Научная статья на тему 'СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕНИКОВ'

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1338
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / СУБЪЕКТ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРИНЦИПЫ СДП / ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шинкарева Н.В., Шевченко В.И., Чанышева С.Р., Ефременко А.В.

Обществу нужны образованные граждане, самостоятельно принимающие ответственные решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству, мобильные и конструктивные. Поэтому так важно ещё в школе вооружить учащихся таким необходимым умением, как умение учиться. А это возможно с использованием системно - деятельного подхода в обучении. Системно-деятельностный подход превращает обучение в процесс сотрудничества и сотворчества ученика и учителя. Это позволяет повысить учебную мотивацию и организовать продуктивную учебную деятельность на уроке, является важнейшим условием успешного формирования предметных и ключевых компетенций учащихся, т.к. успешность ребёнка в учебе зависит от того, насколько он стал субъектом собственной учебной деятельности, научился ее самостоятельно планировать и реализовывать.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕНИКОВ»

решения поставленной задачи» поиском путей преодоления затруднений, потребностью вносить элементы новизны в конструкцию изделий, способы выполнения задания, умением применять знания и навыки в новой ситуации. Для оценки результатов по формированию у учащихся творческой активности приняты три уровня ее оценки. На основе этих уровней проводится сравнение учащихся до начала, процессе проследования и на завершающем этапе.

Одним из аспектов творческой направленности технологической подготовки является рационализаторская и изобретательская деятельность. Рационализаторскую деятельность делят на три этапа: выбор задачи, определение технического противоречия, устранение технического противоречия. При этом учитывается необходимость включения учащихся в совместную с наставниками рационализаторскую деятельность, что способствует не только созданию новых конструкций, совершенствованию технологии и организации труда, но что значительно важнее в план воспитания совершенствование семой личности, воспитание творческой активности.

Воспитание творческой активности является одним из методов подготовки учащихся к творчеству. В процессе занятий учитель контролирует деятельность учащихся, устраняет ошибки, постоянно побуждает учащихся к дискуссии, в том числе и при обсуждении предстоящего задания, использует проблемные вопросы.

В процессе решения творческих задач школьников учат применять логические приемы анализа, сравнения, классификации, абстрагирования, использовать технические рисунки, чертежи, схемы, графики, рассматривают технические объекты о точки зрения соответствия их различным требованиям к конструированию выявлению преимуществ одних конструкций перед другими. Список использованной литературы:

1. В.Н.Ероменко Особенности технологического образования в формировании творческих возможностей учащихся. Научный журнал "Современные наукаёмкие технологии" №3 М-2016

2. Ю.С.Столяров, и др. Техническое творчество учащихся. М:."Просвещение" 1989.

3. А.П.Журавлева, Л.А.Болотина Начальное техническое моделирование. М:."Просвещение" 1982.

4. Ю.А.Хотунцов Современное технологическое образовании. М-2019

5. Ю.А.Хотунцов Технологическое образования школьников. М-2014

6. В.Ф.Кузнецов Интеграция образования М-2013

© Турдыев Э.Ж., Бердиев А.Х., Астанова М.М., Рузимуродов О.Т., 2020

УДК51

Шинкарева Н.В.

учитель математики МБОУ СОШ №4 г.Белгород, Почётный работник общего образования РФ,

Шевченко В.И.

учитель математики МБОУ СОШ №4 г.Белгород,

Чанышева С.Р.

учитель математики МБОУ СОШ №4 г.Белгород,

Ефременко А.В. учитель математики МБОУ СОШ №4 г.Белгород,

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕНИКОВ

Аннотация

Обществу нужны образованные граждане, самостоятельно принимающие ответственные решения в

ситуации выбора, способные к сотрудничеству, мобильные и конструктивные. Поэтому так важно ещё в школе вооружить учащихся таким необходимым умением, как умение учиться. А это возможно с использованием системно - деятельного подхода в обучении.

Системно-деятельностный подход превращает обучение в процесс сотрудничества и сотворчества ученика и учителя. Это позволяет повысить учебную мотивацию и организовать продуктивную учебную деятельность на уроке, является важнейшим условием успешного формирования предметных и ключевых компетенций учащихся, т.к. успешность ребёнка в учебе зависит от того, насколько он стал субъектом собственной учебной деятельности, научился ее самостоятельно планировать и реализовывать.

Ключевые слова:

Системно-деятельностный подход, субъект учебной деятельности, принципы СДП, технологии.

История школьного образования свидетельствует о том, что кроме формирования системы взглядов основной ценностью образования были, есть и будут знания, а результатом - реализация этих знаний в жизни. Тем не менее, мы замечаем, что школьное образование недостаточно обеспечивает выпускников инструментами использования полученной системы знаний в дальнейшей жизни.

Современные проводимые исследования подтверждают лидерство российских школьников в теоретических знаниях, но когда речь заходит о заданиях, в которых необходимо продемонстрировать эти знания, анализировать их, делать выводы, результаты оказываются ниже учеников других высокоразвитых государств. С чем это связано? С подходом в образовании или с низким качеством обучения, не дающим ученикам необходимых навыков и умений?

Несмотря на произошедшие изменения в современном обществе, переходом на федеральные государственные образовательные стандарты, школьный урок был и остаётся фактически единственным инструментом обучения в школе. В принципе сам урок мало в чём претерпел изменения. На разных предметных уроках изучаются разные понятия, где и происходит контроль их усвоения. Однако на уроке по другому предмету лишь подразумевается, что учащийся будет применять полученные «по соседству» знания. И если он этого не делает, то «виновным» считается сам ученик. Но таких учеников так много, что впору задаться вопросом: «почему с ростом суммы знаний не растёт компетентность учащихся?».

Тем не менее, жизнь требует от подрастающего поколения навыков и умений, начиная от способности с первых дней эффективно учиться выбранной профессии и заканчивая выстраиванием позитивных отношения с другими людьми, осознанием своих потребностей и реальных жизненных целей.

Т.е. наряду с теоретическими знаниями от школьного образования сейчас требуется обучение тому, как и где, применить эти знания, как находить необходимую информацию и как её интерпретировать.

Именно поэтому новые образовательные стандарты опираются на понятие системно-деятельностного подхода, представляющего собой учебный процесс, который направлен на активную познавательную деятельность школьника. При этом используются различные приёмы и формы обучения, требующие от учащегося самостоятельности. Но разве раньше учебный процесс не был направлен на развитие познавательности учащихся, их самостоятельности? Главное противопоставление традиционному процессу - учить, «что делать со знаниями» и как делать, а не только «что знать».

Результатом системно-деятельностного подхода является:

- создание особой среды для развития учеников;

- активная учебно-познавательная деятельность обучающихся;

- основы будущего саморазвития личности;

- учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей детей.

Из пассивного потребителя знаний, ученик становится активным и довольно таки самостоятельным звеном образовательного процесса, а понятие «деятельность» становится ключевым критерием обучения.

Такой подход не является чем-то новым, возникшим не откуда. Он основывается на теории отечественного ученого и психолога Выготского Л.С., которая нашла практическое применение в работах и методических разработках его учеников: П. Я. Гальперина, А. Г. Асмолова и многих других. Эту идею «учения через деятельность» высказывал ранее американский ученый Дьюи. В числе основных принципов

он указывал учение через обучение мысли и действию и учёт интересов учеников.

Что же такое системно-деятельностный подход?

Само понятие «системно-деятельностный подход» было введено в 1985 году. Такой подход является объединением системного подхода, который разрабатывался в исследованиях таких классиков отечественной педагогической науки, как Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов и деятельностного, основателем которого являются известный отечественный психолог Л.С. Выготский и его последователи: Д.Б.Эльконин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Л.В. Занков, А.Г. Асмолов и др.

Системно-деятельностный подход - это организация самостоятельной учебно-познавательной деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями и навыками. Ключевыми моментами его является постепенный уход от информационно-репродуктивного знания к знанию действия.

Впервые системно-деятельностный подход к учебному процессу был применён Ю.К.Бабанским, который рекомендовал выделять элементы системы обучения с точки зрения основных элементов учебного процесса: целевой, мотивационный, содержательный, организационный, контрольно-корректирующий, оценочно-результативный.

Все эти элементы тесно взаимосвязаны и находятся в строгой последовательности. Таким образом, рассмотрение обучения как единого взаимосвязанного процесса взаимодействия учителя и обучающегося является одним из основных требований системного-деятельностного подхода к обучению.

Как же реализуется системно-деятельностный подход? На практике его реализация проходит через соблюдение ряда принципов:

- Деятельность ученика выражается не в получении знаний в готовом виде, а в их поиске. Условием этой работы выступают нормы учебной деятельности, которые принимаются и совершенствуются самим учеником.

- Непрерывность обучения - согласованность и преемственность между изучаемыми предметами, методиками и этапами обучения. Этот же принцип включает в себя учёт возрастных и психологических особенностей детей.

- Целостность обучения - формирование учениками представления о мире, включающем в себя природу, общество, науки и самого себя, как о целостной системе, где все взаимосвязано и каждый элемент имеет свое место.

- Принцип минимакса с одной стороны, предлагает учащемуся максимальный уровень материала для усвоения данной возрастной группой, а с другой обеспечивает овладение этим материалом на уровне социально безопасного минимума, т.е. не ниже государственного стандарта знаний.

- Психологическая комфортность обеспечивает устранение неблагоприятных, стрессообразующих факторов учебного процесса и создание педагогической атмосферы сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

- Вариативность предполагает формирование учениками способностей и навыков к нахождению различных вариантов для принятия адекватных решений в ситуации выбора.

- Творческий принцип направлен на приобретение в обучении учащимися собственного опыта творческой, креативной деятельности.

Так же глубоко отличаются в системно-деятельностном подходе этапы оценки, коррекции и выдачи домашнего задания.

Поскольку целью этого подхода является максимальная и безболезненная интеграция ученика по достижению определённого возраста во взрослую жизнь, то объектом главного внимания этого метода является зона ближайшего развития ребёнка, т.е. область потенциальных возможностей. С одной стороны, в этой зоне находится эффективное взаимодействие ученика со взрослыми людьми, но одновременно продуктом этого взаимодействия выступает новый уровень решения учебных задач. Другими словами речь идет о непрерывном и всестороннем развитии личности ученика.

Чтобы дать возможность учащимся «нащупать» эту зону ближайшего развития, учитель выступает не в роли транслятора новой информации, как это было раньше а ставит перед учениками вопросы и методически руководит поиском учеников ответов на них. Деятельность же школьников направлена на

использование не только ранее полученных знаний и умений, но и привлечение дополнительных источников: энциклопедий, справочников, словарей и т.д.

В отличие от традиционного подхода, системно-деятельностный нуждается и строится на познавательном мотиве у учеников. Используя его, учащиеся приобретают новые знания путём выполнения определённых действий. В результате для применения приобретённых знаний ученикам потребуются найти и освоить конкретные способы действий.

Ещё одной задачей системно-деятельностного подхода является создание условий, при которых ученики будут использовать содержание и результаты обучения, как в решении значимых жизненных задач, так и в повседневной жизни.

Какие технологии способствуют реализации системно-деятельностного подхода? К ним можно отнести:

- Информационные и коммуникативные технологии.

- Технологии создания и решения учебных ситуаций, актуальных для изучения окружающего мира.

- Технологии реализации проектной деятельности.

- Технологии уровневой дифференциации обучения.

Одной из них, позволяющих добиться значительных результатов в развитии ребёнка, является технология проектной деятельности, предполагающая рост компетенций автора на каждом этапе проекта. Т.е. сам ученик становится «продуктом» своего же проекта.

Метод проектов был рождён на теории американского учёного Дьюи и его коллег «прагматической педагогики». В России попытка внедрения метода проектов в школе была апробирована в начале советской власти, но потерпела неудачу. Однако в других европейских странах этот метод нашёл широкое использование в школьных программах.

Необходимо заметить, что главный тезис проектного метода хорошо согласуется с логикой системно-деятельностного подхода: «всё, что я познаю, я знаю, для чего это нужно мне, где и как я могу применить эти знания». Проекты помогают ребёнку формировать адекватную самооценку, учат его размышлять и прогнозировать. Ведь именно в школьном возрасте в человеке закладываются основы значимых ценностных установок и личных качеств, поэтому, проектный метод должен широко использоваться в силу своей эффективности и ряда преимуществ.

Самостоятельное мышление и способность анализировать, умение связно высказываться, строить гипотезы и отстаивать свою точку зрения, представление о границах собственного знания и незнания - вот черты школьника, к которым следует стремиться. И новая роль «исследователя» в системно-деятельностном подходе заинтересует детей в учебном процессе, который в свою очередь станет процессом активного познания.

Вместе с тем, системно-деятельностный подход открывает новые возможности для формирования творческой и ответственной личности ребёнка, активную роль в этом будут играть не только учителя, но и сами дети.

Новые цели в системе образования неизбежно изменяют всю методическую составляющую подготовки и деятельности учителей. Одно из этих изменений - системно-деятельностный подход - т.е. переход от объяснительного способа обучения к деятельностному, где ученик становится активной частью, субъектом учебной деятельности.

Список использованной литературы:

1. Асмолов А.Г. Системно - деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения - М: Педагогика, 2009 - №4, С.18-22.

2. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю.К. Бабанский. - М.: Просвещение, 1985. - 94 с.

3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1989. - 114 с.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Минобрнауки РФ. - М.: Просвещение, 2011. - 48с.

© Шинкарева Н.В., Шевченко В.И., Чанышева С.Р., Ефременко А.В., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.