УДК 37(470)
ДИДАКТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРИОБЩЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ПАМЯТНИКАМ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ РОДНОГО КРАЯ
© 2013Кандаева Н.А.
Дагестанский государственный педагогический университет
В статье раскрывается формирование мировоззрения младших школьников, их отношения к окружающей действительности, историческим
достопримечательностям, географическим и этнографическим особенностям родного края в процессе приобщения к отечественной культуре, памятникам истории, изобразительному и многовековому декоративно-прикладному искусству.
The author of the article reveal the development of the primary schoolchildren's world-view, their attitude to the reality , historical places , geographic and ethnical peculiarities of the native place in the process of familiarizing with the native culture, monuments of history, arts and centuries-old applied arts
Ключевые слова: эстетическое воспитание, культура, искусство, искусство родного края, национальная культура, элементы краеведения.
культура и
Keywords: esthetical education, culture, art, culture, elements
Важнейшим условием эстетического воспитания младших школьников выступает формирование мировоззрения у учащихся, позитивного отношения к окружающей действительности,
историческим, географическим и этнографическим
достопримечательностям, особенностям родного края, приобщение к культуре, памятникам истории, изобразительному и многовековому декоративно-
прикладному искусству. При этом эффективность эстетического воспитания младших школьников обеспечивается приобщением к художественной культуре Дагестана, включением в краеведческую деятельность,
использованием на уроках
изобразительного искусства
краеведческих материалов.
Образовательно-воспитательная функция, в частности уроков изобразительного искусства, прежде всего, состоит в формировании качественных знаний и умений, приобщении младших школьников к культурно-историческим ценностям
родного края, сконцентрировавших в
culture and art of the native place, national
себе духовно-нравственную мудрость народа, традиционные художественно-эстетические взгляды [2. С. 77].
Следовательно, при обосновании дидактических условий обучения младших школьников изобразительному искусству с использованием
краеведческих материалов необходимо учитывать методы и формы включения в изобразительную и декоративно-прикладную деятельность, передовые достижения в различных областях
науки
(философии, педагогики,
дидактических использование краеведческой
современной психологии, искусствоведения).
Основной целью условий выступает потенциала школьной деятельности памятников истории, культуры и искусства Дагестана в художественном образовании и эстетическом воспитании школьников. При этом необходимо изучить возможности краеведения в
формировании эстетического
мировоззрения школьников, определения методов, путей и средств
художественного образования учащихся [2. С. 78].
Важной функцией дидактических условий является приобщение учащихся начальных классов к художественно-эстетическим, идейно-нравственным ценностям Дагестана, памятникам истории и искусства.
Рассмотрим основные дидактические условия, способствующие развитию художественной культуры младших школьников на уроках изобразительного искусства:
- формирование эстетического отношения школьников к истории и культуре родного края через восприятие народного творчества, объектов художественной культуры, яркое эмоциональное переживание, наглядно-образное повествование о законах, образе жизни и традициях предков, воплощенных в памятниках истории культуры и искусства, формирование интереса и уважения младших школьников к культурному наследию предков;
- целенаправленное использование на уроках изобразительного искусства бесед и рассказов о памятниках истории культуры и искусства, их роли в художественной культуре Дагестана,сопровождаемое демонстрацией репродукций, фотоматериалов, объектов краеведческой деятельности, слайдов, открыток, активизирующих интерес учащихся к национальному творчеству, способствует приобщению к отечественной культуре;
- использование на уроках изобразительного искусства в качестве дидактического материала объектов краеведения (памятники истории, культуры, изобразительного и декоративно-прик-ладного искусства),формирующие мировоззрение, взгляды, убеждения младших школьников, представления о добре и зле, прекрасном и безобразном;
- анализ особенностей национальных произведений, проявлений художественных средств выразительности с последующим формированием навыков практического использования видов и жанров
традиционного художественного
творчества;
- включение в содержание уроков материалов, произведений изобразительного и декоративного искусства, освещающих общественно-политичес-кую жизнь, культуру и традиции различных этнических групп и народностей Дагестана, где необходим учет: художественно-эстетической значимости объектов краеведческих исследований, памятников истории, культуры и искусства; возможностей использования объектов краеведения Дагестана для изучения национальной художественной культуры; доступности и целесообразности в нравственном и художественно-эстетическом воспитании младших школьников; разнообразия видов и жанров памятников истории, культуры и искусства; единства эстетического восприятия произведений национальной культуры и художественно-творческой деятельности младших школьников;
- последовательное усложнение заданий на уроках изобразительного искусства,направленных на приобретение практических навыков рисования, изучение и осмысление учащимися начальных классов художественно-эстети-ческой выразительности, эффективное приобщение к национальным культурным ценностям;
- использование на уроках импровизационных задач: карточек-заданий, раздаточного материала с теоретическими вопросами и практическими упражнениями для самостоятельной работы, художественно-дидактических игр, способствующих эффективному усвоению национальной культуры, закреплению знаний и практических навыков в изобразительной деятельности, повышению творческой активности младших школьников;
- использование на уроках изобразительного искусства современных технических средств обучения, как действенного средства приобщения учащихся к традиционной культуре Дагестана, памятникам истории и искусства, развития интереса к отечественной и мировой
художественной культуре, формирования аналитических и творческих
способностей (компьютерная графика, музыкальное сопровождение,
видеоролики, учебные фильмы краеведческого содержания, аудио и видеозаписи встреч и бесед с известными людьми родного края, полиграфический материал с изображением картин природы, достопримечательных
исторических мест Дагестана и др.); - непосредственное восприятие младшими школьниками художественно-эстетических особенностей объектов краеведческой деятельности, памятников истории, культуры и искусства Дагестана,предполагающеепроведение искусствоведческих занятий,
организацию экскурсионных поездок, туристических походов, участия самих младших школьников в традиционных праздниках, посещение краеведческих и искусствоведческих музеев,
художественных мастерских;
- освоение учащимися подлинных произведений искусства, объектов национальной культуры Дагестана, способствующие потребности в эстетическом самовыражении, творческой деятельности школьников;
- продуманное сочетание индивидуальных и коллективных форм освоения объектов краеведческой деятельности, художественной культуры Дагестанана уроках изобразительного искусства, через коллективное обсуждение художественно-эстетических достоинств и композиционных особенностей объектов традиционной художественной культуры Дагестана, памятников истории искусства позволяет учащимся осознать свою сопричастность к художественному наследию национальной культуры, общественно полезную направленность творчества;
- интеграция уроков изобразительного искусства с школьной краеведческой деятельностью, другими предметами художественно-эстетического цикла, где проведение уроков изобразительного искусства с привлечением учебного материала смежных предметов и организация тематически взаимосвязанных блоков
различных учебных дисциплин способствуют пониманию общности языка разных видов искусства, активизируют художественно-творческую деятельность младших школьников;
-осмысление учащимися начальных классов духовно-нравственного значения памятников истории, культуры и искусства, основанного на обязательном выходе на уроках изобразительного искусства на общие мировоззренческие, духовно-нравственные, художественно-эстетические проблемы, которые помогут младшим школьникам ориентироваться в системе общечеловеческих нравственно-эстетических ценностей.
Определенные нами условия приобщения учащихся к памятникам истории и культуры родного края предполагают:
• расширение знаний младших школьников о видах традиционных художественных промыслов, памятниках истории, культуры и искусства через краеведческую деятельность, использование краеведческих материалов на уроках изобразительного искусства;
• ознакомление с идейно-образным и стилевым своеобразием образцов материальной и духовной культуры народов Дагестана, характерными особенностями творчества известных дагестанских мастеров, художников, деятелей культуры;
• осознание ценностной значимости памятников истории, культуры и искусства Дагестана для развития художественного вкуса, формирования нравственно-этических, художественно-эсте-тических ценностных ориентаций личности;
• формирование чувства сопричастности к культурному наследию родного края, развитие интереса к объектам художественной культуры Дагестана, произведениям изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
Таким образом, приобщение школьников к памятникам истории, культуры и искусства при обучении изобразительному искусству является важным условием формирования
художественно-творческого потенциала | младших школьников. Примечания
1. Гаджимурадов С. М., Байрамбеков М. М. Основы народного и декоративно-прикладного искусства Дагестана: Программы для 1-4 кл. Махачкала : Дагучпедгиз, 2000. 122 с. 2. Кандаева Н. А. Эстетическое воспитание школьников средствами краеведения (на материале Республики Дагестан): Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Махачкала, 2006. 194 с. 3. Кандаева Н. А., Раджабов И. М. Краеведение как средство эстетического воспитания школьников: Пособие. Махачкала : ДГПУ, 2005. 52 с. 4. Кандаева Н. А., Бачиева Э. Ю. Эстетическое воспитание младших школьников в процессе приобщения к культуре и искусству родного края // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2012. № 2. С. 33-37. 5. Раджабов И. М. Декоративно-прикладное искусство в системе художественного образования. М. : Прометей, 1998. 100 с. 6. Раджабов И. М. Художественные традиции и изобразительное искусство в школе. Махачкала : Дагучпедгиз, 1990. 40 с.
Статья поступила в редакцию 26.06.2013 г.