Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы методики преподавания образовательной области «Технология» в средних общеобразовательных школах'

Проблемы и перспективы методики преподавания образовательной области «Технология» в средних общеобразовательных школах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2356
248
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА / ТЕХНОЛОГИЯ / ЧЕРЧЕНИЕ / ОБУЧАЮЩИЙСЯ / ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мраморнова Е. А., Непобедный М. В., Сысоев А. П.

В статье рассмотрены проблемы методики преподавания образовательной области «Технология» в условиях средних общеобразовательных школ. Авторами было проведено анкетирование обучающихся и их родителей по перспективному развитию обучения школьников в предметной области «Технология» путем реализации трудового обучения по вариативным модулям: инженерно-технологическому, сервис-технологическому и агро-технологическому с необходимым перечнем предметных дисциплин на начальном, основном и среднем общем образовании. Отмечается необходимость формирования технологической культуры школьников на разных уровнях обучения посредством двух учебных предметов «Технология» и «Черчение и графика».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мраморнова Е. А., Непобедный М. В., Сысоев А. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы методики преподавания образовательной области «Технология» в средних общеобразовательных школах»

УДК 635

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ» В СРЕДНИХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ

© 2017 Е. А. Мраморнова1, М. В. Непобедный2, А. П. Сысоев3

1 канд. пед. наук,

зав. кафедрой естественно-математических дисциплин e-mail: ena-07@mail.ru

Калининградский областной институт развития образования

2 канд. пед. наук,

доцент кафедры безопасности жизнедеятельности и сервиса транспортных средств

e-mail: nepobedny@rambler.ru 3 канд. техн. наук,

доцент кафедры безопасности жизнедеятельности и сервиса транспортных средств

e-mail: sysoiev.kur-46@mail.ru

Курский государственный университет

В статье рассмотрены проблемы методики преподавания образовательной области «Технология» в условиях средних общеобразовательных школ. Авторами было проведено анкетирование обучающихся и их родителей по перспективному развитию обучения школьников в предметной области «Технология» путем реализации трудового обучения по вариативным модулям: инженерно-технологическому, сервис-технологическому и агро-технологическому с необходимым перечнем предметных дисциплин на начальном, основном и среднем общем образовании. Отмечается необходимость формирования технологической культуры школьников на разных уровнях обучения посредством двух учебных предметов «Технология» и «Черчение и графика».

Ключевые слова: методика, технология, черчение, обучающийся, вариативная часть, технологическая культура, технологическая подготовка.

Модернизация российской системы общего образования повлекла за собой существенные преобразования в содержании и подходах к преподаванию практически всех предметов школьной программы. Однако содержание предметной области «Технология» практически осталось без изменений. Сначала в 1993 г. предмет «Трудовое обучение» был переименован в предмет «Технология», включающий в себя технический труд, обслуживающий труд, сельскохозяйственный труд, черчение, а затем позднее, в 1998 г., была разработана Концепция формирования технологической культуры молодежи в общеобразовательной школе, определяющая цели и задачи предметной области «Технология». Рассматриваемая концепция была нацелена на формирование технологической культуры обучающихся, которая предполагала «овладение системой методов и средств преобразовательной деятельности по созданию материальных и духовных ценностей» [Концепция... 1999]. В ней были представлены этапы технологического подготовки в системе школьного образования: 1-4 классы -начальная технологическая подготовка; 5-9 классы - общетрудовая и технологическая подготовка по направлениям (технический, обслуживающий, сельскохозяйственный

труд); 10-11 классы - общеобразовательная технологическая и профильная технологическая подготовка школьников.

Внедрение данной концепции в технологическую подготовку школьников обеспечила достижение определенных позитивных моментов:

- обеспечение непрерывности и последовательности (с 1 по 11 класс) в преподавании технологии в школе;

- сохранение в содержании школьной программы по технологии направлений по обработке материалов (металлы, древесина, пищевые продукты, ткань);

- выделение независимых от технологий обработки материалов таких направлений в технологической подготовке, как материаловедение, техническое черчение, охрана и безопасность труда, машиноведение, моделирование, конструирование и проектирование;

- использование метода проектов как средства формирования практических умений и навыков в технологической подготовке школьников.

В нынешней системе образования предметная область «Технология» играет главенствующую роль в формировании технологической культуры личности обучающегося. Являясь важным компонентом в системе школьного образования, предмет «Технология» открывает перед школьниками возможность применять знания из разных научных областей на практике и использовать их в проектной, конструкторской и технологической деятельности.

Длительное отсутствие модернизации в предметной области «Технология» привело к тому, что современное содержание предмета не отвечает требованиям постиндустриального общества. Нынешнее содержание учебной дисциплины ориентировано на изучение таких традиционных материалов и технологий производства, как металлообработка, деревообработка, технология обработки пищевых продуктов, сельскохозяйственного производства. Такое содержание предмета не может отвечать потребностям современного общества, которое нуждается в применении новых технологий и техники. Меняются требования и к будущему специалисту, который будет управлять современными технологическими процессами. Прежде всего от будущего специалиста требуется высокий уровень естественно-научной и математической подготовки, а также владение такими универсальными видами деятельности, как конструирование, моделирование, исследование и управление.

Несмотря на обновленные цели и задачи технологической подготовки школьников, в преподавании предмета «Технология» имеется ряд серьезных проблем, которые нельзя оставлять без внимания. Прежде всего это проблемы кадрового обеспечения учебного процесса. Нередки ситуации, когда в средних общеобразовательных школах уроки технологии проводят учителя совершенно других профилей, которые не заинтересованы в овладении содержанием предметного материала, не владеют методикой преподавания предмета и не обладают необходимыми компетенциями. Такая ситуация приводит к ухудшению качества технологической подготовки обучающихся, а это, в свою очередь, приводит к тому, что обучающиеся не могут на должном уровне выполнить элементарный чертеж детали, произвести технический расчет, изготовить объект труда, предусмотренный образовательной программой, участвовать в олимпиадах по технологии. В целом это снижает мотивацию школьников к изучению одного из основных предметов, формирующего знания технологических основ производства, трудовых умений и навыков.

Обозначенная проблема получила подтверждение при мониторинге учителей технологии средних общеобразовательных школ Калининградской области в 2016/2017 уч. г. К тому же данная проблематика характерна и для ряда общеобразовательных школ г. Курска и области. Общее количество учителей

технологии в образовательных организациях Калининградской области в 2016 г., согласно базе данных, составило 225 человек - по должности, 574 человека - по преподаваемому предмету. Такая разница объясняется тем, что технология преподается по совместительству учителями другого профиля. Анализ данных позволил определить и средний возраст учителя технологии - 51 год. Такой показатель свидетельствует о дефиците молодых педагогов, которые должны прийти на смену старшему поколению.

Хотелось бы отметить и другие проблемы в образовательной области «Технология»: низкий статус предмета, сокращение часов в учебных планах средних общеобразовательных школ, отсутствие специализированных кабинетов и учебных мастерских для проведения занятий по предмету, списание морально устаревшего оборудования без предоставления нового, современного.

В 2016 г. для оценки образовательной области «Технология» по таким показателям, как важность, востребованность, актуальность, было проведено анкетирование более 600 обучающихся и их родителей (свыше 200 человек) [Орешкина и соавт. 2016].

Результаты исследования показали, что существующее содержание предмета не удовлетворяет большую часть опрошенных детей и их родителей. Опрошенные практически единогласно отметили, что технология (как школьный предмет) с нынешним содержанием не актуальна, разделы программы не востребованы и не соответствуют потребностям современного общества. Однако родители, осознавая практическую направленность предмета, указали необходимые для жизни разделы (технология обработки пищевых продуктов, ремонтные работы в быту), обеспечивающие умения на бытовом уровне.

На вопрос анкеты «Какое содержание предмета "Технология" отвечает запросам потребителей образовательных услуг?» доминирующее число школьников и их родителей указали на следующие современные отрасли и технологии: дизайн, 3D-печать, лазерные и цифровые технологии, нанотехнологии, бизнес-проектирование. При обучении на профильном уровне респонденты отмечали эти же инновационные направления и технологии.

Аналогичные результаты были получены и при опросе учителей технологии, а также преподавателей вузов, осуществляющих подготовку студентов соответствующего профиля. Ответы экспертов практически не отличались от ответов опрошенных школьников и их родителей.

Эксперты (учителя технологии, преподаватели вузов) были единогласны с мнением обучающихся об устаревшем содержании предметной области «Технология», а также указали, что такие технологии, как обработка ткани, металла и древесины, практически не востребованы среди школьников.

Совпали ответы педагогов и на вопрос о необходимости изучения современных технологий, которые необходимо включить в содержание предметной области: 70% указали дизайн, 65% - технологии проектирования, цифровые технологии, 50% -робототехнику, ремонт бытовой техники, 45% - бизнес-проектирование, строительные и отделочные работы, ремонт автомобиля, 3D-печать [Там же].

Резюмируя ответы всех субъектов образовательного процесса, можно говорить о слабой заинтересованности школьников в изучении учебного предмета «Технология», а также об утрате актуальности традиционных разделов программы. Сложившаяся ситуация подталкивает к необходимости модернизации содержания и технологий обучения этой предметной области.

Обновление школьного предмета неизбежно, оно продиктовано требованием времени. В Послании Федеральному собранию 4 декабря 2014 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин одним из приоритетов государственной политики назвал

Национальную технологическую инициативу, цель которой - обеспечение технологического лидерства России в мире путем государственной поддержки развития наиболее перспективных отраслей, которые в ближайшие годы станут основой экономики [Национальная технологическая инициатива...].

Обозначенная проблематика послужила импульсом для разработки проекта научно-обоснованной концепции модернизации содержания и технологий преподавания предметной области «Технология», который в настоящее время проходит профессионально-общественное обсуждение.

«Разработка новой Концепции предметной области «Технология» представляет собой выбор приоритетов в технологической подготовке школьников. В зависимости от этого выбора технология как предмет и как практико-ориентированная область подготовки обучающихся будет ориентирована на изучение тех или иных технологий, технических систем, интегрировать в своей деятельности теоретические знания естественных, гуманитарных наук, математики, обеспечивать профориентацию в той или иной сфере профессионально деятельности и прочее» [Проект.].

Согласно концепции основные направления в реформировании содержания школьного технологического образования прежде всего будут связаны с изменением подходов к преподаванию образовательной области «Технология»:

- разработка инвариантных и вариативных модулей, охватывающих современные инновационные технологии;

- изучение актуальных направлений технологической подготовки за счет внеурочной деятельности технико-технологической направленности;

- организация технологической практики обучающихся на ведущих предприятиях региона (начиная с 7 класса);

- расширение вариативности изучения содержания предметной области за счет выделения до 30% учебного времени на реализацию региональной специфики, учитывающей запросы местной экономики и производства;

- изучение инновационных технологий в рамках образовательной области «Технология» в специально оборудованных мастерских и лабораториях, с обеспечением сетевой реализации программ совместно с колледжами и вузами, ЦМИТами и ресурсными центрами;

- создание возможностей для углубленной (в том числе профильной) технологической подготовки обучающихся в 8-11 классах по одному из направлений, в том числе с освоением рабочих профессий.

При обсуждении концепции предметной области «Технология» ведущие специалисты и преподаватели отметили актуальные цели изучения дисциплины в системе школьного образования: 51% - подготовка школьников к осуществлению эффективной трудовой деятельности; 37% - формирование технологической культуры обучающихся [Орешкина и соавт.].

Среди личностных результатов освоения предметной области «Технология» эксперты выделили такие качества, как системное мышление (69%), способность к техническому и художественному творчеству (63%), ответственность за результаты своего труда (51%), способность к осуществлению проектной деятельности (45%), деловая активность (34%) [Орешкина и соавт. 2016].

Технологическая подготовка школьников должна способствовать освоению таких видов деятельности, как конструирование (80%), проектирование (77%), моделирование (74%), исследование (60%), экспериментирование (43%), обработка данных (40%).

На основании приведенных данных в проекте Концепции были обозначены наиболее актуальные профили в технологической подготовке школьников:

- инженерно-технологический;

- агротехнологический;

- сервис-технологический;

- информационно-технологический;

- нанотехнологический.

«При этом инженерно-технологическое, агротехнологическое и сервис-технологические направления изучаются как на уровне основного общего образования отдельными курсами в предмете «Технология» (по выбору обучающихся), так и на уровне профильного обучения в старших классах. Информационно-технологическое направление и нанотехнологии могут быть только профилями обучения на уровне среднего общего образования, а в основной школе изучаются интегративно вместе с другими направлениями и модулями технологической подготовки либо углублённо отдельными курсами внеурочной деятельности или дополнительного образования» [Проект...].

В соответствии с логикой Концепции структура образовательной области «Технология» может быть представлена как совокупность учебных предметов и модулей (вариативных и инвариантных) технологической подготовки (рис. 1).

Структура образовательной области «Технология»

Учебные предметы

(базовая часть технологической подготовки обучающихся, направленная на реализацию основного содержания обучения технологии на общеобразовательном и профильном уровнях, уровне производственно-технологической

Модули

(содержательно и организационно завершенные направления, разделы технологической подготовки, выполняющие роль сквозных содержательных линий либо вариативных частей содержания обучения)

«Технология» (1-9 классы)

Инвариантные

«Несение и техническое конструирование» (7-9классы)

«Введение в профессиональную деятельность» (10-11 классы)

«Технологическая практика» (7-10 классы)

Вариативные (по напоавлениям)

Научно-техническая информация и технологическая документация

Технологические процессы и системы

Исследование материалов и структур

Инженерно-технологическое

-- Агрсггехнологическое

Моделирование и конструирование

Серей с-технологи ческое (сфера услуг)

Методы решения конструкторских и изобретательских задач

— Высокие технологии

Управление и контроль за технологиями

Проектирование и выполнение проектов

Рис. 1. Структура образовательной области «Технология»

Вариативные модули технологической подготовки могут быть реализованы в соответствии с одним из направлений: инженерно-технологическое, сервис-технологическое,

агротехнологическое на всех ступенях образования (рис. 2). При этом вариативная часть не должна превышать 30% от основного содержания рабочей программы по технологии.

Вариативная часть образовательной области «Технология»

£

Начальное общее образование

Инженерно-технологическое

Ж

Легоконструирование Основы роботехники Бумагопластика Технологии вязания Технологии работы с пластичными материалами Основы макетирования

Сервис-технологическое

Ремонтные работы Моделирование из бумажных материалов Конструирование из поделочных материалов Рукоделие Художественное оформление подарков

1

Агротехнологическое

Легоконструирование Основы роботехники Бумагопластика Технологии вязания Технологии работы с пластичными материалами Основы макетирования

Рис. 2. Вариативные модули технологической подготовки (по направлениям)

На основании вышеизложенного в проекте концепции обозначена цель рассматриваемой образовательной области в системе школьного образования, которая сформулирована следующим образом: «Основной целью предметной области "Технология" является формирование у обучающихся технологической культуры, необходимой каждому выпускнику для социально-трудовой адаптации на рынке труда, получения профессионального образования и осуществления персональной деятельности (использование современных технологий и техники в личной сфере, потребительских целях)» [Орешкина и соавт.].

Таким образом, требования постиндустриального общества, уровень развития современной экономики и производства подталкивают образовательную область «Технология» расширить свои границы для формирования технологической культуры на разных уровнях: потребительском, творческом, проектировочном, с использованием инновационных технологий обучения.

Одобренную в 2015 г. решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию Минобрнауки России новую примерную основную программу основного общего образования по технологии для 5-9 классов по праву можно считать одним из шагов в сторону модернизации предмета (Предметная область «Технология» основной школы (5-9 классы): примерная программа и элементы УМК: методическое пособие / Г.Б. Голуб, Е.Я. Коган, Е.А. Перелыгина, В. А. Прудникова; под общ. ред. проф. Е.Я. Когана. М.: Федеральный институт развития образования, 2015. 210 с.). Разработанная программа в корне меняет содержание и методологию технологического образования обучающихся основной школы.

В примерной программе обозначены новые подходы в преподавании и содержании дисциплины, которые отсутствуют в действующих программах по технологии, но необходимость которых очевидна.

Отличительными особенностями новой примерной программы по технологии для 5-9 классов является отсутствие деления на технологические профили (индустриальные технологии, технологии ведения дома, сельскохозяйственные технологии), отказ от обучения по гендерным признакам обучающихся, деление класса на подгруппы осуществляется в соответствии с тематикой практических работ.

Несмотря на перемены, связанные с модернизацией системы образования, основной дидактической единицей учебного процесса продолжает оставаться урок, эффективность которого во многом определяется применением современных образовательных технологий в учебном процессе. В технологической подготовке школьников центральное место отводится проектной технологии, использование которой способствует развитию познавательных способностей обучающихся, а также самостоятельному поиску и решению проблем. В свою очередь, решение поставленных проблем требует от ученика привлечения и актуализации знаний из разных научных областей. Включение в учебный процесс метода проектов позволяет решить проблемы дифференцированного обучения (уровневая и профильная дифференциация) школьников.

Содержание предметной области «Технология» может быть реализовано посредством двух учебных предметов: «Технология» (1-11 классы) и «Черчение и графика» (8-9 классы). Второй предмет способствует формированию графической культуры, систематизации и расширению графических знаний, умений и навыков, полученных на уроках технологии. «Черчение и графика» как предмет более всего способствует развитию пространственного, технического, конструкторского мышления обучающихся.

«Высокоразвитое пространственное мышление является достаточно аргументированным и высоким показателем интеллектуальных и творческих способностей человека, служит мощным средством и источником добывания многоаспектной информации, заключенной в графических изображениях, знаках, символах, кодах и т.п., как для школьников и студентов, так и для специалистов самых разных специальностей» (В.Ю. Щербакова). Развитое пространственное мышление определяется способностью свободно оперировать пространственными образами.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В свою очередь, эта способность «... является тем фундаментальным умением, которое объединяет разные виды учебной и трудовой деятельности. Оно рассматривается как одно из профессионально важных качеств» (И.С. Якиманская). Пространственное мышление становится неотъемлемым компонентом в подготовке будущих специалистов инженерного профиля, которые должны обладать способностью воплощать свои мысли, идеи, предложения в графические образы - схемы, чертежи, эскизы. Владение графическим языком позволяет школьникам ориентироваться в системе технического образования и современных технологических процессах, технологиях. Осваивая графический язык, обучающиеся постигают опыт профессионально-технической этики. Таким образом, значимость предмета «Черчение и графика» в технологической подготовке школьников очевидна.

В 2016 г. был проведен мониторинг школ г. Калининграда и Калининградской области на предмет преподавания черчения. Результаты оказались неутешительны, более 59% школ горда Калининграда и 45% школ Калининградской области исключили черчение из перечня изучаемых предметов, около 23% школ города и 29% школ в области все же преподают его как самостоятельную дисциплину. Только в 13% случаев предмет «Черчение» является модулем в предметной области «Технология» (рис. 3).

Диаграмма 1 Преподавание черчения в школах Калининграда

Диаграмма 2 Преподавание черчения в школах Калининградской области

59%

45%

29%

Не преподается

■ Как самостоятельный предмет

■ Модуль в образовательной области "Технология"

■ Элективный курс

Не преподается

■ Как самостоятельный предет

■ Модуль в образовательной области "Технология"

■ Элективный курс

Рис. 3

Сложившаяся ситуация говорит об отсутствии понимания о значимости дисциплины у реформаторов школьного образования, «... о продуманном отчуждении целого поколения от "языка техники". Такое осознанное или бессознательное движение к лишению самостоятельности предмета уже привело к катастрофическому снижению уровня пространственного, технического, конструкторского и, наконец, творческого мышления молодых россиян» (О.П. Шабанова). Обозначенная проблема полностью противоречит приоритетной задаче государства - подготовка высококвалифицированных кадров инженерного профиля, умеющих воплощать свои предложения и идеи в графические образы.

Недостаточно развитое пространственное мышление вызывает огромные трудности при решении графических задач, в которых требуется переход от плоского чертежа к объемной модели и наоборот, а также задачи на преобразования исходной детали и изменение ее положения в пространстве. Не имея достаточного уровня сформированности пространственного мышления, школьники лишаются способности реализовывать в жизни свои пространственно-образные идеи.

Анализ типичных ошибок, допускаемых в графических работах студентов первокурсников средних профессиональных учебных заведений г. Калининграда, показал, что самые большие трудности вызывают графические задачи, требующие мысленных операций с пространственными образами: построение третьей проекции по двум заданным (75%), построение аксонометрической проекции модели (60%), построение чертежа детали с преобразованием исходного изображения (83%) или изменением положения исходного объекта (87%).

«Обучая технической, инженерной и компьютерной графике школьников, мы создаем мощную основу их профессиональной ориентации. Профилизация обучения в старших классах закладывает ориентацию учащихся на сферу будущей профессиональной деятельности, создает условия их самореализации, проявления познавательных интересов, раскрывает потенциал способностей школьников» (О. П. Шабанова).

Поскольку решение графических задач эффективно способствует формированию и развитию пространственного мышления, необходимо вводить графические дисциплины в старших классах - как предмет по выбору или в качестве элективных курсов.

Таким образом, рассмотренные проблемы развития и совершенствования методики преподавания образовательной области «Технология» позволят учителям средних общеобразовательных школ по-новому подойти к изучению данного предмета, что также будет способствовать формированию технологической и графической культуры у школьников при дальнейшем их обучении в системе среднего профессионального и высшего образования.

Библиографический список

Концепция формирования технологической культуры молодежи в общеобразовательной школе / П.Р. Атутов, О.А. Кожина, В.П. Овечкин, В. Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцев // Школа и производство. 1999. №1. С. 5-12.

Логвинова О.Н., Махотин Д.А. Направления модернизации предмета «Технология»: мнение учителей, обучающихся и их родителей // Школа и производство. 2017. №2. С. 3-6.

Национальная технологическая инициатива: программа мер по формированию принципиально новых рынков и созданию условий для глобального технологического лидерства России к 2035 году. URL: http: /asi.ru/nti/ (дата обращения: 13.09.2017).

Орешкина А.К., Махотин Д.С., Логвинова О.Н. Модернизация предметной области «Технология»: итоги экспертного обсуждения // Школа и производство. 2016. №8. С. 3-5.

Орешкина А.К., Махотин Д.С., Логвинова О.Н. Подходы к модернизации содержания и технологий обучения в предметной области «Технология» URL: http://www.predmetconcept.ru/subject-form/technology. (дата обращения: 13.09.2017).

Проект научно-обоснованной концепции модернизации содержания и технологий преподавания предметной области «Технология». URL: http://www.predmetconcept.ru/subject-form/technology. (дата обращения: 13.09.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.