Научная статья на тему 'Техническое творчество учащихся профильных классов при обучении физике в образовательной системе «Школа технический вуз»'

Техническое творчество учащихся профильных классов при обучении физике в образовательной системе «Школа технический вуз» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
470
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО УЧАЩИХСЯ / THE TECHNICAL TRAINING / THE TECHNICAL CREATIVITY OF PUPILS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акулова Ю. В., Глушков В. Ф.

В статье рассматривается проблема организации технического творчества учащихся в процессе профильной технической подготовки. Представлены результаты экспериментального исследования по развитию технического творчества старшеклассников при изучении физики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Акулова Ю. В., Глушков В. Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNICAL CREATIVITY IN SPECIALIZED CLASSES AT TRAINING PHYSICS IN EDUCATION "SYSTEM SCHOOL TECHNICAL UNIVERSITY"

In this article the problem of the organization of technical creativity of students in the course of profile technical training is considered. The results of an experimental research on development of technical creativity of senior pupils at physics studying are presented.

Текст научной работы на тему «Техническое творчество учащихся профильных классов при обучении физике в образовательной системе «Школа технический вуз»»

УДК 372.853

Ю.В. Акулова, соискатель СибГУПС; В.Ф. Глушков, профессор СибГУПС, г. Новосибирск, Е-mail: [email protected]

ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО УЧАЩИХСЯ ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА - ТЕХНИЧЕСКИЙ ВУЗ»

В статье рассматривается проблема организации технического творчества учащихся в процессе профильной технической подготовки. Представлены результаты экспериментального исследования по развитию технического творчества старшеклассников при изучении физики.

Ключевые слова: техническая подготовка, техническое творчество учащихся.

В условиях непрерывно изменяющегося производства и происходящих социально-экономических преобразований в стране, все большую значимость приобретает творческий труд. Только творчески относящийся к деятельности человек в состоянии решить весь комплекс практических и теоретических задач, которые ставит перед ним научно-технический прогресс.

Подготовка учащихся к научно-творческой деятельности должна осуществляться на всех этапах профессионального образования, одним из которых является профильное обучение в образовательной системе «школа - технический вуз». Учебно-воспитательный процесс в системе «школа - технический вуз» имеет ряд существенных особенностей, характерных только для него. При налаженной системе взаимодействия школьного и вузовского образования реализуется принцип опережающего обучения, обеспечивается преемственность в становлении личности обучающегося, в содержании, методах и средствах обучения. Важным элементом довузовского обучения в системе «школа - технический вуз» является ориентация учащихся на получение инженерно-технического образования. В рамках подготовки к будущей инженерной деятельности в задачи профильного обучения в системе «школа - технический вуз» входит развитие технического творчества учащихся.

В психолого-педагогической литературе содержится широкий спектр определений понятия «техническое творчество учащихся». На наш взгляд, наиболее развернутым является определение, предложенное В.Е. Алексеевым, А.И. Влазние-вым и Д.М. Комским. Техническое творчество учащихся - это самостоятельная педагогически направляемая, осуществляемая на уроках и внеклассных занятиях деятельность учащейся молодежи, направленная на решение творческих технических задач, создание объективно и субъективно новых общественно или индивидуально полезных технических объектов и эффективно способствующая формированию знаний, умений, навыков и качеств личности, присущих изобретателям [1, с. 114 -115].

Развитие технического творчества учащихся мы рассматриваем как закономерное, направленное и необратимое качественное изменение по линиям:

1) познавательной сферы (развитие пространственного воображения, творческого технического мышления);

2) психологической структуры и содержания деятельности (развитие мотивации, освоение способов и средств творческой деятельности);

3) личности (наблюдательность, самоорганизация).

В нашем исследовании основной формой организации обучения учащихся техническому творчеству является урок. В качестве других форм привлечения учащихся к творческой технической деятельности мы использовали: домашние задания, семинары, факультативные занятия, научно-практические конференции, олимпиады, экскурсии, вечера по физике и технике.

Организация технического творчества учащихся в процессе обучения физике включает следующие действия со стороны учителя при подготовке к уроку и его проведении:

• анализ уровня подготовленности учащихся к усвоению нового материала, решению задач, выполнению практических и лабораторных работ, осуществлению творческой технической деятельности.

• постановка целей и задач урока;

• отбор учебного материала, определение структуры урока;

• выбор методов, средств, организационных форм работы учащихся;

• организация деятельности учащихся на уроке;

• анализ результатов урока.

При подготовке к уроку подбор учебного материала необходимо осуществлять с учетом его возможностей для организации деятельности учащихся, способствующей развитию технического творчества. Так, целесообразно использовать материал, раскрывающий суть физических законов, явлений, процессов, теорий на основе использования специальных демонстрационных установок; материал, иллюстрирующий применение изучаемых физических явлений и законов в технике и принципы действия некоторых технических устройств и установок; материал, на основе которого возможны организация и проведение учащимися самостоятельных исследований, экспериментов, конструирования технических устройств.

Определяя структуру и содержание урока, следует учитывать факторы, способствующие развитию технического творчества учащихся при обучении физике.

1. Организация разнообразной творческой технической деятельности учащихся (решение творческих технических задач; выполнение лабораторных работ исследовательского характера; выполнение творческих заданий, требующих самостоятельного обоснования и доказательства рассматриваемых физических явлений и закономерностей и др.).

2. Создание учителем проблемных ситуаций и приобщение учащихся к их решению.

3. Осознание учащимися сущности творческой технической деятельности и её основных этапов.

4. Постановка перед учащимися ближайших и перспективных целей в их учебной и творческой деятельности.

5. Постановка перед учащимися заданий, требующих:

• обнаружения и формулировки технической проблемы;

• анализа проблемной ситуации;

• мысленного эксперимента;

• прогнозирования, выдвижения и обоснования гипотезы;

• установления причинно-следственных связей и отношений;

• рассмотрения одних и тех же физических фактов, явлений и закономерностей под различным углом зрения и др.

6. Систематическая организация самостоятельной работы учащихся по овладению:

• формально-логическими операциями и приемами умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация и др.);

• основами методов научных исследований;

• некоторыми методами решения творческих технических задач;

• приемами планирования, самоконтроля, регулирования.

7. Активизация познавательного интереса учащихся:

• анализ истории великих открытий, анализ деятельности ученых на пути к открытию и изобретению;

• новый подход к рассмотрению ранее известных или уже изученных явлений, закономерностей;

• ознакомление учащихся с современными достижениями науки и техники;

• показ жизненно-практической значимости рассматриваемой проблемы.

8. Организация деятельности различных категорий учащихся (уровневая дифференциация).

9. Поощрение творческой деятельности учащихся.

10. Использование способов постановки задач, обеспечивающих высокую степень познавательной активности учащихся (например, видео-задачи, парадоксы, софизмы и др.).

11. Соблюдение меры трудности предлагаемых учащимся творческих технических задач. Выполнение задания должно быть доступно учащимся, но при этом требовать определенных усилий.

12. Организация в процессе творческой деятельности учащихся ситуаций соревнования, конкурса (защита выдвинутых гипотез, «проектов», приборов, моделей; обоснование «открытий» и «изобретений» с элементами дискуссий и обсуждений).

Под методами вовлечения учащихся в творческую техническую деятельность мы понимаем способы работы педагогов и учащихся, в процессе которой достигается усвоение последними знаний, умений и навыков, необходимых для технического творчества, формирования положительного отношения к этой деятельности, развитие творческой активности [2].

В процессе работы с учащимися по развитию технического творчества мы использовали следующие методы: конструирование и моделирование; экспериментальные исследования; теоретический анализ; решение творческих технических задач; мысленный эксперимент. Экспериментальное исследование показало, что применение этих методов способствует развитию творческих способностей учащихся и повышению у них интереса к технике.

В зависимости от целей урока и его содержания, мы применяли различные организационные формы работы: 1) работа со всемклассом; 2) работа с дифференцированными по уровням группами; 3) работа со смешанными по составу группами; 4) индивидуальная работа.

Основным средством реализации процесса развития технического творчества учащихся профильных классов при обучении физике в образовательном комплексе «школа - технический вуз» являлась специально разработанная система задач, ориентированных на приобретение учащимися знаний, умений и навыков в области техники; опыта творческой технической деятельности; развития творческого технического мышления.

В результате анализа научных работ (В.Е. Володарский, И.Я. Лернер, Т.А. Пушкина, А.И. Уман, В.А. Черкасов и др.) и собственного педагогического опыта были сформулированы основные принципы построения системы задач, которые способствуют развитию способностей к творческой технической деятельности.

1. Принцип научности требует соответствия содержания предлагаемых учащимся задач уровню современной науки.

2. Принцип полноты охвата основных приемов творческой технической деятельности требует специальных задач, в процессе анализа и решения которых учащиеся могли бы обучаться:

• всем формально-логическим операциям и приемам умственной деятельности (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация и др.);

• основам методов научных исследований (экспериментальный, математический, моделирование);

• некоторым методам решения творческих технических задач;

• приемам планирования, самоконтроля, регулирования.

3. Принцип связи теории с практикой предполагает подбор задач, иллюстрирующих практическую значимость изучаемого материала. При этом способы постановки учебных

задач должны быть максимально приближены к проблемам, возникающим в реальной жизни.

4. Принцип доступности предполагает последовательное усложнение выполняемых учащимися учебных задач и заданий с соблюдением меры трудности.

5. Принцип преемственности - проявляется в реализации взаимосвязей при решении учебных задач между знаниями, умениями и навыками, полученными учащимися на разных этапах обучения.

6. Принцип вариативности предусматривает возможность выбора обучающимися личностно значимых задач. Т. е. в системе должны быть предусмотрены задачи, позволяющие организовать деятельность различных категорий учащихся на всех этапах усвоения знаний.

Оценка эффективности разработанной системы задач производилась по следующим критериям:

1. Соответствие знаний, умений, навыков учащихся требованиям государственного стандарта к уровню подготовки выпускников средней школы.

2. Полнота сформированности умений к осуществлению творческой технической деятельности.

3. Динамика изменения направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной творческой деятельности при изучении физики.

4. Критерий х2 , применяемый для оценки вероятности распределения учащихся контрольной и экспериментальной групп по уровням соответствия требованиям государственного стандарта, уровням сформированности умений к осуществлению творческой технической деятельности.

Для оценки полноты сформированности умений к осуществлению творческой технической деятельности мы определили четыре уровня развития технического творчества учащихся (таблица 1).

Таблица 1

Характеристика уровней развития технического творчества учащихся____________________________________________________

Уровень I. Постановка проблемы, формулировка технической задачи. Умение видеть, анализировать техническую проблему и формулировать техническую задачу.

1 Наличие технической проблемы устанавливает учитель. Анализ проблемы и формулировку технической задачи осуществляет учитель.

2 Постановка технической проблемы, её анализ и формулировка технической задачи осуществляются при помощи учителя.

3 Наличие технической проблемы устанавливается с помощью учителя. Анализ технической проблемы и формулировка технической задачи осуществляется учащимся самостоятельно.

4 Учащийся самостоятельно устанавливает техническую проблему, анализирует её и формулирует техническую задачу.

Уровень II. Работа с различными источниками информации. Умение находить и отбирать необходимую информацию по рассматриваемой технической проблеме.

1 Информация по технической проблеме предоставляется учителем.

2 Для получения информации по технической проблеме учащиеся используют только учебную литературу, часть необходимой информации предоставляет учитель.

3 Учащиеся самостоятельно отбирают информацию по технической проблеме из источников, рекомендованных учителем.

4 Учащиеся самостоятельно находят необходимую информацию по рассматриваемой технической проблеме, используя различные источники: учебную литературу, научно-популярные журналы, Интернет и др.

Уровень III. Поиск идеи решения технической задачи. Умение выдвигать предположения и гипотезы.

1 Идею решения задачи предлагает учитель.

2 Учащиеся выбирают одну идею решения из нескольких, предложенных учителем.

3 Учащиеся самостоятельно выдвигают одну гипотезу решения технической задачи.

4 Учащиеся самостоятельно находят несколько идей решения технической задачи.

Уровень IV. Решение технической задачи. Умение находить новые методы решения технических проблем.

1 Задачу решает учитель, учащиеся усваивают метод решения.

2 Решение задачи осуществляется учащимися ранее известными методами под руководством учителя.

3 Учащиеся самостоятельно применяют ранее усвоенные методы решения технических задач в новой ситуации.

4 Учащиеся самостоятельно находят новые методы решения технической задачи.

Уровень V. Оценка правильности решения. Умение теоретически или экспериментально доказывать гипотезу.

1 Способ проверки гипотезы предлагает учитель, проверку осуществляют учащиеся под руководством учителя.

2 Способ проверки гипотезы предлагает учитель, проверка осуществляется учащимися.

3 Способ проверки гипотезы разрабатывается учащимися при помощи учителя, проверку гипотезы учащиеся осуществляют самостоятельно.

Динамика изменения коэффициентов полноты ской деятельности__________________________

4 Учащиеся самостоятельно разрабатывают способы проверки гипотезы и осуществляют их на практике.

Уровень Мотивация творческой технической деятельности при обучении физике.

1 Учащиеся не стремятся к самостоятельным действиям, у них преобладает внешняя мотивация учения, их активность носит вынужденный характер.

2 Для учащихся характерно стремление к репродуктивному виду деятельности. Они успешно действуют по алгоритму в стандартной ситуации с опорой на частичную помощь учителя.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 У учащихся интерес к решению творческих технических задач заметно выше, чем к репродуктивному виду деятельности.

4 У учащихся этого уровня сильно выражены интерес и стремление к решению именно творческих технических задач.

Базой экспериментального исследования являлись Центр довузовского образования ГОУ ВПО «Сибирский государственный университет путей сообщения», Технический лицей №128, МОУ СОШ №23, №100, №184 г. Новосибирска. В эксперименте приняли участие 496 учащихся, экспериментальная группа составила 243 учащихся, контрольная - 166 учащихся. Результаты экспериментального исследования сформированности у учащихся умений к осуществлению творческой технической деятельности представлены в таблицах 2,3. Достоверность результатов оценивалась по %2 -критерию Пирсона, при уровне значимости 0,05.

Таблица 2

ти у учащихся умений к осуществлению творческой техниче-

Умения № Значения К

ЭГ КГ

1 срез 2 срез 3 срез 1 срез 2 срез 3 срез

I. 0,34 0,45 0,62 0,34 0,35 0,37

II. 0,36 0,48 0,65 0,37 0,39 0,41

III. 0,34 0,43 0,59 0,34 0,35 0,37

IV. 0,34 0,42 0,63 0,34 0,35 0,39

V. 0,34 0,41 0,61 0,34 0,36 0,38

Примечание: ЭГ - экспериментальная группа, КГ - контрольная группа, К - коэффициент полноты сформированности конкретного умения.

Таблица 3

______________Распределение контрольных и экспериментальных групп по уровням развития технического творчества__________

№ среза Группа Число учащихся Число учащихся, достигших данного уровня Т набл Т крит

I II III IV

1. ЭГ 243 161 71 11 0 0,02

КГ 166 110 48 8 0 7,82

2. ЭГ 243 108 95 33 7 17,46

КГ 166 104 51 11 0 7,82

3. ЭГ 243 47 48 130 18 99,20

КГ 166 99 44 21 2 7,82

Примечание: ЭГ - экспериментальная группа, КГ - контрольная группа, Ткрит - критическое значение X -критерия Пирсона, Тнабл - значение X -критерия Пирсона по результатам срезов.

Результаты проведенного эксперимента свидетельствуют решению специально разработанной системы задач при обу-о положительном влиянии целенаправленной организации чении физике в системе «школа - технический вуз». творческой технической деятельности старшеклассников по

Библиографический список

1. Алексеев, В.Е. Деятельность учащихся в сфере техники: сущность основных понятий и педагогический аспект / В.Е. Алексеев, А.И. Влаз-ниев, Д.М. Комский // Понятийный аппарат педагогики и образования: сб. науч. тр. - Екатеринбург, 1995. - Вып. 1.

2. Зеер, Э.Ф. Подготовка учащихся школ и профтехучилищ к творческому техническому труду на предприятии // Психолого-педагогические особенности подготовки учащихся к творческому техническому труду: сб. науч. трудов. - Свердловск: Свердловский гос. пед. институт, 1981. Статья поступила в редакцию 29.03.10

УДК 159.922

О.А. Кожемякина, соискатель НГПУ, г. Новосибирск, E-mail: [email protected] ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ И ДЕПРИВАЦИИ НА СОЦИАЛЬНУЮ АДАПТАЦИЮ ПОДРОСТКОВ

Проблема социальной адаптации депривированных подростков предполагает комплексный подход в решении психологических проблем личности. Выявление особенностей депривированных подростков одна из задач психологии. Была выявлена и описана специфика личностных особенностей депривированных подростков, влияющих на процесс социальной адаптации.

Ключевые слова: личностные особенности, депривация, подростки, социальная адаптация.

Воспитание детей в условиях сиротства или в ситуациях семейного неблагополучия, неудовлетворение основных потребностей (органических, потребностей в принадлежности и любви, в безопасности, в новых впечатлений) влекут формирование депривированной личности (состояния психической депривации) со специфическим отношением к миру, деятельности, окружающим, себе. Соматические и нервно-психические болезни сопровождаются астеническими и церебрасте-ническими состояниями; искажение или задержка развития затрудняют процессы усвоения знаний, формирования школьных и трудовых умений и навыков, и осложняют процесс адаптации к среде [1].

Основными проявлениями особенностей развития де-привированных детей и подростков выступают деформация самосознания и коммуникативных навыков; узость ценностно-нормативных представлений; дисгармоничность эмоционально-волевой сферы; снижение интеллектуального развития; ограниченность резервов психической деятельности и функциональных возможностей организма, которые обнаруживаются, помимо прочих условий, вне зависимости от сезонных изменений (Дубровина И.В., Божович Л.И., Лисина М.И., Прихожан А.М., Толстых Н.Н., Басилова Т.А. и др.) [2].

Цель исследования: выявление взаимосвязи между личностными особенностями, депривацией и социальной адаптацией подростков.

Гипотеза исследования: социальная адаптация имеет определенный характер взаимосвязи с личностными особенностями депривированных подростков, проявляющимися в высокой самоуверенности, самопринятии, самосимпатии, ожидании положительного отношения в отношениях других.

Материалы и методы исследования: практическое исследование проводилось на базе МБОУ СОШ № 105 г. Новосибирска. Все подростки развивались в условиях эмоциональной депривации. В исследовании приняло участие 60 подростков, из них 40 мальчиков и 20 девочек. Группа испытуемых подростков была исследована с помощью следующих

методик на выявление личностных особенностей и социальной адаптации:

1. Методика диагностики социально-психологической адаптации (К. Роджерс, Р. Даймонд). Личностный опросник предназначен для изучения особенностей социально-психологической адаптации и связанных с этим черт личности.

2. Исследование самооценки с помощью процедуры ранжирования (модификация методики С.А.Будасси). Методика позволяет проводить количественное исследование самооценки личности, то есть ее измерение. В основе данной методики лежит способ ранжирования.

3. Исследование самооценки по методике Дембо - Рубинштейн. С помощью методики Дембо-Рубинштейна изучался уровень самооценки подростков по отдельным параметрам. Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и другие. Под каждой линией написано, что она обозначает.

4. Методика исследования самоотношения Пантелеева Р.С. - Столина В.В. Тест - опросник самоотношения построен в соответствии с разработанной В. В. Столиным иерархической моделью структуры самоотношения. Данная версия опросника позволяет выявить три уровня самоотноше-ния, отличающихся по степени обобщенности: 1) глобальное самоотношение; 2) самоотношение, дифференцированное по самоуважению, аутсимпатии, самоинтересу и ожиданиям отношения к себе; 3) уровень конкретных действий (готовностей к ним) в отношении к своему «Я».

После чего была проведена математическая обработка результатов исследования, сравнительный анализ на корреляцию переменных с помощью критерия Спирмена с использованием компьютерной программы Статистика 11.0.

Результаты исследования.

1.Уровни социально-психологической адаптации по методике К.Роджерса и Р. Даймонда.

__________________________________________________Таблица 1

Критерии Уровни

Высокий Средний Низкий

Адаптация 25 человек (41.7%-полная адаптация) 25человек (41.7%-частичная адаптация) 10 человек (16.6-дезадаптация)

Самопринятие 50 человек (83.3%) 10 человек (16.7%)

Принятие других 30 человек 15 человек 15 человек

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.