Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА'

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
138
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
творческие способности / младшие школьники / изобразительное искусство / эмоциональное развитие / creative abilities / primary schoolchildren / fine arts / emotional development

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карповская А. А.

В статье исследуется влияние изобразительного искусства на развитие творческих способностей младших школьников. Основное внимание уделяется анализу ключевых методик и техник в области обучения изобразительному искусству, которые способствуют стимуляции креативности и эмоционального развития учащихся начальных классов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карповская А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF DEVELOPING CREATIVE ABILITIES OF JUNIOR SCHOOL CHILDREN VIA FINE ARTS

Article examines the influence of fine arts on the development of creative abilities of primary schoolchildren. The main focus is on the analysis of key methods and techniques in the field of teaching fine arts, which help stimulate the creativity and emotional development of primary school students.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»

УДК 37

Карповская А.А.

учитель МОУ СШ 6 (г. Гаврилов-Ям, Россия)

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Аннотация: в статье исследуется влияние изобразительного искусства на развитие творческих способностей младших школьников. Основное внимание уделяется анализу ключевых методик и техник в области обучения изобразительному искусству, которые способствуют стимуляции креативности и эмоционального развития учащихся начальных классов.

Ключевые слова: творческие способности, младшие школьники, изобразительное искусство, эмоциональное развитие.

Творческий процесс занимает значимое место в образовательной деятельности, выполняя несколько функций: он является как целью в контексте развития личности ученика, так и результатом, который зависит от специфики организации учебного процесса, а также служит инструментом для усиления эффективности обучения. Начальные занятия по рисованию оказывают положительное воздействие на психологические и когнитивные процессы у детей, обогащая их внутренний мир, способствуя самопознанию и развитию навыков творчества и импровизации. [1, с. 100].

Активное включение учеников начальных классов в творческую деятельность и культивирование их творческого потенциала способствует раскрытию их эмоциональных и психологических особенностей, формированию эстетических предпочтений и обогащению внутреннего мира. Дети, которым

предоставляется возможность проявлять свои творческие способности с ранних лет, сохраняют свою креативность на протяжении всей жизни, что является ценным качеством в современном обществе. Развитие творчества у детей является важной составляющей их личностного роста и культурно-нравственного развития.

В современной психолого-педагогической науке различные аспекты проблемы креативности, как творческой способности и качественной характеристики личности, рассматривали многие зарубежные и отечественные исследователи и педагоги: С.Л. Рубинштейн, К. Роджерс, А. Маслоу, В. Франкл (принцип творческой самодеятельности, активности самого человека) [2].

Культивирование творческих навыков у учащихся младших классов является важной задачей современной образовательной системы. В эру научно-технического прогресса творческие качества детей выражаются через нестандартные подходы к привычным действиям, гибкость и подвижность мышления, способность быстро адаптироваться к изменяющимся условиям и творчески решать возникающие проблемы. С целью развития творческих способностей необходимо создавать условия для их формирования, включая применение современных аудиовизуальных и информационных технологий в процессе изобразительной деятельности.

Роль педагога в процессе вовлечения учащихся младших классов в изобразительное искусство критически важна. А.Н. Лук подчеркивал, что творческий потенциал учителя напрямую влияет на успехи одаренных учеников. В то же время, если учитель не сфокусирован на развитии творчества, это ограничивает возможности учащихся, приводя к преобладанию репродуктивных знаний. Учитель, не расположенный к творчеству, может не распознать творческий потенциал ученика, воспринимая оригинальность мышления как недостаток знаний или недостаточное прилежание при выполнении рутинных заданий как лень и непослушание [3].

Творчески мыслящий учитель, способный находить инновационные решения и передавать эти навыки своим ученикам, играет ключевую роль в

качестве и результативности их образовательного процесса и будущей профессиональной деятельности.

Творческий процесс у учащихся начальной школы тесно связан с активизацией воображения, познавательной активности и практическими умениями. Свобода творческого самовыражения школьника зависит не только от его способности формировать образные представления и стремления воплотить их в рисунке, но также от владения различными средствами художественного изображения. Процесс освоения учащимися разнообразных способов изображения и технических приемов является важной составляющей их творческого развития. Эффективность развития детского изобразительного творчества зависит от множества факторов, ключевым из которых является целенаправленное образовательное влияние педагога, систематическое развитие восприятия и представлений, на основе которых формируется воображение, а также обучение изобразительным навыкам [2].

Изобразительное искусство в рамках образовательной системы выходит за рамки исключительно практической направленности. Всестороннее развитие личности учащихся происходит через их взаимодействие с природой, окружающими предметами, произведениями искусства, а также через знакомство с историей искусства, его видами, жанрами, стилями, направлениями, течениями, жизнью и творческим наследием великих художников, историями создания шедевров. Познание методов изображения мира и выражения своего отношения к нему способствует развитию в детях таких качеств, как усидчивость, наблюдательность, внимательность, эмоциональная и эстетическая чуткость.

В рамках исследования особое внимание следует уделить комплексному анализу методик и техник в области обучения изобразительному искусству, направленных на стимуляцию креативности и эмоционального развития учащихся начальных классов. Эти методики и техники охватывают широкий спектр подходов и приемов, предназначенных для активизации творческого потенциала у детей [4, с.25].

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства включает в себя освоение цветовосприятия, которое осуществляется с помощью различных методов и приемов:

Одной из ключевых методик является использование игровых форм обучения, которые способствуют развитию креативного мышления в процессе творческой деятельности. Игровые элементы в изобразительном искусстве позволяют детям экспериментировать с различными материалами и техниками, включая рисование, живопись и лепку, тем самым стимулируя их воображение и творческую активность.

Важное место занимает применение разнообразных визуальных техник, таких как коллаж, монотипия, графика и живопись, которые помогают детям развивать навыки визуального восприятия и композиционного построения изображения. Эти техники позволяют учащимся выражать свои идеи и эмоции, формируя при этом их эстетический вкус и представления о красоте.

Также важно использование метода проектной деятельности, который включает в себя планирование, разработку и реализацию творческих проектов. Данный подход способствует развитию у детей организационных навыков, способности к самостоятельному принятию решений и реализации собственных идей.

Практические методы: включают в себя проведение опытов и практическую работу детей. Эти методы позволяют ученикам непосредственно применять полученные знания и навыки в реальной практике, экспериментируя с цветами и создавая собственные художественные работы.

Кроме того, методика обучения изобразительному искусству должна включать элементы рефлексии и самоанализа. Размышления о собственных работах и процессе их создания помогают детям осмысливать свои творческие достижения, развивать критическое мышление и самооценку.

В целом, данные методики и техники обучения изобразительному искусству способствуют гармоничному развитию личности учащегося, стимулируя его творческие способности и эмоциональное восприятие мира.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Антилогова Л.Н. Развитие творческих способностей младших школьников в изобразительной деятельности // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2018. № 4(28). С. 100-104;

2. Савинова Т. В., Таланина О. В. Развитие творческих способностей младших школьников в процессе изобразительной деятельности // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №58-3;

3. Шелепова С. В. Изобразительная деятельность как средство развития творческих способностей младших школьников // Педагогическая перспектива. 2023. №1;

4. Юсупхаджиева Т.В. Формирование художественно-творческих способностей в изобразительном искусстве // Гуманизация образования. 2019. №2

5. С. 24-30

Karpovskaya A.A.

School No 6 (Gavrilov-Yam, Russia)

FEATURES OF DEVELOPING CREATIVE ABILITIES OF JUNIOR SCHOOL CHILDREN VIA FINE ARTS

Abstract: article examines the influence offine arts on the development of creative abilities of primary schoolchildren. The main focus is on the analysis of key methods and techniques in the field of teaching fine arts, which help stimulate the creativity and emotional development ofprimary school students.

Keywords: creative abilities, primary schoolchildren, fine arts, emotional development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.