Научная статья на тему 'Студенческое конструкторское бюро как форма организации научно-технического творчества студентов'

Студенческое конструкторское бюро как форма организации научно-технического творчества студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1186
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКОЕ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОЕКТНО-КОНСТРУКТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФАКУЛЬТЕТ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / МАРИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коротков Сергей Геннадьевич, Ахметов Линар Гимазетдинович

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме популяризации научно-технического творчества в обществе. Приводится авторское видение решения этой проблемы посредством создания ресурсных центров и развития кружкового движения на базе учреждений высшего образования. В работе уточняется значение и роль научно-технического творчества в формировании следующего поколения компетентных специалистов, инженеров, ученых, предпринимателей. Анализируются задачи, стоящие перед учреждениями высшего образования, и возможные варианты решения проблем, в том числе посредством организации проектных групп и студенческих научных кружков технической направленности и конструкторских бюро. Студенческие конструкторские бюро рассматриваются как средство эффективного решения проблем популяризации научно-технического творчества среди студентов и школьников. На примере студенческого конструкторского бюро «Технопарк-Профи» при Марийском государственном университете раскрываются возможности вовлечения студентов в научно-исследовательскую и проектно-конструкторскую деятельность, создания условий для формирования творческой активности студентов. Также в статье представлено практическое решение проблем, связанных с возвращением массового интереса учащейся молодежи к научно-техническому творчеству, описаны основные цели и задачи студенческого конструкторского бюро. Описываются виды и формы организации занятий, варианты поддержки студентов, стремящихся самореализоваться через подготовку студенческих научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на соискание грантов, именных стипендий, премий, поощрения и стимулирования массового участия студенческой молодежи в научно-технической деятельности путем организационно-методической, консультационной и технико-технологической поддержки инновационных проектов, выполняемых в рамках студенческого конструкторского бюро. Рассматриваются ключевые направления развития и приводится анализ результатов работы студенческого конструкторского бюро за 2018 год.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коротков Сергей Геннадьевич, Ахметов Линар Гимазетдинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Student design bureau as a form of organization of students’ scientific and technical creativity

The article is devoted to the actual today problem of popularization of scientific and technical creativity in society. The authors’ vision of solving this problem through the creation of resource centers and the development of club movement on the basis of higher education institutions is presented. The work clarifies the significance and role of scientific and technical creativity in the formation of the next generation of competent specialists, engineers, scientists and entrepreneurs. The tasks of higher education institutions and possible solutions to problems are analyzed, including through the organization of project teams and student scientific technical clubs and design bureaus. Student design bureaus are considered as a means of effective solution of the problems of popularization of scientific and technical creativity among students and schoolchildren. The example of the student design bureau “Technopark-Profiˮ at the Mari State University reveals the possibility of involving students in research and design activities, creating conditions for the students’ creative activity formation. The article also presents a practical solution to the problems associated with the return of the mass interest of students to scientific and technical creativity, describes the main goals and objectives of the student design bureau. It also describes the types and forms of organization of classes, support options for students seeking to realize themselves through the implementation of student research and developmental works for grants, nominal scholarships, awards, motivation and encouragement of students’ mass participation in scientific and technical activities through organizational and methodological, consulting and technical-technological support for innovative projects carried out within the framework of the student design bureau. The key development directions are considered and the analysis of the student design bureau activity results for 2018 is presented in the article.

Текст научной работы на тему «Студенческое конструкторское бюро как форма организации научно-технического творчества студентов»

Педагогические науки Pedagogics

УДК 378:001.89 DOI: 10.30914/2072-6783-2019-13-1-11-16

Студенческое конструкторское бюро

как форма организации научно-технического творчества студентов

С. Г. Короткое1, Л. Г. Ахметов2

1 Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола 2 Казанский федеральный университет, Елабужский институт (филиал), г. Елабуга

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме популяризации научно-технического творчества в обществе. Приводится авторское видение решения этой проблемы посредством создания ресурсных центров и развития кружкового движения на базе учреждений высшего образования. В работе уточняется значение и роль научно-технического творчества в формировании следующего поколения компетентных специалистов, инженеров, ученых, предпринимателей. Анализируются задачи, стоящие перед учреждениями высшего образования, и возможные варианты решения проблем, в том числе посредством организации проектных групп и студенческих научных кружков технической направленности и конструкторских бюро. Студенческие конструкторские бюро рассматриваются как средство эффективного решения проблем популяризации научно-технического творчества среди студентов и школьников. На примере студенческого конструкторского бюро «Технопарк-Профи» при Марийском государственном университете раскрываются возможности вовлечения студентов в научно-исследовательскую и проектно-конструктор-скую деятельность, создания условий для формирования творческой активности студентов. Также в статье представлено практическое решение проблем, связанных с возвращением массового интереса учащейся молодежи к научно-техническому творчеству, описаны основные цели и задачи студенческого конструкторского бюро. Описываются виды и формы организации занятий, варианты поддержки студентов, стремящихся самореализоваться через подготовку студенческих научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на соискание грантов, именных стипендий, премий, поощрения и стимулирования массового участия студенческой молодежи в научно-технической деятельности путем организационно-методической, консультационной и технико-технологической поддержки инновационных проектов, выполняемых в рамках студенческого конструкторского бюро. Рассматриваются ключевые направления развития и приводится анализ результатов работы студенческого конструкторского бюро за 2018 год.

Ключевые слова: студенческое конструкторское бюро, научно-техническое творчество, профессиональные компетенции, проектно-конструкторская деятельность, факультет общего и профессионального образования, Марийский государственный университет.

Student design bureau as a form of organization

of students' scientific and technical creativity s. G. Korotkov1, L. G. Akhmetov2

1 Mari State University, Yoshkar-Ola 2 Kazan Federal University, Elabuga Branch, Elabuga

The article is devoted to the actual today problem of popularization of scientific and technical creativity in society. The authors' vision of solving this problem through the creation of resource centers and the development of club movement on the basis of higher education institutions is presented. The work clarifies the significance and role

of scientific and technical creativity in the formation of the next generation of competent specialists, engineers, scientists and entrepreneurs. The tasks of higher education institutions and possible solutions to problems are analyzed, including through the organization of project teams and student scientific technical clubs and design bureaus. Student design bureaus are considered as a means of effective solution of the problems of popularization of scientific and technical creativity among students and schoolchildren. The example of the student design bureau "Technopark-Profi" at the Mari State University reveals the possibility of involving students in research and design activities, creating conditions for the students' creative activity formation. The article also presents a practical solution to the problems associated with the return of the mass interest of students to scientific and technical creativity, describes the main goals and objectives of the student design bureau. It also describes the types and forms of organization of classes, support options for students seeking to realize themselves through the implementation of student research and developmental works for grants, nominal scholarships, awards, motivation and encouragement of students' mass participation in scientific and technical activities through organizational and methodological, consulting and technical-technological support for innovative projects carried out within the framework of the student design bureau. The key development directions are considered and the analysis of the student design bureau activity results for 2018 is presented in the article.

Keywords: student design bureau, scientific and technical creativity, professional competencies, design and engineering activity, Faculty of General and Vocational Education, Mari State University.

Введение

В условиях изменяющихся рыночных отношений и информатизации общества возникают процессы, направленные на практическое применение полученных знаний и умений, способных удовлетворять потребностям человека. Изменившиеся социально-культурные, экономические и политические условия выдвигают новые цели подготовки молодежи к будущей профессиональной деятельности.

На сегодняшний день наблюдается нехватка новых и сильных технологических проектов, способных завоевывать мировые рынки и задавать новый технологический уклад и качество жизни людей.

Государство предпринимает усилия для решения этой проблемы, в частности появляются такие документы, как «Стратегия научно-технического развития страны», «Национальная технологическая инициатива», программа «Развития дополнительного образования детей». Но они не имеют шанса реализоваться без общественной поддержки и наполнения их реальными инициативами и прорывными результатами «снизу», поддержки этого движения образовательными учреждениями.

Одним из условий формирования команд с предпринимательским геном и стратегическим видением в технологическом поле является целенаправленная работа по популяризации научно-технического творчества в обществе, в первую очередь среди молодежи.

Решение этой проблемы возможно при создании ресурсных центров и развитии кружкового

движения на базе учреждений высшего и дополнительного образования детей.

Необходима организация отбора соответствующих абитуриентов еще среди школьников старших классов на базе технических кружков и центров, путем организации конкурсов, олимпиад и других способов поиска талантов.

Решение этой задачи необходимо на уровне отдельных регионов, а затем и в масштабе всей страны. Не менее сложной является и задача обучения и воспитания таких талантов в вузах. Как минимум надо, чтобы они не затерялись, не потеряли свой творческий потенциал, а максимально необходимо его развивать, обучая методам как изобретательской, так и инновационной деятельности1.

Перед учреждениями высшего образования, помимо популяризации научно-исследовательской работы, стоит задача разработки методологического и педагогического обеспечения кружковой деятельности, т. е. формирование исследовательских компетенций студентов. Высшие образовательные учреждения призваны сформировать в России следующее поколение предпринимателей, инженеров, ученых, управленцев, ядром которого должны стать выходцы из научных кружков - энтузиасты, обладающие высоким уровнем профессионализма, способные задумывать и реализовывать проекты, доводить их до результата, создавать новые организационные решения

1 Никулин С. К. Системный подход к развитию научно-технического творчества учащихся в учреждениях дополнительного образования России: дис. ... д-ра пед. наук. М., 2005. 395 с.

и технологические компании, направленные на развитие России и всего мира [3].

Одним из решений данной проблемы является возрождение практико-ориентированных научно-технических клубов творческого развития студентов и школьников, которые представляют собой структурные подразделения вуза или сообщества энтузиастов, объединяющие талантливых старшеклассников и (или) студентов 1-2 курсов, деятельность которых направлена на популяризацию творчества в научно-технической сфере, инженерных специальностей и направлений подготовки, повышение качества, эффективности и междисциплинарности инженерного образования и реализацию концепции «социального лифта» для талантливой молодежи в области инженерных наук [5].

Одним из факторов, способствующих развитию интереса обучающихся к специальностям технической сферы, формированию осознанного профессионального выбора, является их вовлечение в занятия научно-техническим творчеством.

Научно-техническое творчество является важнейшей составляющей инновационной образовательной среды, решающей задачи отбора молодых людей, которые имеют склонность к работе в высокотехнологичных отраслях, закрепления и развития их интереса к этому направлению деятельности и формирования на глазах у их сверстников успешных жизненных стратегий [2].

Научно-техническое творчество развивает у студентов навыки постановки и проведения самостоятельных исследований, работы с научной литературой, творческий подход к решению стоящих перед ними научных проблем [6].

Общетеоретические положения о подготовке молодежи к творческой созидательной деятельности как неотъемлемого компонента всестороннего развития личности разрабатывались с первых дней становления советской педагогики в трудах П. П. Блонского, Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, С. Т. Шацкого. Анализ их научно-педагогического наследия показал, что они придавали большое значение развитию клубных форм внешкольной работы, развитию самодеятельных коллективов на основе интереса детей к практической деятельности [9].

Цель исследования: рассмотреть роль и возможности студенческого конструкторского бюро как формы организации научно-технического творчества студентов.

Одной из эффективных форм организации научно-технического творчества наряду с проектной деятельностью, прикладными исследованиями является студенческое конструкторское бюро (далее - СКБ).

Создание студенческих конструкторских бюро в настоящее время является одной из ведущих тенденций в развитии образования. Данное направление позволяет развивать научно-техническое творчество студентов, их профессиональную ориентацию, а также вовлечь учащуюся молодежь в инновационную деятельность [7].

Основной целью деятельности СКБ является создание и развитие благоприятных условий для научно-технической и проектно-конструктор-ской деятельности студентов и школьников, участия их в прикладных научных исследованиях, проводимых в ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет», обеспечение возможности для каждого участника СКБ реализовать свое право на творческое развитие личности в соответствии с его способностями и потребностями.

История создания студенческого конструкторского бюро берет свое начало с 2017 года, когда на базе факультета общего и профессионального образования Марийского государственного университета появилась идея создать проектную группу с целью привлечения студентов к научно-технической и про-ектно-конструкторской работе, активизации участия их в прикладных научных исследованиях.

Для активизации и систематизации научно-технической и проектно-конструкторской работы, проводимойся студентами в сентябре 2017 года, было создано студенческое конструкторское бюро «Технопарк-Профи» (далее СКБ).

СКБ «Технопарк - Профи» - это сообщество энтузиастов, оказывающее помощь студентам и школьникам в самостоятельном научном поиске, осуществляющее организационное и технико-технологическое обеспечение их научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы.

Основными задачами деятельности СКБ являются:

• создание условий для формирования творческой активности студентов и школьников;

• создание эффективного механизма проведения научно-исследовательских работ и технических разработок путем привлечения студентов и школьников к научно-техническому творчеству и про-ектно-конструкторской деятельности;

• помощь студентам и школьникам в самостоятельном научном поиске, организационное

обеспечение их научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы;

• повышение качества профессиональной подготовки молодых специалистов;

• проведение научно-практических исследований и мероприятий по тематике НИР кафедры, факультета/института, в том числе договорных НИР;

• содействие в представлении студенческих научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на соискание грантов, именных стипендий, премий и других форм морального и материального поощрения.

Миссия СКБ - поддержка студентов, стремящихся самореализоваться через подготовку студенческих научно-исследовательских и опытно конструкторских работ на соискание грантов, именных стипендий, премий и других форм морального и материального поощрения и стимулирование массового участия студенческой молодежи в научно-технической деятельности путем организационно-методической, консультационной и технико-технологической поддержки инновационных проектов [7].

СКБ функционирует при учебных мастерских, имеющих в своем составе:

- цех ручной обработки древесины;

- цех механической обработки древесины;

- цех ручной обработки металла;

- цех механической обработки металла;

- фрезерный цех;

- кузнечный цех;

- кабинет моделирования.

Оборудование и инструменты учебных мастерских позволяют проводить обработку древесины, металла и других конструкционных материалов тем самым обеспечивая технико-технологическую поддержку научно-технической и проектно-конструкторской работы студентов.

Организационное и методическое обеспечение научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы в СКБ осуществляют молодые ученые и ведущие преподаватели кафедры теории и методики технологии и профессионального образования, а также мастера производственного обучения.

СКБ аккумулирует в своем коллективе студентов-энтузиастов, по-настоящему увлеченных, неравнодушных к техническому творчеству, проектированию и моделированию, способных решать нестандартные задачи оперативно и мобильно, при этом с индивидуальным подходом к каждому проекту.

В состав СКБ входят студенты по направлениям подготовки:

44.03.01 Педагогическое образование профиль: Технология, Технология и информатика;

44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) Декоративно-прикладное искусство и дизайн, Транспорт;

44.04.04 Профессиональное обучение (по отраслям), магистерская программа.

Основным направлением деятельности СКБ является проектирование и изготовление технических объектов, демонстрирующих законы науки и явления окружающего мира.

В рамках занятий (заседаний) СКБ студенты занимаются:

- конструированием и моделированием технических устройств, макетов, демонстрирующих физические и химические процессы - механика, маятники, иллюзии, электричество и другие;

- выполнением чертежей технических деталей и разработкой элементов конструкции, узлов изготавливаемых изделий;

В рамках выполнения технических проектов студенты осваивают умения выполнения различных технологических операций при работе со слесарным и деревообрабатывающим оборудованием и инструментами [1].

В процессе опытно-конструкторской работы решаются следующие задачи: развивается мышление и пространственное представление; способность анализировать, сравнивать, обобщать, самостоятельно приобретать знания, творчески поступать в нестандартных ситуациях; формируются конструкторско-технологические знания, умения и навыки [4].

Под руководством преподавателей студенты пишут научные статьи и проводят студенческие научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы на соискание грантов, участие в различных конкурсах, форумах.

Результаты исследования

В рамках работы СКБ за прошедший год были реализованы следующие мероприятия:

1. Проведение опытно-конструкторских работ (разработка и создание макетов для музея занимательных наук «Экспериментариум»):

- изготовление макетов по направлению «азбука механики»;

- изготовление макетов по направлению «занимательная физика».

В рамках данного мероприятия было спроектировано и изготовлено 10 макетов, наглядно демонстрирующих некоторые законы физики и механики.

2. Проведение научно-исследовательской работы:

- публикация результатов научно-исследовательской деятельности студентов и молодых ученых;

- участие студентов и молодых ученых в конкурсах различных уровней на лучшую НИР студентов и молодых ученых;

- участие студентов и молодых ученых в проектной деятельности (подготовка и подача заявок для участия в грантах и форумных компаниях);

За 2018 год опубликовано порядка 25 работ, с участием студентов, задействованных в СКБ. Подано 9 заявок для участия в конкурсах НИР и форумных компаниях.

3. Популяризация знаний о физических и химических процессах - механика, маятники, иллюзии, электричество и другое.

Эффективность реализации данного мероприятия определена количеством проведенных семинаров и мастер-классов. В 2018 году было проведено 7 мастер-классов для учащихся общеобразовательных школ вместо 4 запланированных.

Помимо этого для популяризации знаний о применении законов физики и механики в рамках разработки и создания музея занимательных наук «Экспериментариум» был разработан

буклет рекламного характера, содержащий информацию о деятельности студенческого конструкторского бюро.

Во всех мероприятиях непосредственное участие принимали студенты университета - члены студенческого конструкторского бюро, повышая свои профессиональные компетенции.

4. В течение последнего года студенты, осуществляющие свою деятельность на базе СКБ, приняли участие в более чем шести научно-практических конференциях регионального и всероссийского уровней.

Таким образом, при реализации мероприятий в рамках работы студенческого конструкторского бюро были выполнены все показатели. Студенты получили знания и сформировали умения разработки чертежей, навыки проектирования и изготовления технических объектов.

Таким образом, вовлечение студентов в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в рамках студенческого конструкторского бюро будет способствовать развитию интереса обучающихся к специальностям технической сферы, формированию осознанного профессионального выбора, формированию команд с предпринимательским геном и стратегическим видением в технологическом поле.

Литература

1. Астрейко С. Я. Научно-методические основы подготовки студентов к техническому творчеству: монография. Мозырь: УО МГПУ им. И. П. Шамякина, 2016. 147 с.

2. Жирнова Л. А. Студенческое конструкторское бюро как сетевая тренировочная площадка // Профессиональное образование и рынок труда. 2016. № 3. С. 19-21.

3. Коротков С. Г. Повышение конкурентоспособности российских вузов: возможности теоретического осмысления // Подготовка педагогических кадров в системе высшего образования: история, современность и перспективы: материалы региональной научно-практич. конф. / Мар. гос. ун-т. Йошкар-Ола, 2018. С. 73-76.

4. Коротков С. Г. Конструирование на уроках технологии как средство привлечения учащихся к техническому творчеству // Психолого-педагогические проблемы модернизации системы повышения квалификации: современные парадигмы общего и дополнительного образования: материалы XXIII Всероссийской научно-практич. конф. Йошкар-Ола: ГБУ ДПО Республики Марий Эл «Марийский институт образования», 2017. С. 235-238.

5. Мальцева А. А. Повышение эффективности практико-ориентированных научно-технических клубов творческого развития студентов и школьников на платформе вузов с использованием кластерного подхода // Инновации. 2017. № 7 (225). С. 96-104.

6. Орлова В. В. Техническое творчество студента-инженера как основание подготовки кадров для высокотехнологичной промышленности // Современное образование: развитие технологий и содержания высшего профессионального образования как условие повышения качества подготовки выпускников: материалы Междунар. научно-метод. конф. 2017. С. 59-60.

7. Перминова Т. А., Трубина О. И. Студенческое конструкторское бюро - от идеи до воплощения проекта в жизнь // Экономика, право и образование в условиях риска и неопределенности: тенденции и перспективы развития: материалы Междунар. научно-практич. конф. 2016. С. 257-260.

8. Самодуров А. А. Студенческое конструкторское бюро // Молодежь и социум. 2013. № 2 (14). С. 69-74.

9. Юревич Е. И. Основа инновационного развития - научно-техническое творчество // Инновации. 2011. № 8. С. 11.

References

1. Astreyko S. Ya. Nauchno-metodicheskie osnovy podgotovki studentov k tekhnicheskomu tvorchestvu: monografiya [Scientific and methodological foundations of preparing students for technical creativity: monograph]. Mozyr: MSPU named after I. P. Sha-myakin, 2016, 147 p. (In Russ.).

2. Zhirnova L. A. Studencheskoe konstruktorskoe byuro kak setevaya trenirovochnaya ploshchadka [Student Design Bureau as a network training ground]. Professional'noe obrazovanie i rynok truda = Vocational education and labor market, 2016, no. 3, pp. 19-21. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Korotkov S. G. Povyshenie konkurentosposobnosti rossiiskikh vuzov: vozmozhnosti teoreticheskogo osmysleniya [Improving the competitiveness of Russian universities: the possibility of theoretical understanding]. Podgotovkapedagogicheskikh kadrov v sisteme vysshego obrazovaniya: istoriya, sovremennost' i perspektivy: materialy regional'noi nauchno-praktich. konf. = Training of teaching staff in the system of higher education: history, modernity and prospects: materials of the regional scientific practical conf., Mari State Un-ty, Yoshkar-Ola 2018, pp. 73-76. (In Russ.).

4. Korotkov S. G. Konstruirovanie na urokakh tekhnologii kak sredstvo privlecheniya uchashchikhsya k tekhnicheskomu tvorchestvu [Designing at technology lessons as a means of attracting students to technical creativity]. Psikhologo-pedagogicheskie problemy modernizatsii sistemy povysheniya kvalifkatsii: sovremennye paradigmy obshchego i dopolnitel'nogo obrazovaniya: materialy XXIII Vserossiiskoi nauchno-praktich. konf. = Psychological and pedagogical problems of upgrading the system of advanced training: modern paradigms of general and additional education: materials of the XXIII All-Russian scientific-practical conf., Yoshkar-Ola, 2017, pp. 235-238. (In Russ.).

5. Maltseva A. A. Povyshenie effektivnosti praktiko-orientirovannykh nauchno-tekhnicheskikh klubov tvorcheskogo razvitiya studentov i shkol'nikov na platforme vuzov s ispol'zovaniem klasternogo podkhoda [Improving the effectiveness of practice-oriented scientific and technical clubs for the creative development of students and schoolchildren on the platform of universities using a cluster approach]. Innovatsii = Innivations, 2017, no. 7 (225), pp. 96-104. (In Russ.).

7. Orlova V V Tekhnicheskoe tvorchestvo studenta-inzhenera kak osnovanie podgotovki kadrov dlya vysokotekhnologichnoi promyshlen-nosti [Technical creativity of the student-engineer as the basis for staff training for high-tech industry]. Sovremennoe obrazovanie: razvitie tekhnologii i soderzhaniya vysshego professional'nogo obrazovaniya kak uslovie povysheniya kachestva podgotovki vypusknikov: materialy Mezhdunar nauchno-metod. konf. = Modern education: the development of technology and content of higher professional education as a condition for improving the quality of graduate training: materials of the Intern. scientific and methodical conf., 2017, pp. 59-60. (In Russ.).

8. Perminova T. A., Trubina O. I. Studencheskoe konstruktorskoe byuro - ot idei do voploshcheniya proekta v zhizn' [Student design bureau - from idea to project realization]. Ekonomika, pravo i obrazovanie v usloviyakh riska i neopredelennosti: tendentsii iperspektivy razvitiya: materialy Mezhdunar. nauchno-praktich. konf. = Economics, Law and Education in terms of risk and uncertainty: trends and development prospects: materials of the Intern. scientific and practical conf., 2016, pp. 257-260. (In Russ.).

9. Samodurov A. A. Studencheskoe konstruktorskoe byuro [Student design bureau]. Molodezh' i sotsium = Youth and society, 2013, no. 2 (14), pp. 69-74. (In Russ.).

10. Yurevich E. I. Osnova innovatsionnogo razvitiya - nauchno-tekhnicheskoe tvorchestvo [The basis of innovative development is scientific and technical creativity]. Innovatsii = Innovations, 2011, no. 8, pp. 11. (In Russ.).

Статья поступила в редакцию 25.11.2018 г.; принята к публикации 30.12.2018 г.

Submitted25.11.2018; revised30.12.2018.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи. All autors have read and approved a final version of the manuscript.

Для цитирования:

Citation for an article:

Коротков С. Г., Ахметов Л. Г. Студенческое конструкторское бюро как форма организации научно-технического творчества студентов // Вестник Марийского государственного университета. 2019. Т. 13. № 1. С. 11-16. DOI: 10.30914/20726783-2019-13-1-11-16

Korotkov S. G., Akhmetov L. G. Student design bureau as a form of organization of students' scientific and technical creativity. Vestnik of the Mari State University. 2019, vol. 13, no. 1, pp. 11-16. DOI: 10.30914/2072-6783-2019-13-1-11-16 (In Russ.).

Об авторах

Коротков Сергей Геннадьевич

кандидат педагогических наук, доцент, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, korotkov.s.g@yandex.ru

Ахметов Линар Гимазетдинович

доктор педагогических наук, профессор, Казанский федеральный университет, Елабужский институт (филиал), г. Елабуга, aling@list.ru

Linar G. Akhmetov

Dr. Sci. (Pedagogy), Professor, Kazan Federal University, Elabuga Branch, Elabuga, aling@list.ru

About the authors Sergey G. Korotkov

Ph. D. (Pedagogy), Associate Professor, Mari State University, Yoshkar-Ola, korotkov.s.g@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.