валиева, И.Б. Иткин, В.П. Кисилёв, Л.П. Кураков, Л.М. Нульман, О.В. Плахотник, Л.И. Пономарёв, И.Ф. Прокопенко, И.П. Рябинина, И.А. Сасова, Т.Е. Сергеева, В. А. Товстик, Б.Х. Юнусбаев и др.)

В этих работах представлены различные определения понятий «экономическое воспитание», «экономическое образование». В отдельных работах они существенно не различаются. Так, например, под экономическим воспитанием понимают овладение учащимися экономическими знаниями, формирование умений и потребностей применять их на практике (А.Я. Автономов, А.Ф. Аменд, М.Л. Малышев, И.А. Сасова, Б.П. Шемякин и др.)

Некоторые авторы в определении экономического воспитания отмечают, что его основой является формирование экономического мышления, сознания, поведения, качеств личности, которые необходимы ей в производственно-экономической деятельности, повседневной жизни (И.Б. Иткин, Е.Н. Кириллова, К.Я. Клепач, Н.П. Кулакова,

Н.В. Михалкович, М.И. Михайлов, Л.П. Мельникова и др.). Другие считают, что экономическое воспитание выражается, прежде всего, в осмысленном, осознанном, ответственном отношении к труду (Б.П. Шемякин, В.К. Розов), к труду и окружающей среде

(Н.В. Михалкович), к труду, его результатам, природной среде, ко времени (Е.Н. Кириллова, А.С. Прутченков, В.И. Ширинский и др.).

Одним из существенных вопросов экономической подготовки учащихся является формирование экономического мышления. Экономическое мышление - это процесс отражения экономических отношений в сознании людей, усвоения ими экономических знаний и их проявления в сознательной экономической деятельности [Бляхман 1990: 12-13].

Говоря о структуре экономического мышления Л.С. Бляхман, выделяет три составляющие: познание экономической действительности; усвоение обобщённой информации о явлениях, категориях и законах общественного производства; претворение мыслей в действия, реализация мышления в экономическом поведении [Там же: 26].

А.П. Сидельковский считает, что экономическое мышление школьников, как и их сознание, развивается в разнообразной трудовой и учебной деятельности. Оно опирается на умения, получаемые в ходе учебной деятельности [Сидельковский 1987: 23].

Важными условиями для формирования экономического мышления, на наш взгляд, являются система экономических знаний, знание рыночных законов, умение применить их в практической деятельности, информативность, юридическая подготовка.

Участие в трудовой деятельности создаёт условия для реального проявления смекалки, деловитости, расчётливости, оперативности - тех качеств, которые представляют основу для экономического мышления. Экономическое сознание молодёжи складывается из знаний, полученных в школе, из средств массовой информации, представлений о российском и западном рынке и реалий сегодняшней экономической действительности.

В связи с развитием рыночной экономики и всё большим интересом к экономике вообще, некоторые исследователи рассматривают экономическое образование как обязательный компонент воспитания школьников.

На сегодняшний день состояние экономического образования в различных регионах России неоднородно. В базисном плане общеобразовательной школы предмет «Экономика» отсутствует и изучается лишь в профильных классах экономического профиля. В некоторых школах экономические знания могут даваться в виде факультатива или элективного курса.

Такое положение сказывается на всей системе обучения. Нет общепризнанной концепции экономического образования школьников на разных ступенях начальной, общей и полной средней школы, различны учебные программы, учебники, методические пособия.

Ввиду отсутствия в настоящее время в большинстве школ (и в базисном плане) предмета, дающего экономические знания, некоторые сведения по этому вопросу учащиеся получают в процессе трудового обучения (технологии). Эти вопросы рассмотрены в работах П.Р. Атутова, Ю.К. Васильева, Л.П. Куракова, Е.Н. Соболевой, И. А. Сасо-вой, А.Ф. Аменд, А.С. Нисемчук и др.

В процессе трудового обучения изучаются и вопросы экономики и организации производства. Программы по технологии содержат специальные разделы по экономике и предусматривают овладение производственно-техническими знаниями во взаимосвязи с экономическими. Анализ опыта экономического образования школьников на уроках технологии показывает, что в процессе трудового обучения экономическое образование приобретает более конкретный характер. Здесь школьники овладевают основами научной организации труда, умениями планировать выполнение трудовых заданий, рационально организовывать рабочее место, контролировать ход и результаты учебно-

трудового процесса. Учащиеся получают также представление о предприятии, когда в ходе экскурсии они наблюдают практическую организацию производства.

Экономическое воспитание неотделимо от трудового воспитания: именно в труде практически проверяются экономические знания, формируется организованность, ответственность, дисциплинированность и другие качества личности.

Экономическая подготовка учащихся должна обеспечить решение целого комплекса задач:

1) вооружать школьников экономическими знаниями, умениями и навыками;

2) включать учащихся в настоящие производственные отношения, обеспечивать возможность реальной экономической деятельности;

3) прививать навыки рациональной организации и использования бюджета времени;

4) воспитывать экономное, сознательное отношение к продуктам труда, материальным ценностям и окружающей среде;

5) формировать умение соизмерять потребности с экономическими возможностями их удовлетворения;

6) формировать умение трудиться и жить в коллективе;

7) воспитывать стремление к техническому творчеству, обеспечивающему повышение производительности труда и качества работы;

8) добиваться соответствия профессиональных намерений школьников их личным интересам и потребностям общества [Сасова, Аменд 1988: 11-16].

Эти задачи были определены в конце 80-х годов прошлого века. В начале 90-х, в связи с появлением и развитием рыночных отношений, сменой общественнополитической формации, они изменялись и корректировались. Рассмотрим их изменение с точки зрения сегодняшнего дня.

Решение первой из вышеназванных задач осложняется, как было сказано выше, тем, что в ряде школ ещё не введён предмет «Основы экономических знаний», дающий комплексные экономические знания. Поэтому в тех школах, где экономика не преподаётся, одним из направлений в экономической подготовке школьников является повышение уровня экономических знаний за счёт усиления межпредметных связей, особенно с технологией.

Использование межпредметных связей в экономическом образовании школьников имеет педагогическое и методическое значение, так как способствует рациональной постановке обучения, показывает взаимозависимость и взаимосвязь между науками о природе и обществе, повышает эффективность экономического образования.

Рассматривая вторую задачу - включение учащихся в настоящие производственные отношения, рассмотрим понятие экономической деятельности, которая имеет большое значение в формировании экономического мышления.

Экономическая деятельность учащихся - это сознательное применение на практике сформированных экономических знаний, умений и навыков и проявление экономически значимых качеств личности [Сидельковский 1987].

Целью экономической деятельности является создание условий для получения наибольшего количества общественно значимого продукта при наименьших затратах труда и материальных средств.

В содержание экономической деятельности школьников входит:

- планирование предстоящей работы, расчёт необходимых материалов, заготовок, инструментов, приспособлений, выбор необходимого оборудования и определение режимов его работы;

- контроль за выполнением технологических процессов;

- учёт и оценка произведённой продукции по количеству и качеству;

- технико-экономический анализ допущенных в работе просчётов, поиск и коллективное обсуждение путей и средств снижения материальных и трудовых затрат, повышение производительности труда.

Более активно изучаются вопросы экономики, когда труд является производительным, так как в его процессе создаются определённые материальные ценности. Обязательным элементом при этом является планируемость, нормируемость, рентабельность.

Большое значение имеет, на наш взгляд, практическое внедрение элементов предпринимательской деятельности в учебный процесс. Это может достигаться как с помощью деловых игр непосредственно на уроках технологии, так и при обучении в ходе выпуска полезной продукции.

В начале 90-х годов в учебных заведениях стали образовываться малые предприятия, выпускающие полезную продукцию, которая реализовывалась покупателям. На таких предприятиях могли работать во внеурочное время и школьники. В настоящее время это направление, включавшее учащихся в настоящие производственные отношения, практически сошло на нет.

Третья задача экономической подготовки школьников - рациональная организация и использование бюджета времени. На современном этапе, когда резко возрастает поток информации и усложнено содержание различных видов человеческой деятельности, экономия времени имеет особенно важное значение. Экономное отношение ко времени - неотъемлемое условие для всестороннего развития личности. Безделье, неумение занять своё свободное время общественно полезной деятельностью приводит к недисциплинированности, неорганизованности и даже к правонарушениям. К.Д. Ушин-ский в своё время решительно осуждал такое «препровождение времени, когда человек остаётся без работы в руках, без мысли в голове, потому что в эти минуты портится голова, сердце и нравственность» [Ушинский 1988: 25].

Четвёртая задача экономической подготовки школьников - воспитание хозяйского отношения к труду и материальным ценностям. Выпускник школы должен иметь общее представление о современных методах хозяйствования, владеть практическими умениями и приёмами бережливости, экономности, расчётливости. Это должно проявляться в неравнодушии ко всему происходящему, в активной жизненной позиции, в сознательном, ответственном отношении к труду и его результатам. В настоящее время эта проблема требует серьёзного усиления внимания со стороны школы, воспитательных учреждений, средств массовой информации, семьи.

Следующая задача экономического воспитания школьников - формирование у них разумных потребностей, искоренение потребительской психологии, которая поразила определённую часть молодёжи. В последние годы эта проблема ещё более обострилась, и одним школьным воспитанием её не решить, нужна чёткая программа со стороны государства и контроль за её выполнением. Пока решение этого вопроса возлагается на школу.

Для того чтобы более эффективно воспитывать разумные потребности, учителю необходимо знать и учитывать интересы, стимулы и ценностные ориентиры, мотивы и привычки молодёжи. Важно научить молодёжь соизмерять личные интересы со своим трудовым вкладом и реальными возможностями общества. Для этого надо чаще ставить школьников в такие условия, когда они в процессе собственного труда могли бы оценить стоимость вещи и величину трудовых усилий, затраченных на её производство.

Важной задачей экономической подготовки является выработка у школьников потребности и умения жить и трудиться в коллективе. Воспитание бережливости, деловитости, предприимчивости невозможно без включения школьников в процесс коллек-

тивной деятельности. Коллективное выполнение трудовых заданий воспитывает у учащихся чувство ответственности за порученное дело, позволяет за счёт разделения и кооперации труда повышать производительность, использовать передовые приёмы труда.

Одним из основных средств экономического воспитания в коллективе является совместное участие школьников в организованном производительном труде, а также в распределении и расходовании средств, заработанных коллективом. Умение учащихся оценивать результаты коллективного труда, анализировать его эффективность, выявлять пути повышения производительности труда является залогом успешной работы в будущей трудовой деятельности.

Для формирования основных технико-экономических навыков учащимся прежде всего надо научиться ценить время, рационально использовать инструменты и материалы, умело организовывать свою деятельность, рабочее место, применять передовые приёмы и методы труда, быстро и грамотно читать техническую документацию.

Существенной задачей экономической подготовки является вовлечение школьников в техническое творчество. Оно позволяет увидеть эффект от внедрения рационализаторских предложений, включает учащихся в различного рода расчёты, показывает возможности снижения затрат времени, материалов, трудовых усилий, электроэнергии и т. п. от внедрения приспособлений и совершенствования технологических процессов.

Содержание, методика обучения и организация технического творчества школьников не имеет прямой связи с экономическим воспитанием, а влияет на него опосредованно. Есть достаточно оснований рассматривать рационализаторскую деятельность как одно из важнейших направлений экономического воспитания, так как результат её выражается не только в совершенствовании орудий и средств труда, но также в повышении экономических показателей школьного и промышленного производства.

Одним из направлений экономического воспитания учащихся можно считать профориентационную работу в школе, так как правильный выбор профессии способствует повышению эффективности и качества труда, а неудовлетворённость избранной профессией приводит к снижению самооценки работника и текучести кадров.

Важно, чтобы учащийся не был постоянно занят только одним делом, а мог пройти практику на нескольких местах. Побыть как в роли исполнителя, так и организатора производства, чтобы почувствовать «вкус» к тому или иному виду деятельности и определить, где ему нравится, где лучше получается, к чему есть способности.

Экономическая направленность профориентационной работы позволяет знакомить школьников с вопросами экономики и организации производства, правильно выбрать профессию на основе конкретных данных об отраслях и характере деятельности ближайших предприятий, их потребности в кадрах.

В настоящее время следует отказаться от валовой профориентации, выраженной в зазывании молодёжи на вакантные, непристижные трудовые посты: обобщённой модели подготовки учащихся к выбору профессии, профессиональной карьере, не учитывающей индивидуальные запросы личности, игнорирующей средства дифференцированного индивидуального подхода.

В связи с изменением общего направления социально-экономического развития, к выпускнику школы, избравшему рабочую специальность, предъявляются требования уметь адаптироваться в быстроменяющейся технической производственной ситуации. Для рабочего важна функциональная грамотность, мобильность, профессиональная и психологическая готовность к постоянному переобучению. Но переобучение не только приобретение знаний, оно предполагает определённую базу, фундамент знаний, позволяющий оперировать ими, наращивать их, при необходимости быстро сменить специальность.

После окончания школы выпускник получает нового профориентатора - рынок, который диктует свои условия, предлагает те рабочие места, которые ему необходимы, а подростку предстоит уже выбирать из предложенного с учётом своих интересов, склонностей и способностей.

В последние годы школа, имевшая хороший опыт трудового воспитания школьников совместно с учебно-производственными комбинатами, частично утратила базу, на которой этот опыт произрастал. Ослаблена, а в большинстве школ утрачена связь трудового обучения с практикой непосредственно на предприятиях. В ряде областей уменьшилось количество учебно-производственных комбинатов, которые решали задачи экономического воспитания учащихся в процессе производительного труда.

Введение предмета «технология» предполагает формирование всеми имеющимися в арсенале учебного заведения силами и средствами легко адаптирующейся личности, которая может жить и работать в новых социально-экономических условиях. В ходе трудового обучения возникает объективная необходимость использовать приобретённые ранее в основах наук и казавшиеся школьнику абстрактными экономические понятия, расширить и углубить экономические умения организации и учёта труда.

Возможности для формирования экономического мышления прослеживаются на протяжении всего предмета «технология». В процессе выполнения различных видов работ предусмотрено обучение школьников рациональным способам обработки материалов - экономной разметке и раскрою, выбору оптимальной технологии, экономного режима оборудования.

Развитию экономического мышления обучающихся способствует работа с творческими проектами. Примерные темы творческих проектов должны охватывать всю область ранее приобретенных знаний, умений и навыков учащихся в комплексе на протяжении каждого года обучения, и не только по технологии и общеобразовательным дисциплинам, но и по культуре, экологии, экономике, эстетике, современному дизайну, эргономике и т.д. - всем тем знаниям, которые приобрел школьник за прошедший год и предыдущее время не только в школе, но и в семье, в обществе [Литова 2008: 48-49].

В зависимости от направления проекта проводится соответствующее экономическое обоснование. Им может быть маркетинговое исследование, расчёт себестоимости изделия, разработка рекламного проспекта и др.

Определённая роль в экономической подготовке учащихся школ отводится деловым играм. Деловые игры являются педагогическим средством, интенсифицирующим учебную деятельность. Они проводятся с целью моделирования определённых управленческих, экономических, психологических, педагогических ситуаций, их анализа и выработки оптимальных действий в дальнейшем.

Деловые игры активно внедряются на уроках технологии, экономики, во внеклассных мероприятиях. Участие в таких мероприятиях служит большому взаимопониманию, укреплению добрых взаимоотношений между педагогами и учениками, способствует отработке операционных умений и навыков предпринимательской деятельности.

Некоторые игры были инициированы нами и разработаны совместно с заместителями директоров по учебно-воспитательной работе школ № 27, № 55, № 36, № 52 г. Курска, Пенской школы № 2 Курчатовского района, преподавателями и мастерами производственного обучения ПУ № 12, № 13, № 41, № 3 и проведены в учебных заведениях г. Курска и области. В них участвовало около 400 школьников и более 120 учащихся профессиональных училищ. Описание разработанных игр представлено в учебно-методическом пособии [Литова 1996]. Эти игры остаются актуальными и сейчас.

В этой статье мы попытались провести корректировку направлений и задач по формированию экономического мышления учащихся как на уроках, так и во внеклассной работе по технологии с учётом требований сегодняшнего дня.

Библиографический список

Бляхман Л.С. Перестройка экономического мышления. М.: Политиздат, 1990.

271 с.

Литова З.А. Деловые игры в учебном заведении. Курск: Курск. обл. ИПК и ПРО, 1996. 21 с.

Литова З.А. Методика разработки творческих проектов в общеобразовательной школе: учеб. пособие. Курск: Курск. гос. ун-т, 2008. 163 с.

Сасова И.А., Аменд А.Ф. Экономическое воспитание школьников в процессе трудовой подготовки. М.: Просвещение, 1988. 191 с.

Сидельковский А.П. Формирование у школьников экономической культуры // Советская педагогика. 1987. №1. С. 20-23.

Ушинский К.Д. Собр. соч.: в 6 т. М.: Педагогика, 1988. Т. 2. 493 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.