Научная статья на тему 'Развитие научно-технического творчества учащихся при изучении физики в образовательной системе «Школа-технический вуз»'

Развитие научно-технического творчества учащихся при изучении физики в образовательной системе «Школа-технический вуз» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
582
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ / ТВОРЧЕСТВО / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО / ИЗУЧЕНИЕ ФИЗИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акулова Юлия Владимировна

В статье рассматривается проблема развития научно-технического творчества учащихся в процессе профильной технической подготовки. Представлены результаты экспериментальной работы по развитию технических способностей старшеклассников и динамике изменения направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности при изучении физики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие научно-технического творчества учащихся при изучении физики в образовательной системе «Школа-технический вуз»»

УДК 377

Акулова Юлия Владимировна

Аспирант Сибирского государственного университета путей сообщения, fdp@stu.ru, Новосибирск

РАЗВИТИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФИЗИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА-ТЕХНИЧЕСКИЙ ВУЗ»

Akulova Julia Vladimirovna

Postgraduate of the Siberian Transport University, fdp@stu.ru, Novosibirsk

DEVELOPMENT OF SCIENTIFIC AND TECHNICAL CREATIVITY OF STUDENTS STUDYING PHYSICS AT THE STAGE OF SCHOOL-TECHNICAL COLLEGE TRANSITION

Динамика научно-технического прогресса в нашей стране требует технически грамотных, творчески мыслящих, готовых к участию в реконструкции и развитии производства специалистов. В связи с этим одной из важных задач педагогической науки и практики является подготовка инженерных кадров с развитым системным творческим мышлением, способных к инновационной инженерно-технической деятельности.

Решение этой задачи связано с разработкой новых, более совершенных, научно-обоснованных методов управления творческой деятельностью учащихся в процессе профильной технической подготовки, использование которых могло бы обеспечить: мотивацию к творческой деятельности, развитие профессионально важных качеств личности, совершенствование умений научно-творческой деятельности, создание условий для воспитания саморазвивающейся творческой личности.

Большинство исследователей (В. И. Андреев, Г. А. Балл, Т. В. Кудрявцев, Н. Н. Тулькибаева, А. Ф. Эсаулов и др.) сходятся во мнении, что наиболее эффективный путь развития творчества обучаемых - это организация процесса самостоятельной творческой деятельности старшеклассников по решению системы учебных задач, обеспечивающих стимулирование продуктивной мыслительной деятельности обучающегося через подачу учебного материала в виде учебных проблем.

Анализ философской, психолого-педагогической, научно-методической литературы показал, что к настоящему времени еще не достаточно разработана проблема развития научно-технического творчества учащихся при обучении физике в процессе профильной технической подго-

товки. Мы рассматриваем научно-техническое творчество учащихся как вид учебной мотивированной деятельности, в области науки и техники, направленный на решение творческой задачи, создание технического объекта. Для этого необходимы личностные условия: знания, умения, техническое мышление, творческие способности. Результат творческой научно-технической деятельности учащихся должен обладать признаками полезности и субъективной новизны. Цели и задачи научно-технического творчества:

- формирование у обучающихся устойчивого интереса к технике и явлениям природы;

- развитие творческого технического мышления, познавательных и профессиональных интересов, повышение мотивации к учебе;

- выработка устойчивых навыков самостоятельной творческой работы, стремления к поиску, способности применять теоретические знания и практические навыки в жизни.

Разработаны в той или иной степени отдельные стороны развития технического творчества учащихся: решение задач с физико-техническим содержанием; выполнение творческих лабораторных работ, внеклассные и внеурочные формы работы (физико-технические кружки, факультативные занятия, вечера, экскурсии на производство и др.). В. Е. Казенасом предложена методика развития физико-технического творчества учащихся в процессе изучения физики, которая охватывает основные виды их учебной деятельности (изучение нового материала, решение задач, выполнение домашнего задания, лабораторных работ и работ физического практикума, повторение и обобщение изученного материала).

В теоретических и практических работах по данной проблеме для средней общеобразовательной школы не учитываются особенности организации профильного обучения в университетской среде, такие как: свободный выбор содержания, форм и видов деятельности; возможность работы на основе вариативных программ с учетом индивидуальных интересов, способностей, уровня развития учащихся; непрерывность образовательного процесса; ориентация образовательного процесса на профессию. Осуществляя подготовку старшеклассников к обучению в техническом вузе, образовательная система «школа-технический вуз» обеспечивает не только развитие предметных знаний и умений, но и преемственность в становлении личности обучающегося, в содержании, методах и средствах обучения, способствует расширению кругозора учащихся, осуществляет погружение в предметную среду вуза, в его научную жизнь.

Поскольку физика является основой современной техники, то все техническое творчество так или иначе связано с этой областью знаний. Как учебный предмет она обладает особенностями, дающими благоприятные условия для развития творческих технических способностей учащихся в процессе обучения. В процессе изучения физики учащиеся

вовлекаются во все этапы научного познания - от наблюдения явлений и их эмпирического исследования до выдвижения гипотез, выявления на их основе следствий и экспериментальной проверки выводов. Правильная организация учебного процесса позволит вооружить учащихся современной методологией творчества, будет способствовать формированию системного технического мышления, повышению мотивации к учебной деятельности.

Актуальность нашего исследования обусловлена существованием проблемы, которая заключается в недостаточном обеспечении средствами реализации процесса развития научно-технического творчества учащихся в процессе профильной технической подготовки, использование которых могло бы обеспечить развитие творческих способностей, технического мышления обучающихся, учет индивидуальных особенностей старшеклассников, мотивацию к учебной деятельности.

В ходе исследования было выявлено, что развитию научно-технического творчества учащихся способствуют такие формы работы, как взаимный опрос, рецензирование работ одноклассников, изготовление и совершенствование наглядных пособий, приборов, самостоятельная работа с различными источниками информации, участие в конференциях, предметных декадах и некоторые другие. Но ключевым моментом в развитии научно-технического творчества учащихся в процессе профильного обучения является разработанная нами система учебных физических задач, применение которой позволяет целенаправленно развивать творческие умения и качества учащихся, делает данный процесс управляемым. Под системой задач мы понимаем логически стройную, оптимальную совокупность задач необходимых типов и видов, во взаимодействии обеспечивающих эффективное развитие научно-технического творчества учащихся.

В качестве одного из критериев эффективности разработанной методики развития научно-технического творчества учащихся мы выделили критерий, характеризующий технические способности старшеклассников. Методическим инструментом, адекватно отражающим интеллектуальные свойства, необходимые для эффективной инженерной деятельности, является адаптированная батарея тестов Дж. Фланагана [3]. Мы использовали тесты: «Механика», «Умозаключение», «Сборка» и «Шкалы».

Эксперимент проводился в профильных классах школы № 100 на базе Сибирского государственного университета путей сообщения, физикоматематических классах школы № 23, техническом лицее № 128. В эксперименте приняли участие 409 учащихся, экспериментальная группа составила 243 человека, контрольная - 166 человек.

Таблица 1

Средние оценки и стандартные отклонения по тестам Дж. Фланагана

Тест Юноши, эг Юноши, кг Девушки, эг Девушки, кг

М я М я М я М я

Механика 54,9 18,5 44,5 20,1 40,2 20,4 31,17 19,5

Умозаключение 71,8 16,1 65,7 16,8 69,6 14,1 61,7 15,4

Сборка 68,4 21,2 60,7 23,1 60,0 23,2 58,5 23,2

Шкалы (скорость) 55,6 18,0 52,4 18,9 51,4 17,3 48,3 18,0

Шкалы (точность) 75,8 14,1 73,0 15,3 78,9 12,5 73,4 14,1

Примечание: М - средняя, о - стандартное отклонение, эг - экспериментальная группа, кг - контрольная группа.

Тест «Механика» оценивает умения разбираться в работе технических устройств и схем. Уровень решения задач теста отражает оценку приобретенных технических знаний, степень возможности их актуализации в настоящий момент, говорит об устойчивом интересе к решению технических проблем.

Тест «Умозаключение» позволяет оценить умения устанавливать логические отношения между символами, способности из предложенных посылок сделать верный вывод, способности к анализу, рассуждению и умозаключению, а так же для проверки оперативности мышления, умения производить операции в уме.

Тест «Сборка» позволяет определить уровень развития пространственных представлений, пространственного мышления и воображения.

Тест «Шкалы» проверяет уровень развития зрительно-моторной координации, умение быстро и точно работать с таблицами и графиками, скорость выработки простых навыков. Средние «сырые» оценки и стандартные отклонения по тестам представлены в табл. 1.

Данные таблицы свидетельствуют о том, что в экспериментальной группе уровень технических способностей учащихся выше, чем в контрольной группе.

Одним из основных факторов развития научно-технического творчества учащихся является мотивация. Формирование мотивационно-целевых аспектов творческой деятельности старшеклассников в учебном процессе должно быть эффективным при вовлечении их в учебную деятельность, основной целью которой будет не разрешение противоречий, поставленных в учебных задачах, а преодоление барьеров в структуре собственной личности, т. е. переход от установки на внешние изменения (я решил такие-то задачи) к установке на внутренние изменения (я научился, понял, осознал) [2].

В процессе эксперимента мы выявляли динамику изменения направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности при изучении физики. Для этого применялась методика Т. Д. Дубовицкой [1]. Применение методики позволило получить данные, свидетельствующие о пози-

тивных изменениях, произошедших в мотивационной сфере учащихся по отношению к изучению физики (табл. 2).

Внешние мотивы характеризуются тем, что получение знаний не является целью учения, а выступает средством достижения других целей. При внешней мотивации учащийся, как правило, отчужден от процесса познания, проявляет пассивность, переживает бессмысленность происходящего, либо его активность носит вынужденный характер. Содержание учебных предметов не является для учащегося личностной ценностью.

Внутренние мотивы носят личностно значимый характер, обусловлены познавательной потребностью субъекта, удовольствием, получаемым от процесса познания и реализации своего личностного потенциала. Доминирование внутренней мотивации характеризуется проявлением высокой познавательной активности учащегося в процессе учебной деятельности. Овладение учебным материалом является и мотивом, и целью учения. Учащийся непосредственно вовлечен в процесс познания, и это доставляет ему эмоциональное удовлетворение.

Таблица 2

Распределение учащихся по уровням развития внутренней мотивации учебной деятельности при изучении физики

Группа Количество учащихся Периоды диагностики

Начало первого года обучения Конец первого года обучения Конец второго года обучения

Уровни мотивации

0 1 2 3 0 1 2 3 0 1 2 3

эг 243 66,7 28 3,7 1,6 64,2 25,9 5,8 4,1 48,1 35,4 9,5 7,0

кг 166 63,9 26,5 7,2 2,4 60,8 28,9 7,8 2,4 56,0 30,7 9,0 4,2

Примечание: эг - экспериментальная группа, кг - контрольная группа.

В таблице указан процент учащихся, преимущественно достигших соответствующего уровня развития мотивации: 0 - внешняя мотивация; 1 -низкий уровень внутренней мотивации; 2 - средний уровень внутренней мотивации; 3 - высокий уровень внутренней мотивации.

Результаты опытно-экспериментальной работы позволяют считать, что использование разработанной методики развития научно-технического творчества старшеклассников способствует решению задачи подготовки инженеров, готовых к творческой профессиональной деятельности.

Библиографический список

1. Дубовицкая, Т. Д. Методика диагностики направленности учебной мотивации [Текст] / Т. Д. Дубовицкая // Психологическая наука и образование. -2002. - № 2. - С. 42-45

2. Мохов, А. Г. Психолого-педагогические особенности формирования творческого мышления у старшеклассников в профильном техническом обучении с помощью проектно-продуктивных задач: автореф. дис. ... канд. психологических наук [Текст] / А. Г. Мохов. - СПб., 2006. - 22 с.

3. Чикер, В. А. Психологическая диагностика организации и персонала [Текст] / В. А. Чикер. - СПб.: Речь, 2004. - 176 с.

УДК 378.0

Никульников Антон Николаевич

Аспирант кафедры педагогики и психологии Института искусств Новосибирского государственного педагогического университета, a.nik@ngs.ru, Новосибирск

ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ЛЕТНЕМ ШКОЛЬНОМ ЛАГЕРЕ

Nikulnikov Anton Nikolaevich - post-graduate of the pedagogics andpsychology chair of the Novosibirsk State Pedagogical University (the Institute of Arts), a.nik@ngs.ru, Novosibirsk

PROGRAM’S PROVISION OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN A SUMMER SCHOOL CAMP CONDITION

В настоящее время далеко не каждая семья в летний период может позволить себе и своим детям полноценный отдых за городом. Поэтому важную роль в оздоровлении подрастающего поколения играют летние школьные лагеря с дневным пребыванием. В летнем школьном лагере дети и подростки могут эффективно самореализоваться в различных направлениях деятельности, однако для этого необходима грамотная организация летнего отдыха в городе.

Дополнительное образование призвано удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей, создавать условия для их творческой самореализации.

В последнее время все большее количество исследователей (Н. Е. Щуркова, Ш. А. Амонашвили, О. С. Газман и др.), рассматривают воспитание как взаимно преобразующее взаимодействие педагога и воспитанника. В пространстве такого взаимодействия развиваются способности воспитанника к саморегуляции относительно внешних воздействий, к проявлению самостоятельности и инициативы в контактах. Это форми-

17G

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.