Научная статья на тему 'ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ КАК ФОРМА ПРИОБЩЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ РОДНОГО КРАЯ'

ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ КАК ФОРМА ПРИОБЩЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ РОДНОГО КРАЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / ИСКУССТВО РОДНОГО КРАЯ / ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ / ПРИОБЩЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ РОДНОГО КРАЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стерхова Н. С., Федькина С. О.

В статье актуализируется проблема использования формата творческой мастерской в организации приобщения младших школьников к изобразительному искусству родного края. В ходе исследования показано, что процесс возрождения интереса к декоративно-прикладному искусству и народному творчеству в настоящее время интенсивно прогрессирует в России. Поэтому одной из задач начального школьного образования является приобщение детей к искусству посредством обучения их различным техникам художественно-творческой деятельности. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования 2021 г. подчёркнуто, что изучение предметной области «Искусство» должно обеспечивать формирование интереса и уважительного отношения к культурному наследию и ценностям народов России, сокровищам мировой цивилизации, их сохранению и приумножению, воспитание уважения к истории культуры своего Отечества. На этом фоне создаётся потребность проведения исследования теоретических аспектов проблемы приобщения младших школьников к изобразительному искусству родного края на занятиях в творческой мастерской. Для решения данной задачи авторами проведен теоретический анализ понятия и возможностей творческой мастерской в приобщении младших школьников к изобразительному искусству родного края. Проведённый анализ позволил определить формулировку ключевого понятия «творческая мастерская», типы, отличительные признаки организации ее работы и структуру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Стерхова Н. С., Федькина С. О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATIVE WORKSHOP AS A FORM OF INTRODUCING YOUNGER SCHOOLCHILDREN TO THE FINE ARTS OF THEIR NATIVE LAND

The article actualizes the problem of using the format of a creative workshop in the organization of introducing younger schoolchildren to the fine arts of their native land. The study shows that the process of reviving interest in decorative and applied arts and folk art is currently progressing intensively in Russia. Therefore, one of the tasks of primary school education is to introduce children to art by teaching them various techniques of artistic and creative activity. In the Federal State Educational Standard of Primary General Education 2021, it is emphasized that the study of the subject area "Art" should ensure the formation of interest and respect for the cultural heritage and values of the peoples of Russia, the treasures of world civilization, their preservation and enhancement, education of respect for the cultural history of their Fatherland. Against this background, there is a need to conduct research on the theoretical aspects of the problem of introducing younger schoolchildren to the fine arts of their native land in the classroom in a creative workshop. To solve this problem, the authors carried out a theoretical analysis of the concept and possibilities of a creative workshop in introducing younger schoolchildren to the fine arts of their native land. The analysis made it possible to determine the formulation of the key concept of "creative workshop", types, distinctive features of the organization of its work and structure.

Текст научной работы на тему «ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ КАК ФОРМА ПРИОБЩЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ РОДНОГО КРАЯ»

УДК 37.018.4

ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ КАК ФОРМА ПРИОБЩЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ РОДНОГО КРАЯ СтерховаНаталья Сергеевна, к.п.н., профессор (e-mail: uliana@shadrinsk.net) Федькина София Олеговна, студент (e-mail: swfdk@yandex.ru) Шадринский государственный педагогический университет,

Шадринск, Россия

В статье актуализируется проблема использования формата творческой мастерской в организации приобщения младших школьников к изобразительному искусству родного края. В ходе исследования показано, что процесс возрождения интереса к декоративно-прикладному искусству и народному творчеству в настоящее время интенсивно прогрессирует в России. Поэтому одной из задач начального школьного образования является приобщение детей к искусству посредством обучения их различным техникам художественно-творческой деятельности. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования 2021 г. подчёркнуто, что изучение предметной области «Искусство» должно обеспечивать формирование интереса и уважительного отношения к культурному наследию и ценностям народов России, сокровищам мировой цивилизации, их сохранению и приумножению, воспитание уважения к истории культуры своего Отечества. На этом фоне создаётся потребность проведения исследования теоретических аспектов проблемы приобщения младших школьников к изобразительному искусству родного края на занятиях в творческой мастерской. Для решения данной задачи авторами проведен теоретический анализ понятия и возможностей творческой мастерской в приобщении младших школьников к изобразительному искусству родного края. Проведённый анализ позволил определить формулировку ключевого понятия «творческая мастерская», типы, отличительные признаки организации ее работы и структуру.

Ключевые слова: изобразительное искусство, младший школьник, искусство родного края, творческая мастерская, приобщение младших школьников к изобразительному искусству родного края.

Введение. Изобразительному искусству принадлежит значимая роль в процессе становления и развития личности. Оно позволяет сформировать у учащихся духовный мир, морально-нравственные убеждения, помогает определять комплекс моральных и эстетических ценностей. Современная школа должна отвечать важнейшим задачам преподавания изобразительного искусства с целью развития личности и формирования его сложного внутреннего мира.

Необходимым условием повышения качества знаний является модернизация образовательного процесса, поиск новых эффективных технологий, направленных на активизацию познавательной деятельности обучающихся, способствующих их мотивированию на изучение данного предмета.

С помощью изобразительного искусства становится возможным передача национальных традиций новым поколениям тех форм эстетического отношения к миру, которые были выработаны народом. Изобразительное искусство помогает раскрывать у детей художественный вкус, мир прекрасного. Знакомство с изобразительным искусством проходит с познанием детьми разнообразия и богатства культуры родного народа. В результате дети усваивают традиции и обычаи, передаваемые от одного поколения к другому.

Определённую специфику имеет преподавание изобразительному искусству, зародившемуся и развивающемуся на территории родного края (в контексте нашей работы - Южного Зауралья). Для того, чтобы дети могли заниматься художественным творчеством, связанным с различными видами и направлениями изобразительного искусства родного края, необходимо сформировать у них сильную внутреннюю мотивацию, желание творить, осознание ценности своего труда. В связи с чем организация художественного творчества детей связана с созданием определённой среды. Она помогает стимулировать познавательную активность детей, развивать воображение и их творческие способности [10].

Методика исследования. Ключевыми понятиями данного исследования являются «мастерская», «творческий», «творческая мастерская». Обратимся к их рассмотрению.

Таблица 1 - Определения понятия «мастерская», данные представителями _разных сфер науки_

Сфера науки Автор определения Характеристика определения

Филология В.И. Даль Мастерская - ремесленник, человек, занимающийся каким-либо ремеслом, мастерством или рукодельем; особенно сведущий или искусный в деле своем; признанный таким от цеха, получивший право так называться [22].

С.А. Кузнецов Предприятие по ремонту или изготовлению каких-либо изделий, имеющих широкое распространение в быту; помещение такого предприятия. [3].

С.И. Ожегов и др. Мастерская - небольшое производственное или ремонтное предприятие, а также промышленное ремонтное предприятие ремесленника. Столярная, сапожная Авторемонтные мастерские. 2. Помещение, в котором работает

живописец или скульптор. 3. Часть цеха. Инструментальная [13].

Педагогика Е.И. Кононова Мастерская - это технология, требующая от преподавателя перехода на позиции партнерства с учащимися, ненасилия, приоритета процесса над результатом. Эта технология направлена на «погружение» участников мастерской в процесс поиска, познания и самопознания [8].

О.Н. Крылова Мастерская - это технология, требующая от преподавателя перехода на позиции партнерства с учащимися, ненасилия, приоритета процесса над результатом. В мастерской учитель -это мастер. Он не передает свои знания и умения незнающему и неумеющему, а лишь создает алгоритм действий, который разворачивает творческий процесс [21].

В.М. Монахов Мастерская - это инновационная по форме, личностно значимая по цели, развивающая, по сути, технология поиска личных смыслов, новых знаний, приобретения эмоционально-чувственного опыта общения через деятельность, в процессе которой обязательно рождается творческий продукт [11].

Рассмотрев определение понятия, «мастерская», данных представителями разных наук, можно сделать вывод, что в филологии (В .И. Даль, С.И. Ожегов, С.А. Кузнецов), понятие «мастерская» сводится к предприятию, занимающимся чем-либо. В то время как представители педагогики (Кононова, Крылова, Монахов) определяют понятие «мастерская» как педагогическую технологию, направленную на «погружение» участников мастерской в процесс поиска, познания и самопознания.

«Творческую» окраску мастерской рассматриваемого нами вида придает понятие «творческий». Поэтому далее обратимся к рассмотрению обозначенного понятия.

В ходе работы с различными источниками информации мы выделили для себя два, которые, на наш взгляд, максимально отражают искомую нами суть данного термина:

- с точки зрения С.И. Ожегова, «творческий» - самостоятельно создающий что-нибудь новое, оригинальное, созидательный [13];

- для С.А. Кузнецова «творческий» - свойство человека, наделённого способностью творить, созидать что-либо [3].

Таблица 2 - Подходы известных педагогов к определению понятия «твор-_ческая мастерская»_

Суть подхода Автор определения Характеристика определения

Творческая мастерская как педагогическая технология А. В. Татаринцева Основана на совместной педагогической деятельности, направленной на проектирование, организацию и проведение учебного процесса. Создаются комфортные условия для всех участников процесса. Ученики являются активными исследователями. Используются методы проектов, метод погружения [20].

А. А. Окунев Педагогическая технология, которая помогает раскрыть индивидуальность человека, способствует развитию его творческих способностей [14]

Т. П. Сальникова Технология, которая создаёт атмосферу сотрудничества в общении, ученик становится заинтересованным в обучении лицом, полностью включается в поиск информации, вводит учеников в процесс познания учебного материала [18].

Творческая мастерская как форма организации занятий Т. Я. Ерёмина Представляет собой последовательность взаимосвязанных этапов. Происходит активизация познавательной деятельности учеников. У учащихся есть возможность самостоятельного выбора [5].

И. А. Мухина Направлена на всестороннее развитие личности учащихся [12]

О. В. Кириллова Относится к инновационной технологии обучения, способствует созданию творческой атмосферы на занятиях, создаёт психологический комфорт, направлен ан профессиональный и личностный рост [7].

Творческая мастерская как форма организации деятельности детей Н. И. Белова Творческая мастерская - форма организации деятельности, позволяющая раскрыть творческий потенциал ребёнка [2].

Е. И. Смирнова Творческая мастерская - форма ор-

ганизации деятельности, позволяющая детям проявить свою инициативу, так как предоставляется возможность для удовлетворения своих желаний и потребностей в творчестве [19].

Далее рассмотрим подходы известных педагогов к определению понятия «творческая мастерская», представленные в таблице 2.

Рассмотрев подходы известных педагогов к определению, «творческая мастерская» можно сделать выводы о том, что данный феномен трактуется педагогами в разных контекстах: 1) как педагогическая технология, которая представляет собой модель педагогической деятельности, взаимодействия педагога и учащихся; 2) как форма организации занятий, отличающаяся необычностью, поэтапностью и направленностью на всестороннее развитие учащихся и педагога; 3) как форма организации деятельности детей, позволяющая раскрыть творческий потенциал учащихся, проявить инициативу.

В данной статье творческая мастерская понимается, как педагогическая технология, которая представляет собой модель педагогической деятельности, взаимодействия педагога и учащихся.

Независимо от контекста понимания сути творческой мастерской ученые выделяют ряд принципов обучения в данном формате: 1) равенство всех участников, включая мастера - каждый из участников обладает одинаковыми правами; 2) все способны к творчеству - у каждого участника имеются свои индивидуальные способности; 3) создание личностной мотивации - поддержание интереса учащихся на определённом уровне; 4) отсутствие оценки, соперничества - отсутствие соперничества, соревнования, любой оценочной деятельности, опора на самооценку, самовоспитание, самокоррекцию; 5) чередование индивидуальной и коллективной работы - активное взаимодействие самих обучающихся друг с другом при высоком познавательном уровне их самостоятельной умственной работы; 6) язык - важнейший материал для работы во всех мастерских, независимо от предмета - работа мастерской основывается как на природном материале, так и на результатах духовной деятельности человечества, прежде всего на языке; 7) выбор материала, вида деятельности, способа предъявления результата - предусматривает предоставление учащимся возможности выбора; 8) нравственная ответственность каждого за свой выбор, процесс и результат деятельности - без ответственности рождается своеволие [17].

Далее рассмотрим различные типы творческих мастерских, предлагаемые различными учеными (таблица 3).

Таблица 3 - Типы творческих мастерских и их краткая характеристика

Тип творческой мастерской

Автор выделенного типа

Характеристика типа творческой мастерской

Мастерская построения знаний

О. В. Орлова

Самые сложные теоретические понятия становятся достижением самого ученика, становлением его личностного опыта [15]._

Мастерская творческого письма

Э.С. Соколова

Жизненный опыт учащихся применяются в процессе решения задачи [17].

Мастерская построения отношений

О. Н. Крылова

Построение современного образовательного процесса за счёт демократического стиля обучения, разумная самостоятельность ученика [21]._

Мастерская ценностных ориен-таций

Е.О. Галицких

Общение и самопознание формируют ценности учащихся [4].

Мастерская по самопознанию

А.Г. Бабаян

Познание учащимися эстетической стороны жизненно-художественного опыта, позволяющего научиться рефлексии, раскрытию творческих способностей и познанию себя [1]._

Проектная терская

мас-

А.В. вич

Леонто-

Создание проектов художественной направленности в коллективном творчестве педагога и учащихся. Готовый продукт является результатом деятельности мастерской [9]._

Таким образом, к основным типам творческих мастерских отнесём: мастерскую построения знаний, мастерскую творческого письма, мастерскую построения отношений и др.

Каждое занятие мастерской носит неповторимый и актуальный характер. Занятие нельзя запрограммировать и предугадать до минуты. Это связано с тем, что никогда не известно каким будет ход занятия, куда приведут размышления учеников.

Опираясь на исследование Т.Н. Ковальчук [6], мы представили рисунок, на котором показаны отличительные признаки организации работы творческих мастерских.

Доброжелательные

отношения, позволяющие вести диалог в системе учитель-ученик

Эмоциональные и эстетические переживания в процессе работы с произведениями

Соединение трёх компонентов: учения, общения, творчества

Воспитательная составляющая занятия, как результат общения

Свобода выбора - в рамках заявленных правил - поведения,

ассоциации, собеседников, тем

Неочевидность результатов, их неопределённость, а

иногда и непредстказуемость

Психологическая

насыщенность каждого из этапа мастерской

Постоянное побуждение к деятельности извне и внутри ученика

Постоянная смена типов деятельности

Рис. 1. Отличительные признаки организации работы творческих мастерских

Структура урока (занятия) в форме творческой мастерской имеет свою специфику (Таблица 4).

Таблица 4 - Структура урока (занятия) в форме творческой мастерской

Структура урока

Цель урока

Планируемые результаты

Этапы урока

1 этап Индукция Происходит создание эмоционального настроя к творческой деятельности. Этот этап направлен на формирование личностного отношения к предмету, его эстетической составляющей. Данный этап предполагает использование наглядного материала.

2 этап Деконструкция Работа на данном этапе направлена на работу с текстом, материалом, звуками, моделями, веществами. Известное на этом этапе отделяется от неизвестного. Происходит удовлетворение информационного запроса с помощью поиска различной информации.

3 этап Реконструкция На этом этапе создаются микрогруппы детей, которые совместно выполняют творческий проект, рисунок или дают решение какого-либо задания.

4 этап Социализация Предоставление результатов труда, рефлексия представленных результатов. Задание даётся одно на весь, класс, выполнение работ осуществляется в сотворчестве.

5 этап Афиширование Этап защиты своих творческих работ, представления готовых проектов. Учащиеся оценивают свои работы и работы друг друга, выделяют интересные элементы.

6 этап Разрыв Знания детей к данному этапу повышаются. Учащиеся понимают всю малость своих знаний, что побуждает к более глубокому поиску проблемы.

7 этап Рефлексия Осознание учащимся важности собственной деятельности, отражение достижений, формирование мироощущений, осознание себя и своих мыслей (Чему я сегодня научился и какую себе бы я поставил оценку? В конце урока все обучающиеся получают похвалу - «аплодисменты»)

Таким образом, в структуру урока входит цель урока, планируемые результаты, этапы урока. Всего выделяют 7 этапов урока: индукция, деконструкция, реконструкция, социализация, афиширование, разрыв и рефлексия.

Результаты и их обсуждение. Подводя итоги статьи, остановимся на следующих положениях. Итак, проблема использования потенциала творческой мастерской в организации приобщения младших школьников к изобразительному искусству родного края в настоящее время, бесспорно, актуальна. Возможности творческих мастерских в формировании интереса младших школьников к искусству родного края велики. Однако педагогу необходимо владеть представлениями о сути и технологическом аспекте реализации рассматриваемого в данном исследовании формата работы.

В нашей работе понятие «творческая мастерская» понимается, как педагогическая технология, которая представляет собой модель педагогической деятельности, взаимодействия педагога и учащихся. Основными типами творческой мастерской являются: мастерская построения знаний, мастерская творческого письма, мастерская построения отношений, мастерская ценностных ориентаций, мастерская по самопознанию, проектная мастерская.

Заключение. Таким образом, проблема приобщения младших школьников к изобразительному искусству родного края на занятиях творческой мастерской, носит актуальный характер. Во-первых, это зависит от интереса общества к возрождению декоративно-прикладного искусства и народного творчества родного края. Во-вторых, в связи с популярностью и посещаемостью различных праздников и развлечений, связанных с приобщением к изобразительному искусству родного края.

Список литературы

1. Бабаян, А. Г. Мастерская самопознания - интегративная модель общения с искусством / А. Г. Бабаян. - Москва : МГЛУ, 2019, 158 с. - Текст : непосредственный.

2. Белова, Н. И. Педагогические мастерские : теория и практика / Н. И. Белова, И. А. Мухина. - Санкт-Петербург, 1995. - 234 с. - Текст : непосредственный.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Большой толковый словарь русского языка / С. А. Кузнецов. - Санкт-Петербург: Норинт, 1998. - 898 с. - Текст : непосредственный.

4. Галицких, Е. О. От сердца к сердцу. Мастерские ценностных ориентаций для педагогов и школьников : метод. пособие / Е. О. Галицких. - Санкт-Петербург : «Паритет», 2003. - 160 с. - Текст : непосредственный.

5. Еремина, Т. Я. Мастерские по литературе : практ. пособие / Т. Я. Еремина. -Санкт-Петербург : Паритет, 2020. - 234 с. - Текст : непосредственный.

6. Занятия по интересам : развитие творческих способностей учащихся : практ. пособие для учителей начальных классов / сост. Т. Н. Ковальчук. - Мозырь : Белый Ветер, 2019. - 98 с. - Текст : непосредственный.

7. Кириллова, О. В. Кириллова [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/414582-tvorcheskaja-masterskaja--odna-iz-sovremenny (дата обращения: 12.03.2023).

8. Кононова, Е. И. Использование технологии французских мастерских в образовательном процессе как средство активизации познавательного интереса учащихся / Е. И. Кононова. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2015. - № 10. - С. 37-39.

9. Леонтонович, А. В. Проектная мастерская 5-9 классы : метод. пособие / А. В. Ле-онтович, И. А. Смирнов, А. С. Саввичев. - Москва : Логос, 2019. - 134 с. - Текст : непосредственный.

10. Методика обучения продуктивным видам деятельности с практикумом : учебник для использования в учебном процессе образовательных учреждений, реализующих программы среднего профессионального образования по специальности «Преподавание в начальных классах» / Э. М. Галямова, В. В. Выгонов, Ж. А. Першина. - Москва : Академия, 2018. - 173 с. - Текст : непосредственный.

11. Монахов, В. М. Технологии проектирования учебного процесса. / В. М. Монахов.

- Текст : непосредственный // Школьные технологии, 2010. - № 3. - С. 23-26.

12. Мухина, И. А. Мастерские по литературе : интеграция инновационного и традиционного опыта : книга для учителя / И. А. Мухина, Т. Я. Еремина. - Санкт-Петербург, 2002. - 246 с. - Текст : непосредственный.

13. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка : словарь / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - Москва : Азбуковник, 1997. - 944 с. - Текст : непосредственный.

14. Окунев, А. А. Урок? Мастерская? Или... : учеб. пособие / А. А. Окунев. - Санкт-Петербург : Просвещение, 2021. - 246 с. - Текст : непосредственный.

15. Орлова, О. В. Мастерские ценностно-смысловой ориентации : современные педагогические подходы / О. В. Орлова. - Москва : Просвещение, 2018. - 234 с. -Текст : непосредственный.

16. Педагогические мастерские : теория и практика / сост. Н.И. Белова, И. А. Мухина. - Санкт-Петербург, 1995. - 312 с. - Текст : непосредственный.

17. Педагогические мастерские «Франция - Россия» / под ред. Э. С. Соколовой. -Москва : Новая школа, 2020. - 146 с. - Текст : непосредственный.

18. Сальникова, Т. П. Педагогические технологии : учеб. пособие / Т. П. Сальникова.

- Москва :ТЦ Сфера, 2020. - 268 с. - Текст : непосредственный.

19. Смирнова, Е. И. Теория и методика организации самодеятельного творчества трудящихся в культурно-просветительных учреждениях : учеб. пособие / Е. И. Смирнова. - Москва : Просвещение, 1987. - 186 с. - Текст : непосредственный.

20. Татаринцева, А. В. Особенности использования на уроках педагогической технологии творческих мастерских / А. В. Татаринцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2019. - № 25. - С. 440-441.

21. Технология мастерских как средство обновления образовательного процесса школы : учеб. пособие / О. Н. Крылова, М. Н. Тимофеева, О. Ю. Сорокина. - Санкт-Петербург, 2002. - 234 с. - Текст : непосредственный.

22. Толковый словарь живого великорусского языка / В. И. Даль. - Москва : Просвещение, 2018. - 986 с. - Текст : непосредственный.

Sterkhova Natalia Sergeevna, PhD, Professor (e-mail: uliana@shadrinsk.net) Fedkina Sofia Olegovna, student (e-mail: swfdk@yandex.ru)

Shadrinsky State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia

CREATIVE WORKSHOP AS A FORM OF INTRODUCING YOUNGER

SCHOOLCHILDREN TO THE FINE ARTS OF THEIR NATIVE LAND

Annotation. The article actualizes the problem of using the format of a creative workshop in the organization of introducing younger schoolchildren to the fine arts of their native land. The study shows that the process of reviving interest in decorative and applied arts and folk art is currently progressing intensively in Russia. Therefore, one of the tasks of primary school education is to introduce children to art by teaching them various techniques of artistic and creative activity. In the Federal State Educational Standard of Primary General Education 2021, it is emphasized that the study of the subject area "Art" should ensure the formation of interest and respect for the cultural heritage and values of the peoples of Russia, the treasures of world civilization, their preservation and enhancement, education of respect for the cultural history of their Fatherland. Against this background, there is a need to conduct research on the theoretical aspects of the problem of introducing younger schoolchildren to the fine arts of their native land in the classroom in a creative workshop. To solve this problem, the authors carried out a theoretical analysis of the concept and possibilities of a creative workshop in introducing younger schoolchildren to the fine arts of their native land. The analysis made it possible to determine the formulation of the key concept of "creative workshop", types, distinctive features of the organization of its work and structure. Keywords: изобразительное искусство, младший школьник, искусство родного края, творческая мастерская, приобщение младших школьников к изобразительному искусству родного края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.